Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Методики изучения игровой деятельности глухих детей»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

В конце раннего детства малыш включается в разные виды игр – подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятель­ности дошкольника, отвечающим главной его потребно­сти – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотруд­ничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами (варит суп в кастрюльке, причесывает кук­лу), а затем взаимоотношения между людьми (медсестра аккуратно делает пациенту укол, воспитательница забот­ливо одевает детей на прогулку). Этот сложный вид дея­тельности состоит из многих компонентов: игровые дей­ствия, игровые предметы, правила, ролевые взаимоотно­шения. Основная единица игры – роль взрослого, кото­рую выполняет малыш. Игра оказывает огромное влия­ние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, т.е. умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учит­ся устанавливать взаимоотношения со сверстниками, пла­нировать свои действия, оценивать свое поведение и по­ведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Повторить вопросы: 

характеристика игры в раннем детстве; предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры; 

структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве;

развитие самооценки в дошкольном возрасте.

2. Составить таблицу «Развитие игровой деятельно­сти ребенка от 1 года до 3 лет».

3. Проанализировать протокол.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 1-7 лет

Материал. Оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования. Воспитатель наблюдает за самосто­ятельной игрой детей.

Примерная схема анализа данных игровой деятельно­сти глухих детей от 1 года до 3 лет.

1. Принятие малышом воображаемой ситуации:

– действие в условном, воображаемом плане (напри­мер, ребенок подносит ко рту куклы конфету и сам изо­бражает удовольствие, причмокивает);

– использование и называние предметов, отсутству­ющих в данный момент (например, малыш предлагает мишке суп, которого в тарелке нет);

– осознание условности ситуации игры («понарош­ку», «не по-правде»).

2. Самостоятельная постановка целей и решение иг­ровых задач, дошкольником. Об этом говорят умения:

– начать игру по своей инициативе;

– решать игровые задачи самостоятельно.

3. Содержание игровой деятельности ребенка:

– отражение в игре способов действия с предметами,

их физических свойств или социального назначения жиз­ненных ситуаций и впечатлений (например, девочка кор­мит ложкой куклу, с помощью расчески причесывает ее, мальчик возит на игрушечной машине мишку).

4. Предпосылки принятия какой-либо роли: называ­ет ли себя ребенок именем взрослого и когда он это делает – до начала игры, в ходе ее или по окончании.

5. Характеристика игровых действий дошкольника:

– направленность действий на результат или на до­стижение условной цели;

– обобщенность и условность;

– какие действия освоены и как их ребенок соеди­няет?

6. Характеристика игровых предметов (желательно выяснить, какие ребенок предпочитает, насколько ве­лико их разнообразие, каково использование):

– игрушек;

– воображаемых предметов;

– предметов-заместителей (по чьей инициативе ма­лыш использует заместителя, каково содержание этих предметов, как они обозначаются словом?).

7. Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности:

– реакция на предложение взрослого поиграть;

– желание привлечь взрослых к совместной игре.

8. Взаимодействие со сверстниками:

– интерес к игре сверстников, желание в нее вклю­читься;

– стремление играть одному или с детьми;

– основа для взаимодействия (место для игры, иг­ровые действия, предметы);

– характер взаимодействия (разделение действий: один накладывает кубики, другой возит; обмен действиями, на­пример, покупатель – продавец; ситуации, когда один вы­ступает для другого объектом действия: парикмахер и кли­ент);

– причины возникновения, протекания и разрешение конфликтов.

9. Проявление творчества в игре:

– перенос освоенных игровых действий на другие пред­меты (когда малыш научился кормить мишку, он стал кормить куклу и котенка);

– желание вносить в игру новое;

– умение по-разному сочетать события, а не дейст­вовать по стереотипу.

Примерная схема анализа игры и уровня притязаний у глухих детей 3-7 лет.

Особенности   игровой  деятельности:

1. Характеристика ролей, которые выполняет до­школьник в игре:

– называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ре­бенка поставить себя на место другого человека. Переход к называнию роли до начала игры («Я буду мамой, вра­чом, продавцом») говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;

– какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?

