Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Методы изучения воспитательного потенциала семьи»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

В настоящее время ведется интенсивный поиск путей повышения воспитательного потенциала семьи в социальном воспитании ребенка. Особое значение приобретает проблема его изучения, которая решается, прежде всего, в новом направлении педагогической науки – социальной педагогике. Объектом социальной педагогики выступает целостная система социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения. Предметом – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течении всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды. Основной методологический принцип социальной педагогики: семья – основной институт социализации психологии.

    В педагогике нет никакой категории, которая столь важна для развития педагогической практики, какой является категория “метод”. Однако не смотря на многочисленные дискуссии, категория “метод” остается далеко еще не исследованной, а существующие определения – более чем спорными.

    Понятие “метод” (от греческого слова “методос” – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В словаре Ожегова С.И. “Метод” – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято называть методологией. Методология дословно означает “учение о методах” (ибо этот термин происходит от греческих слов: “методос” – метод и “логос” – учение).

    Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.     

    К эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; 2) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; 3) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; 4) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести: 1) формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; 2) аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом – утверждений; доказательства истинности которых не требуется; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие обобщения научных фактов – возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т.п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

    В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы.

    К третьей группе методов научного познания относят методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (например, педагогика, психология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них.(2, с.14-29)

    В научно-педагогической выделяют методы, объединенные в три большие группы:

q      метод исследования;

q      метод воспитания;

q      метод социальной помощи.

    В данной работе нас интересуют методы исследования воспитательного потенциала семьи. Методы исследования – это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей для построения теорий работы.

    Торохтий В.С. считает, что в классификации методов важную роль играет мотивационные характеристики деятельности специалиста и поведения семьи, как малой социальной группы с учетом социальной роли, возраста, авторитета и т.д. членов семьи. Для практической деятельности он выделяет три группы психолого-педагогических методов обеспечения социальной работы с семьей: теоретические, эмпирические и математические. (58, с.48) Среди социально-психологических методов исследования воспитательного потенциала семьи наибольшее распространение получили методы сбора информации: беседа, анкетирование, групповой эксперимент, социометрия, тестирование, посещение на дому.

    Рассмотрим их более подробно.

    Наблюдение – этот метод изучения предполагает целенаправленную систематическую фиксацию проявления воспитательного потенциала семьи (поведение семьи).

    Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи социального педагога с объектом наблюдения.

    Наблюдение верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, его цель и задачи, время, длительность и предполагаемый результат. Результаты наблюдений дают социальному педагогу основу для корректировки воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение воспитательного потенциала семьи с уточненной целью.

    Существуют различные виды наблюдений:

    Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (социальным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей. Выделяются три позиции:

q      исследователь-свидетель (лицо нейтральное);

q      исследователь-руководитель педагогического процесса;

q      исследователь-участник педагогического процесса (включены в состав испытуемых).

    В зависимости от роли, в которой социальный педагог выступает, строится программа наблюдений, избираемая методика и техника накопления и фиксирования фактов.

    Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Успех дела при косвенном наблюдении зависит от подготовки участников исследования, от четкого и содержательного инструктирования.

    Скрытое наблюдение за деятельностью семьи, не осознающих подконтрольности, дает реалистическую картину процесса. Этот вид наблюдения представляется противоречивым, но весьма ценным.

    Непрерывное наблюдение используется в том случае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от начала до его завершения.

    К дискретному (прерывистому) наблюдению обращаются, когда педагогический процесс скрыт, а взору исследователя открываются его явления, вызываемые задуманными ситуациями, например, поведения членов семьи в определенных обстоятельствах. Подстерегая обстановку или создавая ее умышленно, социальный педагог наблюдает “кадр” изучаемого процесса.

    Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним и объективным.

    При изучении воспитательного потенциала семьи наблюдение может быть сплошным (в таком случае изучаются все семьи) и выборочным (изучается только определенные категории семей); длительным и ограниченным относительно небольшим промежутком времени: включенным (наблюдение социальных явлений изнутри семьи) и невключенным (изучение проблем извне). (14, с.59)

    Для наблюдения выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения ребенка с родителями, способы принятого стиля обращения друг с другом. Например, при посещении социального педагога в школе. Все это проявляется достаточно выразительно. Наблюдения в данной ситуации дают возможность выяснить следующие вопросы:

q      что родители считают важным для себя и своего ребенка в работе социального педагога, как они понимают назначения и цели социальной работы и помощи – об этом свидетельствуют их вопросы или отсутствие их, просьбы;

q      настрой ребенка и родителей на помощь социального педагога, характер и тон их общения между собой.

    Мы считает применение этого метода позволяет фиксировать события социальной жизни семьи в момент их протекания и получать информацию о действиях членов семьи вне зависимости от их установок на “желательное”, “одобрительное” поведение. Как недостаток этого метода следует отметить влияние субъективного фактора, обусловленного личностными качествами специалиста и особенностями жизнедеятельности семьи. На объективности результатов изучения воспитательного потенциала семьи сказывается ограниченность сферы наблюдения рамками “допустимости” посторонних в семью и адаптивность специалиста к наблюдаемым явлениям, событиям. Т.е. продуктивность наблюдения зависит то того, как исследователь комбинирует его с другими методами.

    Наконец, наблюдение требует значительных затрат времени и выбора нужных условий жизнедеятельности семьи. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

    В системе методов изучения воспитательного потенциала семьи важное место занимают опросные методы. К ним относятся беседы, интервью, анкеты, а также тексты.

    Беседа и интервью – это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя, а анкета – письменный опрос. Опрашивающих называют интервьюерами, опрашиваемых – респондентами.

