Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Содержание
Введение………………………………………………………….....4
1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ…………………………………………………..11
1.1. Право осужденных на личную безопасность…………...11
1.2. Право на получение квалифицированной юридической помощи …………………………………………………12
1.3. Свобода совести и свобода вероисповедания…………..13
1.4. Свобода труда……………………………………………..13
1.5. Право собственности……………………………………..14
1.6. Право на неприкосновенность частной жизни, включая право на тайну переписки………………………………16
1.7. Право на личное достоинство……………………………16
1.8. Право на охрану здоровья………………………………..17
1.9. Право на образование……………………………………18
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ………………….20
2.1. Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости………………………………….20
2.2. Право на свидания………………………………………..20
2.3. Право на получение посылок, передач и бандеролей….21
2.4. Право на материально-бытовое обеспечение…………..22
2.5. Иные права осужденных…………………………………23
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..24
Заключение…………………………………...……………………37
Список использованной литературы………………..……………39
Приложение 1……………………………………………………...41
Введение
Процесс исполнения (отбывания) наказания — весьма сложный процесс, затрагивающий все стороны жизнедеятельности личности, порождающий множество общественных отношений. Поэтому правовой статус осужденных является межотраслевым правовым институтом, он определяется не только нормами уголовного и уголовно-исполнительного права, но и государственного, гражданского, трудового и других отраслей права.
Правовой статус осужденных состоит из двух частей. Во-первых, он включает общий правовой статус граждан России. Осуждение лица не влечет потерю гражданства (ст. 6 Конституции РФ, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека)[1],а, следовательно, и лишение общеправового статуса. Осужденные пользуются правами и несут обязанности граждан России, с определенными изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Количество и характер правоограничений зависит от вида наказания. Наименьшее количество ограничений предусмотрено в содержании наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, наибольшее — в содержании наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества. Например, наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью ограничивает только свободу выбора деятельности — профессиональной или иной.
У осужденных к лишению свободы одни права и свободы, в том числе конституционные, сохраняются, в других они ограничиваются, в третьих полностью поражаются. Причем объем изъятий и ограничений зависит в определенной степени от характера самих прав — личных, политических или социально-экономических.
Личные права призваны обеспечить защиту личной (частной) жизни человека. У осужденных сохраняются некоторые личные права и свободы. Во-первых, это право на жизнь — естественное и неотъемлемое право человека (ст. 20 Конституции РФ). В отношении осужденных это право конкретизируется как право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Осужденные независимо от их согласия не могут подвергаться медицинским и иным опытам, ставящим под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ). Осужденные имеют право на охрану своего личного достоинства (ст. 21 Конституции РФ), на вежливое обращение со стороны персонала; они не должны подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Осужденные имеют право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ, ст. 14 УИК РФ), на определение своей национальности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ, ч. 5 ст. 12 УИК РФ).
В то же время осужденные лишаются многих личных прав. Они лишены права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ). Осужденные лишены фундаментального права на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а их вещи — досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишены права на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). В исправительных учреждениях осужденные содержатся в условиях постоянного надзора и контроля, в том числе с использованием технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ); посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру (ч. 4 ст. 90 УИК РФ); получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция (кроме заявлений в контролирующие органы) подвергается цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ); телефонные разговоры осужденных контролируются персоналом (ч. 5 ст. 92 УИК РФ).
Политические права и свободы призваны обеспечить участие гражданина в политической и общественной жизни страны. В наибольшей степени осужденные поражаются именно в политических правах. Они не теряют право на свободу мысли и слова, получение и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ), имеют право получать и приобретать литературу, подписываться на газеты и журналы (ст. 95 УИК РФ), в свободное время слушать радио и смотреть телевизор, приобретать телевизоры и радиоприемники в коллективное пользование (ст. 94 УИК РФ). Косвенные ограничения существуют на производство и распространение информации, поскольку компьютеры, пишущие машинки и множительные аппараты относятся к числу запрещенных предметов. Осужденные имеют право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ). Осужденные существенно ограничены в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Они не имеют права на создание политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов и т.д. Но в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и т.д.), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления (ст. 111 УИК РФ). Все эти объединения работают под контролем администрации исправительного учреждения и не могут рассматриваться как общественные объединения в полном смысле этого слова (они не подлежат регистрации, у них нет устава, нет постоянного членства и т.д.).
Осужденные полностью лишаются права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов без разрешения администрации может квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) или массовые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми вытекающими последствиями. Осужденные лишены права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленном в ст. 32 Конституции РФ — активного и пассивного избирательного права, доступа к государственной службе, участия в отправлении правосудия.
Социально-экономические и культурные права призваны обеспечить удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека. В условиях лишения свободы, где дефицитны все ресурсы, возможность реализации социально-экономических прав приобретает особое значение.
Меньше всего, в принципе, осужденные ограничены в социально-экономических и культурных правах. Они имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ), социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ, ч. 7 ст. 12, ст. 98 УИК РФ), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ч. 6 ст. 12, ст. 101 УИК РФ). Осужденные не теряют права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет определенные ограничения. Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ). Но эта отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины могут помещать своих детей в дома ребенка при исправительных учреждениях и проживать совместно с ними, но только до достижения детьми возраста трех лет (ст. 100 УИК РФ). Осужденные женщины могут один раз в год выезжать за пределы исправительной колонии для свидания со своими детьми, но только если это несовершеннолетние дети-инвалиды (ч. 2 ст. 97 УИК РФ).
Осужденные, в принципе, не теряют права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35 Конституции РФ). Но есть существенные различия в правомочиях на имущество, находящееся вне исправительного учреждения, и имущество, находящееся в личном пользовании у осужденного. Осужденный не лишается права собственности на имущество, в том числе недвижимое, находящееся за пределами исправительного учреждения, не освобождается он и от обязанностей по содержанию этого имущества. Однако он косвенно ограничен в полномочиях собственника: он не может пользоваться всем имуществом, а распоряжаться им вправе только через доверенного представителя. Что касается имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, то существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряжение им (ч.8 ст. 82, ч. 7 ст. 88 УИК РФ). Общий вес принадлежащих: осужденному вещей и предметов не должен превышать 50 кг. Существует специальный Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений). Обнаруженные у осужденных деньги изымаются и зачисляются на лицевой счет без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания; запрещенные к использованию вещи и предметы, а также имеющиеся у осужденного вещи сверх установленного веса, уничтожаются или передаются на хранение на склад (ч. 9 ст. 82 УИК РФ). В отношении принадлежащих им предметов первой необходимости и продуктов питания (в разрешенных количествах) осужденные имеют все полномочия собственника, за одним исключением: не могут продавать, дарить или иным способом отчуждать в пользу других осужденных. Это ограничение, устанавливаемое ведомственным нормативным актом, имеет целью борьбу с поборами в среде осужденных. Осужденные не теряют права на наследование.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ граждане России имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и га-гиены, на вознаграждение не ниже минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. С одной стороны, работающим осужденным гарантируются эти права (ч. 1 и 3ст. 104, ст. 105 УИК РФ). С другой стороны, для осужденных труд является не правом, а обязанностью. В соответствии с международно-правовыми актами обязательность труда для осужденных к лишению свободы не свидетельствует о его принудительном характере. Кроме того, осужденные лишены права на забастовку, закрепленного в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. Осужденным запрещено прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов; отказ от работы или прекращение работы являются злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания (ч. 6 ст. 103, ч. 1 ст. 116 УИК РФ).
