Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика и социология труда"»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 8. Условия эффективного использования сдельной и повременной форм оплаты труда

 

 
 


 

 
 

 

Форма заработной платы характеризует соотношения между затратами рабочего времени, производительностью труда работников и величиной их заработка. Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременной называется форма оплаты, при которой величина заработка пропорциональна фактически отработанному времени. При сдельной оплате заработок работника пропорционален количеству изготовленной им продукции.

Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий. Существуют десятки систем заработной платы: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. п. Большинство систем, применяемых на предприятиях развитых стран, рассматриваются как ноу-хау и не публикуются в открытой печати. Общей тенденцией является расширение сферы применения систем, основанных на повременной оплате с нормированным заданием и достаточно большой долей премий (до 50%) за вклад сотрудника в увеличение дохода фирмы.

В современных системах заработной платы особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого сотрудника в повышении эффективности производственных ресурсов. Рост заработной платы должен быть поставлен в зависимость от снижения норм затрат труда и материалов, повышения качества продукции (и соответствующего роста ее цены) и увеличения объема продаж.

Следует подчеркнуть, что при повременной форме оплаты труда условием получения заработка за фактически отработанное время должно быть выполнение определенного объема работы, который устанавливается нормированным заданием. Иными словами, сам по себе факт нахождения на рабочем месте еще не может считаться основанием для начисления заработной платы. Это обстоятельство показывает относительность выделения повременной и сдельной форм оплаты труда. При выполнении норм выработки (нормированных заданий) на 100% повременной и сдельный заработки будут равны.

Сдельную форму целесообразно применять в тех случаях, когда объем выпущенной продукции может существенно изменяться в зависимости от индивидуальных различий работающих. В этом случае оплата производится на основе расценок, устанавливаемых исходя из тарифных ставок, норм трудоемкости операций или норм выработки.

 


Тема 9. Бестарифная система оплаты труда

 

Квалификационный уровень (К)

Количество отработанных цел.-час (N)

(КТУ)

Количество баллов

Доля оплаты фонда тыс.руб. (d)

Факт.

1,3

180,5

1,1

258,115

1,086

280,313

2,1

123,0

0,9

232,47

1,086

252,462

1,7

180,5

1,04

319,124

1,086

346,569

 

 

 

 


Тема 10. Контрактная система оплаты труда

 

В условиях рыночных методов хозяйствования существенно возрастает роль трудового договора как основного инструмента в регулировании трудовых отношений. В связи с этим наиболее важно определить понятие трудового договора, его стороны и содержание, процедуру заключения трудового договора и порядок его изменения, основания прекращения трудовых отношений и их последствия для сторон.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Вот почему наука трудового права рассматривает понятие трудового договора в трех взаимосвязанных аспектах:

1) как форму реализации права граждан на труд;

2) как основание возникновения и существования во времени трудового правоотношения;

3) как институт трудового права, объединяющий нормы, регулирующие прием граждан на работу, их переводы и увольнения.

Фактическая реализация права на труд в одних случаях целиком определяется желанием граждан, в других – зависит от согласия работодателя – второй стороны трудового договора, в третьих – обусловливается дополнительными юридическими фактами: избранием или назначением на должность.

В настоящее время из всех форм реализации права граждан на труд трудовой договор следует признать главной формой, так как именно он лучше всего отвечает потребностям рыночных трудовых отношений, основанных на наемном характере труда.

Трудовой договор выполняет функцию трудовых правоотношений, призван индивидуализировать трудовые правоотношения применительно к личности работника и конкретного работодателя. Именно посредством трудового договора осуществляется обычно включение гражданина-работника в трудовой коллектив организации. С момента заключения трудового договора гражданин становится работником данной организации и на него полностью распространяется трудовое законодательство и действие локальных правовых актов нормативного характера, принятых в этой организации.

Юридическое значение трудового договора служит основанием существования и развития трудового правоотношения: изменение сторонами условий трудового договора означает обычно переводы и перемещения по работе, т.е. изменение трудовых правоотношений, а расторжение трудового договора означает прекращение трудовых правоотношений.

Содержание трудового договора в условиях рынка труда определяется взаимным согласием его сторон – работника и работодателя, которое касается: места работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу; наименования профессии или должности работника с указанием специальности, квалификации; прав и обязанностей работника и другие.

В трудовом договоре могут содержаться следующие условия: об установлении испытательного срока, о совмещении профессий и должностей, неразглашении служебной и коммерческой тайны, иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами.

