Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Обеспечение прав человека в деятельности УИС»

/ Уголовное право
Конспект, 

Оглавление

 

Содержание

Введение………………………………………………………….....4

 

1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ…………………………………………………..11

 

1.1. Право осужденных на личную безопасность…………...11

1.2. Право на получение квалифицированной юридической помощи  …………………………………………………12

1.3. Свобода совести и свобода вероисповедания…………..13

1.4. Свобода труда……………………………………………..13

1.5. Право собственности……………………………………..14

1.6. Право на неприкосновенность частной жизни, включая право на тайну переписки………………………………16

1.7. Право на личное достоинство……………………………16

1.8. Право на охрану здоровья………………………………..17

1.9. Право на образование……………………………………18

 

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ………………….20

 

2.1. Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости………………………………….20

2.2. Право на свидания………………………………………..20

2.3. Право на получение посылок, передач и бандеролей….21

2.4. Право на материально-бытовое обеспечение…………..22

   2.5. Иные права осужденных…………………………………23

 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………..24

 

Заключение…………………………………...……………………37

Список использованной литературы………………..……………39

Приложение 1……………………………………………………...41


Введение

 

Процесс исполнения (отбыва­ния) наказания — весьма сложный процесс, затрагивающий все стороны жизнедеятельности личности, порождающий множество общественных отношений. Поэтому правовой статус осужденных является межотрасле­вым правовым институтом, он определяется не только нормами уголов­ного и уголовно-исполнительного права, но и государственного, гражданского, трудового и других отраслей права.

Правовой статус осужденных состоит из двух частей. Во-первых, он включает общий правовой статус граждан России. Осуждение лица не влечет потерю гражданства (ст. 6 Конституции РФ, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека)[1],а, следовательно, и лишение общеправового статуса. Осужденные пользуются правами и несут обязанности граждан России, с определенными изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Количество и характер правоограничений зависит от вида наказания. Наименьшее количество огра­ничений предусмотрено в содержании наказаний, не связанных с изоля­цией осужденного от общества, наибольшее — в содержании наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества. Например, наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью ограни­чивает только свободу выбора деятельности — профессиональной или иной.

У осужденных к лишению свободы одни права и свободы, в том числе конституционные, сохраняются, в других они ограничиваются, в третьих полностью поражаются. Причем объем изъятий и ограничений зависит в определенной степени от характера самих прав — личных, политиче­ских или социально-экономических.

Личные права призваны обеспечить защиту личной (частной) жизни человека. У осужденных сохраняются некоторые личные права и свободы. Во-первых, это право на жизнь — естественное и неотъемлемое право человека (ст. 20 Конституции РФ). В отношении осужденных это право конкретизируется как право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Осужденные независимо от их согласия не могут подвергаться меди­цинским и иным опытам, ставящим под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ). Осужденные имеют право на охрану своего личного до­стоинства (ст. 21 Конституции РФ), на вежливое обращение со стороны персонала; они не должны подвергаться унижающему человеческое до­стоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Осужденные имеют право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ, ст. 14 УИК РФ), на определение своей национальности, на пользова­ние родным языком, на свободный выбор языка общения (ст. 26 Консти­туции РФ, ч. 5 ст. 12 УИК РФ).

В то же время осужденные лишаются многих личных прав. Они лише­ны права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ). Осужденные лишены фундаментального права на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвер­гаются обыску, а их вещи — досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишены права на неприкосновенность частной жизни, на тайну перепи­ски, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). В исправительных учреждениях осужденные содержатся в условиях постоянного надзора и контроля, в том числе с использовани­ем технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ); посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру (ч. 4 ст. 90 УИК РФ); получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция (кроме заявлений в кон­тролирующие органы) подвергается цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ); теле­фонные разговоры осужденных контролируются персоналом (ч. 5 ст. 92 УИК РФ).

Политические права и свободы призваны обеспечить участие граж­данина в политической и общественной жизни страны. В наибольшей степени осужденные поражаются именно в политических правах. Они не теряют право на свободу мысли и слова, получение и распростране­ние информации (ст. 29 Конституции РФ), имеют право получать и при­обретать литературу, подписываться на газеты и журналы (ст. 95 УИК РФ), в свободное время слушать радио и смотреть телевизор, приобре­тать телевизоры и радиоприемники в коллективное пользование (ст. 94 УИК РФ). Косвенные ограничения существуют на производство и рас­пространение информации, поскольку компьютеры, пишущие машинки и множительные аппараты относятся к числу запрещенных предметов. Осужденные имеют право обращаться в государственные органы и ор­ганы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ). Осужденные существенно ограничены в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Они не имеют права на создание политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов и т.д. Но в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и т.д.), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления (ст. 111 УИК РФ). Все эти объединения работают под контролем администрации ис­правительного учреждения и не могут рассматриваться как обществен­ные объединения в полном смысле этого слова (они не подлежат реги­страции, у них нет устава, нет постоянного членства и т.д.).

Осужденные полностью лишаются права на проведение собраний, ми­тингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов без разрешения администрации может квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) или массовые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми вытекающими по­следствиями. Осужденные лишены права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленном в ст. 32 Конституции РФ — активного и пассивного избирательного права, доступа к государственной службе, участия в отправлении правосудия.

Социально-экономические и культурные права призваны обеспечить удовлетворение основных материальных и духовных потребностей чело­века. В условиях лишения свободы, где дефицитны все ресурсы, возмож­ность реализации социально-экономических прав приобретает особое значение.

Меньше всего, в принципе, осужденные ограничены в социально-экономических и культурных правах. Они имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ), социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ, ч. 7 ст. 12, ст. 98 УИК РФ), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ч. 6 ст. 12, ст. 101 УИК РФ). Осужденные не теряют права на благоприятную окружающую сре­ду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонаруше­нием (ст. 42 Конституции РФ).

Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет определенные ограничения. Осужденным беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставле­на отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ). Но эта отсрочка не предоставляется женщи­нам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины могут помещать своих детей в дома ребенка при исправительных учреждениях и проживать совместно с ними, но только до достижения детьми возраста трех лет (ст. 100 УИК РФ). Осужденные женщины могут один раз в год выезжать за пределы исправительной колонии для свидания со своими детьми, но только если это несовершеннолетние дети-инвалиды (ч. 2 ст. 97 УИК РФ).

Осужденные, в принципе, не теряют права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35 Кон­ституции РФ). Но есть существенные различия в правомочиях на иму­щество, находящееся вне исправительного учреждения, и имущество, находящееся в личном пользовании у осужденного. Осужденный не ли­шается права собственности на имущество, в том числе недвижимое, на­ходящееся за пределами исправительного учреждения, не освобождается он и от обязанностей по содержанию этого имущества. Однако он кос­венно ограничен в полномочиях собственника: он не может пользоваться всем имуществом, а распоряжаться им вправе только через доверенного представителя. Что касается имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, то существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряжение им (ч.8 ст. 82, ч. 7 ст. 88 УИК РФ). Общий вес принадлежащих: осужденному ве­щей и предметов не должен превышать 50 кг. Существует специальный Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1 к Правилам внутреннего распоряд­ка исправительных учреждений). Обнаруженные у осужденных деньги изымаются и зачисляются на лицевой счет без права пользования и рас­поряжения ими во время отбывания наказания; запрещенные к использо­ванию вещи и предметы, а также имеющиеся у осужденного вещи сверх установленного веса, уничтожаются или передаются на хранение на склад (ч. 9 ст. 82 УИК РФ). В отношении принадлежащих им предметов первой необходимости и продуктов питания (в разрешенных количествах) осуж­денные имеют все полномочия собственника, за одним исключением: не могут продавать, дарить или иным способом отчуждать в пользу других осужденных. Это ограничение, устанавливаемое ведомственным нор­мативным актом, имеет целью борьбу с поборами в среде осужденных. Осужденные не теряют права на наследование.


