Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Определение понятий логики»

/ Логика
Конспект, 

Оглавление

 

1. Общая характеристика понятий

 

Чтобы познать сущность предметов и явлений объективного мира, необходимо получить знание об их главных, необходимых свойствах и отношениях и отвлечься от множества второстепенных и несущественных свойств и отношений. Это достигается с помощью такой формы мышления, как понятие.

Понятие – форма мышления, с помощью которой обобщаются предметы по их существенным признакам. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в сознании человека и заменяют предметы и явления объективного мира, являясь их идеальными образами.

Каждый предмет и классы предметов имеют множество свойств, черт, состояний, находятся в различных отношениях с другими предметами. Эти множества свойств и отношений называются признаками предметов. Признак предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга (любые свойства, стороны, состояния предметов). Среди множества признаков предметов можно выделить существенные признаки – такие, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, и несущественные признаки – такие, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету и не выражают внутреннюю природу предмета. Например, каждый отдельный человек обладает множеством индивидуальных свойств. Но мысленно их можно обобщить по существенным признакам, таким как «способность трудиться», «способность мыслить» и «способность говорить словами». Эти существенные признаки отличают класс живых существ, который можно назвать словом «человек», от всех других живых существ.

По российского уголовному праву преступлением является запрещенное законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние. Среди множества преступлений можно выделить преступления, которые называются кражами. Известно, что кражи имеют массу различий: совершаются разными людьми, в разное время, разными способами и т.п. Но у всего класса таких преступлений есть общие существенные признаки: «быть похищением», «чужого имущества», «тайным».

Благодаря понятиям мышление человека имеет обобщенный, абстрактный характер. Различия между понятиями и представлениями видны из следующей таблицы:

 

Представление

Понятие

Чувственно-наглядный образ, формирующийся на основе восприятия предметов и явлений. 

Возникает стихийно, непроизвольно, при непосредственном восприятии действительности. 

Включает любые признаки предметов, в том числе внешние и случайные.

Является обычно ярким, «богатым» по форме, но не глубоким по содержанию.

Может быть «смутным», расплывчатым, неясным и неопределенным.

Является достоянием субъекта познания, зависит от его опыта, возраста, профессии и т.п. Всегда конкретно.

Абстрактно-мысленный образ, формирующийся на основе опосредованной логической переработки чувственного материала. Возникает в процессе целенаправленной мыслительной деятельности как результат системы логических операций. 

Включает только существенные признаки предметов. 

Является неярким, «сухим» по форме, но глубоким по содержанию. 

Должно быть ясным, точно очерченным, определенным.

Является абстрактным или абстрактно-конкретным.

 

 

Таким образом, понятие лишено наглядности, глубже отражает сущность предметов, неразрывно связано с языком. Понятия выражаются с помощью слов и словосочетаний, которые называются именами (простые имена: «право», «закон», «человек»; составные: «студент первого курса», «человек, совершивший преступление»).

Каждое понятие состоит из двух частей: имеет содержание и объем. Объем понятия – совокупность предметов, которые мыслятся (обобщаются) в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все возможные преступления, которые когда-то совершались, совершаются и будут совершаться. Объемы понятий можно изобразить с помощью кругов Эйлера. Например, объем понятия «ученик» (А) – это множество всевозможных учеников, а объем понятия «ученик нашего класса» (В) – это множество всех учеников, которые учатся в нашем классе. Объем второго понятия – меньше, и его можно изобразить как круг предметов – составляющих более широкого круга предметов – учеников вообще.

Соотношение между этими понятиями изображено на рисунке.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, по которым происходит обобщение предметов в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления; общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Содержание и объем тесно связаны друг с другом. Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «преступление») добавить новый признак («хозяйственное»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («хозяйственное преступление»). И наоборот, уменьшение содержания понятия ведет к образованию нового понятия с большим объемом (сравните понятия «генеральный прокурор» и «прокурор»). Эта взаимосвязь между содержанием и объемом понятий выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Данный закон лежит в основе ряда логических операций с понятиями.

2. Виды понятий

 

1. По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия. Единичное понятие – такое, в объем которого входит один предмет («Москва», «первый космонавт», «естественный спутник Земли»).

Общее понятие – такое, в объем которого входит более одного предмета («преступление», «суд», «указ», «следователь» и др.).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие понятия – такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету). Например, «студент Московской государственной юридической академии», «участник Великой Отечественной войны».

