Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Надзор прокурора за исполнением законов при применении мер пресечения»

/ Уголовное право
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

 

    Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначае­мые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направ­ления деятельности прокуратуры.1

    Выделение этого надзора в самостоятельное направление обус­ловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбыва­ющих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключе­ния под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпри­нимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

    Гарантией предупреждения и своевременного устранения на­рушений прав и интересов задержанных, арестованных и осуж­денных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреж­дениях и органах, где они содержатся, систематически, незави­симо от наличия данных о нарушениях законности.

    Администрации органов и учреждений, исполняющих нака­зание и назначаемые судом меры принудительного характера, ад­министрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокуро­ра относительно соблюдения правил отбывания наказания и по­рядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №1 ОЗ-ФЗ “О содержании под стражей подозрева­емых и обвиняемых в совершении преступлений)” и иными зако­нодательными актами. Нарушения законности устраняются сра­зу, после их обнаружения.1

    Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполне­ние не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступ­ностью, содержащихся в международных актах.

    Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 “О совершенствовании прокурорского надзора за со­блюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах”. Прокурорам предписывается при провер­ках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уго­ловные наказания, необоснованного водворения в штрафные по­мещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответ­ствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.2

    Требуется организовать жесткий контроль за фактическим уст­ранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний проку­ратуры.

    Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание и меры при­нудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдени­ем установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

    Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относится: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, испра­вительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказа­ние и меры принудительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством Россий­ской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера, порядка и условий их содержания; в-треть­их, законность исполнения наказания, не связанного с лишени­ем свободы.1

    Под законностью нахождения лиц в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, исправительных, иных орга­нах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принуди­тельного характера, назначаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учрежде­ния и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.

    В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.

В Федеральном законе “О содержании под стражей подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, прото­кол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.2

    Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содер­жания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение. Однако согласно ч. 2 п. 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ и ст. 52 указанного закона до приведения уголовно-процессуально­го законодательства в соответствие с Конституцией, сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е. в настоя­щее время основанием для содержания под стражей указанных лиц является постановление лица, производящего дознание, следо­вателя, санкционированное прокурором, постановление проку­рора и судьи, определение суда.1

    Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.

    Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по определению суда.

    Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. №160-ФЗ “О вне­сении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный ко­декс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации” в УИК РСФСР внесено дополнение, предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в спе­циальное воспитательное или лечебно-воспитательное учрежде­ние. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспита­тельное или лечебно-воспитательное учреждение, не будучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудитель­ной мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобождении несовершеннолетнего от наказания при соверше­нии им преступления средней тяжести.

    При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РСФСР, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, строго регламенти­рующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоля­торах временного содержания в случаях их перевода туда из следственных изоляторов.1

    Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.

    При решении вопроса о законности освобождения от отбыва­ния наказания прокурор проверяет наличие предусмотренных за­коном оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ).2 К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного су­дом, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела про­изводством; условно-досрочное освобождение от отбывания на­казания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или ин­валидность; иные основания, предусмотренные законом.

    Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, свиде­тельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и на­делены правами и обязанностями, предусмотренными Конститу­цией РФ, с отдельными ограничениями, строго регламентиро­ванными законодательством.

    Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются пра­вами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уго­ловно-исполнительным и иным законодательством РФ.

    В настоящее время в РФ при реформировании уголовно-исполнительного законодательства большое внимание уделяется его приведению в соответствие с общепризнанными международны­ми нормами. Российское государство как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолюций и решений международных органи­заций по вопросам обращения с лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких важных международных документов следует назвать: Всеобщую декларацию прав че­ловека (1948); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие пра­ва и обязанности осужденных; Международный пакт о гражданс­ких и политических правах (1966); Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.

    В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод чело­века и гражданина Российской Федерации провозглашен приори­тет международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России.1 Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин­ципам и нормам международного права.2 В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.1 Это положение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнитель­ном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 де­кабря 1996 г.2

    В этой связи прокурору следует, во-первых, знать не только законы РФ, регулирующие данную сферу отношений, но и соот­ветствующие нормы международного права; во-вторых, при рас­хождении предусмотренных в них положений следует руководство­ваться указанными в Конституции РФ правилами.

    Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”3; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10–15)4; права лиц, помещенных в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, за­писаны в ст. 37, Закона РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 “О психи­атрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказанию”.

    Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными под стра­жу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудитель­ного характера.

    Основные обязанности лиц, находящихся в местах содержа­ния задержанных и местах предварительного заключения, предус­мотрены ст. 36 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.5

    Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ.1 На них возлагается исполнять установленные законодатель­ством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать тре­бования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними норма­тивных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных нормативных актах, основными из которых явля­ются Правила внутреннего распорядка соответствующих учрежде­ний. В них, например, предусмотрено, что осужденные обяза­ны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д.

    К предмету прокурорского надзора закон относит также со­блюдение порядка и условий содержания задержанных, заключен­ных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера.

    Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, регламентируются указанным Федеральным законом “О содержа­нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений”. В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах со­держания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РСФСР. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава третья (ст. 32–48) опреде­ляет порядок обеспечения изоляции и предотвращения правона­рушений в местах содержания под. стражей.2

    При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содер­жания, но и законность действий администрации, обеспечиваю­щей соблюдение законодательства о порядке и условиях содер­жания.

    Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы опре­деляется основными средствами исправления осужденных, к ко­торым закон (ст. 9 УИК РФ) относит: режим отбывания наказа­ния, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.1

    К условиям содержания осужденных в исправительных учреж­дениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, отно­сятся правила материально-бытового и медико-санитарного обес­печения.

    Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения сво­боды зависят от вида исправительного учреждения (исправительные колонии общего режима; исправительные колонии строгого ре­жима; исправительные колонии особого режима; исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожиз­ненное лишение свободы; колонии-поселения; тюрьмы с общими строгим режимом; воспитательные колонии общего и усиленного режимов).

    При осуществлении надзора за законностью условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор не должен вмеши­ваться в хозяйственную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения вопросов о соблюдении условий со­держания осужденных требуется характеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для этой цели соответ­ствующих специалистов.

    Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17, ст. 132–142 УИК РФ) для исполнения наказания осужден­ных к лишению свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В этих колониях уста­навливаются обычные, облегченные, льготные и строгие усло­вия отбывания наказания. Основания и порядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально регламен­тированы в кодексе.

УИК РФ (разд. VII, гл. 2, 3, ст. 184–186) предусмотрен особый порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан порядок исполнения при­говора суда. В частности, осужденные к смертной казни, в от­ношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до на­правления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусматривающих отбыва­ние лишения свободы в тюрьмах на строгом режиме.1

    Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. №2-Ф3 “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Феде­рации” хотя и предусмотрел его введение в действие с 1 июля 1997 года, однако положение о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие Феде­ральным законом по мере создания необходимых условий для ис­полнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (ст. 5). Это же положение нашло отражение и в ст. 4 Федерального зако­на от 24 мая 1996 г. № 64-ФЗ “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации”.

    УИК РФ (раз. III, гл. 10, ст. 68–72) регламентирует поря­док и условия исполнения нового вида наказания – ареста, ко­торый заключается в содержании осужденных в строгой изоля­ции, предусматривающей правила отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолетних осужденных – в воспи­тательных колониях.2

    Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

    Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполни­тельное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47–60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания огра­ничения свободы являются исправительные центры, админист­рация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет прокурорского надзора входит так­же законность действий администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55–56).1

    Порядок и условия исполнения наказания в виде исправитель­ных работ предусмотрен во разд. II, гл. 7, ст. 39–46 УИК РФ.2 Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уголовно-исполнительными инспек­циями. Прокурор осуществляет также надзор за законностью дей­ствий администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

    Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25–30 УИК РФ). Этот вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осуж­денные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обяза­тельные работы; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-испол­нительную инспекцию об изменении места жительства.3

