Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Культура восточных славян периода Древнерусского государства»

/ История первобытного общества
Конспект, 

Оглавление

Большинство исследователей сходятся на том, что первоначально Русская земля занимала территорию по притокам Днепра – Росе, устью Сузы на юге и до Трубчевска на северо-востоке. Здесь известно несколько десятков поселений I тысячелетия до н.э. с остатками прямоугольных полуземлянок и открыто большинство кладов. Наиболее типичным для россов является Пастырское городище (VII-VIII вв.). Его жители занимались сельским хозяйством и ремеслом (кузнечным, гончарным, ювелирным). Ремесленный характер производства зафиксирован и в других городищах (Хотомель, Алчедар, Гнилопять). Фактически это были административные центры ближайшей округи и феодальной власти, места сосредоточения ремесла и торговли. Сложилось принципиально новое деление на производителей и нарождающийся класс земельных собственников. В начале IX в. на территории прежнего союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей оформилось качественно новое образование – Древнерусское государство.

Оно возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Племенное объединении полян, очевидно, составляло его основу. Для этого имелись глубокие исторические предпосылки – прежде всего, более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым ремеслом и существовавший несколько столетий племенной союз. Нельзя не учитывать и географически выгодное положение Киева как центра племен полян на Днепре. Определенную роль сыграл важнейший фактор – постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все эти факторы привели к рождению единого Древнерусского государства с центром в Киеве.[1] 

Археологический материал позволяет проследить процесс формирования феодального класса и княжеской власти, который начался еще до образования Киевской Руси, но не закончился с возникновением государства. К IX-XI вв. относятся так называемые дружинные курганы, обнаруженные на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах захоронены не только представители зарождающегося феодального класса – дружинники, но и торговцы. Курганные могильники найдены на торговых путях. 

Гнездовские курганы у Смоленска располагались на пути «из варяг в греки». Этот могильник представляет собой гигантское поле, насчитывающее около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие (около 1 метра), в них нет ни вещей, ни следов погребений. Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине. Однако встречаются и крупные курганы, среди них особенно выделяется курган десятиметровой высоты (вероятно, захоронение князя). Большую ценность представляют собой бытовые предметы из Гнездова, они позволяют охарактеризовать быт славян IX-X вв. Здесь найдены пружинные ножницы, служившие для хозяйственных нужд; древнейшие на Руси шарнирные ножницы и складная железная бритва. Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о широких торговых связях древней Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В качестве денег в IX-X вв. использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются и в курганах, и в кладах. Интересно, что в обращении были как целые монеты, так и разрубленные на части, игравшие роль разменной монеты.

Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем, близки смоленским. Здесь имели место тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. Они также возникли на торговом волжском пути. На поселении рядом с курганным могильником найден клад и около двух тысяч среднеазиатских дирхемов IX в.[2]

Не меньшую ценность представляют курганы, раскопанные в Чернигове. Среди них особый интерес вызывает Черная могила, расположенная в самом городе. По преданию, в кургане покоится князь Черный – основатель города. В толще кургана найдено огромное количество различных воинских доспехов (в том числе две кольчуги, два шлема, сабля, два кубка, сделанных из турьих рогов и украшенных серебряными ободами). Кроме оружия, в Черной могиле обнаружено много предметов из железа, серебра, золота и стекла, в том числе и византийские монеты X в., по которым и определили дату появления кургана. Черниговские дружинные курганы располагались группами: один большой курган, а вокруг него несколько мелких, в которых, очевидно, погребены простые воины.

Набор вещей, найденных в различных дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела.

К эпохе сложения классового общества относится возникновение письменности. В связи с этим особую ценность представляет находка первой древнерусской надписи. На поверхности одного из гнездовских сосудов – корчаги начала X в. – процарапано слово «гороукша» или «гороухша» (видимо, горчица). Гнездовская надпись подтверждает вывод филологов о том, что древнерусская письменность существовала и X в.

Наряду с дружинными курганами известны и курганные погребения рядовых крестьян-общинников, многие из которых содержат следы трупосожжения (IX-XI вв.). Под влиянием христианства позже этот обряд сходит на нет. Особенностью этих курганов является отсутствие предметов роскоши и привозных вещей и наличие орудий труда: железных серпов и ножей-медорезок (для вырезания сот).

Ценным археологическим источником являются женские украшения из бронзы и серебра. Их разнообразие свидетельствует о различиях в традиционной культуре, которые продолжали существовать.[3]

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа изучены плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Сельские поселения возникали на берегах небольших рек и на водоразделах. Основным занятием населения было хлебопашество. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали различные овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XI вв. разводили коров, свиней, овец и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок и другого сельскохозяйственного инвентаря. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена.

