Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Монополистическая структура мирового хозяйства»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

 

1.Современные тенденции монополизации экономики

 

    Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнетор­говый оборот, отражает его интернациональную стоимость, изменения соотношений спроса и предложения благ и услуг, а также степень влияния конкуренции и монополии на всемирном рынке. Вот как это происходит. Торговые партнеры существенно отличаются по среднему уровню производительности живого и овеществленного труда. Однако в условиях свободной конкуренции интернациональная стоимость ус­танавливается по затратам стран, в которых производится преобла­дающая масса поступающих на рынок товаров.

    Экономически менее развитые страны, изготавливающие продукты с большими издержками производства, при продаже своих изделий по мировым ценам теряют часть национальных затрат труда. Но они по­лучают выигрыш от внешней торговли, покупая нужные им блага на мировом рынке по ценам, более низким, чем национальные издержки. В то же время подрывается выпуск традиционных продуктов в менее развитом государстве, поскольку такие изделия оказываются неконку­рентоспособными по сравнению с импортными вещами.

    Для современного всемирного рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных монополий, контролиру­ющих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии добивают­ся отклонения цен от естественных уровней, определяемых состояни­ем всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних ве­щей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену. В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие — на заку­паемые.

    Деятельность монополий порождает множественность цен на ми­ровом рынке. На один и тот же товар может существовать разная цена в зависимости от того, кто его покупает, от места продажи, валюты, в которой производятся платежи, и ряда других обстоятельств. В этих условиях наиболее представительными ценами, которые могут рас­сматриваться как мировые, являются цены, характерные для крупных регулярных операций, совершаемых в важнейших центрах мировой торговли.

    Международные монополии проводят неэквивалентный обмен с помощью “ножниц цен”. Так, в 50—60-е годы более высокими темпами росли цены на готовые изделия, выпускаемые западными странами. В то же время падали цены на сырьевые товары. В середине 70-х годов развивающиеся страны резко повысили цены на нефть и нефтепродук­ты: в 1981 г. они были в 16 раз выше, чем в 1972 г. Однако постепенно цены на готовые изделия также увеличивались и подтягивались к новому уровню цен на топливно-сырьевые ресурсы. В странах Запада под влиянием более экономного использования сырья и энергоносите­лей, внедрения ресурсосберегающих технологий во второй половине80-х годов цены на топливо и сырье резко упали. В 1988 г. цены на нефть снизились более чем вдвое по сравнению с уровнем 1981 г.1

    Поскольку национальное хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, которые затрагивают экономические интересы разных слоев населения, государство в законодательном по­рядке устанавливает определенные правила и условия внешней торгов­ли.

    Современные экономисты считают, что и эффективность   распространение монополии снижает эко­номическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам.

    Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совер­шенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы об­щества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая
обществу, не производится. Количе­ство выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осущест­вляется не с минимально возможными при данном уровне тех­нологии издержками. Иными словами, максимальная произ­водственная эффективность не достигается.

    Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, мо­нополист не стремится к снижению производственных издер­жек. У него не существует стимула использовать наиболее про­грессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выжива­ния. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений ИТР.

    В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монопо­лизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление соб­ственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздей­ствие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

    Другая точка зрения на проблемы монополии и эффектив­ности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преиму­щества, по их мнению, состоят в следующем:

    1. Совершенная конкуренция требует от каждого произво­дителя использовать наиболее эффективную технику и техно­логию из уже существующих. Однако разработка новых про­грессивных технических решений не под силу отдельной кон­курентной фирме. Необходимы значительные средства для фи­нансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фир­мы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финан­совыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

    2.   Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является резуль­татом использования в производстве научно-технических до­стижений, сохранится долгое время .и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

    3.   Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, сле­довало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

    4.   Монополия стимулирует конкуренцию, так как монополь­но высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

    5.   В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная мо­нополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

    Во всех странах с рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничи­вающие монопольную власть.1

 


2.Транснациональные корпорации: их место и роль в центропереферической системе мирового хозяйства

 

    Развитие ТНК происходило в несколько этапов. Еще до Второй мировой войны существовало несколько корпораций, активно работавших за пределами своих стран. 60-е годы ХХ в. ознаменовались значительным расширением подобной практики. Это привело к тому, что в конце 70-х гг. многонациональные корпорации, занятые производством промышленного оборудования и предметов потребления, контролировали более половины мировой торговли. Логика разви­тия ТНК состояла в следующем. На первых порах, чтобы расширить рынки сбыта и, следователь­но, производить продукцию большими сериями, фирмы начали раз­вивать продажи за пределами национальной территории. Затем начинается фаза переноса производства за границу. Это осуществляется как путем создания производственных мощностей в тех странах, куда раньше экспортировалась продукция данной фирмы, так и путем продажи лицензий иностранным предприятиям на производство того или иного вида продукции и даже приобрете­ния самих иностранных предприятий. На этой стадии возникает настоящая ТНК, имеющая филиалы во многих странах и благодаря этому способная вести переговоры с правительствами иностранных государств о создании своих производственных мощностей на их территории.