В соответствии со ст. 37 Конституции РФ граждане России имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и га-гиены, на вознаграждение не ниже минимального размера оплаты тру­да, на защиту от безработицы, на оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. С одной стороны, работающим осужденным гарантируются эти права (ч. 1 и 3ст. 104, ст. 105 УИК РФ). С другой стороны, для осужденных труд является не правом, а обязанностью. В соответствии с международно-правовыми актами обязательность труда для осужденных к лишению свободы не свидетельствует о его принудительном характере. Кроме того, осужденные лишены права на забастовку, закрепленного в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. Осужденным запрещено прекращать работу для разре­шения трудовых конфликтов; отказ от работы или прекращение работы являются злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания (ч. 6 ст. 103, ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

Осужденные не теряют права на свободу творчества и участие в куль­турной жизни (ст. 44 Конституции РФ).

Во-вторых, у осужденных, как субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, возникают специальные права, законные интересы и обязанности, действующие только в период отбывания наказания и обу­словленные спецификой конкретного вида наказания. Совокупность этих прав, интересов и обязанностей составляет вторую часть специального правового статуса осужденных. Это специальные субъективные права (право на телефонные разговоры — ст. 92 УИК РФ; право на получение посылок, передач и бандеролей — ст. 90 УИК РФ). Это специальные обя­занности (обязанность трудиться— ст. 103 УИК РФ; обязанность яв­ляться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания — ч. 5 ст. 11 УИК РФ). Это могут быть специальные законные интересы (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания — ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ).

В процессе отбывания наказания может происходить как дальней­шее ограничение прав у отдельных категорий осужденных (находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, дисциплинарных и штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах лишаются права на телефонные разговоры — ч. 3 ст. 92 УИК РФ), так и смягчение некоторых запретов (передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения — ст. 96 УИК РФ). Но это каса­ется только специальных прав.

Структурными элементами правового статуса осужденных являются их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реали­зуются в рамках как уголовно-исполнительных, так и иных правоотно­шений.

Субъективное право осужденного есть установленная в законе мера возможного поведения, т.е. реальная возможность определенных дей­ствий или пользования определенными благами. Управомоченным  субъ­ектом здесь выступает осужденный, а обязанными — администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, а также другие государ­ственные органы и учреждения и должностные лица. Возможность осу­ществления права не связывается ни с поведением субъекта, ни с характе­ристикой его личности, ни с какими-либо обстоятельствами.

Реализация права (например, права на обращение с жалобами) пред­полагает, что: а) осужденный сам решает, воспользоваться или нет предо­ставляемой возможностью; б) право осужденного обеспечивается кор­респондирующими ему обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания (администрация обязана направить жалобу по принадлежности, не подвергая ее цензуре); в) осужденному законодательно гарантирована возможность прибегнуть к защите (в том числе судебной) своего права.

Субъективное право осужденного следует отличать от законного ин­тереса.

Законный интерес осужденного есть разрешенное (предусмотренное в законе) стремление осужденного к совершению какого-либо действия или обладанию каким-либо материальным или духовным благом. Возмож­ность обладания этим благом зависит от действий самого осужденного или наступления некоторых событий (юридических фактов), а также дей­ствий уполномоченных должностных лиц (органов), т.е. эта возможность связывается с определенными условиями.

Реализация законного интереса предполагает, что: а) у осужденного наличествует стремление к обладанию благом (он выражает желание, об­ращается с ходатайством и т.д.); б) осужденный совершил какие-то дей­ствия или наступили какие-то события, дающие возможность обладания этим благом; в) управомоченные субъекты (администрация исправитель­ного учреждения, суд) совершили какие-либо действия, реализующие эту возможность. Осужденный может обратиться с ходатайством к управомоченным субъектам или к компетентным органам о защите своего за­конного интереса. Например, может обжаловать в установленном зако­ном порядке решение о переводе в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме (ч. 4 ст. 87 УИК РФ). Следует отметить, что на законные интересы не распространяются положения ст. 45 и ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждому гарантируется государственная (в том числе судеб­ная) защита его прав и свобод. Так, осужденный не имеет права требо­вать своего условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Осужденный (или его законный представитель) имеет право обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ

 

Осуждение лица не влечет потерю им гражданства. Российская Фе­дерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуж­денных. При исполнении наказаний им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установ­ленными законодательством РФ (ст. 10 УИК РФ). За рамками этих изъя­тий и ограничений осужденные вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе прибегая к су­дебной защите своих прав и свобод (ст. 45 и 46 Конституции РФ).

 

1.1.  Право осужденных на личную безопасность

 

Обеспечение безопасности осужденных является обязанностью государства поскольку действующее законодательство не предусматривает ограничения личной безопасности осужденных (с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Часть1 ст. 10 УИК, закрепляет положение о том, что Российская Федерация обеспечивает их личную безопасность осужденных при исполнении наказаний, а в ст.13 УИК прямо  указано   на то,  что осужденные   имеют  право  на личную безопасность. Так же согласно Европейских пенитенциарных правил ч.3 ст. 52 администрацией ИУ «должны предприниматься все возможные усилия для того, чтобы все заключенные могли безопасно участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных распорядком дня».

И так, этот вопрос для некоторых осужденных представляет повышенный интерес. Поэтому, при возникновении угрозы жизни, здоровья либо совершения иного преступления со стороны других осужденных, он вправе обратиться с заявлением к любому должностном лицу ИУ с просьбой о переводе в помещение, где такая угроза отсутствует.

Перевод осужденного в безопасное место регламентируется статьей 13 УИК РФ и параграфом 25 Правил внутреннего распорядка ИУ.

При наличии заявления от осужденного (устного или письменного) о том, что его жизни или здоровью угрожает опасность, либо имеется угроза совершения преступления против личности осужденного   со  стороны  других  осужденных,  должностное  лицо обязано принять незамедлительные меры по его переводу в безопасное место.

Угроза личной безопасности может заключаться:

- в угрозе причинения телесных повреждений или убийстве;

- в систематических издевательствах;

- в совершении насильственного акта мужеложства;

- в угрозе избиения (или систематических избиениях) и т.п.

Как правило, в качестве безопасного места используются камеры ШИЗО, ДИЗО, ПКТ. Могут использоваться и другие места по усмотрению администрации учреждения. В любом случае администрация обязана устранить существующую для осужденного опасность.

Перевод в безопасное место осуществляется по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток в экстренных случаях - оперативным дежурным до прихода начальника ИУ, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни оперативный дежурный может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа.

Если устранение невозможно, решается вопрос о переводе притесняемого осужденного в другую колонию.

Перевод в безопасное место наказанием не является, и на него не распространяются ограничения, предусмотренные для лиц, содержащихся в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ или карцере.

Начальник учреждения, при наличии сведений о том, что осужденному угрожает опасность, имеет право поместить осужденного в безопасное место по собственной инициативе.

