Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Источники по китайской мифологии
Сюжеты китайских мифов нельзя считать исключительно китайскими; напротив, в фольклоре многих народов, соседних китайцам, имеется большое количество поэтических произведений на сходные мифологические мотивы. Имеются в виду такие народы, как яо, мяо, шэ и другие, сохранившие до настоящего времени весьма архаичные формы общественных отношений и устного народного творчества. Так, у мяо в юго-восточной провинции Китая Гуйчжоу записано четыре цикла так называемых «Песен о древности». В одном из циклов рассказывается о начале мира: об отделении неба от земли, об установлении столба, поддерживающего небо, о выплавке из золота солнца и изготовлении из серебра луны. Другой цикл сообщает о великом потопе и вступлении в брак оставшихся в живых брата и сестры – т.е. посвящен тем же сюжетам, которые мы находим в мифологии собственно ханьцев (китайцев). По аналогии можно предположить, что в древнейшие времена в Китае имелись такие же песни мифологического содержания – своеобразный мифологический эпос, который до нас не дошел.
В первоначальном, непереработанном виде до нас дошли только короткие надписи на чжоусских бронзах (период XII-III вв. до н.э., но имеется в виду раннее Чжоу) и еще более лаконичные надписи на гадательных костях династии Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.). Тексты, писавшиеся на бамбуковых дощечках, из-за особенностей климата до нас не дошли.
Одним из основных источников по китайской мифологии является «Шу-цзин» – «Книга истории», древнейшие части которой датируются XIV-XI вв. до н.э. Она повествует о героях легендарной китайской истории, а именно о том ее периоде, который рассматривается конфуцианцами как «золотой век» – от правителя Яо и до первых правителей династии Чжоу. «Книга истории» содержит главным образом не историческое повествование, а мудрые наставительные речи, вложенные в уста правителей и их советников.
Другим источником является «Ши-цзин» – «Книга песен», включающая произведения XI-VII вв. до н.э., а именно 304 стихотворения, гимна и песни, в большинстве своем народных, а также придворных и обрядовых. Они распределены по четырем разделам: «Гофын» («Нравы царств») включает песни, в которых может выражаться ненависть к жестоким правителям, протест против сложившихся общественных отношений; «Сяо-я» («Малые оды») содержит песни, созданные придворными поэтами для торжественных церемоний; в других песнях этого раздела могут звучать мотивы недовольства политикой правителей; «Сяо-да» («Великие оды») состоит из более крупных произведений, часто связанных с конкретными историческими событиями; песни раздела «Сун» («Гимны») исполнялись в храмах, они служат прославлению таких качеств правителя, как благочестие, сила, справедливость, содержат пожелание ему долголетия.
Источником по мифологии Китая является также «И-цзин» – «Книга перемен», первая из книг конфуцианского канона «Пятикнижие», на которой основывается древнекитайская натурфилософия и которая служит исчислению древнего китайского календаря. Древнейшие части ее датируются IX-VII вв. до н.э.
Наряду с упомянутыми выше произведениями в канон «Пятикнижиям входят «Ли-цзи» («Книга обрядов») и «Чунь-цю» («Весны и осени») – летопись родины Конфуция, удела Лу (722-481 гг. до н.э.), имеющая 64 раздела с лаконичными отрывками текста, содержание которого сводится к одобрению или неодобрению тех или иных деяний князей. По преданию, эта летопись была создана самим Конфуцием.
Другими источниками по китайской мифологии являются произведения последователей древнего даосизма: «Чжуан-цзы» (IV-III вв. до н.э.), «Хуайнань-цэы» (II в. до н.э.) и «Ле-цзы» (IV в. до н.э.), названные так по именам философов-даосов, последователей Лао-цзы, и «Критические суждения» Ван Чуна, автора I в. н.э.
Среди всех перечисленных произведений следует отметить «Книгу песен», включающую в том числе и песни мифологического содержания, но этот сборник был обработан Конфуцием в духе присущего ему рационализма, и им же, по преданию, был произведен отбор песен.