    Основным фактором эффективной деятельности ТНК высту­пает международное производство товаров и услуг, которое пред­ставляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство то­варов и услуг достигло 7% мирового BBП.

    Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежнос­ти относятся к “триаде” — трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно разви­вают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добы­вающей промышленности и сельском хозяйстве.1

Теоретические концепции ТНК.

    Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и кон­курентные преимущества своей компании, они расширяли мас­штабы своем функционирования на международных рынках, вы­возя продукцию за границу или осуществляя зарубежные ин­вестиции с целью организации производства в принимающих странах.

    Отмечая главную особенность ТНК — наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе пря­мых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.

    Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхож­дение ТНК технологическими причинами. По его мне­нию, организация зарубежных филиалов международных компа­ний во многом обусловлена необходимостью сбыта и техничес­кого обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предпри­ятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить твою долю на мировом рынке.

    Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в пос­ледующем ее развили Ч.П. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвес­тору необходимы преимущества перед местными фирмами при­нимающей страны, которые хорошо знают “правила игры” на своем рынке, обладают обширными связями с местной админи­страцией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. рас­ходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором. Мо­нополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной техно­логии; “эффекта масштаба”, дающего возможность получать боль­шую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесто­ров государственного регулирования в принимающей стране и др.

    Модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I — внедрение на рынок, II – рост продаж, III — насыщение рынка, IV — спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налажи­вание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет сни­зить цену продукта и, следовательно, повысить возможности рас­ширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.

    В большинстве ТНК представляют собой крупные предпри­ятия олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией произ­водства, они контролируют изготовление и сбыт продукции и предоставление услуг как в стране базирования, так и вне ее пре­делов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой кор­порации между ее подразделениями действует особый регулируе­мый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернационализации, в соответствии с кото­рой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функциониру­ют как единый, согласованный механизм в соответствии с гло­бальной стратегией головной компании, направленной на дости­жение главной цели деятельности ТНК — получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из его звеньев.

    О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка меж­дународных компаний свидетельствуют такие данные: примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами приходится на сдел­ки между родительскими компаниями и их зарубежными фи­лиалами и между самими филиалами, а около 70% платежей на мировом рынке обмена технологиями в конце 90-х гг. осущест­влялись между головными компаниями и их зарубежными фи­лиалами.

    Многие из вышеописанных моделей характеризуются одно­бокостью и узостью взгляда на комплексную проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Со­гласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок: 1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические пре­имущества собственника); 2) условия в принимающей стране спо­собствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства); 3) возможность использовать производственные ресурсы в при­нимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимуще­ства месторасположения).1

Источники эффективной деятельности ТНК.

    Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных ин­вестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто нацио­нальными компаниями):

     использование преимуществ владения природными ресур­сами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно ре­зультатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетво­ряющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;


     возможность оптимального расположения своих предпри­ятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, раз­витости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;

     возможность аккумулирования капитала в рамках всей сис­темы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;

 

 
 


     использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие ак­тивы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 90-х гг. оценивались в почти 2 трлн долл. Источниками их фи­нансирования выступают не только и не столько головные аме­риканские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран.


    Для этого зару­бежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании;

     постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальны­ми рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);

     рациональная организационная структура, которая нахо­дится под пристальным вниманием руководства ТНК постоянно совершенствуется;

    опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необхо­димыми условиями реализации этих источников выступают на­дежная и недорогая связь головной компании с зарубежными фи­лиалами, широкая есть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использова­ние им возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.

Структура ТНК.

    Оптимальная структура управления транснациональной кор­порацией должна обеспечивать бесперебойное руководство мате­ринской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов са­мостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса по­требителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.