 

3. Археологические памятники древнерусских городов

 

Возникновение городов у восточных славян было связано с развитием ремесла, торговли, с образованием классового общества и сложением княжеской феодальной власти.

Возникшие у славян крупные города – Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов и многие другие – явились центрами отдельных феодальных княжеств. Бурный рост городов начался в IX-X вв., а к концу XII в. на Руси насчитывалось уже двести больших и малых городов.[4]

Основными признаками древнерусского города являются наличие в нем ремесленного производства, постоянной торговли и административной княжеской или боярской власти. Некоторые города возникали как центры племенных союзов, другие образовывались из ремесленно-торговых поселений. Росту городов способствовало выгодное для торговли географическое положение или наличие сырья для развития ремесленного производства: гончарной глины, железной руды и др. Каждый город состоял из трех главных частей: укрепления – «детинца» (кремля), торгово-ремесленного поселка – «посада» и рыночной площади – «торга». Древние русские города служили центром обороны дл: сельской округи. Их укрепления и постройки были деревянными. Города стали характерным явлением на Руси, основой ее феодальной структуры. В них размещались дворцы князей, бояр, здесь же постоянно жила часть княжеской дружины. Основное же население города составляли ремесленники. В русских городах Х-ХII вв. насчитывалось свыше шестидесяти различных ремесленных профессий. В основе ремесленного производства лежали получение железа и кузнечное дело. Железу на Руси научились придавать различные качества. Значительное развитие получило ювелирное искусство. Установлено, что в домонгольской Руси были известны все основные приемы изготовления ювелирных изделий: скань, зернь, чернь, цветная эмаль. С XI в. получает развитие изготовление изделий из стекла (украшения и художественная посуда). Важной отраслью ремесленного производства являлось изготовление глиняной посуды, которая с X в. делалась на гончарном круге. В этот период появляются на Руси первые кирпичи квадратной формы.[5]

В X-XI вв. в Киеве, Новгороде и, очевидно, в Тмутаракани появились первые русские монеты. Большинство ранних русских монет относятся ко времени правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. В XI в. наступает кризис древнерусской монетной системы, причины которого плохо изучены. Наряду с деньгами в русских городах встречаются свинцовые печати, которые привешивались к деловым документам и принадлежали деловым лицам.

Русская культура рождалась на собственной славянской основе в суровых условиях непрекращающейся борьбы со степными кочевниками. Руками горожан Киевской Руси изготавливались различные орудия труда, возводились храмы и дворцы, создавались высокохудожественные ювелирные изделия, строились корабли и т.д. В городах Древней Руси возникла и получила распространение письменность. Города были центрами распространения христианства на Руси, которое около 988–989 гг. было принято в качестве государственной религии. Принятие христианства способствовало развитию культуры, письменности, архитектуры, живописи, а также укреплению княжеской власти и феодальных отношений.

Во многих княжеских дворах и при монастырях велись летописи, записи древних княжеских актов, завещаний и других официальных документов. Представители господствующего класса писали обычно на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, а с XIV в. – на бумаге. Известны также древние монументальные надписи.

Материалы археологических раскопок свидетельствуют о широком распространении грамотности среди простого народа – ремесленников, торговцев, крестьян. В 1951 г. в Новгороде было сделано одно из крупнейших археологических открытий: между бревен мостовой XV в. была найдена первая берестяная грамота. Сейчас собрано и изучено уже несколько сотен грамот. Относятся они в большинстве своем к XIII-XIV вв., встречаются и более древние грамоты XI в. Среди них есть долговые обязательства, жалобы, завещания, частные письма и купеческие расчеты. Берестяные грамоты известны не только в Новгороде. Несколько грамот обнаружено в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе. Они являются важным источником, который не могут заменить ни вещественный археологический материал, ни сведения русских летописей.

Таким образом, древнерусские города, возникнув в XI в. (русское слово «город» означало «укрепление») вследствие отделения ремесла от земледелия, были административными, культурными и религиозными центрами.[6]

В истории русских городов, в археологическом материале, который хранят городские слои, прослеживаются два периода: древнерусский город до середины XIII в., до монгольского завоевания и русский город после монгольского завоевания. События 1240-1241 гг. привели к гибели многих русских городов. Полностью были разорены Рязань, Изяславль, Райковецкое и многие другие городища. Пострадали не только города, но и села. Серьезный урон был нанесен хозяйству Руси, значительная часть населения была уведена в плен или уничтожена, пострадала вся городская культура. Лишь в конце XIII – начале XIV вв. появились первые признаки возрождения.

