Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следует за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.
В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.
1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).1 Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия декларации прав и свобод человека и гражданина. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и подержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера, надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека. Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно; может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Уважение личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает еще очень плохо. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).1 Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях – в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебном решения – может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использование и распространения информации о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Новым в конституционном закреплении личных прав является и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения. В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства.1 В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья и т.п. приводили к фактической невозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства. В настоящее время сделаны первые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. Нa основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободе передвижения от 25 июня 1993 г. Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этому препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр. Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опасные для проживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями). Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской федерации, а гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российский закон, регламентирующий порядок реализации этого права, пока еще не принят. Действуют нормы закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. “О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР” в той мере, в какой он не противоречит Конституции Российской Федерации и ее суверенитету. Закон установил порядок выдачи заграничных паспортов, случаи временных ограничений на выезд и порядок разрешения споров в связи с отказом выдачи заграничных паспортов.
К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в иной национальной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26).1 В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.
Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции).2 Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.
Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).3 Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма. К формам нарушения свободы мысли относились и имевшие широкое распространение формы понуждения людей (зачастую носящего массовый характер высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям). Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой. слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.
Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определенным государством, в частности, с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из этих прав являются следующие:
Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно и через своих представителей. В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решения по формированию указанных органов, обязательные для государственных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии. независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Каждый гражданин, имеет право равного доступа к государственной службе без каких-либо ограничении. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец. конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местном самоуправления.1
Право на объединения (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное. Но вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником нескольких объединений. Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.2
Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны (Указ Президента Российской Федерации “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” от 25 мая 1992 г.).3
Экономические права и свободы. Они в своей основе связанные правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция закрепила право ее осуществления и свободного использования для этой цели своих способностей и имущества. Переход к рынку не возможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными методами, в противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.1
Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность (трудовые доходы: дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Такие предприятия, как и сам индивид, являются частными, и их собственность считается частной. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой (коллективом) лиц, получившие статус юридического лица. Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество – движимое и недвижимое, относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение может иметь место лишь по решению суда в предусмотренных законом случаях (конфискация за совершенное преступление, реквизиция для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.
Право частной собственности на землю (ст. 36), особо оговоренное в Конституции, не устанавливает каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. В статье, учитывая важность права собственности граждан на землю, определяются способы его реализации: владение, пользование и распоряжение. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйственного производства, где это право допускалось и ранее, или для несельскохозяйственных нужд, где оно, как правило, запрещалось.
Однако данное право не абсолютно. Ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.1
Социальные права. Они сформировались позже других – в течение ХХ в. и затрагивают область наемного труда. К ним можно отнести такие, как:
Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее следующие элементы:
а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду. выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РСФСР исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;
б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
г) право на защиту от безработицы: бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службой занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.;
д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.2
Право на отдых (п. 6 ст. 37). Оно тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.3
Право на материнство и детство (ст. 38). По существу в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое детей. Обеспечивается это право развитой
системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами. Воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагается на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.1
Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает в случае достижения определенного возраста. в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. Выражается это в различных формах: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование. благотворительность.2
Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к трем юридическим возможностям:
а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;
б) улучшение жилищных условий;
в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.
В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль. Оно не обеспечивает (не наделяет) всех жилой площадью (исключение сделано лишь а отношении малоимущих), а содействует, поощряет жилищное строительство и удовлетворение гражданами своего права на жилище (выделяет кредиты, компенсации).3
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и т.п. характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплат пособия по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета и внебюджетных фондов. Но дополнительно развивается частная система здравоохранения, становлению которой способствует государство.4
Право на образование (ст. 43), под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Оно общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатное, но на конкурсной основе, и высшее образование. В настоящее время развивается параллельно сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь место в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.1
Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны со свободой доступа гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такай деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как па профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет право на интеллектуальную собственность, которая защищается законодательством.2
Право но участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. II ст. 44) Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т.п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, чтобы они были удобными и доступными. Некоторые культурные учреждения бесплатны (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билеты, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.3
Вслед за международными соглашениями Конституция Российской Федерации провозгласила в части третьей статьи 55 возможность ограничений в определенной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные – человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его
членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию. В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека. Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие ограничения возможны в строго установленных случаях. Они вводятся прежде всего для защиты конституционного строя страны. Уголовное законодательство России, например, предусматривает суровые меры ответственности за действия, направленные на подрыв конституционного строя. Права и свободы человека ограничиваются в интересах нравственности и здоровья населения. Поэтому запрещаются, например, распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и другие аморальные действия. Закон может устанавливать особые ограничения прав и свобод, такие, как, например, въезд или проживание в определенных районах страны, когда существует серьезная опасность для здоровья населения. Закон особо защищает права и законные интересы людей от посягательства других лиц системой норм уголовного и гражданского права. При этом закон не только защищает людей от посягательства правонарушителей и преступников, но и проводит четкую границу между использованием личностью своих прав и злоупотреблением ими. Именно поэтому в России приняты законы, запрещающие оскорбления или ограничивающие проведение публичных собраний и демонстраций в определенных местах (статья 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”). Защита прав и интересов человека от посягательств со стороны других лиц является такой же важной гарантией соблюдения его прав и свобод, как и защита от произвола государства. Наконец, права и свободы ограничиваются в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах. Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.1
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 10
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 11-12
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 12
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 12
2 Там же
3 Там же. С. 12-13
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 13-14
2 Там же. С. 13
3 Там же. С. 13
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 14
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 14-15
2 Там же. С. 15
3 Там же
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 15
2 Там же. С. 15-16
3 Там же. С. 16
4 Там же. С. 16-17
1 Конституция РФ 1993 г. Указ. соч. С. 17
2 Там же. С. 17-18
3 Там же
1 Конституция Российской Федерации. Комментарий // Под ред. Б.Н. Топорнина и др. – М., 1994. С. 285-286
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!