Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Основные аспекты работы налоговых органов с кредитными учреждениями и ответственность за неуплату налогов»

/ Налоги
Конспект, 

Оглавление

Ежеквартально, начиная с отчета за IV квартал 1994 г., т.е. по состоянию на 1 января 1995 г., каждый налогоп­лательщик, филиал, представительство и другое обособленное подраз­деление юридического лица, состоящие на учете в налоговом органе, обязаны в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным пери­одом, представлять сведения о расчетных (текущих) счетах, ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации, а также о счетах в иностранной валюте в банках и иных кредитных учреждениях, действу­ющих на территории Российской Федерации и за рубежом, в виде списка. 

    Банки и иные кредитные учреждения представляют в налоговый орган в установленном настоящим пунктом порядке сведения об откры­тых им корреспондентских счетах в РКЦ Банка России и корреспондентс­ких счетах в других банках или иных кредитных учреждениях, а также открытых им корреспондентских счетах в банках или иных кредитных учреждениях. 

    Эти сведения представляются налогоплательщиком в налоговый ор­ган по месту учета. 

    Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциаль­ность полученных от налогоплательщика сведений в соответствии с тре­бованиями, установленными законодательством Российской Федерации. 

    Налоговые органы и банки, кредитные учреждения, РКЦ Банка Рос­сии ежеквартально осуществляют сверку указанных открытых счетов.

    Перечисление сумм сокрытого, заниженного дохода в иностранной ва­люте. Суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностран­ной валюте, выявленные в результате проверок налоговых органов, уплачиваются налогоплательщиками или взыскиваются налоговыми ор­ганами в установленном порядке инкассовыми поручениями (распоряже­ниями) налоговых органов на счет МНС Российской Федерации № 74190001 во Внешторгбанке России в иностран­ной валюте, временно до особых указаний, а при ее отсутствии или недостаточности – в рублях с применением курса рубля к иностранным валютам, установленного Центральным банком Российской федерации на дату выявления сокрытого или заниженного дохода. При этом датой выявления сокрытого или заниженного дохода считается дата утвержде­ния акта проверки. В инкассовом поручении (распоряжении) в разделе «назначение платежа» налоговым органом делается запись «concealed income» (сокрытый доход) и проставляется код налоговой инспекции. выставившей поручение.1

    Сумма сокрытого или заниженного дохода в иностранной валюте  перечисляется налоговыми органами в соответствующие бюджеты.

    Порядок взимания в бюджеты недоимок по налогам и другим обяза­тельным платежам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов налогоплательщиков – юридических лиц при отсутствии рублевых средств. Для погашения недоимки плательщик в случае отсут­ствия средств на расчетном (текущем) счете должен самостоятельно через уполномоченный банк продать имеющуюся у него иностранную валюту в сумме, достаточной для полного расчета с бюджетами, в поряд­ке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. №1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» и письмом Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. №98.

    Налоговые органы в случае отсутствия рублевых средств на расчет­ных, текущих и иных счетах налогоплательщиков (кроме ссудных и депо­зитных) с момента возникновения недоимки по налогам и другим обяза­тельным платежам в бюджет выставляют инкассовые поручения (рас­поряжения) на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов налогоплательщиков, имеющих задолжен­ность по уплате налогов в пределах остатков денежных средств на них. Сумма задолженности в рублях пересчитывается в иностранную валюту по курсу Банка России на дату выставления инкассового поручения. При этом в инкассовом поручении (распоряжении) указывается получатель – МНС Российской Федерации, лицевой счет по соответствующему виду валюты на балансовом счете первого порядка №405 «Счета предприятий, находящихся в Федеральной собственно­сти» – счете №40503 «Некоммерческие организации», банк – Внешторг­банк России и счет Внешторгбанка России по виду иностранной валюты, а также в инкассовом поручении (распоряжении) указывается код нало­говой инспекции, выставившей указанное инкассовое поручение (распоря­жение), и вид платежа.