Наибольшее количество сведений по китайской мифологии содержится в трактате «Шань-хай-цзин» – «Книга (каталог) гор и морей», составление отдельных разделов которого датируется по-разному: в пределах VIII-V и III-II вв. до н.э., а также в поэзии великого китайского поэта, первого известного по имени, Цюй Юаня (340-278 гг. до н.э.). «Книга гор и морей» – основной источник по мифологии Китая. Ясно, что она не была написана мифическим Юем и его помощником Бо-и, как считает традиция, а была плодом коллективного творчества многих авторов. Сложение ее происходило веками, скорее всего, в землях удела Чу (южная часть Китая), где жил и творил также Цюй Юань. Основное население его – племена мань, предки позднейших народов мяо и яо. Здесь до начала нашей эры давала себя знать местная традиция, более архаичная, чем у собственно ханьцев, во многом основанная на шаманизме. Соединение местной народной традиции с письменной культурой китайцев и дало, видимо, тот необычный сплав, который обнаруживается в поэзии Цюй Юаня и в «Книге гор и морена – памятниках, стоящих несколько особняком в ряду древнекитайских письменных источников.[1]
2. Фетишизм и тотемизм как основа китайского мифа
Как и в древнем Египте, фетишизм и тотемизм составили в Китае предысторию мифа, когда формировались части элементов мифа, его мотивов и т.д. На стадии фетишизма возникли представления о чудесных свойствах «чувственно-сверхчувственных» вещей и магия – действия, направленные на объект поклонения для защиты от злых сил. В «Книге гор и морей», во многих случаях сохраняющей мифологические версии, близкие к фольклорным, отражающие ранний этап развития мифа, сообщается о колдовской силе «вещей» – благостного нефрита (яшмы) и других камней, персика, шелковицы и иных деревьев, петуха, черной черепахи, других птиц и животных.
Фетишистская основа с тотемистической окраской выступала в культе гор – одном из наиболее стойких в Китае, который соединялся с культом предков: Медведь-гора, Крыло-гора почитались как гора-предок, как место «ухода» предка, а затем место его захоронения. Тотемистические представления переживались в мифах о чудесном рождении: Юя – от камня, И Иня – от шелковицы, племени Шан – от Пурпурной птицы.
Тотемизм отразился в зооморфности богов и предков: богиня Нюй-ва была полузмеей, бог грома – быком, олицетворениями солнца и луны были соответственно трехпалый ворон и трехла-пая жаба, богом дождя был дракон. Бог востока Гоу-ман изображался полуптицей, «божественный земледелец» Шэнь-нун имел змеиное тело, лицо человека, бычью голову и нос тигра и т.д. То же представление отразилось в мотивах воплощения: например, Гуня – в медведя или, по другим версиям, в черепаху, в белую лошадь. Те же тотемы – лошадь, обвитая змеей черепаха, феникс (возможно, аналог Пурпурной птицы), тигр, дракон, реже единорог и леопард служили охранительной магии. Для «очищения» могилы от злых сил впереди траурной процессии на колеснице выезжал жрец в медвежьей шкуре, а затем лошади вместе с колесницей зарывались в землю перед входом в усыпальницу. Внутри гробницы повторялись изображения других тотемов. На довольно поздних рельефах (около рубежа нашей эры) строились многофигурные композиции, на которых шествие открывал дракон, а замыкал тигр – оба зверя изображались стоящими на задних лапах с копьем и щитом в передних. Другие участники процессии, ряженые – в звериных шкурах и масках – неслись, как бы догоняя какого-то врага, уничтожая его мечами и кинжалами, и эта сцена совпадала с обрядом изгнания нечисти из селений и жилых домов. В подобных обрядовых действах проявлялось почитание тотемов как охранителей могил и жилищ.
Тотемизм лег в основу и ряда мифов. Простейший миф носил характер пересказа обряда или магического действа, понимаемого с анимистических позиций, причем действо относилось к кому-нибудь из числа мифических героев: например, жатвенная обрядность – к царю Просо. Одновременно с этим формирование образа завершалось в божествах, воплощавших в себе силы и явления природы, каковыми представали бог земли, богиня-мать Солнца Си-хэ и др.
С тем же Желтым государем и историей о его борьбе с восставшим против него зооантропоморфным потомком Янь-ди, Красным злодеем Чи-ю (он изображался с головой барса и когтями тигра), соединен миф о борьбе засухи и дождя. Согласно «Книге гор и морей», Чи-ю изготовил оружие (входящее в число атрибутов бога, который считался изобретателем оружия) и пошел походом на Желтого предка-государя Хуан-ди. Последний повелел животному-воде Ин-луну напасть на Чи-то в долине Цзичжоу. Чи-ю призвал на помощь Фэн-бо – Ветер и Юй-ши – Дождь. Тогда Хуан-ди спустил с неба свою дочь Ба – Засуху. Она справилась с дождями и убила Чи-ю, но уже не смогла подняться на небо; там, где она поселилась, не идут дожди.
