Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "Экономика и социология труда"»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 1. Роль труда в развитии человека и общества

 

Труд – основа существования и самовыражения человека, он определяет его место в социальном устройстве общества. Для человека важно трудиться, ощущать результаты своего труда, добиваться успеха.

Двойственный характер труда выражается в следующем. Труд любого товаропроизводителя прежде всего имеет качественную определенность: это либо портняжничество, либо ткачество, либо садоводство или другой вид труда. Причем развитие общественного разделения труда приводит к появлению все большего числа качественно разнородных видов труда. В экономической теории они получили название различных видов конкретного труда. Конкретный труд – это каждый особый вид производственной деятельности, качественно отличающийся от всех других ее видов. Конкретные виды труда отличаются друг от друга: 1) по цели. При выполнении различных конкретных работ люди ставят перед собой различные конкретные цели. Например, целью труда каменщика является постройка здания, целью труда забойщика – добыча угля и т.д.; 2) по характеру производственных операций. Например, прядильщик прядет из хлопка, ткач ткет ситец, портной шьет одежду и т.д.; 3) по предметам труда. При затрате различных видов труда используются различные предметы труда: в обувной промышленности – кожа, в машиностроительной – металл и т.д.; 4) по орудиям труда. Разнообразные конкретные работы требуют различных орудий труда. Так, орудием труда ткача служит ткацкий станок, а сталевара – мартеновская печь; 5) по результату. Результатом конкретного труда является определенная потребительная стоимость. Например, результат прядения – пряжа, а результат ткачества – ткань. Следовательно, конкретный труд есть труд, который создает потребительную стоимость. Но человеческий труд – не единственный источник потребительной стоимости. Богатство как совокупность потребительных стоимостей получается в результате соединения человеческого труда с природными ресурсами. Если иметь в виду потребительную стоимость, то природа тоже производит. Конкретный труд – главный источник потребительной стоимости. Однако конкретный труд не может быть одновременно и источником стоимости товара. Ведь стоимость товара является тем общим, что уравнивает между собой различные товары. Между тем конкретные работы качественно разнородны. При всем многообразии конкретных работ в них имеется нечто общее – это затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Наличие этого общего содержания труда позволяет людям переходить от одних конкретных форм труда к другим. Если, например, сокращается спрос на рабочую силу прядильщиков и ткачей, но увеличивается спрос на рабочую силу забойщиков и сталеваров, то части рабочих приходится перейти из текстильной промышленности в угольную и металлургическую. Это общее содержание труда находит выражение в абстрактном труде. Абстрактный труд – это затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми, это специфическая историческая форма выражения общественного труда. Абстрактный труд, как видим, имеет две стороны: общественную и естественную. С естественной стороны абстрактный труд представляют затраты человеческой энергии, мускулов, нервов и т.д. Нередко в характеристике абстрактного труда на этом ставят точку. Но это неверно. Труд, как затрата человеческой энергии будет существовать всегда. Не естественная сторона делает труд абстрактным трудом. Общественная сторона абстрактного труда как форма общественного труда имеет определяющее значение. Она определяет сущность абстрактного труда. Абстрактный труд создает стоимость. Она характеризует общественную связь товаропроизводителей. Когда товаропроизводители обмениваются товарами, то они фактически абстрагируются (отвлекаются) от разнообразия конкретных работ. И товары приравниваются друг к другу как сгустки однородного, абстрактного труда. Конкретный труд существует при любых формах хозяйства. Но раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое явление товарного производства.

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества. Эти процессы за последние 150–200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран – это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т.д. Как показывают исследования, именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран. Понятия «труд» и «творчество» нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности – стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности».[1] Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества. В экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).