    МНС Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня после зачисления платежей в бюджет в ино­странной валюте на соответствующий счет во Внешторгбанке России направляет соответствующей налоговой инспекции, на налоговом учете в которой находится налогоплательщик, от которого поступили платежи в бюджет в иностранной валюте, копии поступивших на счет МНС Российской Федерации во Внешторгбанке России выписок по соответствующему счету с указанием назначения платежа и бюджетов, в которые должны быть зачислены поступившие суммы. Налоговая инспекция, получив копии указанных документов, делает соответствующие записи в лицевом счете плательщика и конт­ролирует полное погашение недоимки по налогам и другим обязатель­ным платежам, а также пени за задержку их уплаты в бюджет всех уровней.

    МНС Российской Федерации обеспечи­вает ежемесячное перечисление валютных средств на валютные счета соответствующих бюджетов.

    За невыполнение указанных выше требований руководители МНС Российской Федерации и территориальных налоговых инспекций несут ответственность, установленную законодате­льством.

    Порядок отражения возникающих суммовых разниц, как положитель­ных, так и отрицательных, в связи с изменением курса рубля к иностран­ным валютам в ходе совершения этих операций будет сообщен Мини­стерством финансов Российской Федерации дополнительно. В даль­нейшем номер счета, на который будут зачисляться недоимки по налогам и штрафам в иностранной валюте при отсутствии рублевых средств, и порядок зачисления будет сообщен дополнительно.

    Налоговый орган одновременно с выставлением инкассового поруче­ния (распоряжения) на списание недоимки и иных обязательств платежей в бюджет, штрафов (пени) и иных санкций с текущего валютного счета налогоплательщика письменным заявлением отзывает инкассовое пору­чение (распоряжение) на списание указанных платежей к расчетному (текущему) счету из картотеки к внебалансовому счету № 9929 «Расчет­ные документы, не оплаченные в срок» или представляет банку письмен­ное распоряжение о возврате налогоплательщику неисполненного пла­тежного поручения.1

    Банки и иные кредитные учреждения, получившие инкассовое поруче­ние (распоряжение) на списание сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, а также недоимки и других обязатель­ных платежей, штрафов (пени) регистрируют их. Банки и иные кредитные учреждения принимают к исполнению инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени за задержку из уплаты в установленном порядке.

    Налоговые органы при установлении фактов нарушения налогового законодательства и порядка отражения возникающих курсовых разниц между банками или иными кредитными учреждениями применяют сан­кции к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При наличии у налогоплательщика на валютном счете средств для исполнения обязательств по контрактам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), заключенным до 24 мая 1994 г., или контрактам с иностранными партнерами, заключенными в соответствии с кредит­ными соглашениями, и имеющейся недоимки по платежам в бюджеты налогоплательщик вправе представить извещение в налоговый орган о том, что валютные средства, находящиеся на текущих (специальных) валютных счетах в уполномоченных банках Российской Федерации, необходимы для исполнения им указанных контрактов с указанием необ­ходимой суммы для выполнения контрактов и реквизитов банков, в ко­торых открыты счета на эти цели.

    Под контрактом, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), понимается либо контракт на импорт товаров (работ, услуг), заключенный с иностранным партнером, либо договор поручения или договор комиссии, заключенный с российской посреднической организа­цией, действующей по поручению налогоплательщика.

    Под контрактом с иностранными партнерами, заключенным в соот­ветствии с кредитным соглашением, понимается контракт, предусмат­ривающий ввоз или вывоз капитала из Российской Федерации в соот­ветствии с требованиями Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных норм валютного законо­дательства.1

    К предприятиям, в случае установления налоговыми органами необо­снованного расходования инвалютных средств на цели, не соответст­вующие выполнению обязательств по вышеуказанным контрактам, при­меняются санкции в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

    Налоговый орган при получении извещений проверяет достоверность и сверяет данные этих извещений с прилагаемыми контрактами, допол­нениями и приложениями к этим контрактам, делает отметку на экземп­ляре извещения, который возвращается налогоплательщику вместе с кон­трактами, дополнениями и приложениями к ним. Один экземпляр изве­щения остается в налоговом органе. В случае возникновения спорных вопросов по срокам заключения контрактов налоговые органы совмест­но с налоговой полицией проводят необходимые организационные меро­приятия по проверке подлинности сроков заключения и исполнения этих контрактов.