Этот рассказ о появлении на земле богов, олицетворяющих силы природы, соединился с более ранним магическим действом – изгнанием Засухи и заклинанием Дождя. Это действо сопровождалось человеческими жертвоприношениями – сожжением шаманки, ритуальным убийством вождя. Так, шанский вождь Испытующий (Тан) во время страшной засухи, длившейся целых семь лет, отправился в рощу плодородия – Шелковицы и взошел на костер, чтобы принести себя в искупительную жертву: «Если грех на мне одном, не карай тьму мужей; если грех на всей тьме мужей, покарай меня одного». Небо вняло его молитве: полил сильный дождь, погасил костер, и засуха прекратилась. По некоторым источникам считалось, что и Молодой Дракон Юй, чтобы «усмирить потоп, принес себя в жертву Реке». Вера в магическую возможность вождя воздействовать на силы природы была впоследствии перенесена на царя – верховного жреца, и связанные с этими верованиями обряды сыграли огромную роль в обожествлении царя, а позже императора, как Сына Неба.
Предметом поклонения и обожествления у китайцев очень рано становится солнце. Наиболее древние слои солярных мифов свидетельствуют о совершении жертвоприношений восходящему и заходящему солнцу, об их связи с представлением о множественности солнц – десяти светил, восходящих по очереди на небо, и т.д. Культ солнца осознается родственным культу огня и связывается с «изобретателем» последнего – добывающим огонь трением (или зеркалом) Суй-жэнем. Со временем «зажжение» солнца приурочивается к годовому круговороту: летнему и зимнему солнцестоянию, осеннему и весеннему равноденствию. В эти переходные периоды гасят весь старый огонь и особый жрец возжигает новый. С такими солнцеворотами связывается представление об умирании и оживлении природы, и культ Солнца оказывается тесно связанным с культом плодородия.
Ежедневный путь Солнца на колеснице полон опасностей и приключений. Этому соответствуют названия остановок Солнца: «Источник печали», «Долина кипящих ключей», «Висящая колесница» и пр. Шелковица, с которой восходит Солнце, выступает как солнечное дерево и как дерево плодородия. Отголоски мифа о возвращении Солнца слышатся в легенде о погоне за Солнцем Отца Цветущего (Куа-фу) и в мифологии, связанной с образом Охотника (стрелка И).[2]
При реконструкции солярных мифов, различных по стадии олицетворения солнца, раскрывается его развитие от дриадной формы – солнечного дерева – к зооморфной – солнечному ворону, полузооморфной – полуптице-полуженщине и целиком антропоморфному божеству – матери солнц Си-хэ. Затем этот образ эволюционирует в мужское божество, культурного героя, «изобретателя» гадания по солнцу и календаря. В «Книге историй» это два или даже четыре брата-астронома при «мудром Яо».
3. Мифы о творении
Из числа космогонических мифов Китая древнейшим, видимо, является миф о хаосе (Хунь-тунь). Хаос здесь представляется бесформенной массой, причем мыслится он как хаос водный. Согласно трактату «Хуайнань-цзы», когда еще не было ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Судя по значению термина «кайпи» (букв. «отделение»), «начало мира» понималось как отделение неба от земли.
По существу, единственный миф, который может быть определенно квалифицирован как миф о творении, зафиксирован в «Хронологических записях о трех и пяти правителях» Сюй Чжэна, автора III в. н.э., и связан он с образом Первочеловека или Перво-предка Пань-гу, чье имя включает элементы «пань» – «блюдо» и «гу» – «древность», но переводится порой как «свернувшаяся в кольцо древность». Согласно преданию, в то время, когда небо и земля еще не отделились друг от друга, вселенная представляла собой хаос и по форме напоминала куриное яйцо, в котором и зародился Первопредок Пань-гу. Прошло 18 тыс. лет, прежде чем Пань-гу проснулся в курином яйце: вокруг него был сплошной и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из яйца, Пань-гу схватил откуда-то взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо (олицетворение мужского начала ян), а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю (олицетворение женского начала инь). Отделив землю от неба и опасаясь, что они вновь соединятся, Пань-гу уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он стоял, изменяясь с ними, и каждый день небо становилось выше на 1 чжан (3 метра), на столько же становилась толще земля, и на столько же вырастал Пань-гу, пока не прошло 18 тыс. лет и земля с небом не оказались разделенными нынешним расстоянием в 90 тыс. ли (более 50 тыс. км). И так стоял Пань-гу, пока небо и земля не утвердились на своем месте достаточно прочно, так что не могли соединиться вновь.
Видимо, более поздние версии сообщают, что в конце концов Пань-гу упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос стал громом, левый и правый глаз соответственно солнцем и луной (аналогично тому, как в японской традиции Аматэрасу и Цукиёми рождаются из левого и правого глаз Идзанаги), четыре конечности и пять пальцев стали четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь обратилась в реки, плоть – в почву, волосы и борода – в созвездия, кожа и волосы на теле – в растения и деревья, зубы и кости – в металлы и камни, костный мозг – в золото и драгоценные камни, а пот – в капли дождя и росы.
Согласно еще одному позднему преданию, люди произошли из паразитов, ползавших по телу Пань-гу, когда он «лежал на смертном одре», а ветер развеял их повсюду. В еще более поздних мифологических версиях Пань-гу предстает как рогатый бог-творец, высекающий вселенную с помощью молотка и тесла.
