Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Мировой рынок услуг»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

Вместе с рынком товаров, капиталов, рабочей силы имеется и мировой рынок услуг. Находящиеся на рынке услуги разнооб­разны и распадаются на отдельные узкие рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посред­нических и др.

   К сфере услуг относят:

q      традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

q      такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

q      социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

    Во второй половине ХХ века происходит быстрый рост сферы услуг потому, что в странах с развитой рыночной экономи­кой высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жиз­ни людей. Именно эти факторы, как показывает опыт развитых стран, и является причинами роста спроса на услуги.

    В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в нашей стране более 50%, числен­ность работников, занятых в этой сфере, соответственно составля­ет 80% и 50%.1

    Из истории развития услуг известно, что первыми крупны­ми экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тысячи лет назад занимались морской перевозкой товаров, а 2,5 тысячи лет назад древние греки путешествовали по разным странам с различ­ными целями.

    В чем заключаются особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами?

    Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляют­ся одновременно и не нуждаются в хранении, а также большинство услуг основано на непосредственном прямом
контакте между их производителями и потребителями (за исключением услуг, оказы­ваемых с помощью ЭВМ).

    Торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, особенно ЭВМ, машинами, оборудованием и способствует расши­рению продажи этих товаров.

    Сфера услуг лучше защищена государством от иностран­ной конкуренции. А также такие виды услуг, как финансовые и страховые, транспорт, связь, наука, образование, медицина во многих странах реализуются госсектором в значительном объеме.

    Не все виды услуг можно широко использовать на между­народном рынке, например, коммунальные, бытовые; но их нали­чие в той или иной стране может привлечь иностранцев – медици­на, образование, культура, спорт и т.д.

    Пока еще нельзя признать совершенной классификацию ус­луг и статистику о ней. Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет только четыре вида услуг: фрахт — 10-12%; остальные транспорт­ные услуги 16-17%; туризм — 28-29 %; прочие услуги — 43-44%. При этом доля прочих услуг — банковских, страховых, по­среднических, биржевых, компьютерных — постоянно растет.

    Постоянно растет доля развивающихся стран в оказании услуг и некоторые из них уже стали экспортерами: Южная Корея — в области инженерно-консультационных и строительных услуг; Мексика — туристических; Сингапур, Гонконг — финансовых.

    В России также есть возможности роста услуг на основе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительных работ. Но необходимо учитывать и конкуренцию со стороны За­падной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок — все это пока существенно сдерживает возможности страны. В связи с этим возникает необходимость международного регулирования торговли услугами.    Первый регулятор — двусторонние соглашения, как от­раслевые (транспорт, связь), так и торгово-экономические. Второй регулятор — многостороннее регулирование внут­ри интеграционных объединений. Например, снятие ряда ограни­чений в ЕС позволяет снизить цены на услуги от 4 до 21%. Третий регулятор — на основе международных организа­ций. Обычно это межправительственные специализированные ор­ганизации, такие как — ИКАО — Организация международной граж­данской авиации; ИМО — Морская международная организация; ВТО — Всемирная туристическая организация; международные тор­гово-экономические организации широкого профиля: ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Это основные орга­низации, а в целом услугами международной торговли занимают­ся более 40 международных организаций.

    Самый большой вклад в международную торговлю услуга­ми вносит — туризм, осо­бенно международный. Почти 0,5 млрд. человек ежегодно бывают ту­ристами в зарубежных странах. Число международных туристов постоян­но растет, млн. чел.: в 1950 г. — 25; 1970 г. — 160; 1990 г. — 420; 1995 г. — 560. Туризм обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. Доходы от иностранного туризма в общих поступлениях от экспорта товаров и услуг составляют, %: в США и Великобритании — 5; Франции и Дании — 7—8; Италии и Швейцарии — 11—12; Португалии — свыше 20; Испании и Ав­стрии — 30—35.1

    Существует толкование понятия — иностранный турист которым является любое лицо, посещающее другую страну с лю­бой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Обычно это люди, приехавшие на экскурсию, отдых, лечение, спортивные мероприятия, к родственникам, с дело­выми и научными целями.

    Международный туризм делится на три основных вида: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного приходится почти 70% всех туристических поездок. Быстрыми темпами растет деловой туризм. Рост туризма вызван повышением уровня жизни народов многих стран мира, развитием инфраструк­туры (транспорт, гостиницы), увеличением тенденции к экономи­ческому и культурному сближению стран и народов.

    Многие страны, особенно небольшие, активно подключают к туризму другие отрасли,
связанные с обслуживанием людей.