    Головная материнская компания — административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобре­тении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделении; формирование долгосрочной производственной, инвестицион­ной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

        дочерняя компания (subsidiary) — входящее в систе­му ТНК предприятие в принимающёй стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руко­водителей этого предприятия;

        ассоциированная компания (associate) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в кото­рой головная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но принимает учас­тие в контроле над этим предприятием;

        отделение (branch) — вид зарубежного филиала, кото­рым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имуще­ства (корабли, самолеты, газо- или нефтедобывающие платфор­мы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.

    Проблемы совершенствования структуры управления руко­водство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (реги­ональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации “Нестле” проводить единую технологическую политику для производства своего ограничен­ного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом на­ционального спроса в принимающих странах.

    Другого принципа построения структуры управления придер­живается корпорация “Дженерал злектрик”, чья рыночная капи­тализация (стоимость всех акций по последним рыночным коти­ровкам) в 1997 г. оказалась самой высокой в истории компаний США — превысила 300 млрд. долл. Эта одна из самых многопро­фильных компаний в мире производит в разных регионах широ­кий ассортимент продукции, включая авиационные


двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергети­ческие установки, медицинскую и железнодорожную технику, бы­товые приборы и многое другое.


    Управление международным производством и сбытом в корпо­рации “Дженерал электрик” осуществляется по товарному прин­ципу, когда доминирует производственный аспект и ответствен­ность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департа­мента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента вы­пускаемой корпорацией готовой продукции. У них в подчине­нии — находящиеся в зарубежных региональных и страновых про­изводственных филиалах управляющие. Задача последних заклю­чается в адаптации товарного ассортимента, выпускаемого зару­бежными филиалами, к условиям принимающих стран.

    Все эти и другие организационные структуры ТНК, базирую­щиеся на связях головной компании со своими зарубежными фи­лиалами, обеспечивают более оперативное налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирма­ми, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны. В частности, ТНК могут быстро и экономично обеспе­чивать свои зарубежные предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производствен­ных филиалов, расположенных в других странах. Такими возмож­ностями национальные фирмы обычно не располагают.

    Примером ускоренной организации интернационального про­изводства с оптимальной комбинацией месторасположения пред­приятий; субпоставщиков и рынков сбыта может служить нала­живание производства новых моделей легковых автомобилей ком­панией “Фольксваген” (ФРГ) в Чехии на базе заводов “Шкода”. В начале 90-х гг. компания “Фольксваген”, приобретя контроль­ный пакет акций заводов “Шкода”, в рекордно короткий срок(за два года) осуществила модернизацию старого оборудования, внедрила прогрессивные технологии производства автомобилей и разработала новые модели на базе своих и чешских исследова­тельских центров и конструкторских бюро. При этом целый ряд традиционных субпоставщиков компании “Фольксваген” орга­низовали свое производство в Чехии для снабжения обновленно­го автомобилестроительного завода своими компонентами.

    Другим примером может служить американская ТНК “Форд”, которая начала предпринимательскую деятельность в Европе в 60-х гг. с основания своего филиала в Великобритании. В 90-е гг. эта корпорация осуществляла разработку новых моделей, произ­водство компонентов и сборку машин в пяти европейских госу­дарствах, объединив технологические цепочки заводов каждой из этих стран в интегрированное производство автомобилей. В со­ответствии с четкой схемой поставок, созданной с учетом квали­фикации и стоимости рабочей силы, наличия сырья, фирменной структуры, специализации страны и объема рынка сбыта, на сбо­рочные заводы корпорации “Форд” в Великобритании, Испании и ФРГ карбюраторы и распределители системы зажигания посту­пают из Ирландии, трансмиссии — из Франции, отливки деталей двигателя и шестерни — из Германии.

Международные стратегические альянсы

    Все более распространенными становятся стратегические альянсы между компаниями разных стран. К 90-м гг. их насчи­тывалось несколько тысяч. Цели таких межфирменных альянсов различны, но чаще всего это объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и раздел рисков в основном без взаимного поглощения.

    Даже такая могущественная ТНК, как американский элек­тронный гигант “ИБМ”, считает, целесообразным объединение усилий с другими ТНК в сфере НИОКР капиталоемкой и науко­емкой продукции. Например, для разработки новой микросхемы, оцениваемой в 1 млрд. долл., в исследовательском центре “ИБМ” в начале 90-х гг. объединились около 200 специалистов корпора­ций “ИБМ” (США), “Тошиба” (Япония), “Томпсон” (Франция) и “Сименс” (ФРГ).

