Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по теории государства и права»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

1.               Злоупотребление правом: понятие и виды.

Злоупотребление правом – это формально законное виновное деяние (действие или бездействие), прямо либо косвенно направленное против целей справедливого (конституированного) порядка общественных отношений, причиняющее ущерб и (или) вред личным и (или) общественным благам (ценностям) и непротивоправным (конституционным) интересам лиц, обусловленное неконституционными интересами и целями причинителя вреда и конкретизированно выраженное в формах недобросовестного пользования правами и свободами человека и уполномоченного опосредования правопользования. 

В правовой доктрине (и отчасти в судебно-арбитражной практике) выделяют следующие разновидности злоупотребления правом: 

– шикана – лицо осуществляет принадлежащее ему право исключительно во вред другому; 

– злоупотребление правом в иной форме.

Классификация:

I. Беря за основу отраслевой признак следует выделить:

А) Злоупотребление материальными правами; 

Б) Злоупотребление процессуальными правами;

II. Беря за основу сферу использования правовых знаний, следует выделить:

А) Злоупотребление материальными правами:

1. Злоупотребление в сфере права собственности: злоупотребления в сфере вещного права; злоупотребления в области интеллектуальной собственности.

2. Корпоративные злоупотребления

3. Злоупотребления в сфере обязательственного права

4. Злоупотребления в сфере наследственного права

5. Злоупотребления на стадии возникновения права

Б) Злоупотребление процессуальными правами

В) Злоупотребления в сфере использования правовых знаний

1. Злоупотребление правами советника по правовым вопросам

2. Злоупотребление при осуществлении правосудия судейским усмотрением

 

2.               Необходимость и средства

противодействия злоупотреблениям правом.

Представляется, что специфика злоупотребления правом, позволяет говорить о серьезной опасности рассматриваемого явления как деструктивного фактора в правоотношениях любого уровня. Этим и объясняется необходимость и важность его всестороннего изучения, ведь такое основное и универсальное действенное средство – как юридическая ответственность здесь вряд ли применимо. Важно отметить, что проблему эту не следует рассматривать применительно к какой-либо одной отрасли права, поскольку она носит межотраслевой характер, имея значение в целом и для общей теории права, и для конституционного, и для гражданского, уголовного, административного и других отраслей права.

В.И. Крусс выделяет юридические и неюридические возможности противодействия злоупотреблению правом. Уникальная природа и общественная опасность злоупотреблений правом определяют актуальность политических, экономических, организационно-технических, общественных, культурных и собственно юридических способов и средств их предупреждения и противодействия. В целом такие способы и средства могут быть превентивными и ретроспективными. Неюридические (как и нормотворческие) способы являются преимущественно превентивными, среди которых можно выделить например политический ресурс или в качестве институционаольных и организационных мер противодействия злоупотреблениям правом - повышение уровня транспарентности публичных служб и соответствующих квалификационных требований.

Непосредственно юридические способы и средства противодействия наиболее общим образом можно разделить на законодательные и правоприменительные.

Среди законодательных способов выделяют:

- законодательную переквалификацию деяний, представляющих собой злоупотребления правом, в правонарушения;

- юридико-техническое усовершенствование норм, в которых определяются возможности дозволенного и формы обязательного поведения, а значит, сужаются сферы личностных и правоприменительных усмотрений.

Но оба эти ресурса принципиально ограничены по своему потенциалу;

В книге В.И. Крусса последняя глава именуется конституционное противодействие злоупотреблениям правом. Там как мне показалось отсутствует такая жесткая классификация, которую он привел в пособии и имеется своего рода просто перечисление и подробное рассмотрение тех способов и средств, с помощью которых можно бороться со злоупотреблениями.

Так можно отметить:

- конституционное правопонимание как общую предпосылку противодействия, поскольку такое понимание неизбежно повлечет конституционное правотворчество и в последующем конституционное правоприменение, а значит для злоупотребления правом просто не останется места в такой «идеальной» системе.

