Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Органы предварительного следствия в годы революции и гражданской войны»

/ История государства и права
Конспект, 

Оглавление

С момента свержения Временного правительства в октябре 1917 года большевики поставили перед собой задачу укрепления и окончательного удержания своей власти. Для этого они провели ряд мероприятий, которые в первую очередь включали в себя разгон старых учреждений или их реорганизационно-кадровое обновление и создание новых органов, выполнявших функцию подавления. С октября 1917 года функционировали ревтрибуналы – волостные, уездные, губернские. В декабре 1917 года была создана ВЧК.

    Причинами образования ВЧК провозглашалась необходимость борьбы с противниками советской власти, с контрреволюцией. Однако, уже тогда ВЧК предоставлялись самые широкие функции, что давало возможность превращения этой организации в «карающий меч» не только против реальных противников большевиков, но и против любого несогласного с их политикой, из любой социальной среды, включая крестьян и рабочих. Поэтому неудивительно, что эта организация очень быстро превратилась в орудие узурпации власти отдельных большевистских лидеров, в средство для подчинения огромной, необъятной страны с помощью всеобъемлющей атмосферы страха.

    Решением СНК РСФСР от 20 декабря 1917 г. перед ВЧК были поставлены следующие задачи: 1) «преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они не происходили»; 2) «предание суду ревтрибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними»; 3) «комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку оно нужно для пресечения».

    С наступлением немцев на Петроград 21 февраля 1918 г. СНК принял Декрет «Социалистическое отечество в опасности», которым ввел расстрел на месте без суда и следствия германских шпионов, неприятельских агентов, спекулянтов, хулиганов, контрреволюционных агитаторов и даже «членов буржуазного класса независимо от пола, отказывающихся рыть окопы».

    Декрет не устанавливал, какой орган будет осуществлять эти акции. Однако на следующий день после его выхода ВЧК от себя лично опубликовала в «Известиях» объявление о том, что именно она будет обеспечивать реализацию декрета «Социалистическое отечество в опасности» в части применения репрессивных мер к нарушителям советских законов. При этом говорилось, что расстрел будет применяться не только к лицам названным в декрете, но и к организаторам и участникам восстаний, всем бегущим на Дон для поступления в контрреволюционные войска Каледина и Корнилова и др.

    Подобные действия ВЧК превращали ее из скромной следственной комиссии в грозный судебный и правотворческий орган советской власти. ВЧК присвоила себе не только право вершить правосудие и приводить приговоры в исполнение, но и существенно дополнила декрет СНК, расширив круг лиц, подпадающих под расстрел. Подобную норму могли принимать только ВЦИК или СНК, но не следственная комиссия. И тем не менее компетентные органы никак не прореагировали на подобные самовольные действия ВЧК.

    По заключении Брестского мира 3 марта 1918 г. опасность немецкого вторжения миновала и декрет СНК как временный акт утратил свое действие. Однако ВЧК продолжала вершить правосудие и заниматься правотворческой деятельностью. В марте 1918 г. ВЧК снова подменила СНК, приняв постановление о создании чрезвычайных комиссий при местных советах. Принятое некомпетентным органом постановление советы исполнили достаточно активно и уже к 1 июля 1918 г. в РСФСР действовало 365 уездных и 40 губернских чрезвычайных комиссий.1

    Первоначально аппарат ВЧК был немногочисленным и насчитывал 120 человек. Работу возглавлял Президиум, состоявший из председателя, двух
заместителей и двух секретарей. В ВЧК входили информационный, организационный отделы и отдел по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Затем возникли отделы по борьбе со спекуляцией, бандитизмом, должностными преступлениями и др. ВЧК значительно расширила свои ряды и даже имела в ведении специальные войска.

    В рассматриваемый период для уголовно-процессуального права были характерны множественные недостатки: отсутствовало надлежащее нормативно-правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений, повсеместно наблюдались судебный произвол, низкая профессиональная подготовка судей, бездействие кассационных инстанций и отсутствие института пересмотра приговоров в надзорном порядке.

