Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по теории государства и права»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

1.       Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

Теорию государства и права следует различать как науку и учебную дисциплину. В юридических вузах изучается учебная дисциплина, которая представляет собой систему определенных теоретических знаний, построенную в соответствии с учебной программой, предназначенной для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Учебная дисциплина базируется на науке. Поэтому в процессе изложения отдельных вопросов даются ссылки на принятые в юридической науке позиции и точки зрения.

Государство и право изучаются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии.

Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права как учебной дисциплины дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет в дальнейшем овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц, работающих в юридической сфере, навыки юридического мышления, юридических оценок, юридического анализа тех или иных событий, действий, явлений, актов.

Теория государства и права изучается по определенной системе и включает следующие основные разделы:

1. введение в теорию государства и права;

2. теория государства;

3. теория права.

 

2.       Объект и предмет теории государства и права.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Предмет – часть, одна из сторон объекта.

Объект ТГП - государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни.

Государство и право как объект теоретической науки — явления абстрактные, непосредственно несвязанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.  

Теория государства и права изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вычленяет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. 

Единство предмета теории государства и права обус­ловливается ее практическим и научно-понятийным един­ством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолирован­ные отрасли знания, а единая наука.

 

3.       Теория государства и права и философия права.

ТГП входит в группу гуманитарных наук и является фундаментальной наукой. Своими корнями она уходит в философию права. Философия базируется на теоретических методах постижений действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Функции философии права возлагаются на теорию права. 

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Даже социальная философия в деталях не исследует данные институты, а заимствует информацию об их природе и специфических особенностях в теории государства и права.

Из статьи В. И. Крусса:

«В предметной сфере философии права может быть выделено три предметных блока: правовая онтология, правовая аксиология, правовая гносеология. Правовая онтология ориентирована на учение о праве в его различении с законом, а бытие права - это его объективная природа и сущность. Это находит отражение в принципе формального равенства, в свойствах и характеристиках права как всеобщей формы равенства, свободы и справедливости. Что касается природы права, в пределах онтологии права рассматриваются также такие стороны этой проблемы, как смысл и содержание бытия права, его существования, его сущности: сущность права отражена в формах его существования, а в формах существования права присутствует правовая сущность…».

 

4.       Теория государства и права в системе юридических дисциплин.

Все отраслевые юридические науки — государственное (кон­ституционное) право, административное, трудовое, граждан­ское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработан­ными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятия­ми государства, органа государства, государственного механизма (аппарата) права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотно­шения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отрасле­вых наук о государстве и праве. Их фактический материал и тео­ретические обобщения — один из важнейших источников суще­ствования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международ­ным правом и другими науками о государстве и праве.

Таким образом, теория государства и права занимает центральное место в системе юридических дисциплин.

 

5.       Функции теории государства и права.

Функции ТГП - основные направления действия ТГП, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции. 

Онтологическая функция ТГП познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п. 

Гносеологическая функция ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. 

Эвристическая функция ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. 

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. 

Методологическая функция ТГП создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Идеологическая функция ТГП приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. 

Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. 

Все названные функции ТГП взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

 

6.       Традиционные и новые подходы к познанию государства и права; диалектика и синергетика.

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом.

Метод ТГП – совокупность способов, приемов, необходимых и используемых в целях познания ТГП.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права:

- метафизика дословно означает то, что следует после физики;

- диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления (!);

- материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно;

Общенаучные методы - это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К частным методам чаще относят следующие:

Метод конкретно-социологических исследований - это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики.

Метод моделирования - один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод - получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов.

Метод социально-правового эксперимента - способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

Математический метод - способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления.

Синергетический метод (!) в юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем (в том числе и случайных) и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

 

7.       Проблематика юридического метода познания

государственно-правовых явлений.

Процесс конкретизации нового понятия права, его выражения и оформления в виде целостной юридической теории, включая и общую теорию права и государства, осуществляется посредством юридического метода. В этом смысле юридическая теория является формой выражения юридического метода в действии, в созидании новой системы юридических знаний на основе и с позиций единого понятия права.

С помощью юридического метода предмет юридической науки (понятие права) конкретизируется и развертывается в соответствующую юридическую теорию (юридическую науку) как понятийно-единую систему знаний о праве и государстве.

