Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Научные основы исследования агрессии и ее проявления в дошкольном возрасте»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

1.1. Общая характеристика и природа агрессии у детей

 

          Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект-субъектных отношений. Проявление агрессивности в деструктивных действиях, практическом поведении называется агрессией. Возможна также агрессия по отношению к неодушевленным предметам, лежащая в основе бытового вандализма, и агрессия, направленная на самого себя.[1] Агрессивность – свойство личности, она является приобретенным качеством, продуктом социализации. Основана на биологических адаптивных механизмах, общих у человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, вид темперамента, особенности гормонального статуса и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этой черты личности, но не являются определяющими факторами.

       Будучи структурным элементом личности, агрессия имеет также собственные параметры и взаимодействует с другими ее компонентами. Качественное своеобразие агрессии проявляется в различной степени ее выраженности: от почти полного отсутствия (атрофии) до предельного развития (гипертрофии). Чрезмерное развитие агрессии определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Именно эти свойства агрессии сформировали у ряда педагогов, деятелей управления, сотрудников органов общественного порядка крайне негативное отношение к этому качеству личности, с любыми проявлениями которого нужно, по их мнению, беспощадно бороться.

        Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта – инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинкт смерти (Танатос – начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теории агрессивности). Психоаналитики считают, что для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, неконтролируемой реализации агрессивности, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокими действиями, разрушением неодушевленных предметов, участием в спортивных состязаниях, достижением позиций доминирования, власти и пр.).

         Есть теория, которая уподобляем агрессивность человека агрессивности животных и объясняем это чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником (это – логическая теория агрессивности). В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича) биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, этологи рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию.[2] Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца. Согласно Лоренцу, природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность регуляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Но другие этологи считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над проявлениями своей агрессивности и поэтому войны, убийства, агрессивные стычки неизбежны, и в конце концов человечество погибнет от своей агрессивности в ядерной войне.[3]

          Позднее самой популярной теорией агрессивности стала теория «фрустрации – агрессии», суть которой в следующем: всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии (Доллард Д.). Агрессивное поведение достаточно подробно изучали бихевиористы, они связывали агрессию и фрустрацию. Фрустрация – эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация – это невозможность удовлетворения потребности («хочется, но нельзя либо невозможно достичь»). Любая агрессия может быть понята как вызванная какой-то фрустрацией. Агрессия может быть прямой (ругает, дерется и т.п.) либо косвенной (насмешка, критика), может быть непосредственной (в текущее время) либо отсроченной, может быть направлена на другого человека либо на себя самого – аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства). Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия на самого себя); и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило, не на виновника фрустрации (т.к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а на тех, кто «послабее» (хотя эти «слабые» фактически невиновны), либо на тех «слабых», кого в данный момент назвали «врагом». Агрессия – это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение. В теорию фрустрации–агрессии Берковиц ввел три существенных поправки: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным действиям. К тому же не всякая агрессия провоцируется фрустрацией – агрессия может возникать, например, с «позиции силы» и являться выражением властности, и тогда ни о какой фрустрации речи быть не может. Исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий, показало, что влияют факторы: сходство – несходство агрессоров и жертвы, оправданность – неоправданность агрессии, наличие собственно агрессивности как личностной характеристики конкретного человека. В настоящее время стали рассматривать агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, но не как неизбежный (Розенцвейг).

         Теория социального научения агрессии утверждает, что фрустрация, межличностный конфликт облегчают проявление агрессии, являются необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для того чтобы в ситуации фрустрации возникло агрессивное поведение, необходимо наличие у человека предрасположенности вести себя агрессивно в подобных ситуациях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предрасположенностей отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория занимает господствующее положение.

          По нашему мнению социализация агрессии есть процесс и результат усвоения навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта. Социоонтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности (C. Беличева, С. Кудрявцев, А. Реан, В. Семенов).[4] Исследования показали, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Эти взаимодействия развиваются по принципу «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношениях со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. В пользу концепции социального научения говорит и то, что ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыка конструктивных решений своих проблем.

          Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения и вводит понятие атаки – акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

q      частота и интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен. Люди, которые получали много гневных стимулов, будут с большей вероятностью реагировать агрессивно, чем те, которые получили меньше таких стимулов;

q      частое достижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) либо внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для человека различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрессия – он везде и всюду склонен реагировать агрессивно;

q      культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности (с детства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нормы агрессивности);

q      влияет темперамент человека: такие качества темперамента, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности, провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формирования агрессивности как черты личности;

q      стремление к самоуважению, к защите от группового давления, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессивных форм поведения.

          Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическая – вербальная агрессия, активная – пассивная, направленная – ненаправленная.

          Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с близкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.

          Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:

·       многочисленные отпоры;

·       отрицательные отзывы и критические замечания;

·       выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

·       высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; («Убить тебя надо»), или проклятий;

·       оскорбления;

·       угрозы, принуждения и вымогательства;

·       упреки и обвинения;

·       ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;

·       простой крик без формулирования речевого выражения, рев;

·       скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.

          Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей «круга» жертвы.

           Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.

           Другой известный представитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие – они могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная, мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказание ребенка – моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как. позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

          Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть этой теории достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

       В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достижения какой-либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Роль биологических факторов в возникновении агрессии не сбрасывается со счета: подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют агрессивное поведение, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакции. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором – крайне автоматизированное поведение по типу «стимул–реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации».[5]

          К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вредили ущерб другому человеку, объекту или обществу (Х. Дельгадо).

         Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

         Например, Басс определяет агрессию «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают  свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».[6]

         В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

          Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

         Важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния – здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

      Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. «Агрессия – разнообразные действия, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят материальный ущерб, блокируют его (их) намерения, противодействуют его (их) интересам или ведут к его (их) уничтожению».[7] Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Отсутствие агрессивности – не идеал. Дети, которые не могут быть агрессивными, не умеют постоять за себя и других, они не возражают, соглашаются, стараются всегда оставаться в тени. Их пассивность и нерешительность мешают развитию произвольной регуляции поведения.

       Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме. Так, агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намерению причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. «Такой ребенок дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляющие другого, ломает игрушки, разрушает постройки из кубиков или из песка, сделанные другими детьми, часто обижает животных. В случаях сильных, устойчивых агрессивных проявлении может причинять вред самому себе (биться головой в стену, рвать на себе одежду). Он ведет себя упрямо и самонадеянно, сначала возражает, а потом выслушивает; чаще говорит «нет», чем «да». Агрессивность поведения выражается в упрямстве, в стремлении возражать, отказываться; в драчливости и вспыльчивости; в приступах гнева, ярости, негодования; в желании обидеть, унизить, оскорбить; во властности, потребности настаивать на своем; в неумении понять интересы другого; в самоуверенности, завышенной самооценке».[8]

        Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

          Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению.  Агрессивность – свойство личности, она является приобретенным качеством, продуктом социализации. Основана на биологических адаптивных механизмах, общих у человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, вид темперамента, особенности гормонального статуса и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этой черты личности, но не являются определяющими факторами.

 

1.2. Влияние основных факторов на появление и развитие

агрессивности

 

          Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

           Зададимся вопросом: какие же процессы социализации оказывают влияние на процесс возникновения и развития агрессии уже у маленьких детей? «Нет недостатка в теориях, пытающихся объяснить природу детских конфликтов или иначе – детскую агрессивность. Наиболее распространенной точкой зрения на эту проблему в зарубежной психологии стало представление о врожденном характере агрессивности. Одни авторы прямо приписывали человеческой личности инстинкт разрушения, который якобы и служит мотивом агрессивного поведения. Другие, выделяя направления человеческих потребностей – «к людям», «против людей» и «от людей», – описывали специфические типы личности: «альтруистический», «агрессивный» и «отстраненный».

              Отечественные психологи считают, что объяснять проявления агрессивности детей их врожденными особенностями ошибочная точка зрения. Часто истинными причинами детской конфликтности могут быть не до конца преодоленная нечеткость движений ребенка плохое физическое самочувствие, неудовлетворенность каких-либо потребностей, наконец неправильное воспитание».[9]

              Ученые, изучающие причины конфликтного поведения детей, применяют различные методы – изучение оценок поведения детей воспитателями, родителями. Для этого создаются специальные опросники, включающие вопросы, например такого содержания: «Как часто ваш сын (дочь) дерется? Когда он (она) ломает игрушки? Мучает ли ваш ребенок животных?» Однако специальные психологические исследования достоверно установили факт расхождении и довольно значительных, между объективной картиной развития и поведения детей и педагогической и родительскими оценками. Да это и понятно, любящему родительскому глазу особенно трудно быть беспристрастным.

          Практические психологи выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

          Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

          Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, ею поддразнили или задели.[10]

          Когда же можно говорить о начале формирования агрессии у дошкольников?