Во Владимиро-Суздальской земле до монголо-татарского нашествия были возведены замечательные архитектурные памятники. В XII в. Владимиро-Суздальское княжество стремилось проводить объединительную политику среди русских земель. Владимир стал столицей Древней Руси при князе Всеволоде. В это время среди северных лесов строятся первые каменные храмы: Спаса-Преображения в Переяславле (1152), Бориса и Глеба под Суздалем. Во Владимире возводится кремль, строится Успенский собор (1158–1168), позднее перестроенный. В 1197 г. был выстроен Дмитровский собор, отличающийся сложностью композиции и исключительной пышностью убранства: барельефные изображения царя Давида, повелевающего силами природы, людей, фантастических животных, растений, птиц. Боковые закомары южного и северного фасадов Дмитровского собора украшают рельефы, изображающие вознесение Александра Македонского.

Великолепным памятником прикладного искусства являются врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Помещенные на них рисунки выполнены золотой наводкой на медных пластинках по черному фону. Здесь и грифоны, и фантастические львы, и архангел Михаил, обучающий Адама копать землю.

Значительные археологические исследования проводились в Москве. Археологам в ряде мест удалось изучить культурный слой древнего города, открыть остатки многих древних сооружений, в том числе сгоревшего в XVI в. «опричного» дворца Ивана Грозного. Наиболее значительные раскопки проводились вблизи Кремля, в Зарядье. В нижней части культурного слоя открыты красновато-коричневые, насыщенные строительной щепой прослойки. В этом древнейшем слое сохранились остатки домов, мастерские ремесленников. Тут было найдено множество вещей. Таким образом, была открыта окраина древнего ремесленного и торгового посада, центр которого располагался ближе к устью реки Неглинной. Такой же древний культурный слой был обнаружен в западной части Кремля, на древнем берегу Неглинной, неподалеку от Троицкой башни. Первоначально город был совсем небольшим. Исследования на территории Кремля древнейших горизонтов культурного слоя показали, что город возник на мысу в устье Неглинной. Здесь были обнаружены остатки крепости, возведенной во второй половине XII – начале XIII в. Она была устроена так: поперек берега лежали короткие дубовые бревна, один конец бревна имел торчащий деревянный сук, а с другого конца в специально проделанное отверстие забивался деревянный штырь, острым концом уходивший в землю. Поперек этих конструкций были положены дубовые бревна. Сверху в бревнах проделывались пазы, в которые вставлялись крюки-поперечины, а на них клали следующий ряд бревен. Вал достигал в высоту 6 м. Он шел по берегу Неглинной, в районе современных Троицких ворот поворачивал на восток, а далее тянулся по берегу Москвы-реки. Вал защищал в основном наиболее уязвимую в военном отношении часть города. Можно предположить, что в Кремле тогда было двое или даже трое ворот. Очевидно, одни ворота вели к пристани на Москве-реки, другие выходили к устью Неглинной, а третьи могли находиться в районе современного Дворца съездов. В дальнейшем с ростом всего города постоянно расширялась и укрепленная центральная его часть – Кремль.[7]

Первые московские укрепления неоднократно подвергались вражескому натиску. Так, в 1177 г. рязанский князь Глеб «пожже Москву», а в январе 1237 г. «взяша татарове Москву».

Кремль был значительно расширен только в XIV в. при Иване Калите. Новый Кремль отличался от прежнего размерами, мощью крепостных стен и заборов. Перестроен был и княжеский дворец: к этому обязывал новый титул великих князей. Дворец занимал почти всю территорию древнего города, там где сейчас стоит Оружейная палата и Большой Кремлевский дворец. К востоку от дворца после постройки соборов образовалась Соборная площадь. Однако укрепления, возведенные при Иване Калите, просуществовали недолго. Войны с Золотой Ордой, Литвой, рязанскими и тверскими князьями и быстрый рост военной техники требовали более совершенных укреплений для обороны города. Спустя 30 лет князь Дмитрий Иванович (Донской) построит «город камен Москву». Территория Кремля была расширена и достигала в длину 2 км. Крепость охватывала почти всю площадь, которую занимает современный Кремль, за исключением его северного угла и узкой полосы вдоль Неглинной. Белокаменный Московский Кремль имел передовое по тем временам вооружение. На его стенах и башнях стояли первые русские пушки. Крепость успешно выдержала несколько неприятельских осад и ни разу не была взята приступом. Разрушенные участки стен заделывали деревянными срубами и засыпали землей.



[1] Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1991. С. 67

[2] Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997

[3] Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М., 2003. С. 123

[4] Археология. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985. С. 11

[5] Мартынов А.И. Археология: Учебник. М., 2000

[6] Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

[7] Каргер М.К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М., 1996

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!