Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Монопсония как основной вид монополии в советской экономике»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

    В первую очередь важно учесть, что в экономической теории термин “монополия” используется для обо­значения двух разных понятий. Так, можно говорить о монополии применительно к отношениям собственности. Имеется в виду единовластие в присвоении имущества (монополия собст­венности) и в его хозяйственном использовании (монополия хозяйст­вования). Здесь пойдет речь о рыночной монополии. Монополия (греч. monos — один; роlео — продаю) в этом смысле — захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и уста­новление на нем своего господства.1

    Как известно, на рубеже ХIХ—ХХ вв. произошла широкомасштаб­ная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в ХIХ в. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало ред­ким явлением. Так, в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаг н на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.

    Но в период становления корпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчеркивает это обстоя­тельство: “Экономике крупного производства, возможно, присущи оп­ределенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию ор­ганизации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меня­ющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в среде бесчис­ленного множества
производителей”.1

    Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям (рис. 1).


Рис. 1. Виды монополий

1.         По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

А.       Объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, — монополия.

Б.        Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, — монопсония. Например, гигантские по своим разме­рам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсо­нии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

2.        С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

А.       В масштабе одной отрасли рыночной деятельности — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

    В отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность чис­той монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

Б. В масштабе национального хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монопо­лия внешней торговли и т.п.).

    Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсо­лютная монопсония.

3.       В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

А.      Естественная монополия. Ею обладают собственники н хозяйст­венные организаций, имеющие в своем распоряжении редкие и свобод­но не воспроизводимые элементы производства (например, редкие ме­таллы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также от­носятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за осо­бой технологи и недопустимо развивать конкуренцию.1

    Так, в Федеральном законе “О естественных монополиях” (приня­том Государственной Думой 19 июля 1995 г.) естественной монопо­лией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворе­ние спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффектив­ность выражается в Существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

    Данный Федеральный закон регулирует деятельность субъектов ес­тественных монополий в следующих сферах:

       транспортировка нефти и нефтепродуктов но магистральным тру­бопроводам;

       транспортировка газа по трубопроводам;

       услуги по передаче электрической к тепловой энергии;

       железнодорожные перевозки;

       услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

       услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Б.       Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

а)        патентная система. Такая система действует в нашей стране в соответствии с “Патентным законом Российской Федерации” (приня­тым 23 сентября 1992 г.). Закон устанавливает, что выданный физичес­ким н юридическим лицам патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключи­тельное право на их использование. Данный закон регулирует имуще­ственные и личные неимущественные отношения, возникающие в свя­зи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, по­лезных моделей и промышленных образцов;

б) авторские права. Так, Закон Российской Федерации “Об автор­ском праве и смежных правах” (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (автор­ское н рано), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний (смежные права);

в)         товарные знаки. Согласно Закону Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис­хождения товаров” (принятому 23 сентября 1992 г.), владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лица­ми. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реги­страцией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименовании мест происхождения товаров.

В.        Искусственные монополии. Под этим условным названием (кото­рое отделяет данные организации от естественных монополий) имеют­ся в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

    Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:

       создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захва­тывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства;

    применяет более крупный капитал, позволяющий добиться больше­го эффекта от масштабов производства;

     теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

    Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.

    Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства н продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доли каждого в общем выпуске про­дукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

    Синдикат  объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продук­цию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования со­храняются за участниками объединения, а готовая продукция реализу­ется как их общее достояние через созданную для этого контору.

    Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной груп­пы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

    Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта н банков), в рам­ках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распро­странение.

    Здесь уместно будет вспомнить, что после окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок, как говорится, вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опи­рался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная ры­ночная монополия выражалась в двух направлениях:

а)       государство монополизировало производство и продажу основ­ной массы товаров;

б)       оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, по­скольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, про­дукцию колхозов).

    Государство не только не препятствовало, но, напротив, всемерно способствовало развитию монополизации на всех уровнях народного хозяйства. Преобладающей в экономике стала тенденция к укрупнению и централизации предприятий. В то же время экономическая наука установила, что преимущества крупного производства над мелким мо­гут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий-гигантов, которым государство предо­ставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим же заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль. Если в Западной Герма­нии в 1989 г. 90% машиностроительной продукции изготавливалось предприятиями численностью менее тысячи человек, то в нашей стране такими производствами, не входящими в объединения, создавалось всего 0,05% техники и оборудования.1

    Не случайно все указанные выше естественные и искусственные формы монополий получил и приоритетное развитие в нашей стране. Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными от­раслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке.

    В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной
противоположностью конкурентному рынку (таб. 1)

    В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения. Од­нако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности.


Таб. 1.

    Они связаны прежде всего с тем, что между стар­том — абсолютной рыночной монополией и финишем — развитым рын­ком дистанция огромного размера. Кстати, подобного рода трудности испытали на себе такие страны, как Испания, Япония, Чили, и некото­рые другие, в которых после второй мировой войны также преодоле­вался государственный монополизм.

    Обобщение практики рыночных реформ позволяет определить ос­новные рубежи на пути от полной монополизации к конкурентному рынку (рис. 2).


