Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Организация бухгалтерского учета на малом предприятии»

/ Бухучет
Конспект, 

Оглавление

2.1. Учет основных средств и других долгосрочных вложений

 

Основные средства – это часть имущества, используемая в каче­стве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение пе­риода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

До 1 января 2001 г. при определении понятия «основные средства» использовали два критерия: срок службы объекта и лимит стоимости. В соответствии с данными критериями не относились к основным средствам и учитывались организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев незави­симо от их стоимости, и предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) за единицу независимо от срока их полезного использования.

Письмо Минфина РФ от 19.10.2000 г. №16-00-13-07 предлагает с 1 января 2001 г. отказаться от применения стоимостного критерия для отнесения имущества к основным средствам, сохранив критерий ис­ходя из сроков полезного использования. Предметы со сроком полез­ного использования свыше 12 месяцев независимо от их стоимости должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком по­лезного использования менее 12 месяцев – учитываться в порядке, установленном для материалов. Этим же письмом установлено, что в период с 1 июля по 31 декабря 2000 г. в качестве стоимостного крите­рия применяется ММОТ в сумме 83 руб. 49 коп.

В соответствии с ПБУ 6/01, который вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовремен­ное выполнение следующих условий:

а) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организа­ции;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока по­лезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение ко­торого использование объекта основных средств приносит доход орга­низации. Для отдельных групп основных средств срок полезного ис­пользования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в резуль­тате использования этого объекта.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств яв­ляются правильное документальное оформление и своевременное от­ражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внут­реннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отраже­ние в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затрата­ми на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективнос­тью использования.

Для организации учета основных средств, отвечающего постав­ленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.

В организациях применяется единая типовая классификация ос­новных средств, в соответствии с которой основные средства группи­руются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собствен­ности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации;

в запасе (резерве);

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные сред­ства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на пра­ве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в опера­тивном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточ­ную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как прави­ло, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) –по договоренности сторон;

полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств – по рыночной стоимости на дату оприходования;

приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости цен­ностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Сто­имость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтер­скому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допус­кается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитани­ем из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

С течением времени, первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.п.). До 1 января 1999 г. переоценка фондов по восстановительной стоимости производилась по соответствующим решениям Правительства РФ.

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной сто­имости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате пере­оценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счет 01 «Основные средства», кредитуют счет 83 «Добавочный ка­питал»).

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов (дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы», кредитуют счет 01 «Основные средства»).

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уцен­ки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, отно­сится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохо­да. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счета 01 и кре­диту счета 91.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьше­ние добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные перио­ды (дебетуют счет 83 «Добавочный капитал», кредитуют счет 01 «Ос­новные средства»).

Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, за­численной в добавочный капитал организации в результате переоцен­ки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода (дебетуют счет 91, кредитуют счет 01).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки пе­реносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (кредитуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», дебетуют счет 83 «Добавочный капитал»).

Результаты переоценки основных средств, проведенной организа­цией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложе­ния.

Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, списан­ного при выбытии основных средств, учитываться не будет.

Синтетический учет наличия и движения основных средств

Синтетический учет наличия и движения основных средств, при­надлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный). Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения инфор­мации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запа­се, на консервации или сданных в текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд), до 1 января 2000 г. оформля­лось следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 01 «Основные средства»,

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

С 1 января 2000 г. сумма дебиторской задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 75 «Расче­ты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал». Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капи­тал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» 

Дебет счета 01 «Основные средства»

            Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Основные средства, приобретенные за плату у других организа­ций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по де­бету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В соответствии с новым Планом счетов безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во вне­оборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в кре­дит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», на первоначальную                            стоимость

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.) 

Кредит счета 02 «Амортизация основных cpедств», ежемесячно на сумму амортизации

Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно на сумму амортизации

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кре­дитуют счет 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная сто­имость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формиру­ется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесяч­но этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «При­были и убытки».

