Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следует за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Такая последовательность законо­мерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

    В действующей Конституции личные права и свободы не толь­ко открывают перечень последних, но и отражены в значи­тельно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.

1.   Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связан­ные с его индивидуальной, частной жизнью. Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).1 Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия декларации прав и свобод человека и гражданина. Это естественное право человека, защита кото­рого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкрет­ного человека по созданию и подержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика госу­дарства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целе­направленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера, надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека. Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно; может устанавливаться федеральным законом лишь в ка­честве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлени­ем обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.


 

    К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомер­ное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвер­гаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут меди­цинским, научным или иным опытам. Уважение личности, ее достоинство должно включать  в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважитель­ность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участни­кам Великой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является право­вой обязанностью должностных лиц и всех работников госу­дарственных структур. Однако жизнь показывает, что эта кон­ституционная норма работает еще очень плохо. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, вы­явления его творческих, интеллектуальных способностей.

    Значительное место в системе личных прав занимают пра­ва на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).1 Неприкосновенность личности как личная свобода за­ключается в том, что никто не вправе насильственно ограни­чить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвиже­ния. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, пред­усматривающим развернутую систему гарантий от неоснова­тельного ареста. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жили­ще, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, ког­да это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглаше­ние тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях – в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебном решения – может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Впервые в Конституции закреплено право человека на за­щиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использование и распространения информации о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность озна­комления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не пред­усмотрено законом.

    Новым в конституционном закреплении личных прав яв­ляется и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения. В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жи­тельства.1 В прошлом это право не только не закреплялось конституц­ионно, но и не могло быть реализовано фактически. Существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламен­тируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья и т.п. приводили к фактической невозможности человека свободно решать во­прос о своем месте жительства. В настоящее время сделаны первые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. Нa основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободе передвижения от 25 июня 1993 г. Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской федерации. При этом ре­гистрация или отсутствие таковой не может служить основа­нием ограничения реализации прав и свобод граждан, пред­усмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этому препятствуют жи­лищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр. Закон устанавливает и определенные ограничения на сво­боду передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-тер­риториальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опас­ные для проживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями). Конституция признает также право каждого свободно вы­езжать за пределы Российской федерации, а гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российский закон, регламентирующий порядок реализации этого права, пока еще не принят. Действуют нормы закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. “О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР” в той мере, в какой он не противоречит Конституции Российской Федерации и ее су­веренитету. Закон установил порядок выдачи заграничных паспортов, случаи временных ограничений на выезд и поря­док разрешения споров в связи с отказом выдачи заграничных паспортов.

    К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в иной на­циональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определе­нию и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26).1 В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности. Как известно, в прошлом печально знаме­нитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

    Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции).2 Российская Федерация является светским государством. Ни­какая религия не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфес­сий, религиозных верований делает эту конституционную нор­му особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Личным правом человека является принятие или неприня­тие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религи­озные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения че­ловеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззре­ний содействует и светский характер образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в него­сударственных учебных и воспитательных заведениях, част­ным образом на дому или при религиозных объединениях.

    Важной сферой личных прав человека и гражданина яв­ляется свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).3 Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях тоталитарного режима эта естественная и, ка­залось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрица­ние права человека иметь мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма. К формам нарушения свободы мысли относились и имевшие широкое распространение формы понуждения людей (зачастую носящего массовый характер высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям). Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой. слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распростра­нять информацию, запретом цензуры. Закон Российской Федерации “О средствах массовой ин­формации” предусматривает, что учредителем средств мас­совой информации может быть любой гражданин России, до­стигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособ­ными. Это право подлежит судебной защите.

    Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определенным государством, в частности, с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естес­твенны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из этих прав являются следующие:

    Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно и через своих представителей. В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе воз­можность принимать решения по формированию указанных орга­нов, обязательные для государственных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии. независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определен­ными профессиональными и моральными достоинствами, признан­ными избирателями. Каждый гражданин, имеет право равного доступа к государственной службе без каких-либо ограничении. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Гражда­не имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец. конституционно закреп­лено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местном самоуправления.1

    Право на объединения (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общест­венные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное. Но вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником нескольких объединений. Общественными объединениями обеспечиваются воз­можности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.2

    Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общест­венного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, клас­совой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны (Указ Президента Российской Федерации “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” от 25 мая 1992 г.).3

    Экономические права и свободы. Они в своей основе связанные правом собственности, охватывают свободу человеческой деятель­ности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

    Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция закрепила право ее осуществления и свободного использования для этой цели своих способностей и имущества. Переход к рынку не возможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными методами, в противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.1

    Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собст­венность (трудовые доходы: дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления). Право час­тной собственности лежит в основе предпринимательской деятель­ности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Такие предприятия, как и сам индивид, являются частными, и их собственность считается частной. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой (кол­лективом) лиц, получившие статус юридического лица. Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество – движимое и недвижимое, относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего иму­щества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение может иметь место лишь по решению суда в предусмотренных законом случаях (конфискация за совершенное преступление, реквизиция для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

    Право частной собственности на землю (ст. 36), особо оговоренное в Конституции, не устанавливает каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. В статье, учитывая важность права собственности граждан на землю, определяются способы его реализации: владение, пользование и распоряжение. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйст­венного производства, где это право допускалось и ранее, или для несельскохозяйственных нужд, где оно, как правило, запрещалось.

