Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Основные этапы развития экономической науки: экономические учения Древнего Востока, античного мира и Средневековья»

/ История экономических учений
Конспект, 

Оглавление

Зарождение экономической мысли

    О том, что многие экономические истины стали известны людям еще в глубоко в древности, наглядно свидетельствует Библия. Начнем с того, что между сыновьями Адама Авелем и Каином существовало разделение труда, один из них был скотоводом, а другой землепашцем. Жертвоприношения Богу, приносимые Авелем и Каином, представляют зародыш налогообложения. В книгах Ветхого Завета содержатся советы, пожелания, напутствия экономического толка. Так, к примеру, Книга Левит повествует: “Если будешь продавать что ближнему твоему иди будешь что покупать у ближнего твоего, не обижайте друг друга”. В Книге Неемии уже напрямую упомина­ется о податях и залоге.

    Древнейшими документами, в которых были зафиксированы правила и нормы экономического поведения граждан, отношения между ними и государством, между рабом и господином, денежные отношения, можно считать законы. Первые законы, возникшие в государствах Древнего Востока, относятся к ХХ веку до нашей эры. В древневавилонском царстве действовали законы царя Хаммурапи, царствовавшего с 1792 по 1750 год до нашей эры. В этик законах, обнаруженных на черном базальтовом столбе, заполненном с двух сторон клинописным текстом, установлены экономиче­ские правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников натуральным продук­том и серебром. В старовавилонских хозяйственных и юридических документах предусматривались взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушение.

    В “Законах Ману”, господствовавших в Индии в VI веке до нашей эры, регламентировались права и отношения собственности. В более поздних древнеиндийских трактатах мудрецов-брахманов содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключения сделок, осуществления торговых операций, ценообразования.

    Древнекитайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IV-III  веках до нашей эры в Китае был распространен трактат “Гуань-цзы”, в котором повествовалось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятиях земледелием и ремеслом, о денежном обращении, финансах. В учении древнекитайского философа Сюнь-цзы (313–238 гг. до н.э.) утверждалось, что земельный налог должен состав­лять урожай с одной десятой земли (“десятин”), тогда как охоту и рыболовство не следует облагать налогом. Перечислялось, какие товары следует облагать пошлина­ми, а каким давать возможность “свободно передвигаться, словно люди, живущие между четырьмя морями и составляющие единую семью”. Сюнь-цзы выступал против “непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен”.

 

Экономические учения мира античности

    В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизи­руются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430–35 5 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (38Ф–322 гг. до н.э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

    Ксенофонт, написавший такие работы, как “О доходах” и “Экономика” (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказыва­ется мысль о целесообразности разделения труда.

    Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображе­ний о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности. анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

    Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Арис­тотеля. В своих знаменитых трактатах “Политика” и “Этика” Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей.

    В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приум­ножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкну­тые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов (“говорящие орудия труда”). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произве­денных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйст­венное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно в себя включало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рацио­нальной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, – это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

    В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с день­гами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название “хрематистика”, то есть искусство делать деньги. Именно в рамках хрематистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

    Великий грек считал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, а именно натуральному хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно глу­боко для своего времени проанализировал денежные процессы и явления, Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем “справедливого обме­на” с соседями. Третируя хрематистику и всячески подчеркивая значение экономики в его понимании, Аристотель выступил как консерватор, который к тому же был ли­шен дара предвидения исторической перспективы. Но история сыграла с Аристотелем забавную шутку. С течением времени термин “хрематистика” забылся, а под эко­номикой стали понимать науку, значительная часть которой рассматривает хрематистическую проблематику. Следовательно, имя Аристотеля вошло в историю экономической науки благодаря разработке той проблематики, которую сам автор считал тупиковым направлением хозяйственного развития. Несмотря на это, Арис­тотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и име­нуют первым ученым-экономистом.

    Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли внимание эко­номическим проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Ученый-энциклопедист Варрон (116–27 гг. до н.э.) написал работу “О сельском хозяйстве”, а писатель и политический деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н.э.) известен своим трактатом “О земледелии”, в котором со­держится множество хозяйственных советов и высказываются мысли о роли отдельных видов экономической деятельности. Катон утверждает: “Купца я считаю челове­ком дельным и прилежащим к наживе, но, как я сказал выше, ему уготованы опасности и потери”. Интересные мысли об экономике высказывали Оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) и ученый Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.); автор энциклопедического труда “Естественная история”. Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (I в. н.э.) “О сельском хозяйстве” называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

 

Экономическая мысль в первом тысячелетии новой эры. Экономика и религия

    Первое тысячелетие нашей эры характеризуется прежде переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму. В этот период не происходит революционных изменений в экономических взглядах, зарождения принципиально новых экономических теорий. Главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению.

