Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

1.Структура современного машиностроения

    Машиностроение  является  материальной основой технического перевооружения   экономики и ведущей отраслью всей промышленности, ее “сердцевиной”. Продукция  предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях экономики. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30%  от общего объема промышленной продукции.  В нашей стране эта отрасль развита недостаточно.  В Японии,  Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту  машиностроение  занимает 2-ое место после ТЭК.  Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет :  Япония - 60%,  Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25%) и первое место по промышленному персоналу (42%). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.  Научно-технический  прогресс  ускоряет  процесс  накопления  капитала, что  в  свою  очередь  способствует  повышению  спроса  на средства   производства,   главным   образом   на   машины и   оборудование.  Одним   из  последствий   НТР  является быстрый  моральный   износ  средств   производства.  Западные компании в  борьбе  за   рынки  стремятся как  можно  скорее  приобрести  и  ввести  в  действие новые средства производства.                                

    Для данного этапа развития в 80-90-е годы машиностроения характерны определенные изменения. Во-первых,  основой  экономического   роста  являются качественные, а не количественные параметры. Во-вторых, сферой развертывания  НТР  наряду  с  материальным  производством  стала и  сфера услуг.  В-третьих, происходят  существенные изменения в  качестве  и структуре  рабочей силы.  В-четвертых, усиливается милитаризация  науки, развертывается  новый виток  гонки вооружений.  В-пятых,   кардинально  меняются   отраслевая  структура и  межотраслевые  пропорции. В-шестых,  усиливаются социальные  последствия развертывания НТР.

    В  послевоенный  период  под влиянием  НТР в  экономике ведущих империалистических стран непрерывно происходили структурные изменения. Что такое структурные сдвиги в экономике? Структурные сдвиги - это серьезные изменения роли и значения отраслей в экономике, т.е. изменение их удельного веса в производстве ВНП и национального дохода. Они качественно корректируют структуру занятости, распределение самодеятельного населения по отраслям  и сферам  народного хозяйства, масштабы и направления инвестиций. Можно сказать иначе это смена лидирующих, “приоритетных” отраслей прежде всего наукоемких, определяющих лицо современной экономики, и материальная основа для перехода к интенсивному типу воспроизводства. Государство и монополии - основные инвесторы структурной перестройки.                                                              

    Можно  выделить  два  этапа  структурных  сдвигов, которые отличаются степенью интенсивности и глубиной воздействия на воспроизводственный процесс. Первый этап длился с начала 50-х до середины 70-х годов.  Его характерной  чертой является сокращение доли промышленности и сельского хозяйства и возрастание удельного веса сферы услуг, торговли. Одним из важнейших итогов первого этапа явилось сближение отраслевых структур ведущих западных стран. Для второго,  нынешнего этапа  структурных сдвигов  (с середины  70-х годов)  свойственно опережающее  развитие наукоемких отраслей  и  резкое  замедление    отдельных случаях  - даже кризис)  старых  базовых  отраслей,  которые  в   США  получили название  “индустрии  дымных  труб”. Особенно наглядно тенденция более высоких темпов роста наукоемкого сектора проявляется в изменении занятости. Удельный вес наукоемких отраслей в общей численности занятых в промышленности возрос  с 1970 г.  по 1980 г. с 21,5 до 29 - 30%. Другой характерной чертой структурных сдвигов  на втором их  этапе  является  выход наукоемких  отраслей промышленности по объему производства и численности занятых на уровень традиционных отраслей.

    Структурные изменения в машиностроении происходят по двум основным  направлениям.   Во-первых,  изменяется   основа  для   роста  традиционных   отраслей  машиностроения  в  результате  развития  науки. Во-вторых, развиваются   новые   наукоемкие    отрасли   машиностроения, такие, как автоматика,  производство   средств  связи, производство ЭВМ,  радиоэлектроника,   электроника, робототехника, производство оборудования   для   атомной промышленности,   авиаракетной,   космической   и   лазерной  техники,  станков  с  ЧПУ. Следует  подчеркнуть, что к  наукоемким  отраслям  относятся  те  отрасли,  в  которых   темпы   прироста   затрат   на    проведение   НИОКР и  числа  научно-исследовательского  персонала  в  среднем вдвое  превышают  показатели   по  промышленности   в  целом.

