Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В первую очередь важно учесть, что в экономической теории термин “монополия” используется для обозначения двух разных понятий. Так, можно говорить о монополии применительно к отношениям собственности. Имеется в виду единовластие в присвоении имущества (монополия собственности) и в его хозяйственном использовании (монополия хозяйствования). Здесь пойдет речь о рыночной монополии. Монополия (греч. monos — один; роlео — продаю) в этом смысле — захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.1
Как известно, на рубеже ХIХ—ХХ вв. произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в ХIХ в. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Так, в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаг н на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.
Но в период становления корпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчеркивает это обстоятельство: “Экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в среде бесчисленного множества
производителей”.1
Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям (рис. 1).
Рис. 1. Виды монополий
1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
А. Объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, — монополия.
Б. Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, — монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.
2. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
А. В масштабе одной отрасли рыночной деятельности — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
В отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.
Б. В масштабе национального хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсолютная монопсония.
3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
А. Естественная монополия. Ею обладают собственники н хозяйственные организаций, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологи и недопустимо развивать конкуренцию.1
Так, в Федеральном законе “О естественных монополиях” (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 г.) естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в Существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Данный Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
■ транспортировка нефти и нефтепродуктов но магистральным трубопроводам;
■ транспортировка газа по трубопроводам;
■ услуги по передаче электрической к тепловой энергии;
■ железнодорожные перевозки;
■ услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
■ услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Б. Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:
а) патентная система. Такая система действует в нашей стране в соответствии с “Патентным законом Российской Федерации” (принятым 23 сентября 1992 г.). Закон устанавливает, что выданный физическим н юридическим лицам патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
б) авторские права. Так, Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское н рано), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний (смежные права);
в) товарные знаки. Согласно Закону Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” (принятому 23 сентября 1992 г.), владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименовании мест происхождения товаров.
В. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:
■ создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства;
■ применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства;
■ теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.
Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства н продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта н банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.
Здесь уместно будет вспомнить, что после окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок, как говорится, вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:
а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
Государство не только не препятствовало, но, напротив, всемерно способствовало развитию монополизации на всех уровнях народного хозяйства. Преобладающей в экономике стала тенденция к укрупнению и централизации предприятий. В то же время экономическая наука установила, что преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий-гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим же заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль. Если в Западной Германии в 1989 г. 90% машиностроительной продукции изготавливалось предприятиями численностью менее тысячи человек, то в нашей стране такими производствами, не входящими в объединения, создавалось всего 0,05% техники и оборудования.1
Не случайно все указанные выше естественные и искусственные формы монополий получил и приоритетное развитие в нашей стране. Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.
В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной
противоположностью конкурентному рынку (таб. 1)
В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности.
Таб. 1.
Они связаны прежде всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монополией и финишем — развитым рынком дистанция огромного размера. Кстати, подобного рода трудности испытали на себе такие страны, как Испания, Япония, Чили, и некоторые другие, в которых после второй мировой войны также преодолевался государственный монополизм.
Обобщение практики рыночных реформ позволяет определить основные рубежи на пути от полной монополизации к конкурентному рынку (рис. 2).
Рис. 2. Направления движения к конкурентному рынку
Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности путем ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.
Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество н удешевлять производство товаров и услуг.
Другим рубежом на пути к рынку является преобразование централизованной системы планово-распределительных органов, которые поддерживали строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи. Чтобы наладить нормальные горизонтальные экономические связи между предпринимателями н привести в движение всю систему рынков (по продаже всех видов производственных факторов и финансовых средств), надо создать рыночную инфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть банков и страховых компании, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи — свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, государственный монополизм сопровождается постоянным товарным дефицитом и подавленной инфляцией. Поэтому требуется преодолеть необычайно тяжелый рубеж — установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем проведения реформы цен — их временного умеренного повышения, что в той или иной мере устраняет избыточный спрос.
Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансированности спроса и предложения — быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углубляющегося экономического кризиса, падения производства.
При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие: раскрепостить цены ом жесткого государственного регулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, подавленную инфляцию. При некоторой либерализации цен на первых порах целесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных (твердо установленных) цен.
Если создается конкурентный рынок, то освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден н продавцам, и покупателям. Подлинным же бичом населения и препятствием для равновесных цен служит монополизация экономики, которая ведет к произвольному установлению монопольно высоких цен. Если экономика не демонополизирована, то либерализация цен, по существу, не может произойти. Монопольные цены получают лишь новое название (договорные, освобожденные цены).
Чтобы покончить с монополизацией, намечены и осуществляются организационно-экономические и правовые меры. Так, разукрупняются монополистические структуры хозяйства. С помощью налогов изымаются доходы, полученные от искусственного вздувания цен. Поддерживается малый и средний бизнес, организуются объединения потребителей, отстаивающих свои интересы. Этими и другими способами создаются условия для становления конкуренции — мощного двигателя технического и экономического прогресса.
Чтобы создать нормальный рынок, требуется решить нелегкую задачу — научиться регулировать инфляционные процессы. Основная ответственность в этом деле возлагается на государство. Оно часто допускает бюджетный дефицит (превышение расходов государства над доходами) и покрывает его выпуском денег, не обеспеченных соответствующим количеством товаров. Поэтому важно проводить систему антиинфляционных мер, приводящих массу денег в соответствие с потребностями в них экономики. Полностью избавиться от чрезмерной инфляции помогает денежная реформа.
В условиях дефицитной экономики и сильной инфляции часто развивается тенденция к натурализации хозяйственных связей, к созданию искусственных барьеров на пути свободного движения товаров. Однако к чему ведут такие ограничения? Происходит закупорка своего рода “кровеносных сосудов” всего производственного организма. В условиях сильно развитого межотраслевого н территориального разделения труда хозяйственная замкнутость регионов подрывает нормальные и давно установившиеся экономические связи между предприятиями и другими хозяйственными единицами. Чтобы устранить возникшие трудности, требуется обеспечить единое экономическое пространство для свободного развития рыночных отношений. На этом пространстве достигается единство денежного обращения, валюты, таможенных тарифов и правил, беспрепятственно перемещается рабочая сила, товары и денежные средства, а предприниматели самостоятельно устанавливают горизонтальные связи с любыми партнерами.
Рыночные отношения вообще не признают никаких государственных границ, и для них хозяйственным пространством является, по существу, вся планета. Наибольшее развитие они получают, когда национальное хозяйство превращается в открытую рыночную экономику. В этом случае страна не только активно участвует в международном разделении труда и выходит на мировой рынок, но и широко допускает иностранный капитал для делового сотрудничества с отечественными предпринимателями и конкуренции на внутреннем рынке.
Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предпринимать ряд важных шагов. Прежде всего необходимо: а) сделать отечественную валюту конвертируемой (чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормальные мирохозяйственные связи; б) всячески поощрять производство и экспорт конкурентоспособной продукции на мировой рынок; в) в широких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики (особенно в топливно-энергетические отрасли) для конверсии и быстрого увеличения производства товаров народного потребления; г) продуктивно использовать крупномасштабную финансовую и техническую помощь международных организаций и развитых государств. Одновременно важно проявлять заботу об обеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия международной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важных отраслей хозяйства от иностранного капитала.
1 Курс экономики: Учебник // Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997. С. 249
1 Самуэльсон П.А. Экономика. Т.1. – М., 1993. С. 54
1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М., 1999. С. 106
1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М., 1997. С. 191-192
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!