Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Культ Аполлона в греческом мире»

/ Религиоведение
Конспект, 

Оглавление

Аполлон (Феб) – один из древнейших богов Греции, сын Зевса и богини Латоны (Лето), брат Артемиды, отец Орфея, Лина и Асклепия. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, моровые язвы, с другой стороны – это бог солнца, света, покровитель стад, охранитель дорог, путников и мореходов, а также бог-врачеватель. Аполлон получил от Гермеса изобретенную последним лиру и стал богом муз, отсюда ею прозвище: Аполлон Мусагет, то есть предводитель муз. С течением времени Аполлон превратился в покровителя искусства, поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра Аполлон на колеснице, запряженной четверкой лошадей, и с лирой в руках выступает именно в этой роли. Кроме тою, Аполлон известен как предсказатель будущего – во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания, составленные жрецами так искусно, что их можно было толковать двояко: как, например, царю Лидии Крезу накануне войны с Персией пифия предсказала, что если он перейдет реку Галис, то погубит царство.

    Окрыленный этим предсказанием Крез начал войну, перешел реку Галис и действительно погубил царство, только не персидское, а свое. Другим центром почитания Аполлона был остров Делос, где раз в четыре года поздним летом происходили празднества в честь Аполлона – так называемые Делии. Священными животными Аполлона считались волк, дельфин, лебедь и другие; из растений ему посвящались олива, лавр, пальма. Наиболее знаменитые статуи Аполлона работы греческих скульпторов Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас в римских копиях (самые известные – Аполлон Бельведерский и Аполлон Мусагет).1

    Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Венето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов – Аполлона и Артемиды, стали именоваться после этого Делосом, а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона. Он рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). Он поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором  и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

    В позднем варианте мифа Аполлон родился на острове Делос от возлюбленной Зевса Латоны вместе с Артемидой, с которой он первоначально не имел ничего общего. Рождение его приветствовали лебеди. Первым подвигом Аполлона считалась победа над чудовищным драконом Пифоном в Дельфах (Средняя Греция).

    Среди земледельцев, особенно виноделов, пользовался почитанием бог вина и хмельного неистовства Дионис, матерью которого считалась фригиянка Семела (Земля), а отцом – Зевс. В мифах о странствиях Диониса по всему свету, вплоть до Индии, отражен факт распространения виноградарства – культуры, первоначально чуждой Европе. Враждебность земледельцев к аристократам и пользовавшемуся у них наибольшим почитанием Аполлону запечатлена в мифе о превращении напавших на Диониса морских разбойников в дельфинов. Дельфин же привел Аполлона в Дельфы, откуда его эпитет – Дельфиний.1

    В той “специализации”, которую в глазах верующих приобрели олимпийцы, Аполлону было отведено священное знание, включавшее в широком смысле этого слова и искусство. Это позволило ему считаться покровителем сказителей, поэтов и художников и предводителем муз. Тех, кто осмеливался соперничать с ним, посягая на его сферу, Аполлон ставил на место или безжалостно сними расправлялся: у бога Гермеса он отнял лиру, а с сатира Марсия содрал кожу.2

    Аполлон – бог синкретический, соединивший в себе множество образов, среди которых не последнее место занимало местное малоазийское божество. Неслучайно в “Илиаде” он – покровитель Трои. Остатком представлений малоазийских народов, помещавших своих богов на севере, явился миф, согласно которому часть года этот бог проводил в стране гипербореев, наслаждаясь пением лебедей и зрелищем прыжков ослов (наверное, северных оленей), приветствующих приход весны.
Возможно, что представления о Гиперборейском Аполлоне проникли на Северный Кавказ в связи с Великой греческой колонизацией примерно в VI в. до н.э. Найденный у Зубовского хутора на Кубани фиал с посвятительной надписью Аполлону Гегемону (V – IV вв. до н.э.), имел на омфале изображение Пифона, убитого Аполлоном в Дельфах. В состав так называемого Казбегского клада входила серебряная чаша с омфалом, украшенным головками лебедей.