Осужденные не теряют права на свободу творчества и участие в культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ).
Во-вторых, у осужденных, как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, возникают специальные права, законные интересы и обязанности, действующие только в период отбывания наказания и обусловленные спецификой конкретного вида наказания. Совокупность этих прав, интересов и обязанностей составляет вторую часть специального правового статуса осужденных. Это специальные субъективные права (право на телефонные разговоры — ст. 92 УИК РФ; право на получение посылок, передач и бандеролей — ст. 90 УИК РФ). Это специальные обязанности (обязанность трудиться— ст. 103 УИК РФ; обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания — ч. 5 ст. 11 УИК РФ). Это могут быть специальные законные интересы (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания — ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ).
В процессе отбывания наказания может происходить как дальнейшее ограничение прав у отдельных категорий осужденных (находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, дисциплинарных и штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах лишаются права на телефонные разговоры — ч. 3 ст. 92 УИК РФ), так и смягчение некоторых запретов (передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения — ст. 96 УИК РФ). Но это касается только специальных прав.
Структурными элементами правового статуса осужденных являются их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются в рамках как уголовно-исполнительных, так и иных правоотношений.
Субъективное право осужденного есть установленная в законе мера возможного поведения, т.е. реальная возможность определенных действий или пользования определенными благами. Управомоченным субъектом здесь выступает осужденный, а обязанными — администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, а также другие государственные органы и учреждения и должностные лица. Возможность осуществления права не связывается ни с поведением субъекта, ни с характеристикой его личности, ни с какими-либо обстоятельствами.
Реализация права (например, права на обращение с жалобами) предполагает, что: а) осужденный сам решает, воспользоваться или нет предоставляемой возможностью; б) право осужденного обеспечивается корреспондирующими ему обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания (администрация обязана направить жалобу по принадлежности, не подвергая ее цензуре); в) осужденному законодательно гарантирована возможность прибегнуть к защите (в том числе судебной) своего права.
Субъективное право осужденного следует отличать от законного интереса.
Законный интерес осужденного есть разрешенное (предусмотренное в законе) стремление осужденного к совершению какого-либо действия или обладанию каким-либо материальным или духовным благом. Возможность обладания этим благом зависит от действий самого осужденного или наступления некоторых событий (юридических фактов), а также действий уполномоченных должностных лиц (органов), т.е. эта возможность связывается с определенными условиями.
Реализация законного интереса предполагает, что: а) у осужденного наличествует стремление к обладанию благом (он выражает желание, обращается с ходатайством и т.д.); б) осужденный совершил какие-то действия или наступили какие-то события, дающие возможность обладания этим благом; в) управомоченные субъекты (администрация исправительного учреждения, суд) совершили какие-либо действия, реализующие эту возможность. Осужденный может обратиться с ходатайством к управомоченным субъектам или к компетентным органам о защите своего законного интереса. Например, может обжаловать в установленном законом порядке решение о переводе в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме (ч. 4 ст. 87 УИК РФ). Следует отметить, что на законные интересы не распространяются положения ст. 45 и ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждому гарантируется государственная (в том числе судебная) защита его прав и свобод. Так, осужденный не имеет права требовать своего условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Осужденный (или его законный представитель) имеет право обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ
Осуждение лица не влечет потерю им гражданства. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. При исполнении наказаний им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством РФ (ст. 10 УИК РФ). За рамками этих изъятий и ограничений осужденные вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе прибегая к судебной защите своих прав и свобод (ст. 45 и 46 Конституции РФ).
1.1. Право осужденных на личную безопасность
Обеспечение безопасности осужденных является обязанностью государства поскольку действующее законодательство не предусматривает ограничения личной безопасности осужденных (с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Часть1 ст. 10 УИК, закрепляет положение о том, что Российская Федерация обеспечивает их личную безопасность осужденных при исполнении наказаний, а в ст.13 УИК прямо указано на то, что осужденные имеют право на личную безопасность. Так же согласно Европейских пенитенциарных правил ч.3 ст. 52 администрацией ИУ «должны предприниматься все возможные усилия для того, чтобы все заключенные могли безопасно участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных распорядком дня».
И так, этот вопрос для некоторых осужденных представляет повышенный интерес. Поэтому, при возникновении угрозы жизни, здоровья либо совершения иного преступления со стороны других осужденных, он вправе обратиться с заявлением к любому должностном лицу ИУ с просьбой о переводе в помещение, где такая угроза отсутствует.
Перевод осужденного в безопасное место регламентируется статьей 13 УИК РФ и параграфом 25 Правил внутреннего распорядка ИУ.
При наличии заявления от осужденного (устного или письменного) о том, что его жизни или здоровью угрожает опасность, либо имеется угроза совершения преступления против личности осужденного со стороны других осужденных, должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по его переводу в безопасное место.
Угроза личной безопасности может заключаться:
- в угрозе причинения телесных повреждений или убийстве;
- в систематических издевательствах;
- в совершении насильственного акта мужеложства;
- в угрозе избиения (или систематических избиениях) и т.п.
Как правило, в качестве безопасного места используются камеры ШИЗО, ДИЗО, ПКТ. Могут использоваться и другие места по усмотрению администрации учреждения. В любом случае администрация обязана устранить существующую для осужденного опасность.
Перевод в безопасное место осуществляется по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток в экстренных случаях - оперативным дежурным до прихода начальника ИУ, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни оперативный дежурный может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа.
Если устранение невозможно, решается вопрос о переводе притесняемого осужденного в другую колонию.
Перевод в безопасное место наказанием не является, и на него не распространяются ограничения, предусмотренные для лиц, содержащихся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ или карцере.
Начальник учреждения, при наличии сведений о том, что осужденному угрожает опасность, имеет право поместить осужденного в безопасное место по собственной инициативе.
