Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Материалы по праву»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

 

Судебные приставы

                                                                                         

Нормативная основа: Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. (с изменениями), Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. (с изменениями)

 

Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 21 года, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя – высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, либо в отношении которого осуществляется уголовное преследование или уголовное преследование было прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

На судебных приставов возлагаются задачи по:

·  обеспечению установленного порядка деятельности судов;

·  осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц;

·  исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

 

Права и обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

1.          обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещения суда безопасность судей,  присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

2.          поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда, а также выполнять распоряжения судей, по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

3.          обеспечивать охрану здания, помещений суда, в том числе в круглосуточном режиме в случае принятия такого решения;

4.          осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову  суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или  судебного пристава-исполнителя – на основании постановления этих должностных лиц;

5.          обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств  к  месту проведения судебного заседания;

6.          по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц ФССП при исполнении ими служебных обязанностей;

7.          при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

8.          входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи) – при  осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи);

9.          проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, в зданиях и помещениях ФССП, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову  суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

10.       на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ, до пункта пропуска через Государственную границу РФ;

11.      осуществлять производство по делам об административных правонарушениях против интересов правосудия и т.д.

 

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей:

1.          принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению    актов судов и иных органов либо должностных лиц;

2.          запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов на территории РФ  или иностранных государств,  в порядке, установленном международным договором РФ, а также получать от них необходимую информацию, справки, объяснения;

3.          проводить проверку, в том числе финансовых документов, по  исполнению исполнительных документов;

4.          входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые  должниками или другими лицами либо принадлежащие должнику или иным лицам в целях исполнения исполнительных документах, осматривать нежилые помещения и хранилища, а при необходимости вскрывать их;

5.          с письменного разрешения старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

6.          арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное и изъятое  имущество;

7.          налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных учреждениях;

8.          объявлять и производить  розыск должника, его имущества, розыск ребенка – самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

9.           устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ;

10.       вызывать стороны исполнительного производства (их представителей),      рассматривать их заявления и ходатайства;

11.       взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц, в случаях, установленных  ФЗ «Об исполнительном производстве»;

12.      осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и т.д.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители при выявлении признаков преступления должны составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и т.д.

 

Старшие судебные приставы осуществляют полномочия органов дознания по расследованию преступлений в пределах своей компетенции.

Статус адвоката

 

Адвокат – это независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

 Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

 

Статус адвоката могут приобрести лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, или учёную степень по юридической специальности, а также стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (на должностях, указанных в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ») либо прошедшие стажировку в любом из адвокатских образований сроком от одного года до двух лет.

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

 

Не могут претендовать на присвоение статуса адвоката и заниматься адвокатской деятельностью лица:

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления;

- признанные по решению суда недееспособными или ограничено дееспособными.

 

Лица, статус адвоката которых был прекращен за дисциплинарный проступок, допускаются к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката не ранее чем через три года со дня прекращения статуса.

 

Статус адвоката присваивается по решению квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, и это решение вступает в силу с момента принятия адвокатом присяги.

Присвоенный статус не ограничивается определённым сроком или возрастом, но по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» этот статус может быть приостановлен и прекращён.

 

Адвокат не вправе:

- вступать в трудовые отношения в качестве работника, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- замещать государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности или должности государственной службы;

- заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме личного участия в процессе реализации товаров, выполнении работ,  оказании услуг;

- вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги, за исключением деятельности по урегулированию правовых споров, а также участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества по безвозмездному оказанию юридической помощи.

Законодательством установлены определённые гарантии независимости адвоката, например, запрещено допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

 

Адвокат обязан:

1) Квалифицированно оказывать юридическую помощь доверителям любыми средствами и способами, не противоречащими закону.

2) Сохранять в тайне все сведения, ставшие известными в связи с оказанием юридической помощи.

3) Соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката.

4) Постоянно совершенствовать свои знания и повышать профессиональную квалификацию.

5) Выполнять другие обязанности, предусмотренные ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодексом профессиональной этики адвоката.

 

За нарушение установленных обязанностей адвокат может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ (мерами дисциплинарного взыскания являются: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката).

 

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

- дача консультаций по правовым вопросам;

- составление документов правового характера;

- участие в качестве представителя  доверителя  в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве;

- участие в качестве представителя  потерпевшего или защитника подозреваемого или обвиняемого в уголовном судопроизводстве;

- оказание иных видов юридической помощи.

АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Нормативная основа: ст. 48 Конституции РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2003 г. (с изменениями)

 

Адвокатура в РФ – это профессиональное сообщество адвокатов, призванных оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, а также обеспечивать им доступ к правосудию, являющееся институтом гражданского общества, не входящим     в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Для обеспечения корпоративных интересов адвокатского сообщества в  январе 2003 г. на I Всероссийском съезде адвокатов была учреждена Федеральная палата адвокатов (ФПА), которая является общероссийской негосударственной, некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.            

