Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Исполнительное производство»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

Тема 5. Формы завершения исполнительного производства

 

1. Прекращение исполнительного производства.

2. Возвращение исполнительного документа.

3. Окончание исполнительного производства.

 

1.Прекращение исполнительного производства.

 

Прекращение исполнительного производства - это прекращение совершения всех исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по данному производству без права их возобновления в будущем. Перечень оснований для прекращения исполнительного производства, приведенный в статье, не является исчерпывающим.

Смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявление его умершим, признание его безвестно отсутствующим являются основанием для прекращения исполнительного производства только в том случае, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего. Если же эти требования и обязанности могут перейти указанным лицам в порядке правопреемства, то производство по делу должно быть приостановлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 комментируемого Закона.

Отказ взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, по существу можно рассматривать как отказ взыскателя от взыскания, выраженный в конкретной форме.

В случае если имел место отказ взыскателя только от части предметов, а другие переданные ему предметы взыскатель получил, суд должен прекратить исполнительное производство только в отношении передачи взыскателю той части предметов, от получения которых он отказался.

Законодатель наделил правом прекращать исполнительное производство не только суд, но и судебного пристава-исполнителя. При этом перечень оснований для прекращения судом является открытым, и прекращение возможно в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Принятие судом отказа взыскателя от взыскания и утверждение мирового соглашения между сторонами исполнительного производства является проявлением реализации принципа диспозитивности в исполнительном производстве. Суд принимает отказ взыскателя от взыскания и утверждает мировое соглашение между взыскателем и должником, если эти действия не противоречат закону и не нарушают прав других лиц.

Производство по утверждению мирового соглашения в арбитражном суде или суде общей юрисдикции возбуждается путем подачи заявления (а не искового заявления или ходатайства) взыскателя и должника. Стороны вправе подать в суд и одно совместное заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению прилагается копия исполнительного документа и справка судебного пристава-исполнителя, из которой видно, что исполнительный лист предъявлен к исполнению и находится у него в производстве.

Определение суда об утверждении мирового соглашения является основанием для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона.

Утверждение мирового соглашения, заключенного между взыскателем и должником в стадии исполнительного производства, не является основанием для отмены соответствующим судом своего решения или иного судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, поскольку речь идет об утверждении мирового соглашения не между истцом и ответчиком, а между взыскателем и должником.

В соответствии с п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона отмена судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, в силу закона являющегося исполнительным документом, влечет прекращение исполнительного производства.

Последствия прекращения исполнительного производства

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

- оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 настоящего Федерального закона;

- после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда постановление о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке.

В этом плане прекращение исполнительного производства близко по своим правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 220 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 150 АПК РФ) судопроизводствах.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о прекращении исполнительного производства отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, снимает арест с имущества должника, а также установленные для него ограничения.

В случае прекращения основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель (одновременно с вынесением постановления о прекращении) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства по вынесенным и неисполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В случае прекращения исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (п. 4 ч. 2. ст. 43 настоящего Федерального закона), или в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа (п. 5 ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона) постановление о возбуждении исполнительного производства по вынесенным и не исполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, не выносится.

При возбуждении исполнительного производства по вынесенным и не исполненным полностью или в части постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (в случае прекращения основного исполнительного производства), ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем только в тех размерах, которые необходимы для исполнения вновь возбуждаемого исполнительного производства.

Копии постановлений о прекращении исполнительного производства и связанных с ним постановлений направляются в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства взыскателю, должнику, в орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ. Также копии указанных постановлений направляются в органы (лицам), которые исполняют постановления об установлении для должника ограничений.

Исполнительный документ, исполнительное производство по которому прекращено, остается в материалах такого исполнительного производства, так как прекращение исполнительного производства лишает взыскателя права на повторное его предъявление к исполнению. Постановление о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в порядке ст. 121 главы 18 комментируемого Закона.