    Ускорение  НТП  в  машиностроении  связано   в  значительной  мере  с   концентрацией  и   специализацией  производства.   Вместо   универсальных   предприятий,  производящих  для  себя  почти  все  необходимые  узлы  и детали,   создаются   крупные   комплексы   специализированных производств и объединений различного типа. Процессы специализации и кооперирования в машиностроении перешагивают национальные   границы. В условиях  усложнения   этой   отрасли,  расширения многообразия  выпускаемой  ею  продукции  остро  встает  вопрос  о специализации  отдельных  стран,  особенно  относительно небольших,  на  выпуске  лишь  части  номенклатуры продукции  современного машиностроения.                         

    В западных странах в настоящее время машиностроение - это  сложный комплекс  отраслей, среди которых  принято  выделять три  крупных подразделения:

§       общее   машиностроение,   включающее   станкостроение и  производство  оборудования  для  различных отраслей промышленности;

§       электротехническую   промышленность,  включая  электронику  и  транспортное  машиностроение, куда  входят  автомобилестроение,   авиаракетная  промышленность,  судостроение и  производство железнодорожного  оборудования;

§       к транспортному  машиностроению  примыкает   сельскохозяйственное  машиностроение и производство строительной техники.                 

    В условиях  НТР быстро  развиваются все  три подотрасли   машиностроения.   Однако   наиболее   высокими темпами  росло производство  в  электротехнической промышленности, где бурно развивается  электроника, производство  ЭВМ,  радиоэлектроника,  производство телеаппаратуры, робототехника. Весьма интенсивно  растет производство  в  отраслях  транспортного  машиностроения, особенно в авиаракетной промышленности. Ведущей  отраслью  общего  машиностроения,  создающего  для  всех  отраслей   хозяйства  обрабатывающие станки,  автоматические  и  полуавтоматические линии, комплексно-автоматизированные  производства  для изготовления  машин,  оборудования,  изделий   из  металла и других конструкционных  материалов, кузнечно-прессовое,  литейное  и  деревообрабатывающее  оборудование, является станкостроение. Развитие конструкций танков идет по пути  полного перехода  к станкам  - полуавтоматам и автоматам.  Для повышения  конкурентоспособности  расширяется  применение  программного  управления и вычислительной техники, создаются.  целые линии, участки  и  цехи, управляемые  ЭВМ. Одним  из наиболее прогрессивных   направлений   станкостроения  является производство металлорежущих станков с числовым  программным управлением, обрабатывающих центров.        

    Станкостроение в наибольшей степени развито в ФРГ, Японии, США, Великобритании, Франции, Италии. В настоящее время на первом месте по объему производства металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования стоит ФРГ (в 1987 г. - 6,6 млрд. долл.). В ФРГ в производстве металлорежущих станков преобладают шлифовальные, притирочные, полировальные, револьверные станки  и токарные  автоматы, фрезерные  станки. ФРГ занимает первое место среди западных стран по экспорту  металлообрабатывающего оборудования.  Крупным производителем  и экспортером  станкостроительной продукции является  Япония. Опережающими  темпами японские    фирмы   расширяли производство  оборудования  с   программным  управлением.  Удельный  вес этого оборудования в стоимостном объеме выпущенного в Японии  металлообрабатывающего оборудования составляет 70%, в том числе 37% приходится  на  обрабатывающие  центры  и  33%  -  на  токарные  станки.  В  отличие  от  ФРГ  и   Японии,  США, наряду   с   крупным   собственным   станкостроительным производством,   в   больших   количествах  импортируют станки.                                              

    Главным направлением развития станкостроения в западных странах является повышение уровня автоматизации производства, совершенствование и расширение выпуска гибких производственных систем и роботизированных комплексов. В 1987 г. в машиностроении развитых капиталистических стран насчитывалось примерно 360 - 370 гибких   производственных   систем (ГПС), в том числе  в Японии  - 102,  в США  - 66, в  Италии  - 32,  в ФРГ  - 40,  в Великобритании  - 36, во Франции - 30.                                     

