Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конституционно-правовой статус личности в РФ »

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Основное содержание конституционно-правового статуса личности

 

    Конституционно-правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое зак­репление в нормах конституционного права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и граж­данина составляют основы правового статуса личности в Российс­кой Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.

    Конституционно-правовой статус личности в российском государстве характе­ризуется следующими основными чертами:

q      права, свободы и обязанности, составляющие правовой ста­тус, являются равными, каждая личность (в пределах своего ста­туса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независи­мо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность вос­пользоваться предоставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;

q      права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их призна­ние, соблюдение и защита — главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается как государством, так и самими граж­данами;

q      права, свободы и обязанности гарантированы в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;

q      права, свободы и обязанности личности выступают как еди­ная система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутрен­нее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

q      права, свободы и обязанности являются необходимым ус­ловием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере от­ражают природу государства;

q      права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.

    Конституционно-правовой статус — это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое личность имеет в обществе. Основой конституционно-правового статуса личности в совокупности является единый, целостный, внутренне согласованный и целенап­равленный комплекс, обладающий системными характеристиками.

    В юридической литературе сделана попытка рассмотреть конституционно-пра­вовое положение личности через “факторное воздействие”. На пра­вовое положение граждан в государстве, в отдельных областях го­сударственной и общественной жизни оказывают влияние чрез­вычайно много факторов, пишет В.И. Новоселов. Все эти факторы могут быть разделены на две группы: 1) Оказывающие непосред­ственное воздействие на правовое положение граждан факторы можно именовать в их совокупности правовым статусом в узком, собственном смысле. К ним относятся права, свободы, обязаннос­ти, права-обязанности, право и дееспособность. Ими обладает каж­дый гражданин; 2) Влияющие на правовой статус опосредованно, главным образом через деятельности государственных органов и государственных служащих И иных субъектов, факторы можно условно назвать правовым статусом в широком смысле. Его осно­ву составляет правовой статус в собственном смысле, Но, помимо него, в правовой статус в широком смысле входят принципы правового статуса, гарантии прав, свобод и обязанностей (реализуе­мые главным образом не гражданами, а другими компетентными субъектами), ответственность (применяемая соответствующими организациями и лицами к гражданам, уклоняющимся от испол­нения юридических обязанностей) и некоторые иные элементы.1

    Положительна сама попытка рассмотреть реализацию конституционно-право­вого статуса в узком смысле слова. Однако получается некоторая пассивность граждан в плане реализации прав и свобод в широ­ком смысле слова. К тому же не совсем ясно, что же тогда
пони­мать под правовым положением, что же остается за пределами факторов?

    Конституционно-правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового ста­туса российского гражданина, б) правового статуса иностранного гражданина, в) правового статуса лица без гражданства, г) право­вого статуса лица, которому представлено убежище.

    Каждую из разновидностей конституционно-правового статуса личности необ­ходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий пра­вовой статус иностранного гражданина, специальный правовой ста­тус иностранного гражданина и индивидуальный правовой статус иностранного гражданина. Принятие Закона о правовом положе­нии иностранных граждан в РФ позволило бы отобразить разно­образие этой категории личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым представлено убежище, хотя бы пото­му, что такие лица бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства.

   Конституционно-правовой статус личности нужно анализировать в двух аспек­тах — в статике и в динамике, что позволит в некоторой степени снять теоретические споры: включать или не включать в его со­держание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкрет­ных правоотношений. “Существует единый и равный для всех граждан правовой статус. Если же включать в его содержание пра­ва и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений, то правовой статус будет постоянно меняться, так как права и обя­занности граждан в конкретных правоотношениях неодинаковы. В содержании правового статуса входят только те права и обязан­ности, которыми наделен каждый гражданин, а не те, которыми он обладает в конкретных правоотношениях. В противном случае было бы столько правовых статусов, сколько граждан. Мы имеем в виду правовой статус гражданина вообще”.1

    Рассмотрение конституционно-правового статуса личности в статическом со­стоянии предусматривает включение в его содержание таких прав, свобод и обязанностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого состоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни.