Подведомственность и подсудность дел о прекращении исполнительного производства по общему правилу определяется в зависимости от того, откуда исходит исполнительный документ. Если исполнительный лист выдан арбитражным судом, то приостановление и прекращение исполнительного производства по нему производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (альтернативная подсудность арбитражных дел). Вопрос о приостановлении или прекращении исполнительного производства в таких случаях решается по правилам ст. 327 АПК РФ, отсылающей к ст. 324 АПК РФ, в 10-дневный срок. О времени и месте судебного заседания арбитражного суда по данным вопросам извещаются взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель, но их неявка не препятствует рассмотрению заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства.

В некоторых случая подведомственность заявлений о прекращении исполнительного производства зависит не от того, откуда поступил исполнительный документ, а от того, кто является должником по данному исполнительному документу. Если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то прекращение и приостановление исполнительных производств в отношении таких должников производится арбитражным судом при исполнении:

- постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

- актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Разрешение вопросов о прекращении исполнительного производства по всем другим исполнительным документам, не описанным в предыдущих двух пунктах комментируемой нормы, находится в компетенции районного суда по месту исполнения своих обязанностей судебным приставом-исполнителем, фактически это место производства исполнения требований исполнительного документа. Вопрос рассматривается в судебном заседании с соблюдением всех правил гражданской процессуальной формы, однако неявка извещенных надлежащим образом участвующих в деле лиц не является препятствием для его проведения. Заинтересованными в исходе дела лицами считаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, совершавший исполнительные действия.

Процессуальным документом, оформляющим прекращение исполнительного производства, является судебное определение, копия которого должна быть после его вынесения направлена судом всем заинтересованным в исходе исполнительного производства лицам. Если указанные лица присутствовали в судебном заседании при разрешении вопроса о приостановлении или прекращении исполнительного производства, допустимо вручить им копию соответствующего определения суда под расписку. Определения арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства могут быть обжалованы в течение месяца со дня вынесения определения, а определения суда общей юрисдикции о приостановлении или прекращении исполнительного производства - в вышестоящий суд в течение десяти дней. Жалобы на определения арбитражного суда рассматриваются по правилам главы 34 АПК РФ, а жалобы на определения суда общей юрисдикции - по правилам, установленным главой 40 ГПК РФ.

При отнесении вопросов о прекращении исполнительного производства к подведомственности судебного пристава-исполнителя (ст. 40 и ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона) особого порядка рассмотрения не устанавливается, за исключением формы обращения (заявления), сроков рассмотрения (10 дней) и оформления результатов рассмотрения (постановление судебного пристава-исполнителя).

Результат рассмотрения вопросов о прекращении исполнительного производства подлежит немедленному исполнению даже тогда, когда возможно его обжалование, как, например, обжалование определения суда о прекращении и приостановлении исполнительного производства путем подачи частной жалобы (ч. 3 ст. 440 ГПК РФ). При этом даже в случае отмены по результатам обжалования указанного определения суда применение ст. 443 ГПК РФ, предусматривающей поворот исполнения, невозможно.

По правовым последствиям прекращение исполнительного производства отличается от приостановления тем, что при прекращении не допускается совершение исполнительных действий окончательно, безусловно и бессрочно, а при приостановлении совершение исполнительных действий прекращается только на время приостановления.

Таким образом, прекращенное исполнительное производство возобновлению не подлежит, а приостановленное может быть возобновлено определением того же суда после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление. Например, при приостановлении исполнительного производства по причине смерти должника (объявления его умершим) исполнительное производство приостанавливается до определения правопреемников должника. При признании должника безвестно отсутствующим производство приостанавливается до передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства. При приостановлении исполнительного производства по причине признания должника недееспособным приостановление исполнительного производства происходит до назначения недееспособному должнику опекуна. При приостановлении вследствие прохождения должником военной службы по призыву в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения на лечении в стационарном лечебном учреждении или розыска должника-гражданина или розыска отобранного у него ребенка приостановление исполнительного производства происходит до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника или отобранного у него ребенка. Другие основания приостановления, как правило, не вызывают особой сложности при определении момента их устранения.

Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства.

 

2. Возвращение исполнительного документа. 

 

Возвращение исполнительного документа, в отличие от прекращения исполнительного производства, не лишает взыскателя права на предъявление исполнительного документа к исполнению вновь. Исполнительный документ возвращается взыскателю, если взыскание по нему не производилось или произведено частично.