Бухгалтерские записи по списанию основных средств:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счета 01 «Основные средства» , на сумму амортизации объекта

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 01 «Основные средства» , на остаточную стоимость объекта   

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит других счетов на расходы  по демонтажу объекта

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», на стоимость полученных от списания объекта материалов

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки», на сумму прибыли от списания объекта

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»  

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», на сумму убытка от списания объекта

При продаже основных средств их продажную стоимость отража­ют по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость ос­новных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным сред­ствам – в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным сред­ствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 44 «Расходы на продажу», 23 «Вспомогательные производства» и др.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную сто­имость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации – с кредита счета 91 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Рас­ходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соот­ветствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюд­жетных организаций излишки относят на увеличение финансирова­ния или фондов).

Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные сред­ства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В де­бет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кре­дит – сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие до­ходы и расходы».

 

2.2. Учет производственных запасов

 

Под запасами понимают хозяйственные средства в виде сырья, из которого изготавливают продукцию. Это ткань, металл, дерево, мука, сахар, хлопок и т.п.

Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы». Его реко­мендуется проводить параллельно кладовщиком и бухгалтером.

Кладовщик должен быть материально-ответственным лицом (с ним должен быть заключен соответствующий договор) и учи­тывать материалы количественно на специальных карточках.

Бухгалтер учитывает материалы на счете 10 (на мемориальном ордере или в специальной ведомости) в денежном выражении (в виде суммы).

В конце отчетного периода проводится сверка обоих учетов путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов на складе. После совместной проверки остатков на складе бухгалтер по имеющемся у него ценам определяет сумму остатков. При несовпа­дении делаются корректировки. Если обнаруживается недостача, она относится на счет кладовщика, если обнаруживается излишек, он приходуется как возврат материалов из основного производства.

Поступление материалов в бухгалтерском учете оформляется следующими проводками:

Д 60, 71, 76 – К 50, 51   – оплата материала;

Д 10 – К 60,71, 76      – учетная стоимость материала;

Д 19 - К 60,71, 76    – НДС по приобретенным ма­териалам,

где: счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; счет 50 «Касса»; счет 51 «Расчетный счет»; счет 19 «НДС по приобретенным материалам»; НДС – налог на добавленную стоимость.

Приемка материалов осуществляется по накладным. Если при приемке обнаружена недостача, необходимо вызвать представи­теля поставщика для составления акта приемки.

Если он в течение 3-х дней не прибудет, акт составляется в присутствии третьей стороны. На основании акта может быть вы­ставлена претензия поставщику на недостающий материал,

В учетную стоимость материала включаются транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). При этом представленные выше проводки по поступлению дополняются проводками по ТЗР.

Жизненный цикл материалов состоит в их приемке, хранении и отпуске (передаче) в производство. Передача в производство оформляется проводками:

Д 20 – К 10       – на сумму учетной стоимости;

Д 68 – К 19    – на сумму НДС,

где: счет 68 «Расчеты с бюджетом по НДС».

Примечание. На практике бухгалтерия обычно предъявляет к зачету с бюджетом оплаченный НДС по приобретенным материа­лам, не дожидаясь их передачи в производство. Если они утрачи­ваются при хранении, то НДС восстанавливается сторнировочной или обратной проводкой.

Предприятие имеет право, уплаченный при приобретении ма­териалов НДС зачесть в расчетах с бюджетом. Делать это пока материалы находятся на складе и не переданы в производство не­целесообразно, поскольку они могут быть утрачены (похищены, испорчены, уничтожены). В этом случае НДС должен быть отне­сен на чистую прибыль (если утрата не связана со стихийным бедствием):

Д 91-К 19, где: счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Так как на предприятие регулярно поступают разнообразные партии материалов, закупленные по разным ценам и с разными ТЗР, их учет является сложным и запутанным. Для его облегче­ния в мировой и российской практике используют 3 простых ме­тода:

• метод ФИФО;

• метод ЛИФО;

  метод средней оценки.

Метод ФИФО означает «первый пришел – первый ушел», т.е. при передаче материала в производство в учете списывают пар­тию, пришедшую раньше всех. (Реально эту партию на складе не ищут, а берут любую.)

Метод ЛИФО означает «последний пришел – первый ушел», т.е. при передаче материала в производство в учет списывают партию, пришедшую последней.

