Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по теории государства и права»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

1.           Преемственность и заимствование в праве; рецепция права.

Преемственность означает использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Этот процесс имеет место при сменах общественно-экономических, государственных строев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в духовной жизни общества. 

Рецепция права – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого опыта – это еще одна проблема формы права в современной теории. 

Дело в том, что такая рецепция действительно осуществляется в некоторых странах, приводя подчас к появлению биюридизма.

Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и форм права. Это процесс скорее восприятия, адаптации рецепированного права к конкретным условиям того государства, которое в этом нуждается. Но это реальный процесс формирования некоторых национальных правовых систем.

 

 

2.           Идея верховенства права: история и современность.

Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и связанностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями). Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и закона заставляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти правовыми законами, то есть правом.

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась.

В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVIIXVIII века).

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин правовое государство введён в научный оборот Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

3.           Право и личность.

На смену биологической эволюции идет эволюция социальная, которая также имеет свои различимые этапы и формы. Эта социальная эволюция получает обозначение как социализация, и именно она становится интересной для теории права, изучающей взаимодействие, коэволюцию человека и права.

Социализация характеризуется становлением присваивающей экономики, а затем ее перерастанием в экономику производящую, с ее трудовой деятельностью, развитием коммуникаций, информационным общением, с появлением разнообразных общественных отношений вокруг собственности, другими чертами цивилизации.

Социализация – это объективный, самоорганизующийся процесс становления именно личности человека, определения его социальных свойств, его правового положения. Уже как личность человек выступает в имущественных, в семейно-брачных, государственно-властных отношениях, в научно-технической, духовной, творческой сферах, в территориальной организации общежития и т.д.

Процесс социализации человека, который продолжается и ныне, наполняется новыми правами и свободами, обязанностями и ответственностью, демонстрируя организационную, коэволюционную взаимосвязь права и человека.

Именно в этом специализированном смысле и понимается личность в современной теории права как средоточие общественных отношений, как общественное существо, наделенное достоинством, волей и сознанием, как итог определенного эволюционного процесса.

Таким образом, личность – это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.

 

4.             Человек как высшая правовая ценность.

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Следует различать понятия человек, личность, гражданин. Зачастую в законах вместо понятия «личность» употребляется понятие «человек». Речь идет о формуле, часто используемой в декларациях о правах, свободах человека и гражданина. В данном случае понятие «человек» используется как высокая социальная характеристика каждого адресата декларации, как специфическая характеристика личности.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.

 

5.           Правовой статус личности: понятие, структура,

проблематика клас­сификации.

Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фак­тический (социальный) статус лица, его реальное положение в об­ществе.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских ка­тегорий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех гра­ждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­деленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и пред­ставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

6.           Основные права и свободы человека и гражданина.

Права человека - это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека и гражданина весьма сложные и многообраз­ные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1)     исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения:

- первое поколение включает в себя провозглашенные буржуаз­ными революциями (XVII - XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных»;

- второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран;

- третье поколение - права коллективные или солидарные, вы­званные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам;

2) в зависимости от содержания на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объеди­нение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпри­нимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприят­ную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про­гресса; свободы литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участво­вать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (при­сущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факто­ров, например, права потребителей, служащих,, несовершеннолет­них, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и проч.).

 

7.           Гарантии и механизм обеспечения прав и свобод

человека и граж­данина.

Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии — это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, при знание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии — это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии — система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты пи монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридичес­ких средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личнос­ти право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные зако­ном, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компен­сацию причиненного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосред­ственное пользование; процессуальные формы реализации; меры по­ощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конституцион­ный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности винов­ных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и про­филактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Международные механизмы гарантий прав личности — это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охра­ну и защиту прав человека и гражданина. Так, политико-правовую систему международных гарантий прав человека составляют Всеобщая декларация прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах Европейская конвенция прав человека и ряд дополнительных протоко­лов, другие международные документы.

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности (ст. 64). В этой связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правого положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии.

 

8.           Конституционная юстиция и права человека.

 Конституционная юстиция — специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции). Мировой конституционной практике известны две модели конституционная юстиция — американская и европейская.

Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др.

Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель конституционной юстиции характерна для РФ. При этом органы конституционного контроля в РФ, как и в ряде других стран (Германия, Турция, Украина и др.), включены в судебную систему.