1.2. Право на получение квалифицированной юридической помощи
Право граждан России на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Это право можно рассматривать и как элемент системы гарантий осуществления других прав и свобод человека и гражданина. Важной составляющей (формой реализации) данного права является право осужденного на свидания с адвокатом. Уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает ограничений для осужденных на получение юридической помощи. В ч. 8 ст. 12 УИК РФ говорится, что для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
1.3. Свобода совести и свобода вероисповедания
Свобода совести и свобода вероисповедания гарантируются ст. 28 Конституции РФ. Каждый гражданин России, в том числе и осужденный, имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или же не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Впервые эти свободы закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве — в ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» УИК РФ. Конечно, и в ИТК РСФСР не содержалось формальных ограничений этих свобод, но отсутствовали механизмы их реализации. В части 4 ст. 14 УИК РФ предусматривается, что осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация исправительного учреждения обязана выделить соответствующее помещение. Сейчас при исправительных учреждениях действуют более 400 церквей и часовен и более 700 молитвенных комнат.
1.4. Свобода труда
В СССР граждане имели право на труд, т.е. на получение гарантированной работы с оплатой труда (ст. 40 Конституции СССР). В то же время труд являлся обязанностью, а уклонение от общественно полезного труда расценивалось как несовместимое с принципами социалистического общества (ст. 60 Конституции СССР).
Конституция РФ провозгласила свободу труда (ч. 1 ст. 37). Для осужденных к лишению свободы труд является обязанностью (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), но обязательность труда не нарушает запрет на принудительный или обязательный труд, содержащийся в Конституции РФ (ч. 2 ст. 37), ТК РФ (ст. 4) и международно-правовых актах. В ч. 3 ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2] говорится: «Для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает: а) любую работу, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения». В ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда (МОТ) о принудительном или обязательном труде[3] сказано: «Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей настоящей Конвенции не включает в себя: с) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».
Труд является обязательным только для трудоспособных осужденных: лица пенсионного возраста и инвалиды первой и второй группы привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).
1.5. Право собственности
В Конституции РФ (ч. 2 ст. 35) закреплено право граждан иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В ч. 3 той же статьи установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Осужденные к лишению свободы, в принципе, не лишаются права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Но есть существенные различия в правомочиях на имуществ находящееся за пределами исправительного учреждения, и имущество, находящееся в личном пользовании осужденного. Осужденный не ограничивается в праве собственности на имущество, находящееся за пределами исправительного учреждения, не освобождается он и от бремени содержания этого имущества. В отношении имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряжение им. В соответствии с ч. 8 ст. 82 УИК РФ в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, предусмотрен специальный Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1 к названным Правилам). Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ (ч. 9 ст. 82 УИК РФ). Вопросы учета денег и других ценностей регулируются Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России[4]. Можно отметить, что раньше изъятые у осужденных деньги и ценные вещи обращались в доход государства (п. 1 параграфа 30 Правил внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений 1986 г.). В этих Правилах существовал не только Перечень запрещенных вещей (приложение 36), но и Перечень предметов и вещей, которые осужденные могут иметь при себе (приложение 7).
Осужденным также запрещается продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании (п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
1.6. Право на неприкосновенность частной жизни, включая право на тайну переписки
Конституцией РФ гарантируется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 1 и 2 ст. 23 Конституции РФ). Но в этой же статье (ч. 2) одновременно предусматривается, что ограничение этого права возможно на основании судебного решения.
Осужденные к лишению свободы лишены права на тайну переписки. Б ч. 2 ст. 91 УИК РФ предусмотрено, что получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Но переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступлений либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.
1.7. Право на личное достоинство
Конституция РФ провозглашает, что достоинство личности охраняется государством (ст. 21). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
В соответствии с этими конституционными положениями уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ). Работники исправительных учреждений обязаны обращаться к осужденным на «Вы» (п. 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205).
В то же время режим в исправительных учреждениях предусматривает, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ).
1.8.Право на охрану здоровья
Осужденные не лишаются права на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ. Право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, относится к основным правам осужденных (ч. 6 ст. 12 УИК РФ). Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе действуют лечебно-профилактические учреждения (больницы) и медицинские части (около 300 таких учреждений). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных к лишению свободы, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения.
Осужденные имеют право на психологическую помощь (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ). В Федеральной службе исполнения наказаний действует психологическая служба, в исправительных учреждениях введены штатные должности психологов. Психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия.
1.9. Право на образование
Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных.
Правовое регулирование обучения осужденных исходит из конституционного закрепления права граждан России на образование.
Общеобразовательное обучение осужденных осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, и международными нормативными актами.
Осужденные из числа молодежи обязаны получить среднее (полное) общее образование. Осужденные старше тридцати лет и инвалиды первой и второй групп привлекаются к получению среднего (полного) общего образования по их желанию.
Право осужденных на получение образовании гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Обучение осужденных всячески поощряется администрацией исправительного учреждения. Некоторые льготы по освобождению от работы в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации, получают осужденные ИУ в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов. Данное положение закрепляется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ч.3 ст. 112)
Достижение цели исправления осужденных без получения соответствующего образования не возможно. Школа обладает большим культурным и интеллектуальным потенциалом и является, в сущности, центром воспитательной работы в исправительных учреждениях.
Обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка установлено для осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения из него (ч.1 ст. 108)
Не исключена для осужденных и возможность высшего образования, к примеру, по дистанционной форме обучения.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ
2.1. Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости
Осужденные имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в исправительном учреждении, а также за счет получаемых пенсий, пособий и денежных переводов (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). Средства, заработанные в период отбывания наказания, и получаемые пенсии и пособия можно тратить без ограничения. Дополнительное расходование других средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, имеет дифференцированные ограничения. Размер разрешенных к расходованию дополнительных средств, помимо заработанных в период отбывания наказания и получаемых пенсий и пособий, зависит от вида исправительного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания (ст. 121, 123, 125, 131, 133 УИК РФ). Если разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, оставшаяся сумма может расходоваться в последующие месяцы.
Осужденные инвалиды первой и второй группы, беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей, а также осужденные в лечебных исправительных учреждениях, могут тратить деньги, имеющиеся на лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости без ограничения. Не включаются в размер разрешенных к расходованию средств расходы на оплату телефонных разговоров, на приобретение спортивной одежды, литературы, подписку, на медицинские и иные услуги, приобретение телевизоров и радиоприемников (в коллективное пользование).
2.2. Право на свидания
В статье 89 УИК РФ установлено право осужденных к лишению свободы на свидания. Количество свиданий устанавливается в зависимости от вида исправительного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания. Свидания могут быть краткосрочными (4 часа) и длительными (3 суток). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами в присутствии представителей администрации. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругами, родителями, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками (но не более чем с двумя взрослыми), а с разрешения начальника исправительного учреждения — и с иными лицами.
Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же после его прибытия из карантинного помещения в отряд, независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого определяет осужденный. Время, в течение которого свидания осужденным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания.
По желанию осужденного свидания могут быть заменены телефонным разговором, а длительные свидания — краткосрочными; в воспитательной колонии также длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения — краткосрочным с выходом за пределы колонии. Находящимся в лечебно-профилактических учреждениях длительные свидания не предоставляются, они заменяются краткосрочными. По данным последней специальной переписи осужденных, 61,8 96 осужденных не воспользовались своим правом на длительные свидания, а 50,3 % — своим правом на краткосрочные.
2.3. Право на получение посылок, передач и бандеролей
Осужденные имеют право на получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ). Максимальный вес посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Женщины и осужденные в воспитательных колониях и колониях-поселениях могут получать их без ограничения количества; мужчины — в зависимости от вида исправительного учреждения, режима и условий отбывания наказания (ст. 121,123, 125, 131 УИК РФ). Посылки, передачи и бандероли с лекарствами, литературой, а также дополнительные посылки (по медицинскому заключению) для больных и инвалидов первой и второй группы не включаются в установленное количество. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру. Вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач или бандеролей производятся сотрудниками исправительного учреждения в присутствии адресатов. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются. Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в исправительное учреждение.
Осужденные могут по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине исправительного учреждения, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится представителями администрации в присутствии осужденного.
По данным последней специальной переписи осужденных, 31,3 % осужденных вообще не получали посылок и бандеролей.
2.4. Право на материально-бытовое обеспечение
Осужденные имеют право на соответствующее материально-бытовое обеспечение (ст. 99 УИК РФ). Осужденным обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены. Осужденным предоставляется индивидуальное спальное место, постельные принадлежности, одежда по сезону, средства личной гигиены. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения устанавливаются Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в ред. от 07.05.2006)).
Норма жилой площади в расчете на одного человека не может быть менее: в исправительной колонии — 2 кв. м; в тюрьме — 2,5; в исправительной колонии для женщин и в лечебном исправительном учреждении — 3; в воспитательной колонии — 3,5; в лечебно-профилактическом учреждении — 5.
2.5. Иные права осужденных
В соответствии с ч. 10 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденного устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. К таким актам относятся Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. В Правилах конкретизируются обязанности и запреты, установленные УИК РФ, регламентируется порядок осуществления многих прав осужденных. В некоторых случаях нормы Правил, регулируя порядок и условия осуществления прав осужденных, вторгались в базовые элементы реализации права.
3. Международная система защиты прав человека
Существует много общего и отличного между национально-государственными системами и международной системой защиты прав человека.
Дело в том, что на базе гражданских обществ в отдельных странах складывается глобальное гражданское общество (универсум), которое способно эффективно воздействовать на политические режимы и тех стран, где такое общество пока еще слабо и неспособно выступать в качестве равноправного партнера политического общества. Глобальное гражданское общество формирует элементы и глобального политического общества в лице многочисленных политических институтов, функционирующих на разных (глобальном, континентальном и региональном) уровнях и с разными компетенциями (общей или специальной).
Международные институты общей компетенции (глобальные и континентальные) призваны создавать в мире в целом и на отдельных континентах климат сотрудничества и взаимопомощи в решении стоящих перед человечеством задач. Это всемерное содействие совершенствованию (модернизации) институтов гражданского и политического обществ, международное сотрудничество в борьбе с нарушителями прав и свобод человека и многое другое.
Это относится и к выполнению международных обязательств государств по сотрудничеству в борьбе с международной преступностью, угрожающей правам и свободам человека, в том числе и в борьбе с коррупцией, представляющей собой главную угрозу правлению закона, демократии, социальной справедливости и правам человека.
Главное отличие международной системы защиты прав и свобод человека от национальной системы состоит в том, что складывающееся глобальное политическое общество пока еще не имеет четких и сформировавшихся ветвей власти. У международного сообщества нет институтов и для принуждения суверенных государств к соблюдению принимаемых ими законов. Отдельное государство может задерживать, допрашивать и наказывать любого своего гражданина за нарушение им норм национального права. Субъектами международных отношений являются народы и государства. Отношения между ними определяются принципами суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга. Поэтому и международные институты защиты прав человека не могут не отличаться от национальных институтов.
Международная система защиты прав и свобод человека достаточно широка и сложна: международные суды, трибуналы, институты контроля, учреждаемые для контроля за реализацией каждого международного соглашения о правах и свободах человека. Международные правозащитные институты выполняют разные функции: информационную, исследовательскую, примирительную, а также функции вынесения решений и наложения санкций. Есть институты для выполнения отдельных функций, а есть и такие, которые осуществляют все перечисленные функции одновременно. Одни из этих институтов собирают информацию о положении дел с правами и свободами человека в различных частях мира, составляют доклады, публикуют ежегодники прав человека. Другие создаются специально для изучения состояния дел в конкретных правозащитных областях (Комиссия по правам человека ООН, Комиссия по статусу женщин, Комиссия по устранению расовой дискриминации, Комитет по правам человека и др.). Такие специальные органы существуют в ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и в других организациях. Классическим примером правозащитных институтов являются Европейская, Африканская и Межамериканская комиссии по правам человека.
В силу специфики субъектов международного права число институтов, наделенных правом выносить решения, весьма ограниченно, хотя заметна тенденция к их постепенному увеличению.
Нормы взаимоотношений между государствами четко определены в Уставе ООН. Эти же нормы, но в области прав человека сформулированы и конкретизированы в Декларации о защите прав человека и принципах невмешательства во внутренние дела государств, принятой Институтом международного права 13 сентября 1989 г. Этот документ исходит из бесспорного постулата о том, что права человека являются прямым выражением достоинства человеческой личности. Их защита отвечает интересам всех государств, а потому требует дальнейшего расширения солидарных действий для обеспечения этих прав во всем мире. В случаях нарушения прав человека в том или ином государстве члены ООН имеют право предпринимать индивидуально или коллективно дипломатические, экономические и другие меры, исключающие применение вооруженной силы, в отношении государства - нарушителя своих обязательств. Такие меры не должны рассматриваться как незаконное вмешательство во внутренние дела других государств (ст. 2). Меры по обеспечению коллективной защиты прав человека обоснованы, когда они предпринимаются в ответ на серьезные нарушения этих прав (а именно широкомасштабные или систематические нарушения) или когда нарушаются права и свободы, которые не должны быть попраны ни при каких обстоятельствах. Представление по дипломатическим каналам или устное выражение государствами озабоченности в связи с нарушениями прав человека или неодобрение подобных действий являются необходимыми и законными при всех обстоятельствах.