    У подножья мировой горы обвился огромный змей. В Дельфах это был Пифон, сын Земли, которого Аполлон убил и занял затем его прорицалище. Гору Меру поддерживал Шеша. В мифе о пахтанье океана боги с помощью Шеши вырывают из земли гору Мандару и используют ее как мутовку, обмотав вокруг нее Шешу в качестве веревки. При этом получается напиток бессмертия амрита. К священной горе иранцев Демавенду (Йемавенду – “горе Иим”) был прикован побежденный Траэтаоной дракон Ажи-Дахака.

    Страна праведных гипербореев – жрецов Аполлона – своего рода парадиз, обетованный край героев, святых, мудрецов, поэтов, музыкантов. Здесь нет болезней, голода, старости, войн, раздора и мучений. Обитатели этого земного рая пребывают в постоянном веселье, гимнами и стихами восхваляя Аполлона. Живут они по тысяче лет и умирают только от пресыщения жизнью. Как говорит Плиний, после вкушения пищи и легких наслаждений старости они бросались со скалы в море, и это – самый счастливый род погребения. Известна и другая скала Аполлона – Левкада, прыжок с которой якобы укрощал несчастную любовь.1

    Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные  или, Алексикакос (“помощник”), защитник от зла и болезней, прекративший чуму время Пелопоннесской войны (Ра1 3, 4). В позднее время он отодежствлялся с солнцем во    всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон – указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой – бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н.э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитеты Диониса – плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

    Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колоконе, Кумах. Аполлон – пророк и оракул, мыслится даже “водителем судьбы” – Мойрагетом (Ране. Х 24,4–5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей Аполлона также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Moпc – сын Аполлона и прорицательницы Манто, Идмон – участник похода аргонавтов.

    Аполлон – пастух (Номий) и охранитель стад. Он – основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, “отчий”.  Иногда эти функции Аполлона связаны с мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона. Так, у схолиаста к тексту Гомера сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлон против Зевса (по “Илиаде” вместо Аполлона в нем участвовала Афина) Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

    Аполлон – музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

    Многообразие функций Аполлона наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне Аполлона и речи неоплатоника Юлиана “К царю Гелиосу”.   Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида  и Mapпecca. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды – Асклепия, от муз Талии и Урании – корибактов и певцов Лика и Орфел. Его любимцами были юноши Гианкинф и Кипарис,  рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

    В его образе отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он – Дафний, т.е. лавровый, “прорицающий из лавра”, “любящий лавровое дерево” дафну. Его эпитет Дримас, “дубовый”; Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и др. растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город, он – Кикн (“лебедь”), обративший в бегство Геракла; он – Сминфей (“мышиный”), но он спаситель от мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном – демоном плодородия. 1

    Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с его оракулами существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Лбах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона – пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм).

    Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Его храм на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нем хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлона приобрел значение устроителя организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам Аполлон эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.

    В Греции было много оракулов, но вряд ли какой-нибудь мог сравниться со славой и авторитетом Дельфийского. Считалось, что храм Аполлона в Дельфах был построен на том самом месте, где некогда Аполлон убил дракона Пифона, сына Земли. В земле образовалась расселина, из которой шли дурманящие пары. Подышав ими, человек становился как безумный. Сюда и посадили прорицательницу, пифию, которая надышавшись опьяняющим паром, отвечала несвязными криками на вопросы. Жрецы перекладывали ее слова в благозвучные стихи и передавали спрашивающим.

    Чаще всего ответы пифии были туманны и загадочны, и вопрошающие должны были сами домысливать и объяснять себе предсказания провидицы. Иногда авторитету Дельфийского оракула угрожала серьезная опасность, но обычно в Дельфах с блеском выходили даже из таких затруднительных положений, как печально известное пророчество Крезу.

    Царь Крез был правителем Лидии и самым богатым человеком на свете. Он решил воевать с Персией, но прежде хотел спросить совета у оракула. В нерешительности, кому из знаменитых оракулов мира можно было довериться, Крез направил людей в разные части света. Всем посланцам было велено отсчитать сотый день от своего от правления и спросить в этот день у оракулов: “Что сейчас делает Крез, царь Лидии?” Неизвестно, что ответили на этот вопрос другие оракулы, но пифия произнесла следующее:

В море я капли сочту и на бреге исчислю песчинки,

Знаю, что мыслит немой, и слышу, что молвит безгласный;

Чую вкус черепахи, что варится вместе с ягненком, –

Медь вверху, и медь внизу, а они посредине.

