Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Начало социальной педагогики и ее связь с социальной работой»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Термин “социальная педагогика”  был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине 19 века, но стал активно употребляться лишь в начале 20 века. Произошло это по ряду причин. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных знаний, изучающих воспитание, возникла и развивалась как теория и методика воспитания в учебно-воспитательных учреждениях детей и подростков. С конца 18 века, когда в качестве самостоятельного этапа развития личности, стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки постепенно становились объектом внимания педагогики. Со второй половины 19 века идут процессы расширения социального заказа педагогике и системе общественного воспитания. Сюда стали относить воспитание молодежи и более старших возрастных групп. А также – адаптацию и перевоспитание представителей тех возрастных групп, которые по различным причинам не вписывались в существовавшую систему норм. Вторая половина 19 века была связана с различными социальными и экономическими процессами, вызывавшие определенные последствия. Речь в первую очередь идет о развитии индустриализации и урбанизации во многих странах мира. Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в город, где оно оказалось неприспособленным для жизни и новых условий и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих из дезорганизованных семей. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы и Южной Америки. Урбанизация в Европе совпала со становлением национальных государств, а в Северной Америке с формированием американской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей, провозглашаемых или подразумеваемых как национальные, во всех национальных слоях, во всех возрастных группах населения. В связи с тем, что традиционный воспитатель – церковь, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания и, кроме того, далеко не сразу перестроилась в соответствии с общественными запросами. Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Эта ситуация стала основой для того, чтобы ряд педагогов стали разрабатывать социальную педагогику. Однако появившуюся отрасль педагогики попытались свести к изучению проблематики традиционных объектов педагогики – детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый П. Натори. Он считал, что социальная педагогика исследует проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. В то же время надо заметить, что подход П. Наторпа не был абсолютно новым, его истоки можно обнаружить как в истории воспитания и педагогики, так и в истории общественной мысли, если подвергнуть под этим углом зрения воспитательные системы античности, наследие мыслителей-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, социально-педагогические эксперименты Р. Оуэна, педагогические системы Д. Локка, И. Песталоцци, И. Гербарта. Но подобный анализ имеет смысл в процессе изучения истории педагогики, поэтому здесь ограничимся лишь указанием на его возможную плодотворность для рассмотрения проблем социальной педагогики. Возникнув на рубеже веков в Германии, социальная педагогика претерпела весьма любопытную эволюцию. Не будучи признанной мировым научным сообществом, она, тем не менее, получила определенное развитие в 20-е годы в нашей стране в виде разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощенном виде, что по сути, вело лишь к компрометации идеи как таковой. За рубежом научная разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60-е годы в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США, уже начиная с конца 19 века, все более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов и т.д. То есть практика значительно опередила развитие теории, что в конечном итоге привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их генетическая связь. Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме. Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Всех педагогов можно считать социальными работниками. В то же время не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане. Например, патронажные сестры, ухаживающими за престарелыми, и некоторые другие категории вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим категориям социально обездоленного и социально незащищенного населения. Приблизительно к 20-м годам нашего столетия оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальная работа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др. Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства. Школьная социальная работа имеет в виду помощь учащимся во включении в школьную жизнь, координацию усилий школы, семьи и общины; помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем прогулов, социальной изолированности, сверхагрессивного поведения, недисциплинированности и др. Сельская социальная работа ориентирована на помощь жителям в решении проблем, которые у них возникают в связи с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью социальных  и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и досуговыми возможностями. 

    Очень важно подчеркнуть, что истоки социальной педагогики связаны с другими науками. Правда связь эта весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находили и находят в ней применение, хотя далеко не в той мере, в какой это необходимо для ее плодотворного развития. Философские и этические идеи используются в социальной педагогике в большой степени неосознанно. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях. Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. Так, например, заимствованные идеи и данные не всегда могут подходить для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. Конкретные данные других наук могут приобретать в социальной педагогике значительно больший вес, чем они имеют в исследуемой реальности, ибо они вырваны из всего массива данных или оторваны от их интерпретации в той науке, откуда они взяты. И, наконец, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными и идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.

    Это проблемы во многом касаются и нашей страны, так возникновение социальной педагогики тоже встретило многочисленные препятствия. О том как это происходило пойдет речь в следующей главе данной реферата.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!