    Спорные вопросы о правомерности списания инвалютных средств с текущих (специальных) валютных счетов решаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке между предприятием и налоговым органом, выставившим инкассовое поручение (распоряже­ние).

    В целях погашения недоимки по платежам в бюджеты, а также пени за задержку их уплаты и при отсутствии у налогоплательщика средств на расчетном (текущем) или валютных счетах и при наличии у налого­плательщика рублевых или валютных средств на депозитном счете нало­говые органы выставляют предприятиям, учреждениям и организациям требование об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный (текущий) или валютный счет этого предприятия, учреждения и организации по истечении срока действия депозитного договора, а так­же невозможности его пролонгации. В случае несоблюдения этого усло­вия налоговый орган вправе обратиться с иском в суд или арбитраж о расторжении депозитного договора и перечислении средств на расчет­ный или валютный счет.

    Совершение операций физическими лицами на сумму свыше 10 тыс. долл. В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерези­дентом) в банке разовой операции в рублях или иностранной валюте в наличной или безналичной форме (зачисление средств на счет по вкладу физического лица либо любая другая операция по поступлению денеж­ных средств в пользу физического лица: снятие средств со счета по вкладу физического лица, покупка или продажа ценных бумаг или иностранной валюты) на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту налогового учета банка.

    При этом при совершении физическим лицом операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше по курсу рубля к иностранным валютам, устанавливаемому Банком России на дату совершения опера­ции, работник банка, обслуживающий эту операцию, заполняет форму в двух экземплярах (второй экземпляр остается в делах банка) и при этом требует от лица, совершающего операцию, документ, удостоверяющий его личность.

    Первые экземпляры указанной выше формы ежемесячно высылаются в налоговые органы не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, фельдъегерской связью, через центр спецсвязи Министерства связи Российской Федерации или по договоренности с налоговым орга­ном курьером банка и сдаются под расписку должностному лицу нало­гового органа.

    По согласованию с местным налоговым органом указанные данные могут банками передаваться на магнитных носителях либо по каналам специальной связи.

    Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденци­альность указанной информации в соответствии с требованиями, устано­вленными законодательством Российской Федерации.

    Работа с денежной наличностью. Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, ут­вержденным решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.

    При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федера­ции предприятиями, учреждениями, организациями и физическими ли­цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:

·       за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх устано­вленных предельных сумм взыскивается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

·       за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности взыскивается штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

·       за несоблюдение действующего порядка хранения свободных де­нежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов взыскивается штраф в 3-кратном размере выяв­ленной сверхлимитной кассовой наличности.

    Под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя вели­чина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.

    Лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющим налично-денежные расчеты в соответст­вии с требованиями порядка ведения кассовых операции в Российской Федерации.1

    На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустив­ших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации раз­мере минимальной месячной оплаты труда.

    Исчисление суммы административного штрафа производится из рас­чета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.

    Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями, учре­ждениями и организациями (далее – «предприятие») требований Поряд­ка ведения кассовых операций в Российской Федерации. За неисполнение банками предписаний Банка России в части осуществления указанных проверок к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Зако­ном РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

    Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определя­ются руководителем банка самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и усло­вий работы с денежной наличностью. Период, за который рассматрива­ется состояние кассовой дисциплины, должен быть не менее трех месяцев.

    При установлении налоговыми органами в ходе документальных проверок соблюдения налогового законодательства фактов нарушений условий работы с денежной наличностью независимо от даты их возник­новения информируются банки, осуществляющие расчетно-кассовое об­служивание данных предприятий или соответствующие финансовые ор­ганы.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложе­ние штрафов производится органами МНС Российской Федерации по сведениям, представляемым коммерчес­кими банками и другими органами, осуществляющими проверки со­блюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

    Учреждения банков и соответствующие финансовые органы, произ­водящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и органи­зациями требований порядка ведения кассовых операций, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам.

 

3.2. Ответственность кредитных учреждений за нарушение налогового законодательства

 

    Налоговым кодексом России существенно изменены дей­ствовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы от­ветственности за налоговые нарушения. Эти нормы приме­нялись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых на­рушений. В этих условиях зачастую не закон, а действия на­логовых инспекторов и их руководителей определяли сам факт нарушения налогоплательщиком налогового законода­тельства и, соответственно, размер штрафных санкций за это нарушение.