Таким образом, познавательные возможности юридического метода, как и любого другого метода, заданы творческим (эвристическим) потенциалом самого нового понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретического смысла, сферой предмета данной юридической теории.

Юридический метод — это специфический общенаучный метод юридической науки. Как специфический метод юридического познания действительности он выполняет две следующие основные функции: 1) получение юридических знаний и 2) построение теоретической (научной)  системы юридических знаний.

При осуществлении первой функции юридический метод выступает как метод специфического юридического исследования действительности, в результате которого приобретается, умножается, углубляется и развивается юридическое знание. Юридический характер этого знания обусловлен тем, что соответствующее освоение, понимание и толкование действительности осуществляется с позиций, под углом зрения и в пределах понятия права, которое лежит в основе данного юридического метода и исходно определяет его юридико-познавательную профилированность и направленность (интенциональность).

Эти же отличительные особенности (исходная юридико-понятийная профилированность и направленность) присущи и юридическому методу как способу построения и обоснования юридической теории (научной системы юридических знаний).

 

8.       Генезис государственности в первобытную эпоху:

многообразие научных теорий.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

 

9.       Генезис западной и восточной государственности.

Формирование государства — длительный процесс, ко­торый у различных народов шел разными путями.

Одним из основных является восточ­ный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Афри­ка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традици­онными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллектив­ная собственность. Управление общественной собственно­стью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все бо­лее обособлялись от интересов остальных членов общества.

На рассматриваемый путь зарождения государства зна­чительное влияние оказали географические условия, необ­ходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоя­тельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от дру­га, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничь­им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность.

По другому историческому пути шел процесс возник­новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое­ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Например, в Риме на возникновение классов и государ­ства большое влияние оказала длительная борьба двух груп­пировок свободных членов родоплеменного общества — пат­рициев и плебеев.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факто­ров происходит расслоение первобытного общества, обостря­ются его противоречия, вследствие чего родовая организа­ция социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государство.

 

10.        Признаки государства,

отличающие его от общественной власти родового строя.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти. 

1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство — на территориальной общности своих граж­дан или подданных.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). 

Для содержания многочисленного аппарата государствен­ных служащих, представляющего политическую власть, необхо­димы налоги, сборы, различные обложения.

 

11.        Типология государства: основные подходы.

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории государства и права. В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный. 

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный тип государства.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее высокого уровня народного по­требления.

При изучении вопроса о типах государства следует пользо­ваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитив­ные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 

12.        Классовая трактовка природы государства.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. 

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической (классовой) теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя. По утверждению представителей материалистической (классовой) теории, оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства. 

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

13.        Культурологический подход к сущности государства.

Цивилизационный (культурологический) подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

1. Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии и других условиях.

Культурологический подход к сущности государства добавляет оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и др.

 

14.        Социологические концепции государства.

В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Общей чертой для всех вариантов социологической концепции государства является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы, рассмотрение в качестве основы государства фактических отношений властвования. Это силовая концепция. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, которая не может быть ограничена правом и которая произвольно определяет меру свободы подвластных. Такое понимание допускает и политическую несвободу подвластных, неограниченность политической власти, а поэтому в круг объектов, описываемых здесь как «государство», попадает и деспотия. Общее определение государства в социологической концепции сводится к следующему: это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории. 

Правовое государство и государство законности. Социологическая концепция государства отрицает естественные права человека и понятие правового государства. Все субъективные права считаются октроированными, производными от воли законодателя.

В социологической концепции понятие суверенной власти означает политическую власть, которая по своей природе не может быть связана какими-то дозаконотворческими правами подвластных или международным правом. «Право» здесь объясняется как приказы верховной власти, а основные права и свободы человека — как продукт властного законотворчества. Получается, что не государство связано правом, а наоборот-право — это то, что находится в полном распоряжении государства. Следовательно, в социологической концепции «правовое государство» — это нонсенс: государство может быть деспотическим, но не может быть правовым в смысле связанности власти свободой подвластных; никакая сила не может ограничивать государство, поскольку, по определению, это наиболее сильная организация власти.

 

15.        Нормативистские и юридические версии сущности государства.