Большинство китайских ученых, и в их числе Юань Кэ, полагают, что этот миф – не китайского происхождения; его связывают с мифом о предках племен мяо и яо, народов Южного Китая, в котором эти народы возводят свое происхождение к собаке по имени Пань-ху, с которой связана соответствующая легенда. Однако кроме фонетического сходства имен Пань-гу и Пань-ху и того, что культы их почитания локализовались вроде бы на юге, между этими двумя мифами нет ничего общего. Б.Л. Рифтин обращает также внимание на то, что миф о Пань-гу свидетельствует о характерном для ряда космогонических систем уподоблении космоса человеческому телу и соответственно о единстве микро-и макрокосмоса. Здесь достаточно вспомнить образ индийского мифологического гиганта Пуруши, из частей тела которого создается вселенная.
Наиболее значительной фигурой матриархальной мифологии Китая была Нюй-ва – единственная женщина, допущенная впоследствии в конфуцианский канон «праведных правителей». Мифологически Нюй-ва связана с китайской космогонией. Порожденная водным хаосом, олицетворенным в Черном Драконе, Нюй-ва его побеждала, а сама превращалась в «тьму вещей», т.е. в природу. В «Хуайнань-цзы» Нюй-ва порождает людей в виде нерасчлененной бесформенной массы, а другие мифические герои помогают ей, создавая части тела и другие органы человека: Шан-пянь – глаза и уши, Сан-линь – руки и т.д.
Стадиально более поздняя версия творения людей отражена в «Фэнсу тун» («Толковании нравов и обычаев»), тексте II в. н.э. Согласно этой версии, в те времена, когда земля отделилась от неба, хотя на земле уже были горы, реки, трава, деревья, даже птицы, животные, рыбы и насекомые, на ней не было людей, и потому мир был просторен и тих. По этой земле бродил великий дух Нюй-ва, ощущавший в сердце своем глубокое одиночество. Однажды Нюй-ва присела на берегу пруда, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение в воде, вылепила нечто вроде маленькой девочки. Как только она поставила фигурку на землю, та ожила, закричала и радостно запрыгала. Она получила имя Жэнь – «человек». Потом, чтобы дело пошло быстрее, Нюй-ва стала окунать в желтую топь веревку и стряхивать кусочки глины на землю. Так появилось множество человечков. Но люди умирали, и создавать их всякий раз заново было утомительно, поэтому Нюй-ва, соединив мужчину и женщину, заставила их самих продолжать свой род и возложила на них обязанности по воспитанию детей. Нюй-ва установила для людей форму брака и сама стала первой свахой, поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Одновременно Нюй-ва стала богиней-чадодательницей.
Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фу-си, чье имя переводится как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Он, видимо, был первопредком восточных племен и (полуостров Шаньдун, нижнее течение Хуанхэ). Представлялся Фу-си в то время в облике человека-птицы. Первые упоминания о нем в памятниках IV в. до н.э. сообщают о Фу-си как о культурном герое. Согласно мифу, Фу-си, будучи сыном божества и женщины Хуасюй-ши из райской страны Хуасюй, с самого своего рождения был божеством. Одним из доказательств этого служит то, что он мог по небесной лестнице свободно подниматься на небо и спускаться на землю. По преданию, Фу-си создал лютню (цинь) и начертал восемь гадательных триграмм: тянь (небо), кунь (земля), кань (вода), ли (огонь), гэнь (гора), чжэнь (гром), сюнь (ветер) и дуй (болото). Они охватывали разнообразные явления вселенной, и люди их использовали для записи различных событий своей жизни.
Сообщается также, что Фу-си впервые сплел из веревок сети и научил людей ловить рыбу, а также установил правила брака. Его приближенный Гоу-ман, в подражание ему, сплел силки и научил людей ловить птиц. Но, видимо, самой сильной заслугой Фу-си было то, что он дал людям огонь, чтобы они могли жарить и варить мясо. Фу-си приписывается также изобретение иероглифической письменности, сменившей узелковое письмо.[3]
К рубежу нашей эры Фу-си, время жизни которого по традиции отнесено к 2800 г. до н.э., в процессе формирования общекитайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюй-ва. На каменных рельефах алтарей при гробнице У Ляна (150 г. до н.э.) и других гробниц первых веков нашей эры в провинциях Шаньдун, Цзынсу и Сычуань Фу-си и Нюй-ва предстают в виде существ с туловищами человека и переплетенными змеиными хвостами, что символизирует супружескую близость. На алтаре при гробнице У Ляна Фу-си и Нюй-ва обращены лицами друг к другу. Верхнюю часть их антропоморфных тел соединяет своими руками младенец с ногами в виде змеевидных хвостов. Фу-си здесь вручает Нюй-ва угольник, которым символизируется женская квадратная сущность земли. На другом рельефе того же алтаря Фу-си и Нюй-ва смотрят в противоположные стороны и держат в руках соответственно циркуль, которым очерчивается мужской круг неба, и угольник, которым очерчивается женский квадрат земли. Верхняя антропоморфная часть их фигур здесь тоже соединена зооантропоморфными существами с аналогичным образом переплетенными хвостами.