Перечень оснований, указанный в ч. 1 ст. 46 комментируемого Закона, является исчерпывающим:

- если взыскатель подаст заявление судебному приставу-исполнителю с просьбой о возвращении исполнительно документа;

- если не представляется возможным исполнить требования исполнительного документа, обязывающие должника совершить определенные действия, либо воздержаться от их совершения. При этом следует учитывать, что возвращение такого исполнительного документа допускается, если возможность его исполнения не утрачена;

- при невозможности установления местонахождения должника, его имущества либо невозможности получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт. В акте необходимо указать проводимые в связи с этим мероприятия и зафиксировать, что меры по установлению местонахождения должника и (или) его имущества никаких результатов не дали. Акт утверждается старшим судебным приставом. Данный подпункт не распространяется на случаи, когда в соответствии со ст. 65 комментируемого Закона предусмотрен розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- при отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в своем акте судебный пристав-исполнитель должен указать: какие меры принимались для установления наличия у должника имущества; являлись ли эти меры необходимыми и достаточными, принятыми в полном соответствии с законом, а также указать, что собираемая по этому вопросу информация не дала никаких результатов. Акт утверждается старшим судебным приставом;

- в случае реализации имущества должника, в соответствии со ст. 87 комментируемого Закона, если часть этого имущества останется не проданной, взыскатель имеет право оставить это имущество за собой. При отказе взыскателя от этого имущества исполнительный документ возвращается взыскателю. В этом случае судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом;

- возвращение исполнительного документа возможно, если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа. Исходя из смысла данного подпункта, наличие действий взыскателя, препятствующих исполнению исполнительного документа, в каждом конкретном случае определяется судебным приставом-исполнителем.

Судебный пристав-исполнитель обязан составить акт о наличии обстоятельств возвращения исполнительного документа взыскателю в следующих случаях: если невозможно исполнить требования исполнительного документа неимущественного характера, обязывающие должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения при условии, что возможность совершения таких действий или отказ от совершения не утрачены; если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, за исключением случаев, когда законом предусмотрен обязательный розыск должника, имущества должника; если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все меры судебного пристава-исполнителя по его отысканию оказались безрезультатными; если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано при исполнении исполнительного документа; если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа. Акт судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона. Данное постановление может быть обжаловано в порядке ст. 121, главы 18 комментируемого Закона в десятидневный срок со дня вынесения постановления в порядке подчиненности или в суд.

Возвращение исполнительного документа не лишает взыскателя права на предъявление исполнительного документа ко взысканию вновь в пределах срока предъявления исполнительных документов к исполнению, регламентированного ст. 21 комментируемого закона с соблюдением правил о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, указанных в ст. 22 комментируемого Закона.

 

3. Окончание исполнительного производства 

Согласно комментируемой статье перечень оснований, по которым возможно или должно окончиться исполнительное производство, является исчерпывающим. В этой связи выделяются три приоритетных направления:

- окончание в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (п. п. 1, 2 ч. 1. ст. 47 комментируемого Закона);

- возвращение исполнительного документа в соответствии со ст. 46, с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона;

- окончание исполнительного производства по основаниям предусмотренным п. п. 5 - 9 ч. 1 комментируемой статьи.

В случае наличия оснований, предусмотренных п. п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 комментируемой статьи, подлинник исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве, так как исходя из смысла указанных пунктов право взыскателя на повторное предъявление такого исполнительного производства утрачено. В остальных случаях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Постановление об окончании исполнительного производства должно содержать указание на исполнение, полностью или частично, требований, в нем содержащихся. Если выносится постановление об окончании сводного исполнительного производства при солидарном взыскании, судебный пристав-исполнитель должен указать, с какого должника и в каком размере было произведено взыскание. Постановление об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в порядке ст. 121, главы 18 комментируемого Закона.

В случае если был объявлен розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также были установлены для должника ограничения, предусмотренные комментируемым Законом, в постановлении об окончании исполнительного производства указанные мероприятия отменяются, за исключением случая, когда исполнительное производство оканчивается на основании п. 5 ч. 1 комментируемой статьи. Если исполнительное производство оканчивается в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов, то объявленные розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, предусмотренные комментируемым Законом, могут не отменяться.

Ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, после его окончания сохраняются судебным приставом-исполнителем во вновь возбужденном исполнительном производстве по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 7 комментируемой статьи) в тех размерах, которые необходимы для исполнения такого вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, направляются всем лицам, указанным в настоящей части (п. п. 1 - 4) не позднее дня, следующего за днем вынесения такого постановления.

Если выносится постановление об окончании основного исполнительного производства, то одновременно с его вынесением судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительного документа.

В случае окончания исполнительного производства о взыскании периодических платежей на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель имеет право проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу либо поручить такую проверку соответствующему судебному приставу-исполнителю.

При необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом, но только в пределах срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Например, отмена старшим судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства возможна, если должник в течение трех лет после вселения взыскателя по исполнительному документу о вселении вновь препятствует проживанию взыскателя (ч. 4 ст. 108 комментируемого Закона).

 

Тема 6: Исполнительные расходы.

 

Вопросы:

 

1.               Исполнительные расходы: понятие, виды, назначение, порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий.

2.               Исполнительный сбор: понятие, правовая природа, размер и порядок взыскания.

 

1.     Исполнительные расходы:  понятие, виды, назначение, порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий.

 

Исполнительные расходы состоят из:

·       исполнительского сбора

·       расходов по совершению исполнительных действий.

Взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Помимо исполнитель­ского сбора Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает взыскание с заинтересованных лиц рас­ходов, связанных с совершением исполнительных действий.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

К расходам по совершению исполнительных действий относятся: денежные средства, затраченные на: перевозку, хранение и реализацию имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылку) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника.

Указанный перечень является открытым, в связи с чем к таким расходам можно отнести и денежные средства, затраченные на проведение в процессе исполнения исполнительного документа иных действий (ст.116 ФЗ «Об ИП»).

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Поскольку на момент совершения исполнительных действий денежные средства могут быть еще не взысканы с должника, Законом предлагается механизм, согласно которому в данных случаях судебным приставом-исполнителем используются денежные средства федерального бюджета (специально выделяемые ФССП России на эти цели), а также взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Указанные денежные средства в последующем возмещаются федеральному бюджету и иным лицам за счет денежных средств, взысканных с должника.

В тех случаях, когда исполнительное производство прекращено в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета и с должника не взыскиваются.

О взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещении расходов лицу, которое их понесло, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом.

Исполнение указанного постановления осуществляется в рамках исполнительного производства, в процессе которого оно было вынесено судебным приставом-исполнителем.

Вместе с тем Закон не исключает возможности возбуждения отдельного исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ч. 6 ст. 30). Это производится в тех случаях, когда при окончании или прекращении основного исполнительного производства постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не исполнено или исполнено частично.

Возмещение расходов, понесенных взыскателем, осуществляется в первую очередь наряду с требованиями взыскателя, содержащимися в исполнительном документе <1>. Расходы, понесенные федеральным бюджетом и иными лицами, возмещаются во вторую очередь (ч. 3 ст. 110).

Расходы по совершению исполнительных действий, совершенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, возмещаются в первую очередь (ч. 4 ст. 110).

Новая редакция Закона, в отличие от прежней, не содержит положений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с взыскателя.

Ранее реализация такой принудительной меры к взыскателю осуществлялась в том числе и путем возвращения ему только части внесенного им авансового взноса. В случаях, когда взыскатель безосновательно отказывался от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, а также когда он своими действиями препятствовал исполнению исполнительного документа, ему возвращалась лишь часть авансового взноса, превышающая расходы по совершению исполнительского сбора.

Институт авансирования в новой редакции Закона не применяется.

 

2.     Исполнительный сбор: понятие, правовая природа, размер и порядок взыскания.

 

Исполнительский сбор - денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (статья 112).

Таким образом, по новому Закону исполнительский сбор приобретает характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается всегда, и только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), которые он сам и должен доказать судебному приставу-исполнителю, освобождает должника от уплаты исполнительского сбора.

