Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «Исполнительное производство»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

Тема 1. Основы исполнительного производства.

Вопросы:

1.     Понятие исполнительного производства. Его правовая характеристика, отличительные признаки. Законодательство, регулирующее исполнительное производство и его место в Российской законодательной системе.

2.     Принципы исполнительного производства.

3.     Соотношение исполнительного производства с другими отраслями российского права.

 

 

  1. Понятие исполнительного производства. Его правовая характеристика, отличительные признаки. Законодательство, регулирующее исполнительное производство и его место в Российской законодательной системе.

 

Исполнительное производство можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле исполнительное производство – это система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

Исполнительное производство (в широком смысле) - это урегулированная правовыми нормами деятельность по принудительному  исполнению судебных актов и актов иных органов, имеющая своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

В Конституции РФ вопросы правового регулирования исполнительного производства специально не регламентированы.

Не смотря на то, что ст.ст. ст. 71, 72 Конституции РФ прямо не относят исполнение судебных актов и актов других органов ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, его отнесение к ведению субъектов Российской Федерации не представляется возможным.

Вместе с тем, согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство относится к ведению РФ, соответственно, исполнительное производство должно быть отнесено к ведению РФ.

С 01 февраля 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ, который заменил собой одноименный Закон  от 21.07.1997 N 119-ФЗ.

 Именно он является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

Прежде всего, новый Закон  в два с лишним раза больше прежнего, в нем 130 статей, разделенных на 19 глав, в предыдущем было 12 глав и 95 статей.

Условно Закон можно разделить на две части: общую (главы 1 - 7, 14 - 18) и специальную, или особенную (главы 8 - 13).

Впервые законодатель определил задачи (ст. 2) и принципы (ст. 4) исполнительного производства, детально разработан вопрос о сроках в исполнительном производстве (им посвящена специальная глава), вопросы извещений и вызовов, почти полностью упущенные в прежнем Законе, также выделены в самостоятельную главу, и т.д.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007

N 229-ФЗ, законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Среди других федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, законодателем также выделен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Данный Федеральный закон определяет задачи судебных приставов, их правовой статус, основы организации деятельности службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты и др.

Законодательство об исполнительном производстве также состоит из иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, нормы которых должны соответствовать Федеральному закону "Об исполнительном производстве".

К ним прежде всего относятся:  ГПК РФ (раздел VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов"). В нём отражен правовой регламент решения целого ряда вопросов, которые не нашли решения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Так, в ГПК установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. ст. 211, 212); раскрыт порядок выдачи исполнительного листа (ст. 428); разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 430), повороте исполнения (ст. ст. 443 - 445), процессуальном порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441); содержится перечень имущества граждан, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 446), и т.д.

ГК РФ -  регулирует порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализацию (ст. ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. ст. 447 - 449). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий;

АПК РФ (раздел VII "Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов");

БК РФ (гл.24.1 Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы),

КоАП РФ (отдельные положения раздела V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях";

СК РФ – в нём урегулированы: порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (разд. V). Имеются и другие нормы СК, так или иначе связанные с осуществлением исполнительных действий.

ТК РФ регулирует вопросы исполнения решений о восстановлении на работе (ст. 396).

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (например, ст. ст. 63, 81, 94, 95, 126, определяющие порядок исполнения требований исполнительных документов при введении процедуры банкротства) и др.

Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства

Согласно общепринятой точке зрения, в случае противоречия между ФЗ «Об исполнительном производстве» и иных ФЗ в регулировании вопросов принудительного исполнения службой судебных приставов судебных и иных актов, приоритетное значение должен иметь ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку он является специальным законом.

В части 3 ст. 3 закреплено право Правительства РФ и Президента РФ принимать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. В прежнем Законе 1997г. правом принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства обладало только Правительство Российской Федерации.

Наделение таким полномочием Президента Российской Федерации связано с тем, что  Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была образована как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти Федеральная служба судебных приставов, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ.

Правило, предусмотренное в ч. 4 ст.3 о приоритете международных договоров Российской Федерации по отношению к внутреннему законодательству об исполнительном производстве основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы.

 

  1. Принципы исполнительного производства.

Исполнительное производство имеет своим основанием ряд принципов.

Принципы исполнительного производства - это содержащиеся в соответствующих правовых нормах основные исходные начала, выражающие сущность исполнительного производства.

В предыдущем Законе «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997г.  принципы исполнительного производства отсутствовали. Впервые указанные принципы закреплены в новом Законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. №229-ФЗ (ст.4) 

Принципы исполнительного права тесно взаимосвязаны и образуют единую систему. Нарушение одного принципа, приводит, как правило, к нарушению другого принципа или всей системы принципов.

Значение принципов исполнительного производства заключается в следующем:

1.     являются системообразующим элементом отрасли права, отличающим её от иных отраслей права;  показывают ее своеобразие и индивидуальность;

2.     используются при устранении пробелов в законодательстве; 

3.     определя­ют сущность и содержание правоотношений в сфере исполнительного производства.

