Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Культурно-исторические общности развитой бронзы »

/ История первобытного общества
Конспект, 

Оглавление

Степи Евразии в эпоху бронзы стали особой зоной, оказавшей значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного ското­водства в его специфических формах: преимущественное разведение наиболее приспособленного к степным ландшафтам мелкого рогатого скота при значительной роли и даже господстве охоты. Определенное значение имел природно-климатический фактор: аридность степной зоны в начале палеометаллической эпохи и вызванный этим кризис присваивающего хозяйства.

В эпоху бронзы сложились уже не эпизодические, а устойчивые контакты по всей территории степей. Определенную положительную роль в развитии степной культуры сыграли несколько факторов. Во-первых, широкое распространение колесного транспорта и верховой езды; во-вторых, начавшееся экстенсивное развитие скотоводства как формы хозяйства с наиболее быстрым воспроизводством; в-третьих, успехи в развитии горного дела, металлургии и металлообработки. В эпоху бронзы действовали все известные горно-металлургические цен­тры и области: Кавказ, Урал, Казахстан, Саяны. В-четвертых, в степях сложился принципиально новый, по срав­нению с энеолитическим, тип неполивного земледелия. Для земледе­лия стали использоваться приречные долины степных рек и неорошаемые поля. Это было важным новшеством, впервые земледе­лие, как и скотоводство, вырвалось за рамки ограниченности, харак­терной для поливного земледелия. В-пятых, появились новые орудия: бронзовый кельт как универсальное орудие (топор, наконечник мотыги или заступ, в зависимости от того, как он надевался на ручку), бронзовый серп, кинжал и втульчатый наконечник копья листовидной формы, бронзовые удила.

Многие новации в животноводстве, транспорте, освоении степных и горно-долинных ландшафтов Евразии в эпоху бронзы принадлежат индоиранцам степной зоны. В ту эпоху они в степях были носителями передовых идей в хозяйстве, мировоззрении и являлись лидирующим этносом.

Для эпохи бронзы характерна определенная нивелировка в наборе артефактов и в конструкции археологических объектов. Характерным для степных культур становится курган, сооруженный из земли и камней. Много общего в устройстве погребальной камеры, обряде погребения. Для этой зоны характерны так называемые скорченные погребения эпохи бронзы.1

В эпоху бронзы в степях евразийской части России развивались две большие культурно-исторические общности: катакомбная и андроновская. Во II тысячелетии до н.э. памятники катакомбной культуры занимали значительную территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные известны в степях Крыма, а самые северные – около Курска и Ельца. Среди памятников больше всего могильников. Они-то и дали, благодаря своим особенностям, название культуре. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах – катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камы­шом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.

Катакомбные поселения известны на Дону (около Ростова), Кибикинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетенных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища – небольшие землянки с деревянной крышей.

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры яв­ляются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушина­ми, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаич­ные ножи, сделанные из кремневых ножевидных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления камен­ные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они, так же как и некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры. Влияние высокой культуры Северного Кавказа особенно сказалось в южных предкавказских районах распространения катаком­бной культуры.

Катакомбная глиняная посуда разнообразна и принципиально отличается от примитивной и однообразной по форме посуды пред­шествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зуб­чиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента различны: треугольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледель­цев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зерна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зерен.

Входившие в катакомбную общность племена занимались земле­делием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная осед­лость, земледельческая идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли. Вместе с тем быстро развивалось и скотоводство, которое достигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенным встре­чаются кости овцы, козы, коровы и лошади. Причем в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных преобладали кости коровы и свиньи. Вместе с тем на всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.

Территория распространения катакомбной общности огромна, по­этому на отдельных ее участках наблюдаются различия в керамике и другом хозяйственном инвентаре, т.е. выделяются отдельные терри­ториальные варианты, которые позволяют говорить не о единой ката­комбной культуре, а о катакомбной культурной общности эпохи бронзы, включавшей несколько территориально различных археологи­ческих культур.1

Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Несомненно, многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, однако возникла она в результате распространения на тер­ритории восточноевропейских степей значительных групп нового на­селения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа. Естественно, что энеолитическое население древнеямной культурно-исторической общности не могло быть уничтожено или полностью ассимилировано катакомбными племенами. Основная тенденция сложения катакомб­ной общности заключалась, видимо, в сосуществовании на протяжении нескольких веков древнеямных племен с различными катакомбными и другими группами древнего населения и их взаимной ассимиляции и объединении на новой культурной основе.

