Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Марксизм и экономическая теория»

/ История экономических учений
Конспект, 

Оглавление


1.    Исторические условия возникновения марксизма и его идейная направленность

    Создание марксистского учения относится к середине 19 века. Каким было это время? Вспомним некоторые исторические факты. По Европе прокатываются волны буржуазных революций, сметая один за другим еще сохранившиеся феодальные режимы. В тех же странах, где капитализм уже утвердился, проявляются признаки первых экономических кризисов. Сбросив феодально-сословные одежды, социальная действительность предстала как прямое противостояние классов: пролетариата и буржуазии. Рабочие уже заявили о себе как самостоятельной политической силе первыми массовыми выступлениями во Франции, в Германии. Все эти события, реальная общественная ситуация этого периода оказали серьезное влияние на мировоззрение, общественные и политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса - создателей новой теории общественного развития. Однако не только осмысление социальной действительности стало источником новых идей. Маркс и Энгельс были хорошо знакомы с передовой общественной мыслью своего времени, достижениями естественных наук.

    Марксистская концепция  складывалась  не   без  влияния   воззрений  выдающихся   французских  историков  эпохи  Реставрации  О.  Тьерри,  О.  Минье,  Ф.  Гизо  и др.  Эти  ученые  сумели реалистически   взглянуть  на   факты  тесной зависимости  государственного  строя,  правовых   установлений  от материальных   условий   общественной   жизни,   от  происходившей в  истории  борьбы  классов.  Они  полагали:  политические  институты,    юридические    нормы   создаются    обществом,   являются отражением   общественного  строя,   первичного  по   отношению  к ним;    порожденные    обществом    политико-правовые   учреждения потом   начинают   сами   воздействовать   на   социальную  жизнь, видоизменять ее.                                                 

    В большей мере оказались созвучны идеологическим представлениям Маркса и Энгельса  развитые  упомянутыми  историками положения о классах  и классовой борьбе. Вот  некоторые из них.  Общество   глубоко   расчленено  на  классы,  отличающиеся друг от друга социальными, имущественными,   правовыми  признаками.  Каждый  из  классов  непременно  стремится  поставить  у власти   требуемое   ему   правительство.   Тот   класс,   который доминирует  в  хозяйственной  жизни  страны,  должен   быть  гегемоном  также  в   государстве,  поскольку   интересы  собственности  -  важнейшие  и  преобладают  над  всеми   остальными  потребностями;   никакие   политико-юридические   резоны   не   выдерживают конкуренции резонов собственности.                          

     Разработанная  Тьерри, Минье,  Гизо формула  о том,  что борьба  классов  наполняет  и  составляет  всю   гражданскую  историю, сыграла  крупную  и  неоднозначную  роль  в   развитии  социально-политической  мысли 19  столетия.   В  частности,   эта  формула после  своего  рождения  зажила   второй  жизнью,   смысл  которой (такова “ироничная”  диалектика   истории  идей)   обернулся  по отношению   к   первоначальному   ее  значению   прямо  противоположным  образом:  она  была  воспринята,  преображена   и  обращена   против   самой   же  буржуазии   представителями  революционно-утопического коммунизма 30 - 40-х гг. прошлого века.         

    Маркс и Энгельс вовсе  не  скрывали  факта  преемственности определенных  собственных   представлений о будущем обществе,  обществе посткапиталистическом, о способах перехода  к нему со взглядами  на  сей  счет своих  социалистических предтеч.  Они не  упускали  удобного момента  для того,  чтобы продемонстрировать  плюсы  и  минусы  таких  взглядов.  Однако  им  самим не  всегда  удавалось  в  должной  степени  ощутить  и осознать  глубину и  масштабы этой преемственности,  которая отнюдь  не в  каждом  конкретном случае  сказывалась на  марксизме позитивно.