Наука трудового права выделяет среди них две группы условий трудового договора: необходимые и факультативные. Необходимые – это такие условия, которые обязательно должны содержаться в любом трудовом договоре. Отсутствие их свидетельствует об отсутствии самого трудового договора. Факультативные же условия не являются обязательно присущими ему, они могут составлять, а могут и не составлять конкретное содержание трудового договора.

К необходимым условиям современного трудового договора относятся: место работы, род работы (трудовая функция), время начала работы, оплата труда работника. К факультативным условиям относятся все остальные условия, например: условие об испытании при приеме на работу, условие о режиме рабочего времени, о неразглашении коммерческой тайны и т.п.

Место работы, будучи необходимым условием всякого трудового договора, определяется обычно местонахождением (в пределах установленных границ) организации как стороны договора. Это означает, что работник может быть использован по работе в любой структурной части организации (цехе, отделе и т.п.). Если структурные подразделения организации расположены в различных местностях и административных районах, то место работы при заключения трудового договора уточняется применительно к этим структурным подразделениям.

Поскольку место работы является необходимым договорным условием, его изменение возможно только по взаимному согласию сторон.

Род работы (трудовая функция) работника определяется с учетом специальности, квалификации и должности, которые оговариваются при заключении трудового договора. Род работы остается неизменным на все время действия трудового договора. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. В установленной законом стабильности места и рода работы находят выражение принципы устойчивости трудовых правоотношений и определенности трудовой функции. Отступление от общих положений возможно лишь как временная мера в случаях, прямо предусмотренных законом, например при производственной необходимости (ст. 74 ТК РФ). Перевод на другую постоянную работу без согласия работника действующее трудовое законодательство вообще не предусматривает, ибо это будет означать принуждение к труду, которое, как известно, запрещено (ст. 4 ТК РФ).

Достигнутое при заключении трудового договора соглашение о трудовой функции предопределяет комплекс прав и обязанностей работника, поскольку законодательство связывает с ней продолжительность рабочего времени, отпусков, размер оплаты труда, различного рода льготы и преимущества. Трудовые обязанности работника как составная часть трудовой функции конкретизируются применительно к особенностям производства в Едином тарифно-квалификационном справочнике, где установлены требования к знаниям и умению работников различных специальностей и квалификаций (разрядов).

Бремя начала работы является необходимым условием трудового договора и имеет существенное значение для осуществления трудовых правоотношений, поскольку именно с ним связана фактическая реализация права граждан на труд. С этого момента на работника распространяется законодательство об оплате труда. Обычно начало работы следует непосредственно за заключением трудового договора. Однако стороны могут договориться и о некоторой отсрочке этого момента, например в связи с необходимостью перевезти к новому месту жительства семью работника, имущество и т.п. Практически начало работы определяется датой, указанной в приказе о зачислении на работу, или временем фактического допуска к работе, если в приказе отсутствует дата.

Неправильно полагать, что до наступления срока начала работы трудовой договор не действует, права и обязанности у сторон не возникают: договор вступает в силу, считается заключенным с момента достижения соглашения по всем необходимым (конститутивным) условиям, в том числе и по поводу срока начала работы. С момента заключения трудового договора возникают взаимные права и обязанности сторон, работник вправе требовать фактического предоставления именно той работы и в тот срок, которые обусловлены договором; администрация (работодатель) именно к этому сроку обязана обеспечить его работой по соответствующей специальности, квалификации либо должности, и, естественно, до наступления этого срока администрация (работодатель) ни при каких обстоятельствах не должна принимать на эту работу другое лицо,

В соответствии со ст. 61 ТК РФ фактическим допущением к работе считается факт заключения трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение следует рассматривать как разновидность согласованного волеизъявления сторон о времени начала работы, т.е. соглашение о моменте начала работы – необходимое условие трудового договора.

Оплата труда работника. Переход к рыночному характеру трудовых отношений существенно меняет метод правового регулирования заработной платы. Централизованное регулирование посредством установления единых и типовых тарифных ставок и должностных окладов уступает место локальному и индивидуально-договорному методу регулирования оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК РФ при оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если организация сочтет такую систему, наиболее целесообразной. Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных доплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

При заключении трудового договора работник не лишен возможности лично договариваться с работодателем об условиях оплаты его труда. Такое положение вещей противоречило бы принципу свободы трудового договора. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ). Таким образом, условие об оплате труда при заключении трудового договора должно рассматриваться в качестве необходимого (конститутивного) условия, и если стороны по нему не пришли к соглашению, трудовой договор не может считаться заключенным.