    Все  большее  значение  для металлообработки  получает  роботизация.  В  целом по  западному миру стоимостный   объем  производства   промышленных  роботов только за 1985 г. увеличился на 40%. В   настоящее время  парк   роботов   в   развитых   капиталистических странах  насчитывает  более  90  тыс.  единиц,   из  них 55%  приходится  на  долю  Японии,  26%  -  на  долю США.                                                

    В современных условиях ключевая роль в техническом совершенствовании производства  отводится электронике, она  превращается в  один из  основных носителей НТП.  Резко  возрастает роль электронной  продукции в производственных  процессах, более   экономно   расходуются энергоносители, электронные изделия широко применяются для автоматизации производства.          

    По роли и значению в экономике их можно объединить в три взаимосвязанные группы:

§       Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всей экономике - это приборостроение,  химическое  машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение;

§       отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

§       отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

    За последние десятилетия возник ряд новых отраслей,  связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом  изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения. Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой,  которые включают несколько десятков отраслей  и подотраслей.  Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность,  приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

    Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что  не  только  обусловливает  глубокую   дифференциацию   его отраслей, но  и  оказывает  сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции.  При этом даже при одном  целевом назначении выпускаемой  продукции размеры,  состав,  технологические процессы, форма общественной организации производства на предприятиях таких отраслей сильно отличаются.

    В целом машиностроение относится  к отраслям  так  называемого “свободного размещения”,  так  как оно в меньшей степени,  чем любая другая отрасль промышленности,  испытывает влияние  таких  факторов, как природная  среда,  наличие  ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий  машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов,  особенно концентрация производства, его специализация,  кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство  транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

    Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. В отрасли широко распространена предметная  специализация,  технологическая специализация  и  подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем  машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции - массовым,  крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создании  на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной  мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко возможен только на основе подетальной и технологической специализации.

    Развитие всех видов специализации  в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его  предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс,  стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже индивидуальной (например, в России выпуск  крупнейшей  турбины  в  1200  тыс.   кВт   в Санкт-Петербурге).

    Размещение машиностроения  определяется  в  значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по  себе  не  является  определяющим фактором размещения машиностроения.  Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например,  при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автомашин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше,  чем четырехосной  цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый  и  крупносерийный   выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты  на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существования такого рода  перевозок неизбежно в условиях современной  организации  машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение  предприятий  по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей.

 


2.Основные тенденции развития отрасли в 80 - 90-е годы

    В 80-90-е  годы инвестиционный  процесс  в  машиностроительном комплексе  развитых   стран характеризовался  дальнейшим усилением притока  капитальных  вложений  в  наукоемкие отрасли, увеличением  доли расходов  на  средства  комплексной  автоматизации производственных процессов, резким сокращением инвестиций на расширение традиционных отраслей.                              

    Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения  индустриально   развитых стран, существенное повышение  уровня   его  автоматизации,   широкомасштабное  распространение новейших форм организации и управления производством,   интенсификация   использования   техники   и   технологии получат свое развитие и в первое десятилетие ХХI в.              