Нерегистрирующие – такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету. Например, «преступление», «студент» и др.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. В разделительном смысле понятие употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия. Например, в суждении «Студенты первого курса изучают логику» понятие «студент первого курса» означает: «каждый студент первого курса». Напротив, если высказывание относится ко всем вместе предметам, составляющим объем понятия, то понятие употребляется в собирательном смысле. Например: «Студенты первого курса организовали конференцию», «Студенты первого курса разбежались в разные стороны». Или: понятие «человек» в суждении «Человек смертен» употребляется в разделительном смысле, а в суждении «Человек осваивает космос» – в собирательном смысле и т.п.

2. В зависимости от того, что представляют собой элементы объема понятия (каждый элемент – отдельно существующий предмет или множество предметов), различают собирательные и несобирательные понятия. Собирательное понятие – такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое («коллектив», «армия», «группа учащихся»). Объем собирательного понятия составляют множества предметов, например множество членов коллектива, множество военнослужащих в армии. Содержание собирательного понятия составляют существенные признаки, относящиеся ко всей совокупности элементов, но не к каждому элементу.

Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «народ» и т.п.) и единичными («созвездие Большой Медведицы», «население города Москвы»).

В несобирательных единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия. Например, несобирательными общими понятиями являются: «преступление», «кража», «человек», а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель Москвы Юрий Долгорукий», «первый космонавт Юрий Гагарин» и др.

3. В зависимости от того, что представляют собой предметы, обобщаемые в понятии, различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие – такое, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее («город», «живое существо», «слушатель», «свидетель»).

Абстрактное понятие – такое, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами («храбрость», «невменяемость», «белизна»); эти признаки не существуют сами по себе в отрыве от предметов, обладающих этими признаками.

4. В соответствии с тем, утверждаются или отрицаются признаки предметов, обобщаемых в понятии, различают положительные и отрицательные понятия. Положительные понятия – такие, в которых содержание составляют свойства, присущие предметам, обобщенным в данном понятии. Например, «грамотный», «виновность», «нравственность» и др. Отрицательные понятия – такие, в содержании которых указываются существенные признаки, отсутствующие у предметов. Например, «безграмотный», «невиновность», «безнравственность».

Следует отличать отрицательные понятия от некоторых положительных понятий с частицей «без», «а», «анти», в которых данная частица не означает отрицания существенных признаков. Например, «антиквариат», «анархия» и др.

5. Если в понятии отражаются (обобщаются) предметы, которые предполагают существование других, родственных, предметов, то говорят о соотносительных понятиях. Например, такие понятия, как «отец», «родитель», «начальник», предполагают существование других людей, которые являются соответственно «ребенком», «рожденным», «подчиненным».

Безотносительные – такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, – значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «юрист», нужно указать, что это понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Понятие «антифашист» – общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное. Понятие «законный» – общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.

 

3. Отношения между понятиями

 

В логических отношениях могут быть только сравнимые понятия – т.е. те понятия, которые имеют некоторые общие признаки, позволяющие их сравнивать (сопоставлять друг с другом). Например, «юрист» и «адвокат», «адвокат» и «общественный деятель», «студент» и «спортсмен» и т.п.

Несравнимые понятия – такие, которые не имеют общих признаков и поэтому не могут сравниваться. Например, «кража» и «дерево»; «преступление» и «рок-музыка».

Сравнимые понятия могут находиться в отношениях совместимости и несовместимости.

Совместимые понятия – такие, объемы которых полностью или частично совпадают: «слушатель» и «спортсмен»; «юрист» и «следователь»; «преступление» и «убийство».

Несовместимые понятия – такие, объемы которых не имеют общих элементов (хотя и могут быть сравнимы): «преступник» и «непреступник»; «собственник» и «несобственник».

К совместимым понятиям относятся:

1. Равнозначные – понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, «Россия» и «родина социалистической революции», «путь» и «дорога», «работа» и «труд». Эти понятия отражают один и тот же предмет с разных сторон. Например, «Москва» (А) и «столица России» (В), «автор романа «Преступление и наказание» (А) и «Ф.М. Достоевский» (В). Разнозначные понятия могут заменять друг друга в контексте, хотя не всегда. Например, можно сказать, что «он пошел на работу» (но не на труд), «прошел два дня пути» (но не дороги).

Соотношение между равнозначными понятиями отображается одним кругом (объемы понятий полностью совпадают):

2. Подчиняющие и подчиненные – понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого понятия. Например, объем понятия «адвокат» полностью входит в объем понятия «юрист», т.е. все адвокаты являются юристами, но не наоборот; объем понятия «общественное порицание» полностью входит в объем понятия «наказание». На кругах Эйлера соотношение между такими понятиями изображается следующим образом:

Абстрактно-мысленный образ, формирующийся на основе опосре­дованной логической переработки чувственного материала. Возникает в процессе целенаправлен­ной мыслительной деятельности как результат системы логических опе­раций.

