Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (понятие, классификация)»

/ БЖД
Конспект, 

Оглавление

 

В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово «чрез­вычайный» трактуется как «исключительный, очень боль­шой, превосходящий все». Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) называют обстоятельстве возникающие в результате природных стихийных бедствий аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного,  социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятель­ности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.[1]

Основные причины возникновения ЧС:

внутренние:  сложность технологий, недостаточная, квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низ­кая трудовая и технологическая дисциплина;

внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельст­вах:

      наличие источника риска (давление, взрывчатые ве­щества, радиоактивные вещества);

      действие факторов риска (выброс газа, взрыв, воз­горание);

      нахождение в очагах поражения людей, сельскохо­зяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного харак­тера выявил их общую черту – стадийность. Можно выде­лить пять стадий (периодов) развития ЧС:

      накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

      период развития катастрофы;

      экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

      период затухания;

      период ликвидации последствий.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

      по природе возникновения – природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

      по масштабам распространения последствий – ло­кальные, объектовые, местные, национальные, региональ­ные, глобальные;

      по причине возникновения – преднамеренные и не­преднамеренные (стихийные);

      по скорости развития – взрывные, внезапные, ско­ротечные, плавные;

      по возможности предотвращения ЧС – неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.

К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами, – пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоак­тивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя зем­ли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе, – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Локальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масш­табы которых ограничиваются одной промышленной уста­новкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для лик­видации последствий достаточно сил и средств, имеющих­ся на пострадавшем объекте.

Объектовые ЧС – это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, учреж­дения, учебного заведения, но не выходят за рамки объек­та. Для их ликвидации привлекают хотя и все силы и сред­ства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масшта­бы которых ограничены поселком, городом, районом, от­дельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельско­го хозяйства, расположенных на их территории. В отдель­ных случаях могут привлекаться воинские части гражданс­кой обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, ко­торые охватывают несколько экономических районов, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируют­ся силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС – это чрезвычайные ситуации, рас­пространяющиеся на несколько областей, республик, круп­ный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, ре­гиональные центры МЧС или специально создаваемые ми­нистерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ при­влекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и МО.

Глобальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, послед­ствия которых настолько велики, что захватывают значи­тельные территории, несколько республик, краев, облас­тей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спа­сательных и других неотложных работ, как правило, зани­мается специально созданная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны – Председатель Прави­тельства.

Чрезвычайные ситуации мирного времени можно раз­делить на пять групп:

      сопровождающиеся выбросами опасных веществ в ок­ружающую среду;

      связанные с возникновением пожаров, взрывов и их

      последствий;

      на транспортных коммуникациях;

      военно-политического характера;

      вызванные стихийными бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровож­дающихся выбросами опасных веществ в окружающую сре­ду, относят:

      аварии на атомных электростанциях;

      утечки  радиоактивных  газов  на  предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;

      аварии на атомных судах с радиоактивным загрязне­нием акватории порта и прибрежной территории;

      аварии на ядерных установках научно-исследова­тельских центров с радиоактивным загрязнением террито­рии;

      аварийные ситуации во время промышленных и ис­пытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнорма­тивным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

      падение летательных аппаратов с ядерными энерге­тическими устройствами на борту с последующим радиоак­тивным загрязнением местности;

      незначительные загрязнения местности радиоактив­ными веществами при повреждении источников ионизиру­ющих излучений, авариях на транспорте, перевозящем ра­диоактивные препараты;

      аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядови­тых веществ;

      аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в кон­центрациях, превышающих допустимые значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:

      пожары в населенных пунктах, на объектах эконо­мики и транспортных коммуникациях;

      взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);

      взрывы в жилых домах.

К третьей группе чрезвычайных ситуаций относятся ситуации на транспортных коммуникациях:

      авиационные катастрофы;

      столкновения и сход с рельсов железнодорожных со­ставов (поездов в метрополитене);

      аварии на водных коммуникациях, повлекшие зна­чительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодей­ствующими ядовитыми веществами;

      аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс боль­шой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

      аварии на энерго- и других инженерных сетях, по­влекшие нарушение нормальной жизнедеятельности насе­ления в результате возникновения вторичных факторов.

К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относят­ся ЧС военно-политического характера в мирное время:

      единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, на­несенный с акватории нейтральных вод кораблем неуста­новленной принадлежности или падение носителя ядерно­го оружия со взрывом боевой части;

      падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

      вооруженное нападение на штабы, пункты управле­ния, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в том числе гражданской обороны);

     

 

 
 


волнения в отдельных районах, вызванные выступ­лениями антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Рис. 1. Классификация чрезвычайных ситуаций

 

Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрез­вычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:

      стихийные бедствия геологического характера (зем­летрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

      стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

      стихийные бедствия гидрологического характера (на­воднения, заторы льда на реках, цунами);

      природные пожары.

Классификация чрезвычайных ситуаций представлена на рис. 1.

 

Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – зада­ча первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Профилактика опасности и защита от них – актуальная гуманная, социально-экономическая и юриди­ческая проблема, в решении которой государство не мо­жет не быть заинтересованным. Не так быстро, как требует ситуация в обществе, но все же постепенно формируется в России законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности че­ловека во всех средах его обитания – в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В Федеральном законе «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера»[2] определены общие для РФ организацион­но-правовые нормы в области защиты граждан России, ино­странных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, вод­ного, воздушного пространства в пределах РФ и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера.

Целями данного Федерального закона являются:

      предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

      снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

      ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является следующее:

      Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

      Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

      Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти (ст. 7).

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган создает подведомственные ему территориальные органы (ст. 12).


[1] Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М., 2003. С. 218

[2] О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (ред. от 28.10.2002) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 1094

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!