Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Системообразующим компонентом социума, очевидно, может быть только сфера материально-практической деятельности людей, складывающиеся в ходе этого взаимодействия общественные отношения. Эта сфера не только исторически первая, она же и “прародительница” всех остальных сфер жизнедеятельности общества — социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность.
Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства, ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Производство средств существования и образует исходный пункт истории человечества, его первый исторический акт.
Говоря о материальном производстве, необходимо учитывать следующие моменты.
1. Нередко в философской и экономической литературе понятие материального производства отождествляется с понятием общественного производства. В какой-то степени это правомерно. Поскольку материальное производство является не только важнейшей, но и определяющей сферой совокупного общественного производства, то в той части, в какой другие общественные отношения непосредственно интегрируется с отношениями материального производства, они также выступают в качестве отношений материальных. Так, воспроизводство человека, коль скоро оно выступает воспроизводством его как собственника средств производства или как непосредственного производителя, регулируется экономическими законами. За пределами таком ограниченного смысла отождествление общественного производства с материальным теряет свою правомерность. Достаточно напомнить, что наряду с материальным производством и в сложных координационных и субординационных отношениях с ним функционирует производство духовное. В систему общественного производства входят также производство и воспроизводство непосредственной жизни (самого человека) и производство и воспроизводство общественных отношений. Разумеется, в реальном процессе жизни общества все эти подразделения общественного производства взаимопроникают друг в друга в самой значительной степени.
2. В структуре самого материального производства следует различать две взаимоопосредованные подсистемы. Имеются ввиду, с одной стороны, технологический аспект производства, который мы обозначим как технологический способ производства, — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технико-технологическими особенностями производства, а с другой — экономический аспект производства, или экономический способ производства, т.е. тот общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной, конкретно-исторической ступени своего развития. Отметим, что подобная дифференциация, вычленение в структуре материального производства технологического и экономического способов производства не является пока общепризнанной. В связи с этим то, что сейчас нами было обозначено как экономический способ производства, в литературе обычно именуется способом производства материальных благ, хотя в действительности последний включает в себя в качестве одной из подсистем и технологический способ производства.
Экономическая сфера жизни общества исследуется многими науками. Изучению этой сферы (материального производства, законов его функционирования и развития) посвящает себя целиком политическая экономия, есть веер конкретных дисциплин, сосредоточенных на отдельных отраслях, сферах и сторонах материального производства (экономика промышленности, экономика строительства, основы маркетинг, финансы и кредит и т.д.) Число этих дисциплин постоянно растет, что позволяет не только познавать предмет исследования глубже и всесторонней, но и “заземлять” результаты научных поисков, придавать им все большую практическую значимость. Таково, например, назначение эргономики (от греч. “ергон” — работа), изучающей человека и его производственную деятельность с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Под своим углом зрения рассматривает экономическую жизнь общества социальная философия. Материальное производство интересует философию не само по себе, а как компонент социума, причем компонент системообразующий, интегрирующий все компоненты в целостность.
Духовное производство является характеристикой общественного сознания, духовной жизни. В данном случае общественное сознание рассматривается не как идеальное отражение бытия, не с точки зрения его роли в качестве духовного обоснования определенной деятельности, а как продукт специализированной общественной духовной деятельности, как один из видов общественного производства вообще. Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. “Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства”.1 Среди видов духовного производства на современном этапе, вероятно, самой развитой является наука как специализированная отрасль общественного труда. Духовное производство раскрывает важную грань, еще одно качество общественного сознания, духовной жизни общества.
При этом надо учитывать, что в любом обществе основным видом человеческой деятельности является труд, это позволяет сделать вывод о том, что историю творят люди в процессе своей сознательной деятельности. В обществе люди участвуют в трудовой деятельности. Труд — это общественная деятельность, так как люди, воздействуя в процессе труда на природу, вступая в определенные отношения с ней, вынуждены взаимодействовать друг с другом, вступать в определенные общественные отношения между собой. Труд — это целенаправленная деятельность, поскольку люди обладают сознанием. Деятельность людей, посредством которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих
потребностей, называется производством. На протяжении истории существования человечества смена одних эпох другими обусловливалась развитием производства, а своеобразие каждой эпохи, ее характерные черты определялись особенностями производства этой эпохи.
Посмотрим, как соотносятся в обществе материальные процессы и отношения с общественным сознанием. Многообразные процессы и отношения в обществе можно соотнести как материальные и духовные условия жизни или как общественное сознание.
Общественное бытие — это материальное отношение людей к природе и друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания.
Общественное сознание — это духовная сторона исторического процесса. Это не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию), а также формы сознания (политическое, правовое, этическое, понятийное, эстетическое, экономическое, религиозное и др.). Рассматривая взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия хочется подчеркнуть диалектику их взаимосвязи. Как бытие оказывает влияние на сознание, определяя его, так и сознание в какой-то степени определяет общественное бытие.
История как движение человеческой деятельности может быть понята лишь через те силы, во взаимодействии которых она себя реализует. Что же это за силы?
