Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Общение»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

1. Изучение категории общения в психологии

 

 

    Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной области научного исследования предполагает решение ряда ключевых вопросов – определение специфики объекта изучения, проведение категориально-понятийного анализа, разработку принципов и методов исследования. В психологии общения эти вопросы на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях начали рассматриваться только в два последние десятилетия. Таким образом, можно считать, что категория общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Тем не менее ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория до праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки.1

    Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:

    1) исследования В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Носам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;

    2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н. Леонтьев. В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент;

    3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

    Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования “в условиях общения” к изучению самою процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.

    Объективное многообразие функций общения в развитии психики человека определяет многоаспектность анализа проблемы общения в рамках различных наук о человеке – философии, социологии, лингвистике, психологии. Тогда же, в 70-е годы, вычленился и получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения.

    Предмет исследования общения в общей психологии – изучение психологической структуры, механизмов общения, зависимости “динамики психических процессов” от “условий”, средств и форм общения человека с другими людьми. Возрастает удельный вес эмпирических исследований. Включение общения в психологический эксперимент имеет принципиальное значение для его дальнейшего развития. Характерной особенностью современного этапа разработки проблемы общения является рост числа прикладных работ.

    Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По мнению Б.Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

    В методологическом плане по вопросу соотношения категории деятельности и категории общения в психологии ведутся наиболее острые дискуссии. Наибольшую остроту дискуссия приняла в конце 70-х годов. Суть ее – в различных подходах, развиваемых А.А. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. А.А. Леонтьев трактовал общение как деятельность, как частный случай деятельности, как один из видов деятельности, как “деятельность общения”, “коммуникативная деятельность” и т.п. Сторонники такого подхода пытались распространить на процессы общения теоретические схемы, сформировавшиеся при изучении предметно-практической деятельности. Однако Б.Ф. Ломов выступил с резкой критикой такого подхода. Он считал, что на самом деле отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. С его точки зрения, всю методологическую сложность при выяснении соотношения между деятельностью и общением создает то обстоятельство, что они не имеют в психологии общепринятых определений. И если понимать деятельность как активность, то общение как активный процесс Можно отнести к категории деятельности. Однако сложившаяся концепция деятельности охватывает лишь одну сторону социального бытия человека, а именно субъект – объект. Именно это отношение составляет основу определений деятельности в подавляющем большинстве психологических исследований. Б.Ф Ломов же считает, что вряд ли правильно рассматривать человеческую жизнь как “поток сменяющих друг друга деятельностей”1, понимаемых только в плане субъект-объектных отношений. Человеческое бытие он представляет как много качественную и многоуровневую систему отношений человека к миру. Человеческое же общение представляет собой другую сторону человеческого бытия: отношение субъект – объект(ы). В целом общение является важнейшей стороной индивидуальной формы бытия человека.

    В процессе общения – этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми – происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат – непреобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

    В настоящее время развитие общей психологии требует рассмотрения многих ее проблем в связи с исследованием общения. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы превращения одних форм и уровней психического отражения в другие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, выявить специфику человеческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т.д.

    Что же такое общение? Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.2

    Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

    Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться сними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать информацию и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, но этим человек не ограничивается, он при этом репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям. Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащем и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

    Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, а ощущение – часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях.

    Способы, сфера и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и т.д.

    По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, личность приобщается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный человечеством, а с другой – происходит ее обособление.

    Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

 

2. Общение как обмен информацией

 

    Вначале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Функции эти многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно - коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации. Тем более, что при таком подходе фиксируется лишь одно направление информации.

    Поэтому, не исключая возможностей применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику самого обмена информацией, действительно присутствующего и в случае коммуникации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информацию”, но и, как минимум, активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация непросто принята, но и понята, осмыслена.

    Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами – обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть нечто иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности. Еще Л.С. Выготский отмечал: “Мысль никогда не равна прямому значению слов”.

    И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное глубинными различиями, существующими между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. Вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением. Все эти особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.1

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. действительно с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человечества. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелируется сознанием в целом. Сознание человека формируется в общении между людьми. Основная функция сознания – осознание бытия, его отражение, и язык и речь выполняют ее специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражения бытия. Но они в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь –это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

    Таким образом, речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих – говорящего и слушающего – должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

    Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств, – в ней будет высказана определенная мысль.

    Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.

    Мы знаем, что основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Наше внимание обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от “языка” животных, который выражает в звуках лишь аффективное состояние, но никогда не обозначает звуками определенных предметов. Это основная функция слова, которая называется сигнификативной. Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет “удваивать” мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слов.

    Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Таким образом, слово является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Эта вторая его функция обычно обозначается термином значение слова. Овладевая словом, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, в которых состоит данный предмет, сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям и называется значением слова.

    Еще одна функция речи – коммуникативная – включает в себя средства выражения и средства воздействия. Выразительная функция сама по себе не определяет речи; речь не отождествима с любой выразительной реакцией, речь есть только там, где есть значение, имеющее материальный носитель. Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместе с тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержания речи является то что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в речи выразительным моментам, она сплошь и рядом далеко выходит за пределы абстрактной системы значений.

    Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений – наряду с жестом, мимикой и пр. Звук, как выразительное движение, имеется и у животных. Но речью, словом этот звук становится лишь тогда, когда он перестает только сопровождать соответствующее аффективное состояние субъекта и начинает его обозначать. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь, превращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи – особенно устной, сказываясь, впрочем, и в письменной – в ритме и в расстановке слов. Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем она выразительнее, тем более она – речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он сам.

    Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи – одна из наиболее основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она – средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия.

    Сигнальная мимика животных может иметь своим следствием ту или иную реакцию других животных, но средством сознательного воздействия, при помощи которого субъект в состоянии оказать воздействие, соответствующее поставленной им цели, может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенное значение. Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения на основе ее семантического содержания, в этом специфика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи человека.

    Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты, они включены в единство, внутри которого определяют и опосредуют друг друга. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. Возникновение речи вне общества невозможно, речь – социальный продукт, она предназначена для общения и возникает в общении. Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, – формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

    Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и является действием, оказывающим то или иное воздействиё на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всею, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, ее основную цель. Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых она осуществляется. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете целей и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую он поставил.

    Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую:

    Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

     Внешняя речь бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Процессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

    Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

    Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она неполностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

    Монологическая речь продолжается достаточно долго, Не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

    Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы). Рассмотрим каждую из систем.

    Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. диалогическая – речь как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

    Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все, что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, что посредством речи не просто “движется” информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

    В работах чехословацкого социального психолога Я. Яноушека последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К–С–Р (коммуникатор–сообщение–реципиент) асимметрична. Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего (реципиента) смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена “коммуникативных ролей”, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понял принятую информацию. диалог, или диалогическая речь, как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит обогащение, развитие информацию.

    Содержание общения состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

    Невербальная коммуникация. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, преимущественно различных частей тела (рук – и тогда мы имеем жестикуляцию; лица – и тогда мы имеем мимику; позы – и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

    Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическал система – включение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.

    Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики, – Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

    Визуальное общение (“контакт глаз”) – новая область исследования. доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации для всех четырех систем невербальной коммуникации важен общий вопрос методологического характера. Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее, должна иметь место некоторая общая для общающихся система кодов. Есть такое понятие “семантически значимая информация” – это как раз та информация, которая влияет на изменение поведения, т.е. та, которая имеет смысл. В настоящее время в науке предпринимаются попытки, направленные на выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков по аналогии с единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.1

    В целом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную) в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности.

 

3. Интерактивная и перцептивная сторона общения

 

    Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

    Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию по ведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

    Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняет различные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

    Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

    В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов.

    Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Особенно существенную роль смысловые барьеры приобретают в так называемом педагогическом общении, что объясняется возрастной разницей, жизненным опытом их и отсутствием его у других, расхождением в интересах и, что особенно важно подчеркнуть, зачастую ошибками в выборе воспитательных воздействий со стороны старших.

    Здесь важное значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А.Н. Леонтьева. Известно, что, помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностньий смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл, т.е. особую значимость, для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем сказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься. другими словами, в любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации”, т.е. понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.

    Интересная теория конфликтного общения разработана американским психотерапевтом Э. Берне. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо), Родитель - (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). “Я” в виде дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве; в том же возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется родительское “я”; что касается “я” в форме взрослого, то оно складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называют житейской мудростью.

    И вот, выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя – самоуверенно-агрессивным; в позиции взрослого – корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

    Представим себе, что педагог обращается к школьнику, предпринимая обычную в таких случаях форму взаимодействия Родитель–Дитя или Взрослый–Дитя. Школьнику и в голову не придет протестовать против предлагаемой ему детской позиции, и он обычно на нее согласен. Но тот же педагог, обращаясь в подобном тоне на улице к незнакомому юноше, рискует встретить отпор, хотя бы потому, что с подросткового возраста и далее любому человеку кажется крайне важным, чтобы его больше не считали ребенком.

    Суть теории Э. Берне сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берне называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека, если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с Несогласованной позиции (как Родитель и Дитя или как Взрослый и Дитя), это вызывает гнев и может стать причиной конфликта. Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнить.

    Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Основным направлением прикладных исследований психологического влияния или воздействия является изучение такой его функциональной формы, как воспитательное воздействие. Исследования многих отечественных психологов показывают, что эти проблемы группируются вокруг изучения воспитателя (как индивидуального или группового субъекта воздействия) и требований, которым он должен удовлетворять, чтобы добиваться поставленных целей.

    Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия. Иногда феномен психологического воздействия смешивается с феноменом действия. Между тем эти феномены различны. Действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие имеет иную направленность: не на физический объект, а на индивидуального или группового субъекта, на их психику. Психологическое воздействие выступает как субъект-субъектное отношение.