Начало юридического подхода к сущности государства заложил выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство как социальное образование и как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права. 

Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В. С. Нерсесянцем: государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти. Термин «правовая», естественно, предполагает различение права и закона. В противном случае, при отождествлении права и закона, суждение «государство — правовая организация власти» будет содержать элемент тавтологии — объяснение государственной власти через понятие закона, т. е. через то, что является результатом самой властной деятельности.

Таким образом, понятие государства предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. Это значит, что, с одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка.

 

16.          Понятие и основные (сущностные) признаки

современного государ­ства.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

 

17.        Публичная политическая власть: понятие, природа, признаки.

Публичная власть распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной «подвластной» территории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, население, совокупность абстрактных субъектов (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, этническими узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняется все, включая иностранцев (за редким исключением). Власть политическая — это власть, осуществляющая Управление народом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая общественные отношения в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Публичная политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти.

Публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

 объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;

— осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;

— обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

 

18.        Законодательная власть.

В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент — один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти.

Современные парламенты обычно состоят из двух палат верхней и нижней. Такая двухпалатная организация легислатуры является элементом сдержек и противовесов в рамках законодательной власти: обычно нижняя палата является фактическим законодателем (парламент в целом является номинальным законодателем), а верхняя обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе. Верхняя палата далеко не всегда формируется путем всеобщих прямых выборов. В большинстве стран часть или все члены верхней палаты назначаются или избираются путем косвенных выборов.

Сдержки и противовесы в отношениях между ветвями государственной власти проявляются и в сфере законодательного процесса.

Теория различает в законодательном процессе пять стадий. 

Первая стадия — внесение законопроекта в нижнюю палату парламента субъектами законодательной инициативы - прежде всего такими субъектами являются сами депутаты нижней палаты.

Вторая стадия — рассмотрение законопроекта в палате, как правило, в трех чтениях. Необходимость трех чтений вызвана самой логикой демократической процедуры нормотворчества.

Третья стадия — вотирование закона нижней палатой, т. е. голосование по законопроекту, в результате которого либо закон считается не принятым, либо вотированный закон направляется в верхнюю палату парламента.

Четвертая стадия — одобрение вотированного закона верхней палатой парламента. Как правило, если простой закон в течение определенного срока не рассмотрен верхней палатой, то он считается «одобренным по умолчанию».

Пятая стадия — промульгация. Закон, принятый палатами парламента, не вступает в силу автоматически. В условиях разделения властей номинальный глава государства или глава исполнительной власти. 

 

19.        Исполнительная власть.

Система органов исполнительной власти обладает заключенной в правовые рамки институциональной принудительной силой, обеспечивающей исполнение законов и судебных решений. Государственное принуждение непосредственно осуществляют полиция, внутренние войска, уголовно-исполнительные учреждения.

Если органы исполнительной власти обладают автономными нормотворческими полномочиями, то это значит, что они не только обладают принудительной силой, но и сами для себя устанавливают нормы, позволяющие осуществлять принуждение. Такие органы фактически будут доминировать в аппарате государства, ибо в отличие от номинального законодателя они обладают не только властью принимать нормативные решения, но и силой, чтобы проводить эти решения в жизнь. Это в очередной раз показывает, что разделение властей нельзя отождествлять с разделением труда. Разделение нормотворческой компетенции между органами законодательной и исполнительной власти можно рассматривать как «разделение труда» по осуществлению государственного нормотворчества. Но такое «разделение труда» является нарушением разделения властей. 

С точки зрения права органы исполнительной власти должны быть подчинены требованию «запрещено все, что прямо не разрешено правом (правовым законом)». Исполнительные органы не должны заниматься нормотворчеством, но должны действовать во исполнение закона и в рамках бюрократических процедур, регламентированных законом.

 

 

 

20.        Судебная власть.

Судебная власть осуществляется посредством развернутой системы судов, включающей суды общей, административной и конституционной юрисдикции. 

Разрешая споры о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры: субъект, права которого нарушены, как равноправная сторона вступает в спор о праве с любым частным или должностным лицом, с любым государственным органом, нарушившим его права.

Перед лицом суда все формально равны — и частные лица, и носители публично-властных полномочий.

Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривав споры о праве, возникающие между формально равным субъектами. Это гражданско-правовые споры, возникающие между частными лицами, и уголовные дела.

Суды административной юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между частными лицами и правительственно-административными органами по поводу законности их решений, которыми, по мнению частных лиц, нарушены их права.

Суды конституционной юрисдикции рассматривают споры о праве между гражданином и законодателем по поводу конституционности закона, нарушающего, по мнению гражданина, его конституционные права и свободы. Закон, признанный судом противоречащим конституции (нарушающим конституционные права и свободы), объявляется недействительным полностью или частично. Причем закон утрачивает силу по решению конституционного суда, т. е. не требуется отмена закона издавшим его законодателем.

Различаются европейская (австрийская) и американская модели конституционной юрисдикции.

Европейская модель конституционной юрисдикции. В европейской модели специально создается судебный или квазисудебный орган (он может называться «конституционный суд», «конституционный трибунал», «конституционный совет» и т. д.), который один обладает правом признавать законы противоконституционными и недействительными.

Американская модель конституционной юрисдикции». По этой модели, возникшей в США, не создается конституционный суд, а полномочия конституционной юрисдикции осуществляются верховным судом — высшим судом общей юрисдикции, выступающим, как правило, в качестве апелляции в иной или надзорной инстанции.

 

21.        Понятие и классификация функций государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Различаются внутренние и внешние функции государства. Последние означают осуществление задач государства в международных отношениях. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту — гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство.

Минимальные функции. С точки зрения либертарной теории прежде всего выделяются минимальные функции государства. Это решение двух основных задач, стоящих перед любым государством, на всех этапах исторического развития государственности.

Сюда относятся: (1) обеспечение свободы, безопасности и собственности (правовая функция) и (2) создание системы коммуникаций. 

Патерналистские функции государства. Принцип социальной государственности в деятельности современного государства ориентирует это государство на осуществление патерналистских функций по отношению к гражданскому обществу и отдельным группам субъектов гражданского общества.

 

22.        Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти.

В связи с этим, форму правления, форму государственного устройства и государственный режим можно именовать «элементами» формы государства. 

Таким образов, понятие формы государства охватывает: организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением (форма правления); территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями (форма государственного устройства); методы и способы осуществления государственной власти (государственный режим, причем это составная часть политического режима). 

 

23.        Соотношение типа и формы государства.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм – в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики; для феодального типа – монархии и городские республики; для буржуазного типа – демократические республики и конституционные.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе.

Факторы, которые обуславливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание, т.е. тип государства. 

 

24.        Форма государственного правления: понятие и виды.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. 

Монархия – это государство, в котором верховная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

Признаками монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия), и ограниченные (конституционные): парламентарная или дуалистическая, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония).

Республика – это государство, в котором высшие органы власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республики: выборность власти; срочность; зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

 

25.          Формы государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства - административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами.

 Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные). 

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию.

Конфедерация представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

 

26.        Межгосударственные образования.

От формы территориального устройства государства следует отличать форму межгосударственного объединения (образования). Последняя означает такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. В этом контексте различаются личная и реальная унии, протекторат и ассоциированные государства, конфедерация, содружество и другие формы.

Личная уния — это простейшая форма межгосударственного объединения, возникающая как следствие монархической формы правления. Она возникает тогда, когда монарх приобретает права на корону другого государства (нескольких государств) либо в порядке престолонаследия, в результате случайного совпадения, либо вследствие того, что одно государство передает права на корону монарху другого государства.

В противоположность личной унии реальная уния означает правовой союз государств на основе создания общего института главы государства — монарха и других общих органов государственной власти. В рамках реальной унии может сохраняться суверенитет союзных государств. 

Под содружеством обычно понимается Содружество наций. Это международно-правовой союз, отраженный в конституциях союзных государств, в состав которого входят Великобритания и суверенные государства — ее бывшие колонии.

Протекторат означает такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Во внутренней политике последнее обладает определенной самостоятельностью. При этом соответствующие органы покровительствующего государства одновременно осуществляют компетенцию защищаемого государства. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией.

