Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Психологическая диагностика, или установление психологического диагноза, может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вообще (естественно, психологическим) и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств. В более узком смысле (и именно такое понимание более распространено) имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Если эксперимент .в психологии обязан своим появлением В. Вундту, то психодиагностика восходит к Ф. Гальтону, Дж. Кеттеллу, А. Бине и ряду других исследователей конца ХIХ - начала ХХ в, инициировавших измерение индивидуальных различий.
В психодиагностическом обследовании выделяют три основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных; вынесение решения (диагноз и прогноз). Диагноз - как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях. На современном этапе психолог часто вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психологической диагностике и ее методах чаще всего говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основными методами диагностики выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тестам и опросники.
Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога выполняет определенную деятельность (в зависимости от используемой методики это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и др.), т.е. проходит определенное испытание (по-английски “тест” и означает “испытание”, “проба”, “проверка”), на основании результатов чего психолог делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты представляют стандартные наборы. заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусмотрены некоторые степени свободы для психолога - например, право задать дополнительный вопрос, построить беседу по поводу материала; стандартна и процедура оценки результатов. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.
Тесты весьма разнообразны. Существует множество оснований для их классификации (тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты групповые и индивидуальные - соответственно, в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей, формы проведения).1
Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться либо не согласиться. Ответы даются либо в свободной форме (опросники “открытого типа”) или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники “закрытого типа”). Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например,
опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку - отношение к определенной социальной группе относятся к опросникам-анкетам). Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей.1
Разумеется, тестами и опросниками не ограничиваются методики выявления и измерения психологических особенностей объекта. Практический психолог пользуется в диагностических целях наблюдение и беседой, методиками анализа процессов и продуктов деятельности, сбором экспертных оценок; мы остановились на названных в связи с тем, что именно тесты и опросники чаще всего оказываются главным диагностическим инструментом.2
Методы психологической коррекции и психотерапии
Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей “оптимальной” модели. Психотерапия - более узкое понятие, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но в последние годы распространяемое вообще на случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревога, страхи, и нарушения общения, и связанные с этим переживания и др.), в том числе в пределах медицинской нормы.
Методы психологической коррекции и психотерапии многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. С достаточной условностью можно классифицировать их соответственно специфике основных подходов.
а) Поведенческий подход. В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия
связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью оптимальных поведенческих навыков; психические расстройства различного типа, с точки зрения поведенческого подхода, обусловлены неадаптивным поведением.
б) Деятельностный подход, формировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе (с его принципами вы познакомились в соответствующем разделе) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация, переход во внутренний, идеальный план.
в) Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и др.
г) Психоаналитический подход. При всех различиях, общая направленность терапии - помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений; за счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и по крайней мере частичного овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.
д) Экзистенциально-гуманистический подход. К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое становление.
ж) Психодрама. Это направление связано с именем Я.Л. Морено (1892 - 1974), американским психологом, которого многие авторы считают основателем групповой психотерапии, т.е. терапии, осуществляющейся не в индивидуальной работе психолога с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа эта может быть направлена на одного из участников группы или на группу в целом. Психодрама представляет такой метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях, возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов. Сам рассказчик (протагонист), в зависимости от избранной формы работы, может быть участником или зрителем, в большей или меньшей степени влиять на ход драматизации. Важными условиями являются доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. “Проживая” важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации.
3) Телесно-ориентированный подход. Выделение телесно-ориентированного подхода в одном ряду с психоаналитическим, поведенческим и др., не вполне корректно, т.к. он не представляет единую теоретическую платформу; вместе с тем мы сочли важным сказать о нем специально, т.к. в последнее время принцип “лечения души” через воздействие на тело становится все более распространенным.
и) Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли (1888 - 1974), который начинал как психоаналитик, став его пионером в Италии. Представление о личности в психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. Ассаджиоли рассматривает семь составляющих: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осознаться, аналог фрейдовского предсознательного); высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности - интуиция, вдохновение); поле сознания - анализируемые мысли, чувства, побуждения; сознательная самость - “Я” - точка ясного осознавания; высшая самость - своего рода “внутренний бог”. Важную роль в психосинтезе играет понятие публичностей - как бы относительно независимых личностей внутри нас; например, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жизни. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя (“мое, но не я”) при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенного открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.
к) Трансперсональный подход. В трансперсональной психологии, в частности, используются понятия “коллективное бессознательное”, “сверхсознание” и т.д., в психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Главной отличительной чертой трансперсонального подхода модель человеческой души, в которой признаются значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Соответственно, особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания (например, перинатальные воспоминания, т.е. воспоминания о процессе рождения) позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измерениями.1
1 Петровский А.В. С. 103-106
1 Петровский А.В. С. 106-111
2 Общая психология: (курс лекций). Указ. соч. С. 95-99
1 Общая психология: (курс лекций). Указ. соч. С. 99-102
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!