Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Организация режима дня, что он в себя включает? Его значение для здоровья человека»

/ Физкультура
Конспект, 

Оглавление

Организация режима дня особенно важна для растущего детского организма, поэтому рассмотрим этот вопрос на примере подростков.

Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдер­живается. При этом мы не имеем в виду, что жизнь по режиму должна подражать движению железнодорожных поездов по рас­писанию; впрочем, и те выбиваются из рас­писания, но это ненормально; отклонение же от режима дня – при следовании ему в прин­ципе – не только извинительно, но и необ­ходимо: ясно ведь, что день на день не при­ходится, состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу, оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни? А неожи­данности разного рода? Все это, конечно, не «отменяет» режим, но заставляет ребенка (и родителей) относиться к его установлениям со­знательно, творчески – и ответственно.

Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанав­ливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем».1

Учебные занятия, занимающие в жизни подростков значительное место, требуют уси­ленной работы именно этих «реактивней­ших элементов». Как же важно наладить пра­вильную смену умственного труда и отдыха ребят!

А ведь нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отби­рают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недо­статочно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе... Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна.

Недосыпание, отсутствие отдыха, одно­образие в занятиях – и все это изо дня в день, в течение всего учебного года. Стоит ли удивляться, что у подростков возникает стойкое переутомление – а отсюда резкое снижение работоспособности. Подросток по­падает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже.

И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это при­ведет к серьезному расстройству здоровья – появляются головные боли, раздражитель­ность, ухудшается аппетит, физическое развитие в известной мере угнетается, откры­вается дорога болезням.

Далее, поскольку работается подростку все хуже и хуже и поскольку он своей работой (и своими успехами, которые в отметках выражаются) не удовлетворен, у него может сложиться безразличное отношение к учению и к трудовым усилиям вообще.

Итак, необходимо предупредить все эти неблагоприятные последствия, правильно по­строив режим дня подростка. Исходить при этом необходимо из следующих соображе­ний:

·       продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;

·       должен быть обеспечь достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

·       необходимое время должно быть отведено на сон.

В школе. Было бы несправедливым вину за перегрузку возлагать исключительно на ро­дителей, неспособных наладить правильный режим труда и отдыха. Определенную и весь­ма значительную долю ответственности должна взять на себя школа – перегрузка детей учебными занятиями справедливо волнует нашу общественность. Вместе с тем неверно было бы не замечать и тех постоян­ных усилий, которые предпринимаются именно школой для того, чтобы упорядо­чить общую нагрузку учащихся, создать воз­можности для «разрядки» в течение дня, использовать различные меры, укрепляющие здоровье ребят.

Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, че­редовались с теми, которые усваиваются легче, с занятиями физической культурой.

В сами уроки настойчиво внедряются активные методы преподавания, заметно меньше утомляющие детей.

Перемены достаточной продолжитель­ности (10–15 минут, одна большая – 20– 30 минут) ребята проводят в движении, по возможности на свежем воздухе; во время большой перемены они получают завтрак.

Строго нормируется время, которое отво­дится на общественно полезный труд, на общественную работу.

Дома за уроками. Родители лучше, чем кто бы то ни было, могут видеть, сколько вре­мени тратит их сын, дочь на приготовление домашних заданий. Если это время больше положенного (более 2–2,5 часа), надо вме­шаться и выяснить, в чем дело. Подросток работает нерационально? Нет условий для занятий? Испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? А быть может, слишком много заданий на дом? В любом случае необходимо поговорить с педагогами, выработать согла­сованную линию поведения.

Садиться за уроки нецелесообразно, не от­дохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воз­духе 1,5–2 часа. (Те, кто учится во вторую смену, готовят уроки утром, позавтракав и погуляв на свежем воздухе хотя бы полчаса.)

Время начала занятий должно быть твер­до зафиксировано. Надеемся, что привычка начинать готовить уроки в одно и то же время сложилась у ваших детей еще тогда, когда они учились в начальных классах.