4. Миф о потопе и другие мифологические сюжеты
Самый распространенный из всех китайских мифологических сюжетов и зафиксированный раньше прочих – это миф о наводнении (потопе). Он появляется в сочинениях, относящихся к началу правления династии Чжоу («Книге песен», «Книге истории»). Однако стадиально он не относится к числу наиболее ранних мифов и не столь архаичен, как, скажем, мифология Нюй-ва.
Полагают, что мифы о потопе зародились у китайских племен в районе рек Хуанхэ и Чжэцзян (современные провинции Ань-хой и Чжэцзян), а затем распространились на район Сычуани. Потоп у китайцев, как отмечает Д. Боддэ, – не наказание, посланное людям за грехи, как, скажем, в ветхозаветной версии, а, скорее, обобщенное представление о водном хаосе. В основе этого мотива – вековая мечта китайцев об обуздании изменчивых рек, разливы которых приносят огромные бедствия. Это повествование о борьбе земледельцев с наводнением в целях землеустройства и создания ирригационных сооружений. Однако миф о потопе не является сугубо китайским. Мотив наводнения широко распространен у других народов Восточной и Юго-Восточной Азии.
Вместе с тем мотивы устройства мира, завоевания благ цивилизации и борьбы человека с природой и, соответственно, перемены в образности и приемах обобщения связаны с утверждением в обществе патриархальных отношений. Главным персонажем становится культурный герой, к которому относится «изобретение» достижений материальной и духовной культуры. Здесь проявилась одна из особенностей мифологического сознания: все основные сдвиги в производственной и социальной жизни коллектива приписывались отдельным героям, в условиях Китая – «праведным», «мудрым» предкам-государям. В образе такого культурного героя выступают уже отчасти Нюй-ва и Фу-си (в большей степени), но главными персонажами такого рода являются в Китае Юй и его отец Гунь. Первый из них прославлен в истории не только как победитель наводнения, но и как основатель первой китайской наследственной династии Ся (согласно традиции, это событие произошло в 2205 г. до н.э.).
Хотя Юй и его отец изображаются в ортодоксальных описаниях как люди, графическая форма иероглифов, обозначающих их имена, выдает их нечеловеческое происхождение: иероглиф «Гунь» содержит элемент, означающий «рыба», а иероглиф «Юй» пишется с элементом, часто встречающимся в названиях пресмыкающихся, насекомых и т.д. Следовательно, как и в случае с Нюй-ва и Фу-си, здесь имеются в виду зооморфные первопредки.
Следует также отметить, что, хотя в образах мифологии потопа можно проследить и следы фетишизма (Гунь-камень) и тотемизма (превращение Юя в медведя), все же религиозно-магические элементы отходят здесь на второй план и происходит тематическая циклизация: Гунь и Юй в конечном итоге развития образов стали культурными героями, и преобладали здесь уже художественные мотивы и образы.
Поскольку китайцы представляли себе сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, в мифах имеются упоминания о том, что на первых порах можно было взобраться на небо или спуститься с него на землю по особым лестницам или мировым опорам в виде гор или деревьев. Согласно «Книге гор и морей», ими могли пользоваться как первопредки, так и люди. Позднее появилась иная интерпретация архаического представления об отделении неба от земли. Согласно этой мифологической версии, внук или правнук Хуан-ди правитель Чжуан-сюй повелел своим внукам – духам Ли и Чуну – перерезать путь между небом и землей: первый из них поднял небо вверх, а второй придавил землю вниз.
Наряду с этим имелось представление о горе Куньлунь (китайский вариант мировой горы), которая как бы соединяла землю с небом и куда сходились все первопредки Поднебесной. На горе Куньлунь находилась нижняя (земная) столица первопредка и верховного небесного владыки Шан-ди.