          У самых маленьких (годовалых) детей и осознанного агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. Малыш     может случайно, заигравшись, причинить боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит возможность такого действия (например, не будет слишком низко наклоняться к размахивающему руками возбужденному ребенку), то отпадет и всякая «опасность». Соответственно, не возникнет и вероятности закрепления подобных действий в поведении малыша. Но уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка. Научившись ходить, он приступает к ознакомительной, исследовательской деятельности. Всем известно, сколько хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любознательные малыши всюду могут залезть, все стремятся потрогать; и в этом они уже меньше зависят от взрослого, чем на первом году жизни. С расширением возможностей для самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к самостоятельности – знаменитое «я сам» – выливается в первые попытки маленького человека «настоять на своем», вопреки желанию родителей.[11]

          К 3 годам жалобы на «упрямство» сына или дочки звучат настойчивее. Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, а иногда и «агрессивные» действия. Это связано с тем, что эмоциональные переживания детей раннего возраста, особенно от 2 до 3 лет, отличаются высокой интенсивностью, их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями как у более старших детей или взрослых. Свое неудовольствие 2–3-летние дети выражают весьма непосредственно: кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться. Особенно это свойственно сильным, подвижным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, редко.

          Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения наблюдаются в ситуации, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Требование его чаще всего бывает связано с миром окружающих вещей: получить куклу или конфету, поиграть с чужой игрушкой, потрогать стеклянную вазу, снять и бросить на пол бабушкины очки и т.п.– разнообразие подобных стремлений не имеет границ. И конечно же, лишь малая их часть может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или взрослых. Во всех остальных случаях приходится его ограничивать. Так возникает реальная возможность конфликта между ним и взрослым, который нередко сопровождается агрессивными проявлениями со стороны малыша.

         Для детей в возрасте года или двух лет можно считать вполне естественным применение мер обороны, когда их обижают. Он бьет своего «противника» или толкает его на пол, старается нанести удар какой-либо игрушкой. Другими словами, агрессия, проявляемая в этом возрасте, носит прямой и непосредственный характер. «К трех-четырехлетнему возрасту можно наблюдать влияние на поведение ребенка окружающей среды. Вместо того чтобы атаковать «противника» немедленно, он вначале может пытаться объясниться с ним, выяснить обстановку или выразить протест. Очень важным моментом в это время является проявление агрессивности, которая выражается в игровых формах. Дети играют в ковбоя, стреляющего в «плохого» героя, великана, переворачивающего дом, сделанный из кубиков, полицейского, преследующего грабителей на трехколесном велосипеде. Такие игры можно называть своеобразным каналом, через который ребенок может выпустить свой гнев, накопившийся на брата, сестру или родителей. Однако эти игры раскрывают еще один, более важный аспект поведения. Дело в том, что ребенок учится контролировать свои чувства в соответствии с правилами окружающего мира, в котором ему предстоит жить».[12]

         Многие исследователи пишут о кризисе трех лет. Его негативные стороны – это уход от взрослых, отстранение от них. Ребенок в возрасте трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является единственным центром своей семьи. Особенно его потрясает, что папа любит маму, а мама – папу. До этого он бессознательно ощущал, что именно вокруг него, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, вести себя агрессивно. Ему кажется, что родители его «провели» – ведь им вполне хорошо и без него.[13]

           Эльза Келер в своей работе «О личности трехлетнего ребенка» пишет, что в этом возрасте особенно мальчику присущи такие симптомы, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. Мальчик начинает выделять свою личность и выдвигает отношений требование, чтобы с этой личностью считались. Он отказывается подчиняться требованиям, хочет делать все сам. Примерно в три года происходит первое обесценивание взрослых. Первыми жертвами такого поведения ребенка оказываются родители: можно представить ужас семьи, когда они впервые слышат от своего малыша слово «дура» (случай, описанный Ш. Бюлер). Л.С. Выготский считал, что подобное поведение детей можно рассматривать не только как отрицательное явление – отстранение от взрослых и разрушение социальных связей, которые раньше их объединяли, но и нечто вполне положительное – ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими. Д.Б. Эльконин писал, что в три года у ребенка происходит кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «я».[14]

         По мнению В.С. Мухиной, малыш, став более самостоятельным, одновременно и радуется этому, и возмущается. Ему не нравится, что мама не принадлежит теперь только ему. Постепенно уходят формы общения, которые были естественны в младенческом и раннем возрасте: мама – малыш и папа – малыш. Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, как взаимодействие треугольника: мама – малыш – папа. Такие отношения не всегда устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, но бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает быть с одним из родителей, то с другим, и с той же силой. Но, успокоившись, ребенок восстанавливает душевное равновесие: он любит и маму, и папу.

           Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Этот период в детском развитии наиболее благоприятен для воспитательных воздействий. Ребенок уже наделен способностью логично (по-детски) размышлять, сравнивать, подражать, он стремится к действию и к самостоятельному выражению. Его первые попытки к активности часто не удаются, он протестует, бунтует и упрямствует. И родители начинают задумываться о дисциплине: наказывать или не наказывать.