Появился в России и реальный механизм защиты конституционных прав и свобод граждан. Действенным средством такой защиты стал Конституционный Суд, принимающий и рассматривающий жалобы граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод.

Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

 

9.           Международные ресурсы обеспечения и защиты

прав и свобод человека.

ч. 4 ст. 15 Конституции РФ фиксирует примат международного права над правом российским (внутригосударственным).

Общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с другими источниками и международно-правовыми документами, формируют международные стандарты в области прав человека и гражданина, к которым стремится любое цивилизованное государство как член мирового сообщества.

Международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина формулируются в ряде документов. Во-первых, это Устав ООН 1945 г. - первый международно-правовой акт, цели которого основаны на всеобщем уважении прав человека. В ст. 1 (п. 3) и 55 он обязывает Организацию Объединенных Наций содействовать «уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» и объявляет их уважение основой для достижения ее целей.

Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., устанавливающая в ст. 2, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными этой декларацией, без каких-либо различий и ограничений, и в последующих статьях провозглашающая эти права и свободы. Всеобщая декларация прав человека является первым разделом Международного Билля о правах человека, который включает также в себя два международных пакта: один - об экономических, социальных и культурных правах, другой - о гражданских и политических правах. Эти пакты были приняты в 1996 г. и вступили в силу в 1976г.

Названные выше документы дополняются конвенциями, протоколами, декларациями и в совокупности своей содержат международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина.

Международное сообщество образует и органы, которые призваны следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и реагировать на их нарушение. Важнейшими из них являются Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

 

10.        Права и свободы человека гражданина в эпоху глобализации.

Глобализация – это возникновение единого экономического и информационного пространства в общемировом (планетарном) масштабе.

Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому тенденции правовых трансформаций как следствие глобализации ведут к релегитимации идеи гуманизма (формирования содержания норм и институтов, способа регулирования правоотношений на основе общечеловеческих нравственных ценностей) в праве.

Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального. Суверенное же государство, обладающие верховенством власти и монополией принуждения на всей территории страны, в эпоху глобализации, теряет былую свободу в принятии решения. Большое влияние в мире начинают приобретать различные международные организации.

С одной стороны, глобализация содействует ускоренному развитию производительных сил, научно-техническому прогрессу, все более интенсивному общению государств и народов. Таким образом она объективно способствует созданию человечеством ресурсной базы и интеллектуального потенциала для обеспечения международной безопасности на качественно новом уровне. Рост взаимозависимости стран и народов во всех сферах бытия помогает и формированию новых политических подходов, нацеленных на создание демократических многосторонних механизмов управления международной системой, а значит и надежного решения проблем безопасности. 

В то же время процессы глобализации, в основном развивающиеся стихийно, без коллективного направляющего воздействия мирового сообщества, усугубляют целый ряд застарелых проблем международной безопасности (терроризм).

В таких условиях, главной задачей глобального гражданского общества, для обеспечения соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций. 

11.        Взаимная юридическая ответственность государства и

гражданина.

Взаимная ответственность государства и личности - самостоя­тельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же воз­можностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отноше­нии к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражда­нином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обес­печивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гра­жданином, общественными организациями, другими государствами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», - закреплено, в ст. 2 Кон­ституции РФ.

Подчиняясь праву государственные органы но могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невы­полнение этих обязанностей. Обязательность закона для государст­венной власти обеспечивается системой гарантий, которые исклю­чают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность Правительства перед представительными органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответ­ственность должностных лиц государства любого уровня за наруше­ние прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупот­ребление служебным положением и пр.;

3) импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнени­ем обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лич­ности перед государством. Применение государством принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы лично­сти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

 

12.        Ограничения и регулирование прав и свобод человека.

Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членам общества. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод при определенных условиях предусмотрена и в международно-правовых документах, в частности в п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Аналогичные положения содержатся и в ч. 3 статьи 55 Конституции РФ. В ней сформулированы три взаимосвязанных условия(требований). Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.

Все эти требования установлены Конституцией для того, чтобы не было неоправданных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны государственных властей и должностных лиц. Федеральный законодатель, соблюдая конституционные требования, должен исходить из принципа целесообразности, отыскивая оптимальную модель ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они не должны быть чрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечением основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, прав и законных интересов других лиц.