Включает только существенные при­знаки предметов.

Является неярким, «сухим» по фор­ме, но глубоким по содержанию.

Должно быть ясным, точно очерчен­ным, определенным.

Является абстрактным или абст­рактно-конкретным.

При этом А называется подчиняющим понятием (например, А – юрист), а В – подчиненным понятием (например, В – адвокат).

3. Перекрещивающиеся – понятия, объемы которых частично совпадают (перекрещиваются). Например, понятие «студент» (А) перекрещивается с понятием «спортсмен» (В). На кругах это изображается следующим образом:

К несовместимым понятиям относятся:

1. Соподчиненные – два или больше понятий, которые не пересекаются, но подчиняются общему для них понятию. Например: понятия «береза» (А) и «яблоня» (С) вместе подчиняются понятию «дерево» (В); понятия «кража» (А) и «убийство» (С) вместе подчиняются понятию «преступление» (В); а понятия «юридический институт» (А) и «медицинский институт» (С) вместе подчиняются понятию «высшее учебное заведение» (В). На круговых схемах это изображается следующим образом:

2. Противоположные – понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Объемы двух противоположных понятий составляют в сумме только часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются (которому соподчиняются). Например: «белый» (А) и «черный» (5); «восточный» (А) и «западный» (и); «большой дом» (А) и «маленький дом» (В). На круговых схемах изображается следующим образом:

3. Противоречащие – понятия, одно из которых (А) содержит некоторые признаки, а другое (В) эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем родового понятия. Например, «черный» и «нечерный»; «революционер» и «нереволюционер»; «наказуемое» и «ненаказуемое» (деяние).

Зная виды отношений между понятиями, мы получаем возможность не путать понятия и правильно употреблять их в процессе мышления.

 

4. Операции с понятиями

 

В практике общения между людьми возникает необходимость в уточнении отдельных высказываний. Например, «Студенты изучают логику». Но все ли студенты? Нет, не все, а только студенты первого курса юридического факультета.

В процессе мышления совершаются четыре основные операции: обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

Обобщение понятия – это логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с меньшим объемом (большим содержанием) к понятию с большим объемом (но меньшим содержанием). Обобщение понятий – это переход от вида к роду. Например, обобщая понятие «генеральный прокурор», можно перейти к понятию «прокурор», от понятия «министерство юстиции России» – к понятию «министерство юстиции». Обобщение понятий происходит путем отбрасывания из содержания исходного понятия какого-либо индивидуального, видового, признака. Пределом обобщения являются категории – понятия с предельно широким объемом, например: «материя», «сознание», «движение», «свойство» и т.д.

Ограничение понятия – логическая операция, которая состоит в переходе от понятия с большим объемом (и меньшим содержанием) к понятию с меньшим объемом (но с большим содержанием). В процессе ограничения происходит переход от родовых понятий к видовым. Достигается это путем добавления к содержанию исходного понятия какого-либо нового признака. Например, понятие «юрист» можно ограничить, добавив признаки о специфике профессиональной деятельности юриста, например, «быть следователем» – получится понятие «следователь»; добавив признак «быть следователем прокуратуры», можно получить понятие «следователь прокуратуры» и т.д.

Понятие «деяние» можно ограничить следующим образом: «преступное деяние» (т.е. «преступление») à «должностное преступление» à «получение взятки» à «получение взятки заведующим базой Петровым». Пределом ограничения являются единичные понятия.

Операции обобщения и ограничения понятий часто применяются в процессе мышления: переходя от понятия с одним объемом к понятию с более узким или, наоборот, более широким объемом, мы уточняем предмет нашего мышления, делаем мышление более определенным, последовательным, точным.

Определение понятий – это такая логическая операция, с помощью которой раскрывается (уточняется) содержание понятия. Определить понятие о предмете – значит указать существенные признаки этого предмета. Например: «Кража – тайное хищение чужого имущества» (ст. 158 УК РФ); «Человек – живое существо, способное производить орудия труда». Понятие, содержание которого уточняется (например, «кража»), – это определяемое понятие, или дефиниендум (сокращенно Dfd). Понятие, с помощью которого происходит уточнение содержания исходного понятия («хищение», «чужое имущество», «тайное»), – это определяющее понятие, или дефиниенс (сокращенно Dfn).