    В области экономической под равенством понимается уничто­жение классовых различий в системе общественного производства, в области политической — равноправие женщины и мужчины, всех граждан, принадлежащих к различным национальностям и расам. Каждый человек обладает всей полнотой прав и свобод, позволя­ющих ему принимать активное участие во всех областях обще­ственной и государственной жизни.

    Конституционно-правовой статус личности в статическом состоянии есть сис­тема, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социально-­экономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всесторон­нем и рационального, в высшей степени гармоничного развития личности.

    Государство по отношению к личности обладает правами, ко­торым, следовательно, корреспондируют обязанности, лежащие наличности, гражданине, в частности. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обя­занности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержа­тельные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складыва­ющиеся на началах равенства и справедливости, причем правовое равенство различных субъектов права (в том числе индивида и го­сударства) состоит, следовательно, в том, что отношения между ними протекают в форме взаимности их прав и обязанностей по обязательной для них обоих норме правового закона. В целом пра­вовой тип отношений возможен лишь на базе сочетания правовой организации государственных властей с государственным призна­нием и защитой всего комплекса прав и свобод личности, закреп­лением в правовых законах прав и соответствующих им обязанно­стей всех субъектов общественной, политической и государствен­ной жизни.

    Государство, все его органы, отмечалось в первой части ста­тьи 4 Конституции бывшего СССР, действуют на основе социа­листической законности, обеспечивают охрану правопорядка, ин­тересов общества, прав и свобод граждан.1 Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность го­сударства, говорится в ст. 2 Конституции РФ.2

    Конституционно-правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и го­сударства, а также личностей между собой. Рассмотрение конституционно-правово­го статуса личности в динамическом состоянии возможно не толь­ко в конкретном правоотношении. так как реализация норм права, отражающих права, свободы и обязанности, связываются с суще­ствованием определенного круга общих прав и общих обязаннос­тей, вытекающих непосредственно из закона.

    Соглашаясь с трактовкой прав и обязанностей, выходящих за пределы конкретных правоотношений, следует дифференцирован­но подходить к проблеме правоотношения, как главного средства, при помощи котором права, свободы и обязанности претворяют­ся в жизнь, воплощаются в поведение людей.

    С.С. Алексеев отмечает, что характеристика правоотношений в качестве “всеобщего” средства в процессе реализации юридичес­ких норм требует дифференцированного подхода к правоотноше­ниям, признания их многообразия. Наряду с конкретными, пол­ностью индивидуализированными правовыми связями, свойствен­ными материальным и процессуальным отраслям, существуют и общие (общерегулятивные) отношения. В области государствен­ного права они выступают в виде состояний, выражающих поло­жение данного лица по отношению к другим видам, обществу, государству.1 Реализация конституционно-правового статуса личности (его дина­мическая характеристика) происходит в правоотношениях, как в общих, так и в конкретных.

    Следует присоединиться к точке зрения ученых, считающих, что дополнение узконормативной характеристики правового ста­туса таким компонентом, как законный интерес, подлежит сомне­нию. Таким образом, те интересы личности, которые возникают в соответствии с фактическими жизненными обстоятельствами, попадают под категорию законных интересов, подлежат правовой охране и защите со стороны государства, но в содержание право­вого статуса не входят до тех пор, пока не будут опосредованы правом и не станут правовыми нормами, выражающими конкрет­ные права, свободы и обязанности.

    Анализ конституционно-правового статуса личности в динамическом состоя­нии представляет собой рассмотрение вопроса осуществления прав, свобод и обязанностей личности. Эта реализация в современных условиях приобретает новые черты и характеристики.

    Во-первых, все более уменьшающаяся степень гарантированности прав, свобод и обязанностей личности со стороны государ­ства, с одной стороны, возрастающая социально- политическая активность каждой личности в реализации ее конституционно-правового статуса — с другой. Это две стороны одного и того же взаимообусловленно­го и взаимозависимого процесса. Он ориентирован не столько на меры административно-принудительного воздействия, сколько на проявления правовой активности личности, направленной на приумножение материальных и духовных ценностей общества, его творческого потенциала.