 

1.2.  Право на получение квалифицированной юридической помощи

 

Право граждан России на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Это право можно рассматривать и как элемент системы гарантий осуществления других прав и свобод человека и гражданина. Важной составляющей (формой реализации) данного права является право осужденного на свидания с адвокатом. Уголовно-исполнительное законодательство не устанавли­вает ограничений для осужденных на получение юридической помощи. В ч. 8 ст. 12 УИК РФ говорится, что для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

 

1.3. Свобода совести и свобода вероисповедания

 

Свобода совести и свобода вероисповедания гарантируются ст. 28 Конституции РФ. Каждый гражданин России, в том числе и осужденный, имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю­бую религию или же не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Впервые эти свободы закреплены в уголовно-исполнительном за­конодательстве — в ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» УИК РФ. Конечно, и в ИТК РСФСР не содержалось формальных ограничений этих свобод, но отсутствовали механизмы их реализации. В части 4 ст. 14 УИК РФ предусматривается, что осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользо­вание предметами культа и религиозной литературой. В этих целях адми­нистрация исправительного учреждения обязана выделить соответству­ющее помещение. Сейчас при исправительных учреждениях действуют более 400 церквей и часовен и более 700 молитвенных комнат.

 

1.4. Свобода труда

 

В СССР граждане имели право на труд, т.е. на получение гарантиро­ванной работы с оплатой труда (ст. 40 Конституции СССР). В то же вре­мя труд являлся обязанностью, а уклонение от общественно полезного труда расценивалось как несовместимое с принципами социалистическо­го общества (ст. 60 Конституции СССР).

Конституция РФ провозгласила свободу труда (ч. 1 ст. 37). Для осужденных к лишению свободы труд является обязанностью (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), но обязательность труда не нарушает запрет на при­нудительный или обязательный труд, содержащийся в Конституции РФ (ч. 2 ст. 37), ТК РФ (ст. 4) и международно-правовых актах. В ч. 3 ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод[2] говорится: «Для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает: а) любую работу, которую должно вы­полнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключе­ния». В ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда (МОТ) о принудительном или обязательном труде[3] сказано: «Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей настоящей Конвенции не включает в себя: с) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением су­дебного органа, при условии, что эта работа или служба будет произво­диться под надзором и контролем государственных властей, и что ука­занное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».

Труд является обязательным только для трудоспособных осужденных: лица пенсионного возраста и инвалиды первой и второй группы привле­каются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

 

1.5. Право собственности

 

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 35) закреплено право граждан иметь иму­щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В ч. 3 той же статьи уста­новлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Осужденные к лишению свободы, в принципе, не лишаются права соб­ственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим иму­ществом. Но есть существенные различия в правомочиях на имуществ находящееся за пределами исправительного учреждения, и имущество, находящееся в личном пользовании осужденного. Осужденный не огра­ничивается в праве собственности на имущество, находящееся за преде­лами исправительного учреждения, не освобождается он и от бремени содержания этого имущества. В отношении имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряже­ние им. В соответствии с ч. 8 ст. 82 УИК РФ в Правилах внутреннего рас­порядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, предусмотрен специальный Перечень ве­щей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приоб­ретать (приложение № 1 к названным Правилам). Обнаруженные у осуж­денных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобож­дения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты пи­тания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожа­ются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные цен­ности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ (ч. 9 ст. 82 УИК РФ). Вопросы уче­та денег и других ценностей регулируются Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следствен­ных изоляторах ФСИН России[4]. Можно отметить, что раньше изъятые у осужденных деньги и ценные вещи обращались в доход государства (п. 1 параграфа 30 Правил внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений 1986 г.). В этих Правилах существовал не только Перечень запрещенных вещей (приложение 36), но и Перечень предметов и вещей, которые осужденные могут иметь при себе (приложение 7).

Осужденным также запрещается продавать, покупать, дарить, при­нимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании (п. 15 Правил внутреннего распорядка исправи­тельных учреждений).

 

1.6. Право на неприкосновенность частной жизни, включая право на тайну переписки

Конституцией РФ гарантируется право на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, теле­фонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 1 и 2 ст. 23 Конституции РФ). Но в этой же статье (ч. 2) одновременно пред­усматривается, что ограничение этого права возможно на основании су­дебного решения.

Осужденные к лишению свободы лишены права на тайну переписки. Б ч. 2 ст. 91 УИК РФ предусмотрено, что получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Но переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в РФ, обще­ственной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с за­конодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправитель­ного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планиро­вание или организацию преступлений либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.

 

1.7. Право на личное достоинство

 

Конституция РФ провозглашает, что достоинство личности охраня­ется государством (ст. 21). Никто не должен подвергаться пыткам, на­силию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного со­гласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В соответствии с этими конституционными положениями уголовно-исполнительное законодательство устанавливает право осужденных на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижа­ющему человеческое достоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Осужденные независимо от их согласия не могут быть подверг­нуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ). Работники исправительных учреждений обязаны обращаться к осужденным на «Вы» (п. 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Ми­нюста России от 03.11.2005 № 205).

В то же время режим в исправительных учреждениях предусматри­вает, что осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ).

 

1.8.Право на охрану здоровья

 

Осужденные не лишаются права на охрану здоровья и медицинскую по­мощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ. Право на охрану здоро­вья, включая получение первичной медико-санитарной и специализирован­ной медицинской помощи, относится к основным правам осужденных (ч. 6 ст. 12 УИК РФ). Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе действуют лечебно-профилактические учрежде­ния (больницы) и медицинские части (около 300 таких учреждений). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных к лишению свободы, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения.

Осужденные имеют право на психологическую помощь (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ). В Федеральной службе исполнения наказаний действует пси­хологическая служба, в исправительных учреждениях введены штатные должности психологов. Психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия.

 

1.9. Право на образование

 

Значение      общеобразовательного      и  профессионального обучения   лиц, лишенных   свободы,   определяется    тем,    что,    в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование обучения осужденных исходит из конституционного    закрепления     права     граждан         России     на образование.

Общеобразовательное обучение осужденных осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, и международными нормативными актами.

Осужденные из числа молодежи обязаны получить среднее (полное) общее образование. Осужденные старше тридцати лет и инвалиды первой и второй групп привлекаются к получению среднего (полного) общего образования по их желанию.

Право осужденных на получение образовании гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Обучение осужденных всячески поощряется администрацией исправительного учреждения. Некоторые льготы по освобождению от работы в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации, получают осужденные ИУ в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов. Данное положение закрепляется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ч.3 ст. 112)

Достижение цели исправления осужденных без получения соответствующего образования не возможно. Школа обладает большим культурным и интеллектуальным потенциалом и является, в сущности, центром воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка установлено для осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения из него (ч.1 ст. 108)

Не исключена для осужденных и возможность высшего образования, к примеру, по дистанционной форме обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ

 

2.1. Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

 

Осужденные имеют право приобретать продукты питания и предме­ты первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, за­работанных в исправительном учреждении, а также за счет получаемых пенсий, пособий и денежных переводов (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). Средства, заработанные в период отбывания наказания, и получаемые пенсии и по­собия можно тратить без ограничения. Дополнительное расходование других средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, имеет диф­ференцированные ограничения. Размер разрешенных к расходованию дополнительных средств, помимо заработанных в период отбывания на­казания и получаемых пенсий и пособий, зависит от вида исправитель­ного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания (ст. 121, 123, 125, 131, 133 УИК РФ). Если разрешенные средства не израс­ходованы в текущем месяце, оставшаяся сумма может расходоваться в по­следующие месяцы.