Конфедерация — это международно-правовой союз государств, в рамках которого создаются надгосударственные органы. Решения этих органов нуждаются в подтверждении со стороны органов субъектов конфедерации. Конфедерация неустойчива. Она либо распадается, когда достигаются цели союза или же выясняется неэффективность союза для достижения поставленных целей, либо превращается в федеративное государство. 

 

27.        Политический режим как составляющая формы государства: понятие и виды.

Понятие «государственный режим» объясняет способы осуществления государственной власти. Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти.

Различаются режимы демократические и авторитарные (диктаторские).

Демократия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную формы демократии.

Представительной демократией называют осуществление государственной власти демократически избираемыми представителями народа.

Непосредственная демократия («прямое народоправие») означает принятие политических решений, непосредственное осуществление государственной власти всей совокупностью полноправных граждан или их большинством (в данном контексте «народ» — это совокупность полноправных граждан).

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти.

 

28.        Разновидности современных демократических режимов.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. 

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

 

29.        Механизм современного государства: понятие и структура.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

30.        Современный государственный аппарат:

понятие, структура, прин­ципы организации и деятельности.

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

- принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

- принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

- принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

- принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников; учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

- принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

- принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

- принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Структура: законодательная, исполнительная и судебная ветви.

 

31.        Бюрократизм и коррупция:

понятия и возможности юридического противодействия.

Бюрократизм - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократичес­ки (а в случае с демократией - демократически) организованную властно-уп­равленческую систему. 

Корру́пция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властныхполномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Радикальным средством борьбы с бюрократизмом и коррупцией является смена само­го принципа организации власти и управления, а именно - переход на само­управление. 

 

32.        Политическая система общества: понятие, структура, функции.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. 

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методов властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включает в работу политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения к политическому участию и деятельности;

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенное степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам). 

 

33.        Место и роль государства в политической системе общества.

Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом. 

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением;

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям.

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

 

34.        Государство и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории. 

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления. 

 

35.        Государство, политические партии и общественно-политические движения.

Политическая деятельность граждан осуществляется главным образом че­рез участие в политических партиях и общественно-политических движениях.

Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.

Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т. п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования.

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

В отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа.

 

36.          Государство и группы давления.

Группы интересов артикулируют свои претензии не только в отношении других групп, но и в отношении государства - группы давления.

Специфика взаимоотношений групп давления с государством: институализация этих отношений – возникает порядок взаимодействия между государством и группами интересов, складывается нормативный порядок, который ведет к тому, что государство берет обязательства по взаимодействию с группами интересов + группы интересов.

Модели взаимодействия государства и групп давления:

1. плюралистическая модель – в обществе существует возможности для возникновения многообразных групп интересов;  представлять интересы большой социальной группы.

2. корпоративная модель – число групп интересов, с которым государство вступает в регулярный монолог, ограничено.

 

37.        Гражданское общество: понятие, признаки, структура.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). 

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

- высокое сознание людей;

- высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

- широкие связи между членами общества;

- наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

- децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления;

- согласование позиций вместо конфликтов;

- развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. 

 

38.   Государство в контексте глобализации.

Единые основополагающие правовые принципы, нормы, стандарты - главные условия, параметры единого мирового правового пространства, глобального правового сообщества. На этой основе все более расширяется и усиливается взаимодействие норм международного и внутригосударственного права. «Сближение национальных правовых систем в международном объеме стало решающей проблемой современности».

Международное право играет все большую роль в развитии и совершенствовании национальных, внутригосударственных нормативно-правовых систем. Международная сбалансированность этих систем (за некоторым исключением) стала правилом. Общепризнанные принципы и нормы международного права в подавляющем большинстве своем совпадают с национальными интересами отдельных государств (государственный суверенитет, незыблемость установленного конституционного строя, территориальная целостность государства и т.д.).

 

39.        Правовое государство: история идей и современность.

Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, закрепления в нем публично-правового порядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти. Историческая идея правового государства возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Весьма важным в формировании идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане». Философские основы теории правового государства создавались и развивались немецким философом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство по Канту, это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

На современном этапе правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридический гарантий реальных прав индивидов, объединений, социальных групп и государства в рамках общего порядка.

Правовое государство – это многомерный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические, духовные основы. Правовое государство – это одновременно и социальное государство, которое стремится к рациональному и равноправному распределению благ. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!