Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Наказание и его основные функции»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

    До мельчайших подробностей была продумана система наказаний в старой прусской школе. Для нее характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоятельств, в которых он совершен. Мера воздействия применялась здесь по жесткой и прямолинейной формуле “проступок — наказание” в соответствии с установленной “шкалой наказаний”, где были расписаны всевозможные нарушения и указана “цена расплаты” за них. Муштра тем не менее давала известные результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.1

    Известны следующие виды наказания, связанные с 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней педагогике практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм — большое разнообразие конкретных форм наказаний, однако их тоже можно, в свою очередь, подразделить на: 1) наказания, осуществляемые по логике “естественных последствий”, 2) традиционные наказания; 3) наказания экспромты.

    Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула “проступок — наказание” должна соблюдаться неукоснительно.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация.  Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

    В семье как и в образовательном учреждении наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение — метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

    В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.1

    Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: “Детей наказывай стыдом, а не кнутом”. Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание — это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание — хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

    Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упрей, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

    В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом (“сломал игрушку — иди убирайся в своей комнате”), наказания, вызывающие страх (“сиди один на темной террасе”). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

    Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых страдают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в “Конвенции о правах ребенка” (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении “дозы” воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истязания маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже “невинные” шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как “не обижай маленьких, помогай слабым”. После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

    Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности (“Ссоришься и споришь с детьми — посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи”). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало — вытри, насорил — убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. (“Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы”). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: “Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится”.

 

 

 


 

Глава 3. Сравнительный анализ поощрения и наказания

 

    Таким образом, как следует из первых двух глав работы в процессе воспитания применяются методы поощрения и наказания. Однако в 20-е годы отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, например, обосновать П.П. Блонский. Он считал, что меры наказания вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использование же различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основными средствами воздействия на детей и забывать о других воспитательных мерах. С позиций отрицания педагогической целесообразности поощрений и наказаний выступал С.Т. Шацкий.

    Эту точку зрения не разделял А.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своему поведению. От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа, — такова дистанция в применении наказаний.

    Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П. Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно их отвергал. Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А.С. Макаренко. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помогают “оформиться крепкому человеческому характеру”, способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают “уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их”.1

    Что же следует понимать под методами поощрения и наказания? Поощрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога, коллектива товарищей или семьи ребенка, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому наказание выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

    Психологической основой методов поощрения и наказания выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у детей при их применении. Дело в том, что каждый ребенок стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям членов своей семьи, учителей, школьного коллектива, отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

    Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод наказания, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Все это побуждает более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, нарушение порядка и дисциплины. Следовательно, смысл поощрения и наказания заключается в том, чтобы развивать у детей нравственное сознание и чувства, критичность к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

    Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в их применении. Используя метод поощрения, например в школе, прежде всего нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младших классах поощрения применяются чаще. Каждый положительный поступок ученика учитель должен заметить и как-то поощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке — все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В старших же классах одобряются уже более значительные поступки, например, если школьник систематически самостоятельно выполняет домашние задания, изготовляет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

    Поощрение надо применять как по отношению к отдельным ученикам, так и по отношению к коллективу.

    Лучшие учителя не просто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительных действий и поступков. Например, они отмечают, что хорошая работа на пришкольном учебно-опытном участке — это не только показатель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины.

    При использовании поощрений следует также учитывать то, как относятся к ученику его товарищи, коллектив. Поощрение ученика, который делает все для показа, будет приносить не пользу, а вред. В этой связи надо замечать и отмечать положительные поступки тех школьников, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостатков. Вообще надо стремиться больше привлекать внимание учащихся ко всему хорошему, положительному, осуществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества. С этой целью оформляются стенды “Что хорошего в нашей школе”, “Их поступками гордится школа”, “За честь школы” и т.д.

    Средствами (мерами) метода наказания (в той же школе) могут выступать: замечание учителя, устный выговор, постановка ученика у парты, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и, наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.

    Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных учащихся, советуются с коллективом.

    Всякое наказание должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры наказания в тех случаях, когда ребенок нарушил правила поведения необдуманно, случайно, — здесь вполне можно ограничиться разъяснительной беседой или же простым упреком. Особо внимательно следует относиться к тем детям, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. В таких случаях меры наказания могут побуждать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход с уроков, из дому и т.д. В подходе к таким детям нужно проявлять особую осторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правил поведения.

    Признавая правомерность применения поощрения и наказания в системе воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педагогическое значение, так как неправильное или слишком широкое их использование может оборачиваться отрицательными последствиями. Именно поэтому поощрения и наказания относят к вспомогательным методам воспитания, которые применяются главным образом для коррекций поведения.



1 Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие. М., 1999. С. 239

1 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. М., 1999. С. 143-144

1 Цит. по: Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998. С. 342-343

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!