Все меры, предпринимаемые для защиты прав человека, должны соответствовать следующим условиям:
1) за исключением случаев крайней срочности, от государства,
нарушающего права человека, формально требуют прекращения совершаемых им действия;
2) предпринимаемые меры должны быть пропорциональны серьезности нарушения;
3) они должны быть ограничены территорией государства-нарушителя;
4) при этом должны приниматься во внимание интересы индивидуумов и третьих стран, а также влияние принимаемых мер на стандарт жизни населения соответствующей страны.
Предложение государством, группой государств или международными гуманитарными институтами продовольственного или медицинского снабжения государству или территории, где живет страдающее население, не должно рассматриваться как незаконное вмешательство во внутренние дела этого государства. Однако это снабжение не должно принимать характера угрозы вооруженной интервенции (ст. 5). Признается крайне желательным усиление интернациональных методов и процедур, в частности методов и процедур международных организации, имеющих целью предупредить, наказать и исключать нарушения прав человека (ст. 7).
Пока что международное сообщество связано только тем, о чем сумели договориться отдельные народы и государства (уважать определенные ценности и нормы взаимоотношений, оказывать взаимопомощь, участвовать в коллективных санкциях и т. п.). Причем совместно выработанные нормы соблюдают, только те государства и народы, которые участвовали в их согласовании и должным образом одобрили (ратифицировали) их. К этим нормам могут присоединяться и новые государства, не участвовавшие в их согласовании. Акт присоединения состоит в подписании соответствующего документа, ратификации его в установленном в государстве порядке и в обмене ратификационными грамотами.
Выполнение государствами принятых на себя обязательств контролируется достаточно разветвленной системой институтов защиты прав человека. Но даже самый совершенный механизм защиты прав и свобод человека не даст ничего, если сами субъекты этих прав и свобод (люди) не будут должным образом реагировать на каждый случай нарушения их прав.
Индивидуумы, граждане и государства, ущемленные в своих правах, первыми приводят в движение существующий правозащитный механизм, ибо таковой не везде имеет право по собственной инициативе начинать рассмотрение дел, возбуждать иски, выносить решения. Этот механизм приводится в действие заявлениями и исками граждан и государств, как ставших жертвами нарушения их собственных прав, так и не желающих мириться с фактами попрания прав и свобод других людей. Они подталкивают институты защиты прав и свобод человека к большей решительности, предоставляя им доказательства нарушения государствами прав человека и снабжая их фактами в подтверждение своих исков.
В международные институты поступают два типа заявлений и исков - индивидуальные и межгосударственные. Первые исходят от непосредственных жертв нарушения прав и свобод человека и имеют целью устранение данного нарушения. Отдельные лица вправе обращаться в международные институты по защите прав и свобод человека только после того, как ими будут исчерпаны все внутренние (национальные) средства защиты. По мнению интерпретаторов международных договоров по правам человека, это необходимо для того, чтобы предоставить правительствам возможность исправить допущенные ими нарушения собственными средствами в рамках своей национальной правовой защиты. Но может быть правомерным и другое объяснение. Люди, как правило, больше доверяют международным институтам, независимым от правительств отдельных стран и, соответственно, обеспечивающим большую объективность при рассмотрении жалоб, чем своим национальным судам. Поэтому естественно их желание обойти волокиту в национальных судах и сразу же обратиться за поддержкой в международные инстанции.
Следующее непременное условие, которое должно быть соблюдено заявителем: иск нельзя передавать одновременно в другие органы защиты. Проблема возникла в связи с процедурами, предусмотренными Дополнительным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах: куда следует обратиться в случаях, когда нарушено право, предусмотренное одновременно и пактом, и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее ЕКПЗПЧОС). Договорились о том, что в случае возникновения таких проблем первое слово должно принадлежать региональному институту.
Наконец, все международные институты устанавливают срок, когда можно обращаться к ним с заявлением. Как правило, этот срок ограничен 6 месяцами после последнего рассмотрения дела в национальных институтах. В 1980-1990-х годах некоторые институты (ЮНЕСКО, МОТ) продлили эти сроки, справедливо полагая, что жертва могла быть лишена возможности своевременно реализовать вою волю, скажем, будучи посаженной в тюрьму, запертой в психиатрической больнице и т. д. Но при всех условиях, считают они, этот срок должен оставаться разумным. Общее требование состоит в том, что заявление не должно быть анонимным, истец обязан идентифицировать себя. ЮНЕСКО допускает упрощение и этого требования: заявление необязательно должно быть подписано самой жертвой. Когда жертва лишена такой возможности по не зависящим от нее обстоятельствам, в качестве защитника ее прав и интересов могут выступить группа людей или общественная организация.
Стороны в спорах о правах и свободах человека (граждане и государства) должны быть равны перед институтами защиты прав человека.
Первым международным институтом созданным специально с целью защиты прав человека, стал Совет Европы, учрежденный 5 мая 1949 г. и функционирующий в соответствии со своим собственным Уставом. Согласно ст. 1 Устава целью СЕ является достижение большего единства между его членами в целях обеспечения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследием и облегчающих их экономический и социальный прогресс. Вопросы, касающиеся национальной защиты, не входят в сферу Совета Европы.
Генеральный секретарь Совета Европы наделяется правом запрашивать у государств - участников конвенции объяснения о том, каким образом их внутреннее право обеспечивает осуществление статей конвенции (ст. 57). Государства обязаны представлять такие объяснения и позволить компетентным органам СЕ проводить на своей территории мониторинга с целью установления степени соответствия их национального права требованиям ст. 1 конвенции. Но, как пишет Г. Петцольд (судья ЕСПЧ), ответственность институтов СЕ в области прав и свобод человека вторична. Первичными и решающими являются законы и ответственность государств, подписавших конвенцию. Тем не менее, каждый человек в рамках юрисдикции государств — членов СЕ имеет право обращаться с жалобой на их действия в институты этой организации. Последние призваны изучать их и выносить по ним свои заключения.
Комитет министров и Парламентская ассамблея являются главными органами СЕ (ст. 10 Устава), обслуживаемыми секретариатом. Согласно ст. 15, Комитет министров, действуя по рекомендации Парламентской ассамблеи или по собственной инициативе, должен работать в направлении содействия достижению целей Совета Европы, реализации соглашений и конвенций и одобренной членами совета общей политики в конкретных вопросах. Решения и рекомендации Комитета министров должны передаваться Генеральным секретарем СЕ всем государствам-членам. В определенных условиях выводы Комитета министров могут служить в качестве рекомендаций правительствам стран — членов СЕ, и он вправе запрашивать от этих правительств отчетов об их реализации.