Высшим органом ФПА является Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже 1 раза в 2 года.

Компетенция съезда:

1) Принятие правовых документов, обязательных для исполнения всеми адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ (например, Кодекс профессиональной этики адвоката).

2) Избрание членов советов  ФПА  и ревизионной комиссии.

3 Определение размера ежемесячных отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды ФПА, исходя из численности адвокатских палат и т.д.

 

Коллегиальным исполнительным органом ФПА является совет (не более 30 человек).

Компетенция совета:

1) Представляет интересы адвокатской корпорации в различных государственных и иных органах на территории РФ и за рубежом.

2) Проводит экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры.

3) Защищает социальные и профессиональные права адвокатов.

4) Координирует деятельность адвокатских палат субъектов РФ, а также обобщает дисциплинарную практику этих палат и разрабатывает рекомендации по вопросам дисциплинарной практики.

5) Содействует повышению профессионального уровня адвокатов, а также разрабатывает единую методику подготовки и переподготовки адвокатов, их стажёров и помощников и т.д.

 

   Ревизионная комиссия палаты осуществляет контроль финансово- хозяйственной деятельности органов ФПА.

 

В субъектах Российской Федерации в период 2002-2003 гг.  происходило учреждение адвокатских палат.

Адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов соответствующего субъекта РФ. В субъекте РФ может функционировать только одна адвокатская палата, а создание межтерриториальных адвокатских палат запрещено.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание адвокатов, но если число адвокатов в палате свыше 300 человек, то высшим органом является конференция. Собрание (конференция) созывается не реже 1 раза в год.

 

Компетенция собрания (конференции):

 1) Избирает членов совета палаты и ревизионной комиссии, а также адвокатов, входящих в состав квалификационной комиссии.

2) Определяет размер обязательных ежемесячных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты субъекта РФ и иных отчислений.

3) Устанавливает меры поощрения и виды дисциплинарной ответственности и т.д.

 Коллегиальным исполнительным органом палаты является совет (не более 15 человек).

 Компетенция  совета:

1) Организует  мероприятия по повышению квалификации адвокатов и  обмен опытом между адвокатами.

2) Защищает социальные и профессиональные права адвоката.

3) Применяет к адвокатам меры поощрения и меры дисциплинарной ответственности.

4) Принимает решения о приостановлении или прекращении статуса адвоката и т.д.

 Ревизионная комиссия осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности органов адвокатской палаты.

 Квалификационная комиссия принимает квалификационный экзамен у лиц, желающих стать адвокатами, присваивает статус адвоката по результатам экзамена, рассматривает жалобы на действия или бездействие адвокатов.

 

Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования)

 Каждый адвокат вправе самостоятельно избрать форму организации своей деятельности в одном из адвокатских образований.

Формы (виды) адвокатских образований:

 1) адвокатский кабинет;

 2) коллегия адвокатов;

 3) адвокатское бюро;

 4) юридическая консультация.

 

 Адвокатский кабинет  учреждается одним адвокатом и  является индивидуальной формой организации адвокатской деятельности.

 

Коллегия адвокатов и адвокатское бюроэто коллективные формы организации адвокатской деятельности,  решение об  учреждении  которых могут принять два и более адвоката, сведения о которых внесены в региональной реестр адвокатов одного субъекта РФ.

 Цель создания адвокатского бюро – объединение усилий всех адвокатов партнёров при оказании юридической помощи. Таким образом, адвокатская деятельность осуществляется совместными усилиями партнёров.

 

Члены коллегии адвокатов осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.

 

 Юридическая консультация – может учреждаться по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ, основанному на представлении органа исполнительной власти субъекта РФ в тех судебных районах, где на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов.

 Таким образом, они являются средством, обеспечивающим возможность получения квалифицированной юридической помощи гражданам, проживающим в отделённых, труднодоступных и малонаселённых районах.

 Финансирование деятельности консультаций, в том числе, оплата труда адвокатов, производится за счёт средств бюджета соответствующего  субъекта РФ.

Оперативно-розыскная деятельность: понятие и задачи.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и их компетенция

 

Нормативная основа: Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (с изм.)

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это осуществляемая гласно и негласно деятельность оперативных подразделений уполномоченных государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности,  а также обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

1. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших.

2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов расследования или суда, либо уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших лиц.

3. Добывание информации о событиях, действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

4. Установление имущества, подлежащего конфискации.