Первое условие вполне определенное - лишь законодатель посредством федерального закона может установить то или иное ограничение. Таким правом не обладают ни федеральное Правительство, ни другие институты исполнительной власти, ни субъекты Федерации, учитывая, что регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией к ведению Федерации. Среди федеральных законов, которыми установлены конкретные ограничения прав и свобод, можно назвать, например, законы: от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изм. и доп.), от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп.), от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и др.

Два других названных условия сформулированы в весьма общей форме, хотя и дают определенный ориентир законодателю. При этом важно обеспечить соразмерность ограничения права или свободы, т.е. его соответствие тем конституционно признаваемым целям, во имя достижения которых устанавливается ограничение, чтобы не исказить само существо того или иного права, не поставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, затрудняя или исключая судебно-правовую защиту граждан и организаций от злоупотреблений. Здесь многое зависит от правильной оценки законодателем сложившейся ситуации, степени опасности, угрожающей основам конституционного строя, нравственности и т.п.

 

13.        Дифференциация и дискриминация при пользовании правами и свободами человека и гражданина.

Содержание ч. 1 ст.19 Конституции полностью соответствует ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а также ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во многих статьях Конституции указывается, что обладателями прав и свобод является каждый, т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Круг носителей таких прав определяется словами: «все», «каждый», «лицо», «никто». В тех немногих случаях, когда права и свободы принадлежат только российским гражданам (в основном это касается политических прав и свобод), в Конституции прямо указывается на это (ст. 31-32).

Более подробно права и свободы человека и гражданина регламентируются в многочисленных законодательных актах, конкретизирующих и развивающих соответствующие положения Конституции.

Из приведенных конституционных и международно-правовых положений вытекает, что нормы законов о правах и свободах должны применяться одинаково в отношении всего круга лиц, на которых рассчитан закон. Это касается как материально-правовых, так и процессуальных норм.

Закрепленный в ч. 1 статьи 19 Конституции принцип равноправия касается всех сфер жизни. Он означает одинаковый подход, при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Исключение из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрено, естественно, в самой Конституции (ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122). Оно относится к неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. Такого рода исключения имеют публично-правовой характер и служат публичным интересам, являются гарантиями осуществления этими лицами общественно полезных государственных функций, профессиональной деятельности в интересах всех членов общества.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Данное положение означает, что не должно быть каких-либо ограничений прав и свобод граждан, дискриминации граждан по указанным выше и другим основаниям. В связи с этим запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Равноправие граждан несовместимо с наличием привилегий какой-либо группы граждан.

Однако конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц.

 

14.        Право в системе социальных норм: общая характеристика.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систе­му нормативного регулирования общественных отношений. 

Общественные отношения регулируются с помощью не только норм права, но и других социальных норм. Под термином «социальные» имеются в виду такие нормы, или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. Кроме социальных, в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, природе, животному миру. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а так же на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.

Право — уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуля­торов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, оп­ределения возможностей и пределов регулятивного действия.

 

15.        Социальные, технические и социально-технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под кото­рым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности, Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы - это правила наиболее рационального об­ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения оп­ределенных строительных работ, нормы расходования сырья, топли­ва, государственные стандарты, технические условия.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный - об­щественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми как представи­телями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между со­бой. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а так же на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.

А также важнейшие для общества технические нормы под­держиваются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так. уголовное зако­нодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

 

16.        Право, мораль, нравственность: соотношение и взаимодействие.

Мораль - это система норм и принципов, регулирующих пове­дение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедли­вого и т.п. 

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве си­нонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности). 

Единство между правом и моралью: 

1) в системе социальных норм они выступают самыми универ­сальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования - общественные отно­шения;

3) исходят в конечном счете от общества. 

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с общест­вом, то право - вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в обществен­ном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имею­щих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать прак­тически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкрет­но установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечивают­ся мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще­ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незакон­ного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упо­рядочения общественных отношений. Их требования во многом со­впадают; то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль, И наоборот. Многие правовые нормы выте­кают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда од­на и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в си­лу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

 

17.        Право и религиозные нормы.

Взаимоотношение права и религии наиболее ярко раскрывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой характер. Оно раскрывает признаки цивилизаций, в основе которых лежат те или иные религиозные системы. Религиозные и философские основы цивилизации влияют на определение правовых начал, на социальные нормы, нормативный срез всей культуры человечества.

Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. По сути дела нет ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил. 

Хотя религия возникает позднее первичных форм социальной регуляции (мононорм, обычаев), она быстро проникает во все поры регулятивных механизмов. 