    Посланцы не поняли ни слова, однако, старательно записан, передали предсказание Крезу. Креза оно привело в восторг. Из всех ответов этот один оказался правильным: в назначенный день Крез варил в медном котле мясо черепахи вместе с мясом ягненка, считая, что такого не угадает ни один оракул. Полностью доверившись Дельфийскому оракулу, лидийский царь послал в Дельфы несметные дары и передал свой вопрос: переходить ли ему через реку Галис, чтобы начать войну с Персией. Оракул ответил: “Крез, перейдя через Галис, великое царство разрушит”.1

    Вдохновленный пророчеством, царь пошел на Персию войной. Война закончилась полным поражением Креза, а сам он чуть было не погиб. На его вопрос, почему Аполлон так жестоко обманул Креза, дельфийские жрецы ответили, что пророчество сбылось совершенно точно и, перейдя через Галис, Крез действительно разрушил великое царство – только не персидское, а свое собственное.

    Так оракул Аполлона подтверждал свою правоту даже в самых сомнительных случаях. Впрочем, люди обращались к оракулу не только по поводу государственных дел, но и с любым сколько-нибудь важным для них вопросом. В Додоне при археологических раскопках было обнаружено несколько свинцовых табличек с вопросами к оракулу, среди которых немало таких: стоит ли покупать дом и землю в городе, нужно ли заняться овцеводством. Один человек желал знать, родит ли ему жена ребенка, а другой – от него ли дитя, которым беременна некая Анила.

    Большим влиянием пользовались в Греции не только провидцы, но и так называемые торговцы оракулами. Они за деньги распространяли в народе предсказания, анонимные или приписываемые какому-нибудь оракулу. Люди заучивали их наизусть и передавали из уст в уста.

    Еще одним способом заглянуть в будущее древние греки считали сновидения. Даже серьезные философы не оспаривали мнения о вещем значении знаменательных снов, объясняя их “вещность” тем, что душа спящего, не связанная путами тела, обретает свое божественное естество. И наша утешительная пословица: “страшен сон, да милостив Бог” тоже была известна древним грекам. Если человеку приснился страшный сон, он утром рассказывал его Солнцу, очищая себя солнечными лучами, и молился Аполлону, чтобы бог исполнил сон лишь настолько, насколько тот благоприятен, а враждебную направленность сна обратил бы на врагов.1

    Как возник Дельфийский храм? Когда десять тысяч греков прибыли в Керазунт, они разделили между собой добычу. Десятая часть была выделена для Аполлона и Артемиды, и военачальникам поручено было сделать приношение этим богам. Для этой цели Ксенофонт получил часть денег, и вот как он распорядился ими, когда окончательно поселился в Скиллонте.

    Он покупает в этом месте участок земли и посвящает его Артемиде. На нем он воздвигает храм и алтарь и с этого времени постоянно приносит богине жертвы и десятую часть продуктов со своей земли. Все жители города и окрестностей, независимо от пола, принимали участие в празднестве. Богиня доставляла всем присутствующим муку, хлеб, вино, лакомства, часть приносившихся в жертву животных, выросших на священных пастбищах, и дичь. Для этой цели сыновья Ксенофонта и других жителей устраивали большую охоту, на которую допускались все желающие. Охота проводилась на землях богини и Фолоя, и убивали кабанов, серн и оленей. В священном месте, посвященном Артемиде, имеются пастбища и лесистые горы, где можно разводить свиней, коз, быков и лошадей для того, чтобы без труда можно было прокормить всех приходивших на праздник. Вокруг самого храма была насажана роща из плодовых деревьев, приносивших разнообразные плоды, в зависимости от сезона. Храм являлся уменьшенной копией храма в Эфесе, но там статуя богини сделана из золота, а здесь из кипариса. Вблизи храма стоит колонна со следующей надписью: “Эта земля посвящена Артемиде. Пусть всякий, кто будет ей владеть и получать доход, ежегодно приносит в жертву десятую часть, а на остальное поддерживает храм. Если же кто не исполнит этого, то будет наказан богиней”.