    Во-вторых, реализация прав, свобод и обязанностей личнос­тей есть воплощение в жизнь при помощи правовых средств пре­имущественно и личных интересов и потребностей сочетаемы с общественными. Реализация конституционно-правового статуса личности характе­ризуются углублением связей между возможностями всесторонне­го использования предоставленных правомочий и добросовестным исполнением каждой личностью возложенных на нее законом обя­занностей. “Воспитанием граждан и должностных лиц в духе на­стойчивой борьбы за правопорядок, каждого человека — за свое право, — как правильно отмечает Л.С. Явич, — обеспечивается по­ложение, при котором любое нарушение закона кем бы то ни было и в любой области воспринимается гражданином и как посяга­тельство на интересы государства, общества, и как ущемление его собственных, личных интересов”.1

    В-третьих, в реализации конституционно-правового статуса личности, в беспе­ребойном и эффективном действии заинтересована как сама лич­ность, так и государство в силу того, что государственные органы, активно воздействуя на процесс формирования и развития лично­сти, сами в то же время совершенствуются под влиянием измене­ний, происходящих в обществе.


Глава 2. Гарантии конституционно-правового статуса личности

 

    В вопросе о конституционных правах личности одно из центральных мест за­нимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реа­лизации.

    В современных условиях проблема гарантий имеет исключи­тельное значение, приобрела еще в большей степени политичес­кую направленность и остроту, что объясняется важностью реали­зации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека одна из глав­ных обязанностей и задач всех государств и народов.

    Расширение и углубление конституционно-правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выпол­нением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека это в конечном счете экономическое состояние государства. Решаю­щей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифи­цированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

    Эта активность может превратить букву закона в живую дей­ствительность, преодолеть объективные препятствия на пути реа­лизации различных прав (действительно существующие противо­речия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мыш­ление и действия), которые делают осуществление прав формаль­ным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на разви­тие активности народа.

    Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы общие и специальные пра­вовые (юридические). Неразрывность конституционно-правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Конституционно-правовой ста­тус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими лично­сти реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии — это правовые нормы, определяющие условия и поря­док реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация конституционно-правового статуса личности с использованием государ­ственного принуждения или возможности таком принуждения со стороны государственных органов.

    С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делят­ся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами кон­ституционные права и обязанности граждан фиксируют не все пра­вовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституци­онным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личнос­тном, действующем характере обеспеченности не только и не столь­ко индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.1

    Юридические гарантии непосредственно входят с точки зрения структуры в правовое положение личности. Следует считать обо­снованным высказанное в литературе мнение о необходимости подразделения юридических гарантий на гарантии реализации и охраны. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятель­ного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нару­шается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации, по существу, оказывает­ся недостаточно, они “не срабатывают” вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более
жесткое при­нуждение, заключающееся во вступление в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охра­ны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы вы­делить, оценить воздействие и собственно регулирование.

    По-видимому, гарантии охраны конституционно-правового статуса следует рас­сматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации конституционно-право­вого статуса (профилактическая деятельность, предупреждение не­правильной реализации, других отрицательных моментов, влияю­щих на реализацию правового статуса личности).

    Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, свобод и обязанностей личности требует дальнейшего совершен­ствования юридических гарантий конституционно-правового статуса. Речь идет о совершенствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию. Цель совершенство­вания системы юридических гарантий прав и обязанностей граж­дан состоит в установлении наилучшей сбалансированности пра­вовых средств обеспечения правомерной реализации прав, закон­ных интересов, исполнения юридических обязанностей и средств их защиты и охраны в целом.

    Совершенствование системы юридических гарантий должно идти не только по этим направлениям, но и по линии закрепле­ния в нормах права стимулирующих гарантий в целях повыше­ния социально-правовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для своих действий юридическую базу в виде гарантий.

    Таким образом, реализация конституционно-правового статуса личности связа­на с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необходимой совокупности свойств, признаков, качеств — от общественно-политических, трудовых, нравственных до мировоз­зренческих, характеризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-политической активности личности.