Осужденные инвалиды первой и второй группы, беременные женщи­ны и женщины, имеющие при себе детей, а также осужденные в лечебных исправительных учреждениях, могут тратить деньги, имеющиеся на ли­цевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости без ограничения. Не включаются в размер разрешенных к расходованию средств расходы на оплату телефонных разговоров, на приобретение спортивной одежды, литературы, подписку, на медицин­ские и иные услуги, приобретение телевизоров и радиоприемников (в коллективное пользование).

 

2.2. Право на свидания

 

В статье 89 УИК РФ установлено право осужденных к лишению сво­боды на свидания. Количество свиданий устанавливается в зависимо­сти от вида исправительного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания. Свидания могут быть краткосрочными (4 часа) и длительными (3 суток). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами в присутствии представителей адми­нистрации. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругами, родителями, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками (но не более чем с двумя взрослыми), а с разрешения начальника исправитель­ного учреждения — и с иными лицами.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же после его прибытия из карантинного помещения в отряд, независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид перво­го определяет осужденный. Время, в течение которого свидания осуж­денным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания.

По желанию осужденного свидания могут быть заменены телефон­ным разговором, а длительные свидания — краткосрочными; в воспита­тельной колонии также длительное свидание с проживанием вне исправи­тельного учреждения — краткосрочным с выходом за пределы колонии. Находящимся в лечебно-профилактических учреждениях длительные свидания не предоставляются, они заменяются краткосрочными. По дан­ным последней специальной переписи осужденных, 61,8 96 осужденных не воспользовались своим правом на длительные свидания, а 50,3 % своим правом на краткосрочные.

 

2.3. Право на получение посылок, передач и бандеролей

 

Осужденные имеют право на получение посылок, передач и бандеро­лей (ст. 90 УИК РФ). Максимальный вес посылки или бандероли опреде­ляется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Женщины и осужденные в воспита­тельных колониях и колониях-поселениях могут получать их без ограничения количества; мужчины — в зависимости от вида исправительного учреждения, режима и условий отбывания наказания (ст. 121,123, 125, 131 УИК РФ). Посылки, передачи и бандероли с лекарствами, литера­турой, а также дополнительные посылки (по медицинскому заключе­нию) для больных и инвалидов первой и второй группы не включаются в установленное количество. Посылки, передачи и бандероли подверга­ются досмотру. Вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач или бандеролей производятся сотрудниками исправительного учреждения в присутствии адресатов. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются. Посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в исправительное учреждение.

Осужденные могут по заявлению за счет собственных средств от­правлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продук­тами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине исправительного учреждения, а также предметы и вещи, на­ходящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр та­ких отправлений производится представителями администрации в при­сутствии осужденного.

По данным последней специальной переписи осужденных, 31,3 % осужденных вообще не получали посылок и бандеролей.

2.4. Право на материально-бытовое обеспечение

 

Осужденные имеют право на соответствующее материально-бытовое обеспечение (ст. 99 УИК РФ). Осужденным обеспечиваются необходи­мые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены. Осужденным предоставляется индивидуальное спальное место, постельные принадлежности, одежда по сезону, средства лич­ной гигиены. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения устанавливаются Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах пита­ния и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению сво­боды, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (в ред. от 07.05.2006)).

Норма жилой площади в расчете на одного человека не может быть менее: в исправительной колонии — 2 кв. м; в тюрьме — 2,5; в испра­вительной колонии для женщин и в лечебном исправительном учрежде­нии — 3; в воспитательной колонии — 3,5; в лечебно-профилактическом учреждении — 5.

 

2.5. Иные права осужденных

 

В соответствии с ч. 10 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденного устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. К таким актам относятся Правила внутреннего рас­порядка исправительных учреждений. В Правилах конкретизируются обязанности и запреты, установленные УИК РФ, регламентируется по­рядок осуществления многих прав осужденных. В некоторых случаях нормы Правил, регулируя порядок и условия осуществления прав осуж­денных, вторгались в базовые элементы реализации права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международная система защиты прав человека

Существует много общего и отличного между национально-государственными системами и международной системой защиты прав человека.

Дело в том, что на базе гражданских обществ в отдельных стра­нах складывается глобальное гражданское общество (универсум), которое способно эффективно воздействовать на политические ре­жимы и тех стран, где такое общество пока еще слабо и неспособно выступать в качестве равноправного партнера политического обще­ства. Глобальное гражданское общество формирует элементы и гло­бального политического общества в лице многочисленных полити­ческих институтов, функционирующих на разных (глобальном, кон­тинентальном и региональном) уровнях и с разными компетенциями (общей или специальной).

Международные институты общей компетенции (глобальные и континентальные) призваны создавать в мире в целом и на отдель­ных континентах климат сотрудничества и взаимопомощи в реше­нии стоящих перед человечеством задач. Это всемерное содействие совершенствованию (модернизации) институтов гражданского и политического обществ, международное сотрудничество в борьбе с нарушителями прав и свобод человека и многое другое.

Это относится и к выполнению международных обязательств государств по сотрудничеству в борьбе с международной преступно­стью, угрожающей правам и свободам человека, в том числе и в борь­бе с коррупцией, представляющей собой главную угрозу правлению закона, демократии, социальной справедливости и правам челове­ка.

Главное отличие международной системы защиты прав и свобод человека от национальной системы состоит в том, что склады­вающееся глобальное политическое общество пока еще не имеет четких и сформировавшихся ветвей власти. У международного со­общества нет институтов и для принуждения суверенных государств к соблюдению принимаемых ими законов. Отдельное государство может задерживать, допрашивать и наказывать любого своего граж­данина за нарушение им норм национального права. Субъектами международных отношений являются народы и государства. Отно­шения между ними определяются принципами суверенитета, равно­правия и невмешательства во внутренние дела друг друга. Поэтому и международные институты защиты прав человека не могут не отличаться от национальных институтов.

Международная система защиты прав и свобод человека доста­точно широка и сложна: международные суды, трибуналы, инсти­туты контроля, учреждаемые для контроля за реализацией каждого международного соглашения о правах и свободах человека. Международные правозащитные институты выполняют разные функции: информационную, исследовательскую, примирительную, а также функции вынесения решений и наложения санкций. Есть институ­ты для выполнения отдельных функций, а есть и такие, которые осу­ществляют все перечисленные функции одновременно. Одни из этих институтов собирают информацию о положении дел с правами и сво­бодами человека в различных частях мира, составляют доклады, публикуют ежегодники прав человека. Другие создаются специаль­но для изучения состояния дел в конкретных правозащитных обла­стях (Комиссия по правам человека ООН, Комиссия по статусу жен­щин, Комиссия по устранению расовой дискриминации, Комитет по правам человека и др.). Такие специальные органы существуют в ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и в других организациях. Классическим при­мером правозащитных институтов являются Европейская, Африкан­ская и Межамериканская комиссии по правам человека.

В силу специфики субъектов международного права число институтов, наделенных правом выносить решения, весьма ограниченно, хотя заметна тенденция к их постепенному увеличению.