Формально Комитет министров не является институтом по защите прав человека, но фактически он выполняет большую работу в этой области. Он избирает членов Комиссии по правам человека (ст. 21 ЕКЗПЧОС), определяет размеры денежной компенсации членам суда за каждый день их работы (ст. 42), устанавливает, было ли нарушение прав человека или нет, когда дело не передается в суд (ст. 32), определяет сроки устранения нарушения прав человека виновными государствами, а если это не будет сделано, выносит решение об опубликовании доклада комиссии по правам человека.
Статья 19 ЕКЗПЧОС предусматривает создание двух органов, призванных изучать и рассматривать все случаи нарушения прав и свобод человека. Ими стали Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Конвенция детально определяет функции каждого из этих органов.
Комиссия призвана следить за выполнением сторонами конвенции ее положений (ст. 19), рассматривать индивидуальные петиции и петиции неправительственных организаций (ст. 25), изучать их на предмет установления обоснованности и соответствия нормам ЕКЗПЧОС, пытаться найти мирное разрешение конфликтов. Если мирного решения спора не удавалось достичь, комиссия должна была составить доклад с изложением сути дела, аргументов сторон, установленных фактов (ст. 31) и мнения самой комиссии о том, имело ли место нарушение властями государства положений конвенции. Это означает, что заявления в ЕКПЧ могли поступать от граждан не только стран — членов СЕ, но и всего мира, права которых оказывались ущемленными действиями государств - членов этой организации. С заявлениями в ЕКПЧ могли обращаться и лица, которые по национальному закону таким правом не обладали (дети и лица, находящиеся под опекой). Юридические лица могли обращаться только за защитой того круга прав, какими они могли пользоваться.
Комиссия по правам человека избиралась из представителей стран, подписавших ЕКЗПЧОС. Она состояла из двух палат во главе с вице-президентами и формировала 6 комитетов, по три члена в каждом. Эти комитеты рассматривали самые простые вопросы, принимая решения единогласно. В случае расхождений во мнениях вопрос передавался палате или пленарной сессии комиссии. Палата принимала решения большинством голосов, а в случае равенства голосов вопрос передавался на рассмотрение пленарной сессии. Кворум пленарной сессии составляли две трети от общего состава комиссии. Здесь решения принимались большинством голосов. Пленарная сессия полномочна была решать все вопросы, Только здесь могли обсуждаться вопросы межгосударственного характера и приниматься окончательные, на уровне комиссии, решения. Комиссия собиралась в Страсбурге два раза в год (весной и осенью) и заседала по 8 недель, т. е. не менее 16 недель в году.
Процедура обращения с жалобой, их изучения и рассмотрения органами Европейской конвенции достаточно сложная и долгая. Заявление в письменном виде с обязательным соблюдением всех условий обращения в международные институты и с исчерпывающими сведениями о самом заявителе и о стране (государстве), на действия которой жалуется истец, может быть направлено на имя Генерального секретаря Совета Европы, комиссии или даже ее секретаря. Жалоба должна быть подкреплена доводами, ссылками на статьи ЕКЗПЧОС и указанием на домашние средства, к помощи которых автор жалобы тщетно прибегал. Заявление должно быть написано на одном из рабочих языков органов ЕКЗПЧОС (английском или французском). Однако в связи с тем, что в комиссии работали представители почти всех стран - членов СЕ, разрешалось принимать заявления и на других языках. Но прилагаемые к заявлению документы, подтверждающие изложенные в нем факты, необходимо переводить на один из рабочих языков.
Поток заявлений в органы СЕ тщательно регулируется. Поступившее заявление читается и визируется одним из юристов секретариата. Он и отвечает заявителю. В этом письме юрист информирует заявителя о компетенции комиссии и условиях, при наличии которых комиссия рассматривает дело, прилагая к нему копию ЕКЗПЧОС для того, чтобы заявитель мог представить дело более аргументированно. Ознакомившись с компетентным мнением юриста комиссии, некоторые заявители отказывались от дальнейшей тяжбы. Многие, напротив, представляли дополнительные аргументы в подтверждение обоснованности своего заявления. Только после того как устанавливалось, что действительно имеются основания для жалобы и заявителем исчерпаны все домашние средства защиты своих прав, юрист комиссии присылал ему официальную форму заявления с вопросами и местом для ответа на них. После получения этого заявления со всеми необходимыми для начальной стадии ответами юрист регистрировал дело (с датой получения первого заявления), открывал особую папку с присвоенным ему номером и брал на себя ответственность за его последующее прохождение. Такая осмотрительность с регистрацией жалоб преследовала цель экономии времени, сил и средств, а также повышения эффективности работы органов СЕ. Дело в том, что все зарегистрированные дела должны были рассматриваться комиссией, в то время как незарегистрированные - только секретариатом. Отказать в регистрации заявления формально не имеют права. Но сотрудники СЕ могут убедить заявителя в неприемлемости его заявления и тем самым побудить его снять свое заявление с рассмотрения. Обычно в результате такой переписки между юристом комиссии и заявителем снимались с рассмотрения два из каждых трех обращений в комиссию.
Европейская конвенция, провозглашая те или иные права человека, часто повторяет, что контроль за их реализацией осуществляется в соответствии с внутренним правом государств. Поэтому при рассмотрении жалоб на нарушения почти всегда правым оказывается государство, так как оно поступает в соответствии со своим внутренним законодательством, не подсудным органам СЕ. Вот почему наиболее часто повторяющимся было решение комиссии о неприемлемости или отсутствии нарушения.
В случае положительного (для заявителя) вывода комиссии решение передавалось соответствующему правительству (в МИД или в Министерство юстиции) для исполнения в течение 10 недель. Если правительство отказывалось от урегулирования конфликта «дружески», Комитет министров мог в течение 4 недель высказать свое отношение к делу и дать оценку поведению правительства. После этого репортер вновь изучал дело со всеми обстоятельствами и готовил новые предложения для комиссии. Комиссия либо выносила решение о неприемлемости дела, либо приглашала стороны на слушания дела.
Европейский суд по правам человека является независимым международным судебным органом. Функции ЕСПЧ определены 45-й статьей конвенции. Он учрежден в 1959 г. после того, как 8 стран СЕ (Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и ФРГ) выступили с заявлением о том, что они принимают его юрисдикцию. Каждая страна ЕКЗПЧОС представлена в суде одним представителем, избираемым Парламентской ассамблеей Совета Европы из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, должной компетенцией и квалификацией. Каждая страна вправе представить список из двух таких лиц, из которых Парламентская ассамблея отбирает одного. Страна может включить в свой список авторитетных юристов из числа граждан других государств. Треть состава суда переизбирается через каждые три года. До 1998 г. судьи Европейского суда не получали определенного жалованья, встречались в Страсбурге лишь эпизодически, но обладали дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Рассмотрение дела в Комитете министров и в суде начиналось с доклада члена комиссии о сути дела. Первоначально член комиссии представлял в суде одновременно и комиссию, и заявителя, однако позже заявитель получил право непосредственно обращаться в Европейский суд по правам человека.
