Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Основное содержание конституционно-правового статуса личности
Конституционно-правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах конституционного права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.
Конституционно-правовой статус личности в российском государстве характеризуется следующими основными чертами:
q права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность (в пределах своего статуса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться предоставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;
q права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами;
q права, свободы и обязанности гарантированы в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;
q права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;
q права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;
q права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.
Конституционно-правовой статус — это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое личность имеет в обществе. Основой конституционно-правового статуса личности в совокупности является единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.
В юридической литературе сделана попытка рассмотреть конституционно-правовое положение личности через “факторное воздействие”. На правовое положение граждан в государстве, в отдельных областях государственной и общественной жизни оказывают влияние чрезвычайно много факторов, пишет В.И. Новоселов. Все эти факторы могут быть разделены на две группы: 1) Оказывающие непосредственное воздействие на правовое положение граждан факторы можно именовать в их совокупности правовым статусом в узком, собственном смысле. К ним относятся права, свободы, обязанности, права-обязанности, право и дееспособность. Ими обладает каждый гражданин; 2) Влияющие на правовой статус опосредованно, главным образом через деятельности государственных органов и государственных служащих И иных субъектов, факторы можно условно назвать правовым статусом в широком смысле. Его основу составляет правовой статус в собственном смысле, Но, помимо него, в правовой статус в широком смысле входят принципы правового статуса, гарантии прав, свобод и обязанностей (реализуемые главным образом не гражданами, а другими компетентными субъектами), ответственность (применяемая соответствующими организациями и лицами к гражданам, уклоняющимся от исполнения юридических обязанностей) и некоторые иные элементы.1
Положительна сама попытка рассмотреть реализацию конституционно-правового статуса в узком смысле слова. Однако получается некоторая пассивность граждан в плане реализации прав и свобод в широком смысле слова. К тому же не совсем ясно, что же тогда
понимать под правовым положением, что же остается за пределами факторов?
Конституционно-правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса российского гражданина, б) правового статуса иностранного гражданина, в) правового статуса лица без гражданства, г) правового статуса лица, которому представлено убежище.
Каждую из разновидностей конституционно-правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий правовой статус иностранного гражданина, специальный правовой статус иностранного гражданина и индивидуальный правовой статус иностранного гражданина. Принятие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ позволило бы отобразить разнообразие этой категории личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым представлено убежище, хотя бы потому, что такие лица бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства.
Конституционно-правовой статус личности нужно анализировать в двух аспектах — в статике и в динамике, что позволит в некоторой степени снять теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений. “Существует единый и равный для всех граждан правовой статус. Если же включать в его содержание права и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений, то правовой статус будет постоянно меняться, так как права и обязанности граждан в конкретных правоотношениях неодинаковы. В содержании правового статуса входят только те права и обязанности, которыми наделен каждый гражданин, а не те, которыми он обладает в конкретных правоотношениях. В противном случае было бы столько правовых статусов, сколько граждан. Мы имеем в виду правовой статус гражданина вообще”.1
Рассмотрение конституционно-правового статуса личности в статическом состоянии предусматривает включение в его содержание таких прав, свобод и обязанностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого состоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни.
В области экономической под равенством понимается уничтожение классовых различий в системе общественного производства, в области политической — равноправие женщины и мужчины, всех граждан, принадлежащих к различным национальностям и расам. Каждый человек обладает всей полнотой прав и свобод, позволяющих ему принимать активное участие во всех областях общественной и государственной жизни.
Конституционно-правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социально-экономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всестороннем и рационального, в высшей степени гармоничного развития личности.
Государство по отношению к личности обладает правами, которым, следовательно, корреспондируют обязанности, лежащие наличности, гражданине, в частности. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости, причем правовое равенство различных субъектов права (в том числе индивида и государства) состоит, следовательно, в том, что отношения между ними протекают в форме взаимности их прав и обязанностей по обязательной для них обоих норме правового закона. В целом правовой тип отношений возможен лишь на базе сочетания правовой организации государственных властей с государственным признанием и защитой всего комплекса прав и свобод личности, закреплением в правовых законах прав и соответствующих им обязанностей всех субъектов общественной, политической и государственной жизни.