Рис. 2. Направления движения к конкурентному рынку

    Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной эконо­мике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд сво­бодных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма госу­дарственной собственности путем ее разгосударствления, приватиза­ции и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продоволь­ственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.

    Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых произ­водством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повы­шать качество н удешевлять производство товаров и услуг.

    Другим рубежом на пути к рынку является преобразование центра­лизованной системы планово-распределительных органов, которые поддерживали строго регламентированные сверху вертикальные хо­зяйственные связи. Чтобы наладить нормальные горизонтальные эко­номические связи между предпринимателями н привести в движение всю систему рынков (по продаже всех видов производственных факто­ров и финансовых средств), надо создать рыночную инфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть банков и страховых компании, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи — свобод­ные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государствен­ные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

    Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, государственный монополизм сопровождается постоянным товарным дефи­цитом и подавленной инфляцией. Поэтому требуется преодолеть не­обычайно тяжелый рубеж — установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосудар­ственном масштабе. Такая задача решается путем проведения реформы цен — их временного  умеренного повышения, что в той или иной мере устраняет избыточный спрос.

    Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансирован­ности спроса и предложения — быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворя­ющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углуб­ляющегося экономического кризиса, падения производства.

    При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие: раскрепостить цены ом жесткого государственного регулирования. Та­кое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, по­давленную инфляцию. При некоторой либерализации цен на первых порах целесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных (твердо установленных) цен.

    Если создается конкурентный рынок, то освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равнове­сия, который в равной мере выгоден н продавцам, и покупателям. Под­линным же бичом населения и препятствием для равновесных цен служит монополизация экономики, которая ведет к произвольному ус­тановлению монопольно высоких цен. Если экономика не демонополи­зирована, то либерализация цен, по существу, не может произойти. Монопольные цены получают лишь новое название (договорные, осво­божденные цены).

    Чтобы покончить с монополизацией, намечены и осуществляются организационно-экономические и правовые меры. Так, разукрупняют­ся монополистические структуры хозяйства. С помощью налогов изы­маются доходы, полученные от искусственного вздувания цен. Поддер­живается малый и средний бизнес, организуются объединения потре­бителей, отстаивающих свои интересы. Этими и другими способами создаются условия для становления конкуренции — мощного двигате­ля технического и экономического прогресса.

    Чтобы создать нормальный рынок, требуется решить нелегкую за­дачу — научиться регулировать инфляционные процессы. Основная от­ветственность в этом деле возлагается на государство. Оно часто допус­кает бюджетный дефицит (превышение расходов государства над до­ходами) и покрывает его выпуском денег, не обеспеченных соответст­вующим количеством товаров. Поэтому важно проводить систему антиинфляционных мер, приводящих массу денег в соответствие с по­требностями в них экономики. Полностью избавиться от чрезмерной инфляции помогает денежная реформа.

    В условиях дефицитной экономики и сильной инфляции часто раз­вивается тенденция к натурализации хозяйственных связей, к созда­нию искусственных барьеров на пути свободного движения товаров. Однако к чему ведут такие ограничения? Происходит закупорка своего рода “кровеносных сосудов” всего производственного организма. В условиях сильно развитого межотраслевого н территориального разде­ления труда хозяйственная замкнутость регионов подрывает нормаль­ные и давно установившиеся экономические связи между предприятиями и другими хозяйственными единицами. Чтобы устранить воз­никшие трудности, требуется обеспечить единое экономическое про­странство для свободного развития рыночных отношений. На этом пространстве достигается единство денежного обращения, валюты, та­моженных тарифов и правил, беспрепятственно перемещается рабочая сила, товары и денежные средства, а предприниматели самостоятельно устанавливают горизонтальные связи с любыми партнерами.

    Рыночные отношения вообще не признают никаких государственных границ, и для них хозяйственным пространством является, по су­ществу, вся планета. Наибольшее развитие они получают, когда наци­ональное хозяйство превращается в открытую рыночную экономику. В этом случае страна не только активно участвует в международном раз­делении труда и выходит на мировой рынок, но и широко допускает иностранный капитал для делового сотрудничества с отечественными предпринимателями и конкуренции на внутреннем рынке.

    Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предприни­мать ряд важных шагов. Прежде всего необходимо: а) сделать отечест­венную валюту конвертируемой (чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормаль­ные мирохозяйственные связи; б) всячески поощрять производство и экспорт конкурентоспособной продукции на мировой рынок; в) в ши­роких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики (особенно в топливно-энергетичес­кие отрасли) для конверсии и быстрого увеличения производства това­ров народного потребления; г) продуктивно использовать крупномас­штабную финансовую и техническую помощь международных органи­заций и развитых государств. Одновременно важно проявлять заботу об обеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия междуна­родной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важ­ных отраслей хозяйства от иностранного капитала.



1 Курс экономики: Учебник // Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997. С. 249

1 Самуэльсон П.А. Экономика. Т.1. – М., 1993. С. 54

1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М., 1999. С. 106

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М., 1997. С. 191-192

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!