Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Методы психологической диагностики»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

    Психологическая диагностика, или установление психологического диагноза,  может пониматься  в широком и  узком смысле.  В широком  смысле она  сближается с измерением  вообще (естественно, психологическим) и может  относиться к любому объекту,  поддающемуся психологическому  анализу,  выступая как  выявление и измерение его свойств. В более узком смысле (и именно такое понимание более распространено) имеется  в виду измерение  индивидуально-психологических особенностей личности. Если эксперимент .в психологии обязан своим появлением В. Вундту, то психодиагностика  восходит к Ф. Гальтону, Дж. Кеттеллу, А. Бине и ряду  других исследователей конца ХIХ - начала ХХ в,   инициировавших измерение индивидуальных различий.              

    В психодиагностическом обследовании  выделяют три основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных; вынесение решения (диагноз  и прогноз). Диагноз  -  как основная  цель диагностики  - может устанавливаться на разных уровнях. На  современном  этапе  психолог   часто  вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психологической диагностике и ее методах чаще  всего говорят в связи со  способами собственно выявления  и измерения. Основными  методами  диагностики  выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тестам и опросники.

    Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога   выполняет   определенную  деятельность (в зависимости   от используемой  методики   это  может быть  решение  задач,  рисование,  рассказ по  картинке и др.), т.е.  проходит определенное  испытание (по-английски “тест” и означает “испытание”,  “проба”, “проверка”),  на  основании  результатов  чего  психолог  делает выводы  о  наличии,  особенностях,  уровне  развития  тех или  иных  свойств.  Отдельные  тесты  представляют стандартные  наборы. заданий  и  материала,  с  которым работает испытуемый;   стандартной  является   и  процедура предъявления  заданий,  хотя  в  некоторых  случаях предусмотрены   некоторые   степени  свободы   для  психолога  -  например,  право задать   дополнительный   вопрос, построить  беседу  по  поводу материала;   стандартна   и процедура  оценки  результатов.    Такая   стандартизация позволяет  сопоставлять  результаты   различных  испытуемых.                                                    

    Тесты весьма  разнообразны.   Существует  множество оснований  для  их  классификации  (тесты   вербальные  и невербальные,  тесты  интеллекта  и  тесты  личности, тесты групповые  и индивидуальные  - соответственно,  в зависимости   от   тестового   материала,   диагностируемых особенностей, формы проведения).1

    Опросниками  называют  методики,  материал которых представляют  вопросы,  на  которые  обследуемый должен ответить,  либо  утверждения,  с  которыми  обследуемый должен  согласиться либо  не согласиться.  Ответы даются  либо  в свободной  форме (опросники  “открытого типа”)  или  выбираются  из  вариантов,   предлагаемых  в опроснике (опросники “закрытого типа”). Различают  опросники-анкеты  и  личностные  опросники.      Опросники-анкеты  предполагают  возможность  получения  информации  об  обследуемом,  не  отражающей непосредственно  его  личностные   особенности.  Таковыми могут  быть  биографические  опросники,  в  ряде случаев - опросники интересов и  опросники установок  (в зависимости  от  того,  насколько  соотносятся конкретные выявляемые  интересы  и  установки с  собственно личностными  психологическими   характеристиками:  например,
опросник,  выявляющий  предпочтительный  выбор  из  перечня  профессий,  или  опросник,  выявляющий  установку  -  отношение к  определенной социальной  группе относятся к опросникам-анкетам). Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей.1

    Разумеется,  тестами  и  опросниками  не  ограничиваются  методики  выявления  и  измерения  психологических особенностей  объекта.  Практический  психолог пользуется в  диагностических целях  наблюдение и  беседой, методиками  анализа  процессов  и  продуктов деятельности, сбором  экспертных  оценок;  мы остановились  на названных в связи  с тем,  что именно  тесты и  опросники чаще всего  оказываются  главным  диагностическим  инструментом.2 

Методы психологической коррекции и психотерапии

    Под психологической коррекцией понимается  деятельность   психолога  по   исправлению  (корректировке) тех  особенностей  психического развития,   которые   по принятой  системе  критериев  не  соответствуют   некоей “оптимальной”  модели.  Психотерапия  - более  узкое понятие, изначально связанное с  лечением психических   и психосоматических  заболеваний   психологическими  средствами,  но  в  последние  годы  распространяемое вообще на   случаи психического  неблагополучия  (внутренние конфликты, депрессии, тревога,  страхи, и  нарушения общения,  и  связанные с  этим переживания  и др.),  в том числе в пределах медицинской нормы.                   

    Методы психологической  коррекции  и  психотерапии многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. С достаточной  условностью  можно  классифицировать  их соответственно специфике основных подходов.                    

    а) Поведенческий подход.  В рамках поведенческого  подхода  отклонения  трактуются  соответственно  принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия
связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью  оптимальных   поведенческих  навыков;  психические расстройства  различного типа,  с точки  зрения поведенческого  подхода,  обусловлены  неадаптивным  поведением.