    Автоматизация  в  той или  иной мере  будет охватывать все существующие   типы   производства  в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй  половины 90-х  годов началось ускоренное  развитие  автоматизированной сборки,  что означает  новый  этап   в  создании   компьютеризированных  интегрированных производств.     Численность   станочного   парка   в   отраслях  машиностроения индустриально  развитых  стран  будет  иметь  долговременную  тенденцию  к  сокращению при одновременном  увеличении  его  производственной   мощности   и   технико-экономической  эффективности. Так, в 1995 г. в США до 30% (около 20% в 1980  г.) механической  обработки  выполнялось  на   оборудовании  с   числовым  программным управлением (ЧПУ), причем  примерно 1/2  (1/3 в  1980 г.) общего парка этого оборудования к 2000  г. будет  использоваться в составе  систем  непосредственного  управления  от   ЭВМ  группами станков с ЧПУ.                                                    

    Суммарный парк металлообрабатывающего оборудования с  ЧПУ ФРГ,  Великобритании,  Франции,  насчитывавший  в  1994  г.  160 -170 тыс. единиц и составляющий в среднем 6  - 7%  станочного парка этих стран, к 2015 г. предположительно возрастет до 350 - 400 тыс. единиц  и  достигнет 25  - 30%  общей численности  последнего. Есть основания полагать, что уже к  2000 г.  примерно треть  всей механообработки   в   машиностроении   Западной  Европы   будет  выполняться  на  оборудовании  с  ЧПУ.   Увеличение  производительности оборудования    и    удешевление   элементной    базы   современных средств  автоматизации  позволяют  предположить,  что  доля  машин и  оборудования  в  общей  стоимости   основного  производственного капитала страны стабилизируется к 2015 г. на уровне 70 -  75% (против 70% в 1985 г.). Темпы ежегодного выбытия средств труда составят, предположительно, 6 - 8% в 1991 - 2015 гг. (против 5% 70-х годах).                                                       

    К  2015  г.  на  долю  машиностроительного  комплекса  США  придется  около  40  -  50%  общей суммы ежегодных валовых капиталовложений  в  обрабатывающую  промышленность  (44%  в   1985  г.). Доля инвестиций в активную  часть основного  капитала будет,  очевидно,  на  протяжении  всего  прогнозного  периода  оставаться неизменно высокой  (в среднем  около 80%).  В то  же время  преобладающая  часть  капиталовложений будет,  как правило,  направляться на замену и модернизацию оборудования, хотя не исключены периоды  активного  нового  строительства,  когда  в   расширение производственных  мощностей   будет  вкладываться   больше  средств чем на   модернизацию.   США   занимают    лидирующее  положение мире   по  масштабам   производства  продукции   машиностроения.  На  долю США   приходится около  45%  производственных  мощностей: предприятий  машиностроения в  развитых странах,  в то  время как на  долю  ФРГ,  Франции,  Великобритании  и  Италии  -  36%,  Японии - 19%.                                                         

    В   прогнозном  периоде   можно  ожидать   сохранения  довольно высоких   темпов   развития  (преимущественно   интенсивного)  машиностроительного   комплекса   указанных   стран   и  дальнейшего, хотя  и  незначительного,  увеличения  его  доли  в   общем  объеме  продукции  обрабатывающей   промышленности:  в   США  -   до  50% в 2015 г. против 40,5% в 1990 г., в Японии - до 55 - 60% (58,7%) и в Западной Европе - до 45о (39,0%).                               

    Фактором, несколько   сдерживающим    дальнейшее   увеличение доли   машиностроения   в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является   продолжающееся   выделение  и машиностроения в  сферу  услуг, производственную  инфраструктуру  таких  функций,  как  программирование и  обслуживание электронно-вычислительной   техники   и    автоматизированного   проектирования   и   управления;  проектирование   сложных  производственных систем  и локальных  сетей связи;  оказание услуг  в инжиниринге,  лизинге,  подготовке кадров;  консультационные услуги и  т.д.  Так, если  15 лет  назад машиностроительные  фирмы США самостоятельно разрабатывали 90 - 95% программ  для ЭВМ  и оборудования с программным управлением, то  теперь около  50% программных  средств  они приобретают  на рынке.  Масштабы лизинга нередко  достигают  20%  объема  капитальных  вложений  промышленности в машины и оборудование.                             