Тема 2. Занятость и рынок труда

 

С началом рыночных преобразований в России социальная политика рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии страны. Предполагалось сочетать либеральный переход, постепенно освобождающий государство от роли регулятора экономических и социальных процессов, с использованием того опыта, который был создан прежней системой. Однако, по существу, так и не было выработано общенациональной программы, в которой бы социальная политика была представлена как достаточно самостоятельная и действительно социальная. Доминирующими в российской социальной политике в переходный период оказались пожарные меры в отношении отдельных слоев населения при консервации системы социальной защиты на уровне денежно-компенсационных механизмов. Этот выбор был обусловлен не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов и ставкой на использование социальных резервов населения и его долготерпение, но и просчетами в определении общей стратегии развития, недооценкой социальной составляющей реформ. Первостепенное внимание уделялось экономическим преобразованиям. Решение же социальных проблем было отодвинуто на потом, что незамедлительно сказалось на благосостоянии людей. Наиболее явные негативные последствия: падение уровня жизни основной массы населения, растущая дифференциация доходов, резкое сокращение объема доступных социальных благ, рост безработицы. И хотя в дальнейшем наблюдались определенные колебания в динамике этих показателей, общий их тренд за годы реформ пока не изменил своего понизительного характера. Необходимо осуществить переход к совершенно новому типу занятости, который позволил бы максимально сочетать в сфере труда рыночные отношения и высокую степень социальной защиты населения. Решение этой задачи осложняется кризисным состоянием экономики, негативными явлениями в социально-трудовой сфере, такими как: закрытие отдельных предприятий, структурные преобразования в экономике, несбалансированность между спросом на рабочую силу и ее предложением, значительное вынужденное перемещение рабочей силы (беженцы, мигранты, вынужденные переселенцы), низкая социальная защищенность в случае потери или резкого понижения трудоспособности, ухудшение положения на рынке труда отдельных категорий граждан (инвалиды, женщины, молодежь), отсутствие роста эффективности труда и его оплаты, падение уровня жизни. Все это ведет к обострению ситуации на рынке труда и росту социальной напряженности.

В настоящее время государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ следующие гарантии в области занятости:

·       свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

·       бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости;

·       в соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

·       бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

·       компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

·       возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

·       правовую защиту от необоснованного увольнения.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

·       обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

·       развитие трудовых ресурсов;

  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Практика прежних лет показала, что ни одно из множества направлений работы службы занятости невозможно осуществить без сотрудничества с работодателями. В основу такого сотрудничества заложены меры по выявлению, формированию и удовлетворению потребностей клиента, а именно работодателя и человека, ищущего работу. С этой целью в регионах в практику работы центров занятости внедряется комплекс мероприятий, предусматривающих анализ, планирование, организационные меры работы по этому направлению. Так, в г. Магнитогорске за прошедший период разработана концепция работы Центра по взаимодействию с работодателями, подготовлены и растиражированы материалы в помощь специалистам по работе с закрепленными предприятиями и информационные материалы для работодателей об услугах центра. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями и расширения банка вакансий органами службы занятости г. Магнитогорска проводятся ярмарки вакансий. Ярмарки вакансий позволяют ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия своего трудоустройства. Во многих регионах широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки вакансий для молодежи, женщин, желающих трудоустроиться на временную работу. С целью расширения возможностей трудоустройства граждан, а также поддержания деловых контактов и возможности регулирования взаимоотношений в области трудоустройства служба занятости г. Магнитогорска привлекает на проводимые ярмарки вакансий негосударственные организации. Анализ деятельности негосударственных организаций по трудоустройству населения и подбор кадров с целью оценки ее эффективности затрудняются отсутствием законодательных и нормативных актов, определяющих взаимоотношение альтернативных органов занятости и государственной службы занятости в части обмена информацией и контроля со стороны последней. В г. Магнитогорске достигнута договоренность с органами внутренних дел об оказании ими содействия органам службы занятости в выявлении лиц, скрывающих свою занятость, и проведении проверок подлинности представляемых безработными гражданами документов. Проводятся совместные рейды с работниками внутренних дел и налоговой службы по выявлению лиц, скрывающих свою занятость. Регулярно работники органов службы занятости осуществляют сверку сведений о гражданах, зарегистрированных в качестве предпринимателей в регистрационных палатах и администрациях районов, со списками лиц, признанных безработными и получающих пособие по безработице. Органы службы занятости г. Магнитогорска деятельность по организации общественных работ строят в соответствии с региональными программами содействия занятости населения. В г. Магнитогорске разрабатываются специальные программы организации и проведения общественных работ. Социальной адаптации безработных граждан г. Магнитогорска, состоящих на учете более одного года, способствует реализация специальных программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт». Основными участниками программ являются женщины и молодежь. Участие безработных в данных программах позволяет им преодолеть негативные последствия безработицы, восстановить мотивацию к трудовой деятельности, получить навыки самостоятельного поиска работы. Одним из направлений работы по оказанию содействия в поиске работы выпускникам учебных заведений г. Магнитогорска является реализация программы «Молодежная практика». Данная программа связана с трудоустройством выпускников, зарегистрированных в качестве безработных, на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места. Проводится работа по созданию дополнительных и сохранению ранее созданных рабочих мест для инвалидов. Для смягчения ситуации на рынке труда инвалидов г. Магнитогорска органы службы занятости принимали меры привлечения инвалидов в сферу предпринимательства и самозанятости.

