Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Этнокультурные условия формирования личности

    Чтобы понять процесс влияния этнокультурных условий на формирование личности необходимо в первую очередь разобраться с понятием “этнос”. Под этносом (народом) “понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, т.е. сознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей”.1 Чем же отдельные народы отличаются друг от друга? Главным признаком народа является его язык. Сегодня на земном шаре насчитывается 4-5 тыс. языков. Но в мире существует много языков, которые являются родными не для одного народа, а для целых групп этносов. Границы расселения отдельных народов и распространения языков далеко не всегда совпадают. Поэтому наряду с языком обязательным условием существования этноса является территория его формирования (например, для русского народа в 14-15 вв. - г. Москва и область вокруг нее). Эта территория могла постоянно расширяться. Но зачастую и сокращаться из-за истребительных войн, эпидемий, тяжелых условий труда и быта, а также процессов ассимиляции, т.е. постепенного поглощения небольших народов более крупными путем мирного или насильственного усвоения чужого языка и культуры. Еще одним признаком этноса являются тесные экономические связи внутри него, которые на протяжении истории этноса постоянно расширялись и углублялись. К числу важнейших признаков, разграничивающих отдельные этносы,

относят также культурные особенности, которые каждый народ вырабатывает в процессе своего исторического развития и затем передает от поколения к поколению. Взаимодействие всех указанных выше признаков, их совокупное влияние на образование и сохранение народа как исторически сложившейся общности находит свое выражение в виде производного, но очень важного общественного явления - этнического самосознания, которое обязательно должно учитываться при определении принадлежности каждого отдельного человека к тому или иному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с “родной землей”, с “родным языком”. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации.1

    Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса. Они проявляются и преломляются в национальной культуре. Специалисты по национальной психологии (этнопсихологии) выделяют такие, например, различия между национальными культурами: в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях; в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о красивом и некрасивом; о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, о способах развлечений, в понятиях о приличиях в проявлении страсти; в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д. Это можно увидеть на примере русского народа. Природно-климатический фактор во многом определил особенности национального характера русских. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к “подрайской землице”, к “беловодью” и т.п., чему не в последнюю очередь обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек (“хлебопашец есть раб привычки”). С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности обнищания дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта ситуация во многом способствовала становлению в среде “слуг общества” того типа работника умственного труда, который известен

как тип “русского интеллигента”.1

    В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В так называемых национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор (сюда относится влияние космоса, планеты, мира на развитие личности). В случае, когда какой-либо этнос представляет собой меньшинство в том или ином поселении – микрофактор (связанный с семьей). В России он – мезафактор, поскольку даже компактно проживающие многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (республики), являясь элементом российского общества и государства, не могли не испытать на себе их влияния.

    На процессы формирования мезофакторов оказывают влияние и биолого-физические показатели того или иного этноса. Здесь имеется в виду способы физического развития людей различного возраста, вскармливания детей и т.д. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные признаки этноса. Он писал, что этнос “как естественная общность” исходит из “физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей”.2 Несомненно, что на биолого-физические показатели этноса может оказывать даже качество пищи. В качестве примера можно назвать места, которые со значительной долей справедливости нарекли “раем на Земле”. Среди них – Фиджи, Соломоновы и Маршалловы острова, украшающие просторы Тихого океана. И вот в этих божественных уголках планеты с недавних пор появилась неожиданная проблема, затронувшая прежде всего детей, преимущественно до 5-6 лет. Это ослабление организма в результате недоедания, и связано оно недополучением калорий и витаминов. А ведь это не Африка, и на островах, по свидетельству информационного агентства Рейтер, “пищи предостаточно”. Причина - “все большее проникновение в местный уклад западного влияния”. Гамбургеры, жаренное по-французски, шоколадки, сырные шарики, газировка и леденцы – лишь частичный перечень того, что стало порой заменять детям калорийную витаминизированную пищу. Подобное проникновение западной цивилизации – естественно, с интенсивной рекламой во всех средствах массовой информации – на тихоокеанские острова привело к тому, что ее жертвами стали самые юные граждане. По данным завершенного в 1991 году совместного исследования экспертов Маршалловых островов и Детского фонда ООН, “в период с 1981 по 1991 годы главной причиной смертности среди детей от 1 года до 5 лет стало несоответствующее нормам по калорийности и наличию витаминов питание”.1 Может возникнут сомнение в правомерности отнесения этих обстоятельств к этническим особенностям. Оно вряд ли справедливо, ибо этнические особенности – следствие объективных условий жизни, а питание и охрана здоровья сегодня напрямую связаны с социально-экономическим уровнем развития того или иного этноса.