- конституционное правотворчество, что в принципе соотносится с законодательными способами противодействия;

- судебная практика, как отмечено выше в качестве основной формы противодействия правоприменительного;

- (ну и конечно же… не надо, не надо аплодисментов… «ее величество»…) интрепритационная практика КС РФ как базовый ресурс противодействия;

- так же В.И. Крусс придает важное значение международной юстиции и ее возможностям для противодействия злоупотреблениям правом.

 

3.               Правовые ценности: понятие и виды.

Правовые ценности – то, что имеет значение для человека в праве.

Поляков о видах правовых ценностей:

- эйдетические правовые ценности (ценности самого права, вытекающие из его идеи в конкретной социокультурной интерпретации, прежде всего, человек);

- социокультурные правовые ценности (ценности, содержание которых отражает особенности социокультурного развития конкретного общества, например, чему отдается приоритет в данном обществе – индивидуализму или коллективизму, ценны ли в данном обществе права и свободы человека и гражданина, или вообще существует идея естественного неравенства, как в древних античных полисах).

 

4.               Правовые цели: понятие и виды.

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности.

Цель представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они должны совпадать.

Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они раскрывают содержание и значение юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства. Юридические цели отличаются разнообразием конкретных признаков и свойств, что позволяет их классифицировать.

Юридические цели подразделяются:

- по степени распространенности - на общеправовые, специальные (отраслевые, подотраслевые, институтов, отдельных нормативных и правоприменительных актов и т.п.) и частные (первичных юридических средств и их комплексов - юридических норм, правовых режимов и т.д.);

- по субъектам, ориентирами для которых они являются, - на государственные и негосударственные;

- по времени наступления - на ближайшие и перспективные;

- по характеру результата, на достижение которого направлено воздействие, - на предметные и функциональные;

- по форме выражения в законодательстве и в сознании лиц - на цели-модели, цели-мотивы и цели-задачи.

Правовые цели могут быть также реальными и нереальными, истинными и ложными, прогрессивными и реакционными, гуманными и антигуманными, нравственными и безнравственными и т.п.

 

5.               Правовые средства: понятие, признаки, виды, функции.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей

Общие признаки правовых средств: 

- Они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

- Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

- Сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

- Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;

- Обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям: 

- В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым - комбинированные, состоящие, в свою очередь, из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр. 

- По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); 

- по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; 

- по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); 

- по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); 

- по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия); 

- по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

- по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Функции правовых средств. Важнейшая функция правовых средств - это достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов.

Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Юридические средства вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных - правомерные и предсказуемые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий.

Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в процессе упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т.п.), с одной стороны, а с другой – противоправными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из чего выстраивается система права, ибо правовые средства унифицируют все те явления, из которых состоит право - юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

 

6.               Правовое регулирование и правовое воздействие.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия.

Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. 

 

7.               Типы и способы правового регулирования.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. 

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

8.               Механизм правового регулирования:

понятие и основные элементы.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

- Норма права

- Юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт)

- Правоотношение

- Акты реализации прав и обязанностей

- Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)

 

9.               Правовые режимы: понятие, признаки, виды.

Понятие «правовой режим» все активнее используется в научной литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важных категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие, например, словосочетания, как «пошлинный режим», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим» и т. п. Правовой режим призван обеспечить определенный (желаемый) социальный эффект, состояние, а также показать путь к подобному результату, способ ведущий к нему.

В качестве примеров правовых режимов можно назвать: режим финансовой стабилизации, режим въезда и выезда за границу, режим санкций, режим военного положения, паспортный режим и т.п. 

Основные признаки: 

1.   они устанавливаются законодательством, и обеспечиваются государством;

2.   имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3.   представляют особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4.   создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений

Виды правовых режимов: 

- в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

- в зависимости от их юридической природы – материальные и процессуальные;

- в зависимости от содержания – валютный, таможенный, пошлинный, судоходный, секретный и т.п;

- в зависимости от субъектов в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;- в зависимости от функций права – режим особого регулирования и особой охраны;

 - в зависимости от формы выражения – законный и договорный;

- в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены – общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

- в зависимости от сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

 

10.            Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Правовые ограничения характеризуются:

- Связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите

- Сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.д. 

- Обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

- Предполагают снижение негативной активности;

- Направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны

Виды правовых ограничений:

- В зависимости от элемента структуры нормы права – юридический факт-ограничение (гипотеза) юр. обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция)

- В зависимости от предмета правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и др.

- В зависимости от объема – полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет)

- В зависимости от времени действия – постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении)

- В зависимости от содержания – материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) 

 

11.            Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.

Правовой стимул – правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки:

- Связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижения меры наказания есть стимул)

- Сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения

- Обозначают собой положительную правовую мотивацию

- Предполагают повышение позитивной активности

- Направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

- В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция)

- По предмету правового регулирования правовые стимулы бывают конституционные, гражданские, экологические и иные

- В зависимости от объема они делятся на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота)

- По времени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия)

- В зависимости от содержания различают материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность)

 

12.            Правовые поощрения: понятие, основание, признаки, виды.

 Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. 

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить – означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. 

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.п.; 

в зависимости от характера – на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации);

в зависимости от сферы использования – на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т.д.: 

в зависимости от применяющих их субъектов – на государственные (президентские, правительственные, министерские и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); 

в зависимости от содержания – на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); 

в зависимости от иерархии – на общефедералъные, региональные и локальные;

в зависимости от формы связи с благом – на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).

 

13.            Правовые льготы.

Под правовыми льготами понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ) так и в освобождении от обязанностей.

Им присущи следующие признаки:

- Сопровождаются полным удовлетворением интересов субъекта, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц.

- Представляют собой исключение из правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юр. дифференциации.

- Выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.

 

14.            Правовые иммунитеты.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними общие черты:

Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль

Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

 

15.            3аконность: понятие, принципы, гарантии.

Законность – это режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения требований законодательства всеми субъектами права.

К основным принципам законности относятся:

а) Единство – одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной и противопоставляемой ей;

б) Всеобщность – соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами.

в) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и, в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем, целесообразность, являясь важнейшим фактором инициирующего характера, не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Гарантии законности – это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии – объективные условия существования общества.

К общим гарантиям относятся:

– Экономические (материальные) гарантии – это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

– Социальные гарантии включают в себя комплекс мер общественного воздействия, задачей которых является воспитание у людей чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законосообразного поведения.

– Политические гарантии – это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Юридические гарантии – система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность компетентных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К юридическим гарантиям относятся:

Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» – Конституция;

– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

– Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

 

16.            Понятие правопорядка.

Соотношение правового и общественного порядка.

Общественный порядок – это система стабильных, волевых, общественных отношений складывающихся в результате соблюдения всеми субъектами господствующих социальных норм (как правовых, так и неправовых: норм морали, религиозных, корпоративных и т.д.), обеспечивающих упорядоченность, согласованность и динамичность всех сфер жизнедеятельности людей. 

Правопорядок – это составная часть общественного порядка, это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. 

Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

17.            Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение и может успешно развиваться только на правовом поле, а не за его пределами. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более. Перед нами – единство трех указанных категорий. Взаимодействие демократии и законности заключается в том, что происходит двуединый процесс: расширение демократии в обществе означает укрепление законности и правопорядка, предоставление гражданам все более широких прав и свобод. Немаловажным фактором, способствующим достижению идеала демократического и правового государства, являются оптимальное государственно-правовое регулирование, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Законность и правопорядок выступают как средство защиты прав и свобод граждан и их законных интересов. Обеспечивают охрану человека, как от произвола самого государства, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности зависит степень свободы человека и гражданина, реальность демократии.

 

18.            Понятие, признаки и виды дисциплины,

ее соотношение с законно­стью, общественным порядком и

правопорядком.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

1) правовые нормы;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких‑либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!