Указанный вывод следует также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которого, исполнительский сбор не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ, он не является государственной пошлиной и  представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения исполнительного документа (либо неисполнения в течение суток исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению), если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Представляется, что судебный пристав-исполнитель обязан во всех случаях установить исполнительский сбор и именно в указанном законом размере, а толкование Конституционного Суда Российской Федерации в той части, что Закон устанавливает лишь верхний предел исполнительского сбора, утрачивает значение.

 В части 5 комментируемой статьи предусмотрен перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается. Это происходит в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по постановлению судебного пристава-исполнителя о совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя (см. комментарий к ст. 33 (ч. 5));

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Соотношение размера санкции характеру нарушения обеспечивается тем, что суду предоставлено право снизить исполнительский сбор, но не более чем на 25%, с учетом степени вины должника в неисполнении и его имущественного положения. Также возможна отсрочка и рассрочка взыскания исполнительского сбора. Остается также возможность добиться через суд освобождения от исполнительского сбора, но, как указано в Законе, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112).

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Порядок возвращения должнику исполнительского сбора установлен

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается и в случае прекращения исполнительного производства, если это не связано с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, отменой или признанием недействительным иного исполнительного документа. В этом случае, как указано в части 2 статьи 44 Закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель одновременно с прекращением основного исполнительного производства возбуждает исполнительное производство по не исполненному полностью или исполненному частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора.

Не является препятствием для взыскания исполнительского сбора и окончание основного исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель, как и при прекращении исполнительного производства, при его окончании возбуждает новое исполнительное производство на основании неисполненного собственного постановления о взыскании исполнительского сбора (часть 7 статьи 47 Закона N 229-ФЗ).

Взыскание исполнительского сбора оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя которое исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено указанное постановление. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде (ст.115 ФЗ «Об ИП»).

 

Тема 7.  Ответственность за неисполнение законодательства об исполнительном производстве

Вопросы:

1. Понятие и виды ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве.

2. Штрафы и иные санкции, применяемые в исполнительном производстве.

 

1. Понятие и виды ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве.

 

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" неоднократно использует термин "ответственность", но, к сожалению, ни в одной статье не дает его определения. В теории гражданского исполнительного права под ответственностью в исполнительном производстве следует понимать обязанность субъекта исполнительного производства претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения этим субъектом императивных предписаний и норм, регулирующих исполнительное производство в России

. Однако данное определение несколько суживает круг лиц, которых возможно привлечь к ответственности, поскольку не только субъекты исполнительного производства, но и любые виновные в нарушении установленного порядка деятельности по применению мер принудительного исполнения лица могут навлечь на себя неблагоприятные последствия в виде определенных мер ответственности, в связи с чем можно утверждать, что под ответственностью в исполнительном производстве следует понимать такие меры государственного принуждения, налагаемые на лицо, нарушившее предписания закона, регулирующего принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.

В литературе, посвященной вопросам ответственности в исполнительном производстве, существует несколько точек зрения относительно видов ответственности в исполнительном производстве.

О.В. Исаенкова предусматривает четыре вида ответственности в исполнительном производстве: штрафная, исполнительский сбор, компенсационная, иные неблагоприятные последствия. М.Р. Загидуллин выделяет в исполнительном производстве ответственность имущественного характера как межотраслевой комплексный институт, пронизывающий все отрасли российского права. В.А. Максуров разграничивает ответственность в исполнительном производстве на гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Д.А. Марданов считает, что в самом общем виде меры ответственности могут быть поделены на материально-правовые и процессуально-правовые

И.М. Зайцев среди прочих видов ответственности в исполнительном производстве выделял следующие виды гражданской процессуальной ответственности: штрафную и ответственность в виде неблагоприятных процессуально-правовых последствий незаконной деятельности. Не оспаривая такие виды ответственности в исполнительном производстве, как гражданско-правовая, уголовная, административная и дисциплинарная, многие авторы акцентируют внимание и выделяют особый вид ответственности - процессуальный. Учитывая положения законодательства об исполнительном производстве, такая позиция вполне обоснованна. Если, например, должник не исполняет добровольно решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, то для него неблагоприятными последствиями таких действий будут взыскание с него исполнительского сбора и расходов, связанных с совершением исполнительских действий.

