Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Вместе с рынком товаров, капиталов, рабочей силы имеется и мировой рынок услуг. Находящиеся на рынке услуги разнообразны и распадаются на отдельные узкие рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посреднических и др.
К сфере услуг относят:
q традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;
q такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
q социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.
Во второй половине ХХ века происходит быстрый рост сферы услуг потому, что в странах с развитой рыночной экономикой высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни людей. Именно эти факторы, как показывает опыт развитых стран, и является причинами роста спроса на услуги.
В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в нашей стране более 50%, численность работников, занятых в этой сфере, соответственно составляет 80% и 50%.1
Из истории развития услуг известно, что первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тысячи лет назад занимались морской перевозкой товаров, а 2,5 тысячи лет назад древние греки путешествовали по разным странам с различными целями.
В чем заключаются особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами?
Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не нуждаются в хранении, а также большинство услуг основано на непосредственном прямом
контакте между их производителями и потребителями (за исключением услуг, оказываемых с помощью ЭВМ).
Торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, особенно ЭВМ, машинами, оборудованием и способствует расширению продажи этих товаров.
Сфера услуг лучше защищена государством от иностранной конкуренции. А также такие виды услуг, как финансовые и страховые, транспорт, связь, наука, образование, медицина во многих странах реализуются госсектором в значительном объеме.
Не все виды услуг можно широко использовать на международном рынке, например, коммунальные, бытовые; но их наличие в той или иной стране может привлечь иностранцев – медицина, образование, культура, спорт и т.д.
Пока еще нельзя признать совершенной классификацию услуг и статистику о ней. Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет только четыре вида услуг: фрахт — 10-12%; остальные транспортные услуги 16-17%; туризм — 28-29 %; прочие услуги — 43-44%. При этом доля прочих услуг — банковских, страховых, посреднических, биржевых, компьютерных — постоянно растет.
Постоянно растет доля развивающихся стран в оказании услуг и некоторые из них уже стали экспортерами: Южная Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг; Мексика — туристических; Сингапур, Гонконг — финансовых.
В России также есть возможности роста услуг на основе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительных работ. Но необходимо учитывать и конкуренцию со стороны Западной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок — все это пока существенно сдерживает возможности страны. В связи с этим возникает необходимость международного регулирования торговли услугами. Первый регулятор — двусторонние соглашения, как отраслевые (транспорт, связь), так и торгово-экономические. Второй регулятор — многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. Например, снятие ряда ограничений в ЕС позволяет снизить цены на услуги от 4 до 21%. Третий регулятор — на основе международных организаций. Обычно это межправительственные специализированные организации, такие как — ИКАО — Организация международной гражданской авиации; ИМО — Морская международная организация; ВТО — Всемирная туристическая организация; международные торгово-экономические организации широкого профиля: ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Это основные организации, а в целом услугами международной торговли занимаются более 40 международных организаций.
Самый большой вклад в международную торговлю услугами вносит — туризм, особенно международный. Почти 0,5 млрд. человек ежегодно бывают туристами в зарубежных странах. Число международных туристов постоянно растет, млн. чел.: в 1950 г. — 25; 1970 г. — 160; 1990 г. — 420; 1995 г. — 560. Туризм обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. Доходы от иностранного туризма в общих поступлениях от экспорта товаров и услуг составляют, %: в США и Великобритании — 5; Франции и Дании — 7—8; Италии и Швейцарии — 11—12; Португалии — свыше 20; Испании и Австрии — 30—35.1
Существует толкование понятия — иностранный турист которым является любое лицо, посещающее другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Обычно это люди, приехавшие на экскурсию, отдых, лечение, спортивные мероприятия, к родственникам, с деловыми и научными целями.
Международный туризм делится на три основных вида: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного приходится почти 70% всех туристических поездок. Быстрыми темпами растет деловой туризм. Рост туризма вызван повышением уровня жизни народов многих стран мира, развитием инфраструктуры (транспорт, гостиницы), увеличением тенденции к экономическому и культурному сближению стран и народов.