В основе этих мифов лежит представление о некоей «мировой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающейся над ней столицы-дворца. Другое представление о космической вертикали воплощено в образе солнечного дерева Фусан (буквально «поддерживающее тутовое дерево», т.е. шелковица), в основе которого лежит идея мирового дерева. На дереве Фусан живут солнца – десять золотых воронов. Согласно «Книге гор и морей», за юго-восточным морем имеется царство Си-хэ, супруги Ди-цзюня (первопредка Цзюня), родившей десять солнц. Она купает их в Сладком омуте (Ганьюань). О дереве Фусан, растущем на востоке, в Долине света, упоминаемой еще в «Книге истории», сообщается, что ствол этого дерева достигает в высоту 160 км, но листья по размеру не превосходят горчичных зерен. Именно на ветвях этого дерева отдыхают солнца, персонифицируемые в виде воронов, в то время, когда они не пересекают небо. Как только одно из них возвращается из своего путешествия, следующее отправляется в путь.
Ежедневный путь солнца (или солнц) лучше всего описан в «Хуайнань-цзы», где говорится, что солнце сначала появляется в Долине света и купается в заводи Сянь (предположительно это то же самое, что и Сладкий омут, но в некоторых текстах Сянь определяется как созвездие). После купания солнце поднимается на дерево Фусан и оттуда отправляется в путь для пересечения неба, проходя по дороге более дюжины пунктов, о которых не известно ничего, кроме их названий. Наконец, солнце прибывает к горе Яньцзы; о ней сказано, что она находится на крайнем западе мира. Там, где солнце садится, растет еще одно мифическое дерево – Жо, цветы которого испускают красноватое сияние. Жо, соответственно, может символизировать либо вечернюю зарю, либо мерцание звезд после захода солнца.
С солнечными мифами связан образ Охотника, или стрелка И, сына верховного божества Ди-цзтоня, тогда как с лунарными – его жены Чанъ-э. Судя по рудиментам, образ этого героя восходит к древнему богу-охотнику, добытчику солнца-ворона; соответствующие представления, видимо, связаны с весенним обрядом оживления природы. С этим образом соединяются раннегерои-ческие мифы об Охотнике как о культурном герое – изобретателе лука и стрел, а также истребителе многих чудовищ, олицетворяющих враждебный человеку мир, – огромного вепря, Зубов-Лезвий, гигантского удава-людоеда и быка-людоеда яюя, девяти-главого зверя, изрыгавшего огонь и воду, свирепой, подымавшей ураган птицы дафэн («большой ветер»); победителе бога ветра Тайфуна и бога Реки; могучем и метком стрелке, сбившем на небосклоне «лишние» девять солнц из десяти, грозившие сжечь весь мир. Эти сказания зафиксированы в «Книге гор и морей» и «Хуайнань-цзы». В частности, в последнем источнике в контексте пространного космогонического мифа сообщается, что после потопа, случившегося в правление Яо и усмиренного Юем, на Поднебесную обрушилось новое бедствие: на небе появилось десять солнц, нещадно паливших землю. Запылали леса, начали плавиться камни, погиб урожай на полях. Видя страдания людей и вняв их мольбам, боги послали небесного стрелка, меткими выстрелами из лука сбившего девять солнц из десяти. Совершив этот подвиг, он вступил в единоборство с оставшимися на земле чудовищами.
Типологически образ Охотника-стрелка И близок к образу Юя, а цивилизаторская его деятельность отвечает представлениям эпохи патриархата. Вместе с тем сложный комплекс сказаний об Охотнике являет собой дальнейшее развитие мифологического эпоса, примером которого может служить цикл сказаний о потопе.
Существовали предания о чудесном зачатии мифического государя Шуня после встречи его матери с большой радугой-хун – возможно, с драконом. По легенде, Чжуан-сюй родился от луча звезды, словно радуга пронзившего луну. Государь Яо появился на свет от связи его матери Цин-ду с красным драконом. Здесь может сказываться представление о рождении первопредка от тотема-дракона.
Ветер и дождь тоже были персонифицированы в виде духа ветра Фэн-бо и повелителя дождя Юй-ши. Первый представлялся псом с человеческим лицом, но, по другим версиям, ассоциировался с птицей, может быть – с кометой, а также с другим мифическим существом – Фэй-лянем, напоминающим оленя с птичьей головой, но с рогами, со змеиным хвостом, пятнистым, словно барс.
Мир земной в китайской мифологии – это прежде всего горы и реки. Леса, равнины, степи или пустыни не играли в мифологии значительной роли. Графическое изображения понятия «земля» в древней письменности представляло собой пиктограмму «кучи земли», т.е. имело в своей основе тождество земли и горы. Духи гор характеризовались асимметрией: были одноногими, трехногими, одноглазыми и т.д., – а также удвоением обычных человеческих признаков – например, были двухголовыми либо сочетали в себе черты животного и человека. Страшный облик большинства горных духов свидетельствует об их возможной связи с хтонической стихией. Гора Тайшань (современная провинция Шаньдун), по поверью, считалась местом обитания повелителя жизни и смерти (некий прообраз хозяина загробного мира). Верили также, что под землей, в глубоких пещерах, вход в которые находится на горных вершинах, находится нижний мир.