 


Тема 3. Эффективность деятельности Федеральной службы занятости Российской Федерации

 

Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения. Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ»[2] и в Положении о Департаменте Федеральной государственной службы занятости, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права Департамента. Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.

Деятельность Федеральной государственной службы занятости населения направлена на:

·       оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

·       разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;

·       содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

·       организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

Эту работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти – Департамент федеральной государственной службы занятости населения, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Его деятельность осуществляется в соответствии с положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения.

В соответствии с данным положением основными направлениями его деятельности являются:

·       анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

·       организация работы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании и снятию их с регистрационного учета;

·       обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

·       организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;

·       организация работы городских управлений и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных программ содействия занятости населения;

·       заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

·       содействие в развитии малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости граждан;

·       создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;

·       осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные управления и отделы занятости населения, расположенные на территории субъекта РФ. Работа территориальных органов государственной службы занятости проводится в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации и региональными программами содействия занятости.

Основной целью территориальной программы занятости населения в Челябинской области является смягчение социальной напряженности в этом субъекте РФ. Данная задача обеспечивается на основе развития гибкого рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышения стимулов к активному поиску работы безработными гражданами, сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждения массовой безработицы, мобильности трудовых ресурсов и, как следствие, увеличения уровня занятости населения. В ряде районов Челябинской области созданы банки данных работников («банк резюме клиентов») для оказания помощи в трудоустройстве высококвалифицированным специалистам по редким либо мало востребованным на рынке труда специальностям, что дает возможность оперативно заполнять сложные вакансии, расширять круг поиска работы, включая организацию собственного дела. Ведение методов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в службу занятости с применением плана поиска работы до признания их безработными. Использование указанных элементов в технологии работы с гражданами дает возможность сократить численность признанных безработными. В Челябинской области в результате проведения интенсивной работы с гражданами, ищущими работу, в первоначальный десятидневный период число трудоустроенных в этот срок составило более 69% от числа обратившихся в целях поиска работы, что позволило почти в два раза снизить уровень безработицы. В челябинской области практикуются групповые формы работы с гражданами, объединенными по возрасту (молодежь, лица предпенсионного возраста), профессии и другим признакам. В практику работы службы занятости введено проведение групповых консультаций для впервые обратившихся в службу занятости. Групповые формы работы помогают существенно активизировать самостоятельный поиск работы гражданами, обратившимися в службу занятости.


Тема 4. Показатели производительности труда и методы их расчета

 

 

          Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость.

          Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда.

          Различают три метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денежный) и трудовой.

          Выработка в натуральном или стоимостном выражении определяется по формуле

          Наиболее наглядно и объективно характеризует производительность труда показатель выработки в натуральном выражении – в тоннах, метрах, штуках и других натуральных показателях. Достоинство этого метода заключается в том, что он дает более точный и объективный результат о производительности труда. Недостаток этого метода заключается в том, что он может быть применен только на тех предприятиях, которые выпускают однородную продукцию. Кроме того, исчисленная по этому методу выработка не позволяет сравнивать производительность труда предприятий различных отраслей промышленности.[3]

          Наибольшее распространение получил стоимостный метод определения выработки. В денежном выражении выработку можно рассчитывать как по товарной и валовой продукции, так и по нормативной чистой продукции.