Нормы взаимоотношений между государствами четко определе­ны в Уставе ООН. Эти же нормы, но в области прав человека сформулированы и конкретизированы в Декларации о защите прав чело­века и принципах невмешательства во внутренние дела государств, принятой Институтом международного права 13 сентября 1989 г. Этот документ исходит из бесспорного постулата о том, что права человека являются прямым выражением достоинства человеческой личности. Их защита отвечает интересам всех государств, а потому требует дальнейшего расширения солидарных действий для обеспечения этих прав во всем мире. В случаях нарушения прав человека в том или ином государстве члены ООН имеют право предприни­мать индивидуально или коллективно дипломатические, экономи­ческие и другие меры, исключающие применение вооруженной силы, в отношении государства - нарушителя своих обязательств. Та­кие меры не должны рассматриваться как незаконное вмешательство во внутренние дела других государств (ст. 2). Меры по обеспечению коллективной защиты прав человека обоснованы, когда они пред­принимаются в ответ на серьезные нарушения этих прав (а именно широкомасштабные или систематические нарушения) или когда на­рушаются права и свободы, которые не должны быть попраны ни при каких обстоятельствах. Представление по дипломатическим каналам или устное выражение государствами озабоченности в связи с нару­шениями прав человека или неодобрение подобных действий явля­ются необходимыми и законными при всех обстоятельствах.

Все меры, предпринимаемые для защиты прав человека, долж­ны соответствовать следующим условиям:

1)         за исключением случаев крайней срочности, от государства,
нарушающего права человека, формально требуют прекращения совершаемых им действия;

2)         предпринимаемые меры должны быть пропорциональны серьезности нарушения;

3)         они должны быть ограничены территорией государства-нарушителя;

4)    при этом должны приниматься во внимание интересы индивидуумов и третьих стран, а также влияние принимаемых мер на стандарт жизни населения соответствующей страны.

Предложение государством, группой государств или международными гуманитарными институтами продовольственного или медицинского снабжения государству или территории, где живет страдающее население, не должно рассматриваться как незаконное вмешательство во внутренние дела этого государства. Однако это снабжение не должно принимать характера угрозы вооруженной интервенции (ст. 5). Признается крайне желательным усиление интернациональных методов и процедур, в частности методов и процедур международных организации, имеющих целью предупредить, наказать и исключать нарушения прав человека (ст. 7).

Пока что международное сообщество связано только тем, о чем сумели договориться отдельные народы и государства (уважать определенные ценности и нормы взаимоотношений, оказывать взаимопомощь, участвовать в коллективных санкциях и т. п.). Причем совместно выработанные нормы соблюдают, только те государства и народы, которые участвовали в их согласовании и должным обра­зом одобрили (ратифицировали) их. К этим нормам могут присое­диняться и новые государства, не участвовавшие в их согласовании. Акт присоединения состоит в подписании соответствующего доку­мента, ратификации его в установленном в государстве порядке и в обмене ратификационными грамотами.

Выполнение государствами принятых на себя обязательств кон­тролируется достаточно разветвленной системой институтов защи­ты прав человека. Но даже самый совершенный механизм защиты прав и свобод человека не даст ничего, если сами субъекты этих прав и свобод (люди) не будут должным образом реагировать на каждый случай нарушения их прав.

Индивидуумы, граждане и государства, ущемленные в своих правах, первыми приводят в движение существующий правозащит­ный механизм, ибо таковой не везде имеет право по собственной инициативе начинать рассмотрение дел, возбуждать иски, выносить решения. Этот механизм приводится в действие заявлениями и ис­ками граждан и государств, как ставших жертвами нарушения их соб­ственных прав, так и не желающих мириться с фактами попрания прав и свобод других людей. Они подталкивают институты защиты прав и свобод человека к большей решительности, предоставляя им доказательства нарушения государствами прав человека и снабжая их фактами в подтверждение своих исков.

В международные институты поступают два типа заявлений и исков - индивидуальные и межгосударственные. Первые исходят от непосредственных жертв нарушения прав и свобод человека и име­ют целью устранение данного нарушения. Отдельные лица вправе обращаться в международные институты по защите прав и свобод человека только после того, как ими будут исчерпаны все внутрен­ние (национальные) средства защиты. По мнению интерпретаторов международных договоров по правам человека, это необходимо для того, чтобы предоставить правительствам возможность испра­вить допущенные ими нарушения собственными средствами в рам­ках своей национальной правовой защиты. Но может быть право­мерным и другое объяснение. Люди, как правило, больше доверяют международным институтам, независимым от правительств отдель­ных стран и, соответственно, обеспечивающим большую объектив­ность при рассмотрении жалоб, чем своим национальным судам. Поэтому естественно их желание обойти волокиту в национальных судах и сразу же обратиться за поддержкой в международные ин­станции.

Следующее непременное условие, которое должно быть соблюдено заявителем: иск нельзя передавать одновременно в другие орга­ны защиты. Проблема возникла в связи с процедурами, предусмот­ренными Дополнительным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах: куда следует обратиться в случаях, когда на­рушено право, предусмотренное одновременно и пактом, и Европей­ской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее ЕКПЗПЧОС). Дого­ворились о том, что в случае возникновения таких проблем первое слово должно принадлежать региональному институту.

Наконец, все международные институты устанавливают срок, когда можно обращаться к ним с заявлением. Как правило, этот срок ограничен 6 месяцами после последнего рассмотрения дела в национальных институтах. В 1980-1990-х годах некоторые институты (ЮНЕСКО, МОТ) продлили эти сроки, справедливо полагая, что жертва могла быть лишена возможности своевременно реализовать вою волю, скажем, будучи посаженной в тюрьму, запертой в психиатрической больнице и т. д. Но при всех условиях, считают они, этот срок должен оставаться разумным. Общее требование состоит в том, что заявление не должно быть анонимным, истец обязан идентифицировать себя. ЮНЕСКО допускает упрощение и этого требования: заявление необязательно должно быть подписано самой жертвой. Когда жертва лишена такой возможности по не зависящим от нее обстоятельствам, в качестве защитника ее прав и интересов могут выступить группа людей или общественная организация.

Стороны в спорах о правах и свободах человека (граждане и государства) должны быть равны перед институтами защиты прав человека.

Первым международным институтом созданным специально с целью защиты прав человека, стал Совет Европы, учрежденный 5 мая 1949 г. и функционирующий в соответствии со своим собствен­ным Уставом. Согласно ст. 1 Устава целью СЕ является достижение большего единства между его членами в целях обеспечения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследием и об­легчающих их экономический и социальный прогресс. Вопросы, ка­сающиеся национальной защиты, не входят в сферу Совета Европы.

Генеральный секретарь Совета Европы наделяется правом запрашивать у государств - участников конвенции объяснения о том, каким образом их внутреннее право обеспечивает осуществление статей конвенции (ст. 57). Государства обязаны представлять такие объяснения и позволить компетентным органам СЕ проводить на своей территории мониторинга с целью установления степени со­ответствия их национального права требованиям ст. 1 конвенции. Но, как пишет Г. Петцольд (судья ЕСПЧ), ответственность инсти­тутов СЕ в области прав и свобод человека вторична. Первичными и решающими являются законы и ответственность государств, под­писавших конвенцию. Тем не менее, каждый человек в рамках юрисдикции государств — членов СЕ имеет право обращаться с жалобой на их действия в институты этой организации. Последние при­званы изучать их и выносить по ним свои заключения.

