Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Методы психологии»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

    1. В данной ситуации были применены два метода психологии: наблюдение и эксперимент. Для психолога очень важно следить за  объектом (человеком,  группой) в  ожидании, когда  интересующие исследователя  явления  проявятся  так,  что  их  можно будет зафиксировать прямо  или косвенно,  и описать  их. Такой  способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в  события, лишь отслеживает их изменение, называется наблюдением и является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства, и его недостатки. Достоинством является, в частности, то, что объект наблюдения,   как правило, не ощущает себя таковым (т.е. не знает  о том, что за ним наблюдают) и в естественной ситуации (на работе, на уроке, в игре и др.) ведет себя естественно, так, как это для него характерно в данной ситуации. Вместе с тем при использовании наблюдения  неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, психолог, хотя и может до некоторой степени предвидеть изменения  той ситуации, в которой осуществляется наблюдение, не  в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно меняет общую картину, в  которой может теряться та гипотетическая связь между  явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования. Кроме того, наблюдение не может быть свободно от субъективности позиции психолога.

    Эксперимент   отличается   от  наблюдения   в  первую очередь  тем,  что  предполагает   организацию  психологом ситуации  исследования.  Это  позволяет  осуществлять  то, что   невозможно  в наблюдении     относительно  полный контроль  переменных. Понятие «переменная» нуждается в  пояснении,(это    одно  из  основных понятий  для описания  эксперимента  (хотя  его можно  отнести и  к наблюдению).  Под   переменной  понимается   любая  реальность, которая  может   изменяться  в   экспериментальной  ситуации  (цвет стен,  уровень  шума,  время  суток, состояние испытуемого,   состояние    экспериментатора,   перегорающая  лампочка  и  т.д.). Если  в наблюдении  психолог не в  состоянии  часто  даже   предвидеть  изменения,   то  в эксперименте   возможно   эти   изменения   планировать  и не   допускать   возникновения   неожиданностей.   Манипулирование  переменными     одно  из   важных  преимуществ экспериментатора   перед   наблюдателем.  В   самом  деле, если  исследователя  интересует,  как  мы  говорили,  преимущественно  связь  явлений  между  собой,   то  экспериментатор  может,  создав  определенную   ситуацию,  внести в  нее  новый элемент  и определить,  возникнет ли  то изменение  в  ситуации,  которого  он ожидает  как следствие произведенного  им  изменения;  психолог  же,     пользующийся   наблюдением,   вынужден  в   аналогичной  ситуации ждать  возникновения  изменения    того,  которое  экспериментатор произвел по своему усмотрению. Переменная, которую изменяет экспериментатор, называют независимой переменной; переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой. Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменными; для проверки ее экспериментатор должен ввести зависимую переменную и выяснить, что будет происходить с независимой. Например, выдвинута гипотеза о том, что уровень шума в помещении влияет на скорость возникновения утомления (чем выше уровень шума, тем быстрее наступает – утомление).  В  том  случае   экспериментатор  организует ситуацию,   предлагая,   например, приглашенным  испытуемым  выполнять   какую-либо  деятельность   (скажем,  перемножать  числа)  при   определенном  шумовом   фоне;  по уровню  продуктивности  и  точности  работы   через  определенное  время  фиксируется  утомление  (это    время может   быть   индивидуально  для   каждого  испытуемого), результаты  обобщаются. В  следующий  раз  экспериментатор  приглашает  испытуемых,  предлагает  им аналогичную  деятельность,  но  повышает  уровень  шума  относительно  предыдущего, т.е. вводит  независимую переменную,  и,  выявив  время  наступления  утомления,  делает вывод о том, что это время в среднем уменьшилось,  т.е. гипотеза  подтверждена  (уменьшение  времени     изменение  зависимой  переменной).  Однако  вывод  о правомерности  исходной  гипотезы  может   оказаться  преждевременным,  если  не  соблюдено  одно  важное   условие:  в данной    ситуации    должны    быть   проконтролированы остальные  переменные,  т.е.  они должны  быть эквивалентны в  первом и  втором опытах.  В самом  деле, ведь на  скорости   наступления  утомления   может  сказаться очень многое: время суток, семейная ссора,  погода, самочувствие и т.д.  То есть  должно соблюдаться  то, что в обиходе называется «при прочих равных условиях».

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!