Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное, красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория. Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже “царицей искусств” – настолько сильно было ее влияние на решение государственных. дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей.
Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. К V в. до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая разъяснять (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию) и доставлять слушателям удовольствие. Причем “услаждение слушателей” свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.
Период, наступивший после греко-персидских войн, то есть середина пятого столетия до н.э., в Греции ознаменовался значительным общественным подъемом и быстрым ростом культурной жизни. Развивались не только естественные науки, особенно астрономия, математика, биология; активизировалась философская мысль в целом. Началась разработка проблем диалектики, этики и эстетики, грамматики и логики. Расцветали искусство, в особенности архитектура и скульптура, театр Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедиографа Аристофана. Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли, В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечнo, не случайно, что его выдающиеся мастера - Динарх, Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхил, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.
Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества.
Красноречие, “духовное детище демократии”, особой искусности достигло усилиями софистов, точнее, “старших софистов” (V в. до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей.
Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к “гражданскому искусству”, он намеревался с его помощью “сделать людей хорошими”.
Проблемами ораторского искусства также занимался другой представитель софистики, по некоторым данным, ученик Демосфена, Горгий из Леонтин в Сицилии (ок. 483-375 гг. до н.э.), видный оратор. Он выступал против догматики и написал специальный учебник риторики (не сохранившийся). Он, как и Протагор, существенное значение придавал языку как важному средству ораторского искусства. Горгий особо указывал на всепокоряющую силу слова, говорил о его способности проникать в человеческую душу.
Но софистическая система суждений и их словесного воплощения сложилась как совокупность преднамеренно используемых в полемике неправильных доводов. Софисты искусно подменяли одно понятие другим, не останавливаясь перед тем, чтобы закономерность одной категории (ряда) явлений применять к совершенно другим предметам и явлениям. Для сторонников такой системы была важна не столько искомая истина, сколько видимость доказательности своих умозаключений и утверждений, а нередко просто словесная виртуозность. Не удивительно, что эта система превратилась, особенно у реакционных софистов IV в., “в игру” в понятиями, в “искусство” вводить в заблуждение, черное выдавая за белое, а белое - за черное.
Ясно, что негативный смысл; который со временем был вложен в понятие “софистика”, более чем оправдан. Но, стоя на почве исторической конкретности и реальных фактов, нельзя отрицать определенную роль софистов, особенно “старших”, в развитии риторики, в частности такой трудной се формы, как словесная полемика.1
Выдающимся мастером академических бесед-диалогов был Сократ (469-399 гг. до н.э). Именно Сократ изобрел “иронию” как способ критического отношения к догматике, как острое оружие философии. Цель такой иронии - прежде всего воспитание людей. Сократовская ирония сделала диалог острым, неизменно будящим мысль.2
Ученик Сократа, Платон, значительно поднял искусство диалога, сделав его совершенной формой устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей). Принято считать, что платоновские диалоги – это своего рода философские драмы, состоящие из ярких художественных образов, глубоких по своему содержанию и предельно отшлифованных по форме. Строго логично построенные, имеющие “свою сверхзадачу”, то остроумные или же проникнутые внешнему впечатлению загадочные, как ребусообразные, эти диалоги неизменно возбуждают повышенный интерес к предмету беседы (спора) и неуклонно ведут слушателей к нужной цели. Несомненно, Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, яркой выразительностью языка, в частности иносказаниями и метафорами. Он намного усилил логику речи, ее смысловую емкость.
Было бы неправильно рассматривать его диалогические сочинения только в связи с ораторской практикой. Несомненен его вклад н в теорию красноречия. И здесь в первую очередь должен быть назван известный труд – “Теэтет”, в котором диалогическая форма устного изложения сложнейших положений философии доведена до совершенства, поразительной пластичности, исполненной динамики. Но в данном случае это платоновское сочинение нас занимает лишь в связи с толкованием сущности красноречия и обоснованием некоторых важных принципов и теоретических положений.