    Наказание в виде лишения права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказании, к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполни­тельные инспекции по месту жительства осужденных. Если это наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют учрежде­ния и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания – уголовно-исполнительные инс­пекции по месту жительства осужденных (ст. 33).1

    Наказание в виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штра­фа), конфискации имущества исполняется судебным исполните­лем (ст. 31, 62 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется должностным лицом, присвоившим осужденному звание, классный чин или наградив­шего его государственной наградой (ст. 61 УИК РФ).2

    В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 “О совершенствовании прокурорского надзо­ра за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах” от прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных уч­реждений и следственных изоляторов, а также органами управле­ния уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно оп­ротестовывать в случае несоответствия их закону.3


Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

 

    В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, ис­полняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.1

    Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблю­дением законов администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и применяющих назначаемые судом меры при­нудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры мо­гут использовать не только специальные полномочия, предостав­ленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокурату­ре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзо­ра: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомства­ми, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, пре­дусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного самоуп­равления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руко­водителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).1

    К специальному полномочию относится право прокурора по­сещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре.2 В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ. прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответст­вующих территориях без специального разрешения посещать уч­реждения и органы, исполняющие наказания. Закон не огра­ничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.3

    Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. №31 “Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием” прокурорам предписывается про­верять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания в приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997 г. №8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обессиления законности и обоснованности, а также соблюдения сро­ков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок со­стояния законности в иных учреждениях и органах не определена.

    Закон не ограничивает прокурора какими-либо основаниями для посещения указанных учреждений и органов.

    Посещение прокурором учреждений и органов не является са­моцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). При этом проверки могут быть как целевые, т.е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений (например, соответствие требованиям закона условий труда лиц, лишенных свобо­ды), так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, отно­сящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).

    Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору пре­доставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стра­жу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством пре­дупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся.

    Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нару­шения законности, как применение к задержанным, арестован­ным и иным лицам недозволенных методов применения в нару­шение требований закона специальных средств, оружия и других.

    При осуществлении надзора прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых произведено задержание, зак­лючение под стражу, осуждение, определение мер принудитель­ного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стра­жей, неправильное определение вида исправительного учрежде­ния, неправильное применение мер взыскания и другие суще­ственные нарушения закона.

    Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ “О содержа­нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений” (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оператив­но-розыскных мероприятий в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия пре­ступлений.1 Осуществление оперативно-розыскной деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных уч­реждениях. Задачами оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях являются: обеспечение личной безопасности осуж­денных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; вы­явление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений  установленного порядка отбывания наказания; розыск в установ­ленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбыва­ния наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до при­бытия в исправительное учреждение.1

    В этой связи Закон о прокуратуре дает право прокурору зна­комиться также с оперативными материалами. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального зако­на “Об оперативно-розыскной деятельности” сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно­розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или ока­зывавших содействие этим органам на конфиденциальной осно­ве представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привле­чения к уголовной ответственности.2

    Наделение прокурора полномочием требовать от администра­ции органов и учреждений, исполняющих наказание и назначае­мые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительно­го характера – одна из характерных особенностей надзора на рас­сматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

1.    во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет про­курорского надзора;

2.    во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;

3.    в-третьих, эти требования подлежат обязательному исполне­нию администрацией;

4.    в-четвертых, обжалование администрацией требований про­курора не приостанавливает их исполнение;

5.    в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и пись­менной форме), целесообразно в целях возможности контролиро­вания облекать их в письменную форму.

    Прокурор вправе проверять соответствие законодательству РФ правовых актов – приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.1

    Как отмечалось в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8, прокурорам предписывается постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных уч­реждений и следственных изоляторов, а также органами управле­ния уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно оп­ротестовывать в случае несоответствия их закону.

    Прокурор может проверять соответствие закону правовых ак­тов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном характере, но и по соб­ственной инициативе.

    Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, от­носящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламенти­руется порядок и условия содержания задержанных, арестован­ных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно-полезному труду, получение общего образования, профессиональной под­готовки и другие.

    Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор впра­ве сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяс­нений позволяет прокурору выяснить причины и условия, спо­собствующие нарушениям закона, а следовательно использо­вать более эффективные средства по их устранению.

    Одним из основных средств реагирования прокурора на выяв­ленные нарушения законов является протест. Протест приносит­ся во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреж­дений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.1 В протесте зак­лючается требование о приведении в соответствие с действую­щим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения про­теста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомства­ми, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должнос­тными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестован­ного акта администрацией учреждения.

    Важным средством реагирования прокурора на устранение вы­явленных нарушений законов является представление прокурора. В представлении указываются также причины выявленных нару­шений законности и условия, им способствующие, и высказы­вается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при от­сутствии признаков преступления или административного про­ступка).

    Прокурор вправе и обязан в случаях установления в действиях администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, админис­трации мест содержания задержанных и заключенных под стражу признаков преступления, в соответствии с требованиями уголов­но-процессуального законодательства вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор, возбудив уголовное дело, должен принять меры к тому, чтобы лица, его совершив­шие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

    Законом о прокуратуре в 1992 г. впервые прокурору было пре­доставлено право отменять дисциплинарные взыскания, наложен­ные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осуж­денных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. До этого прокурор был вправе в случаях незаконного или необоснованного дисциплинар­ного взыскания, наложенного на осужденного администрацией учреждения уголовно- исполнительной системы, опротестовать приказ о наложении такого взыскания или поставить вопрос о его отмене в своем представлении. В настоящее время отмена реше­ний администрации может осуществляется путем вынесения про­курором постановления.

    В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона “О прокуратуре” прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим поста­новлением каждого содержащегося без законных оснований в уч­реждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-пси­хиатрическое учреждение.1

    Без законных оснований содержание лиц в этих учреждениях и органах будет в случаях отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов (постановлений, приговоров, определений) либо истечения сроков задержания, арес­та, наказания или применения меры принудительного характера.

   Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле­ний”.2 Порядок освобождения осужденных к ограничению свобо­ды, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. В частности, предусмотрено, что указанные лица освобождаются впервой половине последнего дня срока наказания. Если срок на­казания оканчивается в выходной или праздничный день, осуж­денный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа – в послед­ний день этого месяца. Выписка из психиатрического стационара пациента, к которому по решению суда применены принудитель­ные меры медицинского характера, производится только по ре­шению суда.3

    При установлении случаев содержания указанных лиц без за­конных оснований прокурор или его заместитель выносит поста­новление об их освобождении. Это постановление подлежит не­медленному исполнению.

    Законодательство предусматривает случаи, когда действия ад­министрации мест содержания задержанных и заключенных под стражей, органов и учреждений, исполняющих наказание, тре­буют санкции прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федераль­ного закона “О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений” размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. В законе оговорены случаи, когда санкция прокурора не требует­ся.1 В УИК РФ, например, предусмотрено получение санкции прокурора для задержания на срок до 30 суток разыскиваемых, скрывшихся с места жительства; лиц, осужденных к исправи­тельным работам (ч. 4 ст. 46); для задержания на срок до 15 суток осужденных к ограничению свободы, уклоняющихся от получе­ния в органе внутренних дел предписания о выезде к месту отбы­вания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок (ч. 2 ст. 48); для задержания органами внут­ренних дел или администрацией исправительного центра на срок не более 30 суток осужденных к отбыванию наказания в виде ог­раничения свободы и самовольно без уважительных причин оста­вивших территорию исправительного центра и находящихся в розыске (ч. 5 ст. 58).2

    УИК РФ предусматривает необходимость согласования с про­курором введения режима особых условий в исправительных уч­реждениях. В ч. 3 ст. 85 отмечено, что режим особых условий (в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповинове­ниях осужденных) вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ либо министра внутренних дел, на­чальника управления внутренних дел субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим про­курором.1

    Ст. 186 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения смертной казни, предусматривает не только обязательное присутствие прокурора при исполнении этого вида наказания, но и обя­зательность подписи прокурора в протоколе об исполнении при­говора суда.2

    В 1985–1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы (их точное название: прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях).