    Ни для кого не секрет, что нередко наши граждане не реали­зуют те или иные принадлежавшие им конституционные права (например, не обра­щаются в суд, другие соответствующие органы, не жалуются при ущемлении или нарушении их прав). Повышение социально-по­литической активности личности возможно путем дальнейшего нормативного закрепления соответствующих гарантий, реализацией, активным использованием права вносить в государственные орга­ны и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, права на критику. В современном российском обще­стве притупилось чувство непримиримости к недостаткам, порою критику расценивают как попытку в первую очередь подорвать авторитет руководителя. Как известно, критика и самокритика есть испытанный метод разрешения неантагонистических противоречий, трудностей в обществе, отсутствие которых неизбежно ведет к ни­гилизму.

    Общими гарантиями принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокуп­ность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития об­щества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

    Некоторые авторы из политических га­рантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идео­логические гарантии рассматривают как составную часть духов­ных. Следует согласиться с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеоло­гических в состав духовных — нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом созна­нии общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

    Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, так как создают такие материальные условия, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение растущих матери­альных и духовных потребностей личности. Экономическими га­рантиями выступают прежде всего различные формы собственно­сти, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.

    Социальные гарантии углубляют реальное содержание право­вого статуса личности на основе принципов гуманизма, справед­ливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

    В юридической литературе верно отмечается, что в условиях формирования демократического правового государства, перехода к рыночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социальной защищенности самых широких трудящихся масс. Пе­реход к рынку объективно требует внесения качественных измене­ний в отечественную “нерыночную” систему социальной защи­щенности, которая является обязательным элементом цивилиза­ции общественного устройства.

    Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуще­ствляется через перераспределение доходов, она выступает своеоб­разным тормозом от жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство становится источником социальных потрясений.

    Если ранее право на труд гарантировалось специальной полити­кой планового создания рабочих мест, обучением молодежи в систе­ме профессиональной школы, на курсах, составлением балансов ос­вобождавшихся рабочих мест и наличием трудовых ресурсов, строи­тельством предприятий там, где имелись излишки рабочей силы, то в условиях перехода к рынку усложняется проблема трудоустрой­ства. Значительному числу предприятий, работающих неэффектив­но, придется сокращать управленческий персонал, даже безубыточ­ные предприятия будут освобождаться от ненужных работников, что в общей сумме даст многомиллионную армию безработных.

    Система социальной защищенности, сложившаяся в СССР в 30—50-е годы и совершенствующаяся в 60—80-е, в потенциале обладала значительными достоинствами, причем, многие ее черты были заимствованы западными странами, особенно в тех, где к власти приходили социалисты (например: Швеция, Австрия).

    Денежные доходы обеспечивались зарплатой, тарифными пре­миями, коэффициентами, выплатами гарантированных пенсий по нетрудоспособности, стабильным уровнем цен и т.п. Лечение, об­разование, жилье предоставлялось бесплатно, коммунальные ус­луги — за невысокую плату, существовал гарантированный мини­мум заработной платы.

    Иными словами, человек имел работу, заработок, бесплатно лечился, по достижении возраста получал пенсию, при временной нетрудоспособности — пособие. Это был необходимый набор со­циальных гарантий.

    Однако экономическая неэффективность административно-командного производства не смогла материально обеспечить оте­чественную систему социальной защищенности. Кризис в эконо­мике подорвал “нерыночную” систему социальной защиты: стре­мительно возросли цены, появились беженцы, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, что привело к имущественному расслоению общества, росту социальной напряженности.

    Современная система социальной защиты могла бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:

q      платного распределения жилья с учетом качества квартир в сочетании с бесплатной передачей его части, главным образом, малообеспеченным семьям;

q      проведения разумной политики доходов, состоящей в сня­тии “верхних” ограничений размера заработка при условии увели­чения конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельности, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т.п.);

q      смягчения роста цен компенсациями в первую очередь, — малоимущим слоям населения, введением “индексации доходов”, т.е. пересчетом фиксированных денежных выплат населению (зар­плата, пенсии, стипендии, пособия) пропорционально росту цен, расчета минимального потребительского бюджета (то, что называ­ется “чертой бедности”);

q      организацией мер по трудовой занятости населения (откры­тие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, переквалификация освободившихся работников, расширение сфе­ры услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплату пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности рабо­ты специализированных государственных органов, занятых тру­доустройством населения и т.д.