    Немалую роль в возникновении марксизма сыграли идеи и представителей европейской философии. Среди них справедливо  выделить  классиков  немецкой  философии,  особенно   -  Гегеля.  Ни  Кант, ни  Фихте, ни  даже Фейербах  не оказали  такого значительного   и   многопланового   влияния  на   процесс  формирования марксистской концепции.                                           

    Марксизм   испытал   притяжение  развитой   еще  до   него    частности,  Гегелем)  идеи  свободы  -  антипода  произвола. В собственно  идеологическом  плане  классовым симпатиям и антипатиям  марксизма  более  всего  соответствовали   воззрения, в  которых  с  позиций  угнетенных  трудящихся  масс критиковалось и осуждалось эксплуататорское общество.1


               2. Материалистическое понимание истории

    В середине 19 века немецкий мыслитель К.Маркс сформулировал  концепцию материалистического  объяснения  истории,  базирующуюся  на  четырех основных принципах:                                                     

    1.   Принцип     единства человечества, следовательно, единства исторического процесса.                                     

    2.  Принцип исторической  закономерности. Маркс  исходит из признания  действия  в  историческом процессе  общих, устойчивых,  повторяющихся  существенных  связей  и  отношений   между  людьми  и результатами их деятельности.                               

    3.  Принцип  детерминизма  -  признание  существования причинно-следственных связей и  зависимостей. Из  всего многообразия  исторических  явлений  Маркс  считал  необходимым  выделить главные,  определяющие.  Таким  главным,  определяющим  в  историческом процессе, по мнению К. Маркса, является  способ производства  материальных благ.                                             

    4. Принцип прогресса. С точки зрения К.  Маркса, исторический прогресс  - это  поступательное развитие  общества, поднимающееся на все более и более высокие уровни.                     

    Материалистическое объяснение  истории  базируется  на формационном подходе. Понятие общественно-экономической  формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих  сил  исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит  из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно  должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он  и назвал “общественно-экономические  формации”.  По  определению К. Маркса, общественно-экономическая  формация  представляет  собой “общество,  находящееся  на  определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками”1. Понятие “формация” Маркс  заимствовал  из  современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии  обозначены  определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.                          

       Основу  общественно-экономической   формации,   по  Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется  определенным  уровнем  и  характером  развития  производительных   сил   и  соответствующими   этому  уровню   и  характеру производственными отношениями. Главные производственные  отношения  -  это  отношения  собственности.  Совокупность  производственных  отношений  образует его  базис, над  которым надстраиваются  политические, правовые  и иные  отношения и  учреждения, которым  в  свою  очередь  соответствуют определенные  формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и  т.д. Таким образом,  общественно-экономическая формация  включает  в свой  состав все  многообразие жизни  общества на  том или ином этапе его развития. С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом  развитии  проходит пять  основных  стадий  - формаций:   первобытнообщинную,    рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и  коммунистическую  (социализм  -   первая  фаза коммунистической формации). Переход  от  одной общественно-экономической  формации к другой осуществляется на  основе  социальной революции   Экономической основой социальной революции  является   углубляющийся  конфликт между  вышедшими  на  новый  уровень  и приобретшими  новый характер производительными   силами общества   и устаревшей,  консервативной  системой  производственных отношений.  Этот конфликт  в политической  сфере  проявляется  в  усилении социальных  антагонизмов и обострении  классовой борьбы  между господствующим  классом, заинтересованном  в  сохранении  существующего  строя   и  угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