    Характерная особенность уголовного процесса этого периода состояла в том, что народный судья местного суда должен был самолично вести предварительное следствие по подсудным делам. Допускалось также расследование преступлений следственной комиссией в составе народного судьи и двух народных заседателей.  В революционных трибуналах и окружных судах предварительное следствие осуществлялось следственными комиссиями, избираемыми местными советами.

    Следственные комиссии революционных трибуналов наделялись чрезвычайными полномочиями и имели право требовать от всех государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, судов и нотариальных учреждений, общественных организаций, предприятий, как государственных, так и частных предоставления необходимых сведений и документов, а также неоконченных производством дел. Следственные же комиссии окружных судов могли обращаться только за содействием к Красной гвардии или народной милиции, государственным и общественным учреждениям, частным и должностным лицам.

    Процессуальное положение лиц, обвиняемых в совершении преступлений, декреты не регламентировали. На стадии предварительного следствия допускались защитники лишь по спискам, утвержденным местными советами. Во время судебного процесса к защите мог допускаться любой гражданин из публики, но только один.

    Декрет о суде №1 предусматривал кассационное обжалование решений и приговоров местных судов в уездный суд. Однако работа уездных судов не была организована должным образом, поэтому данный институт уголовного процесса фактически не действовал, а жалобы заинтересованных лиц, направляемые в самые различные инстанции, оставались без удовлетворения.

    В стадии постоянного реформирования находились революционные трибуналы. Советская власть никак не могла окончательно решить, кому конкретно предоставить право судить контрреволюционеров: ВЧК или революционным трибуналам. Положением ВЦИК от 12 апреля 1919 г. предусматривалось сокращение сети революционных трибуналов. Они могли образовываться и действовать только при губернских советах и в городах численностью более 200 тыс. жителей. Все остальные трибуналы подлежали упразднению.

    Революционные трибуналы состояли из председателя и двух народных заседателей, избираемых губернскими советами. К участию в судебном разбирательстве по усмотрению трибунала допускались защитники и обвинители.

    8 января 1919 г. Реввоентрибунал Республики, используя уже накопленный опыт деятельности реввоентрибуналов, издал Инструкцию революционным трибуналам фронтов и армий. Это был первый документ из центра, регламентировавший деятельность революционных военных трибуналов и ориентирующий их на строжайшее соблюдение революционной законности при производстве предварительного следствия и рассмотрения дел в судебных заседаниях.

    1 февраля 1919 г. Реввоентрибунал Республики утвердил и разослал в трибуналы Инструкцию военным следователям революционных военных трибуналов, в которой формулировались процессуальные нормы предварительного следствия, а также и некоторые важнейшие принципы советского уголовного процесса.

    При производстве следствия военный следователь, руководствуясь «коммунистическим правосознанием, революционной совестью и существующими положениями», обязывался «с полным беспристрастием приводить в известность как обстоятельства, уличающие обвиняемого, так и обстоятельства, его оправдывающие». Следовательно, один из основных принципов советского уголовного процесса – установление объективной (материальной) истины – не только формировался, но и осуществлялся на практике с первых дней деятельности революционных военных трибуналов.

    18 марта 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о революционных трибуналах. В их состав обязательно входил представитель губернской ЧК. При ревтрибунале вводилась должность следователя-докладчика, который должен был готовить заключения по поступившим делам и докладывать свое заключение на заседании революционного трибунала.

    В период гражданской войны появляется ряд специализированных судов. В Красной Армии, на железных дорогах и в действующих войсках были созданы революционные военные трибуналы для рассмотрения наиболее опасных преступлений, совершаемых военнослужащими. В Главном революционном военном железнодорожном трибунале были разработаны инструкции и положения, четко регламентировавшие деятельность всех его структурных подразделений.

    Положением о следственной части этого трибунала устанавливалось, что для производства предварительного следствия организовывался следственный отдел в составе, его начальника, военных следователей и служащих по установленному штату. Общее наблюдение и контроль за деятельностью следственного отдела осуществлял один из членов Главного революционного военного железнодорожного трибунала и его заместитель.