Рассмотрим виды определений:

1. По способу выявления содержания понятий выделяются явные и неявные определения. Наиболее часто применяемым явным определением понятий является определение через род и видовое отличие, в котором предметы, о которых говорится в определяемом понятии, сначала соотносятся с предметами ближайшего рода, а затем указывается тот видообразующий признак, при помощи которого определяемый предмет выделяется из множества предметов данного рода. Так, определяя понятие «кража», вначале указывается его родовой признак – «хищение чужой собственности», затем с помощью видового признака – «тайное» – выделяют данный вид преступлений среди других преступлений против собственности.

Неявные определения – такие, в которых содержание понятий раскрывается косвенным путем. К ним принадлежат:

q      контекстуальные определения – когда содержание понятий раскрывается через контекст – отрывок письменной или устной речи, в которой используются данные понятия; например, «на данный вопрос я прошу вас ответить категорически – да или нет»;

q      остенсивные – определения, раскрывающие существенные признаки предметов путем их указания, показа: «это ручка», «это книга, по которой будете изучать логику»;

q      определения через отношение – понятие «материя» определяется через отношение к «сознанию», «свобода» через отношение к «необходимости», «причина» – через отношение к «действию», «необходимость» – через отношение к «случайности» и т.д.

К приемам, заменяющим определения, относятся описание, характеристика, сравнение.

2. В зависимости от того, что именно определяется (предметы или слова), различают реальные и номинальные определения. Реальным является определение, раскрывающее существенные признаки предметов. Например, улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления. Реальные определения строятся по схеме: «Предметы вида А есть предметы рода В, имеющие признаки с», сокращенно А – Вс.

Номинальным является определение, посредством которого вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.д. Например, термином «улика» обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления. Термин «юридический» обозначает все, относящееся к правоведению, праву. Номинальное определение отвечает на вопрос, что обозначает то или иное выражение, и строится по схеме: «Выражение "А" обозначает предметы В, имеющие признаки с». Например: «Слово "кинология" обозначает науку о собаках, их породах, разведении и уходе за ними» или «Покровительство, оказываемое влиятельным лицом кому-либо в устройстве его дел, называется протекцией».

В процессе мышления следует соблюдать следующие четыре основные правила определения.

Правила определения (касаются структуры, формы определения).

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Например, «грабеж – открытое хищение чужого имущества», «рецидивист – лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления». Схематично: А = Вс, или Dfd = Dfn.

При несоблюдении данного правила возможны две ошибки: а) слишком широкое определение – объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия, например, «рецидивист – лицо, совершившее преступление»; б) слишком узкое определение -объем определяющего понятия уже объема определяемого, например, «рецидивист – совершивший вторично убийство».

2. Определение не должно заключать в себе круга. Круг в определении возникает тогда, когда понятие А определяется через понятие В, а В в свою очередь определяется при помощи понятия А. Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое: «то же – через то же». Например: «идеалист – человек идеалистических убеждений», «свидетель – лицо, дающее свидетельские показания», «лекарство – то, что лечит».

3. Определение должно быть ясным, т.е. в определяющем понятии должны указываться известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное. Это правило предостерегает от подмены операции определения понятий сравнениями, метафорами, которые не раскрывают существенных признаков предмета. Например, не являются определениями: «государство – политическое проявление мирового духа» (Гегель); «смех есть солнечный свет в жизни»; «повторение – мать учения».

4. Определение по возможности не должно содержать в определяющем понятии отрицательных признаков. Определяющее понятие должно указывать признак, принадлежащий предмету, а не отсутствующий у него. Но это требование не является строгим логическим правилом, обязательным при определении любого понятия. Отрицательные определения широко применяются в математике и в других науках. В некоторых случаях определение понятий (как правило, содержащих приставку «без», «не», «а») возможно только через отрицание. Например: «бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого не известен», «безбожник – это человек, не признающий существования Бога».

Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения; большое значение имеет определение понятий в правовых науках. По существу, любой Уголовный кодекс состоит из понятий и их определений (изложенных в соответствующих статьях). Ошибочное толкование понятий (например, понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность» и т.д. в уголовном праве) может привести к неправильному пониманию отражаемых в них явлений, а следовательно, к ошибкам суда и следствия.

Итак, определение раскрывает содержание понятий. Но понятие, как мы уже знаем, состоит из содержания и объема. К объему понятий применима операция деления понятий.

Деление понятий – это логическая операция, раскрывающая объем понятия. В процессе деления объем понятия распределяется на группы. Элементами деления являются: делимое – понятие, объем которого требуется раскрыть; члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие; основание деления – признак, по которому производится деление. Например, учеников в школе можно разделить на классы, в классах – на группы по различным признакам: спортсмены и неспортсмены; изучающие английский язык, немецкий и французский языки и т.п. Сделки (соглашения) можно разделить на многосторонние, двусторонние и односторонние.