Наше стремление ответить на этот вопрос требует дальнейшей конкретизации категорий “общественное бытие” и “общественное сознание”, что может быть выражено с помощью понятий “объективный фактор” и “субъективный фактор”. Что же понимает современная наука под ними?
Это является научной проблемой, для ее решения ведутся активные дискуссии, высказываются различные точки зрения. Наибольшую трудность в этом плане представляет разграничение понятий “условия” и “фактор”, которые зачастую употребляются синонимично.
Условие — это то, от чего зависит нечто другое, без чего данное явление существовать не может. Все условия можно разделить на объективные и субъективные.
Под фактором (от лат. фактор — делающий, производящий) понимаются причины, движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер и отдельные черты.
Условия по своему объему шире, чем факторы, и включают в себя как существенные, так и второстепенные условия деятельности. Например, объективными условиями труда являются сырье, средства труда, энергетические ресурсы, помещение, транспорт и т.д., субъективными условиями труда — сознательность, дисциплина, уровень профессиональной подготовки и т.д. Для успешного осуществления трудовой деятельности необходимо соединение этих двух начал или двух основных факторов. Однако ими дело не ограничивается. Трудовая деятельность требует множества других предпосылок как объективных, таки субъективных, например освещения, отопления, продуманного графика работы, питания и т.д., которые также являются необходимыми условиями трудового процесса, хотя прямо и не входят в него. Следовательно, в качестве фактора мы будем выделять лишь ту часть объективных условий, которая непосредственно взаимодействует с субъективными условиями, является не просто внешней данностью, а чем-то внутренним для социального субъекта.
Объективные и субъективные факторы не существуют самостоятельно с субъективными и объективными условиями, а выходят из них как из своего основания. Не все элементы, составляющие условия человеческой деятельности, способны сыграть роль ее факторов, то есть сил, посредством которых совершается реальное действие, а лишь те, которые существенны для его осуществления, являются не просто условиями, а агентами деятельности.
Объективные факторы — это все те природные и общественные явления, которые детерминируют деятельность субъекта, выступают независимо от его сознания, это те факторы, на которые направлена человеческая деятельность. Сюда относятся такие понятия, как “материальное производство”, “производительные силы”, “производственные отношения” и т.д. Объективный фактор — это проявляющаяся в деятельности материальная сила, в то время как субъективный фактор выступает как ее духовная сила.
Субъективный фактор исторического процесса — это то, что противостоит объективным условиям, что их сохраняет или изменяет, что опредмечивается в объективных условиях последующей деятельности. Знания, мировоззренческие установки, навыки и т.д. — основные элементы субъективного фактора. Они определяют конкретный образ действия, являются мощным двигателем исторического процесса.
Как же через призму этих понятий может быть осмыслен исторический процесс, какова диалектика их взаимосвязи?
Противоречие между объективным и субъективным факторами — важнейший источник, причина и движущая сила исторического процесса. Объективный фактор обладает собственной определенностью безотносительно к субъективному фактору, наполняет последний содержанием. В свою очередь, субъективный фактор оказывает обратное влияние на объективный фактор, без чего не могут достичь своего развития возможности, заложенные в нем.
Особенность диалектики объективного и субъективного факторов заключается в том, что в их диалектическом единстве ведущая роль постоянно переходит от одного фактора к другому. Если объективные условия уже сложились, то решающим для их реализации становится зрелость субъективного фактора. В свою очередь, субъективные факторы оказывают обратное воздействие на объективные условия. Без этой обратной связи основные характеристики возникших объективных условий не могут реализовываться в полной мере.
Для того чтобы общество могло жить и развиваться, необходимо, чтобы люди при помощи труда производили необходимые им средства потребления. Производство материальных благ является общественным производством, а труд — целенаправленной деятельностью людей.
Способом бытия людей в обществе является общественно-историческая практика, понимаемая как материально-производственная и духовная деятельность людей. Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведет к созданию материальных и духовных продуктов в процессе трудовой деятельности людей. Человеческий труд (будь то материальный или духовный) является источником исторического процесса. Каждое новое поколение использует все достижения предшествующих поколений, что позволяет человеку не потерять накопленного опыта человеческой культуры для дальнейшего развития истории. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на развитие его сознания, общественное сознание, в свою очередь, активно воздействует на общественное бытие. Политические, правовые, философские, религиозные, эстетические идеи и взгляды влияют не только друг на друга, но и на материальные процессы и отношения в обществе. Развитие и функционирование общества — это чрезвычайно сложные процессы, в которых переплетаются и взаимодействуют многообразные материальные и духовные факторы.
Чрезмерная идеологическая конверсия нарушает диалектическое соотношение общественного бытия и общественного сознания. В таком случае срабатывает закономерность деидеологизации, то есть размывание идеологических установок, которые искусственно давят на общественное и индивидуальное сознание, порой парализуя его.1
1 Духовное производство. – М., 1981. С. 151
1 Невлева И.М. Философия. Учебное пособие. – М., 1999. С. 306-310
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!