 

Осуществлять оперативно-розыскную деятельность вправе оперативные подразделения следующих государственных органов:

1. органов внутренних дел

2. федеральной службы безопасности

3.  федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

4. федеральной службы исполнения наказаний

5. федеральной службы охраны

6. таможенных органов

7. службы внешней разведки.

 

Указанные органы в пределах своей компетенции могут осуществлять определенные оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан, которым могут быть известны какие-либо сведения об исследуемом событии или причастных нему лицам. Опрос может проводиться только с согласия гражданина.

2. Наведение справок, т.е. получение необходимых данных из различных государственных и иных органов либо организаций, например, выяснение необходимых биографических сведений в отношении проверяемых лиц, о состоянии гражданина на каких-либо учетах, информация о погоде в определенный день и т.д.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования в целях сопоставления с имеющимися образцами, например, образцов почерка и т.д.

4. Проверочная закупка, т.е. совершение мнимой сделки с лицом, подозреваемым в совершении противоправной деятельности, например, в целях выявления фактов нарушения торговли или факта сбыта предметов или веществ, свободный оборот которых запрещен или ограничен.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение, т.е. негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности (может проводиться путем визуального физического наблюдения, а также при помощи различных технических средств). Если наблюдение связано с использованием технических средств в жилом помещении, то необходимо получить решение суда.

 

7. Отождествление личности – это непроцессуальное опознание личности по признакам внешности, голоса и других особенностей (объектом отождествления могут быть живые лица, трупы или фотографии).

 

8. Обследование помещений, зданий, участков местности или транспортных средств. Например, в целях обнаружения предметов или веществ, свободный оборот которых запрещен или ограничен либо иной информации, необходимой для решения задач ОРД.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений, т.е. негласный просмотр (перлюстрация) этих объектов с возможностью снятия копий, фотографирования, изъятия образцов (это мероприятие может проводиться только по решению суда).

10. Снятие информации с технических каналов связи –  только по решению суда.

11. Прослушивание телефонных переговоров – осуществляется по решению суда и допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

 

12. Оперативное внедрение – способ получения информации путем внедрения, например в криминальную среду, оперативного работника или лица, который оказывает на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД.

13. Оперативный эксперимент, т.е. воспроизведение определенных действий или обстановки совершения противоправного деяния.

Может проводиться в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, а также тяжких или особо тяжких преступлений.

 

14. Контролируемая поставка – это способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за перемещением или покупкой предметов или веществ, свободный оборот которых запрещен или ограничен, либо которые являлись орудием или предметом совершения преступления.

Такой контроль осуществляется путем пометки соответствующих объектов специальными средствами, учета номеров и серий денежных купюр и иными специальными приемами.

Материалы, полученные в результате ОРД, могут использоваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела, для подготовки и проведения следственных или судебных действий, использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, если он могут быть закреплены и проверены по правилам установленным УПК  РФ для доказательств,  либо для принятия решений о достоверности представленных сведений государственным или муниципальным служащим либо претендентом на должность судьи.

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и иные процессуальные полномочия.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

1. органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения) полиции; органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2. органы Федеральной службы судебных приставов;

3. начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4.органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Компетенция органов дознания:

а) осуществляют предварительное расследование преступлений в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает 5 лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление. Дознаватель самостоятельно производит следственные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение.

Срок проведения – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, а если дознание проводится в сокращенной форме – 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (эти сроки могут быть продлены прокурором).

По окончании расследования составляется обвинительный акт (обвинительное постановление), утверждаемые прокурором,  и все материалы расследования передаются  прокурором в суд. 

б) выполняют неотложные следственные действия по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

 Возбуждать уголовные дела и проводить  неотложные следственные действия могут также:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по  делам  о преступлениях, совершенных на этих судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций  и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по  делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений;

4) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по  делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих органов и учреждений, а также о преступлениях, совершенных  в расположении этих органов и учреждений иными лицами.

Эти должностные лица  должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

В форме предварительного следствия расследуются, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1)    следователями Следственного комитета  РФ:

            а) по делам о преступлениях против жизни, свободы, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод граждан,  общественной безопасности (например, убийство, нарушение неприкосновенности частной жизни граждан, похищение человека, изнасилование, террористический акт, захват заложника, бандитизм),  должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества;

б) по делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депутатами, Уполномоченным по правам человека в РФ,  должностными лицами Следственного комитета РФ,  органов ФСБ, Службы внешней разведки, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, Федеральной службы по контролю за оборотом  наркотиков, военнослужащими, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной (служебной) деятельностью;

в) по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

 

2) следователями Федеральной службы безопасности – по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, а также общественной безопасности (например, террористический акт, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности);

 

3) следователями органов внутренних дел по делам о преступлениях против здоровья граждан, семьи и несовершеннолетних, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности и ряда других (например,  причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, кража, мошенничество, грабеж, разбой, хулиганство, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, самоуправство);

 

4) следователями Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, психотропных веществ и их аналогов.

 Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий.

При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления, виновность лица в совершении преступления, мотивы преступления, обстоятельства, смягчающие  и отягчающие наказание, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и иные обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела судом.

Для собирания и проверки доказательств, следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

Руководитель следственного органа может давать следователю любые указания на любом этапе расследования. Выполнение этих указаний обязательно, но они могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа. 

Срок проведения предварительного следствия – не более 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок  может быть продлен руководителями соответствующих следственных  органов.

По окончании расследования следователь составляет обвинительное  заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА

 

К лицам, назначаемым на должности прокуроров, предъявляются следующие требования:

- гражданство РФ;

- высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе

- необходимые профессиональные и моральные качества;

- способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности военных прокуроров могут назначаться лица, отвечающие вышеуказанным требованиям, а также годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу и имеющие офицерское звание.

На должность Генерального прокурора РФ назначается лицо не моложе 35 лет.

На должность заместителя Генерального прокурора РФ назначается лицо  не моложе 35 лет и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

На должность прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров, назначается лицо не моложе 30 лет  и имеющее стаж службы (работы) не менее 7 лет в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

На должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначается лицо не моложе 27 лет и имеющее стаж службы (работы) не менее 5 лет в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

 

Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе  следующие лица:

- имеющие гражданство иностранного государства;

- признанные решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- имеющие заболевание, которое препятствует поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению ими служебных обязанностей;

- имеющие или имевшие судимость;

- состоящие в близком родстве или свойстве с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- лишенные решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

 

 Порядок назначения  прокуроров на должность и освобождения от должности:

а) Генеральный прокурор РФ  назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

б) Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности  Советом Федерации по представлению Президента РФ.

в) Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ.

г) Военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

д) Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Федеральный закон «О прокуратуре» и другие федеральные законы устанавливают требования, запреты и ограничения для прокурорских работников, например:

а) неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», иные нормативные правовые акты, а также руководствоваться правилами поведения, установленными  Кодексом прокурорской этики, Присягой прокурора;

б) в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;

в) не могут быть членами выборных или иных органов, создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также общественных объединений, преследующих политические цели или иным образом заниматься политической деятельностью;

г) не вправе совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой  деятельности и т.д.

 

Прокурорские работники подлежат аттестации не реже одного раза в 5 лет.

Прокурорским работникам присваиваются классные чины, а сотрудникам военной прокуратуры присваиваются воинские звания, соответствующие классным чинам.

 

 Перевод прокурорских работников в интересах службы в другую местность допускается только с согласия работника, а перевод по инициативе работника на службу в другую местность допускается по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры.

 

 За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой сложности или важности предусмотрено применение мер поощрения.

 За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, предусмотрено наложение дисциплинарных взысканий.

 

Срок полномочий Генерального прокурора РФ – 5  лет; срок полномочий прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов и городов  и приравненных к ним  прокурорам – 5 лет, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ о прокуратуре.

 Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях прокуратуры – 65 лет. Предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом РФ или по его представлению, – 70 лет.

На Генерального прокурора РФ не распространяется установленный законом предельный возраст нахождения на службе.

 

Возбуждение уголовных дел в отношении прокуроров и их расследование относится к компетенции Следственного комитета РФ, кроме случаев, когда они были застигнуты при совершении преступления (на период расследования они отстраняются от должности).

 Задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого транспорта не допускается,  кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц или задержании при совершении  преступления.

 

 Служебной обязанностью прокурора является постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

 Федеральный закон «О прокуратуре» регламентирует меры материального обеспечения и социальной защиты прокурорских работников.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Нормативная основа: ст. 35 – 39 ФЗ о прокуратуре, нормы процессуальных кодексов, приказы Генерального прокурора РФ

Участие прокурора в уголовных делах

В настоящее время участие прокурора обязательно практически по всем уголовным делам.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, выполняя функцию государственного обвинителя (при разбирательстве дел в первой и апелляционной инстанции).

Государственный обвинитель обязан обеспечить представление и исследование доказательств, подтверждающих предъявленное к подсудимому обвинение, участвовать в исследовании доказательств, представленных стороной защиты, заявлять необходимые ходатайства, высказать свое мнение по поводу ходатайств, заявленных другими участниками процесса, а также совершать иные процессуальные действия.

В судебных прениях прокурор выступает первым с обвинительной речью, в которой на основе исследованных в судебном процессе доказательств высказывается окончательная позиция государственного обвинителя по поводу квалификации действий подсудимого, а также предложение о виде и размере возможного наказания для подсудимого.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к выводу, что представленными и исследованными в суде доказательствами вина подсудимого в совершении преступления не подтверждается, то он должен отказаться от обвинения, изложив суду мотивы своего отказа (в этом случае уголовное преследование в отношении подсудимого прекращается).

Государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны своевременно обжаловать любой незаконный, необоснованный или несправедливый приговор до его вступления в законную силу путем подачи апелляционных представлений.

Участие прокурора в апелляционном пересмотре приговоров является обязательным как в случае, когда основанием для его проверки было представление прокурора, так и в случае обжалования приговора иными участниками процесса.

Вступившие в силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке путем подачи кассационного представления  Генеральным прокурором РФ и его заместителями, прокурорами субъектов РФ или их заместителями, а также военными прокурорами округа, флота и приравненными к ним прокурорами или их заместителями. Правом подать надзорное представление обладают  только Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Участие прокурора при пересмотре судебных актов, вступивших в силу в кассационном или надзорном порядке, является обязательным вне зависимости от того, кто был инициатором обжалования судебного постановления.

 

Участие прокурора в гражданских и административных делах

Существует 2 формы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и административных дел:

1) Прокурор может подавать в суд от своего имени иски и заявления, т.е. являться инициатором возбуждения гражданского дела, в целях защиты прав, свобод и законных интересов определенных субъектов, указанных в законе:

а) отдельных граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или другим уважительным причинам не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы.

При подаче иска или заявления прокурор должен представить доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска (заявления) самим гражданином, кроме случаев, когда прокурор подает  заявление, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Например, прокуроры могут подавать иски о признании брака недействительным, о лишении родительских прав, о выплате работникам причитающейся им заработной платы, о компенсации морального вреда несовершеннолетним и т.д.

б) неопределенного круга лиц (например, при оспаривании прокурором правовых актов, изданных различными органами или должностными лицами).

в) публичных образований, т.е. Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (например, о признании недействительными сделок, которыми нарушаются права указанных субъектов).

Во всех указанных выше случаях прокурор в ходе судебного процесса наделяется практически всеми правами и обязанностями истца по делу, кроме права заключать мировое соглашение и обязанности нести судебные расходы.

Таким образом, прокурор должен представить доказательства, подтверждающие заявленные требования, давать объяснения по поводу этих требований, отвечать на вопросы суда и других участников процесса, заявлять необходимые ходатайства, а также совершать иные процессуальные действия.

В судебных прениях прокурор выступает первым, высказывая свое мнение о разрешении дела по существу.

2) Прокурор вступает в процесс, начатый по инициативе других лиц, с целью дачи заключения по существу дела, в случаях, предусмотренных федеральными законами. 

Например, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о лишении родительских прав, об усыновлении/удочерении ребенка или отмене усыновления/удочерения, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о признании гражданина недееспособным и т.д.

Участвуя в судебном процессе, прокурор вправе ознакомиться со всеми материалами дела, высказывать свое мнение о законности судебного состава по делу, о необходимости удовлетворения ходатайств участников процесса, может задавать вопросы другим участникам дела и совершать иные процессуальные действия. Но в отличие от первой формы участия прокурор не дает объяснений по существу дела и не участвует в прениях сторон.

На основании исследованных в судебном процессе доказательств и установленных фактов, прокурор дает заключение по существу рассмотренного дела. Например, по делам о восстановлении на работе прокурор в своем заключении высказывает мнение о необходимости удовлетворить исковые требования, если увольнение было произведено с нарушением закона, или отказать в просьбе о восстановлении на работе, если увольнение было произведено на законных основаниях.

Прокурор, участвовавший в гражданском деле, обязан обжаловать любой незаконный или необоснованный судебный акт, не вступивший в силу, путем подачи апелляционных представлений, а также участвовать в апелляционном пересмотре решений.

Обжалование судебных актов, вступивших в законную силу, и участие в их пересмотре аналогично уголовному судопроизводству.

Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы

 

Нормативная основа: ст. 32-34 Федерального закона «О прокуратуре»; Приказ Генпрокуратуры России от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

 

Надзор в данной отрасли осуществляют как территориальные прокуратуры, так и специализированные – прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и военные прокуратуры.

Предмет надзора:

1.       Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (например, изоляторах временного содержания), предварительного заключения (например, следственных изоляторах), в исправительных и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

2.       Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также порядка и условий их содержания.

 

Полномочия прокурора:

1.    В любое время посещать и проверять места ограничения и лишения свободы без        специального разрешения вне зависимости  от наличия жалоб и заявлений о правонарушениях.

Проверки могут быть целевыми, т.е. затрагивающими законность отдельных    сторон деятельности этих учреждений, или общими (комплексными), т.е. охватывающими весь круг вопросов, входящих в предмет надзора.

Прокуроры ежемесячно должны проверять законность содержания обвиняемых под стражей в следственных изоляторах и на гауптвахтах.