4.     гарантируют своевременное, правильное и эффек­тивное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников ис­полнительного производства ;

5.     вносят единообразие во всю систему правовых норм

6.     определяют общие направления правового воздействия

Классификация принципов исполнительного права проводится по различным основаниям.

·       по юридической силе источника их закрепления (конституционные принципы и принципы, закрепленные в иных правовых актах);

·       по сфере применения (общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы).

Конституционные общеправовые принципы:

Принцип законности (ст.15 Конституции РФ) – проявляется в том, что судебный пристав-исполнитель, иные участники исполнительного производства  обязан ру­ководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы исполни­тельного и иных отраслей права. Реализация этого принципа обеспечивается гарантиями, составляющими содержание других принципов исполнительного производства. К гарантиям реализации принципа законности, закрепленным в Законе, относятся также : обязательность извещения судебным приставом-исполнителем сторон и иных заинтересованных лиц обо всех совершаемых в рамках исполнительного производства процессуальных действиях; обязательность оформления постановлением судебного пристава-исполнителя всех решений, принимаемых им по вопросам исполнительного производства; возможность отвода судебного пристава-исполнителя; обжалования постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) в порядке подчиненности и оспаривания в судебном порядке.

Прин­цип (равноправия) равенства перед законом (ст.19 Конституции РФ) - проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам исполнительного производства. На рассматриваемый принцип оказывают определенное влияние аналогичные принципы гражданского (арбитражного) процессуального права (ст. 6 ГПК РФ, ст. ст. 7, 8 АПК РФ), однако в исполнительном производстве отсутствует состязательность, поэтому равноправие - самостоятельный принцип исполнительного производства. Его действие выражается в том, что сторонам (взыскателю и должнику) предоставлены равные возможности по распоряжению основными правами (права и обязанности  закреплены в ст.50 ФЗ «Об ИП»).

Кроме того, у сторон имеются равные возможности воздействия на движение исполнительного производства. Так, взыскатель имеет право предъявить к исполнению исполнительный документ судебному приставу-исполнителю, требовать отложения исполнительных действий, отказаться от взыскания и.т.д. Должник, в свою очередь, имеет право добровольно исполнить в установленный срок содержащиеся в исполнительном документе требования, обратиться в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения, предъявлять в суд иск об исключении из описи (освобождения от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, и т.д.

Валеев Д.Х.также выделяет такие общеправовые принципы, как принцип целесообразности (проявление в ст.50 – право на заключение мирового соглашения), справедливости (ст.63 – право на отвод судебного пристава, иных лиц, участвующих в ИП).

Межотраслевые (дей­ствуют как в исполнительном праве, так и в других отраслях рос­сийского права, ГПП, УПП, АПП и т.п.):

Принцип диспозитивности -  предполагает возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Однако, действие данного принципа в исполнительном производстве, по мнению Викут, ограничено, поскольку должник изначально является обязанным лицом. Например, взыскатель может предъявить к исполнению исполнительный документ (ст.30), обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа (ст.23), другие права, от использования которых он может воздержаться. Возможность совершения (несовершения) действий имеется и у должника. Например, стороны могут заключить мировое соглашение (ст.50), должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь (ч.5 ст.69 ФЗ «Об ИП»), обжаловать любые действия судебного пристава-исполнителя (гл.18)

Принцип национального языка - является логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ) и означает, что исполнительное производство в РФ ведется на русском языке. Согласно ст. 58 Закона "Об исполнительном производстве", при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. При этом оплата работы переводчика относится к расходам по совершению исполнительных действий (подп. 2 п. 2 ст. 116 Закона "Об исполнительном производстве").

Уважения чести и достоинства гражданина – закреплен в ст.4 ФЗ «Об ИП», основывается на ст. 21, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Гарантируется тем, что правовая защита чести и достоинства гражданина, которые подверглись посягательству со стороны должностного лица службы судебных приставов, осуществляется посредством применения норм гражданского (ст. 152 ГК РФ) и уголовного права (ст. ст. 129, 130 УК РФ).

Принцип неприкосновенности личности должника - гарантируется конституционно установленной неприкосновенностью личности гражданина (ст. 20,21, 22 Конституции РФ). Означает, что судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставлен­ные ему права в соответствии с законом и не ущемлять в своей дея­тельности права и охраняемые законом интересы граждан и организа­ций. По общему правилу, судебный пристав - исполнитель не вправе применять физи­ческую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, в  отличие от судебных приставов, обеспечивающих порядок дея­тельности судов. Одна­ко если судебному приставу-исполнителю препятствуют в соверше­нии исполнительных действий или его жизни угрожает опасность, то судебному приставу-исполнителю в исполнении ими служебных обя­занностей в соответствии со ст. 62 Закона «Об исполнительном про­изводстве» содействуют работники ОВД в пределах предостав­ленных им федеральными законами прав. При этом, законодатель четко определил  условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в соответствии с принципом неприкосновенности личности должника (ст. ст. 15 - 18 Закона "О судебных приставах").