Нельзя не отметить, что принятие нового Закона об исполнительном производстве вызвало необходимость внесения изменений во многие нормативные акты с целью урегулирования противоречий и устранения пробелов в законодательстве, а именно: была дополнена глава 17 КоАП РФ ст. ст. 17.14 и 17.15

Тем не менее, например, в процессуальном законодательстве, а именно: в ГПК РФ и АПК РФ, существуют нормы (ст. 431 ГПК РФ и ст. 331 АПК РФ), предусматривающие возможность наложения судебного штрафа за утрату исполнительного документа. Таким образом, опять сохраняется противоречие с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Некоторых изменений требует и уголовное законодательство в плане терминологической точности, а именно: ст. 298 УК РФ ("Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя") содержит упоминание о таких субъектах, как судебный пристав и судебный исполнитель, что противоречит Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ.

Таким образом, разнообразные виды и меры ответственности в исполнительном производстве позволяют сделать вывод о том, что исполнительное производство имеет достаточно развитую систему юридической ответственности, которая стимулирует субъектов (и не только) исполнительного производства надлежащим образом исполнять возложенные на них законом обязанности.

 

2.     Штрафы и иные санкции, применяемые в исполнительном производстве.

 

Необходимо отличать процессуальную ответственность в исполнительном производстве в виде наложения штрафа от штрафной административной ответственности, так как различны их правовая природа, основания наложения, порядок и условия применения, законодательное закрепление.

Поэтому следует согласиться с тем, что по своей природе исполнительские штрафы, установленные ФЗ"Об исполнительном производстве", как и штрафы судебные, представляют собой самостоятельный вид юридической ответственности

Штрафная ответственность - это мера воздействия, применяемая в виде денежного взыскания при нарушении норм исполнительного производства. Ответственность в виде исполнительского сбора наступает для должника в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения срок. Компенсационная (правовосстановительная) ответственность предназначена для возмещения убытков, причиненных одним из участников исполнительного производства другому. К компенсационной ответственности относится также возмещение должником взыскателю расходов по розыску должника, когда такой розыск был произведен за счет самого взыскателя в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Возможность применения штрафной ответственности в исполнительном производстве регулируется Законом об исполнительном производстве. Например, предусмотрена штрафная ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения; ответственность за неисполнение исполнительного документа банком или иной кредитной организацией; ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Рассмотрим приведенные примеры более подробно.

Согласно Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, последний в соответствии выносит постановление о наложении на должника штрафа и назначает ему новый срок для исполнения. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается.

Юридическая сила постановления судебного пристава-исполнителя обусловлена его правовой природой как самостоятельного правоприменительного акта особого рода, который издается с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ст. 329 АПК РФ, а также

Закона об исполнительном производстве постановление может быть обжаловано в суде. Основываясь на данной правовой позиции, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, изложенному в Определении от 04.12.2003 N 443-О, что порядок исполнения судебных решений, предусматривающий наложение на должника штрафных санкций судебным приставом-исполнителем, не может рассматриваться как нарушающий права, закрепленные в статьях 8 (ч. 2), 19 (ч. 1), 35 (ч. 3) и 46 (ч. 1) Конституции РФ.

Условиями применения данного вида ответственности являются: возбуждение исполнительного производства; предоставление судебным приставом срока до 5 дней должнику для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе; неисполнение должником указанных требований; отсутствие уважительных причин неисполнения должником требований, указанных в исполнительном документе; вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о наложении на должника штрафа.

Санкции, предусмотренные Законом об исполнительном производстве, должны стимулировать должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Зачастую взыскание исполнительского сбора производится судебными приставами с нарушениями законодательства, без учета Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, согласно которому исполнительский сбор подлежит взысканию только в случаях неисполнения решения без уважительных причин

Законом об исполнительном производстве установлена штрафная ответственность за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя, за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, за представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства. На виновных граждан и должностных лиц судебный пристав-исполнитель налагает штраф.

Основанием наступления ответственности является ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", согласно которой требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им своих полномочий влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На практике требования судебного пристава-исполнителя часто игнорируются, поэтому введение подобных санкций вполне уместно, поскольку они стимулируют граждан и организации выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, Законом об исполнительном производстве предусмотрены разнообразные основания применения штрафной ответственности.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!