Перечислим вкратце, что указывается в трудовом договоре:

1) фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

2) место работы (с указанием структурного подразделения);

3) дата начала работы;

4) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция (если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации);

5) права и обязанности работника;

6) права и обязанности работодателя;

7) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

8) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

9) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

10) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. В ст. 80 ТК РФ (в отличие от ст. 31 КЗоТ) не сказано, что речь идет лишь о трудовом договоре, заключенном на неопределенный срок. Поэтому указанным правом пользуется и работник, заключивший срочный трудовой договор. Это право работника вытекает из конституционного запрещения принудительного труда (п. 2 ст. 37 Конституции РФ), конкретизированного в ст. 4 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работника может быть произведено лишь на основании его письменного заявления (предупреждения). Никакие иные доказательства желания работника расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в расчет не принимаются, поскольку для предупреждения об увольнении установлена обязательная письменная форма. Основная цель предупреждения заключается в том, чтобы дать возможность работодателю подобрать нового работника на место увольняющегося по собственному желанию. Поэтому работник вправе предупредить работодателя о своем желании оставить работу не только в период работы, но и во время выполнения государственных и общественных обязанностей, перед уходом в отпуск или во время отпуска, а также болезни.

В ст. 80 ТК РФ содержатся ранее известные правила: 1. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. 2. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. 3. До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора. 4. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. 5. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается. Предусмотренные в ст. 81 ТК основания расторжения трудового договора в зависимости от вины работника подразделяются на две группы. В первую группу входят основания расторжения трудового договора при отсутствии вины работника. Таковы прежде всего основания, предусмотренные в пп. 1, 2, 3, 4 ст. 81 ТК. Вторую группу образуют основания расторжения трудового договора при наличии вины работника: пп. 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12 ст. 81 ТК.

 


Тема 11. Структура и динамика заработной платы

 

 

Целевые установки банка в области определения эффективности работы персонала могут быть следующими:

а) установление принципов дифференциации уровней оплаты труда;

б) установление основных критериев оценки эффективности труда и личных качеств персонала;

в) определение меры дисциплинарных взысканий в случае нарушения дисциплины и неудовлетворительной работы персонала. Соответственно задачи банка в рассматриваемой области включают:

      дифференцирование уровней оплаты труда;

      установление категорий статусов для специалистов (статусы А, Б, В, Г);

      установление категорий статусов для руководителей подразделений (статусы А и Б);

      определение уровня статуса на основании результатов оценки эффективности работы персонала и перечня должностных обязанностей;

      разработку перечня должностных обязанностей, которые должны соответствовать предполагаемому уровню оплаты труда, с включением в них основных положений, отражающих уровень компетентности, подчиненности, обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к сотруднику, занимающему данную должность;

      введение в действие порядка пересмотра шкалы ставок оплаты труда: 2 раза в год после оценки эффективности труда каждого сотрудника; по мере необходимости по представлению руководителя подразделения; в соответствии с изменениями в бюджетной и кадровой политике банка; в соответствии с внешними экономическими обстоятельствами;

      оценку эффективности труда и личных качеств каждого сотрудника, что подразумевает: введение графика проведения собеседований руководителями подразделений с сотрудниками по оценке эффективности их труда; проведение аналогичных собеседований с вновь принятыми сотрудниками после прохождения испытательного срока; проведение подобных собеседований в каждом конкретном случае, если руководитель подразделения считает это необходимым; ведение балльной системы оценки эффективности труда сотрудников и их личных качеств;

      определение системы мер за нарушение трудовой дисциплины и внутреннего распорядка работы банка, включающей: замечание, запись о котором вносится в анкету учета нарушений; перевод в другой статус или на нижеоплачиваемую должность; приказ о строгом выговоре или увольнении.

Все наложенные взыскания принимаются во внимание при оценке эффективности труда, что, в свою очередь, учитывается при пересмотре ставок оплаты труда, продвижении по службе каждого сотрудника. Балльная оценка профессиональных знаний и квалификации специалистов может
проводиться на основе следующих характеристик и условных числовых значений.

 

 

Профессиональные знания:

      глубоко разбирается в вопросах, связанных как с основной работой, так и со смежными функциями – 9-10 баллов;

      обладает полным комплексом знаний, необходимых для осуществления своих функций; стремится расширить свои знания для ориентации в смежных участках – 7-8 баллов;

      обладает необходимыми знаниями в своей области; иногда нуждается в дополнительных инструкциях – 6 баллов;

      недостаточно понимает основные принципы своей профессиональной деятельности; проявляет недостаток знаний по своей специальности; постоянно нуждается в инструкциях и наставлениях – 3-5 баллов.