Существенно отметить, что почти во всех частях этой книги Платон, главным образом устами своего учителя Сократа, высказывает различные соображения об ораторском искусстве. Красноречию он придавал весьма серьезное значение, неизменно рассматривая его в связи с вопросом о мудрости и о постижении истинного познания. Тема мудрости - она же добродетель - занимает главенствующее место в сочинении Платона. Говоря о мудрецах, сильных словом, и о побитых в споре, обязанных безоговорочно покориться своей судьбе, философ тем самым подчеркивал значение словесного мастерства. Вместе с тем он осуждал “пустословие”, “льстивые речи”.
Таким образом, очевидна этическая направленность платоновских суждений о красноречии. Оно должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным; оно не должно делать людей “рабами речей”, а убеждать слушателей, приобщая к знаниям. Наконец, утверждал Платон, красноречие вообще должно быть свободным: говорящий публично должен вольно говорить о том, что он желает и что, по его убеждению, служит истине.
Однако платоновское толкование смысла искусства красноречия этими суждениями не исчерпывается. Оратора (ритора) он уподоблял врачевателю. Врач, говорит он, изменяет положение (больного) лекарствами, а софист - рассуждениями.1
Учтя именно общественную сущность ораторского искусства, он с неприязнью относился к “словопрениям и болтовне”. Конечно, вряд ли можно безоговорочно принять тезис автора “Теэтета” о том, что все судебные ораторы в его время не могли говорить то, что они считали нужный. Суд также являлся общественной трибуной, на которой порою сталкивались различные идеологические концепции и политические убеждения. Поэтому и среди судебных ораторов, как, впрочем, впоследствии подтверждает сам же автор “Теэтета”, были принципиальные и честные. В приведенных платоновских положениях важно то, как высоко мыслитель ставил роль красноречия и личность оратора в общественной жизни.
Платон отождествлял оратора и мудреца, следовательно, считал, что риторика есть орудие формирования правильного общественного мнения, знания и достижения истины. Весь “Теэтет” и посвящен разбору того, что такое истинное и ложное мнение, мысль и заблуждение; что понимать под слонами “знать” и “знание” и т.д.
Платон различает “просвещение знанием” и “внушение слушателям” ораторского мнения. Бывает ведь и ложное мнение или же мнение в корыстных интересах. Платон же считал, что оратор - носитель просвещения. Но он был не прав, противопоставляя внушение своего мнения истинному знанию.
Во-первых, не всякое внушение способствует познанию, все дело в том, что и как внушается. Во-вторых, неправомерно подменять убеждение внушением, ибо во всех случаях предпочтительнее убеждать людей, добиваться того, чтобы получаемые ими знания определял их поведение и, главное, превращались в практическое действие.
Приведенных достаточно, чтобы ясно представить понимание Платоном смысла
красноречия, его места в общественной жизни. В платоновских суждениях о риторике важно прежде всего то большое и серьезное значение, которое он придавал ораторскому искусству как общественному явлению, как средству знания и воспитания мудрости и добродетели; Несмотря на кажущуюся разрозненность, а кое-где и фрагментарность платоновских мыслей о красноречии, есть основание сказать, что перед нами достаточно определенная система. В ней в какой-то мере обобщен опыт античной риторики и, несомненно, осмыслена собственная практика с академических бесед Платона с учениками.
И чтобы верно оценить его роль в развитии красноречия, особенно в его наиболее доходчивой форме, диалоге, следует иметь в виду тот авторитет мыслителя, которым пользовался Платон не только при жизни. Выдающийся античный мыслитель-идеалист, автор не одного оригинального труда, оставивший большой след в истории общественной мысли, Платон занимает видное место также в развитии риторической культуры.1
1 Кохтев Н.Н. Софисты – учителя риторики // Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. С. 5-7
2 Там же. С. 7-8
1 Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М., 1994. С. 14-16
1 Гаспаров М.Л. Античная поэтика. – М., 1991. С. 27-60
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!