Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Организация режима дня особенно важна для растущего детского организма, поэтому рассмотрим этот вопрос на примере подростков.
Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. При этом мы не имеем в виду, что жизнь по режиму должна подражать движению железнодорожных поездов по расписанию; впрочем, и те выбиваются из расписания, но это ненормально; отклонение же от режима дня – при следовании ему в принципе – не только извинительно, но и необходимо: ясно ведь, что день на день не приходится, состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу, оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни? А неожиданности разного рода? Все это, конечно, не «отменяет» режим, но заставляет ребенка (и родителей) относиться к его установлениям сознательно, творчески – и ответственно.
Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем».1
Учебные занятия, занимающие в жизни подростков значительное место, требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят!
А ведь нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе... Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна.
Недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие в занятиях – и все это изо дня в день, в течение всего учебного года. Стоит ли удивляться, что у подростков возникает стойкое переутомление – а отсюда резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже.
И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это приведет к серьезному расстройству здоровья – появляются головные боли, раздражительность, ухудшается аппетит, физическое развитие в известной мере угнетается, открывается дорога болезням.
Далее, поскольку работается подростку все хуже и хуже и поскольку он своей работой (и своими успехами, которые в отметках выражаются) не удовлетворен, у него может сложиться безразличное отношение к учению и к трудовым усилиям вообще.
Итак, необходимо предупредить все эти неблагоприятные последствия, правильно построив режим дня подростка. Исходить при этом необходимо из следующих соображений:
· продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
· должен быть обеспечь достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
· необходимое время должно быть отведено на сон.
В школе. Было бы несправедливым вину за перегрузку возлагать исключительно на родителей, неспособных наладить правильный режим труда и отдыха. Определенную и весьма значительную долю ответственности должна взять на себя школа – перегрузка детей учебными занятиями справедливо волнует нашу общественность. Вместе с тем неверно было бы не замечать и тех постоянных усилий, которые предпринимаются именно школой для того, чтобы упорядочить общую нагрузку учащихся, создать возможности для «разрядки» в течение дня, использовать различные меры, укрепляющие здоровье ребят.
Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче, с занятиями физической культурой.
В сами уроки настойчиво внедряются активные методы преподавания, заметно меньше утомляющие детей.
Перемены достаточной продолжительности (10–15 минут, одна большая – 20– 30 минут) ребята проводят в движении, по возможности на свежем воздухе; во время большой перемены они получают завтрак.
Строго нормируется время, которое отводится на общественно полезный труд, на общественную работу.
Дома за уроками. Родители лучше, чем кто бы то ни было, могут видеть, сколько времени тратит их сын, дочь на приготовление домашних заданий. Если это время больше положенного (более 2–2,5 часа), надо вмешаться и выяснить, в чем дело. Подросток работает нерационально? Нет условий для занятий? Испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? А быть может, слишком много заданий на дом? В любом случае необходимо поговорить с педагогами, выработать согласованную линию поведения.
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. (Те, кто учится во вторую смену, готовят уроки утром, позавтракав и погуляв на свежем воздухе хотя бы полчаса.)
Время начала занятий должно быть твердо зафиксировано. Надеемся, что привычка начинать готовить уроки в одно и то же время сложилась у ваших детей еще тогда, когда они учились в начальных классах.
Воздух в комнате, где занимается подросток, свежий. Тишина.
Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается (если форточка не была открыта все время); подросток выполняет несколько простых гимнастических упражнений.
Необходимо позаботиться об удобном рабочем месте. Лучше, если у подростка есть свой письменный стол. Высота его (как и высота стула) должна соответствовать росту мальчика, девочки. Свет от настольной лампы должен падать слева, мощность лампочки – 50 Вт.
Свободное время. В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, посещение музея, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия – круг интересов подростка весьма широк. Необходимо следить за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. (Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» подростка становится телевизор, особенно если взрослыми членами семьи культивируется привычка смотреть все подряд; и компьютер, в тех семьях, где он имеется.)
Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе. Эти часы используются для прогулок, подвижных игр, спорта. Впрочем, тут важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей наступает утомление и вместо пользы выходит вред, работоспособность школьника не восстанавливается, а падает еще больше. Приведем «контрольное время» для других спортивных занятий: бадминтон, волейбол – до 1,5 часа, катание на коньках – до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.
Понятно, что в каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если, конечно, дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на открытый воздух. Необходимо помнить: свежий воздух очень важен для подростка, он оказывает самое благотворное действие на его организм, укрепляет его, дает ему возможность лучше сопротивляться болезням, улучшает течение всех жизненных процессов,
Самообслуживание. Объединив под этим термином все виды самообслуживания, в том числе утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание, укажем, что потребуется на все это не менее 2,5 часа в день. Естественно, это время разбито дробно, «по кусочкам».
Питание. О требованиях к питанию необходимо говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же как и обед после школы (и девочка, и мальчик должны уметь разогреть его сами); неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже чем за 1,5 часа до сна).
Сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность в сне составляет: в 10–12 лет – 9–10 часов, в 13–14 лет – 9–9,5 часа, в 15–16 лет – 8,5–9 часов.
Нет нужды доказывать, что сон подростка надо оберегать; яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит подросток, должен быть свежим (необходимо спать с открытой форточкой в любое время года, в любую погоду).
Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как подросток заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, да и не надо такой «стерильной» жизни добиваться во что бы то ни стало, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.
«Но как быть, – спрашивают иные родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.
Известно: сколь трудно уложить подростка спать, столь трудно его иногда поднять. Порекомендуйте ему такой прием, который может облегчить переход от сна к бодрствованию: нужно 1–2 минуты поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы, а непосредственно перед тем, как встать, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Почему это помогает? Дело в том, что при движении пальцев в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных импульсов, которые быстро приводят ее в активное состояние, «рассеивают» торможение, отгоняют сон. А глубокое дыхание нужно вот зачем: как только встаешь, потребность мышц в кислороде резко возрастает, и если заранее к этому не подготовиться, то из-за недостатка кислорода состояние сонливости усиливается, вновь начинает тянуть ко сну. Так что глубокое дыхание предотвращает все это.1
1 Цит. по: Мир детства. Подросток. М., 1989. С. 43-44
1 Что такое режим дня // В кн.: Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. М., 1988. С. 301-304
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!