Отраслевые принципы, закрепленные в Законе «Об исполнительном производстве» (ст.4):

Статья 4 включает в себя нормы наиболее общего содержания. Но принципы исполнительного производства также выражаются в других нормах Закона.

Итак, ст.4 устанавливает следующие принципы испол.производства:

Своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения - предполагает соблюдение установленных сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Реализация указанного принципа обеспечивается рядом норм Закона, закрепленных в гл. 3 "Сроки в исполнительном производстве", в ст. 36 Закона, а также в других статьях, содержащих положения о сроках принятия судебным приставом-исполнителем тех или иных решений.

Неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи- Указанный принцип исполнительного производства действует только в отношении граждан и на практике реализуется путем применения норм ст. ст. 79, 101 Закона и ст. 446 ГПК РФ, определяющих виды имущества и доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание. Что касается должников — юридических лиц, то на основании ст. 94 Закона «Об исполнительном производстве»,  взыскание может быть обращено на  денежные средства, иное имущество, принадлежащее организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится,  имущественные права. Правила об обращении взыскания на имущество организации также применимы к должнику- индивидуальному  предпринимателю, но только в том случае, если исполняются требования исполнительного документа, выданного в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

Соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (принцип целесообразности) заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе. Обеспечение данного принципа гарантируется положениями Закона, которые предусматривают, что взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, т.е. в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа; денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех требований, возвращаются должнику; и др. (ч. 2 ст. 69, ч. 6 ст. 110 и др.).

Вместе с тем, как вытекает из ч. 12 ст. 87 и ч. 6 ст. 110 Закона, в случаях, когда у должника отсутствует имущество, арест и реализация которого позволят покрыть сумму долга по исполнительному документу, допустимо обращение взыскания на имущество, стоимость которого превышает сумму задолженности. Однако разница между стоимостью имущества должника и суммой долга должна быть в разумных пределах.

 

Дополнительно в доктрине выделяют ещё один отраслевой принцип исполнительного производства - принцип пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями. Денежные суммы, взысканные в порядке исполнительного производства, должны быть справедливо распределены между взыскателями. Так, ст.ст.110,111 ФЗ «Об ИП» установлены правила распределения взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей и порядок  распределения средств  между взыскателями. В названных статьях реализуются задачи охраны государственных интересов, защиты наиболее социально незащищенных слоев населения и удовлетворения требований в порядке поступления исполнительных документов.

 

  1. Соотношение исполнительного производства с другими отраслями российского права.

Правоотношения, возникающие в исполнительном производстве, в юридической литературе рассматриваются и как содержащие признаки не только гражданских процессуальных, но и административных и гражданских правоотношений

 В связи с этим, вопрос о том, является ли исполнительное производство самостоятельной отраслью права является в литературе дискуссионным.

Наиболее близкими отраслями для исполнительного права явля­ются гражданское процессуальное право и арбитражное процессуаль­ное право.

Соотношение исполнительного производства с ГПП, АПП:

Вопрос о соотношении этих отраслей является дискуссионным.

Существует четыре основных точки зрения  на данную проблему:

·       Представители первой точки зрения рассматривают

исполнительное производство как стадию гражданского (арбитражного) процесса. Указанной позиции придерживается Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 5 от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", а также Конституционный суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 г. «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", от 14 мая 2003 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах"», Европейский суд по правам человека.

Представители второй точки зрения считают его самостоятельной сферой деятельности службы судебных приставов и самостоятельной отраслью права

·       Третьи считают, что исполнительное производство включается в

гражданский или арбитражный процесс лишь в соответствующей части, в той части, где основу составляют процессуальные правоотношения с участием суда, как главного участника.

·       Представители четвертой точки зрения рассматривают

исполнительное производство как часть административного права или административного процессуального права;

Тема 2: Участники исполнительного производства

Вопросы:

 

1.     Понятие и классификация участников исполнительного производства.

2.     Органы принудительного исполнения. Правовой статус судебного пристава-исполнителя.

3.     Роль суда в исполнительном производстве.

4.     Лица, участвующие в исполнительном производстве.

 

  1. Понятие и классификация участников исполнительного производства.

 

 В исполнительном производстве участвует большой круг лиц, занимающих самостоятельное правовое положение.

Условно участников исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить на следующие группы:

·       Органы принудительного исполнения - ФССП и её

территориальные органы;

·       Суд (судья).

·       Лица, участвующие в исполнительном производстве:

А) Стороны (представители – дискуссионный вопрос).

Б) Лица, содействующие принудительному исполнению - переводчик,  понятой, специалист, и т.д.

В) Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа (органы, организации, в том числе ОГВ, ОМСУ, банки и иные кредитные организации).

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!