    Важным фактором снижения издержек производства на пред­приятиях ТНК выступают международные соглашения о коопе­рации производства. Примером может служить соглашение между корпорацией “Дженерал электрик” (США), имеющей 12 отрасле­вых отделений, каждое из которых является мировым лидером в своей области, с компанией “Тошиба” (Япония) о совместном производстве и маркетинге газовых турбин нового поколения.

    Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на рас­ширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследова­ния, использование общих сбытовых каналов, источников инфор­мации и рекламных кампаний. В качестве примера можно при­вести альянс традиционных конкурентов — японской автомоби­лестроительной компании “Ниссан мотор” с немецкой фирмой “Даймлер-Бенц”. На первом этапе сотрудничества было решено наладить совместное производство легких грузовиков грузопо­дъемностью от 3 до 10 т. Основными рынками сбыта для них оп­ределены Азия, Южная и Центральная Америка. Этот альянс дал возможность компании “Даймлер-Бенц” увеличить свою долю на азиатском рынке на 20%.

    Известны случаи, когда стратегические альянсы приводят к слиянию их участников. Так, на первом этапе стратегического партнерства американской корпорации “Форд” с японской ком­панией “Мазда” осуществлялась взаимная поставка кузовов и трансмиссий для новой модели автомобиля “Эскорт” корпорации “Форд”. С целью расширения ассортимента продукции соглаше­нием была предусмотрена сборка нескольких моделей с маркой “Форд” на японских заводах компании “Мазда”, а на европейских предприятиях корпорации “Форд” наряду со своей маркой выпускались модели “Мазда”. Впоследствии корпорация “Форд” приобрела контрольный пакет акций компании “Мазда”.

    В то же время для альянсов в сфере НИОКР характерно то, что на рынках готовой продукции их участники конкурируют друг с другом. Так, ТНК “Глаксо” (Великобритания), являющаяся одной из ведущих фармацевтических компаний мира, входит в состав более 60 альянсов только с целью совместного проведения НИОКР в связи с резким подорожанием в последние годы иссле­довательских работ в области биотехнологии.

Особенности современной стратегии ТНК.

    В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капитало­вложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупней­ших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. Примером вложения ка­питала в сектор услуг за рубежом может служить организация швейцарской авиакомпанией “Суиссэйр” своего филиала в Бомбее (Индия) по расчетам стоимости перевозок авиакомпанией пассажиров и грузов на всех маршрутах. Если раньше кореш­ки авиабилетов и копии авианакладных со всех зарубежных от­делений компании направлялись для расчетов в штаб-квартиру “Суиссэйр” в Цюрих, то теперь сведения о проданных во всех от­делениях компании авиабилетах и авианакладных, а также о сто­имости услуг “Суиссэйр”, предоставляемых совместно с другими компаниями, собираются в Бомбее, и уже обработанные и сум­мированные данные передаются по компьютерной связи в Цюрих. Головная компания обеспечила свой индийский филиал элек­тронно-вычислительными машинами, программным обеспечени­ем и организовала обучение индийских специалистов.

    В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собст­венности родительской компании в активах зарубежного филиа­ла, а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет боль­шого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Так, “Гэст Интернэшнл”, зарубежный филиал многонациональной компании “Юнилевер”, функционирует в сфере производства пищевых добавок независимо от родительской фирмы и имеет собственные филиалы в нескольких странах. Свои зарубежные филиалы “Гэст Интернэшнл” обеспечивает маркетинговыми исследованиями и информацией о новых технологиях. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК от­ражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК “Ксерокс” проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и геогра­фически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы их сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукции. Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойст­вами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примера­ми могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, та­кие как “Кока-кола” (США), “Мак Доналдс” (США), “Нестле” (Швейцария), “Филип Моррис” (США), “Проктор энд Гэмбл” (США), “Тойота мотор” (Япония), “Юнилевер” (Великобрита­ния — Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии еди­ные для всех своих зарубежных филиалов характеристики про­дукции и товарные знаки. Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимаю­щей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зару­бежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия пи­щевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях про­изводства товаров и услуг международным компаниям приходит­ся следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация “Асеа Браун Бовери” (Швеция—Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным зака­зам локомотивы, спроектированные специально для горных же­лезных дорог, в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изго­товленных в Индии.1


1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М., 1997. С. 536-537

1 Экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. – М., 1997. С. 192-193

1 Мировая экономика: Учебник  // Под ред. А.С. Булатова. – М., 1999. С. 276-277

1 Мировая экономика: Учебник  // Под ред. А.С. Булатова. Указ. соч. С. 277-279

1 Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. – М., 1999. С. 28-32, 130-131

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!