Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Опека и попечительство над детьми»

/ Семейное право
Конспект, 

Оглавление

1.Понятие и цели опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Институт опеки и попечительства1 над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР.2 В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 Семейного кодекса Российской Федерации [далее – СК РФ]; п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации [далее – ГК РФ]3; ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). 

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК РФ; п. 3 ст. 31 ГК РФ). 

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 45 СК РФ; п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ и п. 1 ст. 32 ГК РФ), а попечительство – над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ и п. 1 ст. 33 ГК1). Ранее, до введения в действие части первой ГК РФ (то есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 121 КоБС).

Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленной законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель (п. 2 ст. 28 ГК РФ). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя – попечителя (п. 1–2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 119 КоБС) порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК РФ уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно п. 3 ст. 145 СК РФ установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются гражданским законодательством (ст. 35, 39, 40 ГК РФ) и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК РФ относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК РФ). Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения. Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отношении детей, находящихся в семьях российских граждан, а также по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района – лично или через подразделения администрации района.2

Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства.

 

2.Права и обязанности опекуна (попечителя)

Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являться наилучшие интересы ребенка (ст. 18 Конвенции о правах ребенка). Данное положение закреплено и в ст. 150 СК РФ, устанавливающей право и обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содержании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, определенных в ст. 31 ГК РФ и ст. 145 СК РФ и во многом сходных с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК РФ), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства).

Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК РФ).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекунами (попечителями) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК РФ).

Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК РФ). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК РФ).

Как и родителям, СК РФ предоставляет опекунам и попечителям право самостоятельно определять способы воспитания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК РФ). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и» форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исходить из необходимости получения подопечным основного общего образования. Аналогичное требование Кодексом предъявляется и к родителям, что основано на положениях федерального законодательства (ст. 63 СК РФ; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 511 и п. 3 – ст. 52 Закона об образовании).

Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК РФ). В свою очередь, подопечные дети согласно п. 1 ст. 148 СК РФ имеют право проживать вместе со своим опекуном (попечителем). В этой связи они беспрепятственно регистрируются органами внутренних дел на жилую площадь опекунов и попечителей (и наоборот) по решению органа местного самоуправления об установлении опеки и попечительства с указанием в нем места конкретного жительства.

Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданско-правовой сфере регулируются ГК РФ (ст. 37–38 ГК РФ). Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК РФ).

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК РФ; п. 2 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК РФ).

Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК РФ) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т.п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самостоятельно.

При этом ст. 37 ГК РФ устанавливает условия распоряжения опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных: исключительно в интересах подопечного (на удовлетворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содержания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания,         одежда,

книги и т.п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК РФ). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет – каким образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. Поэтому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ).

Семейный кодекс (п. 2 ст. 150) предоставляет опекунам (попечителям) несовершеннолетних такие же средства защиты своих прав, какие предоставлены родителям для защиты родительских прав. Поэтому опекун или попечитель вправе требовать в судебном порядке возврата детей, находящихся у них под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя детей без законных оснований (то есть нет решения о передаче ребенка под опеку или попечительство, нет решения суда о передаче ребенка на воспитание или решения суда об установлении усыновления), в том числе от близких родственников ребенка (родителей, братьев, сестер, дедушки, бабушки).

3.Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК РФ; п. 1 ст. 147 СК РФ). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК РФ, конкретизируя это положение, называет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей.

Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК РФ дети, утратившие родительское попечение и находящиеся в одном из перечисленных учреждений, имеют право: а) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; б) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; в) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; г) льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях; д) на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение своего мнения (ст. 55–57 СК РФ).

Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреплен в ст. 147 СК РФ, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания.

Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудованием, а также расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспитательного учреждения (независимо от его типа и ведомственной принадлежности) установлены приложениями №№1–3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).

Организация обучения и воспитания в воспитательном учреждении строится в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

Не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.1

В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и воспитательным учреждением.

Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (ст. 1, 7 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Медицинское обслуживание воспитанников включает наблюдение медицинскими работниками за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; организацию и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных знаний.1

Реализация детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, своего права на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, во многом зависит от персонала учреждения, от создания им благоприятных условий, приближенных к домашним. Поэтому особое внимание – уделяется подбору в воспитательное учреждение работников, способных выполнять обязанности по воспитанию и образованию детей-сирот по уровню своей профессионально-педагогической квалификации. К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.2

Право детей, находящихся в воспитательных учреждениях, на сохранение за ними права собственности на принадлежащее им жилое помещение или права пользования жилым помещением, полностью соответствует по своему содержанию аналогичному праву детей, находящихся под опекой или попечительством. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном учреждении, но и в последующем – на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

За детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в воспитательных учреждениях, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных и иных учреждениях, обладают в соответствии с п. 2 ст. 149 СК РФ также правом; на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); на защиту своих прав и интересов, в частности, путем самостоятельного обращения в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд (ст. 56 СК РФ); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК РФ).