    Процедура определения нарушения законодательства о на­логах была чрезмерно проста для налоговых органов, они зача­стую сами могли трактовать налоговое законодательство при том, что отсутствовала четкая и ясная процедура доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и, нередко, про­тиворечивых циркуляров МНС и Минфина России.

    Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налого­вых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов пред­приятия-налогоплательщики сурово наказывались. Все это при­вело к тому, что к моменту принятия Налогового кодекса задол­женность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэто­му при подготовке и принятии Налогового кодекса было при­нято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налого­вые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в про­центном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в дру­гих – в четко фиксированной сумме.

    Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Со­гласно Кодексу налоговым правонарушением является винов­но совершенное противоправное, т.е. в нарушение законода­тельства о налогах и сборах, действие или бездействие налого­плательщика, за которое Налоговым кодексом установлены со­ответствующие меры ответственности.1

    Основополагающими принципами привлечения к ответ­ственности за нарушение налогового законодательства, опре­деленными в основном налоговом законе страны, являются сле­дующие:

q      ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, пред­приниматель или налогоплательщик – физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение на­логового правонарушения иначе, как по основаниям и в по­рядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

q      к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

q      ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает толь­ко в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодатель­ством Российской Федерации;

q      привлечение налогоплательщика – юридического лица к от­ветственности за совершение налогового нарушения не мо­жет освобождать его должностных лиц (при наличии соот­ветствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Рос­сийской Федерации;

q      в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

q      налогоплательщик не может считаться виновным в наруше­нии налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в за­конную силу;

q      на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового пра­вонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоя­тельств, свидетельствующих о факте налогового правонару­шения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

q      все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу Рос­сии всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика. Принципиально новым моментом при определении меры от­ветственности налогоплательщика за нарушение налогового за­конодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противо­правное действие или бездействие: умышленное правонару­шение и совершенное по неосторожности.

    Умышленным считается такое правонарушение, когда со­вершившее его лицо осознавало противоправный характер сво­их действий или бездействия, желало или сознательно допус­кало наступление их вредных последствий.

    В то же время признается совершенным по неосторожнос­ти такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

    В зависимости от вины должностных лиц налогоплательщика, действия которых привели к нарушению налогового законодатель­ства, определяется и вина организации-налогоплательщика.

    Одновременно с этим установлены определенные обстоя­тельства, при наличии которых налогоплательщик не подле­жит ответственности за нарушение налогового законодатель­ства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем.

    Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, со­вершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

    Во-вторых, не подлежат ответственности те действия нало­гоплательщика, приведшие к нарушению налогового законода­тельства, которые являются следствием выполнения письмен­ных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом, или другим уполномо­ченным государственным органом, или их должностными ли­цами в пределах их компетенции.

    И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки на­логового правонарушения, совершенного налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отче­та в своих действиях или руководить ими вследствие болезнен­ного состояния, также исключают его вину.

    Применение того или иного размера финансовых санкций за на­рушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предусмотренную в за­коне ответственность за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельством, смягчающим ответственность за совер­шение налогового правонарушения, является, в частности, со­вершение правонарушений вследствие стечения тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угро­зы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

    Обстоятельством, отягчающим ответственность, является со­вершение налогового правонарушения лицом, ранее (т.е. в тече­ние 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привле­каемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

    При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из ука­занных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств раз­мер штрафа увеличивается в два раза.

    Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такое правонарушение в отдельности.

    Налоговый кодекс установил и период времени, в течение ко­торого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыска­нии с налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рас­смотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев.

    С принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогопла­тельщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нару­шений присутствовали в налоговом законодательстве, действо­вавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в настоящее время система налоговых сан­кций, применяемых к налогоплательщику, существенно диф­ференцирована и в существенной степени смягчена.

    Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, – это 40% суммы неуплаченного налога за умышленное заниже­ние налогооблагаемой базы или неправильное исчисление на­лога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное умень­шение налогов взималась сумма, равная 100% суммы сокры­той или заниженной прибыли (100% суммы налога за сокры­тый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф в этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увели­чивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер нало­говой санкции снизился более чем в 15 раз.