Комитет министров и Парламентская ассамблея являются главными органами СЕ (ст. 10 Устава), обслуживаемыми секретариатом. Согласно ст. 15, Комитет министров, действуя по рекоменда­ции Парламентской ассамблеи или по собственной инициативе, дол­жен работать в направлении содействия достижению целей Совета Европы, реализации соглашений и конвенций и одобренной членами совета общей политики в конкретных вопросах. Решения и рекомен­дации Комитета министров должны передаваться Генеральным сек­ретарем СЕ всем государствам-членам. В определенных условиях выводы Комитета министров могут служить в качестве рекоменда­ций правительствам стран — членов СЕ, и он вправе запрашивать от этих правительств отчетов об их реализации.

Формально Комитет министров не является институтом по за­щите прав человека, но фактически он выполняет большую работу в этой области. Он избирает членов Комиссии по правам человека (ст. 21 ЕКЗПЧОС), определяет размеры денежной компенсации членам суда за каждый день их работы (ст. 42), устанавливает, было ли нарушение прав человека или нет, когда дело не передается в суд (ст. 32), определяет сроки устранения нарушения прав человека ви­новными государствами, а если это не будет сделано, выносит ре­шение об опубликовании доклада комиссии по правам человека.

Статья 19 ЕКЗПЧОС предусматривает создание двух органов, призванных изучать и рассматривать все случаи нарушения прав и свобод человека. Ими стали Европейская комиссия по правам чело­века и Европейский суд по правам человека. Конвенция детально оп­ределяет функции каждого из этих органов.

Комиссия призвана следить за выполнением сторонами конвен­ции ее положений (ст. 19), рассматривать индивидуальные петиции и петиции неправительственных организаций (ст. 25), изучать их на предмет установления обоснованности и соответствия нормам ЕКЗПЧОС, пытаться найти мирное разрешение конфликтов. Если мирного решения спора не удавалось достичь, комиссия должна была составить доклад с изложением сути дела, аргументов сторон, установленных фактов (ст. 31) и мнения самой комиссии о том, имело ли место нарушение властями государства положений конвенции. Это означает, что заявления в ЕКПЧ могли поступать от граждан не только стран — членов СЕ, но и всего мира, права которых оказыва­лись ущемленными действиями государств - членов этой организа­ции. С заявлениями в ЕКПЧ могли обращаться и лица, которые по национальному закону таким правом не обладали (дети и лица, на­ходящиеся под опекой). Юридические лица могли обращаться только за защитой того круга прав, какими они могли пользоваться.

Комиссия по правам человека избиралась из представителей стран, подписавших ЕКЗПЧОС. Она состояла из двух палат во главе с вице-президентами и формировала 6 комитетов, по три члена в каждом. Эти комитеты рассматривали самые простые вопросы, при­нимая решения единогласно. В случае расхождений во мнениях воп­рос передавался палате или пленарной сессии комиссии. Палата при­нимала решения большинством голосов, а в случае равенства голо­сов вопрос передавался на рассмотрение пленарной сессии. Кворум пленарной сессии составляли две трети от общего состава комиссии. Здесь решения принимались большинством голосов. Пленарная сес­сия полномочна была решать все вопросы, Только здесь могли об­суждаться вопросы межгосударственного характера и приниматься окончательные, на уровне комиссии, решения. Комиссия собиралась в Страсбурге два раза в год (весной и осенью) и заседала по 8 недель, т. е. не менее 16 недель в году.

Процедура обращения с жалобой, их изучения и рассмотрения органами Европейской конвенции достаточно сложная и долгая. Заявление в письменном виде с обязательным соблюдением всех условий обращения в международные институты и с исчерпывающими сведениями о самом заявителе и о стране (государстве), на действия которой жалуется истец, может быть направлено на имя Генерального секретаря Совета Европы, комиссии или даже ее сек­ретаря. Жалоба должна быть подкреплена доводами, ссылками на статьи ЕКЗПЧОС и указанием на домашние средства, к помощи которых автор жалобы тщетно прибегал. Заявление должно быть написано на одном из рабочих языков органов ЕКЗПЧОС (англий­ском или французском). Однако в связи с тем, что в комиссии ра­ботали представители почти всех стран - членов СЕ, разрешалось принимать заявления и на других языках. Но прилагаемые к заявлению документы, подтверждающие изложенные в нем факты, необходимо переводить на один из рабочих языков.

Поток заявлений в органы СЕ тщательно регулируется. Поступившее заявление читается и визируется одним из юристов секре­тариата. Он и отвечает заявителю. В этом письме юрист информи­рует заявителя о компетенции комиссии и условиях, при наличии которых комиссия рассматривает дело, прилагая к нему копию ЕК­ЗПЧОС для того, чтобы заявитель мог представить дело более аргу­ментированно. Ознакомившись с компетентным мнением юриста комиссии, некоторые заявители отказывались от дальнейшей тяж­бы. Многие, напротив, представляли дополнительные аргументы в подтверждение обоснованности своего заявления. Только после того как устанавливалось, что действительно имеются основания для жалобы и заявителем исчерпаны все домашние средства защиты сво­их прав, юрист комиссии присылал ему официальную форму заяв­ления с вопросами и местом для ответа на них. После получения это­го заявления со всеми необходимыми для начальной стадии ответа­ми юрист регистрировал дело (с датой получения первого заявления), открывал особую папку с присвоенным ему номером и брал на себя ответственность за его последующее прохождение. Такая осмотрительность с регистрацией жалоб преследовала цель экономии време­ни, сил и средств, а также повышения эффективности работы орга­нов СЕ. Дело в том, что все зарегистрированные дела должны были рассматриваться комиссией, в то время как незарегистрированные - только секретариатом. Отказать в регистрации заявления формально не имеют права. Но сотрудники СЕ могут убедить заявителя в непри­емлемости его заявления и тем самым побудить его снять свое заяв­ление с рассмотрения. Обычно в результате такой переписки между юристом комиссии и заявителем снимались с рассмотрения два из каждых трех обращений в комиссию.

Европейская конвенция, провозглашая те или иные права чело­века, часто повторяет, что контроль за их реализацией осуществля­ется в соответствии с внутренним правом государств. Поэтому при рассмотрении жалоб на нарушения почти всегда правым оказывается государство, так как оно поступает в соответствии со своим внутрен­ним законодательством, не подсудным органам СЕ. Вот почему наи­более часто повторяющимся было решение комиссии о неприемле­мости или отсутствии нарушения.

В случае положительного (для заявителя) вывода комиссии реше­ние передавалось соответствующему правительству (в МИД или в Министерство юстиции) для исполнения в течение 10 недель. Если правительство отказывалось от урегулирования конфликта «дружес­ки», Комитет министров мог в течение 4 недель высказать свое от­ношение к делу и дать оценку поведению правительства. После это­го репортер вновь изучал дело со всеми обстоятельствами и гото­вил новые предложения для комиссии. Комиссия либо выносила решение о неприемлемости дела, либо приглашала стороны на слу­шания дела.

Европейский суд по правам человека является независимым международным судебным органом. Функции ЕСПЧ определены 45-й статьей конвенции. Он учрежден в 1959 г. после того, как 8 стран СЕ (Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и ФРГ) выступили с заявлением о том, что они принимают его юрисдикцию. Каждая страна ЕКЗПЧОС представлена в суде одним представителем, избираемым Парламентской ассамблеей Совета Ев­ропы из числа лиц, обладающих высокими моральными качества­ми, должной компетенцией и квалификацией. Каждая страна впра­ве представить список из двух таких лиц, из которых Парламентская ассамблея отбирает одного. Страна может включить в свой список авторитетных юристов из числа граждан других государств. Треть состава суда переизбирается через каждые три года. До 1998 г. судьи Европейского суда не получали определенного жалованья, встречались в Страсбурге лишь эпизодически, но обладали дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Рассмотрение дела в Комитете министров и в суде начиналось с доклада члена комиссии о сути дела. Первоначально член комиссии представлял в суде одновременно и комиссию, и заявителя, однако позже заявитель получил право непосредственно обращаться в Европейский суд по правам человека.