    В основе образования классов, по Марксу, лежало присвоение прибавочного продукта. Однако методы присвоения прибавочного продукта определялись отношением к средствам производства и были различными.  Например, в большинстве стран Востока по различным причинам сохранились общины, послужившие основой самой грубой государственной формы - восточного деспотизма. Слой людей, возвысившийся над общинами с целью регулирования прежде всего межобщинных интересов, и стал классом эксплуататоров. Этот слой, используя свою причастность к аппарату власти в условиях коллективных форм собственности на средства производства (прежде всего на землю) эксплуатировал народ с помощью внеэкономических методов принуждения вплоть до прямого насилия. Самое трагичное в этом случае - поголовное рабство, полная зависимость народа от деспотической власти, растворение общества в государстве, заглушение экономических регуляторов насилием. Другой путь классообразования начинался с разложения общин под влиянием проникновения в них товарных отношений, частной собственности. Возник капитализм, который по Марксу имеет два порока. Первый - необходимость производства продуктов в форме товаров, которая приводит к стихийности, конкуренции, безработице и т.д. Второй - прибавочная стоимость, полученная на основе купли-продажи рабочей силы и являющаяся источником эксплуатации. Что же предлагали Маркс и Энгельс? Самое главное - это замена капитализма коммунизмом, т.е. создание бестоварного, самоуправляющегося общества, где главным лозунгом будет “от каждого по способности, каждому по потребности”. Но Маркс и Энгельс не дали ответ на очень важный вопрос - как связать общество в единое целое, что будет стимулом к труду, если не будет экономического принуждения, что из себя будет представлять самоуправление.   

    Революция  приводит  к  смене господствующего  класса. Победивший  класс  осуществляет  преобразования  во всех  сферах общественной  жизни  и  таким образом  создаются предпосылки  для формирования  новой   системы  социально-экономических,   правовых  и иных общественных отношений,  нового сознания  и т.д.  Так образуется новая формация. В связи с этим  в марксистской  концепции истории  значительная  роль придавалась  классовой борьбе  и революциям.  Классовая  борьба  объявлялась  важнейшей  движущей силой истории, а революции К. Маркс называл “локомотивами истории”. Материалистическая   концепция   истории,   базирующаяся  на формационном  подходе, на  протяжении последних  80 лет  была господствующей  в  исторической науке  нашей страны.  Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе  определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития.  История человечества  предстает как  объективный, закономерный,  поступательный  процесс.   Ясны  движущие   силы  этого процесса, основные этапы и т.д.                                  

       Однако  формационный  подход в  познании и  объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики как в зарубежной, так и отечественной  историографии. Во-первых, формационный подход  предполагает  однолинейный   характер  исторического развития. Теория формаций  была сформулирована К. Марксом как обобщение  исторического пути  Европы. И  сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту  схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес  к так  называемому “азиатскому способу производства”.  На основе  этого способа,  по мнению Маркса, образуется особая формация.  Но подробной  разработки этого вопроса он  не провел.  Позже исторические  исследования показали, что и в Европе развитие определенных  стран (например,  России) не всегда можно вставить в схему смены  пяти формаций.  Таким образом, формационный  подход  создает  определенные  трудности  в  отражении многообразия, многовариантности исторического развития. Во-вторых,  для  формационного  подхода  характерна  жесткая привязка любых  исторических явлений  к способу  производства, системе  экономических  отношений.  Исторический   процесс  рассматривается прежде всего под  углом зрения  становления и  смены способа  производства:  решающее  значение  в  объяснении  исторических  явлений отводится объективным внеличностным   факторам,  а основному субъекту истории  -  человеку  отводится  второстепенная роль. Человек предстает в  той теории  лишь как  винтик мощного  объективного механизма,  движущий   исторического  развитие. Таким  образом принижается человеческое, личностное содержание исторического  процесса  вместе с  ним и  духовных факторов исторического развития. В-третьих,  формационный  подход  абсолютизирует  роль  конфликтных отношений,  в том  числе и  насилия, в  историческом процессе. Исторический  процесс в  этой методологии  описывается преимущественно  через  призму  классовой  борьбы.  Отсюда  наряду  с экономическими  значительная  роль  отводится   политическим  процессам.  Противники  же формационного  подхода указывают,  что социальные  конфликты,  хотя  и  являются необходимым  атрибутом общественной  жизни,  все  же  не  играют  в ней  определяющей роли. А это требует и  переоценки места  политических отношений  в истории.  Они  важны,  но   решающее  значение   принадлежит  духовно-нравственной жизни. В-четвертых,   формационный  подход   содержит  элементы провиденциализма  и  социального   утопизма.  Как   отмечалось  выше, формационная  концепция  предполагает  неизбежность  развития  исторического  процесса  от  бесклассовой  первобытнообщинной  через классовые  -   рабовладельческую,  феодальную   и  капиталистическую  -  к бесклассовой  коммунистической формации.  К Маркс  и его ученики  затратили много  усилий для  доказательства неотвратимости  наступления  эры  коммунизма, в  которой каждый  будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества  по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, -  достижение коммунизма  означает  достижение  человечеством  царства  Божия на Земле.  Утопический  характер этой  схемы обнаружился  в последние десятилетия  существования  Советской  власти  и  социалистической системы. Подавляющее большинство народов отказалось от “строительства коммунизма”.