    Доходы с домов и земель. Храм Аполлона Делосского владел домами и обработанными землями, которые он сдавал в аренду; условия этой аренды составлялись по образцу одного контракта, открытого в недавнее время. Договор заключался на десять лет; арендатор должен был доставить в известный срок поручительство, в противном случае соглашение уничтожалось; аренда выплачивалась в установленные сроки; в случае задержки она увеличивалась начислением пени; затем следовал ряд мер, применявшихся последовательно: продажа урожая, конфискация рабочего скота и рабов, арест прочего имущества, принадлежавшего арендатору или его поручителю и внесение его вместе с наследниками в списки должников бога.

   Пошлины. Пошлины, предоставленные храму Делосским государством, взимались с мореплавания, торговли и промышленности. Она бралась и с добывания пурпура около берегов острова, и с рыбной ловли в прудах или в море, и за право пользоваться пастбищами, принадлежащими богу, и за право делать стоянку в гавани и выгружать привезенные товары.

    Доходы на капиталы. Храм ссужал свои капиталы частным лицам или государству. Ссуды делались на десять лет из расчета десяти процентов. Должник обязан был представить закладную на землю и поручительство. В случае несостоятельности бог имел право удержать за долг имущество должника и поручителей. Те же гарантии требовались и в том случае, когда заемщиком являлось само государство. Оно уполномочивало для этой цели особых доверенных, которые и брали на себя ответственность за долг и, кроме того, представляли поручителей; государство же выдавало закладную на свои общественные доходы.

    Различные доходы. Сюда относились: доходы от продажи гусей и голубей, приносившихся в жертву, доходы от продажи шкур убитых животных и пр.

    Вотивные приношения.  Вотивные приношения (от лат. ех-vоtо – по обету) верующих ежегодно скапливались в большом количестве в храме Аполлона Делосского и во всех его пристройках. Все эти приношения тщательно хранились и им велся подробный перечень. Когда эти вещи портились или когда их набиралось слишком много, их отправляли в литейную и сплавляли в слитки.

    Прежде всего у Аполлона была собственная посуда, свой столовый сервиз, состоявший из сосудов и серебряных или золотых блюд всевозможной формы, и среди них наиболее многочисленными были фиалы. В храмах Делоса их было очень много: в одном только святилище Аполлона их находилось более тысячи шестисот – гладких и с украшениями, чеканных или давленных, с изображениями листьев или плодов, животных или человеческих фигур, позолоченных или украшенных драгоценными камнями. Затем следовали разнообразные сосуды как для питья, так и для возлияний; тут же были ящички, курильницы для благовоний, лампы, канделябры, люстры, столы для приношений, подставки для статуй, треножники, одним словом, полная обстановка.

    За столовой посудой шел гардероб: множество материй и драгоценностей, головных уборов и венков, вышитых золотом или пурпурных тканей, служивших одеждами для статуй бога или же, вместо него, для жрецов. Статуя Аполлона имела на голове венок, а в сокровищнице хранилась еще и диадема; на пальце у бога блистал перстень; хариты также имели на головах венки; у другой статуи был свой гардероб и полное убранство. Было еще множество венков, перстней, браслетов, ожерелий, цепочек, шпилек, серег, украшенных драгоценными или резными камнями, брошек, ящичков для духов и румян, вееров и опахал из слоновой кости с инкрустацией из золота. Все эти вещи выставлялись для всеобщего обозрения в торжественные праздники и производили удивительное впечатление.1

    Прибавьте к этому еще инструменты для различных ремесел, латы, жезлы, луки, колчаны, мечи, шлемы, якоря, рули, множество разных вотивных даров, пожертвованных верующими в память об опасностях, которых они избежали; наконец, слитки металла и монеты и, в особенности, различные произведения искусства – разрисованная мебель, картины, портреты, статуэтки людей и животных из золота, серебра, бронзы или дерева, статуи Артемиды и Аполлона из мрамора или позолоченного дерева.