Поступившие в суд дела рассматриваются в присутствии заявителя, назначаемого судом адвоката, представителя государства и члена (ов) комиссии. Процедура суда имеет юридический характер и должна быть публичной. Однако в целях защиты права на частную жизнь и по просьбе сторон слушания могут проводиться в камерах с ограниченным числом лиц. До вступления в силу протокола № 9 сторонами являлись только государства, а после — и индивиды.
Согласно ст. 54 ЕКЗПЧОС за выполнением постановлений суда следит Комитет министров. Когда суд устанавливает факт нарушения конвенции и выносит решение о компенсации жертве, Комитет министров приглашает представителя государства, информирует его о вынесенном судом решении и просит сообщить о принятых государством мерах по реализации этого решения. Особенно возрастает роль Комитета министров как арбитражного института при рассмотрении жалоб одних членов СЕ на других. Видимо, эта сложность и ответственность учитывались, когда принимали решение о том, что представителями стран здесь являются министры иностранных дел. В случае отсутствия министра его заменяет другой член правительства. Кроме того, каждая страна представлена в СЕ ее постоянным представителем в ранге посла, который имеет дело со всеми случаями нарушения прав человека.
Комитету министров при исполнении его функций помогает Директорат прав человека Совета Европы, которому подведомственны все вопросы, связанные с организацией зашиты прав человека по ЕКЗПЧОС. Директорат прав человека, как и штат секретариата, состоит из независимых гражданских служащих, выполняющих свои функции в интересах Совета Европы, а не государств, гражданами которых они являются. Их назначают на должности и освобождают от них не собственные правительства, а службы Совета Европы.
Поток заявлений в ЕСПЧ расширился после принятия 9-го протокола к конвенции, который предоставил индивидам право обращаться непосредственно в суд, а затем в связи с увеличением числа членов Совета Европы после вступления в него стран Восточной Европы.
Суд имеет свою канцелярию, процедуры, пользуется услугами референтов. Согласно ст. 32 11 -го протокола в компетенцию суда входят все вопросы, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, которые могут быть переданы ему индивидуально, государствами или Комитетом министров. Поступившие в суд дела рассматриваются в комитетах в составе трех судей, в палатах в составе семи судей и в Большой палате в составе семнадцати судей. В состав Большой палаты входят председатель суда, его заместители, председатели палат и другие члены суда, назначенные в соответствии с регламентом суда. Палаты суда на определенный срок образуют комитеты. В тех случаях, когда дело передается в Большую палату, в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей палаты, вынесшей постановление, за исключением председателя этой палаты и судьи от соответствующего государства-члена.
Согласно ст. 28 протокола комитет суда может единогласным решением объявить неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями ст. 34, или вычеркнуть ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если комитету не удалось принять никакого решения о поступившем деле, оно может выноситься палатой. Согласно ст. 33 протокола любая страна — участница Евроконвенции может передать в суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений конвенции и протоколов к ней другой страной. Решение о приемлемости жалобы государства и по существу этого дела выносится палатой суда. Если дело, находящееся на рассмотрении палаты, затрагивает вопрос, касающийся толкования конвенции или протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным судом постановлением, палата, с согласия сторон конфликта, может до вынесения своего постановления передать его на рассмотрение Большой палаты.
Большая палата выносит решения по жалобам индивидуумов и государств, когда какая-либо из палат передает дела на ее рассмотрение или когда дело направлено ей в соответствии с положениями ст. 43. По просьбе Комитета министров она выносит консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений конвенции и протоколов к ней. Постановление Большой палаты является окончательным.
Решения палат становятся окончательными, если: а) стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату; б) через три месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату; в) если комитет Большой палаты отклоняет прошение о направлении дела согласно положениям ст. 43.
Постановление суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Ратифицировавшие протокол государства обязуются исполнять постановления суда по делам, сторонами которых они являются (ст. 46). Отныне на заседаниях Комитета министров не будут присутствовать индивидуальные заявители и их представители, что, как полагают, придаст им частный и бесконфликтный характер.
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учреждает Европейский комитет с таким же названием, перед которым стоят задачи превентивного характера. Его члены посещают (в количестве не менее двух, в сопровождении помощников и экспертов) места заключения с целью проверки полученных жалоб и на основе полученной таким образом информации вырабатывают рекомендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, защиты последних от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Государства - участники конвенции обязаны разрешать членам комитета посещение любого места в своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы, обеспечить информацией о местах содержания лишенных свободы лиц и о любом интересующем комитет лице.
В комитет избираются (Комитетом министров Совета Европы сроком на четыре года) по одному представителю от каждой страны из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, известных своей компетентностью в области прав человека или имеющих профессиональный опыт в своей области. Члены комитета выступают в личном качестве, они должны быть независимы и Sec-пристрастны при выполнении своих функций.
По итогам посещения комитет с учетом всех замечаний, представленных ему заинтересованной стороной, составляет доклад о фактах, установленных во время посещения, и дает рекомендации по устранению обнаруженных нарушений. Если страна, где нарушаются права человека, отказывается учесть рекомендации комитета, последний может, после предоставления стороне возможности изложить свою позицию, большинством в две трети голосов принять решение сделать публичное заявление по данному вопросу. Информация, собранная комитетом в связи с посещением, его доклад и рекомендации носят конфиденциальный характер. Никакие сведения личного характера не могут быть преданы гласности без согласия заинтересованного лица. Комитет ежегодно представляет Комитету министров общий отчет о своей деятельности, который передается Парламентской ассамблее и предастся гласности.
Заключение
Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью.
Права человека в деятельности уголовно-исполнительной системы являются предметом пристального внимания со стороны международных правозащитных организаций, в том числе Европейского комитета по предупреждению пыток, Международного Комитета Красного Креста, Европейского суда по правам человека. По их оценкам, российская пенитенциарная система за последнее время претерпела существенные изменения в сторону приближения к международным стандартам обращения с заключенными, а по ряду позиций уже им соответствует.
Вступление Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы продемонстрировало ее стремление к активной интеграции в мировое сообщество, к продолжению демократических реформ, прежде всего, в сфере обеспечения общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, и ее готовность поэтапно реализовать в национальном законодательстве и правоприменительной практике положения соответствующих международно-правовых документов. Подобных документов насчитывается более сотни. Своим содержанием они охватывают различные сферы взаимоотношений государства и личности, в том числе отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ч. 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Согласно этому статья 3 УИК Российской Федерации содержит положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Соблюдение прав и свобод граждан, находящихся в местах лишения свободы, остается одним из приоритетных направлений в деятельности учреждений ФСИН России.
