Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Материальное и духовное производство. Их взаимодействие»

/ Общая философия
Конспект, 

Оглавление

    Системообразующим компо­нентом социума, очевидно, может быть только сфера материально-практиче­ской деятельности людей, складываю­щиеся в ходе этого взаимодействия об­щественные отношения. Эта сфера не только исторически первая, она же и “прародительница” всех остальных сфер жизнедеятельности общества — социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в ка­честве базиса интегрирует все остальные подсистемы обще­ства в целостность.

    Ключевым при изучении экономической жизни общества яв­ляется анализ материального производства, ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Производство средств существова­ния и образует исходный пункт истории человечества, его пер­вый исторический акт.

    Говоря о материальном производстве, необходимо учитывать следующие моменты.

1.   Нередко в философской и экономической литературе по­нятие материального производства отождествляется с поняти­ем общественного производства. В какой-то степени это право­мерно. Поскольку материальное производство является не только важнейшей, но и определяющей сферой совокупного общест­венного производства, то в той части, в какой другие обще­ственные отношения непосредственно интегрируется с отношениями материального производства, они также выступают в качестве отношений материальных. Так, воспроизводство че­ловека, коль скоро оно выступает воспроизводством его как соб­ственника средств производства или как непосредственного про­изводителя, регулируется экономическими законами. За преде­лами таком ограниченного смысла отождествление обществен­ного производства с материальным теряет свою правомерность. Достаточно напомнить, что наряду с материальным производ­ством и в сложных координационных и субординационных отно­шениях с ним функционирует производство духовное. В систему общественного производства входят также производ­ство и воспроизводство непосредственной жизни (самого чело­века) и производство и воспроизводство общественных отно­шений. Разумеется, в реальном процессе жизни общества все эти подразделения общественного производства взаимопрони­кают друг в друга в самой значительной степени.

2. В структуре самого материального производства следует различать две взаимоопосредованные подсистемы. Имеются ввиду, с одной стороны, технологический аспект производства, который мы обозначим как технологический способ производст­ва, — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технико-технологическими особенностями производства, а с другой — экономический аспект производства, или экономический способ производства, т.е. тот общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной, конкретно-исторической ступени своего развития. Отметим, что подобная дифференциация, вычленение в структуре материаль­ного производства технологического и экономического способов производства не является пока общепризнанной. В связи с этим то, что сейчас нами было обозначено как экономический спо­соб производства, в литературе обычно именуется способом про­изводства материальных благ, хотя в действительности последний включает в себя в качестве одной из подсистем и технологиче­ский способ производства.

    Экономическая сфера жизни общества исследуется многими науками. Изучению этой сферы (материального производст­ва, законов его функционирования и раз­вития) посвящает себя целиком полити­ческая экономия, есть веер конкретных дисциплин, сосредоточенных на отдель­ных отраслях, сферах и сторонах материального производства (экономика промышленности, экономика строительства, осно­вы маркетинг, финансы и кредит и т.д.) Число этих дисциплин постоянно растет, что позволяет не только познавать предмет исследования глубже и всесторонней, но и “заземлять” резуль­таты научных поисков, придавать им все большую практиче­скую значимость. Таково, например, назначение эргономики (от греч. “ергон” — работа), изучающей человека и его производственную деятельность с целью оптимизации орудий, усло­вий и процесса труда. Под своим углом зрения рассматривает экономическую жизнь общества социальная философия. Мате­риальное производство интересует философию не само по себе, а как компонент социума, причем компонент системообразую­щий, интегрирующий все компоненты в целостность.

    Духовное производство является характеристикой общест­венного сознания, духовной жизни. В данном случае общест­венное сознание рассматривается не как идеальное отражение бытия, не с точки зрения его роли в качестве духовного обосно­вания определенной деятельности, а как продукт специализи­рованной общественной духовной деятельности, как один из видов общественного производства вообще. Духовное производ­ство является производством сознания в определенной общест­венной форме. “Общественный характер духовного труда, про­изводящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства”.1 Среди видов духовного производства на современном этапе, вероятно, самой развитой является наука как специализирован­ная отрасль общественного труда. Духовное производство раскрывает важную грань, еще одно качество общественного сознания, духовной жизни общества.

    При этом надо учитывать, что в любом обществе основным видом человеческой деятель­ности является труд, это позволяет сделать вывод о том, что историю творят люди в процессе своей сознательной деятельности. В обществе люди участвуют в трудовой дея­тельности. Труд — это общественная деятельность, так как люди, воздействуя в процессе труда на природу, вступая в определенные отношения с ней, вынуждены взаимодей­ствовать друг с другом, вступать в определенные общест­венные отношения между собой. Труд — это целенаправ­ленная деятельность, поскольку люди обладают сознани­ем. Деятельность людей, посредством которой они преоб­разуют предметы природы для удовлетворения своих
потребностей
, называется производством. На протяжении ис­тории существования человечества смена одних эпох дру­гими обусловливалась развитием производства, а своеобразие каждой эпохи, ее характерные черты определялись осо­бенностями производства этой эпохи.

    Посмотрим, как соотносятся в обществе материальные процессы и отношения с общественным сознанием. Многообразные процессы и отношения в обществе можно соотне­сти как материальные и духовные условия жизни или как общественное сознание.

    Общественное бытие — это материальное отношение людей к природе и друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее не­зависимо от общественного сознания.

    Общественное сознание — это духовная сторона истори­ческого процесса. Это не совокупность индивидуальных со­знаний членов общества, а целостное духовное явление, об­ладающее внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию), а также формы сознания (по­литическое, правовое, этическое, понятийное, эстетическое, экономическое, религиозное и др.). Рассматривая взаимоот­ношения общественного сознания и общественного бытия хочется подчеркнуть диалектику их взаимосвязи. Как бытие оказывает влияние на сознание, определяя его, так и со­знание в какой-то степени определяет общественное бытие.