    Среди  машиностроительных  отраслей  в  центре  современной государственной   промышленной   политики   в   рассматриваемых странах  стоят  авиаракетно-космическая  промышленность (АРКП), микроэлектроника  и  автомобилестроение.  Именно   эти  отрасли

 играют и, по  всей видимости,  сохранят в  рассматриваемой перспективе ключевую  роль в  развитии не  только машиностроения, но и  всей экономики  ведущих стран  Запада как  важнейшие “поставщики”  базисных  технологий  (микроэлектроника  и  АРКП)  и центр  сосредоточения широчайших  кооперационных связей  в экономике стран в целом (автомобилестроение).                    

    Государственное  регулирование  указанных  отраслей осуществляется по двум основным направлениям  - по  линии стимулирования инновационного процесса и  путем реализации  различных мер, включая  протекционистские,  с  целью  облегчения  национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках. В  настоящее  время  на  АРКП и  электротехническую (включая радиоэлектронику)  промышленность   приходится  соответственно в США 44 и 28%, в Японии  - 25%  (на электротехнику),  в Германии - 47 и 29%, во Франции - 50  и 43%,  в Великобритании  - 45 и 40%, в Италии -  30% (на  каждую отрасль)  суммарных государственных   расходов  на   НИОКР  в   обрабатывающей  промышленности.  Около  60%  общих государственных  расходов на  НИОКР в машиностроении   США   направляется   в  АРКП   (75%  суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными  заказами, основная  часть которых  выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.               

    Последние  данные  западных  исследований   показывают,  что военно-технический прогресс в этой  сфере все  больше расходится с гражданским, и данный эффект оказывает  весьма ограниченное  влияние  на  научный потенциал  и конкурентоспособность  гражданского  самолетостроения  США.  Доминирование  этой страны  на  мировом  рынке  гражданской авиатехники  обусловлено не государственной  поддержкой, а многолетним опытом,  полным  использованием  эффекта  масштаба  производства и обусловленной этим экономией на издержках.                    

    Контрастом к опыту США  выглядит   государственная  политика в  области  гражданского  авиастроения  в  Западной  Европе   и  Японии.  В  этих  странах  данная  отрасль активно  поддерживается государством, что обеспечило  западноевропейским   странам  возможность  потеснить  США  на  мировом  рынке  авиатехники, а  Японии -  необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.       

    В   Японии   эта  поддержка   осуществляется  в   рамках  политики “мелких шагов”    и   стимулирования    интенсивного   кооперирования с  США.  Уже  в 50-х  годах  японские  фирмы выступали в качестве субпоставщиков фирмы “Боинг”, которая была  заинтересована  в  создании  в  Японии  мощностей   по  обслуживанию  своих   самолетов.   Министерство   промышленности   и   внешней торговли   поддерживало   отечественные   фирмы двояко:   путем   исключения    возможности   конкуренции    между   ними   и стимулированием  кооперирования.  В  1986  г. в  стране был  принят. специальный  “Акт   содействия   развитию   авиации”,   предусматривающий предоставление   фирмам   льготных   кредитов  через   вновь  созданный  фонд.  Эти  кредиты   использовались  для   разработки  и производства    реактивных    пассажирских   самолетов    средней   грузоподъемности   и   возвращались   лишь   после   успешного   завершения проекта.                                                            

    В  отличие  от  Японии, которая  только  готовится  к   выходу  на мировой   рынок  авиатехники,   успех  проекта   “Аэробус”  позволил западноевропейским   странам   реально  подорвать   монопольные  позиции  США в данной сфере.   Общий  объем   государственного  финансирования  в   рамках  созданного   для  реализации   проекта  консорциума   (ФРГ,    Франция,   Великобритания,    Нидерланды,   Бельгия  и  Испания)  оценивается  в  20   млрд.  марок   ФРГ.  Стратегия консорциума   включала   тесное   кооперирование   с   США,  наступательную ценовую политику, первоначальный выход на рынок 1972  г.  с  моделью  (А-ЗОО,  250  мест},  прямо  не  конкурирующей американским   аналогом  (В-737-200,   120  мест),   обеспечение  достаточно   высокой    серийности   производства    и   превосходства  топливной экономичности. В рамках продолжающейся   в  настоящее  время  разработки  .модели  А-300  (750  мест,  дальность  свыше 10  000  км)  особое  внимание  уделяется  правильному   выбору  перспективного  рынка  -  в  качестве  такового  рассматривается  азиатский, а не трансатлантический.                                     