 

 

4.Приемная семья: понятие, основания возникновения, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью

Правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151–155 СК, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829. Теперь уже во вновь принятых нормативных актах термин «семейный детский дом» не фигурирует. Следовательно, речь идет только о приемной семье, о передаче на воспитание ребенка в семью, заменяющую родительскую.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, с другой – в контексте соответствующих статей СК она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-воспитателями. В их роли могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети – как взрослые, так и несовершеннолетние;

труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Таков перечень характеризующих приемную семью признаков, совокупность которых дает представление о так называемой суррогатной семье, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера.

Поскольку главное назначение приемной семьи – удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье СК, Положение о приемной семье много внимания уделяют созданию правовых предпосылок физического и психического, нравственного развития ее воспитанников.

В СК не содержится никаких предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. А согласно п. 2 Положения о приемной семье, включая родных и усыновленных, их число не должно превышать, как правило, восьми человек, так как в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным. Тем более что в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, имеющие серьезные дефекты развития.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свою миссию, ст. 153 СК не разрешает быть приемными родителями лицам, заведомо не способным осуществлять семейное воспитание. К ним относятся: несовершеннолетние;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в своих родительских нравах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение опекунских обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

страдающие заболеваниями, исключающими создание надлежащих условий для семейного воспитания.

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в приемной семье служат также правила, предусматривающие:

представление лицами желающими стать приемными родителями, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в приемные родители;

знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежащим передаче в приемную семью;

получение будущим приемным родителем достоверной информации о несовершеннолетнем, которого они хотели бы взять на воспитание. Одним из ее источников служит медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью.

Все сведения, характеризующие потенциальные возможности приемного родителя как воспитателя, позволяют заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную обеспечить его интересы. А достоверная и полная информация о ребенке в последующем позволит приемным родителям выбрать наиболее подходящие методы и способы семейного воспитания.

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 3 ст. 153 СК, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя). Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;

права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соответствии со ст. 54–57 СК. Что же касается его имущественных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60 СК. Кроме того, в п. 4 ст. 154 СК специально оговаривается сохранение, во-первых, права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, которые перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении, во-вторых, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на предоставление его в соответствии с жилищным законодательством. Особое место среди прав, предоставляемых воспитаннику в приемной семье, занимает право на получение ежемесячного государственного пособия, которое служит основным источником его существования.

Поскольку одной из равноправных сторон в договоре являются органы опеки и попечительства, они также наделяются определенными правами и обязанностями. Причем если в преддверии заключения договора будущие приемные родители вправе выбирать воспитанника, то органы опеки и попечительства в свою очередь подбирают кандидата в воспитатели. Это тоже их право. После заключения договора в число прав органов опеки и попечительства входит контроль за условиями жизни ребенка, его воспитанием в приемной семье, а их обязанности сводятся к оказанию самой разнообразной помощи как воспитателям, так и воспитанникам.

Примерный перечень видов такой помощи содержится в Положении о приемной семье, в котором даются особые рекомендации относительно помощи приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, путем предоставления беспроцентных ссуд, долгосрочных кредитов и т.п.

Как и всякий другой договор, договор о передаче ребенка в приемную семью, заключается:

либо на определенный, обозначенный в нем срок;

либо без определения такового.

После заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью правовая связь несовершеннолетнего с его кровными родителями сохраняется. Следовательно, в неприкосновенности остаются наследственные и прочие права, основанные на факте родства. Кровные родители обязаны по-прежнему платить алименты на содержание своих детей, находящихся в приемной семье. Не существует правил, предусматривающих изменение имени, отчества, фамилии ребенка, попавшего в такую семью. Это возможно лишь в результате его усыновления приемными родителями.

Договор о передаче ребенка в приемную семью прекращает свое существование по достижении воспитанником 18 лет.

Он может быть расторгнут и досрочно:

по просьбе приемных родителей, если они по уважительным причинам не могут выполнять принятые на себя обязательства;

по просьбе приемных родителей, если органы опеки и попечительства без уважительных причин не выполняют своих обязанностей;

по инициативе органов опеки и попечительства, если интересы ребенка в приемной семье почему-либо нарушаются;

в случае возвращения воспитанника родителям.

Досрочное прекращение договора о передаче ребенка в приемную семью относится к редким событиям.

Прекращение договора о передаче ребенка в приемную семью осуществляется в административном порядке по решению органов опеки и попечительства. В случае возникновения спора о воспитании между приемным родителем и органами опеки и попечительства их решение (постановление) о прекращении договора может быть обжаловано в судебном порядке. То же молено сказать относительно всякого рода разногласий между ними по финансовым, имущественным вопросам, если на этот счет отсутствует соглашение.



1 Словарь русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. М.,1998. Т. 2. С. 621; Т. 3. С. 294

2 Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 2006. С. 291

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №2. Ст. 16

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Семейный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. №2. Ст. 16

2 О районной Управе в городе Москве: Закон города Москвы от 11 сентября 1996 г. №28-91 // Ведомости Московской городской Думы. 1997. №1. П. 65 Ст. 14

1 Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. П. 14-21

1 Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. П. 32

2 Там же. П. 36

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!