Чем менее общество сковано религиозными доктринами, тем четче отделена правовая система от морали и религии, тем больше возникает условий для индивидуализации личности, ее участия в общем культурном прогрессе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права (религиозные нормы распространяется только на приверженцев той или иной веры).

Влияние права на религию достаточно специфично. Закон гарантирует свободу совести и вероисповеданий, но в то же время право не должно быть безучастно к причудливым формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и сектам, подавляющим личность.

 

18.          Право, обычаи и традиции.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости.

В собственном смысле под обычаями понима­ют правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы.

К большинству традиций, ритуалов и обря­дов право индифферентно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обыч­ное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи по­тому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразу­меваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. 

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессив­ные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. 

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права.

 

19.        Право и корпоративные нормы.

К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающие­ся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, про­фессиональных союзов, добровольных обществ и др.) и других образований негосударственного характера. Корпора­тивные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Консти­туции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), Федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоре­чащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения. Можно сказать, что право оказывает влияние на корпоративные нормы, в какой-то мере различного рода корпорации, объединения, учреждения, действующие на основе Устава, Положения, входят в единое правовое пространство и в этой связи призваны согласовывать свою деятель­ность (и нормы) с действующим правопорядком.

Некоторым общественным организациям государством делегиро­вано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и дру­гим. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на прину­дительную силу государственной власти, за их нарушение могут пос­ледовать юридические санкции. 

В период выборов многие общественные объединения, политичес­кие партии, движения выступают субъектами государственно-правовых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблю­дение законодательства.

 

20.        Правовые и политические нормы.

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внут­ренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фикси­рует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

Политические нормы — это правила поведения многочисленных разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политически; партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в де­ятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь Законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только эконо­мическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

 

21.        Правовая культура и правовое сознание как элементы правовой системы общества.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она включает в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения.

Правовая культура характеризуется со­стоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое знание. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром — че­ловеческая личность с ее естественными правами.

Правосознание  это совокупность представлений и чувств, выра­жающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, — правосознание выступает специфи­ческим способом духовного познания действительности. Правосозна­нию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

 

22.            Правовая культура: понятие, виды, функции.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком; таковым явля­ется только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с по­требностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов;

1) психологический элемент (правовая психология);

2) идеологический элемент (правовая идеология);

3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридиче­ских норм.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридичес­ких норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является честью его общей культуры и характеризуется следующими факторами:

- реальной потребностью в праве; 

- состоянием законности и правопорядка в стране;

- степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

 

23.            Профессиональная культура юриста.

Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Профессиональная культура юриста включает:

Во-первых, - профессионально-правовое мастерство, всестороннее и глубокое знание правовых норм, специфики их практической реализации, качественный уровень правового мышления, оптимизацию профессиональной подготовки и эффективность использования специальных средств. 

Во-вторых, - основательная область знаний по различным, в том числе и смежным областям права, степень глубины политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем, определенный уровень общей правовой культуры. 

В третьих, - моральные качества юриста, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность и честность. 

В четвертых, - социально-политическая и гражданская ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, выступающих не только как личностные ценности, но и общенародные интересы. 

Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. 

Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

 

24.            ПравоваЯ культура и правовое воспитание.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. 

Правовое воспитание — это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

 

25.            Понятие, виды и структура правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, опенок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые и коны, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву это более глубокое: осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания

По содержанию правосознание подразделяется на:

- обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);

- профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);

- научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права),

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

 

26.            Деформации правосознания: формы, предпосылки и следствия.

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

 Правовой фетишизм- это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества.

Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Правовой нигилизм — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. Игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т.п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

«Перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту — недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. 

 

27.            Правовой нигилизм: понятие и пути преодоления.

Правовой нигилизм  разновидность социального нигилизма как ро­дового понятия.

Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, коснос­ти, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. 

Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебре­жительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второ­степенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек, средств.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

 

28.            Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

Субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.):

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знании посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений конституции и основных действующих законов.

 

29.            Система права: понятие, признаки, структура.

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важнее значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его е существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права:

- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли;

-её элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство

-она обусловлена социально-экономическими, политическими национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

-имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

 

30.            Система законодательства: понятие, элементы, структура.

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Система законодательства - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер. 

Система Законодательства отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. 

Система Законодательства в этой связи может и не совпадать с системой права. В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную Система Законодательства.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!