Нельзя считать окончательно решенным и вопрос о характере катакомбной общности, о том, что она собой представляла как куль­турное и историко-социальное образование. Большинство исследова­телей склонны видеть в ней отдельные археологические культуры. Определенный материал по происхождению культур катакомбного круга дает донецкая культура, которую можно рассматривать как древнейшую в ряду катакомбных культур Восточной Европы. При этом надо учитывать основные характеристики культуры: катакомбное по­гребальное устройство, курильницы и орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки и скорченное трупоположение на боку. Положение погребенных имеет определенную связь с предшествующей культурой, хотя так называемые скорченные погребения в эпоху бронзы были весьма широко распространены как в Европе, так и в Азии. Керамический инвентарь указывает на воздействие культур шаровид­ных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются севе­рокавказские традиции. В самих катакомбах усматривается влияние средиземноморского мира, где они были широко распространены. Таким образом, трудно признать решенным вопрос о происхождении катакомб (Кавказ или эгейский мир) и самих катакомбных культур. В них действительно много привнесенных элементов, характерных для значительной территории Европы. Однако в ряде мест влияние пред­шествующей древнеямной культуры было все же значительным.

К востоку от катакомбной общности на обширной территории от Южного Зауралья и Западного Казахстана и до Енисея на востоке во II тысячелетии до н.э. сложилась андроновская культурно-историче­ская общность. На севере она включала лесостепную и подтаежную зону, где возникли своеобразные культуры так называемого андроновского облика развитой бронзы, а на юге андроновская керамика встречается даже в пустынных районах Средней Азии. Характерными для этой общности являются прежде всего сосуды – горшки правиль­ных форм с красивым профилем шейки и тулова, отогнутым венчиком и подчеркнутым дном. Поверхность их покрыта сложнейшими геомет­рическими узорами из треугольников, ломаных линий и элементов свастики. Вторым общим элементом являются немногочисленные бронзовые предметы: серпы, листовидные кинжалы, листовидные втульчатые наконечники стрел и копий. В остальном же наблюдаются как территориальные, так и хронологические различия.

Андроновская общность – это несколько территориально и хро­нологически различных археологических культур на обширной терри­тории восточной части степного мира. Название культуры и всей общности дал могильник, раскопанный в 1913 г. у деревни Андроново к югу от Ачинска. В Сибири, на Енисее известны могильники Орак I, Новая Черная II, Сухое озеро. Здесь имеются погребальные сооружения в виде каменных круглых оградок, внутри которых грунтовые ямы с ящиками, сделанными из поставленных вертикально каменных плит. Сверху их также покрывали каменными плитами. Наблюдается неко­торая связь устройства погребальных сооружений с природными усло­виями. Для лесостепных районов характерны небольшие земляные насыпи (курганы), а грунтовые ямы укреплены деревянным срубом и сверху покрыты бревнами. Для более западных степных районов Алтая и Казахстана наряду с курганными сооружениями характерны грунто­вые могильники без признаков сооружений на поверхности. В ямах погребены по одному-два умерших, которые лежат на левом боку, с согнутыми ногами (скорченная поза). Основной инвентарь – керами­ческие сосуды двух типов: банки с прямыми расширяющимися кверху или слегка выпуклыми стенками и нарядные горшки. Банки украшены обычно грубоватыми насечками по сырой глине, образующими елочку, или оттисками зубчатого штампа. Банки имеют более толстые стенки, чем нарядно украшенные профилированные горшки.

Андроновская (федоровская) культура на Енисее появилась в сло­жившемся виде. В этом районе намечается локализация андроновцев и окуневцев, хотя конкретные выводы пока сделать сложно. Андроневская культура на Енисее по современным представлениям относит­ся к XIVXI вв. до н.э. Вероятно, рубеж XVXIV вв. был временем широкого распространения андроновцев-федоровцев по восточным лесостепным территориям до Енисея. Показательны в этом отношении андроновские памятники, открытые в лесостепном Алтае (Кытманово), в Барабе, где известны курганные могильники Венгерово I, в Кузбассе – Танай, Титове, Васьково и другие, в которых обнаружена большая серия богато орнаментированных горшковидных сосудов и бронзовых украшений. Стратиграфические наблюдения позволили уточнить место андроновских памятников в шкале относительной хронологии. Пока­зательно, что здесь андроновским памятникам предшествовали кротовская и самусьская культуры, которые в основном занимали лесостепные районы.