    Государственное     регулирование     микроэлектронной     отрасли осуществляется  в  развитых  странах в  основном в  рамках федеральных   инновационных   программ.   Так в  США   реализуется специальная программа (1988 - 1994 гг., объем финансирования - 600 млн. долл.,  предусматривающая  разработку  высокоинтегрированного кристалла памяти.                                                   

    Японские  программы  в  данной области  ведут свое начало с 1962 г.  Все  программы  проводились под  эгидой Министерства промышленности и торговли  путем кооперирования  ведущих японских электронных концернов. По существу, явно  выраженный технический  и коммерческий  успех  имели лишь  первые программы, целью  которых 6ыло  копирование опыта  США в  области вычислительной техники. Формирование приоритетных  программ в этот период облегчалось самим фактом отставания Японии  от США в данной области. Доля государственного финансирования  в общих  расходах   на  НИОКР   электротехнической  промышленности достигала 25%, значительная часть из которых  была реализована путем специальных амортизационных  вливаний и  льготного кредитования.                    

    По  оценкам  западных  специалистов,  эффект  всех последующих программ весьма сомнителен либо отсутствует вовсе. К началу 80-х годов японские фирмы уже не отставали  в технологическом соревновании от США, и министерству было все  труднее правильно  идентифицировать  наиболее  перспективные  проекты. В основе  современных  успехов Японии  на мировом  рынке микроэлектроники  лежат  финансовая  мощь  концернов  и интенсивная конкуренция  между  ними.  По объемам  государственного финансирования инноваций в этой сфере Япония более  чем на  два порядка отстает от  США и  в несколько  раз -  от западноевропейских стран.                                                  

    В  последнее  время  странами  ЕС  принят целый  ряд крупных программ, призванных ускорить разработку и  распространение в производстве  новейших видов  микроэлектронной техники  и технологии с целью преодоления отставания в этой сфере  от Японии и США. Крупнейшей из них является осуществляемая  с 1989  г. в рамках  “Эврики”  специальной программы объемом  финансирования в 3,8 млрд. экю. Половина средств предоставляется государствами - участниками проекта и КЕС,  половина -  частными фирмами в области  микроэлектроники и  из других  сфер, экономики. В рамках европейской программы  исследований в области современных средств связи “КАСЕ” (1985 - 1995 гг.) разрабатывались широкополосные  системы  связи  для  интегрированной  передачи звука, изображения и цифровых данных. В то  же время  в последние  годы в  рассматриваемых странах отмечается процесс коренного пересмотра концепции государственного   стимулирования   машиностроительных    отраслей,   включая  и  переосмысление  роли  крупных   государственных  инновационных   программ,   осуществляемых   с   целью   достижения  национальных  (региональных)  преимуществ  в  тех  или  иных  приоритетных  технологиях.   В  условиях   прогрессирующей  интернационализации  производства  в  машиностроении  Запада идет  активный процесс  слияния  и  поглощения   фирм,  который   облегчает  межгосударственную  диффузию  результатов  работ  по  программе  и  резко снижает  эффективность   государственного  вмешательства   в  данную сферу. Так, только в 1990 - 1993 гг. в Западной  Европе начали или  предусматривали   производство  различных   типов  интегральных  схем  14  американских,  японских  и одна  южнокорейская фирма.  Стимулом  к  резкой  активизации  импорта  капитала  в  Западную  Европу,  послужила  отмена  КЕС  с  января 1992  г. импортных пошлин  не  только  на  электронные  компоненты,  которые  собираются в странах ЕС, но и на  те из  них, которые  целиком производятся в этом регионе.                                          