Метод средней оценки означает, что при приемке любой пар­тии материала проводится определение средней учетной стоимо­сти по всем партиям. По этой средней оценке и списывается каж­дая партия в момент ее передачи в производство.

2.3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

 

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состо­ящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем ви­дам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пен­сионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхова­ние, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету – удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выпла­ченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным пла­тежам.

Операцию по начислению и распределению оплаты труда в малых предприятиях, вклю­чаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 «Основное производство» (оплата труда производ­ственных рабочих);

Дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97);

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда).

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовле­нием и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 07, 08, 10, 11, 15 и кредиту счета 70.

Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70.

Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда».

Начисление доходов работникам организации по акциям и вкла­дам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В некоторых организациях ввиду сезонности производства отпус­ка работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более точного определения себестоимости продукции суммы, вып­лачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производ­ства в течение года равномерными долями независимо от того, в ка­ком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается ре­зерв для оплаты отпусков работникам.

Резервируемые суммы относят в дебет тех же счетов производ­ственных затрат, на которые отнесена начисленная зарплата работни­ков, и в кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им сум­мы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резер­ва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При начислении сумм ежегодных и дополнительных отпусков следует иметь в виду, что начисленные суммы отпусков включают­ся в фонд заработной платы труда отчетного месяца только в сум­ме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. В случае пе­рехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работни­кам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс (по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса»). В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм (кредит счета 70 и дебет счетов производственных затрат или счета 96).

При натуральной форме оплаты труда, т.е. выдаче работникам в качестве оплаты труда готовой продукции, товаров и др., составляют следующие бухгалтерские записи:

Дебет счетов 20, 44и др.

Кредит счета 70, на сумму начисленной заработной платы      

Дебет счета 70

Кредит счетов 90, 91, на сумму выданной продукции, товаров, материалов в натуре по ценам реализации, включая НДС и акцизный налог

Дебет счетов 90, 91

Кредит счетов 43, 41, 40 на производственную себестоимость готовой продукции, фактическую себестоимость товаров и материалов, вы­данных в порядке натуральной оплаты

После начисления заработной платы проводятся удержания с нее. Удерживают: подоходный налог, профсоюзный взнос (на некоторых предприятиях), а также суммы по исполнительным листам (в том числе алименты), вы­данные авансы, удержания за брак и т.п. Эти удержания оформ­ляются следующим образом:

Д 70 – К 68       – подоходный налог;

Д 70 – К 76       – по исполнительным листам,

где: счет 68 «Расчеты с бюджетом»; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит счета 50 «Касса».

Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Остатки не выданной в срок заработной платы (за депонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют следующую бухгалтерскую за­пись:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»;

Кредит счета 50 «Касса».

Учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонирован­ной заработной платы, заполняемой по данным реестра невыданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и от­метки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченны­ми, переносят в новую книгу, открываемую также на год.

Последующую выплату депонированной заработной платы осу­ществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 «Касса».

 

2.4.Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирование ее себестоимости

 

Производство предназначено для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения по­требностей людей. В процессе производства используются основ­ные и оборотные средства, а также труд работников. Все затрата материальных и трудовых ресурсов образуют издержки произ­водства. Совокупные затраты предприятия на изготовление и реа­лизацию продукции (работ и услуг) в денежном выражении назы­ваются себестоимостью продукции.

Величина себестоимости – один из показателей эффективно­сти производства, определяющий, во что обходится предприятию изготовление и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость (при прочих равных показателях), тем эффективнее производство, Снижение себестоимости позволяет предприятию увереннее чув­ствовать себя на конкурентном рынке.

Главными факторами, от которых зависит снижение себе­стоимости продукции (работ и услуг) являются следующие.

1.Рост производительности труда. Чем производительность выше, тем больше выпускается продукции в единицу времени и тем ниже ее себестоимость.

2.Снижение материале- и энергоемкости продукции. Чем меньше материальных и энергетических затрат на единицу про­дукции, тем ниже ее себестоимость.

3.Увеличение отдачи основных средств (увеличение фондоотдачи). Чем меньше доля амортизационных отчислении, прихо­дящаяся на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.