    Однако данное право не абсолютно. Ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной сво­боды собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.1

    Социальные права. Они сформировались позже других – в течение ХХ в. и затрагивают область наемного труда. К ним можно отнести такие, как:

    Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее следующие элементы:

а)  право свободно распоряжаться своими способностями к труду. выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способнос­тями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязан­ность граждан трудиться, из УК РСФСР исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б)  право трудиться в условиях, отвечающих требованиям без­опасности и гигиены;

в)  право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г)   право на защиту от безработицы: бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной служ­бой занятости России, бесплатное обучение новой профессии, полу­чение пособия по безработице и др.;

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.2

    Право на отдых (п. 6 ст. 37). Оно тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно исполь­зовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интел­лектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законода­тельстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.3

    Право на материнство и детство (ст. 38). По существу в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое детей. Обеспечивается это право развитой
системой гарантий, пре­дусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами. Воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция опре­деляет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагается на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.1

    Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает в случае достижения определенного возраста. в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. Вы­ражается это в различных формах: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование. благотворительность.2

    Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к трем юридическим возможнос­тям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизован­ного человека.

    В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль. Оно не обеспечивает (не наделяет) всех жилой площадью (исключение сделано лишь а отношении малоимущих), а содействует, поощряет жилищное строительство и удовлетворение гражданами своего права на жилище (выделяет кредиты, компенсации).3

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и т.п. характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реаби­литационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами, включая выплат пособия по времен­ной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета и внебюджетных фондов. Но дополнительно развивается частная система здравоохранения, становлению которой способст­вует государство.4

    Право на образование (ст. 43), под которым понимается целенап­равленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Оно общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатное, но на конкурсной основе, и высшее образование. В настоящее время развивается параллельно сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь место в форме семейного образо­вания, самообразования, экстерната. Однако для всех форм полу­чения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.1

    Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны со свободой доступа гражданина к духовным и материаль­ным ценностям, созданным человеческим сообществом.

    Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такай деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жес­токости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как па профессиональной, так и на непрофес­сиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет право на интеллектуальную собственность, которая защищается законодательством.2

    Право но участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. II ст. 44) Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, му­зеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т.п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, чтобы они были удобными и доступными. Неко­торые культурные учреждения бесплатны (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билеты, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.3 

    Вслед за международными соглашениями Кон­ституция Российской Федерации провозгласила в части третьей статьи 55 возможность ограничений в опреде­ленной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные – чело­век живет в обществе и действует в системе обществен­ных взаимосвязей. для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его
членами обязанностей как перед государством, на территории которого они про­живают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию. В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека. Конституция Российской Федерации предусматри­вает, что такие ограничения возможны в строго уста­новленных случаях. Они вводятся прежде всего для защиты конституционного строя страны. Уголовное законодательство России, например, предусматривает суровые меры ответственности за действия, направлен­ные на подрыв конституционного строя.
Права и свободы человека ограничиваются в инте­ресах нравственности и здоровья населения. Поэтому запрещаются, например, распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или националь­ной ненависти, порнографии и другие аморальные дей­ствия. Закон может устанавливать особые ограничения прав и свобод, такие, как, например, въезд или прожи­вание в определенных районах страны, когда существу­ет серьезная опасность для здоровья населения. Закон особо защищает права и законные интересы людей от посягательства других лиц системой норм уголовного и гражданского права. При этом закон не только защищает людей от посягательства правонару­шителей и преступников, но и проводит четкую грани­цу между использованием личностью своих прав и злоупотреблением ими. Именно поэтому в России приня­ты законы, запрещающие оскорбления или ограничивающие проведение публичных собраний и демонстраций в определенных местах (статья 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикети­рования”). Защита прав и интересов человека от посягательств со стороны других лиц является такой же важной гарантией соблюдения его прав и свобод, как и защита от произвола государства. Наконец, права и свободы ограничиваются в ин­тересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих при­чинить ущерб интересам обороны и безопасности госу­дарства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах. Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.1



1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 10

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 11-12

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 12

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 12

2 Там же

3 Там же. С. 12-13

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 13-14

2 Там же. С. 13

3 Там же. С. 13

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 14

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 14-15

2 Там же. С. 15

3 Там же

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 15

2 Там же. С. 15-16

3 Там же. С. 16

4 Там же. С. 16-17

1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 17

2 Там же. С. 17-18

3 Там же

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий // Под ред. Б.Н. Топорнина и др. – М., 1994. С. 285-286

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!