Воздух в комнате, где занимается подро­сток, свежий. Тишина.

Через каждые 45 минут перерыв, во вре­мя которого комната снова проветривается (если форточка не была открыта все время); подросток выполняет несколько простых гимнастических упражнений.

Необходимо позаботиться об удобном рабочем месте. Лучше, если у подростка есть свой письмен­ный стол. Высота его (как и высота стула) должна соответствовать росту мальчика, девочки. Свет от настольной лампы должен падать слева, мощность лампочки – 50 Вт.

Свободное время. В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, посещение музея, про­смотр фильма по телевидению, музыкальные занятия – круг интересов подростка весьма широк. Необходимо следить за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все сво­бодное время. (Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» подростка стано­вится телевизор, особенно если взрослыми членами семьи культивируется привычка смотреть все подряд; и компьютер, в тех семьях, где он имеется.)

Еще 3 часа в бюджете времени надо обяза­тельно найти для активного отдыха на све­жем воздухе. Эти часы используются для прогулок, подвижных игр, спорта. Впрочем, тут важно, чтобы подросток знал меру в по­движных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей на­ступает утомление и вместо пользы выходит вред, работоспособность школьника не вос­станавливается, а падает еще больше. При­ведем «контрольное время» для других спор­тивных занятий: бадминтон, волейбол – до 1,5 часа, катание на коньках – до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что в каникулярное время, в вос­кресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если, ко­нечно, дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, по­лезно перенести на открытый воздух. Необходимо помнить: свежий воздух очень важен для подростка, он оказывает самое благотворное действие на его организм, укрепляет его, дает ему возможность лучше сопротивляться болезням, улучшает течение всех жизненных процессов,

Самообслуживание. Объединив под этим тер­мином все виды самообслуживания, в том числе утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание, укажем, что потребует­ся на все это не менее 2,5 часа в день. Есте­ственно, это время разбито дробно, «по кусоч­кам».

Питание. О требованиях к питанию необходимо говорит­ь отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складываю­щейся у подростка привычке «перехваты­вать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же как и обед после школы (и девочка, и мальчик должны уметь разогреть его сами); неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завт­рака и ужина определяется тем, когда под­росток просыпается и ложится спать (завт­рак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже чем за 1,5 часа до сна).

Сон. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет: в 10–12 лет – 9–10 часов, в 13–14 лет – 9–9,5 ча­са, в 15–16 лет – 8,5–9 часов.

Нет нужды доказывать, что сон подростка надо оберегать; яркий свет, шум, разгово­ры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит подросток, должен быть свежим (необходимо спать с открытой форточкой в любое время года, в любую погоду).

Сон важно оберегать, если так можно вы­разиться, до того, как подросток заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбу­доражить физически или умственно: по­движных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поме­стить под стеклянный колпак, не оградить от всего, да и не надо такой «стерильной» жизни добиваться во что бы то ни стало, однако разумное ограничение вечерних впе­чатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, – спрашивают иные роди­тели, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родите­ли, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребе­нок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Известно: сколь трудно уложить подростка спать, столь трудно его иногда поднять. По­рекомендуйте ему такой прием, который может облегчить переход от сна к бодрствова­нию: нужно 1–2 минуты поработать кистя­ми рук, сжимая и разжимая пальцы, а не­посредственно перед тем, как встать, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Поче­му это помогает? Дело в том, что при движе­нии пальцев в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных им­пульсов, которые быстро приводят ее в актив­ное состояние, «рассеивают» торможение, от­гоняют сон. А глубокое дыхание нужно вот зачем: как только встаешь, потребность мышц в кислороде резко возрастает, и если заранее к этому не подготовиться, то из-за не­достатка кислорода состояние сонливости усиливается, вновь начинает тянуть ко сну. Так что глубокое дыхание предотвращает все это.1



1 Цит. по: Мир детства. Подросток. М., 1989. С. 43-44

1 Что такое режим дня // В кн.: Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. М., 1988. С. 301-304

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!