    Основу туризма составляют фирмы по организации тури­стических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, ор­ганизующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. На туризм работают предпри­ятия культуры, торговли, спорта (рис. 1).

    Наибольшее число туристических поездок в мире осущест­вляется между развитыми странами с рыночной экономикой. В производстве и экспорте туризма в этих странах большую роль играют мелкие предприятия. Но уже и в туризме быстро развива­ется процесс централизации и концентрации производства и капи­тала. В Западной Европе около двадцати туристических оптовых компаний держат в руках продажу 80% туров.


    Определенное место в международном обмене играет обра­зование; особенно часто возникает взаимодействие между студен­тами, преподавателями, учеными высшей школы. Происходит об­мен опытом, информацией, преподавателями, научными сотруд­никами, аспирантами, студентами; проводятся совместные иссле­дования.

    В конце восьмидесятых годов за пределами своих стран обучались почти 1 млн. студентов, две трети от этого числа – сту­денты из развивающихся стран и Восточной Европы. 350 тысяч студентов-иностранцев обучается в США, Англии, ФРГ. В уни­верситетах и институтах России также обучаются тысячи ино­странных студентов. В международном обмене участвуют здраво­охранение, физкультура, спорт. Услуги предоставляются как без­возмездно (особенно пострадавшим от аварии на Чернобыле), так и на коммерческой основе, при этом практикуется создание сети клиник от передовых медицинских компаний в различных стра­нах.

    С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурных мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео и музыкальными запи­сями.

    Крупнейшие экспортеры фильмов: США, Франция, Ита­лия, Россия, Великобритания, ФРГ, Япония, Индия, Гонконг.

    В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, по­сещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для Рос­сии баланс валютных поступлений от туризма.

    Трудности развития иностранного туризма в России сле­дующие: высокие цены на туристические товары и услуги, низкое качество обслуживания в общественном питании и в гостиницах, нехватка мест в гостиницах и комфортабельного транспорта, неподготовленность многих объектов для демонстрации их ино­странным посетителям, очень слабое развитие туризма по показу национальных обычаев и быта.

    В настоящее время перед туристическими фирмами России стоит задача восстановления и создания сферы обслуживания ино­странных туристов. Наиболее перспективными базами туризма следует считать исторические памятники Москвы, Санкт-­Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов; посещение озер, гор, вулканов и т.д.

    Углубление во второй половине ХХ в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к росту международной подвижности населения. Душевой международный пассажирооборот состав­ляет, тыс. пассажиро-км: в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Евро­пе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.


 

    В пассажирских перевозках лидером остается легковой авто­мобильный транспорт индивидуального пользования, доля кото­рого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт прибли­зился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

    В международных пассажирских сообщениях лидирующее по­ложение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное пре­имущество перед другими видами транспорта в скорости пере­возки.

    Огромное значение имеет развитие связи. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются совре­менные электронные средства — переносные коммутаторы, фак­симильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в каче­стве средства связи. Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно. На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.

     Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от со­временных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ. Ярким примером принципиально новой технологии в облас­ти средств информатики и связи является внедрение волокон­но-оптической связи. В частности, сооружены две подводные во­локонно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США — Гавайи — Япония) и через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США — Западная Европа).


   

    Появился новый вид услуг – факторинг. Факторинг — это вид услуг в области финансирова­ния, предназначенный, в первую очередь, для поддержки малых и средних фирм. Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними фирмами.

    Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требова­ний в виде аванса, оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Преимуществом такой фор­мы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия1.

    Скидка за немедленный платеж по счету (в течение 5-10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется “сконто”. И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн. руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в тече­ние предусмотренного срока для скидки, по системе “сконто”.

    Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партне­рам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту по­сле того, как его партнер оплатит счет.

    Фактор-банки могут регулярно информировать своих кли­ентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря нали­чию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансо­вом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.

    Фактор-фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о том, какие счета уже оп­лачены, какие являются срочными и другую информацию, необ­ходимую в данный момент. Система подобного рода не позволяет подключаться к ней конкурентам за счет кодирования информа­ции.

    В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению “тихого” факторинга и “открытого” факторинга.

    При “тихом” факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключен­ных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер ин­формирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявле­ние иска к покупателю через Международную факторинговую ор­ганизацию.

    Стоимость системы “тихого” факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.1

    Вторая система факторинга, включая инкассо, называется открытой. В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупате­ля. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупате­лей.

    Факторинг является новой эффективной системой улучше­ния ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.



1 Основы внешнеэкономических знаний: Учебник для экономического образования. Указ. соч. С. 209

1 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 185

1 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 116

1 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-практическое пособие. М., 1999. С. 128-129

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!