         Б. Скиннер считал, что, не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать его на чем-то хорошем и тем самым закреплять это хорошее. По его мнению, логичнее найти средства использования положительного подкрепления хорошего поведения, чем ждать, когда плохое поведение разовьется, а затем полагаться на наказание. Другой автор, Дж. Аронфрид, не считает возможной нормальную социализацию ребенка без наказаний. Главным он считал время их подачи, имеющее большое значение. Если ребенка наказывают в самом начале проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент будут активизированы тревожностью, вызываемой наказанием.

         А. Адлер настаивал на том, что для развития нормальной, адекватной самооценки у мальчика родители никогда не должны допускать, чтобы он рос без надежды, что его усилия могут привести к успеху. Он не должен заранее переживать поражение из-за своей вялости или пассивности. То есть родители, ругая мальчика, должны внушить ему, что если бы он поступил более обдуманно, то все бы вышло гораздо лучше.

        Исследователь детской психологии Д.К. Паттерсон писал, что дети с трудностями в поведении в более взрослом возрасте, как правило, не реагировали на попытки взрослых повлиять на них в возрасте четырех – шести лет, как мягкими мерами – словами, так и неодобрением и запретами. Одной из причин этого может быть то, что в детстве их родители непоследовательно применяли поощрение и наказание. Реагировали грубо в одних случаях, не замечая положительного поведения – в других.[15]

        В среднем и старшем дошкольном возрасте, 5–6 лет, агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных.

          Такое поведение дошкольника свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных взаимоотношений и обычно вытекает из неудовлетворенности ребенка своим положением в группе детского сада или в семье, среди братьев и сестер. Практически всегда это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причем именно с теми людьми, к общению с которыми ребенок стремится.

         Ситуативные, «нормальные» реакции агрессии могут перерасти в «нарушение», если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей, и тогда он «заражается» их агрессивностью; если ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, то у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира; если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности ребенка.

         Как видно из вышеизложенного, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей дошкольного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми, а таковыми являются в первую очередь родители и другие взрослые родственники. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Два фактора, а именно: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость наказания агрессивного поведения ребенка – определяют поведенческие реакции детей.

           «Накопленный опыт показывает, что проступки детей вызываются многими причинами: проблемами в семье или в окружении ребенка, состоянием его успеваемости в школе или взаимоотношениями со сверстниками. Следует отметить, что педагогическая и социальная запущенность в этих случаях часто сочетается с биологической неполноценностью центральной нервной системы ребенка».[16] Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Виновниками плохого обращения являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).[17]

         Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей. В этих семьях обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители – алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями. Десять процентов детей из таких семей и переживших насилие погибают, у них развиваются физические и психические отклонения. Они необразованны, не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни, создать семью.

         Самым распространенным видом насилия является физическое, когда на теле ребенка остаются следы травм, ремня. При плохом питании ребенок плохо растет, на теле сыпь, он неопрятен, плохо развивается физически. В результате из-за побоев или полуголодного существования подростки бегут из дома. Дети, пережившие сексуальное насилие, подвержены нервно-психическому расстройству. Малыши всего боятся, замкнуты, плохо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры. Подростки впадают в депрессию, бегут из дома, становятся наркоманами или алкоголиками, рано вступают в беспорядочные половые связи. При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребенка уничтожают словами, ему угрожают, его изолируют, ему лгут, с его здоровьем происходят патологические изменениям. У ребенка печальный вид, задерживается его физическое и умственное развитие. Они агрессивны, плохо спят, подвержены энурезу, беспокойны, не умеют контактировать со сверстниками.

           Моральная жестокость в семье – это, когда о ребенке не заботятся, им пренебрегают. Ребенок запущен, недоразвит, у него неразвита речь, он часто болеет, его тело покрыто сыпью. Он ворует, постоянно голоден, без ласки и внимания он подавлен и агрессивен, плохо учится, не умеет дружить, способен на преступления вплоть до вандализма. Обобщая эти характеристики, следует подчеркнуть, что всякое насилие над ребенком приводит к физическому и психическому расстройству здоровья. «Можно с уверенностью сказать, что дети без сложившейся системы ценностей растут в семьях, где родители непоследовательны в своих требованиях и поступках, не в состоянии владеть ситуацией, поддерживать дисциплину и собственным примером приучать ребенка к самоконтролю и жизни, сообразной базовым принципам. В результате у таких детей довольно рано начинают проявляться склонности к «неправильным» с точки зрения общества поступкам, причем проявления эти очень разнообразны и не обязательно сводятся только к деструктивным или агрессивным формам».[18]

         Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.

         Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то развитие и перенос на более широкую арену – в группу детского сада – дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.

        Большое значение для появления агрессии имеют отношения ребенка со сверстниками. Нарушения поведения, вытекающие из изолированного положения ребенка в обществе сверстников, объясняются спецификой социальной направленности дошкольников: уже в младшем дошкольном возрасте ребенок стремится к активному контакту с другими детьми и дорожит общением сними, старается добиться в группе определенного положения в соответствии со своими представлениями. Для разных детей это положение может быть различным: одни обоснованно претендуют на лидерство в группе, другие довольствуются тем, что их хотя бы не прогоняют другие играющие дети, третьим достаточно случайных внеигровых контактов.

         Популярность среди сверстников определяется многими факторами, которые находятся в сложной взаимозависимости. В различные возрастные периоды решающее значение приобретают те или иные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, личностные качества, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся и такие индивидуальные особенности, как, например, внешний вид, в частности красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать совместную с другими детьми игровую деятельность, придумать сюжет, распределить роли, подобрать игрушки, вспомогательные материалы, и т.п.

         Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания требуют достаточно богатого опыта межличностного общения. Если же малыш общается только с несколькими близкими взрослыми, то, как правило, он испытывает затруднения при переходе от этого узкого круга к целой компании детей в детском саду.

 

1.3. Взаимоотношения в семье как фактор проявления

агрессии

 

          Далеко не всегда даже в очень благополучной семье, где взрослые стараются сделать для ребенка все возможное, могут обеспечить достаточное развитие и игровой деятельности, и навыков общения. Без постоянного контакта с другими детьми это вообще невозможно. Даже самые лучшие родители, самая заботливая бабушка не заменят ребенку сверстников. Формы поведения и общения, принятые между взрослыми членами семьи, могут быть усвоены ребенком, но это вовсе не значит, что он применит их при общении в детском саду. Иногда бывают ситуации, когда усвоенная в семье манера говорить, специфически «взрослые» обороты речи оказываются настолько неуместными в общении детей, что оцениваются сверстниками как неправильные, непривлекательные, скучные, то есть дают обратный результат.

          То же самое происходит, когда родители, стремясь привить ребенку навыки игры, обучают его играм, которые либо непопулярны среди детей его группы, либо неизвестны им. Особенно часто это бывает, если родители не учитывают половозрастные особенности ребенка (например, папа учит дочку играть («войну», а мама сына – в «дочки-матери») и незнакомы с игровыми нормами, принятыми в соответствующих социальных группах. Играя с дошкольником, родители иногда делают упор на «интеллектуальные» игры – шахматы, головоломки, викторины – и не уделяют внимания основной форме дошкольной игры – сюжетно-ролевой.

          Разумеется, не все причины, являющиеся для ребенка психотравмирующими, можно устранить. Например, в тех случаях, когда он ревнует родителей к младшему ребенку, только что появившемуся в семье, или активно сопротивляется разлуке с родителями при начале посещения детского сада, помещении в больницу или санаторий, такой выход остается недоступным. Здесь важно создать максимальный эмоциональный комфорт для ребенка в качественно не измененной ситуации, попытаться разъяснить ему его переживания (иногда они не вполне ясны ему самому, даже если и очень сильны). На этой основе затем формируется адекватное отношение к сложившейся ситуации, вырабатываются способы поведения в ней и т.д.

          Ревнуя, ребенок страдает не столько от факта появления в семье еще одного малыша (сначала он может этому даже радоваться), сколько от того, что чувствует себя забытым, покинутым, уменьшение внимания к себе со стороны матери воспринимает как исчезновение ее любви. У детей, склонных к бурным эмоциональным реакциям и в особенности к агрессии, «виновником» сложившейся ситуации всегда выступает новорожденный, а не мать. Поэтому если грубость, непослушание и подобные реакции бывают обращены к родителям, агрессивные действия нередко направлены на второго ребенка, что может в некоторых случаях представлять реальную опасность для его здоровья и даже жизни. Поэтому, если у старшего ребенка хоть однажды возникали агрессивные реакции по отношению к кому бы то ни было, родители должны быть чрезвычайно внимательны. По возможности не следует оставлять ревнивого агрессивного ребенка наедине с малышом, но делать это следует очень осторожно, чтобы тот ни в коем случае не ощутил подозрительности. В присутствии же взрослого, наоборот, необходимо всемерно привлекать старшего ребенка для ухода за маленьким, давать ему доступные поручения, всеми методами внушать ему представление о его значимости, нужности и для взрослых членов семьи и для младшего брата или сестры. Но главное –обеспечить маленького ревнивца контактами с матерью, создать ласковый, эмоциональный климат вокруг него, чтобы ребенок рос в условиях любви и тепла.[19]

