Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по римскому праву»

/ Римское право
Конспект, 

Оглавление

 

1. Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста.

 

Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческая формации.

Право в объективном смысле — совокупность правовых норм, в субъективном смысле — право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различные которых проводились путем противопоставления интересов государства и общества, и общества интересам отдельных личностей.

Частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится  «касается выгоды, интересов отдельных лиц». Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения; порядок заключения брак, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т.е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнения; наследование, т.е. переход имущества к другим  лицам после смерти наследователя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательное, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частое право могло изменяться либо применяться, либо нет. Частное право, в отличие от публичного, — действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право — самая оформленная и законченная часть римского права.

Есть 2 системы изложения курса римского права:

1. Институциональная система (институция — учебник по РП Гай разделил учебник на 3 части — 3-ч звенная система):

a. Раздел о лицах;

b. Раздел о вещах;

c.      Раздел об исках.

2. Пандектная система (пандекты — общий свод, собрание).

Труд больших усилий, общее собрание сочинений. Изложили римский материал по другому. Наличие общей части. Специальная часть поделена на 4 раздела: Вещное право, семейное право, обязательное право, наследственное право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды рецепции римского частного права.

 

Обще гуманитарное понятие рецепции — процесс заимствовании каких-то социальных институтов, правил, постулатов одним обществом у другого.

Рецепция права — процесс заимствования каких-либо правовых моделей одним государством у другого и использование в своей правовой системе.

Рецепция понимается в узком и широком смысле.

В широком смысле — это процесс заимствования у другого государства «духа» права, основных принципов, идей аксиом построения правовых систем.

В узком смысле — Это правовой феномен.

Государство заимствует у другого суверена его правовые нормы или целые институты и вводит у себя на территории в качестве действующего права.

Рецепция делится на прямую и косвенную.

 Прямая рецепция — это когда между государством заимствующего и тем, у которого заимствуют не проходит временного интервала

Косвенная рецепция — это когда между государством, заимствующим и тем у которого заимствуют, проходит значительный исторический этап.

Рецепция (от reception — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того, нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

1 волна массовой рецепции — эпоха Возрождения.

2 волна массовой рецепции — новое время.

В последней четверти 19 века написаны замечательные произведения, монографии.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

1. Высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

2. Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право  было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

1. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающего товарного хозяйства;

2. Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3. Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права — это сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобретало уже через ряд столетий после падения Рима значения действующего права в ряде государств Центрально и Южной Европе.

Мы реципировали уже не римское, а общеевропейское право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные правовые системы в частном праве.

Древнего Рима: критерии разграничения и характерные черты.

 

Говорить о римском гражданском (частном) праве как единой системе права было бы исторически неверно. В Риме возникли, и некоторое время существовали вместе 3 правовые системы: цивильное право, право народов, преторское право.

Цивильное право — это совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сенат. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от не римлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством дома владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности. Отношения  гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящего еще  к временам военной демократии.

Преторское право — это совокупность правил и формул, созданных претором. Преторское право представляла из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского права. Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Право народов. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступала необходимость в правовом оформлении данных отношений. Это проблема была решена созданием претора перегринов.

Характерными чертами системы цивильного права:

1. Возникло первым, исконная древнейшая система Рима;

2. Консервативно (очень слабо изменялось);

3. Нельзя отменять;

4. Символичность и обрядовость, т.е. форма важнее содержания, казуистичность;

5. Теснейшая  связь с процессом;

6. Это был образец римского права модели, он пронизывал все право.

Характерной чертой системы преторского права: Быстрая изменчивость (ежегодно обновлялось).

Характерной чертой системы права народов:

1. Мобильность;

2. Очень специфический круг лиц.

Можно выделить три критерия разграничения правовых систем в римском праве:

1. Смысл наименования:

1. В системе цивильного права. Jus civil. Civil — гражданский. Изначально назывался квиритское права;

2. В системе преторского права. Pretor —должность в Риме.

3. В системе права народа. Право, которое показывает, что были римляне и другие народны.

2. Круг лиц:

1. В системе цивильного права. Распространялось только на граждан Рима.

2. В системе преторского права. Распространялось только на граждан Рима.

3. В системе права народа. Распространялось только на пелегринов (иностранцев)

3. Источники:

1. В системе цивильного права. Обычаи и законы.

2. В системе преторского права. Эдикты, городских преторов (должны были соответствовать нормами цивильного права и восполняющие пробелы.)

3. В системе права народа. Эдикты, преторов пелегринов и естественное права и международные обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие и состав источников римского частного права.

 

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых, - согласованностью с естественным разумом общежития, общим для всех народов, или правом общенародным ius gentium . Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» почти все договоры, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. д. Собственное данного народа право может состоять из писанного и из неписанного; к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться. Это писанное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм:  

Виды источников римского права:

-  Обычное право;

-  Законы;

-  Эдикты магистров;

-  Конституции императоров;

-  Деятельность юристов.