4.Повышение уровня маркетинговой политики. Маркетинг – это искусство продажи. Чем ниже затраты на реализацию продук­ции, тем ниже ее себестоимость.

Различают производственную себестоимость продукции и полную фактическую ее себестоимость. Производственная себе­стоимость определяется только производственными затратами. Добавление к ним коммерческих расходов (т. е. расходов на сбыт продукции) образует полную фактическую себестоимость про­дукции.

Учет затрат на производство ведется на счетах раздела 2 плана счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29).  Торговые предприятия все свои затраты собирают на счете 44 «Издержки обращения».

На малых предприятиях нет необходимости использовать все многообразие производственных счетов. Чаще всего они ограничиваются счетами 20 и 44.

Затраты можно группировать по разным признакам. По эко­номическому содержанию их принято подразделять на следую­щие:

1.материальные, которые можно представить, например, бух­галтерскими проводками:

Д 20, 44-К 10, 21,

где: счет 10 «Материалы»;  21 «Полуфабрикаты собственного производства»,

2.трудовые, которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующих проводок:

Д 20,44 – К 70,

где: счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3.отчисления в фонды социального страхования и обеспече­ния, которые можно представить в бухгалтерском учете следую­щими проводками:

Д 20, 44 – К 69,

где: счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию»,

4.амортизационные отчисления на основные фонды, которые можно представить в бухгалтерском учете с помощью проводок:

д 20, 44 – К 02,

где: счет 02 «Износ основных средств».

5.прочие, которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующих проводок:

Д 20,44-К 68,

где: счет 68 «Расчеты с бюджетом».

Себестоимость продукции служит ориентиром для формиро­вания ее деньг. Вернее, она является нижней границей цены. Оче­видно, что если рыночная цена ниже себестоимости продукции данного предприятия, то у него нет шансов завоевать место на этом рынке. Правда, известны случаи, когда фирмы шли на опре­деленные временные убытки, чтобы пробиться на рынок. Затем они существенным образом меняли свое производство, уменьшая затраты на изготовление и сбыт продукции.

Под калькуляцией продукции понимается учет затрат на производства продукции и определение ее себестоимости.

В отечественной и мировой практике существует 4 метода учета затрат на выпускаемую продукцию:

1.попроцессорный метод – калькуляция продукции заключается в том, что учет расходов ведется по технологическим процессам. Он используется на предприятиях с массовым производством однотипной продукции, в котором достаточно четко выделяются несколько стадий переработки. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления суммы затрат по отдельным процессам на число выпущенных изделий. Это швейные предприятия, предприятия выпускающие хлебные и кондитерские изделия, предприятия перерабатывающие мясные изделия и другие предприятия занимающиеся переработкой;

2.позаказной метод – заключается в том, что учет расходов ведется по отдельным типам изделий ( по заказам). Он используется в предприятиях, изготавливающих разнообразную продукцию разными партиями. Этот метод применяется также при изготовлении единичных заказов. Себестоимость единицы продукции определяется делением всех затрат, учтенных при изготовлении заказа, на количество издели в данном заказе. Например калькуляция строительства храма ведется позаказным методом, пошив в меховом ателье и другие;

3.нормативный метод – заключается в том, что учет затрат ведется путем определения отклонений реальных расходов от нормативных. Метод используется для изготовления сложных и дорогостоящих изделий в массовом производстве. Себестоимость единицы продукции вычисляется следующим образом. Расчетным путем определяются нормативные затраты на одно изделие и на партию, в целом. В бухгалтерском учете по каждой изготавливаемой партии отслеживают отклонение реальных затрат в большую (плюс) и меньшую (минус) сторону от затрат, установленных нормативами. Прибавляя положительные отклонения и вычитая отрицательные, получают реальные затраты на партию. Поделив на число изделий в партии, вычисляют себестоимость единицы продукции. Пример выпечка торта определенного названия. Нормативный метод является прогрессивным, т.к. позволяет достаточно точно планировать затраты. Но он требует наличия большого числа выверенных нормативов и хорошей вычислительной базы.;

4.комбинированный метод.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!