– может ли передать и как отличительные особен­ности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотноше­ний и нравственные нормы (доктор внимателен к пациен­ту)? Если ребенок передает в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознает их;

– какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, про­давец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь про­являются не только интересы ребенка к той или иной сфере деятельности, но и процессы половой социализа­ции, когда мальчик не хочет исполнять женскую роль. Отметим две линии в развитии ролевого поведения до­школьников. Первая связана с увеличением разнообра­зия, вторая – со все большим пониманием функций взрос­лого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутрен­нюю сущность, смысл и мотивы деятельности.

2. Отношение к правилам игры:

– соотносит ли дошкольник правила со взятой на се­бя ролью, действует ли в соответствии с ними; как и в каких ситуациях нарушает правила; как реагирует на за­мечания других детей по поводу нарушения правил (при­знает их справедливость и изменяет свое поведение, на­стаивает на своем, идет на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому и пр.); как реагирует на наруше­ние правил другими людьми (делает замечания, отстаива­ет свой способ действия, не замечает и пр.); как мотиви­рует необходимость выполнять правила?

Важно проследить, как ребенок мотивирует необхо­димость выполнять правила игры, подчиняется ли им доб­ровольно, следит ли за выполнением правил партнерами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

3. Характеристика игровых действий:

– развернутость (подробные или сокращенные с предметами, действия во внутреннем мысленном пла­не). Обобщенность действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;

– сформированы ли у ребенка и какие игровые уме­ния и навыки, умеет ли он отразить с помощью игро­вых действий функции взрослого?

– взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь де­лает действия обобщенными и обеспечивает более глу­бокое постижение ребенком функций взрослого, роль ко­торого он выполняет;

– осознает ли ребенок, что игровое действие, вообра­жаемая ситуация не реальны, а условны – «как будто», «понарошку».

4. Игровые предметы, их характеристика (желательно выяснить, какие ребенок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):

– как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наобо­рот)? В последнем случае можно говорить о планирова­нии игры;

– игрушки;

– воображаемые предметы;

– предметы-заместители (какие предметы и чем заме­щает ребенок, как называет заместители, по чьей инициа­тиве их использует – по своей, сверстника или взрослого; случайно, например увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно: «Нужна ложка. Вот палочка подой­дет»; в каких ситуациях принимает значение заместите­лей от сверстников?);

– природный материал.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотно­шений между детьми в игре:

– какие нормы поведения и функции взрослых от­ражает дошкольник в игре?

– по какому поводу возникают между детьми реаль­ные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?

– по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимо­связаны возникновение, развитие и разрешение конфлик­тов со сформированностью у ребенка нравственно-воле­вых качеств, организаторских умений и коммуникатив­ных навыков.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

– как велико их разнообразие (следует указать их ис­точник: бытовая, профессиональная деятельность, телепе­редачи, кино- и мультипликационные фильмы, литера­турные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Напомним, что разнообразие сюжетов зависит от возра­ста, знаний, интересов ребенка, эмоциональной привле­кательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;

– как долго ребенок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произволь­ности в деятельности, свойств внимания, волевых ка­честв: настойчивости, самостоятельности, целеустремлен­ности, а также возрастом ребенка;

– почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, по инициативе самого ребенка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;

– сколько сюжетов и какие объединяет ребенок в од­ной игре? Соединение нескольких сюжетов в один свиде­тельствует о богатстве знаний, представлений, воображе­ния малыша.

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребенок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).

Особенности уровня притязаний ре­бенка в игре:

– отношение к ситуации распределения ролей (прояв­ляет инициативу, навязывая роли другим; берется только за выполнение главных, избегая второстепенных; отказы­вается от главных, что говорит о низком уровне притяза­ний, застенчивости, робости, неуверенности в себе);

– отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее показатель низкого уровня притязаний;

– самостоятельность: действует сам или ждет указа­ния партнера, берется или нет за выполнение трудных заданий. Таким образом можно установить уровень це­лей, которые ставит перед собой ребенок;

– реакция на неудачи. Обычно уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха;

– соответствие взятой на себя роли реальным умени­ям, знаниям и представлениям ребенка. Если он претен­дует на главные роли, но не справляется с их выполнени­ем, можно говорить о завышенном уровне притязаний. Подчеркнем, что подобная ситуация в 3-4 года чаще свя­зана с такими возрастными особенностями, как ситуативность поведения, неумение сдержать себя, несформированность коммуникативных умений и навыков. В отношении старшего дошкольника следует говорить о не­достатках в развитии самооценки, произвольной регуля­ции и коммуникативных умениях и навыках.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!