    Налоговым кодексом кроме ответственности непосредствен­но налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участников нало­говых отношений.

    В частности, за невыполнение налоговым агентом возложен­ных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

    В случае, если эксперт, переводчик или специалист отказы­ваются от участия в проведении налоговой проверки, они мо­гут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составля­ет одну тысячу рублей.

    Особое место в налоговом законодательстве отведено ответ­ственности коммерческих банков за нарушение ими возло­женных на них налоговыми законами обязанностей.

    В частности, за открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в на­логовом органе или при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица на коммер­ческий банк налагается штраф в размере 10 тысяч рублей.

    Кроме того, в случае несообщения банком налоговому орга­ну сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем с этого банка взыскивает­ся штраф в размере 20 тыс. рублей.

    При нарушении банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбо­ра с банка взыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

    Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию от­сутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в от­ношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30% непоступившей в результате таких действий суммы налогов.

    В том случае, если у банка имеется решение налогового орга­на о приостановлении операций по счетам налогоплательщи­ка, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф в размере 20% сум­мы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплатель­щика, но не более суммы задолженности налогоплательщика в бюджет.

    Неисполнение банком в установленный срок инкассового по­ручения налогового органа о перечислении со счета налогопла­тельщика при наличии на нем достаточных денежных средств суммы налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Цен­трального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

    В случае непредставления коммерческим банком по мотиви­рованному запросу налогового органа справки по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный Кодексом срок с банка взыскается штраф в размере 20 тыс. рублей.1

    Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговых сан­кций с банков осуществляется только по решению суда.

 


Заключение

 

    Система управления налогообложением в Российской Федерации пред­ставляет собой единую централизованную систему, построенную но принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

    Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России является Министерство по налогам и сборам РФ, состоящее из подраз­делений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам (отраслям) налогов.

    К областному уровню относятся государственные налоговые инспек­ции входящих в состав Российской Федерации республик, краев, облас­тей, городов республиканского подчинения.

    Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.

    Главной задачей налоговых служб Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответству­ющие бюджеты государственных налогов и других платежей, установ­ленных законодательством Российской Федерации и республик в ее со­ставе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

    Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимо­действие с налогоплательщиками посредством реализации определенных функций.

    Основными функциями государственных налоговых инспекций район­ного уровня являются:

1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о на­логах и других платежах в бюджет.

2. Обеспечение своевременного и полного учета плательщиков нало­гов и платежей в бюджет.

3. Обеспечение правильности исчисления платежей гражданам Рос­сийской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет.

4. Контроль за своевременностью представления плательщиками бу­хгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклара­ций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет.

5. Осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных на­логов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения.

6. Взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения на­логоплательщиками законодательных и других распорядительных до­кументов.

7. Передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен­ность.

8. Обеспечение правильности применения финансовых санкций, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения и своевременность взыскания средств по ним.

9. Осмотр, фиксация содержания и изъятие у предприятий, учрежде­ний и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (заниже­нии) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

10. Осуществление работ по учету, оценке и реализации конфискован­ного, бесхозного имущества, перешедшего по праву наследования к госу­дарству, и кладов.

11. Получение от предприятий, учреждений, организаций, финансо­вых органов и банков документов, на основании которых ведут операти­вно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступив­ших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов.

12. Приостановление операций предприятий, учреждений, организа­ций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должност­ным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

13. Составление, анализ и представление вышестоящим государствен­ным налоговым органам установленной отчетности, а районным и горо­дским финансовым органам – ежемесячных сведений о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет.

14. Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предпри­ятий и организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действие должностных лиц государственных налоговых инспекций.

15. Ведение в установленном порядке делопроизводства, осуществле­ние учета поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

    Состав и структура системы управления налогообложением Российс­кой Федерации соответствуют ее административно-территориальному делению.

    Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при котором локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

    Основными задачами Налоговых служб РФ являют­ся следующие:

• учет налогоплательщиков (по категориям, территории, видам на­логообложения, роду деятельности);

• учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);

• анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;

• информирование органов власти о поступлении налогов (респуб­ликанских, местных);

• совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);

• информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.