Конституции императоров — это собирательный термин под ним понимались и другие акты:

1. Эдикты императора.

2. Дикреты императора

3. Рескрипты императора

Собственность нормативный акт акт эдикт, а декреты и рескрипты локальные, но в то время все они были нормативными.

Ниже перечислены источники римского права (Памятники римского права):

1. Закон XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных  колонн, выставленных  на римском форуме. Закон XII Таблиц состоял из разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении — обиде, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе, о неиспрашивании привилегий. Подлинный и полный список Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

2. Кодификация императора Юстиниана.

3. Произведение римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в н.э.), Тацита (III вв. н.э.) и т.д.

4. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль, исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы обще императорского значения Эдикт Антонина Каракаллы — 212г. н.э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обычай и закон как источники римского частного права.

 

Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма обазования римского права.

Черты обычая:

1. Устный источник;

2. Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

3. Не должен иметь конкретного автора;

4. Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

5. Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

1. Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

2. Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым,  т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

1. Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

2. Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3. Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.

Закон (Leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистром, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистра и только в пределах его компетенции. Римские законы получали как правило наименование по его инициатору: Закон Корнелия, Закон Аквилия и т.д.

Черты закона:

1. Это текст, т.е. письменная форма;

2. Универсальность для всех;

3. Акт высшей юридической силы;

4. Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.)

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1. praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2. rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы  и т.п.;

3. sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Классификация законов по Ульпиану:

1. Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта);

2. Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф);

3. Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Эдикты магистратов (преторов) как источник

римского частного права.

 

Магистры — это должностные лица, могли принимать подзаконные акты, законы. Преторские эдикты (от слова — говорить) поначалу был устным. По содержанию — перечень отношений, по которым претор давал защиту. По форме — публичная клятва.

Преторский эдикт в классическом варианте принимал сроком на год, т.к. он оглашался претором момент вступления в должность (а обновлялись они раз в год). Эдикт назывался одногодичным.

Компетенция: восполнения пробелов в праве (защита не регулировалась правом отношений). Поспешные эдикты (принимались в период действия годичного эдикта). Но вскоре они были запрещены (если претор все-таки выпускал такой эдикт, то к нему и применялся).

Вечный (постоянный) эдикт — результат кодификации преторского права (на этом праве преторское права прекратило свое существование в этом смысле).

Эдикты — устное объявление магистрата по тому или ному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистра находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистра, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

-  Эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

-  Провинциальные эдикты заключали в себе: утверждения местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

-  Преторские эдикты.

При назначении на должность претор издал указ, в котором декларировал те право положения и принципы, которых он будет держать в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильно права. А помогал их осуществлять, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1. Новые (в них указывались новшества право применения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2. Постоянные, где указывались право положения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо право применения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67г. до н.э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистры, издавшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защищать не собственника как собственника, но он не мог не собственника превратить в собственника.

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictium perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Деятельность римских юристов: понятие и виды.

Значение римской юриспруденции

для формирования и развития права римского права.

 

В современном праве его нет. Появление первой юриспруденции (пруденс — знаток, юрис — право). Судьи были не юристами.

Виды деятельности юриста:

1. Консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

2. Даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

3. Руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

Подобная деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и совершенствование древнеримского законодательства. Более того, в эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обязательную юридическую силу.

Таким образом, правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права.

Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву.

Результата деятельности юристов — появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкования развивалось большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражать в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

1. Объяснение текста;

2. Толкование юриста;

3. Образец исковой формулы.

Доказать факт консультации можно:

1. Представить текст консультации с печатью юриста;

2. Личное письмо «пруденс» судье;

3. Свидетельские показания.

Контроверзы — противоречивые консультации по одному и тому же делу, представлены в суд.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства.

Постепенно свободные «пруденс» становится придворными юристами. «Закон о цитировании» (перечислены 5 имен юристов классического периода, труды которых использование, как источник права.) Гай, Ульпиан, Павео, Модестин, Попиниан. Авторитет мнением было мнение Попиана. Детялеьность римских юристов достигла расцвета в период — классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

В эпоху республики юристы толковали законы буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявление воли сторон или законодателя. «Знать законы — это не значит держать за их слова, но понимать их смысл и значение» (Юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования направлены на отыскание справедливости.

Занятия юриспруденцией — один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

 

 

 

 

 

8.Кодификация Юстиниана: процесс кодификации и её части

 

КОДИФИКА́ЦИЯ ЮСТИНИА́НА, «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, составленное в 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I. На протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран (в т. ч. в России — см. Кормчие книги 12 в.); остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учетом новых экономических условий.13 февраля 528 Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления 1-6 вв. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое «древнее право» (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух — из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии — написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов — была выполнена к 16 декабря 533. Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса — добавлено более 300 новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые «Новеллы», написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556, — собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права». Он включает в себя:

1) Институции (состоят из 4 книг, по структуре и содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);

2) Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тыс. сочинений 39 юристов);

3) Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц);

4) Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени — 168 новелл).