    б)   Деятельностный   подход,   формировавшийся   преимущественно  в  отечественной психологической школе (с его  принципами  вы познакомились  в соответствующем  разделе) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами,   позволяющими  на   новом  уровне осуществлять  контроль   и управление   внутренней   и внешней  активностью.  Во многих  случаях практикуется первоначальное  овладение  действием  во  внешнем плане и последующая  интериоризация, переход  во внутренний, идеальный план.

    в)  Когнитивистский  подход. В  его основе  лежат теории, описывающие личность  с точки  зрения организации познавательных  структур.  Именно  с  ними  и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях  собственно познавательной  сферы,  но и о  сложностях,  определяющих проблемы  общения,  внутренних  конфликтах и  др.

    г) Психоаналитический подход. При   всех  различиях,   общая  направленность терапии  -  помочь  клиенту  выявить  неосознаваемые причины   тягостных   переживаний  и   болезненных  проявлений;  за счет  их проработки  (в различных  формах) предполагается  возможность  контроля   и  по   крайней  мере частичного  овладения поведением  и, как  следствие, возможность личностного роста.

    д)   Экзистенциально-гуманистический   подход. К нему относят  те теории  и вытекающие  из них  системы личностной  коррекции,  которые  основаны на  философии экзистенциализма,  подчеркивающей  важность проблем  человеческого  становления  и  ответственности  человека  за свое  становление.

    ж)   Психодрама.  Это   направление  связано   с  именем Я.Л.  Морено (1892  - 1974),  американским психологом, которого  многие  авторы  считают   основателем  групповой  психотерапии,  т.е. терапии,  осуществляющейся не в  индивидуальной  работе  психолога  с  одним клиентом, а в работе психолога  с группой,  причем работа  эта может  быть  направлена на одного из участников группы или на  группу в целом. Психодрама  представляет такой метод  групповой  терапии,  при  котором  участники группы   моделируют   в   театрализованной   форме  ситуации, предлагаемые  одним  из  участников  в  виде  рассказа  о событиях  его   жизни, сновидениях, возможны варианты с  использованием  литературных  текстов  или   их  пересказов.  Сам рассказчик  (протагонист),   в  зависимости от   избранной  формы   работы,  может   быть  участником или  зрителем,  в  большей  или  меньшей  степени  влиять на   ход   драматизации.   Важными   условиями   являются доброжелательность   группы,    спонтанность   поведения, импровизация.   “Проживая”   важные   ситуации,   человек по-новому  осознает  проблемы,  способы  собственного реагирования,  отношения  к  событиям, ценностям, конкретным   людям,   открывает  новые   возможности  построения отношений  и   самореализации.

    3)  Телесно-ориентированный  подход. Выделение   телесно-ориентированного  подхода  в  одном  ряду  с психоаналитическим,  поведенческим и  др., не  вполне корректно, т.к. он не  представляет единую  теоретическую платформу;  вместе  с  тем  мы  сочли  важным  сказать  о нем специально,  т.к.  в  последнее время  принцип “лечения души”  через  воздействие  на  тело становится  все более распространенным.

    и)  Психосинтез.  Это  направление  связано с именем его основателя  Роберто Ассаджиоли  (1888 -  1974), который начинал  как психоаналитик,  став его  пионером в Италии.  Представление  о  личности в  психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя  частично с  ним соотносится.  Ассаджиоли  рассматривает  семь  составляющих:  низшее  бессознательное (инстинктивные  побуждения, страсти, примитивные желания и др.);  среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут  легко осознаться, аналог фрейдовского  предсознательного); высшее бессознательное,  или сверхсознание  (высшие чувства и способности - интуиция, вдохновение);  поле сознания   -   анализируемые  мысли,   чувства,  побуждения; сознательная  самость  - “Я”  - точка  ясного осознавания;  высшая  самость  -  своего рода  “внутренний бог”. Важную  роль  в  психосинтезе играет  понятие публичностей  -  как  бы  относительно   независимых  личностей внутри  нас;  например, субличности  могут соответствовать  ролям,  которые  мы  играем  в жизни.  В процессе терапии  клиент  узнает  о различных  составляющих своей  личности и  научается различать  их от  самого себя (“мое,  но  не  я”)  при  помощи  специальных процедур, благодаря  чему   возможно  расширение   поля  сознания до всего объема бессознательного и  постепенного открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает  кульминацию  самораскрытия,  самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

    к)  Трансперсональный  подход. В трансперсональной психологии, в частности,  используются понятия “коллективное бессознательное”, “сверхсознание” и т.д., в психотических состояниях  видится духовный  кризис и  ресурс саморазвития.  Главной отличительной  чертой трансперсонального  подхода модель  человеческой  души, в  которой  признаются  значимость духовного  и космического  измерений  и  возможностей  для  эволюции  сознания и готовность последовать  за клиентом в новые сферы  опыта. Соответственно,  особые переживания,  возникающие  в  измененном  состоянии  сознания  (например, перинатальные  воспоминания, т.е. воспоминания о процессе  рождения)  позволяют клиенту встретиться  не  просто с  собственным бессознательным, но  прожить  опыт,  соотносимый  с  названными  измерениями.1



1 Петровский А.В. С. 103-106

1 Петровский А.В. С. 106-111

2 Общая психология: (курс лекций). Указ. соч. С. 95-99

1 Общая психология: (курс лекций). Указ. соч. С. 99-102

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!