 

2.    Опрашивать задержанных, заключенных под стражу и осужденных.

 

3.    Знакомиться с документами, на основании которых эти лица были задержаны, заключены под стражу или осуждены (протоколы задержания, постановления судов о заключении под стражу, приговоры судов). 

Следует проверять, исходят ли эти документы от уполномоченных лиц или органов, не истекли ли сроки задержания, заключения под стражу, лишения свободы.

 

4.    Требовать от администраций указанных органов создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу и осужденных, например, правил режима и условий содержания, правил привлечения к труду осужденных, применения к ним мер поощрения и взыскания, соблюдение медико-санитарных норм и т.д.

Прокурор устанавливает время исполнения своих требований, которые подлежат обязательному исполнению.

5.    Проверять законность приказов, распоряжений, постановлений администраций мест ограничения и лишения свободы и опротестовывать незаконные приказы, распоряжения, постановления.

До рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается.

 

6.    Требовать объяснений от должностных лиц по поводу нарушений законности.

 

7.    Отменять дисциплинарные взыскания, которые незаконно были наложены на лиц, заключенных под стражу или осужденных, а также немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

 

8.    Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлениемлиц, незаконно содержащихся в местах ограничения и лишения свободы.

 

9.    Возбуждать производства об административных правонарушениях по фактам нарушения законов.

 

Требования прокурора подлежат безусловному исполнению администрациями мест ограничения и лишения свободы. Таким образом, полномочия прокурора в этой отрасли надзора носят, в основном, властно-распорядительный характер, что позволяет быстро и эффективно решать задачи надзорной деятельности.

 

В случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, на гауптвахтах, в дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

 

Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие

 

Нормативная основа: ст. 29, 30 ФЗ «О прокуратуре», ст. 37 УПК РФ, приказ Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162  «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»,  приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. (с изм.) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и другие приказы.

 

Предмет надзора:

1.    Соблюдение прав и свобод человека при проведении предварительного расследования преступлений.

2.    Соблюдение установленного порядка проведения предварительного расследования преступлений.

3.    Законность решений, принимаемых при проведении расследования следователями, дознавателями, а также начальниками следственных подразделений и органов дознания.

 

Полномочия прокурора в этом направлении надзора по объему и характеру властных полномочий различаются в зависимости от того, в отношении кого этот надзор осуществляется – в отношении следователя или в отношении дознавателя, хотя существует ряд полномочий общих и в отношении следователей и в отношении дознавателей.

 

 

Общие полномочия

(в отношении следователей и дознавателей)

 

- ежемесячно проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

 

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором;

 

- требовать устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

 

- возвращать уголовное дело со своими письменными  указаниями о  производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения других выявленных недостатков;

 

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу и направлять дела в суд и т.д.

 

полномочия в отношении следователей

полномочия в отношении дознавателей

1)    истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в  возбуждении уголовного дела, а также решений о приостановлении или прекращении производства по делу.

Если прокурор признает эти решения незаконными, то он выносит мотивированное постановление об отмене указанных решений.

 

2)    утверждать постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения к обвиняемому  принудительных мер медицинского характера;

 

3)    рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию о несогласии следователя с требованиями прокурора и принимать по ней решения;

 

4)   участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств следователя о применении некоторых мер пресечения (например, о заключении под стражу обвиняемого), о производстве следственных действий, которые могут выполняться только на основании судебного решения  (например, отстранение обвиняемого от должности, обыск жилища) и т.д.

 

 

1)    отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

 

2)    давать письменные указания на любом этапе расследования о производстве необходимых следственных действий или иные указания о направлении расследования (выполнение этих указаний обязательно);

 

3)    отстранять дознавателя от расследования, если им были допущены нарушения положений УПК РФ;

 

4)    продлевать срок дознания;

 

5)    разрешать отводы, заявленные дознавателю участниками процесса, а  также его самоотводы;

 

6)    ежемесячно проверять законность и обоснованность прекращения уголовных дел; утверждать постановление дознавателя о прекращении  производства по уголовному делу;

 

7)    давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении некоторых мер пресечения, а также на совершение иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении таких ходатайств и т.д.

 

 

 

 

 

Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор)

 

 Нормативная основа: ст. 21-251 Федерального закона «О прокуратуре», различные приказы Генерального прокурора РФ.

 

Это направление надзора является одним из ведущих в деятельности современной прокуратуры РФ и наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов и включает в себя надзор за исполнением законов практически во всех отраслях права.

 

Предмет надзора:

3.      Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов  следующими поднадзорными субъектами:

-   федеральными органами исполнительной власти;

-   Следственным комитетом РФ;

-   представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

-   органами местного самоуправления;

-   органами военного управления;

-   органами контроля;

-   должностными лицами всех вышеперечисленных органов;

-   субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

-   органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

4.      Законность правовых актов, издаваемых вышеперечисленными субъектами.