         Проблема взаимодействия двух детей в семье имеет древние корни. В Библии описан пример такого взаимодействия – Каин и Авель, Каин убивает своего брата Авеля. Мотив прост – соперничество братьев. Что же такое соперничество? Наиболее общепринятым является такое определение: «Соперничать – бороться с кем-либо, добиваясь той же цели, и быть равного достоинства и равных свойств» (Ожегов С.И. «Толковый словарь»). Но с кем борются дети в семье? Они борются друг с другом, добиваясь любви и внимания своих родителей. Они имеют разный характер, разный темперамент, они даже внешне непохожи друг на друга, и, наконец, они разновозрастные. А это значит, что один ребенок пришел в семью намного раньше, чем другой, и был какое-то время полновластным ее «хозяином», а другой никогда не был единственным, он появился в семье, где кроме него был брат или сестра.

           Большинство психологов не разделяют понятия ревность и соперничество. Тогда как, согласно «Толковому словарю», «ревность – это мучительное сомнение в чьей-то любви» (Ожегов С.И.). Следуя этому определению, можно предположить, что первый ребенок после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как раньше. И чтобы избавиться от этого сомнения, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Желание в чем-то превзойти других – это одна из первых реакций ребенка на окружающую обстановку. Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества. Можно сказать, что соперничество – это, по существу, попытка найти замену родительской любви. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. От ощущения победы или поражения, которое испытывают дети в подобном соревновании за львиную долю родительской любви, зависит направленность духа соперничества, которую они проявят затем в других сферах.

           Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть. «Зависть – это чувство досады, вызванное успехом и благополучием другого» (Ожегов С.И. «Толковый словарь»). Существует несколько видов зависти:

1) Зависть таланту. Один ребенок более талантлив, чем другой. Его больше любят.

2) Зависть физической красоте. Она более красивая, чем ее сестра. Значит, ее больше любят.

3) Зависть младшему. Он меньше. Значит, его больше любят.

4) Зависть уму. Он лучше учится. Значит, его больше любят, и т.д.

         Зависть достаточно сложное чувство. Она часто приводит к конфликтам между детьми в семье. Родители могут неосознанно зажечь искру зависти в своих детях, а это приводит к различного рода ссорам.

         Таким образом, соперничество – эгоистическое чувство, мучительное сомнение в родительской любви и борьба с другими детьми за эту любовь, стремление превзойти их. Ревность (соперничество) неизбежна в семье с двумя детьми. Спутником ревности выступает зависть.

         Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др.

        В древности, когда общество жило по более суровым законам и беспрекословно подчинялось авторитетам, старший ребенок, в основном сын, пользовался определенными привилегиями в семье уже только потому, что родился первым. Сейчас мы живем в другом обществе, и в семье к первенцу не относятся с большим уважением, чем к другому ребенку. Старшему ребенку характерны определенные психологические особенности.

          Начнем с того, что старший ребенок сначала воспитывается как единственный. Он получает громадную любовь со стороны родителей. В некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Эта позиция делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка. Подобную ситуацию А. Адлер назвал «свержение с трона». Ничто не может изменить тот факт, что рождение второго ребенка угрожает спокойствию первого.[20]

         Другие исследователи пришли к выводу, что первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Считается, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, легко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, т.к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего.

          Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспринимаются как более приятный опыт; таким образом, второй ребенок еще до рождения развивается в более спокойной атмосфере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Большинство авторов, в частности А. Фромм, считают, что второй ребенок всегда является любимчиком в семье. Для всей семьи он оказывается малышом, часто до такой степени, что большинство их даже в старости продолжают казаться маленькими детьми. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Ребенок радуется вниманию, которое окружает его, и любая крайность пробуждает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, делается мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в частности Г.Т. Хоментаускас, считают, что порой ребенок более уравновешен, чем старший, т.к. он никогда не сталкивается с ситуацией «свержения с трона». Можно сказать, что второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенец.

         Существует третья точка зрения. Ричардсон Р. считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего достигает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.[21]

         Младший ребенок также может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге придти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации. Обычно младший ребенок имеет «приключенческий подход к жизни» и легко берется за новое.

        Поскольку он привык быть в семье маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать.

         Обычно он тем или иным способом старается догнать старших, но это ему не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в котором может преуспеть благодаря своим собственным способностям. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравится.

           Итак, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистичны и тревожны и что у старшего ребенка вероятность появления эмоционального нарушения несколько больше, чем у второго. Наиболее важными здесь являются два факта. Во-первых, при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и умением ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Во-вторых, у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появлению второго, а у младшего таких переживаний нет. Младший же ребенок более спокойный и менее агрессивный, чем первый.

          Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха, не агрессивны. Младшие дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы.

          Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Например, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается старших. Соперничество между детьми особенно взвинчивается при этом, если родители начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненных для детей сравнения. Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, да дело касается их физической привлекательности и вообще особенностей фигуры. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другому, то возникает крайне взрывоопасная ситуация.

          Ощущение своей привлекательности является наиболее важным фактором в формировании самооценки детей. Родители должны следить за тем что они говорят по этому поводу тщательно, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

         Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умственных способностях. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший гораздо лучше учится, чем младший» или «Саша опять получил пятерку, бери с него примеру». В такой ситуации ребенок, которому все время ставят в пример его брата или сестру, рано или поздно возненавидит его, этот образец для подражания. Оказывается, что родители с трудом могут представить себе, какое сложное воздействие может произвести на ребенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оставить ребенка равнодушным.

         В-третьих, между детьми, особенно между мальчиками, существует острое соперничество в связи с их спортивными способностями и успехами. Тем, кто медленнее, слабее физически, менее ловок, чем их братья, редко удается получить хорошую оценку, вызывающую уважение и признание у остальных.

          Еще одной причиной возникновения соперничества может быть ситуация, когда родители считают одного ребенка более талантливым, чем другого. Например, один из детей занимается музыкой или танцами. Родители в таких ситуациях больше времени проводят со своими талантливыми детьми. Они постоянно озабочены здоровьем и аппетитом такого ребенка. А второй ребенок часто чувствует себя ненужным. У него появляется обида на родителей, на брата или сестру и на себя самого.

          Причиной конфликта часто бывает ситуация, когда появляется любимчик, час то это младший ребенок. Ему многое прощают, стараются получше одеть, покупают различные игрушки и сладости. А другого ребенка часто незаслуженно обижают, упрекают. Старший ребенок часто слышит: «Не обижай Аню, она маленькая», «Уступи Саше, он же младше». В результате старший ребенок будет если не открыто, то завуалировано обижать младшего. А у младшего – любимчика могут развиться – и это происходит довольно часто – такие качества, как вседозволенность, безнаказанность, чрезмерный эгоизм. Частое систематическое унижение одного из детей приводит к тяжелым последствиям в будущем.

         Другой причиной конфликтов может быть ситуация, когда один из детей «мнимо» или действительно болен. В семьях, где одного из детей считают слишком слабым или болезненным («мнимый больной»), ситуация развивается так же, как с любимчиком. Таких детей так же балуют, окружают большей любовью и заботой. Такие дети вырастают избалованными, заласканными, эгоистичными или, наоборот, неуверенными в себе, застенчивыми.

           Если же в семье действительно ребенок серьезно болен, то тут ситуация несколько иная. Здесь может быть два варианта отношения родителей к больным детям. Один вариант наиболее распространенный. Мать больше любит того ребенка, который «хуже». Этот вариант похож на случай с «мнимым больным». Отличается он тем, что больной ребенок действительно нуждается в большем внимании и заботе родителей. Болезнь ребенка не на день, не на неделю, а на годы, может, даже на всю жизнь, и, конечно, это тяжелое испытание для родителей.

           Можно поддаться болезни, подчинить ей всех и вся, и тогда жизнь проходит в гнетущей обстановке, постоянной мрачности и страданиях. В такой обстановке тяжело жить как больному, так и здоровому человеку. Больной чувствует себя страдальцем, а здоровый рвется из такого мрачного дома. Какая уж тут дружба между детьми. В лучшем случае жалость, сострадание, в худшем – раздражение. Часто здоровый ребенок начинает сторониться больного, стесняться его.

         Поэтому в семье, где растет такой ребенок, необходимо создать нормальную атмосферу, чтобы и радости были, и праздники, словно нет беды в доме.

        Бывают и такие случаи, когда в семье растут дети от первого брака и от второго. В таких семьях также случаются конфликты.

       Часто родители принимают только своего ребенка и отталкивают падчерицу или пасынка. Такой сюжет схож со сказкой о Золушке. Но продолжение и окончание такой сказки могут быть другими. Например, приемный ребенок будет ревновать своего родителя к мачехе и ее ребенку и будет делать все, чтобы избавиться от них, даже если мачеха искренне старается полюбить свою падчерицу. Или же сюжет может совпасть со сказочным. Тогда такой ребенок будет чувствовать себя одиноким, потерянным, ненужным. Он будет конфликтовать со своим братом или сестрой, стараясь отвоевать любовь отчима или мачехи. Хотя ясно, что такие конфликты будут еще больше отдалять их.

