За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Слово культура имеет латинские корни и первоначальный смысл этого слова означал “обработка”, “возделывание”, а затем стал и тождественным по смыслу словам “воспитанность” и “образовательность”. Термин цивилизация, также имеющий латинское происхождение, первоначально означал собственно гражданские качества человека.
Связь цивилизации и культуры была подмечена давно. Но характер этой связи оценивался по-разному. Многие исследователи считают, что развитие культуры – это и есть развитие цивилизации. Такая точка зрения наиболее распространена и в обыденном сознании. Она зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру в первую очередь как развитие разума. При этом “культурность”, “цивилизованность” нации или страны противопоставлялись “дикости” и “варварству” первобытных народов.
Еще в начале ХХ века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. образованного (воспитанного и обученного), человеку цивилизованному. Причем считалось, что цивилизованность – это лишь внешняя его характеристика, не дающая полного представления об уровне культуры человека.
В настоящее время понятия “культура” и “цивилизация” рассматриваются как взаимосвязанные, но нетождественные друг другу. Термин “цивилизация” применяется, как правило, для обозначения определенного (конкретного) уровня развития культуры в единстве ее материальной и духовной составляющих. Цивилизация – одна из ступеней в развитии культуры.
Изучая историю культуры, ученые в ХIХ и в начале ХХ века пришли к выводу о том, что ее прогресс идет в направлении от дикости к варварству, а от него – к цивилизации. Нижней границей цивилизации американский историк и этнограф Г. Морган (1818–1881) считал изобретение письма и создание буквенной азбуки. Для исследователей того периода несомненным представлялось то, что цивилизация – это прогрессивное явление в развитии общества и что цивилизации относительно независимы друг от друга.
В этот же период было создано много работ, в которых подчеркивалась роль климата и других географических условий в формировании культуры вообще и цивилизации, в частности. В конце ХIХ в. термин цивилизация иногда употреблялся для того, чтобы охарактеризовать все капиталистическое общество в целом. Это позволяло политикам объяснить вмешательство во внутренние дела других (“отсталых”) народов своей цивилизаторской миссией по отношению к ним.
В работах Освальда Шпенглера (1880–1936), особенно в его знаменитом многотомном труде “Закат Европы”, дается совсем другое понимание соотношения культуры и цивилизации. Шпенглер считал, что каждая культура уникальна и неповторима, имеет свою судьбу и что она представляет собой особую форму жизни. Поэтому, как все живое, она возникает, растет, расцветает и умирает.
Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период по мнению Шпенглера, народ теряет “душу культуры”, происходит “омассовление” всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, в связи с тем, что ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств. Цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству – это внутренний источник гибели культуры людей, чаще всего погибающей от войн в борьбе за мировое господство.
Примерно эти же позиции цикличности развития цивилизации и ее атомарности, независимости от других цивилизаций отстаивал и Арнольд Тойнби (1889–1975) один из наиболее популярных историков Запада. Правда, в отличие от Шпенглера, Тойнби не считал, что цивилизация – это всегда эпоха деградации и упадка. Он рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Тойнби считал, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на “вызов” исторической ситуации. Однако, когда общество не в состоянии дать такой ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и гибнет.
По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять цивилизаций: китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост (развитие), надлом, разложение и гибель. Но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время существования человечества в условиях цивилизации оно живет не более 2% времени. В наше время считал А. Тойнби необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения цивилизаций. А это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимания ее самоценности и неповторимости.
Особый интерес у исследователей вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняются богоизбранность народа “колена Израилева” или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение православной культуры.
Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа. В этом смысле примечательно название книги Л.И. Мечникова “Цивилизация и великие исторические реки”, в ней он подчеркивает мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания, и о влиянии этой среды на формы кооперации людей.
Интересной является также концепция Л.Н. Гумилева. В его работах исследуются процессы становления этносов (народов) и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области формирует “пассионарность” (от немецкого – “страсти”) этноса и способствует его высокой социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание активности и гибель этноса, которая может проходить как “засыпание”, “растворение” этноса в других народах, но может происходить и в виде огромных социальных конфликтов и потрясений.
Современные исследователи нередко рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, воздействующее на него, и противостоящее человеку, в то время как культура всегда является его внутренним достоянием, показывает меру его развития и служит символом его духовного богатства. Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы производства и потребления стандартных вещей и элементов культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.
В настоящее время в политической идеологии многих государств успешно используется концепция “общего дома”, в которой предпринята попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых, общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые.
К ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.
В сфере отношений общества с окружающей действительностью – это достигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции.
В сфере экономики общецивилизационная база включает в себя систему товарно-денежных отношений, наличие рынка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением.
В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.
В духовной сфере общим достижением всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколении.
В сфере нравственных отношений – это общечеловеческие моральные ценности.
Общечеловеческие ценности в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это выражение зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно присутствующая в сознании россиян метафизичность нашла свое выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.
Общечеловеческие ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение добра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог – это масштаб, посредством которого оцениваются дела человеческие. Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения.
Общечеловеческие ценности это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же – все человеческое. Один и тот же масштаб применяется и с различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизация ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливаются как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной реальностью.
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!