          Выработка в стоимостном выражении, рассчитанная по товарной или валовой продукции, зависит не только от результатов работы данного коллектива, но и от стоимости применяемого сырья и материалов, объемов кооперирования поставок и др. Этот недостаток устраняется при исчислении выработки на основе нормативной чистой продукции.

          В ряде отраслей промышленности (швейной, консервной и др.) производительность труда определяется по нормативной стоимости обработки. Она включает в себя нормативы затрат на основную заработную плату с начислениями, общехозяйственные и общепроизводственные расходы (по нормативам).

          Показатели выработки зависят не только от метода измерения объема производства, но и от единицы измерения рабочего времени. Выработка может быть определена на один отработанный человеко-час (часовая выработка), на один отработанный человеко-день (дневная выработка) или на одного среднесписочного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка). На предприятиях России основным показателем является годовая выработка, в ряде зарубежных стран – часовая.

          Трудовой метод определения выработки называют еще методом нормированного рабочего времени. Выработка при этом определяется в нормо-часах. Данный метод применяется преимущественно на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, а также в цехах при выпуске разнородной и не завершенной производством продукции.

          Преимущество показателя трудоемкости состоит в том, что он позволяет судить об эффективности затрат живого труда на разных стадиях изготовления конкретного вида продукции не только по предприятию в целом, но и в цехе, на участке, рабочем месте, т.е. проникнуть в глубину выполнения того или иного вида работ, чего нельзя сделать с помощью показателя выработки, исчисленного в стоимостном выражении.

          Трудовой метод позволяет планировать и учитывать производительность труда на всех стадиях производственного процесса, увязывать и сопоставлять трудозатраты отдельных участков (цехов) и рабочих мест с показателями производительности труда в целом по предприятию, а также уровни трудовых затрат на разных предприятиях при производстве одинаковой продукции.

          Трудоемкость – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее трудовых затрат различают технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства, производственную трудоемкость и трудоемкость управления производством.

          Производственная трудоемкостьпр) представляет собой затраты труда рабочих (основных и вспомогательных) и рассчитывается по формуле

                                            Тпр = Ттехн + Тоб                                           (1.2)

где Ттехн – технологическая трудоемкость, в которую входят все затраты труда основных рабочих, как сдельщиков, так и повременщиков;

Тоб – трудоемкость обслуживания производства, определяемая затратами труда вспомогательных рабочих.

          Полная трудоемкостьп) представляет собой затраты труда всех категорий ППП и определяется по формуле

                                              Тп  = Ттехн + Тоб + Ту                               (1.3)

где Ту – трудоемкость управления производством, включающая затраты труда ИТР, служащих, МОП и охраны.

          Под полной трудоемкостью единицы продукциип) понимается сумма всех затрат живого труда на изготовление единицы продукции, измеряемая в человеко-часах.

          Резервы и факторы роста производительности труда.

          При планировании производительности труда на предприятии могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенным из них является метод планирования производительности труда по факторам. При этом методе расчет производится путем определения экономии рабочего времени или численности работающих по всем факторам роста производительности труда в соответствии с их типовой классификацией.

          Экономия затрат по каждому фактору определяется сопоставлением затрат труда (численности работающих) на плановый объем продукции при старых (базовых) и новых (плановых) условиях производства.

          После расчета экономии устанавливается плановая численность и определяется рост производительности труда на предприятии.

          Для расчета роста производительности труда на предприятии принята следующая классификация факторов ее роста:

1. Технический прогресс, включающий механизацию и автоматизацию производственных процессов и внедрение передовой технологии на базе нового оборудования и на действующем оборудовании; модернизацию действующего оборудования; изменение конструкции изделий, качества сырья, применение новых видов материалов и топлива; повышение качества продукции.

2. Улучшение организации производства, труда и управления, в том числе: увеличение норм и зон обслуживания;

изменение специализации производства; совершенствование управления производством (укрепнение цехов, переход на бесцеховую структуру и т.п.); сокращение потерь рабочего времени; снижение брака и отклонений от нормативных условий работы.