Вопросы периодизации и хронологии памятников андроновских культур получили особое развитие. На Южном Урале такими памят­никами являются поселения Кулевчи III и Берсуат, под алакульским слоем оказался комплекс петровской культуры ранней бронзы. В Казахстане стратиграфия слоев эпохи бронзы выявлена на материале поселения Атасу I, где выделены два разновременных строительных горизонта: ранний из больших прямоугольных строений, разделенных на хозяйственную и жилую половины, и поздний, представленный круглыми в плане жилищами. Основным материалом является кера­мика трех типов: федоровская, алакульская и валиковая (саргаринская). Эти выводы подтверждают и раскопки поселений Усть-Кепетай в Центральном Казахстане и Бишкуль IV в Северном Казахстане. В последнее время много памятников андроновской эпохи было иссле­довано в урало-казахстанских степях. Это поселения Никольское I, Петровка II, где исследована серия прямоугольных и овальных жилищ, могильники Амагельды, Берлик, Аксайсман, Заимка. На основании различий в керамических комплексах и стратиграфии поселений эпохи бронзы андроновской культурно-исторической общности в Казахстан­ском и Южноуральском регионах выделяется петровская, алакульская, федоровская, саргаринская, черкаскульская, межовская и бегазинская группы. Важные материалы по хронологии и периодизации получены на памятниках Язево I и Камышинское I, II, где выявлены алакульские и федоровские комплексы керамики. По урало-казахстанским матери­алам установлены следующие хронологически последовательные этапы развития культуры: петровский, алакульский, федоровский и саргаринский.

В результате раскопок новых памятников и стратиграфических наблюдений стала более ясной динамика внутреннего развития андро­новской культурно-исторической общности. Алакульское время харак­теризуется весьма стабильным развитием хозяйства и культуры. Значительные изменения, происходившие в XVXIV вв. до н.э., привели к активным перемещениям коллективов, расширению терри­торий, освоению новых территорий на юге, в долинах Чу и Или в горных долинах Тянь-Шаня, и на востоке, вплоть до Приенисейских котловин Южной Сибири. Эти передвижения не случайны, они свя­заны с еще плохо изученными изменениями в экономической и социальной жизни, которые привели к образованию федоровской андроновской культуры.1

Таким образом, культурно-историческая общность, состоявшая из культур так называемого андроновского типа, объединяла, видимо, разные племена, имевшие схожие типы хозяйства и идеологию. Веро­ятно, носителями идей, новаций и основной связущей силой этой общности были древние индоиранцы.

Основными памятниками андроновской общности являются мо­гильники и поселения. В андроновской общности был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяй­стве находили так называемые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной рукояткой, которые использовались как косари для расчистки полей от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также настоящие серпы с отверстием на ручке и кельты. На вооружении андроновцы имели литые втульчатые наконечники копий турбинско-сейминского типа с листовидным пером, бронзовые кинжалы с выемкой около черенка, характерные для эпохи бронзы в Евразии.

На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основная масса их принад­лежит крупному и мелкому рогатому скоту, а также лошади. Коровы разводились двух пород – малорослой и крупной. Овцы тоже, судя по тканям, сохранившимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, были двух пород – тонкошерстной и грубошерстной. Скотоводство носило оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требо­вались убежища – загоны. Остатки таких загонов и зимников обна­ружены в Казахстане (Малокрасноярка).

Другим основным занятием андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетельствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвенных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Малокрасноярка в Казахстане. Земля обрабатывалась вруч­ную – мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боко­вые выемки для привязывания к рукоятке. Урожай собирался бронзо­выми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, использовавшихся под посевы. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полузем­лянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Следы таких жилищ в виде углублений сохранились, например, около села Замараево близ г. Шадринска. С земледельческой идеологией связан орнамент на сосудах горщковидной формы, свастики на днищах сосудов и бронзовые круглые солярные бляшки из могильников.



1 Горбунов О.C. Бронзовый век волго-уральской лесостепи. – Уфа, 1992. С. 21-23

1 Горюнова О.И. Серовские погребения Приольхонья. – Новосибирск, 1997. С. 85

1 Крижевская. Л.Я. Раннебронзовое время в южном Зауралье. – Л., 1977

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!