Государство, все его органы, отмечалось в первой части статьи 4 Конституции бывшего СССР, действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.1 Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, говорится в ст. 2 Конституции РФ.2
Конституционно-правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Рассмотрение конституционно-правового статуса личности в динамическом состоянии возможно не только в конкретном правоотношении. так как реализация норм права, отражающих права, свободы и обязанности, связываются с существованием определенного круга общих прав и общих обязанностей, вытекающих непосредственно из закона.
Соглашаясь с трактовкой прав и обязанностей, выходящих за пределы конкретных правоотношений, следует дифференцированно подходить к проблеме правоотношения, как главного средства, при помощи котором права, свободы и обязанности претворяются в жизнь, воплощаются в поведение людей.
С.С. Алексеев отмечает, что характеристика правоотношений в качестве “всеобщего” средства в процессе реализации юридических норм требует дифференцированного подхода к правоотношениям, признания их многообразия. Наряду с конкретными, полностью индивидуализированными правовыми связями, свойственными материальным и процессуальным отраслям, существуют и общие (общерегулятивные) отношения. В области государственного права они выступают в виде состояний, выражающих положение данного лица по отношению к другим видам, обществу, государству.1 Реализация конституционно-правового статуса личности (его динамическая характеристика) происходит в правоотношениях, как в общих, так и в конкретных.
Следует присоединиться к точке зрения ученых, считающих, что дополнение узконормативной характеристики правового статуса таким компонентом, как законный интерес, подлежит сомнению. Таким образом, те интересы личности, которые возникают в соответствии с фактическими жизненными обстоятельствами, попадают под категорию законных интересов, подлежат правовой охране и защите со стороны государства, но в содержание правового статуса не входят до тех пор, пока не будут опосредованы правом и не станут правовыми нормами, выражающими конкретные права, свободы и обязанности.
Анализ конституционно-правового статуса личности в динамическом состоянии представляет собой рассмотрение вопроса осуществления прав, свобод и обязанностей личности. Эта реализация в современных условиях приобретает новые черты и характеристики.
Во-первых, все более уменьшающаяся степень гарантированности прав, свобод и обязанностей личности со стороны государства, с одной стороны, возрастающая социально- политическая активность каждой личности в реализации ее конституционно-правового статуса — с другой. Это две стороны одного и того же взаимообусловленного и взаимозависимого процесса. Он ориентирован не столько на меры административно-принудительного воздействия, сколько на проявления правовой активности личности, направленной на приумножение материальных и духовных ценностей общества, его творческого потенциала.
Во-вторых, реализация прав, свобод и обязанностей личностей есть воплощение в жизнь при помощи правовых средств преимущественно и личных интересов и потребностей сочетаемы с общественными. Реализация конституционно-правового статуса личности характеризуются углублением связей между возможностями всестороннего использования предоставленных правомочий и добросовестным исполнением каждой личностью возложенных на нее законом обязанностей. “Воспитанием граждан и должностных лиц в духе настойчивой борьбы за правопорядок, каждого человека — за свое право, — как правильно отмечает Л.С. Явич, — обеспечивается положение, при котором любое нарушение закона кем бы то ни было и в любой области воспринимается гражданином и как посягательство на интересы государства, общества, и как ущемление его собственных, личных интересов”.1
В-третьих, в реализации конституционно-правового статуса личности, в бесперебойном и эффективном действии заинтересована как сама личность, так и государство в силу того, что государственные органы, активно воздействуя на процесс формирования и развития личности, сами в то же время совершенствуются под влиянием изменений, происходящих в обществе.
Глава 2. Гарантии конституционно-правового статуса личности
В вопросе о конституционных правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.
В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека одна из главных обязанностей и задач всех государств и народов.
Расширение и углубление конституционно-правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.
Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа.
Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность конституционно-правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Конституционно-правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии — это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация конституционно-правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности таком принуждения со стороны государственных органов.