Поступившие в суд дела рассматриваются в присутствии заявителя, назначаемого судом адвоката, представителя государства и чле­на (ов) комиссии. Процедура суда имеет юридический характер и должна быть публичной. Однако в целях защиты права на частную жизнь и по просьбе сторон слушания могут проводиться в камерах с ограниченным числом лиц. До вступления в силу протокола № 9 сторонами являлись только государства, а после — и индивиды.

Согласно ст. 54 ЕКЗПЧОС за выполнением постановлений суда следит Комитет министров. Когда суд устанавливает факт нарушения конвенции и выносит решение о компенсации жертве, Коми­тет министров приглашает представителя государства, информиру­ет его о вынесенном судом решении и просит сообщить о принятых государством мерах по реализации этого решения. Особенно возра­стает роль Комитета министров как арбитражного института при рас­смотрении жалоб одних членов СЕ на других. Видимо, эта слож­ность и ответственность учитывались, когда принимали решение о том, что представителями стран здесь являются министры иностран­ных дел. В случае отсутствия министра его заменяет другой член пра­вительства. Кроме того, каждая страна представлена в СЕ ее посто­янным представителем в ранге посла, который имеет дело со всеми случаями нарушения прав человека.

Комитету министров при исполнении его функций помогает Директорат прав человека Совета Европы, которому подведомственны все вопросы, связанные с организацией зашиты прав человека по ЕКЗПЧОС. Директорат прав человека, как и штат секретариата, состоит из независимых гражданских служащих, выполняющих свои функции в интересах Совета Европы, а не государств, гражданами которых они являются. Их назначают на должности и освобождают от них не собственные правительства, а службы Совета Европы.

Поток заявлений в ЕСПЧ расширился после принятия 9-го протокола к конвенции, который предоставил индивидам право обращаться непосредственно в суд, а затем в связи с увеличением числа членов Совета Европы после вступления в него стран Восточной Европы.

Суд имеет свою канцелярию, процедуры, пользуется услугами референтов. Согласно ст. 32 11 -го протокола в компетенцию суда входят все вопросы, касающиеся толкования и применения Европейс­кой конвенции о защите прав человека и основных свобод и прото­колов к ней, которые могут быть переданы ему индивидуально, го­сударствами или Комитетом министров. Поступившие в суд дела рассматриваются в комитетах в составе трех судей, в палатах в со­ставе семи судей и в Большой палате в составе семнадцати судей. В состав Большой палаты входят председатель суда, его заместители, председатели палат и другие члены суда, назначенные в соответствии с регламентом суда. Палаты суда на определенный срок образуют комитеты. В тех случаях, когда дело передается в Большую палату, в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей палаты, вынесшей постановление, за исключением председателя этой палаты и судьи от соответствующего государства-члена.

Согласно ст. 28 протокола комитет суда может единогласным решением объявить неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями ст. 34, или вычеркнуть ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это реше­ние является окончательным. Если комитету не удалось принять ни­какого решения о поступившем деле, оно может выноситься палатой. Согласно ст. 33 протокола любая страна — участница Евроконвенции может передать в суд вопрос о любом предполагаемом на­рушении положений конвенции и протоколов к ней другой страной. Решение о приемлемости жалобы государства и по существу этого дела выносится палатой суда. Если дело, находящееся на рассмот­рении палаты, затрагивает вопрос, касающийся толкования конвен­ции или протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным судом постановлением, пала­та, с согласия сторон конфликта, может до вынесения своего поста­новления передать его на рассмотрение Большой палаты.

Большая палата выносит решения по жалобам индивидуумов и государств, когда какая-либо из палат передает дела на ее рассмотрение или когда дело направлено ей в соответствии с положениями ст. 43. По просьбе Комитета министров она выносит консультатив­ные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкова­ния положений конвенции и протоколов к ней. Постановление Боль­шой палаты является окончательным.

Решения палат становятся окончательными, если: а) стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату; б) через три месяца после вынесения постановления отсутствует прошение о направлении дела в Большую палату; в) если комитет Большой палаты отклоняет прошение о направле­нии дела согласно положениям ст. 43.

Постановление суда направляется Комитету министров, кото­рый осуществляет надзор за его исполнением. Ратифицировавшие протокол государства обязуются исполнять постановления суда по делам, сторонами которых они являются (ст. 46). Отныне на заседаниях Комитета министров не будут присутствовать индивидуаль­ные заявители и их представители, что, как полагают, придаст им частный и бесконфликтный характер.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания учреждает Европейский комитет с таким же названием, перед кото­рым стоят задачи превентивного характера. Его члены посещают (в количестве не менее двух, в сопровождении помощников и экспер­тов) места заключения с целью проверки полученных жалоб и на основе полученной таким образом информации вырабатывают ре­комендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, защиты последних от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоин­ство обращения или наказания. Государства - участники конвенции обязаны разрешать членам комитета посещение любого места в своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы, обеспечить информацией о местах содержания лишенных свободы лиц и о любом интересующем комитет лице.

В комитет избираются (Комитетом министров Совета Европы сроком на четыре года) по одному представителю от каждой страны из числа лиц, обладающих высокими моральными качествами, из­вестных своей компетентностью в области прав человека или име­ющих профессиональный опыт в своей области. Члены комитета выступают в личном качестве, они должны быть независимы и Sec-пристрастны при выполнении своих функций.

По итогам посещения комитет с учетом всех замечаний, представленных ему заинтересованной стороной, составляет доклад о фактах, установленных во время посещения, и дает рекомендации по устранению обнаруженных нарушений. Если страна, где наруша­ются права человека, отказывается учесть рекомендации комитета, последний может, после предоставления стороне возможности изложить свою позицию, большинством в две трети голосов принять решение сделать публичное заявление по данному вопросу. Информация, собранная комитетом в связи с посещением, его доклад и ре­комендации носят конфиденциальный характер. Никакие сведения личного характера не могут быть преданы гласности без согласия заинтересованного лица. Комитет ежегодно представляет Комитету министров общий отчет о своей деятельности, который передается Парламентской ассамблее и предастся гласности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, кото­рые, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации явля­ются высшей ценностью.

Права человека в деятельности уголовно-исполнительной системы являются предметом пристального внимания со сторо­ны международных правозащитных организаций, в том числе Европейского комитета по предупреждению пыток, Междуна­родного Комитета Красного Креста, Европейского суда по пра­вам человека. По их оценкам, российская пенитенциарная сис­тема за последнее время претерпела существенные изменения в сторону приближения к международным стандартам обращения с заключенными, а по ряду позиций уже им соответствует.