Схематично операцию деления можно представить следующим образом:

Здесь А – делимое понятие; В и С – члены деления.

Например, А – форма государственного устройства, В – унитарная, С – федеративная. Или: А – сделка, В – многосторонняя сделка, С – одностороння сделка.

Делимое – родовое понятие, а члены деления – соподчиненные виды.

Необходимо отличать логическое деление от мысленного расчленения целого предмета на части. Если мы скажем, что человек состоит из головы, ног, рук и т.д., то это не будет логическим делением понятия «человек».

Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. По видообразующему признаку деление может производиться – по какому-то основанию – на несколько разных видов; в дихотомическом деление производится на два вида.

Дихотомическое (от греч. слов – dicha и time, означающих «сечение на две части») – деление объема делимого понятия на два противоречивых понятия. Например, А – граждане России, В – совершеннолетние, С – несовершеннолетние. Всех учеников можно разделить на курящих и некурящих; спортсменов и неспортсменов; любящих классическую музыку и не любящих ее и т.п. Видом операции деления является классификация. Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Вспомним классификацию химических элементов в периодической таблице Менделеева или распределение книг в библиотеке по предметному или алфавитному каталогу. Например, в Особенной части Уголовного кодекса все составы преступлений делятся сначала по различию в объекте посягательства: преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против воинской службы и преступления против мира и безопасности человечества. Затем каждый из этих видов делится в свою очередь на подвиды. Таким образом, все виды преступлений распределяются по группам, причем каждый вид (группа) занимает строго определенное место, закрепленное соответствующей статьей Уголовного кодекса.

Чтобы правильно производить операцию деления, необходимо знать правила деления понятий.

1. Деление должно выть соразмерным, т.е. объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов всех членов деления.

Возможные ошибки при нарушении этого правила:

а) неполное деление (когда перечислены не все члены деления). Например, «допросы делятся на допросы потерпевшего и допросы обвиняемого» (не указаны допросы свидетелей, подозреваемого);

б) деление с лишними членами (когда среди членов деления встречается понятие, объем которого не входит в объем делимого понятия). Например, если при делении понятия «наказание» мы укажем «предупреждение», которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания, то совершим ошибку (укажем лишний член).

2. Деление должно производиться только по одному основанию. Это значит, что в процессе деления выбранный признак должен оставаться тем же и не подменяться другим. Ошибки при несоблюдении этого правила называются: «не по одному основанию» или «сбивчивое деление». Например, деление преступлений на умышленные, неосторожные и воинские – сбивчивое, произведено не по одному основанию.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего. Например, при делении студентов на заочников, первокурсников и спортсменов подклассы предметов не исключают друг друга: студенты-заочники могут быть первокурсниками и спортсменами; первокурсники могут быть заочниками и спортсменами и т.д. Таким образом, члены деления – перекрещивающиеся понятия. При делении объема понятия «преступление» на понятия «умышленное преступление», «неосторожное преступление» и «воинское преступление» нарушается и второе, и третье правила. При смещении оснований деления члены деления (видовые понятия) будут частично совпадать.

4. Деление должно быть непрерывным. Это значит, что в процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить на понятия «государственное преступление», «должностное преступление», «воинское преступление» и т.д. В свою очередь каждое из этих видов можно разделить на подвиды. Так, понятие «воинское преступление» можно разделить на «неисполнение приказа», «угроза начальнику», «самовольная отлучка» и т.д. Ошибка, которая возникает при нарушении этого правила, называется «скачком в делении».

Операция деления (и классификация) помогает глубже познавать класс предметов в целом и каждый предмет в отдельности. Эта операция имеет большое значение в работе юриста. Например, она лежит в основе таких действий, как: планирование расследования преступлений, классификация следственных версий и т.д.; в криминалистике классифицируются лица, совершившие преступления, предметы (орудия преступления, следы, документы и т.п.). Знание правил деления и классификации необходимо при изучении больших групп явлений и для их упорядочивания. Операция деления позволяет глубже изучить свойства предметов, найти какие-то закономерности во взаимосвязях предметов и их свойствах, облегчает поиск необходимых предметов (как, например, ту или иную книгу в библиотеке, ученика по номеру класса или группы, в которой он учится, и т.п.).

Итак, понятие – мысль, отражающая предметы со стороны их существенных признаков. Каждая отрасль знаний или отдельный ее фрагмент имеют свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Овладение конкретной областью знаний предполагает прежде всего уяснение системы употребляемых в ней понятий.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!