    Финансовая администрация храма Алоллона Делосского.  Финансами бога заведовали четыре иеропоя, сменявшиеся ежегодно. Неизвестно, назначались ли они путем избрания или по жребию.  Иеропои ссужали свободные суммы под проценты, сдавали в аренду недвижимое имущество, сдавали на откуп пошлины заключали условия на производство разных работ и рассчитывались с подрядчиками. Кроме того, они хранили приношения, жертвовавшиеся богу, и все принадлежности культа.

    Иеропои были подчинены народному собранию как в финансовых вопросах, так и во всем остальном.

    Уполномоченный общины присутствовал при всех постановлениях и скреплял своим присутствием все действия иеропоев. При нем происходила передача кассы; им удостоверялись все поступления и выдачи, все финансовые обороты, которые могли происходить только с согласия народного собрания; сдача с торгов работ, производившихся в священных зданиях и в других владениях бога, а также уплаты за них могли происходить лишь в соответствии с законом и по специальным народным декретам. Иеропои назначались, сменялись народом и были ему подотчетны.1

    Контроль, более непосредственный и даже непрерывный, производился над иеропоями особой комиссией сената, т.е. пританами. Они наблюдали за иеропоями во всех их распоряжениях; без них нельзя было ни составить описи, ни произвести передачи кассы, ни даже отпереть саму сокровищницу.

    Священная казна хранилась в храме Аполлона. Деньги хранились в особых сосудах. На каждом из них была надпись, сообщавшая следующие сведения: происхождение суммы, содержавшейся в сосуде; год и месяц, когда она в него положена; имена и должности лиц, присутствовавших при этом; число и качество монет и размер всей суммы.

    Доходы, получавшиеся богом, уплачивались не прямо иеропоям, а посредникам. Можно с уверенностью сказать, что это не были откупщики, но неизвестно, были ли это сборщики или банкиры. Они получали деньги, записывали сумму каждой уплаты и по окончании этих операций передавали все полученные суммы иеропоям вместе с сопроводительными документами.

    Когда иеропоям предстояло произвести какую-либо уплату, они брали из храма один из сосудов с деньгами. Необязательно было брать деньги из одного и того же сосуда до его полного опустошения; можно было последовательно начать несколько денежных сосудов.1

    За пределами Греции, в причерноморских колониях, также происходило дальнейшее развитие культа Аполлона. Социально-политическое развитие колоний происходило в русле формирования государственной структуры. Во-первых, в соответствии с активизацией экономической жизни появились носители новых социально-экономических интересов – торгово-ремесленные слои. Неслучайно в городах Великой Греции начались выступления граждан за кодификацию, запись уже существующих норм права, способных обеспечить порядок в земледельческих общинах.

    Во-вторых, колонии сталкивались также с переделом реальной власти в пользу демократических слоев, что выдвигало на передний план режим тирании.

    В-третьих, процесс выведения колонии обязательно освящался. Происходило это в Дельфах, где располагался почитаемый оракул Аполлона, авторитет которого распространялся на весь средиземноморский регион и являл собой подтверждение привилегий жреческого сословия. “Пролагатель путей” – так именовали Аполлона в некоторых западных колониях за роль этого божества в распространении греческого присутствия на все более отдаленные территории.1

    Стимулируя частную инициативу и, возможно, более высокое качество обработки земли, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Закон объявлялся освященным Аполлоном, что придавало правам на землю божественную незыблемость.  



1 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1999. С. 24-25

1 Немировский А.И. История древнего мира. В 2-х тт. Т. 1. Античность. М., 1999. С. 168

2 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 136-138

1 Селиванова Н.Н. Индоиранские мотивы дельфийской легенды об Аполлоне Гиперборейском // Проблемы истории, филологии, культуры. Межвузовский сборник. Выпуск V. Москва – Магнитогорск, 1998. С. 104

1 Парандовский Я. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971. С. 156-159

1 Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. М., 2000. С. 175-176

1 Парандовский Я. Мифология. Указ. соч. С. 163

1 Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. С. 111-113

1 Тренчени-Вальдапфельд И. Мифология. М., 1959. С. 315

1 Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000. С. 265-270

1 История Древнего мира. Древняя Греция / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Минск, 1998. С. 187

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!