    Наиболее сильное влияние на экономические воззрения этого периода оказыва­ет церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического пове­дения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлена прежде всего низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

    Влияние религии на экономическую теорию пролегает прежде всего через Библию и Евангелие (Новый Завет). О связи Библии с экономикой уже говорилось выше.

    Евангелие не содержит сколь-нибудь систематизированных взглядов на собственно экономику и не может претендовать на свод правил о ведении хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоя­нии принципам стяжательства, голой наживе. Своим призывом: “Отдавайте кесаре­во кесарю, а божие Богу” Иисус Христос ответил не только на поставленный ему вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что не все ценности в мире продаются за деньги, становятся предметом купли-продажи.

    Интересно, что в Книгах Нового Завета содержались идеи, близкие к социалис­тическим и даже коммунистическим. Так, в “Деяниях святых апостолов” мы читаем: “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, прино­сили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду”.

    Вместе с тем в Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. “Надобно повиноваться не только из страха на­казания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, по­дать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь”, – говорится в “Посла­нии к Римлянам”.

    Таким образом, христианское учение наложило значительный отпечаток на эко­номические представления первого тысячелетия нашей эры. Хотя проблема “рели­гия и экономика” крайне мало исследована, есть все основания утверждать, что связь между ними стала довольно тесной, тем более что церковь быстро приобщилась и к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства, а в последующем длительное время осуждала и даже преследовала ростовщичество.

    Воздействие религиозных верований на экономические взгляды и принципы на­блюдалось не только со стороны иудейского и христианского вероисповедания, но и со стороны ислама. Уже в начальной стадии формирования ислама, в период, соответствующий примерно 600 году нашей эры, пророк Мухаммед провозгласил, что мусульманин не может быть рабом мусульманина и потому должен быть освобожден от рабства без выкупа. Мухаммед проповедовал дух умеренности, непоклонения бо­гатству, милосердия. Устами Аллаха он призывал избегать “греховной расточитель­ности, дабы не остаться обедневшим”.

    Мухаммед установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде обязательного внесения милостыни (заката), годовая норма ко­торой не превышала 2–3% стоимости имущества лица, вносящего милостыню. За­кат – своеобразная форма налогообложения. Пророком был создан общественный фонд поддержки неимущих, который формировался из заката и пятой части военной добычи.

    Говоря об экономических правилах и новациях, в водимых Божественным про­мыслом, зафиксированных в священных писаниях, приходится констатировать, что и ранее и сейчас многие верующие не придерживаются этих норм, установлений эко­номического поведения. Увы, даже священнослужители не всегда следуют религиоз­ному кодексу экономической жизни. Все это не снижает, однако, исторической ценности и научно-познавательного интереса к взглядам на экономическую сторону жизни, представленным в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране, священных книгах других вероучений.

    В период раннего Средневековья господствовавшая экономичес­кая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как резуль­тат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Наиболее известным представителем западноевропейской экономической мысли был итальянский монах Фома Аквинский, живший в XIII веке. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления “справедливых цен”. Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойствен­ного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдель­ных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссуд­ные операции, как явления грешные, вообще запрещались. Однако в XIII–XIV вв., в период расцвета позднего средневе­ковья (когда усилилась сословная дифференциация общества, воз­росли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние ка­нонисты расширили круг аргументов, “объясняющих” экономи­ческие проблемы и причины социального неравенства. Здесь име­ется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказа­тельств (посредством ссылок на тексты священного писания и труды церковных теоретиков) и морально-этическая характерис­тика экономических категорий (включая положение о “справедли­вой цене”). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип действенности оценок, позволяющий посредством ком­ментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку кон­кретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.

    Вышесказанное очевидно из суждений Ф. Аквинского по мно­гим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате “Сумма теологии”. Например, если ранние канонисты, подразде­ляя труд на умственный и физический виды, исходили из боже­ственного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский “уточняет” это “доказательства” в пользу сословного деления об­щества. При этом он пишет: “деление людей по различным про­фессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склон­ны к различным профессиям...” Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ран­ними канонистами автор “Суммы теологии” занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростов­щический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого при­менительно к каждой названной категории.

    Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считав­шихся по своей природе “искусственным богатством”, не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества.

    Важное место в учении Аквинского занимает теория “справедливой цены”. Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ре­месленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых за­тратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считает “справедливой ценой” пра­вильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу сущест­вование. Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой счита­лась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар. С теорией “справедливой цены” тесно связаны рассуждения Ак­винского о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Аквинский был сторонником натурали­зации хозяйственной жизни и, подобно своим предшественникам1 враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечива­ет семье купца возможность жить соответственно его месту в сослов­ной иерархии общества. Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти комп­ромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в сере­дине ХIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставле­ние отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!