Многие страны, особенно небольшие, активно подключают к туризму другие отрасли,
связанные с обслуживанием людей.
Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. На туризм работают предприятия культуры, торговли, спорта (рис. 1).
Наибольшее число туристических поездок в мире осуществляется между развитыми странами с рыночной экономикой. В производстве и экспорте туризма в этих странах большую роль играют мелкие предприятия. Но уже и в туризме быстро развивается процесс централизации и концентрации производства и капитала. В Западной Европе около двадцати туристических оптовых компаний держат в руках продажу 80% туров.
Определенное место в международном обмене играет образование; особенно часто возникает взаимодействие между студентами, преподавателями, учеными высшей школы. Происходит обмен опытом, информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами, студентами; проводятся совместные исследования.
В конце восьмидесятых годов за пределами своих стран обучались почти 1 млн. студентов, две трети от этого числа – студенты из развивающихся стран и Восточной Европы. 350 тысяч студентов-иностранцев обучается в США, Англии, ФРГ. В университетах и институтах России также обучаются тысячи иностранных студентов. В международном обмене участвуют здравоохранение, физкультура, спорт. Услуги предоставляются как безвозмездно (особенно пострадавшим от аварии на Чернобыле), так и на коммерческой основе, при этом практикуется создание сети клиник от передовых медицинских компаний в различных странах.
С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурных мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео и музыкальными записями.
Крупнейшие экспортеры фильмов: США, Франция, Италия, Россия, Великобритания, ФРГ, Япония, Индия, Гонконг.
В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.
Трудности развития иностранного туризма в России следующие: высокие цены на туристические товары и услуги, низкое качество обслуживания в общественном питании и в гостиницах, нехватка мест в гостиницах и комфортабельного транспорта, неподготовленность многих объектов для демонстрации их иностранным посетителям, очень слабое развитие туризма по показу национальных обычаев и быта.
В настоящее время перед туристическими фирмами России стоит задача восстановления и создания сферы обслуживания иностранных туристов. Наиболее перспективными базами туризма следует считать исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов; посещение озер, гор, вулканов и т.д.
Углубление во второй половине ХХ в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к росту международной подвижности населения. Душевой международный пассажирооборот составляет, тыс. пассажиро-км: в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Европе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.
В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.
В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное преимущество перед другими видами транспорта в скорости перевозки.
Огромное значение имеет развитие связи. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электронные средства — переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи. Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно. На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.
Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от современных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ. Ярким примером принципиально новой технологии в области средств информатики и связи является внедрение волоконно-оптической связи. В частности, сооружены две подводные волоконно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США — Гавайи — Япония) и через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США — Западная Европа).
Появился новый вид услуг – факторинг. Факторинг — это вид услуг в области финансирования, предназначенный, в первую очередь, для поддержки малых и средних фирм. Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними фирмами.
Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требований в виде аванса, оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Преимуществом такой формы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия1.
Скидка за немедленный платеж по счету (в течение 5-10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется “сконто”. И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн. руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в течение предусмотренного срока для скидки, по системе “сконто”.
Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партнерам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту после того, как его партнер оплатит счет.
Фактор-банки могут регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря наличию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансовом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.
Фактор-фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о том, какие счета уже оплачены, какие являются срочными и другую информацию, необходимую в данный момент. Система подобного рода не позволяет подключаться к ней конкурентам за счет кодирования информации.
В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению “тихого” факторинга и “открытого” факторинга.
При “тихом” факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключенных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер информирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявление иска к покупателю через Международную факторинговую организацию.
Стоимость системы “тихого” факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.1
Вторая система факторинга, включая инкассо, называется открытой. В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупателя. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупателей.
Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.
1 Основы внешнеэкономических знаний: Учебник для экономического образования. Указ. соч. С. 209
1 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 185
1 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 116
1 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-практическое пособие. М., 1999. С. 128-129
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!