 


2.    Теория прибавочной стоимости

    Заслугой К. Маркса  является создание  теории прибавочной  стоимости. В  ней  был дан  исчерпывающий ответ на  весьма сложный  вопрос: как возрастает богатство собственников капитала? В соответствии с теорией прибавочной стоимости, можно проследить  за  деятельностью предпринимателя, ведущей на вершину пирамиды богатства.              

    Для  начала бизнесмен  должен иметь  деньги, которые он пускает в “дело”. На  имеющуюся у  него денежную сумму он,  скажем, покупает  средства производства, благодаря  хозяйственному применению  которых создаются новые товары. Часть денег идет  на заработную плату работников. Непременное  правило  бизнеса  -  получить  возрастающий  экономический  эффект:  прирост первоначально затраченной суммы денег. То  есть при  продаже изготовленной  продукции  коммерческая  (торговая)  выручка  должна  составлять  возросшую  сумму  денег по сравнению  с первоначальной.  Весь   смысл предпринимательства  можно  представить  в самом  кратком виде в такой формуле увеличения богатства:               

                                                    

 

 где  Д  - первоначально авансированная  сумма денег, Т - товары, купленные на  эту сумму  (средства производства  и рабочая  сила), П  - производственный процесс, связанный с  созданием новых  продуктов, Т'  - новые товары  с  возросшей  стоимостью, Д'  - сумма  денег, превышающая  по   своей  величине   первоначально  авансированную величину.                                         

    Полученная предпринимателем денежная выручка (Д')  представляет  собой  сумму денег,  равную первоначально  авансированной  стоимости (Д)  плюс сверхстоимость  (DД),   которая  обычно   именуется  прибавочной стоимостью (или стоимостью прибавочного продукта).

    Возьмем,  например,  ткацкую  фабрику,   Чтобы  наладить выпуск тканей, требуется, скажем, 5 миллионов 250  тысяч  долларов  (или  иных  денежных  единиц:  фунтов стерлингов, рублей и т. д.). А в итоге предприниматель получает от продажи изготовленной продукции 5  миллионов  500 тысяч  долларов. Из  коммерческой выручки 5 миллионов 250 тысяч  долларов -  это возвратившаяся   первоначально   затраченная   сумма   денег.   А 250  тысяч  долларов  -  прирост  стоимости   или  прибавочная стоимость.                                       

    Откуда  возникает  дополнительная  стоимость     нашем  примере  -  250  тысяч  долларов)?  Этот  вопрос является  одним  из  труднейших  в  экономической теории. На него могут быть даны разные варианты ответа. Быстрее  всего пожалуй,  на  ум  приходит  следующий вариант.  Можно  предположить,  что   прибавочная  стоимость  образуется  на  рынке  и  порождена неэквивалентным  обменом,  Предприниматель  покупает  товар   по  одной   цене  (положим,   равной  стоимости   продукции)  и продает  его  по  более  высокой цене,  превышающей стоимость. Наживаются  ли   люди таким  образом, на  рынке?  Безусловно.  Какой-то  удачливый   торговый  посредник умело  выбирает  место  и время  для закупки  и перепродажи  больших  партий  товаров,  ориентируясь   на  низший уровень и высший пик спроса, а также на неосведомленность и нерасторопность покупателей.              