    Основная цель системы управления налогообложением состоит в оптимальном и эффективном развитии экономики посредством воздейст­вия на объекты управления: госпредприятия, кооперативные и обще­ственные организации, совместные предприятия, акционерные общества (АО), малые предприятия, население и т.д. со стороны субъекта управле­ния – государства в лице налоговой службы – системой установленных законодательством налогов.

    Наряду с важнейшим экономическим и политическим зна­чением, которое приобрело принятие Налогового кодекса страны, необходимо констатировать наличие в нем се­рьезнейших проблем, противоречивых моментов и нерешен­ных вопросов, которые затрудняют работу налоговых инспекций.

    К сожалению, многие хорошие задумки, найдя в Кодексе оп­ределенные смысловые подтверждения, не получили в нем кон­кретного воплощения. Мало того, представляется, что Налого­вый кодекс в его первой части, в которой определены налоговые правоотношения, построен на совершенно неверной пра­вовой основе. В чем это выражается?

    Самое главное принципиально ошибочное положение пер­вой части Кодекса, думается, состоит в отождествлении норм гражданского права и налогового права.

    К сожалению, сегодня этого постулата придерживаются мно­гие юристы. По их мнению, налоговые отношения – это своего рода договор между государством и его гражданами.

    Следующая проблема принятой Налогового ко­декса – это отсутствие положения об очередности платежей налогоплательщиков в бюджет и во внебюджетные фонды.

    В первой части Налогового кодекса в существенной степени устранены недостатки действующего налогового законодатель­ства в части регистрации налогоплательщиков. Статьей 83 Кодекса установлено, что налогоплательщики подлежат поста­новке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества с обяза­тельным присвоением идентификационных номеров. Предсто­ит серьезная, кропотливая работа налоговых органов по контролю за выполнением всеми налогоплательщиками введенной Налоговым кодексом нормы, ибо, вероятно, многим из них она ущемит их нынешнее льготное положение и поэтому невыгод­на.

Но, думается, что нормы ст. 83 Кодекса явно недостаточно. В части государственной регистрации юридических лиц воз­никает множество вопросов, которые в Кодексе не решаются. Поэтому имеется настоятельная необходимость в принятии федерального закона о порядке государственной регистрации юридических лиц - коммерческих организаций. Следует зап­ретить регистрацию этих организаций в жилых помещениях, четко регламентировать порядок внесения изменений и допол­нений в учредительные документы с установлением админист­ративной ответственности за непредставление или представ­ление недостоверных сведений об организационно-правовом изменении юридического лица, а также порядок ликвидации предприятий и организаций, не начавших уставную деятель­ность, не вставших в течение определенного срока на учет в налоговых органах и не представляющих в налоговые органы установленную отчетность. Органы, осуществляющие выдачу лицензий на соответствующие виды деятельности, должны при выдаче лицензий извещать об этом налоговый орган, в котором лицензиат состоит на учете.

Действующее в настоящее время налоговое законодательство предусматривает большое количество льгот практически по всем основным налогам. Кроме того, Правительством Российской Федерации и Минфином России в нарушение налогового законодательства предоставляется много индивидуальных на­логовых льгот. Очевидно, что многие налоговые льготы оказы­вают стимулирующее воздействие на развитие производства, внедрение новых технологических процессов, на инвестиции. В то же время предоставление в широких масштабах налого­вых льгот ведет к ослаблению принятой налоговой политики, уменьшает базу налогообложения, создает условия для злоупот­реблений, субъективизма, лоббирования индивидуальных и узкогрупповых интересов, незаконного ухода от уплаты налогов, осложняет контроль за соблюдением налогового законодатель­ства.



1 Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм – М., 1999. С. 34

1 Государственная налоговая служба / Под ред. проф. К.А. Бабаева. – Н.Новгород, 1999. С. 190-192

1 Анохин В.С. Предпринимательское право. – М., 1999. С. 161-162

1 Основы налогового права. Учебно-методическое пособие /Под ред. С.Г. Пепеляева – М., 1999. С. 103

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2021 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!