3. Влияние природных условий: залегание угля, нефти, торфа, железной руды и другого минерального сырья; содержание полезного компонента в рудах; изменение глубины разработки и др.

4. Изменение объема производства и относительное уменьшение численности ППП (рабочих, руководителей, специалистов и служащих).

5. Изменение структуры производства и прочие факторы, в том числе: изменение удельного веса полуфабрикатов и кооперированных поставок; изменение доли продукции разной трудоемкости; изменение доли различных методов производства, способов добычи полезных ископаемых; изменение доли вновь осваиваемой продукции.

          Важно не только фиксировать величину производительности труда на предприятии, в регионе, в стране, но и знать, от чего она зависит.

          Факторы, влияющие на производительность труда работников, многообразны. В экономической науке и даже в практике нет установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени оказывают основное воздействие на производительность. Вместе с тем факторы в той или иной мере известны.

          Производительность труда зависит от профессионально-квалификационного уровня работников: знаний, умений, навыков, опыта, зависящих от образования, стажа работы – вот далеко не полный перечень факторов.

          Сильное воздействие на эффективность труда, использования рабочего времени оказывает организация труда, а в более широком смысле – качество управления трудом. Это и планирование, и координация, и оперативное регулирование, обеспечение порядка и трудовой дисциплины на производстве, высокого уровня исполнительности и ответственности за порученное дело.[4]

В процессе анализа было проведено составление динамики и уровня производительности труда (Птр) за ряд предшествующих лет.

          Методику анализа Птр рассмотрим на конкретном примере.

 

Показатели

Периоды

План к базису %

Отчет к плану %

Отчет к базису %

Базисный (1999)

Плановый (2000)

Отчетный (2001)

1

2

3

4

5

6

7

Объем продукции Q (млн. руб.)

601,8

816,1

870,2

135,6

106,6

144,6

Численность работающих (чел.)

1020

1360

1380

133,3

101,5

135,3

Средняя годовая выработка (Птр) на одного рабочего (млн. руб.)

0,59

0,60

0,63

101,7

105,0

106,8

 

Птр = Q / 4ср.сп , где

Птр – производительность труда

Q – объем производства

4 – среднестатистическая численность трудящихся

 

Птр:

в базисном (1999) году составила

Птр = 601,8 / 1020 = 0,59 млн. руб.

В плановом (2000) году

Птр = 816,1 / 1360 = 0,6 млн. руб.

В отчетном (2001) году

Птр = 870,2 / 1380 = 0,63 млн. руб.

Расчеты к таблице:

5 графа еще называется плановым заданием = (план / базис) × 100% = (3 гр / 2 гр) × 100% = (816,1 / 601,8) × 100 = 135,6%

графа 6 – степень  выполнения плана = (отчет / план) × 100 = (4 гр /3 гр) × 100 = (870,2 / 816,1) × 100 = 106,6%

графа 7 – динамика = (отчет / базис) × 100 = (4 гр / 2 гр) × 100 = (870,2 / 601,8) × 100 = 144,6%

          Из таблицы видно, что план по Птр перевыполнен на 5% (вместо запланированного 1,7%).

          В процессе анализа рассчитывается влияние факторов на Птр. Известно, что прирост Q находится в прямой зависимости от роста Птр и 4ср.сп. эта зависимость определятся по следующей формуле ΔQп = 100 – Δr / ΔQ × 100, где

Δ Qп – прирост Q за счет производительности труда (%)

Δ 4 – прирост численности работающих (%),

Δ Q – прирост Q (%)

Δ Qп = 100 – (1,5 / 6,6) × 100% = 100 – 22,7 = 77,3 %

          За счет повышения Птр прирост продукции составил 77,3%.


[1] Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной информации. М., 1995. С. 18

[2] О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 // Собрание законодательства РФ. №17. 1996. Ст. 1915

[3] Экономика предприятий // Под ред. О.И. Волкова. М., 2001. С. 151

[4] Курс экономики // Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1997. С. 137-138

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!