    Однако данному варианту ответа на рассматриваемый  вопрос  можно  противопоставить  довольно-таки  веские  контраргументы.  Во-первых,  на  рынке  происходит только смена  форм стоимости  (денежная формы  стоимости  меняется  на  товарную и  наоборот). А  сама стоимость здесь не возникает вообще  и не  может возрастать (стоимость, как мы знаем, создается трудом в производстве). Во-вторых,  неравноценный  обмен  только  лишь перераспределяет   имеющуюся  стоимость   между  разными лицами:  то, что  один теряет,  другой приобретает. Между  тем  общая   сумма  стоимостей   всех  продуктов остается  прежней.  В-третьих,   если  предприниматели, вместе взятые, начнут в равной степени и  постоянно пытаться  нажиться  за  счет неэквивалентного  обмена, то все они  не смогут  обогатиться на  спекулятивной перепродаже товаров  друг другу.  Если, например,  все бизнесмены повысят цены на  продаваемые товары  на 10 процентов, то, выступая в роли  продавцов, они  будут выигрывать  на  эти 10  процентов. Однако  затем, попеременно  становясь  покупателями  продуктов  с  возросшей ценой, они будут, разумеется, терять те же  10 процентов.                                                 

    Значит,  необоснованно  считать, что  все предприниматели  могут  получать прирост  стоимости на  рынке за счет  неэквивалентного обмена, сфера  товарно-денежного обращения не дает  возможности не  от случая  к случаю,  а  постоянно, каждодневно  увеличивать стоимость. Единственно,  где  это  может  происходить непрерывно, - это сфера производства.                              

    И  вот  настало время  заглянуть в  тайны предпринимательства,  которые обычно  скрыты под  покровом коммерческого секрета  от посторонних  глаз. В  этих целях более  детально  мы  рассмотрим  своего  рода “бухгалтерию  бизнесмена”:  как  подсчитываются  расходы  и  доходы от производственно-коммерческой деятельности.

    Рассмотрим  такой   пример.  Владелец   ткацкой  фабрики  ежедневно тратит  на покупку  средств производства следующие денежные суммы:                         

    здания и сооружения (амортизация за день) - 500 долларов

    машины и другие средства труда (амортизация за день) - 500 долларов

    сырье, материалы и топливо - 19000 долларов

Итого: 20000 долларов                                

     Допустим  также,  что  для изготовления  тканей было нанято  100  работников,  дневной заработок  каждого из которых  составил  в  среднем  10 долларов.  На выплату дневной  заработной  платы всем  им предприниматель затратил 1000 долларов.                                

   Следовательно, все денежные затраты на фабрике составляют 21 тысячу долларов.                        

   Создавая  в  течение  рабочего  дня  ткань,  работники целесообразно   используют   все   предназначенные   для этого  вещественные  условия производства.  В итоге стоимость  всей изготовленной  за день  ткани в  первую очередь  воплощает  указанную  величину  стоимости  средств производства - 20 000 долларов.                        

   Важно   учесть  также,   что  каждый   работник  своим трудом  создает  новую  стоимость. Ведь  обладая рабочей силой  -  способностью  к  труду, человек  выступает как единственный  созидатель  новой  стоимости.   Ибо  живой труд,  труд  в  текучем  состоянии  создает  такую стоимость.  Только  поэтому  бизнесмен  заключает  с  людьми сделку найма на работу.                                

   Предположим,   что   предприниматель    покупает   рабочую  силу как  товар по  ее стоимости,  Через заработную  плату  он  оплачивает  данный  товар.  После  этого бизнесмен  временно  владеет  рабочей  силой  в течение, времени  труда.  Благодаря  же достаточно  -высокой выработке  нанятый  человек  способен за  весь рабочий день создать,  во-первых,  стоимость,  равную  стоимости  его рабочей силы, и, во-вторых, сверхстоимость.            