    На следственный отдел возлагалось ведение предварительного следствия, составление заключений по всем делам, принятым трибуналом к своему производству, контроль и инструктирование следственных отделов местных железнодорожных трибуналов и органов транспортных отделов ВЧК.

    В своей деятельности Главный революционный военный железнодорожный трибунал руководствовался принципами революционной законности и принимал конкретные меры к тому, чтобы так же действовали и подведомственные ему трибуналы. С этой целью до последних доводились циркуляры Реввоентрибунала Республики по принципиальным проблемам судебной деятельности военных трибуналов. Все это способствовало тому, что судьи революционных военных железнодорожных трибуналов получали возможность в течение непродолжительного времени изучить и усвоить уже установившиеся правила судопроизводства в трибуналах и руководствоваться ими при рассмотрении конкретных дел.

    Как обоснованно отмечалось в отчете Ю.Ю. Межина о деятельности революционных военных железнодорожных трибуналов с момента их возникновения и по 1 июля 1920 г., «удачное и ясное проведение судебного процесса в значительной степени зависит от правильно проведенного предварительного следствия». Поэтому Главный железнодорожный трибунал ориентировал подведомственные трибуналы на необходимость предъявлять жесткие требования к качеству предварительного следствия. Не рекомендовалось принимать к производству дела о незначительных правонарушениях, поскольку они могли быть разрешены в дисциплинарном порядке.1 Главный железнодорожный трибунал внимательно следил за обстановкой, складывавшейся на железных дорогах, и своевременно ориентировал трибуналы, на что особо следует обращать внимание.

    Для усиления борьбы с дезертирами постановлением Совета обороны от 3 июня и от 13 декабря 1919 г. право рассматривать дела о дезертирах было предоставлено уездным комиссиям по борьбе с дезертирством. Этим же правом были наделены аналогичные губернские комиссии, в случаях отсутствия в губернии революционного трибунала.

    Проведенные изменения в системе органов, осуществляющих правосудие, таким образом, в полной мере соответствовали курсу советской власти на беспощадное истребление ее врагов, стремлению запугать население и заставить его исполнять советские законы.

    В годы гражданской войны ВЧК продолжала активную борьбу с лицами, склонными выступать или выступавшими против советской власти, создававшими тайные организации и заговоры. Декретом СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» предоставлялись самые широкие полномочия. По окончанию следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке, а также чекисты могли их даже расстреливать.

    Руководствуясь декретом «О красном терроре», ВЧК, по официальным данным, в течение 1918 года репрессировала 31 369 человек. Из них было расстреляно 6185 человек, заключено в тюрьмы 14829 человек, направлено в концентрационные лагеря 6407 человек, взято заложниками 4968 человек. Не менее жестокой была реакция Белой гвардии. Только в июне-сентябре 1918 г. на территории России жертвами белогвардейского террора стали более 10 тыс. рабочих и крестьян.1

    Деятельность ВЧК, осуществляемые ею расстрелы без суда и сколько-нибудь серьезного предварительного расследования и даже без специального законодательного акта, который бы предоставлял право ВЧК осуществлять подобную деятельность, вызвали резкую критику в печати со стороны отдельных деятелей партии большевиков и государства.

    28 октября 1918 г. ВЦИК вынужден был принять Положение о ВЧК и тем самым придать минимум законности его деятельности. Однако Положение было весьма кратким и в основном закрепляло структуру органов ВЧК и порядок их взаимодействия. Полномочия же ее как карательного органа были определены одной и весьма абстрактной фразой. В Положении говорилось, что ВЧК является центральной организацией «проводящей в жизнь непосредственную борьбу с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР».

    Против присвоения ВЧК функций судебного органа наиболее активно выступали работники революционных трибуналов. Им самим хотелось активно бороться с контрреволюцией. Собравшиеся в конце ноября 1918 г. на съезд председатели революционных трибуналов приняли решение, в котором отметили многие недостатки ВЧК и предложили в целях их пресечения установить судебный контроль за ее деятельностью.