    В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель проку­рора, старшие помощники, помощники прокурора, следователи и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конк­ретные объекты надзора, обязанности за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, проведение анализов и обобщений по определенному предмету надзора). Планирование работы прокуратуры осуществляется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной сис­темы с использованием материалов прокурорского надзора, ведомственного контроля, статистических и других учетных данных, материалов уголовных и гражданских дел, имеющейся информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям законности.

    Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.

    Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправи­тельных учреждениях взаимодействуют с территориальными и во­енными прокуратурами путем планирования и совместного про­ведения с ними мероприятии по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

    Основными направлениями деятельности прокуратур по надзо­ру за соблюдением законов в исправительных учреждениях явля­ются:

q      надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного за­конодательства в учреждениях уголовно-исполнительной систе­мы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созда­ны;

q      надзор за исполнением требований закона о приеме, регист­рации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевре­менном возбуждении уголовных дел и принятия мер по каждому случаю нарушения законности;

q      выезды на чрезвычайные происшествия в учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяс­нения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;

q      производство предварительного следствия по отнесенным за­коном к подследственности следователей прокуратуры делам о пре­ступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполни­тельной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;

q      руководство и надзор за исполнением законов при расследо­вании данной категории дел;

q      надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по де­лам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-ис­полнительной системы;

q      участие при рассмотрении в судах первой инстанции направ­ленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким ви­дом наказания и при разрешении судом других вопросов, связан­ных с исполнением приговоров;

q      надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;

q      изучение причин рецидивной преступности с использовани­ем проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбы­вания наказания из указанных учреждений и принятие мер к их устранению;

q      надзор за точным применением в учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания, актов амнистии;

q      надзор за законностью издаваемых администрациями учреж­дений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

    Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправитель­ных учреждениях в пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в этих учреждениях; с учетом состояния законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворе­ния осужденных в штрафные помещения, предусмотренные уго­ловно-исполнительным законодательством, и выполнения дру­гих неотложных мероприятий.

    В прокуратурах субъектов РФ имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые начальниками отделов или старшими помощниками прокуроров субъектов РФ, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В пределах своей компетенции эти подразделения либо группы прокуроров:

·       организуют и осуществляют надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказа­ния и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осуж­денных и т.д.);

·       непосредственно осуществляют надзор за исполнением зако­нов в деятельности органов управления уголовно-исполнитель­ной системы Министерства юстиции РФ.

·       контролируют работу прокуратур по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, проводят проверки в прокура­турах по организации работы на данном направлении, оказывают практическую и методическую помощь;

·       осуществляют надзор за законностью издаваемых нормативных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний;

·       рассматривают и разрешают жалобы и заявления, проводят в установленном порядке прием граждан;

·       анализируют состояние законности и прокурорского надзора, разрабатывают и реализуют меры по предупреждению нарушений законности при исполнении уголовных наказаний и повышению эффективности прокурорского надзора;

·       выявляют, и распространяют положительный опыт работы; организуют и проводят учебно-методические мероприятия, ста­жирование работников нижестоящих прокуратур;

·       разрабатывают методические рекомендации по проверке со­блюдения законов в поднадзорных учреждениях;

·       участвуют в пропаганде и разъяснении законодательства. В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением зако­нов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний, назначаемых судом, организует и осуществ­ляет управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

    Кроме вышеуказанных направлений деятельности это управление исполняет международные договоры о передаче (прие­ме) осужденных для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.



1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

1 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

2 Приказ Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 “О совершенствовании прокурорского надзора за со­блюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах” // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

2 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

1 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

1 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91 // ВСНД. 1991. № 52. Ст. 1865

2 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

1 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года. М., 1993

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

3 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

5 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 Там же.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 Там же.

3 Там же.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 Там же.

3 Приказ Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. №8 “О совершенствовании прокурорского надзора за со­блюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах” // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

2 Там же.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный зако­н от 12.08.95 №144-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

2 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198

2 Там же.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!