    Становление социального государства означает переход к тому, что можно назвать современной демократией в узком смыс­ле. Социальное государство — это не только и не столько про­граммы помощи неимущим, сколько принятие на себя государ­ством ответственности за поддержание стабильности экономи­ческого положения граждан, что стало неизбежностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе. Ха­рактер современного социального государства отражен в струк­туре его расходов: например, в США средства, перераспределяемые через федеральный бюджет, составляют около 24% ВНП, из них 55-60% расходуются на социальные нужды. Программы пен­сионного обеспечения и медицинского страхования поглощают 250 млрд. долл. из общей суммы в 570 млрд. долл. социального бюджета, и только 17-22% выделяемых на социальные програм­мы средств направляются на поддержку малообеспеченных се­мей. Смысл современного социального государства состоит в ста­билизации политической системы на основе расширения соци­ально-экономических функций государства и достижения в обществе социального мира, заключение своего рода нового об­щественного договора.

    Политические гарантии — это всестороннее развитие и совер­шенствование политической системы общества, всей общей систе­мы демократии с основополагающей идеей самоуправления наро­да, являющейся одной из важнейших в теории. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осу­ществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

    Идеологические гарантии — мировоззрение личности, осозна­ющей себя как личность, не отделяющей себя от российского го­сударства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

    Большое значение придается специальным юридическим (пра­вовым) гарантиям, особенно, когда речь идет о разрешении той или иной конфликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресе­чение нарушений права. В конституциях содержится довольно широкий круг правовых гарантий. Всю совокупность как консти­туционного, так и иного законодательства следует рассматривать в целостности как систему юридических гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, каждой личности.

    Особое значение имеет право на возмещение ущерба, причи­нного незаконными действиями государственных и обществен­ных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Ранее ст. 39 Основ гражданского зако­нодательства Союза ССР и союзных республик фиксировала прин­цип материальной ответственности органов государства за вред, причиненный неправильными служебными действиями их долж­ностных лиц. В целях дальнейшего укрепление законности, уси­ления охраны прав граждан и их законных интересов был принят Указ “О возмещении ущерба, причиненного гражданину незакон­ными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обя­занностей”, которым утверждено положение о порядке возмеще­ния ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительном следствия, прокуратуры и суда. Соответствующие гарантии предусмотрены и статьями гражданс­ком законодательства.

Таким образом, система гарантий защиты прав человека начи­нается с законодательства, принимаемого в целях обеспечения ин­тересов личности, для защиты нарушенного права необходимы простая и доступная юридическая процедура защиты, система юри­дических услуг. В правовом государстве крайне важно иметь ши­рокую систему защиты прав личности, опираясь на которую каж­дый мог бы успешно реализовать свои права, нести юридическую ответственность.

    Иными словами, принципиальное значение имеет способ раз­решения возникающих противоречий между личностью и госу­дарством, причем огромный шаг вперед в направлении демокра­тизации общества связан с определением порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введением инсти­тута уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда России дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституци­онных прав, в случае их нарушения различным органом власти.

    Судебная форма рассмотрения возникающих противоречий входе как нормотворческой, так и особенно правоприменительной деятельности призвана служить подлинным гарантом против про­извола бюрократии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.

    Право на судебную защиту относится к числу важнейших, исконных, неотъемлемых прав человека. Оно закреплено как во Всеобщей декларации прав человека, так и в декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией. Чем уязвимее становятся основ­ные конституционные права — на труд, здоровье, имущество, жи­лище, тем незащищенней чувствует себя россиянин перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и пра­вопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершен­ствование судебной власти как силы, способной защитить нару­шенные и оспоренные права граждан и организаций.1



1 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. – Саратов, 1977. С. 7-8

1 Петров Ю.А. Соотношение понятий, гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник ЛГУ, 1974. - №5. Вып. 1. С. 119

1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. – М., 1997. С. 447

2 Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 1993. С. 4

1 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. С. 258

1 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. – М., 1978. С. 107

1 Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж, 1984. С. 122-123

1 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. –1998. – №2. С. 66-71

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!