В подразделениях ФСИН России проводится целенаправленная работа по соблюдению прав законных интересов спецконтингента в УИС, улучшению условий содержания обвиняемых, подозреваемых и осужденных в следственных изоляторах и исправительных колониях.
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы представляют собой создание микросоциальных условий отбывания наказания, а также нормальное существование человека в исправительных учреждении
Создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий - одна из главных забот администрации исправительных учреждений.
Практически во всех подразделениях ФСИН России созданы и поддерживаются нормальные коммунально-бытовые условия для содержания спецконтингента. Жилые и подсобные помещения укомплектованы необходимым количеством мебели и инвентаря согласно установленным нормам.
Медицинская деятельность всех учреждений ФСИН лицензирована, в том числе экспертиза временной нетрудоспособности. Все лица, содержащиеся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, в установленные сроки проходят медицинские осмотры.
В целях исключения нарушений прав человека в подразделениях ФСИН России необходимо:
- Материально – бытовое обеспечение осужденных довести до уровня международных стандартов;
- Исключить необоснованное применение мер взыскания, особенно в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в ПКТ и ЕПКТ;
- Своевременно реагировать на обращения осужденных, особенно касающиеся нарушений законности и прав человека;
- Обеспечить своевременное информирование осужденных о результатах рассмотрения их обращений в суды, прокуратуру, другие контролирующие органы;
- Обращать пристальное внимание на уровень правовой подготовки работников уголовно-исполнительной системы и проводить занятия среди личного состава учреждений по вопросам реализации осужденными своих прав, свобод и законных интересов.
Список использованной литературы
1. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. от 19 декабря 1984г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник
2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 года) [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»
3. Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы «Относительно Европейских пенитенциарных правил. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы и преступностью. М.: СПАРК, 1998. С.209-263.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 10 июня 2008г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
8. Закон РФ от 21.07.1993 N» 5473-1 (в ред. от 22.08.2004) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».
9. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. / В.В. Бойцова. М.: 1996. – 34 с.
10. Богатырева Г.А. Об итогах Международной научной конференции «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство» // Уполномочен защитить. - 2006 № 2. С. 25 – 31.
11. Борсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. Наук. М., 2004. С. 127-130.
12. Галкин Ю.В. Роль органов юстиции в защите прав человека // Права человека: пути их реализации: Материалы международной конференции. / Галкин Ю.В // В 2-х частях. Саратов, 1998. Ч.1. –124 с.
13. Доклад на Президиуме Государственного совета Российской Федерации «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». 2009 год. г. Вологда
14. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы: Монография.- М.: Юрайт-Издат, 2006. – 331 с.
15. Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) / В.Т. Кабышев // Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. . - Саратов, 1998. Ч.1. – С. 34 – 40.
16. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества //Гражданское право.-2002.- №3. С.11-13.
17. Комментарий к судебной практике «По проблемам исполнения уголовного наказания / Отв. редактор С.А. Разумов.- М.: Юрайт, 2009. -322 с.
18. Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания (Теория и прикладные проблемы): Дис.... док. юрид. наук. М., 1992. – 356.
19. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Михлин. – М.: Высшее образование, 2007. – 431 с.
20. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина.- 2-е изд., испр. и доп.- М; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,2006. – 444 с.
Приложение 1
Сводная таблица
(основные конституционные права и свободы осужденных)
№ п.п. |
Вид права |
Осужденные к лишению свободы |
Граждане, в отношении которых нет судебного решения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1)
|
Право на личную безопасность
|
Безусловное право осужденного и дополнительно его права закреплены в ст. 13 УИК - правом на личную безопасность, когда любое должностное лицо учреждения обязано принять все меры для обеспечения безопасности осужденного, обратившегося с такой просьбой. На практике бывает, что администрация принимает меры для защиты жизни осужденного, когда он сам об этом не знает. |
Каждый имеет право на жизнь (Ст.20 Конституции РФ)
|
||
2) |
Право на личное достоинство |
Согласно требований ст. 12 УИК осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. |
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. (Ст.21 Конституции РФ). |
||
3)
|
Право на неприкосновенность частной жизни
|
Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны ИУ. Однако если по вине цензора произойдет утечка информации о личной жизни или семейной тайне осужденного, то он может быть привлечен за это к ответственности, согласно установленного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ корреспонденция, адресованная в контролирующие органы (суд, прокуратуру, вышестоящие органы УИС, уполномоченному по правам человека в Российской Федерации) и в ряде других случаях цензуре не подлежит. |
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. (Ст. 23 Конституции РФ). |
||
4) |
Право на свободу совести и свобода вероисповедания |
Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий, осуществление которой является добровольной и возможной при условии, если это не нарушает правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, и не ущемляет прав других лиц, отбывающих наказание (ст. 14 УИК РФ и в § 3 Правил внутреннего распорядка). |
Каждому гражданину РФ гарантируется свобода совести и веры исповедания (ст. 28 Конституции РФ). |
||
5)
|
Свобода труда |
Каждый осужденный обязан трудиться (ст. 103 УИК РФ).
|
Труд свободен. Каждый гражданин РФ имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ). |
||
6) |
Право на охрану здоровья |
Каждый осужденный имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 6 ст. 12 УИК). Этой же статьей, а также ст. 98 УИК приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании этих лиц до окончания срока пребывания в местах лишения свободы. Согласно ст. 101 УИК для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы, медицинские части), а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, осужденных - лечебные исправительные учреждения. В экстренных случаях медицинская помощь может быть оказана в муниципальных медучреждениях. Кроме того, осужденные вправе получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно - профилактическую помощь, оказываемую, специалистами органов здравоохранения в пределах ИУ. |
Право каждого гражданина РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ. |
||
7)
|
Право на образование
|
За осужденными сохраняется право на образование. Государством гарантируется, общедоступность и бесплатность полного общего и среднего профессионального образования, причем полное общее образование является обязательным. Не исключена для осужденных и возможность получения среднего (полного) общего и профессионального высшего образования. |
Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования (ст. 43 Конституция РФ). |
||
[1]Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ. 1995. 5 апр.
[2] Принята в Риме 4 ноября 1950 г. Для Российской Федерации действует с 5 мая 1998 г.
[3] Принята 28 июня 1930 г. генеральной конференцией Международной организации труда; ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 4 июня 1956 г.
[4] Утверждена приказом Минюста России от 28.12.2006 № 336
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!