           Большинство психологов считают, что во избежание более сильных конфликтов не следует сравнивать детей друг с другом (особенно в физическом, умственном плане), т.к. это вызывает чувство неполноценности одного из детей. Не рекомендуется стараться примирять детей, быть третейским судьей. Не следует так же выделять любимчиков. Надо позволять детям выражать свои чувства. Можно позволить детям не любить друг друга, это еще не приводило к каким-либо серьезным последствиям. Многие дети, у которых были тенденции к ссорам, в конце концов вырастали из этого состояния. Конечно, есть семьи, в которых дети продолжают ссориться, так и не примирившись друг с другом. Но если дети ссорятся, надо искать изъян в семейных отношениях, так как поведение ребенка следует оценивать, исходя из методов воспитания, господствующих в семье.

            Соперничество также является формой влияния на поведение родителей. Ссоры и драки дают возможность детям захватить внимание родителей. Родители влияют на отношения между детьми своим поведением. Если они ведут себя таким образом, что не дают детям получить удовольствие от своих ссор, то они помогают улучшить характер детских отношений. Часто родители вмешиваются в ссоры детей в качестве судьи, стараясь помирить или рассудить детей. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии. Было отмечено, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми водной семье оказывает большее, чем все остальные семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения. Паттерсон сообщает, что братья и сестры – это учителя в том самом процессе, который разрушает им жизнь.[22]

         Некоторые исследователи (Фельсон, Руссо) изучали эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями и сестрами. Они утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев и сестер. Отсюда вывод – без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. 

          Эмоциональная защищенность, эмоциональная связь с матерью, постоянное ощущение своей нужности в семье дает ребенку возможность справиться со своими переживаниями, примириться с тем, что у мамы есть теперь еще один ребенок, а постоянное участие в заботе о нем, ненавязчиво организованное взрослым, помогает со временем полюбить младшего брата или сестру. Наоборот, подозрительная атмосфера, когда ребенка не допускают к младшему, отгоняют, часто ругают, способствует еще большей изоляции ребенка в семье, а утрата им эмоционального контакта с матерью, всецело поглощенной «новым» ребенком, ведет к нагнетанию негативных переживаний, кончающемуся срывом.

          Особенно тяжелыми являются ситуации, когда в связи с рождением малыша старшего ребенка устраивают в круглосуточную группу детского сада. Обида на мать, на нового ребенка подтверждается для старшего его отрывом от семьи. Обычно он не может приспособиться и к новому детскому коллективу. Обилие и интенсивность отрицательных эмоций достигают такой степени, что исправить последствия этого удается далеко не всегда.

         Выводы по первой главе

         Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивное поведение – это сложная комплексная психолого-педагогическая, социальная и медико-биологическая проблема. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессию надо рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Как агрессивные по своей природе могут рассматриваться только действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам. Об агрессии можно говорить лишь в том случае, когда жертва стремится избежать подобного обращения. От агрессии следует отличать агрессивность, то есть готовность к агрессивному поведению, которая рассматривается как устойчивая черта личности. На развитие агрессивного поведения могут влиять различные факторы: социальные, внешние, индивидуально-личностные, биологические. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсных приступах упрямства, часто не поддающегося управлению взрослых. В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессом поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье.  Возможность развития агрессивного поведения ребенка определяют такие факторы как:

q      защитная реакция на действия окружающих, в том числе и сверстников;

q      снисходительность родителей, т.е. степень их готовности прощать факт агрессивного поведения ребенка;

q      строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка;

q      соперничество детей в семье и неверная позиция родителей в этом случае;

q      жестокость самих родителей по отношению к ребенку.

 



[1] Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1997. С. 9

[2] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Минск, 1999. С. 33-35

[3] Лоренц К. Агрессия. М., 1994

[4] Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 36-37

[5] Цит. по: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. С. 405

[6] Цит. по: Столяренко Л.Д. Указ. соч. С. 405

[7] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 270

[8] Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1998. №5. С. 47

[9] Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт. Т. 1. М., 2000. С. 107

[10] Практическая психология образования: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 154-155

[11] Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 1988. №8. С. 99

[12] Спок Б. Разговор с матерью. М., 1988. С. 124

[13] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

[14] Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1998. С. 147-168

[15] Развитие личности ребенка. М., 1987

[16] Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Трудные дети // Педагогика здоровья. М., 1990. С. 185

[17] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999. С. 300

[18] Раттер М. Помощь трудным семьям. М., 1999. С. 290

[19] Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989. С. 34-36

[20] Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. С. 211-213

[21] Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000. С. 380-382

[22] Шнейдер Л.Б. Указ. соч. С. 386-387

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!