    Само собой разумеется, что на формирование личности под влиянием мезафакторов огромное влияние оказывает духовный склад

этноса, его менталитет, который есть плод исторического развития народа и формируется веками и даже тысячелетиями. Духовные признаки этноса отмечают многие исследователи. Так, французский социолог и социальный психолог Густав Лебон исходил из того, что “каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности”. Из этого “душевного строя” проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь, Лебон говорил о “душе народа” и о том, что “только она… сохраняет нацию”. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, этносы исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели сильный идеал. “Этот идеал – величие Рима – абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью”. В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. “Когда варвары явились у ворот Рима, его душа уже была мертва”.1 Естественным следствий подобных и других концепций воспитания личности является наличие в менталитете этноса определенных методов, с помощью которых взрослые добиваются от детей, подростков, юношей достижения целей, поставленных перед ними. Эти цели и методы можно рассматривать как центральную ценностную ориентацию взрослых в сфере социального поведения по отношению к подрастающим поколениям.               


Глава 2. Региональные условия формирования личности

    Еще одним мезафактором, влияющим на формирование личности могут быть региональные условия, которые формируются на основе различающихся между собой территорий или регионов. Размеры этих регионов далеко не одинаковы: Урал, Сибирь или Дальний Восток – это огромные территории; наряду с ними сюда могут быть отнесены и гораздо более меньшие по размерам территории. Некоторые исследователи придавали этому фактору решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 году, обобщил теории многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что региональные условия могут влиять на культурные особенности социальной группы, но их влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность этнокультурных факторов, о которых шла выше речь.    

    Однако необходимо заметить, что “регионы страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями”.1 Это говорит о том, что в пределах географической зоны, благоприятной для социальной жизни, обнаруживаются новые связи. Нередко народы, живущие в менее благоприятных условиях (но в пределах зоны, благоприятной для социальной жизни), вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Культура этих народов выгодно отличается трудолюбием, настойчивостью, сплоченностью и т.д. В качестве природного фактора, создающего внешнее принуждение к развитию аккуратности, настойчивости, бережливости может стать отсутствие свободных земель, что ощущалось в Западной Европе еще с 13 века.   Таким образом, можно сказать, что  региональные условия сыграли и играют немалую роль в социальной жизни. Элементы культуры - своеобразные духовные “отпечатки” географической среды – переплетались и с другими “отпечатками” природы, прежде всего, генетическими. Последние объясняются, в частности, тем, что у различных народов, рас по-разному могут распределяться, например, типы темперамента, другие нейродинамические характеристики. Вырабатывавшиеся нормы культуры, образцы поведения так или иначе, но привязывались к доминирующим типам нейродинамических процессов, выражали их и соответствовали им. У народов, представители которых, как правило обладают высокой степенью эмоциональной возбудимости (вспыльчивости), вполне естественно будут определенное своеобразие в критериях вспыльчивости и, соответственно, в формах социального контроля за поведением. Тем самым природно-географические и природно-генетические факторы, взаимодействуя друг с другом подчас причудливо, сыграли значительную роль в формировании, культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Причем, природные “отпечатки” культуре, переплетаясь с “отпечатками” исторического опыта, сотрудничества с другими народами и т.д., впоследствии получат ощутимую автономность, способность к воспроизводству независимо от  региональных условий. Обретя свойство культуры , а вместе с тем свойство устойчивости развития как целостности, способность к передаче от поколения к поколению, региональные отпечатки в культуре могут проявляться через много поколений и в совершенно - другой, казалось бы, природной среде (например: возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Юга России и Казахстана).

    По мере развития человека как социального субъекта способность региональных условий  непосредственно влиять на социальную жизнь существенно ослабевает (хотя опосредованно, через культуру, сохраняется в большей мере, чем обычно представляется). Человек создает собственную нишу; которая, благодаря науке, технике, культуре и, самое главное, благодаря таким социальным изобретениям человека как социальные институты, существенно усиливают свою автономию от региональной среды.

 


Глава 3. Типы поселения, влияющие на формирование личности

    Современный человек живет в нескольких типах поселений, главными из которых являются: сельские поселения и город. Начиная с 60-х годов более половины населения тогдашнего СССР живет в городе. В развитых странах Запада этот показатель еще выше. Однако сельские поселения продолжают играть значительную роль как в экономической жизни общества, так и в его социальной сфере. В настоящее время сельские поселения в зависимости от различных факторов (близость к городу, наличие транспортных коммуникаций и др.)могут быть весьма различными. Однако российские сельские поселения имеют и много общих черт: малая плотность населения и небольшое число жителей; малая степень разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие культурных учреждений. В социальной жизни таких поселений сохраняется определенный консерватизм, который приводит к тому, что деревня продолжает служить весьма эффективным фактором социализации. Ее основой является неторопливый, размеренный ритм сельской жизни, сохраняющий значительную связь с окружающей природой. На личность, живущую в сельской местности в значительной степени продолжают влиять тяжелые трудовые и бытовые условия жизни, малые возможности для трудовой мобильности жителей. Для сельских поселений характерны и специфические отношения в семье, когда при необходимости в совместной сельскохозяйственной работе, сельские дети в значительно большей степени идентифицируют себя со своими родителями, чем городские школьники. “Относительная близость в отношениях в сельских поселениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян, в том числе детей, подростков и юношей довольно тесным и охватывающим все стороны жизни”.1