Духи вод представлены большей частью существами, имеющими черты дракона, рыбы и черепахи. Однако в текстах начала нашей эры они часто антропоморфизированы. Среди духов рек есть и мужские – дух реки Хуанхэ Хэ-бо, и женские – богиня-фея реки Ло Ло-шэнь, богини-феи реки Сяншуй и т.д. В качестве духов рек могли почитаться утопленники. Так, феей реки Ло, духом которой была Ло-шэнь, считалась утонувшая в ней Фу-фэй, дочь мифического Фу-си.
В числе важных персонажей китайской мифологии – первопредки-культурные герои, представленные в историзированных литературных памятниках в виде правителей и их сановников периода глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ. Из них, по легенде, Фу-си изобрел рыболовные сети; Суй-жэнь был творцом огня (по другой версии, его творцом был тот же Фу-си); Шэнь-нун был создателем заступа-лэй, он положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрел средства передвижения: лодки и колесницы, предметы одежды из материи и обувь, лук и стрелы, топор, ступку, некоторые музыкальные инструменты, научил людей отливать колокола и треножники, как и Шэнь-нун, занимался определением целебных свойств трав, построил общественные дороги. С именем Хуан-ди связывают и создние календаря, а иногда и создание письменности (по другим версиям, ее создатели – Фу-си или сподвижник Хуан-ди четырехглазый Цан-цзе). По еще одной мифологической версии, изобретателем одной из систем счета был Чжуан-сюй; он же определил положение женщины в обществе и ввел наказание за инцест.
Поскольку в разных мифологических вариантах одно и то же деяние приписывается разным персонажам, это показывает, что связь между определенным культурным героем и соответствующим культурным благом, деянием окончательно установилась не сразу, что разные этнические группы могли приписывать и приписывали изобретения своим родовым героям.
Все эти культурные блага и изобретения, кому бы из первопредков они ни приписывались, отражают не самые ранние мифологические представления, так как герои этих мифов сами изготавливают предметы. Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара у их хозяев из иного мира.
5. Правители древности в китайской мифологии
Особое место в древнекитайской мифологии занимают образы идеальных правителей древности, к каковым принадлежат Хуан-ди, Фу-си, Яо, Шунь и Юй. Есть предположение, что Яо первоначально был одним из солярных божеств и мыслился в образе птицы, а позднее превратился в земного правителя. Аналогичным образом мыслился в архаичных мифах как птица и правил в царстве птиц мифический внук или правнук Хуан-ди, наследовавший ему Шао-хао. Генеалогия мифических правителей этими персонажами не исчерпывается.
Первоначально разрозненные мифологические образы отдельных древнекитайских племен и племенных групп постепенно складываются в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных классификационных систем, среди которых наибольшее значение имела пятеричная система – по пяти стихиям: металлу, дереву, воде, огню и земле. Под ее влиянием четырехчленная модель мира превращается в пятичленную, соответствующую пяти ориентирам в пространстве: четыре стороны света и середина, или центр. Верховный небесный правитель осознается теперь как божество центра.
Применительно к образу верховного небесного владыки следует заметить, что в надписях на гадательных костях эпохи Шан-Инь обнаруживается знак «ди», бывший своеобразным титулом дут умерших правителей, включая мифических, и соответствовавший понятию «божественный, священный предок». Этимологически сама графема «ди», как предполагают, могла быть обозначением жертвоприношения, позднее – божества, которому приносится жертва. С эпитетом «шан» – «верхний», «верховный» – «ди» означало верховного небесного владыку Шан-ди – вероятно, первопредка шанов, впоследствии покровителя шан-иньского государства.
Под влиянием пятеричной системы в китайской мифологии сложилось представление о пяти звездных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и («великая единица»), Цин-лун («зеленый дракон»), Чжу-цяо («красная птица»), Бай-ху («белый тигр») и Стоань-у («темная воинственность»). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, имеющим графическое изображение. Так, на древних рельефах кружочками изображали звезды созвездия Цин-лун и тут же рисовали зеленого дракона. Понятие Сюань-у изображалось в виде черепахи, перевитой змеей. Некоторые звезды считались воплощениями богов, духов или местом их обитания. Большая Медведица (Бэйдоу) и населяющие это созвездие духи, по поверью, ведали жизнью и смертью, судьбой и т.д. Однако в сюжетах мифологических преданий фигурируют не такие созвездия, а отдельные звезды, например, Шан в восточной части небосклона и Шэнь – в западной.