Вступление Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы продемонстрировало ее стремление к активной инте­грации в мировое сообщество, к продолжению демократических реформ, прежде всего, в сфере обеспечения общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, и ее готовность поэтапно реализовать в национальном законодательстве и правопри­менительной практике положения соответствующих междуна­родно-правовых документов. Подобных документов насчитыва­ется более сотни. Своим содержанием они охватывают различные сферы взаимоотношений государства и личности, в том числе отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно ч. 4 статьи 15 Конституции Российской Федера­ции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Согласно этому статья 3 УИК Рос­сийской Федерации содержит положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учи­тывает международные акты, относящиеся к исполнению нака­заний и обращению с осужденными.

Соблюдение прав и свобод граждан, находящихся в мес­тах лишения свободы, остается одним из приоритетных направ­лений в деятельности учреждений ФСИН России.

В подразделениях ФСИН России проводится целенаправленная работа по соблюдению прав законных интересов спецконтин­гента в УИС, улучшению условий содержания обвиняемых, по­дозреваемых и осужденных в следственных изоляторах и испра­вительных колониях.

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы представляют собой создание микросоциальных условий отбывания наказания, а также нор­мальное существование человека в исправительных учреждении

Создание необходимых жилищных и коммунально-бы­товых условий - одна из главных забот администрации испра­вительных учреждений.

Практически во всех подразделениях ФСИН России созданы и поддержива­ются нормальные коммунально-бытовые условия для содержа­ния спецконтингента. Жилые и подсобные помещения укомплектованы необходимым количеством мебели и инвентаря согласно установленным нормам.

Медицинская деятельность всех учреждений ФСИН лицензирована, в том числе экспертиза временной нетрудоспособности. Все лица, содержащиеся в следственных изоляторах и ис­правительных учреждениях, в установленные сроки проходят медицинские осмотры.

В целях исключения нарушений прав человека в подразделениях ФСИН России необходимо:

- Материально – бытовое обеспечение осужденных довести до уровня международных стандартов;

- Исключить необоснованное применение мер взыскания, особенно в виде водворения в штрафной изолятор, перевода в ПКТ и ЕПКТ;

- Своевременно реагировать на обращения осужденных, особенно касающиеся нарушений законности и прав человека;

- Обеспечить своевременное информирование осужденных о результатах рассмотрения их обращений в суды, прокуратуру, другие контролирующие органы;

- Обращать пристальное внимание на уровень правовой подготовки работников  уголовно-исполнительной системы и проводить занятия среди личного состава учреждений по вопросам реализации осужденными своих прав, свобод и законных интересов.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. от 19 декабря 1984г.// Международная защита прав и свобод человека: Сборник

2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята 4 ноября 1950 года) [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»

3. Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы «Относительно Европейских пенитенциарных правил. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы и преступностью. М.: СПАРК, 1998. С.209-263.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.  [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс»

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 10 июня 2008г. №76-ФЗ «Об общественном кон­троле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

8. Закон РФ от 21.07.1993 N» 5473-1 (в ред. от 22.08.2004) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

9. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. / В.В. Бойцова.  М.: 1996. – 34 с.

10. Богатырева Г.А. Об итогах Международной научной конференции «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и нацио­нальное законодательство» // Уполномочен защитить. -  2006 № 2. С. 25 – 31.

11. Борсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. Наук. М., 2004. С. 127-130.

12. Галкин Ю.В. Роль органов юстиции в защите прав человека // Права человека: пути их реализации: Материалы международной конференции. / Галкин Ю.В // В 2-х частях. Саратов, 1998. Ч.1. –124 с.

13. Доклад на Президиуме Государственного совета Российской Федерации «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». 2009 год. г. Вологда

14. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы: Монография.- М.: Юрайт-Издат, 2006. – 331 с.

15. Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) / В.Т. Кабышев // Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. . - Саратов, 1998. Ч.1. – С. 34 – 40.

16. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества //Гражданское право.-2002.- №3. С.11-13.

17. Комментарий к судебной практике «По проблемам исполнения уголовного наказания / Отв. редактор С.А. Разумов.- М.: Юрайт, 2009. -322 с.

18. Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания (Теория и прикладные проблемы): Дис.... док. юрид. наук. М., 1992. – 356.

19. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Михлин. – М.: Высшее образование, 2007. – 431 с.

20. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина.- 2-е изд., испр. и доп.- М; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,2006. – 444 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Сводная таблица

(основные конституционные права и свободы осужденных)

 

п.п.

Вид права

Осужденные к лишению свободы

Граждане, в отношении которых нет судебного решения

1

2

3

4

1)

 

Право на личную безопасность

 

Безусловное право осужденного и дополнительно его права закреплены в ст. 13 УИК -  правом на личную безопасность, когда любое должностное лицо учреждения обязано принять все меры для обеспечения безопасности осужденного, обратившегося с такой просьбой. На практике бывает, что администрация принимает меры для защиты жизни осужденного, когда он сам об этом не знает.

Каждый имеет право на жизнь (Ст.20 Конституции РФ)

 

2)

Право на личное достоин­ство

   Согласно требований ст. 12 УИК осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. (Ст.21 Конституции РФ).

3)

 

Право на неприкосновенность частной жизни

 

Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны ИУ. Однако если по вине цензора произойдет утечка информации о личной жизни  или семейной тайне осужденного, то он может быть привлечен  за это к ответственности, согласно установленного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 91 УИК РФ корреспонденция,  адресованная в контролирующие органы (суд, прокуратуру, вышестоящие органы УИС, уполномоченному по правам человека в Российской Федерации) и в ряде других случаях цензуре не подлежит.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. (Ст. 23 Конституции РФ). 

4)

Право на свободу совести и свобода вероисповеда­ния

  Осужден­ным гарантируется свобода совести и вероиспо­веданий, осуществление которой является добровольной и возможной при ус­ловии, если это не нарушает правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, и не ущемляет прав других лиц, отбывающих нака­зание (ст. 14 УИК РФ и в § 3 Правил внутреннего распорядка).

Каждому гражданину РФ гарантируется свобода совести и веры исповедания (ст. 28 Конституции РФ).

5)

 

Свобода труда 

Каждый осужденный обязан трудиться (ст. 103 УИК РФ).

 

Труд свободен. Каждый гражданин РФ имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ).

6)

Право на охрану здоровья

Каждый осужденный имеет право на  охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 6 ст. 12 УИК). Этой же статьей, а также ст. 98 УИК приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании этих лиц до окончания срока пребывания в местах лишения сво­боды. Согласно ст. 101 УИК для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы, медицинские части), а для со­держания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой ту­берку­леза, алкоголизмом и наркоманией, осужденных - лечебные исправительные учреждения.   В экстренных случаях медицинская помощь может быть оказана в муниципальных медучреждениях. Кроме того, осужденные вправе получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно - профилактическую по­мощь, оказываемую, специалистами органов здравоохранения в пределах ИУ.

Право каждого гражданина РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Консти­туции РФ. 

7)

 

Право на образо­вание

 

За осужденными сохраняется право на образование. Госу­дарством гарантируется, общедоступность и бесплатность полного обще­го и среднего профессионального образования, причем полное общее образование являет­ся обязательным. Не исключена для осужденных и возможность получения среднего (пол­ного) общего и профессионального высшего образования.

Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования (ст. 43 Конституция РФ).

           

 

 

 


[1]Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ. 1995. 5 апр.

[2] Принята в Риме 4 ноября 1950 г. Для Российской Федерации действует с 5 мая 1998 г.

[3] Принята 28 июня 1930 г. генеральной конференцией Международной организации труда; ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 4 июня 1956 г.

[4] Утверждена приказом Минюста России от 28.12.2006 № 336

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!