    Беседа как один из методов предполагает получение информации об изучаемом явлении (в данном случае о воспитательном потенциале семьи) в логической форме, как от изучаемой семьи, ее членов, так и от окружающих ее семей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения, независимых характеристик (этот метод предполагает не только использование беседы, но и анализ документов, анкетные инструментарии и т.д.).(14, с. 58)

    Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, комических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующими исследователя проблемам. Но беседы – очень сплошной и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясно при наблюдении или использовании иных методов.(15, с.51)

    Для успешного применения результатов беседы определяется ее цель, программа, объект, предмет разговора, отдельные вопросы, а также место и время ее проведения.

    Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма используют специальные меры. К ним относятся:

q      наличие четкого продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

q      обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связь;

q      варьирование вопросов, постановка в удобной для собеседника форме;

q      умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

    Беседа может быть индивидуальной и коллективной. Ознакомительные беседы должны быть короткими и иметь значимое для данных родителей (или других членов семьи) содержание. Вопросы, намеченные к выяснению заранее, следует “вплетать” в ход разговора. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, это повышает уверенность в истинности полученной информации.

    Успех беседы зависит от заинтересованности социального педагога в предмете разговора, от умения вызывать собеседника (или собеседников) на откровенность. Ход беды с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства позволяют делать это и незаметно для испытуемых.

    Чтобы получить информацию о типичности тех или иных явлений, происходящих в семье, целесообразно использовать метод анкетирования – это метод, не только позволяющий системой вопросов получить необходимую информацию одновременно от значительного числа семей или категорий клиентов, представляющих определенные группы семей. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, суждения семьи по тем или иным вопросам реальной действительности. На результативность анкетирования влияет ряд условий: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих надежную информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесении корректив в содержание анкеты.

    Одним их эффективных методов опосредованного изучения семьи является анализ результатов ее деятельности. Содержание данного метода обусловлено оценкой конечных и промежуточных результатов жизнедеятельности семьи и способов их достижения. Метод может дополняться анализом внутрисемейного поведения, то есть оценкой поступков каждого члена семьи. Важную информацию содержат не только сами по себе результаты, но и жизненные установки, семейные цели, способы и приемы их реализации.

    Групповой эксперимент – метод изучения, суть которого заключается  в активном вмешательстве специалиста в социально-психологические явления семьи в целях их изучения, в заранее запланированных параметрах и вариантных условиях. В практике социальной работы с семьей более распространенным является естественный эксперимент. Он проводится в привычных естественных для семьи условиях жизни и деятельности, зачастую созданная в эксперименте ситуация может остаться вне сознания его участников. В этом случае положительным для изучения фактором является полная естественность поведения испытуемых. В то же время экспериментальная ситуация может создаваться открыто, а сами испытуемые являясь участниками экспериментальной ситуации, не догадываются о ее направленности. Использование этого метода имеет смысл тогда, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.

    Многие методики изучения семьи нередко содержат в себе элементы социометрии – методы, позволяющие фиксировать межличностные отношения в семье. Социометрия позволяет сделать “психологический снимок” внутренней структуры семьи, проникнуть в скрытую от постороннего наблюдателя структуру взаимных симпатий и антипатий, предпочтений и отталкиваний.

    Одним из специфических способов изучения состояния семьи, позволяющего собирать ценный фактический материал, является метод тестов. Данный метод наиболее распространен и предполагает не только диагностику, т.е. определение уровня развития психолого-педагогических явлений семьи в определенный момент, но и психопрогностику, т.е. учитывать неравномерность этих явлений в будущем.

    Еще одним из методов изучения является посещение семьи на дому. Этот метод служит для подтверждения имеющихся сведений и сложившихся впечатлений о детях и семье.

    Такова краткая характеристика методов, наиболее значимых для определения воспитательного потенциала семьи.

    Следует отметить, что ни один из рассмотренных методов, взятый сам по себе, не может претендовать на универсальность, на полную гарантию объективности получаемых сведений о семье. Поэтому каждый специалист (исследователь социальных проблем семьи) стремится, с одной стороны, к совершенствованию техники применения любого конкретного метода, а с другой – к комплексному взаимоконтролирующему использованию разных методов для изучения одной и той же проблемы, получения существенных и практических результатов.

    Эффективность работы социального педагога с семьей в существенной мере зависит от знаний особенностей ее воспитательного потенциала. Его изучение  заключается в выяснении с помощью вышеописанных методов конкретных условий жизни семьи и системы взаимоотношений в ней.

    В первую очередь это изучение структуры семьи, включающей в себя три компонента: характеристика состава семьи, культурный стиль и идеология семьи.

    В практике социально-педагогической работы изучения состава семьи может осуществляться методом беседы с родителями и посещения семьи. Обобщение результатов данной работы можно оформить с помощью таблицы (Приложение №7).

    Следующим компонентом структуры семьи является ее культурный стиль. Культурные особенности семьи – это ее традиции, образовательный уровень ее членов. Поведение семьи в случае нарушения развития ребенка, ее возможности приспособиться к этой ситуации, а также доверие семьи к социальному окружению и способность запросить помощь.

    Семейная идеология – последний компонент семейной структуры. Она состоит из верований, целостных ориентаций и стратегий поведения членов семьи в стрессовых ситуациях.

    Учет этих компонентов позволит более глубоко изучать воспитательный потенциал семьи и дифференцированно строить социально-педагогическую работу с семьями, имеющими деформацию семейной структуры.

    При изучении воспитательного потенциала семьи большое значение имеет умение не только подобрать методы его изучения, но и умение определять критерии оценки и уровневые характеристики воспитательного потенциала семьи. В научной литературе представлены программы изучения воспитательного потенциала семьи (метод рекомендованный И.В. Фадеевой).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!