В эпоху Чжоу в Китае складывается культ Неба (Тянь) как некоего высшего начала, руководящего всем, что происходит на земле. Однако понятия Шан-ди и Тянь были абстрактны и легко могли замещаться образами конкретных мифических персонажей, что и происходит с оформлением представления о пяти мифических государях. В их число входили: Владыка центра Хуан-ди, его помощник – бог земли Хоу-ту; его цвет – желтый, под его покровительством находился храм Солнца, с ним соотносились многие созвездия центральной части неба, а также Бэйдоу (Большая Медведица) и Тяньсин (Сатурн) и т.д. Далее, это Повелитель Востока Тай-хао – «Великий светлый» (он же Фу-си), его помощник – зеленый дух дерева Гоу-ман; ему подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо, созвездия в восточной части неба и планета Суйсин (Юпитер); ему соответствуют весна и зеленый цвет. Это Повелитель Юга Янь-ди (он же Шэнь-нун – «божественный земледелец», с которым Янь-ди был рано отождествлен); его помощник – красный дух огня Чжу-жун, ему соответствовали созвездия в южной части неба, а также планета Ин-хосин (Марс). Божество Запада – Шао-хао; его имя – «Малый светлый» – противопоставлено имени Повелителя Востока – «Великий светлый»; его помощник – белый дух Жу-шоу, с ним соотнесены созвездия в западной части неба и планета Тайбо (Венера). Наконец, это Повелитель Севера – Чжуан-сюй, его помощник – черный дух Сюань-минь, под его покровительством находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-ши, созвездия в северной части неба, а также планета Чэньсин (Меркурий).
В соответствии с пятеричной классификацией каждому повелителю стороны света соответствовал и определенный первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела, оружие и т.д. Так, Фу-си соответствовало дерево, из животных – дракон, из цветов – зеленый, из времен года – весна, из частей тела – селезенка, из оружия – секира. Чжуан-сюю соответствовали вода, черный цвет, зима, черепаха, кишки, щит и пр. Таким образом складывалась довольно сложная иерархическая система, в которой все элементы находились в постоянном взаимодействии, причем одни и те же представления могли передаваться с помощью разных кодов: «пространственного», «календарно-временного», «животного», «цветового», «анатомического» и пр.
Упорядочение древних мифологических представлений одновременно шло и в плане генеалогической классификации. Древнейшим правителем считался Фу-си, за которым следовали Янь-ди (Шэнь-нун), Хуан-ди, Шао-хао и Чжуан-сюй. Эта иерархическая система была заимствована историографами и способствовала историзации мифологических героев, что происходило особенно после образования империи Хань, когда генеалогические мифы стали использоваться для обоснования прав на престол и доказательства древности отдельных родов.
При этом большинство мифологических сюжетов реконструируется по памятникам IV в. до н.э. и более поздним, когда в миф верили, видимо, в его уже историзированной форме. Об этом свидетельствуют «Вопросы небу» Цюй Юаня, полные недоумения по поводу сюжетов древних мифов и противоречий в них. Впоследствии, в I в. н.э., критику мифопоэтического мышления с позиций наивного рационализма дал философ Ван Чун.[4]
В первые века нашей эры в Китай из Индии начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой. Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае включил в свое учение некоторые кардинальные идеи традиционной китайской этической доктрины, например идею сяо – сыновней почтительности, столь важную в учении конфуцианства. К VIII-IX вв. буддисты начали использовать для своих проповедей и старинные китайские сюжеты, в том числе и восходящие к древнекитайской мифологии. Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими персонажами. Так появляется предание о том, что бодисатва Авалокитешвара, известный в Китае, видимо, после XIV в. главным образом в женской ипостаси Гуань-инь, является перерождением принцессы Мяо-шань, дочери одного из китайских князей, отказавшейся выйти замуж и ушедшей вопреки воле отца в монастырь. Пройдя через испытания и даже побывав в аду, Мяо-шань встретилась, наконец, с Шакьямуни и была препровождена на гору Сяншань, где и стала бодисатвой Гуань-инь.
Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологии китайцев о потустороннем мире и преисподней. В древности эти взгляды, видимо, были смутными. Считалось, что после смерти душа попадает к «Желтым источникам» («Девяти источниками), что царство мертвых располагается где-то на западе или на северо-западе. В начале нашей эры царство мертвых было мифологически локализовано в районе горы Тайшань, повелитель которой ведал судьбами людей и умерших, а также в уезде Фэнсянь (провинция Сычуань), однако. детально разработанные представления об аде и адских судах появились в Китае лишь вместе с приходом буддизма.
[1] Дьяконова Е.М. Мифология в японской и китайской литературе. Современные исследования. М., 1984. С. 23-27
[2] Мифология и верования народов древнего Китая. М., 1973. С. 98-102
[3] Самозванцев А.М. Мифология Востока. М., 2000. С. 225-226
[4] Боддэ Д. Мифы древнего Китая // Мифология древнего мира. М., 1997. С. 302-304
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!