Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Мастерство педагогического общения»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

    1. Изначально общение является базовой категорией социальной психологии. При этом необходимо отметить, что в данной работе понятия «общение» и «коммуникация» используются как идентичные. При этом понятие «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной информацией. Общение включается в практическое взаимодействие – учение, труд и т.д., обеспечивая его планирование, реализацию и контроль. С конца 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое стало разрабатываться рядом отечественных ученых. В начале 80-х годов А.А. Бодалев и В.Я. Ляудис отмечали, что проблема педагогического общения является новой областью знания, открывающей «более широкие перспективы понимания путей становления личности и возможностей управления ее формированием по сравнению с теми перспективами, которыми мы располагаем до сегодняшнего дня». Следует отметить заслугу А.А. Леонтьева, который сумел заострить внимание на чрезвычайной актуальности проблемы педагогического общения для практики обучения и воспитания. В разработке проблем учебно-воспитательного общения значительна роль В.А. Кан-Калика. Его учебное пособие «Учителю о педагогическом общении» (1987) в доступной форме дает систематизированную информацию о психологических закономерностях учебно-воспитательного общения как творческом процессе. С конца 70-х годов стали появляться педагогические исследования различных сторон общения. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства коллективом старшеклассников; А.В. Мудрика о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на него и др. В 80-х годах наметился перелом и в академической науке, отход от односторонности «воздейственной» педагогики, трактовка учебно-воспитательного процесса как «взаимодействия субъектов и объектов воспитания». В связи с вышеизложенным логично поставить вопрос о специфике психологического и педагогического подходов к изучению учебно-воспитательного общения. Процесс педагогического общения имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Психология сосредоточивает внимание на первой, а педагогика – на второй. Педагогическую теорию и практику интересуют и психические процессы, происходящие между учителем и учащимися и способы управления ими. Так, педагогу важно понимать не только психологические закономерности развития межличностных отношений, но и знать технологию их целенаправленного формирования. Педагогической науке свойственна значительно более широкая интерпретация учебно-воспитательного взаимодействия, выходящая далеко за психологические рамки. Она призвана разрабатывать такие важные ее аспекты, как нравственно-этический, эстетический, технологический. Лишь интеграция данных социальной психологии и педагогики позволяет выявить сущностное характеристики педагогического общения как целостного процесса. Таким образом, педагогическое общение можно определить как процесс, который может выступать одновременно как форма жизнедеятельности, как процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга, как процесс их сопереживания и взаимного понимания.

    Для будущего юриста очень важно обладать мастерством педагогического общения. Юрист, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный «тон» общения, может быть назван контактным, но не общительным. Общительность как профессионально-значимое качество личности юриста обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным тоном общения. Овладение мастерством педагогического общения дает будущему юристу:

ü    сдержанность, уравновешенность в общении (умение владеть собой, эмоционально сдерживаться организовывать ровное, спокойное общение без проявления досады, раздражения и т.д.);

ü    доброжелательность приветливость (готовность содействовать благополучию других людей, проявление участливости и радушия в общении с ними);

ü    уважительность (проявление уважения к клиентам, почтительное отношение к ним, признание их достоинств);

ü    доверительность, откровенность как проявление доверия к тому, с кем общается социальный педагог;

ü    альтруизм или психологическая обращенность к другим людям;

ü    оптимизм, под которым подразумевается социальное мироощущение концентрирующее жизнелюбие, жизнерадостность;

ü    внутренняя энергия, уверенность в себе, сочетающаяся с высоким уровнем самоконтроля;

ü    педагогический такт, чувство меры;

ü    эмпатия или способность к сопереживанию;

ü    рефлексия или осознание социальным педагогом того, как он воспринимается партнером по общению.

    2. При определении стиля руководства применяется комплексный подход, предполагающий единовременное принятие как типических приемов, применяемый руководителем в процессе работы с подчиненными, так и типических особенностей деятельности руководителя, определяемых его индивидуальными качествами. Так, А.Л. Журавлев определяет индивидуальный стиль руководства, присущий конкретному руководителю как «индивидуально-типические особенности ценностной, относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций».

    Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1.     Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2.     Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3.     Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении – со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель–ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4.     Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5.     Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

    «Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности организаций. Как правило, имеет сочетание каких-либо двух стилей руководства. Следует также отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства. Оптимальность того или иного стиля проявляется в конкретной ситуации. И здесь для достижения максимально эффективного результата с точки зрения культуры принятия управленческих решений очень важна проблема человеческих взаимоотношений между участниками производственного процесса.  


Список использованной литературы

 

 

1.    Гальперин П.П. Введение в психологию. М., 1996

2.    Гоноболин Ф.Н. Психология. М., 2003

3.    Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994

4.    Климов Е.А. Основы психологии. М., 2004

5.    Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2002

6.    Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1995

7.    Общая психология: (курс лекций) // Сост. Е.И. Рогов. М., 1995

8.    Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002

9.    Петровский А.В. Введение в психологию. М., 2005

10.Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективом. М., 1994

11.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. Ростов-на-Дону, 1999

12.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. Минск, 1998

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!