    Психологическое воздействие есть структурная единица, компонент общения.  По своей сущности психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.). Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стойкости их изменений. Так, силой педагогических воздействий воспитатель может перестроить отношение ученика к тому или иному учебному предмету. О более широких изменениях психики можно говорить тогда, когда перестраивается целая группа психических явлений, например эмоциональная сфера личности. Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные суждения и побуждения, которые сохраняются на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и превратности судьбы.

    В любой форме психологическое воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели. Однако как отдельная личность, так и группа избирательно относятся к психологическим воздействиям и связано это с тем, что на пути этих воздействий стоит психологическая защита – своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения – от противоречащих им.

    Таким образом, психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее – в их деятельности и поведении.

    Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

    Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и 6ес-Корыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность – вражду.

    Отрочество и юность всегда считались привилегированным возрастом дружбы. Юношеская дружба действительно качественно отличается и от детской, и от дружбы взрослых людей. Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников.

    Нравственные нормы дружбы таковы, что выделяют ее из всех других отношений. Как пишет в книге “Дружба”, один из самых видных исследователей дружеских отношений – И.С. Кон, “содержание дружеской коммуникации также исключительно, как ее способы. Идеальная дружба – это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного “я”.1 Психологические основы данного явления заключаются. в том, что субъективная реальность человеческого “Я” не может быть полностью объективирована в предметной деятельности. Она обязательно предполагает общение с каким-то реальным или воображаемым “Ты”. Чем сложнее и многограннее личность, тем сильнее ее потребность в такой встрече и тем специфичнее средства этой коммуникации. Человек не может ни осмыслить, ни даже прочувствовать свою внутреннюю жизнь иначе как через других людей, общение с которыми или страх утраты которых открывает ему смысл и ценность собственного бытия. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого”.

    Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида “накладываются” на представление о партнере. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

    Перцептивная сторона общения. Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин “восприятие” здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

    Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

    Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

    Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой – чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Аналогичная мысль была высказана еще Л.С. Выготским: “Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других”1. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого включает две стороны – идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

    Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин “идентификацию” буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

    Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с ею точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения – не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит ею этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию ею поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

    Рефлексия – это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этом процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации ею поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другом человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

    При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающем видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

    Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании людьми друг друга, – это явление стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация –это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизацая может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями, могут оказаться глубоко неверными.

    Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом и, вообще, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своем обращения к нему. Роль обратной связи в общении особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается в силу каких-то причин блокирована. Если невозможно воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний субъекта. Вообще восприятие собеседника или слушателя при общении выступает важным условием налаживания взаимопонимания. Таким образом, обратная связь в процессах межличностного восприятия выполняет осведомительную функцию и функцию саморегуляции.

    Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание приобщении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего, анализ их поступков.

    Значительную роль в формировании механизмов общения играет семья.    Семья – это первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьей ее воспитательных задач. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

    Удовлетворение элементарных потребностей ребенка и контроль его поведения и успеваемости не может в полной мере обеспечить установление прочных духовных контактов между родителями и детьми. Одним из необходимых условий формирования таких контактов является высокий уровень взаимной информированности родителей и детей, без которой не могут складываться их нормальные взаимоотношения и формироваться хорошо налаженное обучение.

    Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватном представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего нормально протекающее общение в семье. для того чтобы иметь адекватный образ партнера по общению, верно оценивать мотивы его поступков и суждений, необходимо располагать достаточно широкой информацией о человеке: о направленности ею личности, о содержании его интересов, об уровне ею знаний, умений и т.п. Отсутствие в семье такой информации, а следовательно, и правильных представлений о личности партнера по коммуникации создает значительные трудности в общении не только детей и родителей, но и детей со своими сверстниками, друзьями, родственниками, соседями и т.п.

    Взаимная информированность родителей и детей может быть обеспечена только за счет разнообразия сфер и тем их общения. От содержательной стороны общения зависит количество и качество получаемой ребенком информации, помогающей ему познать самою себя и окружающий его мир. Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей нередко формирует у них негативное отношение друг к другу, лишает их общение эмоциональной привлекательности, а у детей не формируется при этом адекватных способов эмоциональной идентификации и эмпатии по отношению к людям вообще.

    Нормально протекающее общение в семье – это всегда процесс активного взаимодействия и взаимовлияния членов семьи. Семейное общение – нормативный процесс. С помощью моральных санкций (осуждения, одобрения, поощрения и т.д.) нормально протекающее общение в семье задает детям определенные модели поведения. Большую роль в усвоении и реализации заданных стандартов поведения играет подражание детей родителям. дезорганизация общения в семье создает крайне неблагоприятные условия для усвоения детьми положительных образцов поведения. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими детьми.1



1 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000. С. 142-143 (Глава VII. Общение как средство воспитания)

1 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 245

2 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. С. 412

1 Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000. С. 30-36

1 Психология: Учебник //Под ред. А.А. Крылова. М., 1999. С. 339-340

1 Кон И.С. Дружба. М., 1980. С. 133

1 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 84

1 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. М., 1997. С. 517

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!