    С учетом общественного мнения, ВЦИК вынужден был дополнить положение ВЧК постановлением от 17 февраля 1919 г. Постановление было компромиссным. Оно содержало предписание, согласно которому право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, передается революционным трибуналам. Им же предоставлялось право проверки следственных действий чрезвычайных комиссий, посещение мест заключения и проверки законности содержания заключенных.

    Расширив полномочия трибуналов, ВЦИК посчитал действовавшие трибуналы не готовыми к работе в новых условиях. В постановлении говорилось, что губернским исполкомам следует избрать новые трибуналы из трех человек. При этом ставилось непременное условие, чтобы все дела трибуналы рассматривали не позднее 48 часов после их поступления в трибунал.

    Этот пункт постановления ВЦИК вызывал наибольшее неудовольствие членов революционных трибуналов. Оно навязывало заведомо неприемлемый ритм работы. За этот срок нельзя было сколько-нибудь обстоятельно ознакомиться с делом и успеть рассмотреть его. Кроме того, право трибуналов рассматривать дела по обвинению в контрреволюционных преступлениях действовало со значительными купюрами. Органы ЧК по прежнему могли чинить расправу непосредственно в процессе пресечения преступлений, связанных с вооруженными выступлениями, и в местностях, объявленных на военном положении. ВЧК также могла направлять лиц в концентрационный лагерь на срок до пяти лет.

    Фактически это постановление мало что меняло во взаимоотношениях революционных трибуналов и ВЧК. Через несколько месяцев все вернулось на прежние позиции. Трибуналы получили право увеличивать сроки рассмотрения дел, поступивших из органов ЧК, а последние по значительной части дел стали принимать решение о наказании задержанных лиц, вплоть до применения расстрела. Более того, в ВЧК декретом СНК от 21 октября 1919 г. был образован специальный Особый революционный трибунал. Его члены утверждались коллегией ВЧК, а один из них назначался по соглашению с ВЦСПС. Полагалось, что наличие Представителя от ВЦСПС в Особом революционном трибунале позволит покончить со всеми вольностями и грубейшими нарушениями законности в ВЧК.

    Однако такая мера не оправдала себя. Практика незаконных расстрелов в ВЧК продолжалась. Поэтому декретом ВЦИК от 18 марта 1920 г. у ВЧК были вновь отобраны все внесудебные и судебные полномочия. Ведению революционных трибуналов передавались дела о контрреволюционных и должностных преступлениях, о спекуляции и явном дискредитировании власти советскими работниками. Органы ЧК могли только вести предварительное следствие по делам, подсудным революционным трибуналам. Декрет действовал около двух месяцев. «В виду усиливающейся работы польских агентов польской шляхты в тылу Красной Армии в центре страны, в виду ряда поджогов, взрывов, а также всех видов саботажа» ВЦИК и СНК своим декретом от 28 мая 1920 г. вернули органам ЧК права военных революционных трибуналов в отношении всех преступлений, направленных против военной безопасности республики: взрывов, поджогов, измены, шпионажа, спекуляции военным имуществом и др. Подобное право органы ЧК получили не везде, а лишь в губерниях Европейской части РСФСР, объявленных на военном положении, в том числе в Москве, Ярославле, Воронеже, Вологде и других достаточно удаленных от театра боевых действий местностях.

    В числе важнейших акций ВЧК этого периода называется ликвидация таких антисоветских организаций, как «Организация борьбы с большевизмом и отправки войск к Каледину», «Военная лига», «Все для родины», «Союз защиты Родины и свободы», разоблачение деятельности английского шпиона Поля Дюкса, организаций «Национальный центр», «Добровольческой армии Московского района», группы «анархистов подполья» и др.1



1 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. М., 1999. С. 31

1 Смирнов Н.Г. Высшие суды революции. М., 1990. С. 48

1 Никитин А.Ф. Материалы к курсу «Советское право» // Преподавание истории в школе. 1991. №6. С. 39-40

1 Красная книга ВЧК. В 2-х тт. Т.1. М., 1990. С. 18-39

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!