    Город как тип поселения существенно отличается по своим социальным характеристикам от деревни. Во-первых, в них концентрируется значительное количество людей на относительно небольшой территории. Во-вторых, для них характерна высокая степень разнообразия человеческой деятельности. В-третьих, здесь очень высока пространственная, профессиональная и социальная мобильность. Роль города неуклонно росла на протяжении многих столетий. Городское влияние, ощущавшееся деревней и в предшествующее время, сегодня сильнее, чем когда-нибудь. Городские нормы отношения к труду, выработанный в городе образ жизни и связанная с ним система ценностей все глубже и все быстрее пронизывают быт и сельских поселений. Города были пунктами проникновения в культуру новых веяний, центрами ее развития. Они стали законодателями моды в архитектуре и одежде. Так, к примеру, именно из русского города вышли в деревню классическая русская изба-пятистенок, обычай украшать наличники окон затейливой резьбой; в городе сформировались такие типы одежды, надолго обосновавшиеся затем в деревне, как кафтан, сарафан.2 Жизнь городской семьи имеет большие отличия от сельской. Уровень общения в основном ограничивается внутрисемейными отношениями. В городских семьях слабо развита внутрисемейная деятельность. Средние и

особенно крупные города – являются центрами преступного и иного другого отклоняющегося (девиантного) от обычных норм поведения. В целом роль города в оказании влияния на личность заключается в том, что он предоставляет каждому потенциально широкие возможности выбора кругов общения, системы ценностей, стиля жизни, а, следовательно, возможностей самореализации и самоутверждения. Городские условия социализации объективно создают условия также для появления у человека постоянной потребности в новой информации, формирования мобильной реакции на разнообразие стимуляторов, которые содержит в себе городской образ жизни. Другое дело, что в зависимости от типа города, его специфических особенностей, того региона, в котором живет человек, эти возможности существенно различны.

     

 


Глава 4. Средства массовой коммуникации как фактор развития личности

    В современном мире с появлением средств массовой коммуникации чрезвычайно возросла роль технических средств информации: печати, радио, кинематографа, телевидения, компьютеров (особенно в связи с созданием глобальной сети Интернет). Эти средства, обращенные к многомиллионной аудитории, все больше приобретают планетарный характер, дают огромное количество информации, которая часто потребляется пользователем неосознанно, но выливается в сильнейшее средство воздействия на человека.1  Однако рассматривая средства массовой коммуникации как мезофактор влияющий на развитие личности, необходимо иметь в виду, что непосредственным потоком их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, иначе – массовое сознание и поведение. Даже в небольших по территории районах проживания населения, но с отличными (например, этническими, религиозными) признаками с помощью средств массовой коммуникации может формироваться и разный тип восприятия мира, что в конечном итоге определяет и несовпадения в ценностных ориентациях и стиле жизни как отдельных людей, так и групп общества. Техническое оснащение современной цивилизации несет в себе множество проблем, одной из которых является психологическая зависимость потребителя от различных средств массовой коммуникации. Недавний пример Японии с демонстрацией ряда мультфильмов (вызвавших даже физиологические отклонения у детей), электронные игрушки типа Тамогочи (которые по

мнению многих психологов приводят к серьезным нарушением психики ребенка)  подтверждает это. С другой стороны, подобная техносфера, окружающая сегодня человека, рождая все новые компоненты индустрии досуга и портативные средства трансляции информации создает более благоприятные условия для развития человека, в частности, обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации.  



1 Народы мира. Историко-этнографический справочник. – М., 1988. С. 7

1 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М., 1985. С. 6-29

1 Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. – 1992. - № 4-5. С. 37-56

2 Цит. по: Социология // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. С. 132 

1 Лазарев А. Это нам не грозит? // На смену! – 1991. – 19 сентября

1 Цит. по: Социология // Под ред. В.Н. Лавриненко. Указ. соч. С. 131-132

1 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 73

1 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 76

2 Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. – М., 1984. С. 98-99

1 Дмитриев В. Оружие массового оболванивания // Аргументы и факты. – 1995. - № 50

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!