С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.1
Юридические гарантии непосредственно входят с точки зрения структуры в правовое положение личности. Следует считать обоснованным высказанное в литературе мнение о необходимости подразделения юридических гарантий на гарантии реализации и охраны. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации, по существу, оказывается недостаточно, они “не срабатывают” вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более
жесткое принуждение, заключающееся во вступление в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оценить воздействие и собственно регулирование.
По-видимому, гарантии охраны конституционно-правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации конституционно-правового статуса (профилактическая деятельность, предупреждение неправильной реализации, других отрицательных моментов, влияющих на реализацию правового статуса личности).
Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, свобод и обязанностей личности требует дальнейшего совершенствования юридических гарантий конституционно-правового статуса. Речь идет о совершенствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию. Цель совершенствования системы юридических гарантий прав и обязанностей граждан состоит в установлении наилучшей сбалансированности правовых средств обеспечения правомерной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей и средств их защиты и охраны в целом.
Совершенствование системы юридических гарантий должно идти не только по этим направлениям, но и по линии закрепления в нормах права стимулирующих гарантий в целях повышения социально-правовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для своих действий юридическую базу в виде гарантий.
Таким образом, реализация конституционно-правового статуса личности связана с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необходимой совокупности свойств, признаков, качеств — от общественно-политических, трудовых, нравственных до мировоззренческих, характеризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-политической активности личности.
Ни для кого не секрет, что нередко наши граждане не реализуют те или иные принадлежавшие им конституционные права (например, не обращаются в суд, другие соответствующие органы, не жалуются при ущемлении или нарушении их прав). Повышение социально-политической активности личности возможно путем дальнейшего нормативного закрепления соответствующих гарантий, реализацией, активным использованием права вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, права на критику. В современном российском обществе притупилось чувство непримиримости к недостаткам, порою критику расценивают как попытку в первую очередь подорвать авторитет руководителя. Как известно, критика и самокритика есть испытанный метод разрешения неантагонистических противоречий, трудностей в обществе, отсутствие которых неизбежно ведет к нигилизму.
Общими гарантиями принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.
Некоторые авторы из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных. Следует согласиться с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеологических в состав духовных — нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.
Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, так как создают такие материальные условия, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей личности. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.
Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.
В юридической литературе верно отмечается, что в условиях формирования демократического правового государства, перехода к рыночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социальной защищенности самых широких трудящихся масс. Переход к рынку объективно требует внесения качественных изменений в отечественную “нерыночную” систему социальной защищенности, которая является обязательным элементом цивилизации общественного устройства.
Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормозом от жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство становится источником социальных потрясений.
Если ранее право на труд гарантировалось специальной политикой планового создания рабочих мест, обучением молодежи в системе профессиональной школы, на курсах, составлением балансов освобождавшихся рабочих мест и наличием трудовых ресурсов, строительством предприятий там, где имелись излишки рабочей силы, то в условиях перехода к рынку усложняется проблема трудоустройства. Значительному числу предприятий, работающих неэффективно, придется сокращать управленческий персонал, даже безубыточные предприятия будут освобождаться от ненужных работников, что в общей сумме даст многомиллионную армию безработных.
Система социальной защищенности, сложившаяся в СССР в 30—50-е годы и совершенствующаяся в 60—80-е, в потенциале обладала значительными достоинствами, причем, многие ее черты были заимствованы западными странами, особенно в тех, где к власти приходили социалисты (например: Швеция, Австрия).
Денежные доходы обеспечивались зарплатой, тарифными премиями, коэффициентами, выплатами гарантированных пенсий по нетрудоспособности, стабильным уровнем цен и т.п. Лечение, образование, жилье предоставлялось бесплатно, коммунальные услуги — за невысокую плату, существовал гарантированный минимум заработной платы.
Иными словами, человек имел работу, заработок, бесплатно лечился, по достижении возраста получал пенсию, при временной нетрудоспособности — пособие. Это был необходимый набор социальных гарантий.