   Теперь  вновь  вернемся  к  конкретным  расчетам. Допустим, что работник в течение одного часа создает стоимость, равную 2,5 доллара.  Тогда за  восемь часов 10О работников   дополнительно   создадут   стоимость,  равную 2000 долларов.                                          

   В итоге произведенная  на фабрике  за день  ткань будет иметь такую стоимость:                             

       стоимость средств производства, перенесенная на ткань                          20 000 долларов

       новая  стоимость,  созданная  1000 работниками за 8 часов                         2000 долларов

Всего: 22 600 долларов                                 

   Продав  всю  созданную  за  день  ткань,  предприниматель  получит  22 тысячи  долларов - на  1 тысячу   дол ларов больше, чем затрачено на производство. Весь  “секрет”  появления  прибавочной  стоимости  виден  из  приведенного  примера.  1000 долларов - эквивалент,  равный  по  величине  дневной заработной   плате, 100  работников  создали  всего  за  4  часа.  Между  тем предприниматель заключил  с ними  трудовое соглашение, согласно  которому они  должны трудиться  весь рабочий день - 8 часов. За вторую часть дня,  за 4  часа, создается сверхстоимость также на сумму 1000 долларов. Стало быть, прибавочная стоимость  возникает в сфере производства и только на основе  экономического отношения “бизнесмен -  работники”. Более  глубокое изучение  ее происхождения  предполагает анализ   времени труда.                                                   

    Производство прибавочной  стоимости, по  К. Марксу, является  главной  движущей   силой  капиталистической экономики.  Вместе  с  тем  даровой труд  работников на собственников  капитала  служит основной  причиной социального  неравенства в  обществе. К.  Маркс показал, что прибавочная  стоимость является  источником доходов  капиталистов-предпринимателей, ссудных  капиталистов  (банкиров)  и  земельных собственников. Прежде всего прибавочная  стоимость  достается  бизнесмену в форме прибыли, которая  показывает, на  какую величину вырос примененный  в  производстве капитал.  Затем из этой  прибили вычитается  определенный процент  за денежный капитал, взятый  в банке  в кредит. Наконец, в виде  ренты бизнесмен  отдает часть  прибавочной стоимости земельному  собственнику за  то, что  ему предоставлена земля для хозяйственной деятельности.1           

 

 

 

 


3.    Основные идеи 2-го и 3-го томов “Капитала”

    “Капитал” - главный труд К. Маркса, в котором он исследовал капиталистический способ производства, открыл экономический закон движения буржуазного общества. Создан в основном в 1857-67 гг. В 1863-65 гг. Маркс разработал третий вариант “Капитала”, включающий наряду с новыми вариантами 1-го и 2-го томов основной текст 3-го тома и на этой основе создал в 1866-67 гг. окончательный текст 1-го тома, который вышел в свет в сентябре 1867 г. Впоследствии Маркс работал главным образом над проблемами 2-го и 3-го томов, создал несколько рукописей, относящихся ко второму тому. После смерти Маркса Энгельс провел гигантскую работу по подготовке к изданию 2-го и 3-го тт. (изданы соответственно в 1885 1894 гг.).

    “Капитал” делится на теоретическую (тт. 1-3) и историко-критическую (т. 4) части. Во 2-ом томе Маркс рассматривает процесс обращения капитала. Анализируя процесс воспроизводства всего общественного капитала, он различает два основные подразделения общественного производства (производство средств производства и предметов потребления), всесторонне рассматривает их взаимодействие, разрабатывает схемы воспроизводства. В 3-м томе Маркс изучает процесс капиталистического производства в целом как единство производства и обращения капитала, проявление законов капиталистического способа производства на поверхности буржуазного общества, превращение прибавочной стоимости в прибыль и прибыли в среднюю прибыль, закон тенденции нормы прибыли к понижению, денежный капитал, земельную ренту.



1 История политических и правовых учений // Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1998. С. 504-521

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.  Т.6. С.442

1 Борисов Е.Ф. Как государство богатеет. - М., 1992. С. 17-21

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!