Профессиональная квалификация:

      обладает исключительно высокой квалификацией в осуществляемой деятельности – 9–10 баллов;

      обладает высокой квалификацией, позволяющей профессионально выполнять свои обязанности – 7-8 баллов;

      практически реализует свои знания в процессе исполнения своих функциональных обязанностей – 6 баллов;

      недостаточно профессионально выполняет свои обязанности, не обладает необходимыми навыками – 3-5 баллов,

      и т.д. для всех перечисленных качеств руководителей и сотрудников.

Минимальное количество баллов для сохранения начального (устанавливаемого при принятии на работу) уровня оплаты труда – 16 х 6 = 96 баллов.

Обеспечение четкого видения каждым работником перспектив банка и своих собственных путем реализации следующих мероприятий.

а) Составление перспективных планов развития банка, а на их основе – планов развития его подразделений. На основе таких планов руководитель подразделения может разработать план профессионального роста каждого своего сотрудника с учетом перспектив использования его в организации. Каждый сотрудник должен знать перспективы развития своего подразделения, иметь представление о стоящих перед ним задачах,

б) Обеспечение такого положения, когда каждый сотрудник банка точно знает:

      участки работы, которые ему необходимо освоить;

      знания в какой области и в какой форме он должен приобрести (изучение теории, иностранных языков, освоение практикумов по банковскому делу и деловых игр и т.п.);

      практические навыки, которыми он должен овладеть;

      что будет означать для него изменение должности, смена места работы (изменение статуса) в материальном и моральном плане.

Формирование у персонала понимания значимости работы каждого сотрудника для подразделения и банка в целом. Так, всем новым сотрудникам необходимо давать постоянно обновляемую информация о банке, его истории, основных направления развития, достижениях, функциях ведущих подразделений и т.д. Естественно, сотрудник должен получить информацию о его собственном подразделении, о значении его хорошей работы для деятельности других подразделений банка.

Следует принимать специальные меры (направление сотрудников в смежные подразделения и др.), благодаря которым банк будет восприниматься работающими в нем людьми как единый, целостный организм.

Закрепление у сотрудников чувства принадлежности к своему банку, гордости за него, за работающих в нем людей.

Политика банка в области стимулирования инновационного потенциала персонала

Осознание сотрудниками банка значимости своей работы способствует внедрению в практику управления принципа делегирования полномочий, что означает постановку перед сотрудниками задач без подробного разъяснения этапов выполнения работ. Такой прием, наряду с материальным стимулированием труда, можно считать основным для мотивации участия банковских специалистов в разработке управленческих и иных нововведений.

Организация работы с инновационными предложениями сотрудников банка может предусматривать несколько этапов, включая подачу инновационного предложения и его рассмотрение ведущими специалистами банка по существу, потенциальной эффективности и технологичности применения. При этом материальное вознаграждение не предусматривается для сотрудников, в чьи должностные обязанности прямо входит разработка и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Размер материального вознаграждения других сотрудников зависит от значимости поданного инновационного предложения. Так, по степени приоритетности их можно расставить в следующем порядке:

      предложения по созданию и реализации новых банковских продуктов и услуг;

      предложения по совершенствованию деятельности банка в целом;

      предложения   по   повышению   качества   и   привлекательности   существующих банковских продуктов и услуг.


Тема 12. Управление трудовыми ресурсами

 

          Наиболее важным в данной схеме представляется звено: отбор людей. Важность этой работы очевидна. Вместе с тем в преобладающем большинстве случаев работника подбирают по интуиции, по совету знакомых, по направлению бюро по трудоустройству и занятости, внешним признакам, используя метод «проб и ошибок» (слабый работник, как правило, «зависает» в организации и очень сложно в последующем от него избавиться). Отсутствие апробированных методик отбора кадров приводит к ситуации, когда менеджер считает: пусть место лучше пустует, чем будет занято неподходящим работником. В этом смысле важно установить соответствие работника занимаемой должности, т.е. четко выделить виды работ, его функции и под эти работы подобрать людей, имеющих нужную квалификацию для качественного выполнения функциональных обязанностей. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если она основана на правильной оценке наличия у кандидатов всех качеств, необходимых для конкретного вида деятельности.

Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора и оценки кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленческая функция. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы. Иначе можно потратить много времени на прием и беседы с претендентами, не имеющими нужной квалификации. Он должен четко представлять, кого нужно продвигать по службе, перемещать или увольнять, кого принять по новому набору и т.д.

Кадровая политика в области отбора кадров в состоит в определении принципов приема на работу, количества работников, необходимых для качественного выполнения заданных функций, методологии закрепления, профессионального развития персонала. Подбор кадров рассматривается как функция управления, которая реализуется в отношении к личности. Процесс отбора персонала представлен на рис.

Рассмотрим технологию отбора персонала, определим потребность организации в кадрах. Под потребностью в кадрах понимают количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.

Данный процесс носит системный, плановый характер. Один из методов определения потребности в кадрах заключается в оценке штатных расписаний фирмы, анализе стоящих задач (анализ затрат времени). Формула расчета общей потребности в кадрах имеет следующий вид:

 

 
 


где Qiколичество рабочих операций i в плановом периоде; tiзатраты времени на единицу продукции i, мин; НРВ – нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, ч; ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни.

 

       
   
 


Использование индексов и математические расчеты имеют смысл, если речь идет о новом производстве (новый набор трудовых ресурсов). Полученный результат показывает, что к такому-то моменту времени нам нужно столько-то человек (работников). Качественный аспект процесса набора состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для работы квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. Можно использовать помещенную выше схему объявления о наличии свободных мест. Значимость правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы). Поэтому, решая проблему набора, в первую очередь необходимо определить, нужен ли данный человек или нет. Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца данный работник заявит о своем уходе). Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе кадров, оказывают различные источники информации.

 

 
 


Предложенные источники информации при отборе персонала можно дополнить формулярами и картами различного вида, в которых чаще всего отражается квалификация работников. В карте, к примеру, излагаются основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться количественно. Такой подход позволяет выявить, насколько параметры нового работника подходят для данного места, т.е. сравнивается сумма требований, которые предъявляются к кандидату, и сумма, которую он набрал при тестировании.

В процедуре привлечения персонала используется внешний и внутренний рынок рабочей силы, т.е. привлекаются либо работники своей организации, либо со стороны. Работники своей организации представляют внутренний рынок, а работники, привлеченные для работы извне, – внешний. Весьма важно в этой связи определиться, каким будет набор – внутри организации или извне. Можно предположить, что внутренний рынок предпочтительнее. Мы лучше знаем «своего» претендента. «Свой» уже адаптирован к условиям труда организации. Кроме того, нельзя не учитывать и профессиональный феномен (желание каждого работника продвигаться по служебной лестнице). А это шанс сделать карьеру. И если организация таких возможностей не предоставит «своим» работникам, то лучшие уйдут. Однако при наборе нельзя не учитывать аргументы и против внутреннего рынка: психологическая несовместимость и профессиональная некомпетентность отдельных «своих» работников (случай, когда нам нужно от них избавиться). В этом аспекте привлечение работника из внешнего рынка будет предпочтительнее. Считается, что набор извне, как правило, обходится для организации дороже. Совершенно ясно, что если мы предлагаем работу человеку из другой организации, то одновременно нужно предложить ему и большую зарплату.

После второй мировой войны на предприятиях в США, а также американских предприятиях, расположенных в Европе, производительность труда была выше, чем в других западных странах, в 2,5–3,0 раза. Это вызывало у многих недоумение. Система одна, а результаты разные. По решению английского парламента в США была направлена группа ученых для изучения этого вопроса. Через год парламентариям был представлен доклад с результатами проведенных исследований. Красной нитью проходило в конце доклада следующее: США опережает своих партнеров по производительности труда и связано это с тем, что там действует научно обоснованная система подбора кадров и придается большое значение подготовке и повышению квалификации менеджеров. В США свыше 1300 учебных заведений, которые занимаются подготовкой менеджеров, кадровиков, промышленных психологов, социологов, дизайнеров. Исследования, проведенные в 70 крупных фирмах США, показали, что на каждые 15-17 человек инженерно-технического персонала имеется 1 специалист по организации и управлению. Если в организации работает всего 100 человек, то и здесь есть специалист подобного профиля. Что же это за люди, которые занимают должность организаторов-управленцев? Десять процентов – это доктора наук, 25 – магистры, 25 – лица, имеющие по два университетских образования, остальные – это бакалавры и практики. Заработная плата этих работников и статус приравниваются к высшему управленческому персоналу. Они не отличаются от высшего руководства фирм по значимости своей деятельности, по опыту работы, по квалификации. Если организатор-управленец дает рекомендацию, например, начальнику цеха о какой-либо реорганизации, то начальник цеха обязан отнестись к этой рекомендации как к руководству действием либо в течение 3-х дней подать аргументированную докладную записку вышестоящему руководству со своими возражениями. Если последний не делает ни того ни другого, такого начальника немедленно увольняют, и профсоюзы такое увольнение санкционируют.[1]

