Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В конце раннего детства малыш включается в разные виды игр – подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами (варит суп в кастрюльке, причесывает куклу), а затем взаимоотношения между людьми (медсестра аккуратно делает пациенту укол, воспитательница заботливо одевает детей на прогулку). Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, правила, ролевые взаимоотношения. Основная единица игры – роль взрослого, которую выполняет малыш. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, т.е. умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне.
1. Повторить вопросы:
характеристика игры в раннем детстве; предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры;
структура сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве;
развитие самооценки в дошкольном возрасте.
2. Составить таблицу «Развитие игровой деятельности ребенка от 1 года до 3 лет».
3. Проанализировать протокол.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 1-7 лет
Материал. Оборудование для игровой деятельности.
Ход исследования. Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Примерная схема анализа данных игровой деятельности глухих детей от 1 года до 3 лет.
1. Принятие малышом воображаемой ситуации:
– действие в условном, воображаемом плане (например, ребенок подносит ко рту куклы конфету и сам изображает удовольствие, причмокивает);
– использование и называние предметов, отсутствующих в данный момент (например, малыш предлагает мишке суп, которого в тарелке нет);
– осознание условности ситуации игры («понарошку», «не по-правде»).
2. Самостоятельная постановка целей и решение игровых задач, дошкольником. Об этом говорят умения:
– начать игру по своей инициативе;
– решать игровые задачи самостоятельно.
3. Содержание игровой деятельности ребенка:
– отражение в игре способов действия с предметами,
их физических свойств или социального назначения жизненных ситуаций и впечатлений (например, девочка кормит ложкой куклу, с помощью расчески причесывает ее, мальчик возит на игрушечной машине мишку).
4. Предпосылки принятия какой-либо роли: называет ли себя ребенок именем взрослого и когда он это делает – до начала игры, в ходе ее или по окончании.
5. Характеристика игровых действий дошкольника:
– направленность действий на результат или на достижение условной цели;
– обобщенность и условность;
– какие действия освоены и как их ребенок соединяет?
6. Характеристика игровых предметов (желательно выяснить, какие ребенок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
– игрушек;
– воображаемых предметов;
– предметов-заместителей (по чьей инициативе малыш использует заместителя, каково содержание этих предметов, как они обозначаются словом?).
7. Взаимодействие малыша со взрослым в игровой деятельности:
– реакция на предложение взрослого поиграть;
– желание привлечь взрослых к совместной игре.
8. Взаимодействие со сверстниками:
– интерес к игре сверстников, желание в нее включиться;
– стремление играть одному или с детьми;
– основа для взаимодействия (место для игры, игровые действия, предметы);
– характер взаимодействия (разделение действий: один накладывает кубики, другой возит; обмен действиями, например, покупатель – продавец; ситуации, когда один выступает для другого объектом действия: парикмахер и клиент);
– причины возникновения, протекания и разрешение конфликтов.
9. Проявление творчества в игре:
– перенос освоенных игровых действий на другие предметы (когда малыш научился кормить мишку, он стал кормить куклу и котенка);
– желание вносить в игру новое;
– умение по-разному сочетать события, а не действовать по стереотипу.
Примерная схема анализа игры и уровня притязаний у глухих детей 3-7 лет.
Особенности игровой деятельности:
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:
– называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребенка поставить себя на место другого человека. Переход к называнию роли до начала игры («Я буду мамой, врачом, продавцом») говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;
– какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?
– может ли передать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребенок передает в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознает их;
– какие роли в игре ребенок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляются не только интересы ребенка к той или иной сфере деятельности, но и процессы половой социализации, когда мальчик не хочет исполнять женскую роль. Отметим две линии в развитии ролевого поведения дошкольников. Первая связана с увеличением разнообразия, вторая – со все большим пониманием функций взрослого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутреннюю сущность, смысл и мотивы деятельности.
2. Отношение к правилам игры:
– соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними; как и в каких ситуациях нарушает правила; как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признает их справедливость и изменяет свое поведение, настаивает на своем, идет на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому и пр.); как реагирует на нарушение правил другими людьми (делает замечания, отстаивает свой способ действия, не замечает и пр.); как мотивирует необходимость выполнять правила?
Важно проследить, как ребенок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит ли за выполнением правил партнерами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.
3. Характеристика игровых действий:
– развернутость (подробные или сокращенные с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщенность действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;
– сформированы ли у ребенка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?
– взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщенными и обеспечивает более глубокое постижение ребенком функций взрослого, роль которого он выполняет;
– осознает ли ребенок, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны – «как будто», «понарошку».
4. Игровые предметы, их характеристика (желательно выяснить, какие ребенок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
– как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)? В последнем случае можно говорить о планировании игры;
– игрушки;
– воображаемые предметы;
– предметы-заместители (какие предметы и чем замещает ребенок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует – по своей, сверстника или взрослого; случайно, например увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно: «Нужна ложка. Вот палочка подойдет»; в каких ситуациях принимает значение заместителей от сверстников?);
– природный материал.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
– какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?
– по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?
– по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребенка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.
6. Характеристика сюжетов в играх детей:
– как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино- и мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Напомним, что разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний, интересов ребенка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;
– как долго ребенок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, а также возрастом ребенка;
– почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, по инициативе самого ребенка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;
– сколько сюжетов и какие объединяет ребенок в одной игре? Соединение нескольких сюжетов в один свидетельствует о богатстве знаний, представлений, воображения малыша.
7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребенок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).
Особенности уровня притязаний ребенка в игре:
– отношение к ситуации распределения ролей (проявляет инициативу, навязывая роли другим; берется только за выполнение главных, избегая второстепенных; отказывается от главных, что говорит о низком уровне притязаний, застенчивости, робости, неуверенности в себе);
– отношение к выполнению незнакомой роли, отказ от нее – показатель низкого уровня притязаний;
– самостоятельность: действует сам или ждет указания партнера, берется или нет за выполнение трудных заданий. Таким образом можно установить уровень целей, которые ставит перед собой ребенок;
– реакция на неудачи. Обычно уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха;
– соответствие взятой на себя роли реальным умениям, знаниям и представлениям ребенка. Если он претендует на главные роли, но не справляется с их выполнением, можно говорить о завышенном уровне притязаний. Подчеркнем, что подобная ситуация в 3-4 года чаще связана с такими возрастными особенностями, как ситуативность поведения, неумение сдержать себя, несформированность коммуникативных умений и навыков. В отношении старшего дошкольника следует говорить о недостатках в развитии самооценки, произвольной регуляции и коммуникативных умениях и навыках.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!