Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Начало зрелого периода Средневековья - Х столетие – оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу Х века положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.
В ХI-ХII веках значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырской.
В целом же этап нового подъема искусства получил условное название “романского периода”. Он приходится на ХI-ХII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и ХIII век, а во Франции во второй половине ХII века уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства – с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Главным типом постройки является усложняющаяся базилика.
Суть романского стиля – геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые к тому же выполняют декоративную, а не конструктивную функцию.
Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни (ХI век), а также Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферраве (ХII век). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.
Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (ХII век).
В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (ХII – XIV века). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая “Падающая башня”, а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля отличаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также Церковь Сант Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.
В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на ХII век. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего – устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед полукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высоких башни.
К началу ХIII века романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Термин “готика” также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.
В ХIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты – возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.
Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих – конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической – от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.
Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.
Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.
Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине ХII века и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В ХIII веке она достигала настоящего расцвета В ХIV веке усиление декоративности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению лучистого готического стиля. ХV столетие рождает “пламенную” готику, названную так по той причине, что некоторые декоративные мотивы напоминают языки пламени.
Собор Парижской Богоматери (ХII – ХIII века) стал подлинным шедевром ранней готики. Он представляет собой пятинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колоннами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в Соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (ХIII век), а также Верхняя Церковь Сен Шапель (ХIII век), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.
В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (ХIII – ХV, ХIХ века). В целом он развивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благодаря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.
Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (ХIII-ХVI века), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии; а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (ХV-VI века), представляющая позднюю готику.
Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневековья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи – эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян Ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же – к Возрождению.
Культура Средневековья – при всей неоднозначности ее содержания – занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм ХVIII – ХIХ веков черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и ценности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.1
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!