Однако экономическая неэффективность административно-командного производства не смогла материально обеспечить отечественную систему социальной защищенности. Кризис в экономике подорвал “нерыночную” систему социальной защиты: стремительно возросли цены, появились беженцы, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, что привело к имущественному расслоению общества, росту социальной напряженности.
Современная система социальной защиты могла бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:
q платного распределения жилья с учетом качества квартир в сочетании с бесплатной передачей его части, главным образом, малообеспеченным семьям;
q проведения разумной политики доходов, состоящей в снятии “верхних” ограничений размера заработка при условии увеличения конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельности, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т.п.);
q смягчения роста цен компенсациями в первую очередь, — малоимущим слоям населения, введением “индексации доходов”, т.е. пересчетом фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия) пропорционально росту цен, расчета минимального потребительского бюджета (то, что называется “чертой бедности”);
q организацией мер по трудовой занятости населения (открытие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, переквалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплату пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности работы специализированных государственных органов, занятых трудоустройством населения и т.д.
Становление социального государства означает переход к тому, что можно назвать современной демократией в узком смысле. Социальное государство — это не только и не столько программы помощи неимущим, сколько принятие на себя государством ответственности за поддержание стабильности экономического положения граждан, что стало неизбежностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе. Характер современного социального государства отражен в структуре его расходов: например, в США средства, перераспределяемые через федеральный бюджет, составляют около 24% ВНП, из них 55-60% расходуются на социальные нужды. Программы пенсионного обеспечения и медицинского страхования поглощают 250 млрд. долл. из общей суммы в 570 млрд. долл. социального бюджета, и только 17-22% выделяемых на социальные программы средств направляются на поддержку малообеспеченных семей. Смысл современного социального государства состоит в стабилизации политической системы на основе расширения социально-экономических функций государства и достижения в обществе социального мира, заключение своего рода нового общественного договора.
Политические гарантии — это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения.
Идеологические гарантии — мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.
Большое значение придается специальным юридическим (правовым) гарантиям, особенно, когда речь идет о разрешении той или иной конфликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресечение нарушений права. В конституциях содержится довольно широкий круг правовых гарантий. Всю совокупность как конституционного, так и иного законодательства следует рассматривать в целостности как систему юридических гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, каждой личности.
Особое значение имеет право на возмещение ущерба, причинного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Ранее ст. 39 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик фиксировала принцип материальной ответственности органов государства за вред, причиненный неправильными служебными действиями их должностных лиц. В целях дальнейшего укрепление законности, усиления охраны прав граждан и их законных интересов был принят Указ “О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей”, которым утверждено положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительном следствия, прокуратуры и суда. Соответствующие гарантии предусмотрены и статьями гражданском законодательства.
Таким образом, система гарантий защиты прав человека начинается с законодательства, принимаемого в целях обеспечения интересов личности, для защиты нарушенного права необходимы простая и доступная юридическая процедура защиты, система юридических услуг. В правовом государстве крайне важно иметь широкую систему защиты прав личности, опираясь на которую каждый мог бы успешно реализовать свои права, нести юридическую ответственность.
Иными словами, принципиальное значение имеет способ разрешения возникающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации общества связан с определением порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введением института уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда России дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституционных прав, в случае их нарушения различным органом власти.
Судебная форма рассмотрения возникающих противоречий входе как нормотворческой, так и особенно правоприменительной деятельности призвана служить подлинным гарантом против произвола бюрократии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.
Право на судебную защиту относится к числу важнейших, исконных, неотъемлемых прав человека. Оно закреплено как во Всеобщей декларации прав человека, так и в декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией. Чем уязвимее становятся основные конституционные права — на труд, здоровье, имущество, жилище, тем незащищенней чувствует себя россиянин перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций.1
1 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. – Саратов, 1977. С. 7-8
1 Петров Ю.А. Соотношение понятий, гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник ЛГУ, 1974. - №5. Вып. 1. С. 119
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. – М., 1997. С. 447
2 Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 1993. С. 4
1 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. С. 258
1 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. – М., 1978. С. 107
1 Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984. С. 122-123
1 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. –1998. – №2. С. 66-71
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!