 

Основанием для проведения проверки исполнения законов является поступившая в прокуратуру информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (например, жалобы граждан, материалы проверок, проведенных различными контролирующими органами, обращения журналистов и т.д.)

 

Полномочия прокуроров в этой сфере надзора:

 

1.    По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных субъектов, а также требовать для ознакомления документы и материалы, необходимые прокурору для проверки информации о фактах нарушения закона.

Документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются прокурору по предъявлению им допуска на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

2.    Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов.

3.    Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:

а) провести проверки деятельности или ревизию в подконтрольных (подведомственных) организациях;

Требование прокурора о проведении проверки или ревизии, как правило, направляется в вышестоящую организацию, по отношению к той, деятельность которой подлежит проверке.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а результаты проверки или ревизии направить прокурору.

 

б) выделить специалистов для выяснения вопросов, возникших у прокурора при осуществлении надзорной деятельности (например, вопросов экономического, финансового, технологического или иного специального характера);

Прокурор в концентрированном виде излагает сущность задания и примерный перечень вопросов, форму предоставления ожидаемых материалов и их сроки.

 

в)    направить в прокуратуру необходимые документы, статистические и иные сведения;

Прокурор должен направить письменный запрос, в котором указать, какие документы ему необходимы и за какой период.

Выявив в ходе проверок нарушения законности, прокурор должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений (в зависимости от характера нарушения):

 

ü      направить в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона, указав какие нарушения были допущены и какие меры должны быть приняты для устранения;

 

ü      вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о соответствующем административном правонарушении.

Если в противоправных действиях соответствующих лиц признаков административного правонарушения не было, то за допущенные ими нарушения закона прокурор может потребовать привлечение их к иной ответственности, например, дисциплинарной.

 

ü      если нарушение закона выразилось в издании незаконного правового акта, то прокурор по своему усмотрению вправе направить протест с требованием об отмене или изменении таких актов в адрес должностного лица или органа, издавшего правовой акт, либо вышестоящему должностному лицу или вышестоящему органу, либо направить в заявление в суд о признании таких актов недействительными;

 

ü    в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 

Цели, стоящие перед органами прокуратуры.

основные направления деятельности органов прокуратуры

(общая характеристика)

 

Цели деятельности органов прокуратуры – это результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры. Они определяются статусом прокуратуры в государственном механизме России и её предназначением.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» целями деятельности органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий являются:

·       обеспечение верховенства закона

·       обеспечение единства и укрепления законности

·       защита прав и законных интересов граждан, а также интересов общества и государства.

Основные направления деятельности органов прокуратуры можно разделить на 2 группы: надзорные направления и ненадзорные направления.

 

Надзорные направления

(отрасли прокурорского надзора)

Ненадзорные направления

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами исполнительной власти (кроме Правительства РФ), Следственным комитетом РФ, органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, должностными лицами всех указанных органов, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

 

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъектами.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы.

1. Участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении судами гражданских, уголовных, административных и иных дел.

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью с целью обеспечения согласованности и взаимодействия тех государственных правоохранительных органов, в компетенцию которых входит проведение предварительного расследования преступлений, осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также охрана правопорядка.

3. Участие в правотворческой деятельности.

·        Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования законодательства, вправе вносить предложения об изменении, отмене или принятии различных нормативных актов в законодательные органы и в органы, обладающие правом законодательной инициативы.

·        В некоторых субъектах РФ прокуроры наделены правом законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

4. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

При выявлении в нормативных актах факторов, способствующих коррупции,  прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд.

 

5. Согласование внеплановых проверок, проводимых различными контролирующими органами в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности.

 

6. Ведение Генеральной прокуратурой РФ государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы.

7. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями, например, заключение соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участие в разработке и выполнении международных договоров РФ и т.д. 

 

 

 

 

 

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры – это общие руководящие положения, характеризующие наиболее существенные особенности организации органов прокуратуры и их деятельности. Они закрепляются в Конституции РФ (ст. 15), в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» (например, ст. 4), а также в иных федеральных законах.

Все принципы можно разделить на три группы:

1. общеправовые принципы, свойственные прокуратуре как части государственного аппарата (принципы законности и гласности);

2. специфические прокурорские принципы, которые отражают особенности организации органов прокуратуры и их деятельности (принципы единства, централизации, единоначалия и независимости);

3. отраслевые принципы, характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры

Принцип законности в деятельности органов прокуратуры имеет двойную направленность – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя направленность касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами только с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам.

Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров при осуществлении ими своих полномочий, которые обязаны соблюдать действующее законодательство, в том числе приказы Генерального прокурора РФ.

Принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Они должны информировать различные органы государственной власти, местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Реализация этой обязанности обеспечивается следующими способами:

1. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет  Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

На сайте Генеральной прокуратуры РФ размещается доклад, сделанный Генеральным прокурором РФ на заседании Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Генеральной прокуратуре РФ создано Управление взаимодействия со СМИ, а в прокуратурах субъектах РФ  и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждена должность старшего помощника прокурора по связям со СМИ.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ они должны систематически предоставлять в СМИ сведения о работе органов прокуратуры, в том числе о проведении прокурорских проверок, в ходе которых были обнаружены многочисленные нарушения законности, а также о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс и о результатах судебного разбирательства по этим делам.

3. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать выступления прокурорских работников в СМИ и ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих СМИ, журналистами, а также организовывать пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

4. Информация о деятельности органов прокуратуры размещается на сайтах соответствующих прокуратур.

В целях улучшения взаимодействия прокуратуры со СМИ с 2009 года на основании приказа Генерального прокурора РФ проводится всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры. Через СМИ органы прокуратуры ведут работу по разъяснению действующего законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.

Граждане могут направлять в прокуратуру обращения, в которых содержится информация о фактах правонарушений, в том числе по электронной почте.

Принцип централизации отражает внутренние отношения, складывающиеся в системе органов прокуратуры в процессе их деятельности.

Централизация означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, а также подчиненность всех прокуроров Генеральному прокурору РФ.

 Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров, в том числе могут проводить различные проверки деятельности нижестоящих прокуратур, давать указания, связанные с улучшением качества работы, отменять незаконные решения нижестоящих прокуроров, а нижестоящие прокуроры обязаны выполнять указания, данные вышестоящим прокурором. Приказы, указания и иные распоряжения Генерального прокурора РФ обязательны для исполнения сотрудниками всех органов и учреждений прокуратуры РФ.

Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение некоторых своих полномочий, а также взять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора.

 

Принцип единства проявляется в том, что:

1. система органов и организаций прокуратуры РФ едина и запрещается создание прокуратур, не входящих в эту единую систему;

2. все органы прокуратуры объединяют единые цели, задачи, направления деятельности, средства выявления нарушении закона (как правило, прокурорские проверки), а также средства реагирования на выявленные нарушения;

 

Принцип единоначалия связан со способом, которым управляется соответствующий орган прокуратуры.

Каждую прокуратуру возглавляет соответствующий прокурор (например, прокурор района, прокурор города, прокурор субъекта РФ), который является единоличным руководителем возглавляемой им прокуратуры, обязан должным образом организовывать работу этой прокуратуры, в том числе распределять обязанности между подчиненными ему сотрудниками, контролировать выполнение ими своих должностных обязанностей, давать необходимые указания подчиненным работникам, которые обязательны для исполнения.

Прокурор-руководитель несет персональную ответственность за качество работы в возглавляемой им прокуратуре.

 

Принцип независимости. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от различных органов государственной власти, иных органов или организаций, либо должностных лиц, подчиняясь федеральным законам, а также вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Законодательством установлены определенные гарантии независимости сотрудников прокуратуры. Например, предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на прокуроров с целью повлиять на принимаемые ими решения либо воспрепятствовать их законной деятельности и т.д.

Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также осуществляющая иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Особенности организации органов прокуратуры:

1.     Вопросы, касающиеся правовой регламентации организации и деятельности органов прокуратуры находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

2.   Система органов прокуратуры организована с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ, а также с учетом специфики исполнения законов в деятельности отдельных структур, например, на транспорте, в исправительных учреждениях, в Вооруженных силах РФ и т.д.

3.     Все органы и организации прокуратуры являются федеральными структурами с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

4.     Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, а также определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, а его приказы, указания, распоряжения, инструкции и иные правовые акты обязательны для исполнения всеми работниками  органов и организаций прокуратуры. Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

5.   Система прокуратуры является единой и в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в эту систему входят:

а) Генеральная прокуратура РФ

б) территориальные прокуратуры

в) специализированные прокуратуры

г) научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Таким образом, создание и деятельность на территории РФ органов и организаций прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ не допускается.

6.   В случае введения чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 36 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

7.   Природоохранные прокуратуры, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и особо режимных объектов, а также прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, организованы на правах прокуратур районов и городов и непосредственно подчиняются прокурорам соответствующих субъектов РФ.

Исключение: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (г. Тверь), Прокуратура комплекса Байконур и Прокуратура г. Межгорья (ЗАТО, Республика Башкортостан) созданы на правах прокуратур субъектов РФ и непосредственно подчиняются Генеральному прокурору РФ.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!