Организаторы-управленцы используют научно обоснованную систему подбора кадров и управления трудовыми ресурсами как важнейшее средство повышения эффективности функционирования предприятия.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва.

4. Определение заработной платы и льгот.

5. Профориентация и адаптация.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, необходимым для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Планирование трудовых ресурсов включает в себя 3 этапа:

 

Планирование трудовых ресурсов 

1 Оценка наличных трудовых ресурсов (кадров) 

2 Оценка будущих потребностей в кадрах 

3 Разработка программы по развитию трудовых ресурсов 

 

Рис.  Планирование трудовых ресурсов

 

Понятие «кадры» обозначает как основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций, в воинских подразделениях командный и рядовой состав. Кадры подразделяются на две основные категории: рядовые работники и руководители, т. е. управленческие кадры.

Сущность кадрового планирования заключается в том, что оно имеет задачей предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.

Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала.

Для оценки наличных трудовых ресурсов необходимо собрать следующую информацию:

      сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу; и т.д.)

      данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих; и т.д.); текучесть кадров;

      потери времени в результате простоев, по болезни;

      данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);

      заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

      донные ой услугах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Как лучше организовать обучение сотрудников?

1. Обучающему необходимо решить, что и как показать, чтобы обучаемый научился работать эффективно, безопасно, экономично и интеллигентно. Необходимо следовать лозунгу: не работать трудно и много, а работать умно и грамотно.

2. Чтобы эффективно проводить процесс обучения на рабочем месте, необходимо содержать его в полном порядке, демонстрируя тем самым образец и эталон служебного поведения.

3. Правильное обучение не может быть организовано без имеющегося в наличии полного комплекта всех инструментов, оборудования и материалов. Сам процесс обучения состоит из следующих четырех этапов:

а) Подготовка. Обучаемый должен быть подготовлен к процессу обучения путем определенных предварительных действий, чтобы он был свободен от естественного напряжения, возникающего в начале процесса. Необходимо как следует проверить, что обучаемый знает о предстоящей работе, и как ее следует совершать. Необходимо мотивировать потребность в повышении квалификации и пробудить желание и интерес к обучению.

б) Демонстрация. Следующий этап включает демонстрацию того, как совершается та или иная операция или работа в целом. Инструкция требует проводить ее медленно и четко, спокойным и уверенным тоном. После проведения демонстрации необходимо проверить, что понял, разобрал и усвоил обучаемый; задать ему контрольные вопросы, а затем повторить процесс демонстрации. Необходимо быть полностью уверенным, что обучаемый действительно усвоил операции или процесс.

в) Опыт. После проведения проверки того, как обучаемый усвоил обучение, необходимо дать ему возможность самостоятельно провести операцию или процесс. Наставнику необходимо находиться рядом, чтобы иметь возможность своевременно поправить допущенные ошибки или скорректировать неверные действия. В случае необходимости следует повторить инструкцию или правила техники безопасности. Опыт продолжают до тех пор, пока обучаемый полностью овладеет основными умениями и навыками.

г) Заключение. Обучаемый должен самостоятельно выполнять порученную ему работу. Обучающему необходимо регулярно проверять, как его подопечный выполняет операции и/или процессы и, в случае необходимости, направлять его действия. Нужно запомнить правило: если обучаемый ничему не научился, то это обучающий оказался плохим учителем.

Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к занятиям в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества. Обучение вне организации, как правило, касается руководителей или высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться по многим направлениям и многими способами: это обучение в специальных центрах и институтах по повышению квалификации или через прослушивание специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы или симпозиумы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность фирмы.

Несомненно, можно встретить различные варианты ученичества, которые являются комбинацией двух основных форм. В качестве важного способа повышения квалификации и совершенствования деятельности сотрудников для определенных профессий может быть использован тренажер. Различные формы совершенствования сотрудников не следует противопоставлять друг другу, а всегда необходимо искать оптимальный баланс между ними.


[1] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, 1997. С. 203-204

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!