Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Культурное развитие в эпоху зрелого и позднего Средневековья»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Начало зрелого периода Средневековья - Х столетие – оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кри­зис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу Х века положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

    В ХI-ХII веках значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырской.

    В целом же этап нового подъема искусства получил услов­ное название “романского периода”. Он приходится на ХI-ХII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и ХIII век, а во Франции во второй половине ХII века уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства – с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние ан­тичного и византийского зодчества. Главным типом постройки является усложняющаяся базилика.

    Суть романского стиля – геометризм, господство верти­кальных и горизонтальных линий, простейших фигур геомет­рии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, ко­торые к тому же выполняют декоративную, а не конструктив­ную функцию.

    Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни (ХI век), а также Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферраве (ХII век). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

    Светская архитектура романского стиля явно уступает цер­ковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоратив­ных украшений. Здесь главным типом постройки является за­мок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (ХII век).

    В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (ХII – XIV века). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекры­тием, знаменитая “Падающая башня”, а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля от­личаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также Церковь Сант Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

    В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на ХII век. Наиболее замечательные соборы ока­зались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем обли­ке много общих черт, и прежде всего – устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед по­лукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высоких башни.

    К началу ХIII века романский период средневековой куль­туры завершается и уступает место готическому периоду. Тер­мин “готика” также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.

    В ХIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и универси­тетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жиз­ни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возни­кают две важные черты – возрастание роли рационалистиче­ских элементов и усиление реалистических тенденций.    Наибо­лее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

    Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих – конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость зда­ния. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической – от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.

    Своеобразие наружных форм готического сооружения за­ключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важ­ным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волную­щую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

    Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия при­кладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

    Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине ХII века и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В ХIII веке она достигала настоящего расцвета В ХIV веке усиление декора­тивности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению лучистого готического стиля. ХV столетие рождает “пламе­нную” готику, названную так по той причине, что некото­рые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

    Собор Парижской Богоматери (ХII – ХIII века) стал под­линным шедевром ранней готики. Он представляет собой пя­тинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колон­нами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в Соборе Парижской Богоматери развивают со­боры Амьена и Реймса (ХIII век), а также Верхняя Церковь Сен Шапель (ХIII век), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

    В Германии готика получила распространение под влияни­ем Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (ХIII – ХV, ХIХ века). В целом он раз­вивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благо­даря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.

    Английская готика также во многом продолжает француз­ские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (ХIII-ХVI века), где находится усы­пальница английских королей и выдающихся людей Англии; а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (ХV-VI века), представляющая позднюю готику.

    Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневеко­вья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи – эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян Ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же – к Возрождению.

    Культура Средневековья – при всей неоднозначности ее со­держания – занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм ХVIII – ХIХ веков черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и цен­ности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, ис­пытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам­ рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.1



1 Драч Г.В. и др. Культурология. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 1998. С. 195-212

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!