    История как движение человеческой деятельности мо­жет быть понята лишь через те силы, во взаимодействии которых она себя реализует. Что же это за силы?

    Наше стремление ответить на этот вопрос требует даль­нейшей конкретизации категорий “общественное бытие” и “общественное сознание”, что может быть выражено с по­мощью понятий “объективный фактор” и “субъективный фактор”. Что же понимает современная наука под ними?

    Это является научной проблемой, для ее решения ве­дутся активные дискуссии, высказываются различные точ­ки зрения. Наибольшую трудность в этом плане представ­ляет разграничение понятий “условия” и “фактор”, кото­рые зачастую употребляются синонимично.

    Условие — это то, от чего зависит нечто другое, без че­го данное явление существовать не может. Все условия можно разделить на объективные и субъективные.

    Под фактором (от лат. фактор — делающий, произво­дящий) понимаются причины, движущие силы какого-ли­бо процесса, определяющие его характер и отдельные черты.

    Условия по своему объему шире, чем факторы, и вклю­чают в себя как существенные, так и второстепенные усло­вия деятельности. Например, объективными условиями труда являются сырье, средства труда, энергетические ресурсы, помещение, транспорт и т.д., субъективными условиями труда — сознательность, дисциплина, уровень про­фессиональной подготовки и т.д. Для успешного осуще­ствления трудовой деятельности необходимо соединение этих двух начал или двух основных факторов. Однако ими дело не ограничивается. Трудовая деятельность требует множества других предпосылок как объективных, таки субъективных, например освещения, отопления, проду­манного графика работы, питания и т.д., которые также являются необходимыми условиями трудового процесса, хотя прямо и не входят в него. Следовательно, в качестве фактора мы будем выделять лишь ту часть объективных условий, которая непосредственно взаимодействует с субъ­ективными условиями, является не просто внешней данно­стью, а чем-то внутренним для     социального субъекта.

    Объективные и субъективные факторы не существуют самостоятельно с субъективными и объективными услови­ями, а выходят из них как из своего основания. Не все элементы, составляющие условия человеческой деятельно­сти, способны сыграть роль ее факторов, то есть сил, по­средством которых совершается реальное действие, а лишь те, которые существенны для его осуществления, являют­ся не просто условиями, а агентами деятельности.

    Объективные факторы — это все те природные и обще­ственные явления, которые детерминируют деятельность субъекта, выступают независимо от его сознания, это те факторы, на которые направлена человеческая деятель­ность. Сюда относятся такие понятия, как “материальное производство”, “производительные силы”, “производствен­ные отношения” и т.д. Объективный фактор — это прояв­ляющаяся в деятельности материальная сила, в то время как субъективный фактор выступает как ее духовная сила.

    Субъективный фактор исторического процесса — это то, что противостоит объективным условиям, что их сохра­няет или изменяет, что опредмечивается в объективных условиях последующей деятельности. Знания, мировоз­зренческие установки, навыки и т.д. — основные элемен­ты субъективного фактора. Они определяют конкретный образ действия, являются мощным двигателем историчес­кого процесса.

    Как же через призму этих понятий может быть осмыс­лен исторический процесс, какова диалектика их взаимо­связи?

    Противоречие между объективным и субъективным факторами — важнейший источник, причина и движу­щая сила исторического процесса. Объективный фактор обладает собственной определенностью безотносительно к субъективному фактору, наполняет последний содержа­нием. В свою очередь, субъективный фактор оказывает обратное влияние на объективный фактор, без чего не мо­гут достичь своего развития возможности, заложенные в нем.

    Особенность диалектики объективного и субъективного факторов заключается в том, что в их диалектическом единстве ведущая роль постоянно переходит от одного фак­тора к другому. Если объективные условия уже сложились, то решающим для их реализации становится зрелость субъ­ективного фактора. В свою очередь, субъективные факто­ры оказывают обратное воздействие на объективные усло­вия. Без этой обратной связи основные характеристики возникших объективных условий не могут реализовывать­ся в полной мере.

    Для того чтобы общество могло жить и развиваться, не­обходимо, чтобы люди при помощи труда производили не­обходимые им средства потребления. Производство мате­риальных благ является общественным производством, а труд — целенаправленной деятельностью людей.

    Способом бытия людей в обществе является обществен­но-историческая практика, понимаемая как материально-производственная и духовная деятельность людей. Прак­тическая деятельность осуществляется с помощью матери­альных средств и ведет к созданию материальных и духовных продуктов в процессе трудовой деятельности людей. Человеческий труд (будь то материальный или духовный) является источником исторического процесса. Каждое но­вое поколение использует все достижения предшествую­щих поколений, что позволяет человеку не потерять на­копленного опыта человеческой культуры для дальнейше­го развития истории. Материальные условия жизни обще­ства оказывают влияние на развитие его сознания, общест­венное сознание, в свою очередь, активно воздействует на общественное бытие. Политические, правовые, философ­ские, религиозные, эстетические идеи и взгляды влияют не только друг на друга, но и на материальные процессы и отношения в обществе. Развитие и функционирование общества — это чрезвычайно сложные процессы, в которых переплетаются и взаимодействуют многообразные ма­териальные и духовные факторы.

    Чрезмерная идеологическая конверсия нарушает диа­лектическое соотношение общественного бытия и общест­венного сознания. В таком случае срабатывает закономер­ность деидеологизации, то есть размывание идеологичес­ких установок, которые искусственно давят на обществен­ное и индивидуальное сознание, порой парализуя его.1 



1 Духовное производство. – М., 1981. С. 151

1 Невлева И.М. Философия. Учебное пособие. – М., 1999. С. 306-310

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!