    В  качестве  альтернативы  узконациональному  подходу  к  государственной   политике   в   области машиностроения практически повсеместно рассматривается расширение   поддержки интенсивного кооперирования  между  фирмами,  как  оно уже  сегодня практикуется,  например,  в  микроэлектронике  между США   и  Японией или  между  Японией  и  ФРГ  в  области  разработки  динамического ЗУ с произвольной выборкой емкостью 64 Мбайт.                   

    Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование  осуществляется практически  во всех  странах двояко  - как путем  внешнеторговой  защиты,  так  и  принятием мер   по  непосредственному   стимулированию   национальных   фирм    (в США  -  за  счет  государственных  заказов  на  вооружения),  поддержка  автомобилестроению  во   всех странах главным образов оказывается   через   внешнеэкономический   инструментарий.  Само становление автопромышленности Японии  было  во   многом  обеспечено поддержкой правительства, вплоть  до 1988  г. практически полным  закрытием  внутреннего  рынка  страны  от  американских и западноевропейских конкурентов, включая   запрет  иностранных  инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.                    

    Развитие  машиностроительного  комплекса   органически  связано   с   интенсификацией   научно-исследовательской  деятельности. Активизация  НИОКР   обусловлена  сокращением   жизненного  цикли товаров,  обострением   конкуренции,  усложнением   научных  проектов,  приобретающих  в  массе  своей  междисциплинарный  характер.  В  настоящее  время  США  тратят  на  НИОКР  в машиностроении  больше,  чем  Япония,  ФРГ  и  Великобритания   вместе  взятые.  По  абсолютной  величине  годовые   расходы  на   НИОКР  в   США  в  целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями   в   основной   капитал  машиностроения,  а  в  отдельных  отраслях  даже  превышают  их.  Наиболее быстрыми  темпами  растет  объем  научных  исследований   и  разработок  в  новых,  наукоемких  отраслях  машиностроения,   таких,  как АРКП,   электронная   промышленность,   производство    ЭВМ,   приборостроение.  Общая  величина  годовых  затрат  на  НИОКР  в  этих  секторах  машиностроения  в  1994  г,  достигла  в  США   около  50 млрд.  долл.,  что  составило свыше  70% всех  затрат на  НИОКР машиностроительного  комплекса  по  сравнению  с  63%  в 1970  г. Быстро   наращивает   свой   научно-технический   потенциал   Япония. Если  в середине  70-х годов  он оценивался  в 30%  к американскому уровню, то в середине 90-х достиг уже 41%.                        

    В  группе  традиционных  отраслей  в  Японии   (общее,  транспортное    машиностроение)    главными    направлениями   качественного совершенствования   продукции   в   прогнозном   периоде,   видимо, будут  повышение   надежности,  безопасности,   экологической  чистоты,   энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование  автоматизированных систем  управления работой основных агрегатов на базе  микропроцессорной техники.                                                      

    В   странах   ЕС   суммарная  доля   электротехнической  промышленности  (включая  производство  ЭВМ  и   радиоэлектронику),  приборостроения  и   АРКП  в   общем  объеме   продукции  машиностроения, по имеющимся оценкам,  в среднем  увеличится с  40% в  1990 г. до примерно 50 - 55% в 2015  г., в  том числе  собственно производство ЭВМ - с 7 до 15% в том же году. В Японии объем производства промышленных роботов возрастет, по расчетам, за 1991 - 2015 гг. примерно в десять раз, а станков с ЧПУ -  в четыре  раза, что  потребует более  высоких по сравнению  с общим машиностроением темпов  наращивания  мощностей  соответствующих   производств.  Опережающее   развитие  получит и электротехническая промышленность.        

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!