 

                                                                              9. Формы гражданского процесса

 

Римское право по сути знало только гражданский (частный) процесс. Римляне не сформулировали единого понятия иска. Выделялись лишь отдельные иски, вытекающие из конкретных ситуаций, основанные на конкретных обязательствах. Иногда римское право даже называют "системой исков", ведь римляне полагали, что без иска нет права. Иск как средство удовлетворения требования судебным решением реализуется в гражданском процессе. В Древнем Риме не было постоянно действующих специализированных государственных судебных органов. Сначала судебные функции, помимо прочих, осуществляли некоторые магистраты, в императорский период указанные полномочия были присвоены определенными чиновниками. Широко практиковался третейский суд. Долгое время процесс существовал как личный (то есть требовал непосредственного участия сторон в судоговорении) и устный, он был насыщен формальностями. История римского права знает три различные формы гражданского процесса, последовательно сменявшие друг друга: легисакционный, формулярный, экстраординарный. И легисакционный, и формулярный процессы делятся на стадии in ius и in iudicio в отличие от экстраординарного процесса. Легисакционный процесс (от legis actio - действовать по закону) - древнейшая форма римского гражданского процесса, предусмотренная Законами XII таблиц. Он был сугубо формальным и торжественным.

10. стадии судебного разбирательства в Древнем Риме

 

 

Процесс делился на 2 стадии: in ius и in iudicio.
На стадии In ius судебные функции осуществлял магистрат (в древние времена консул, позже претор). Ответчик уже на этой стадии мог признать иск, в таком случае процесс автоматически заканчивался победой истца. Если иск не был признан, магистрат призывал свидетелей подтвердить факт спора (litis contestatio), после чего процесс приобретал необратимый характер и должен был завершиться принятием решения по делу. С этого момента начинало действовать правило: нельзя подать второй иск по одному и тому же поводу. После этого магистрат формулировал предварительные правовые выводы по существу дела для судьи, которому оно передавалось. На стадии in iudicio дело принимал судья (арбитр), избираемый сторонами. Он рассматривал доказательства по делу и выносил решение.
Легисакционный процесс не предполагал обжалования принятого судебного решения.
Иск в легисакционном процессе можно было подавать только по одной из следующих определенных формул:
1. С использованием присяги (если предметом иска является вещь) - legis actio sacramento,
2. Посредством просьбы о назначении судьи - по стипуляции.
3. Посредством истребования обогащения (если предметомиска являются деньги).
4. Посредством наложения руки. В таком случае, если истец выигрывал, ответчика можно было забрать в кабалу.
5. Путем захвата долга. В таком случае истец завладевал вещью ответчика и использовал ее как залог (форму обеспечения иска). Такая формула подачи иска использовалась только по наиболее важным искам (например, о священных вещах). Легисакционный римский гражданский процесс является довольно чистым образцом состязательного (обвинительного) процесса. Со временем претор получил свободу в формулировании сути спора ("формулы") перед судьей, что позволило обеспечить исковой защитой все новые категории правоотношений. Судья, таким образом, был связан преторской формулой, что стало основой формирования формулярного процесса. Он изучал факты по делу, но не мог изменить его правовую квалификацию, уже данную претором в формуле. Переход от легисакционного к формулярному процессу соответствовал переходу от цивильного права к преторскому.
Преторская формула - ключевое понятие в формулярном процессе. Формула начиналась с назначения судьи. Остальные части формулы делились на обязательные и факультативные.
Обязательные части формулы:
1. Intentio - суть требований и возражений сторон.
2. Condemnatio - правовая квалификация дела. Факультативные части формулы:

1. Demonsratio - дополнительное пояснение пожеланий сторон (в сложных делах).
2. Adiudicatio - предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (например, раздел наследства).
3. Exceptio - в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (например, exceptio doli - ссылка на умысел истца при заключении договора).
4. Prescript - оговорка на то, что цена иска точно не установлена.
Экстраординарный процесс (когниционное производство) возник по мере расширения территории Римской империи. Судебные функции в это время стали осуществлять уже не избранные магистраты, а назначенные императорские чиновники и военачальники - прокураторы провинций, префекты городов, начальник римской полиции, наконец, и сам император. Судья вел процесс единолично, заслушивал стороны, исследовал доказательства, выносил решение, осуществлял его исполнение; мог уменьшить исковые требования (что необычно для легисакционного и формулярного процессов).
Основным процессуальным актом в это время стал вечный преторский (Юлианов) эдикт.
Со временем экстраординарный процесс из устного превратился в письменный, обрел прочие черты инквизиционное. В экстраординарном процессе допускалось обжалование принятых судебных решений, при этом высшей судебной инстанцией являлся, разумеется, император.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Понятие и виды исков.

 

Понятие иска не существовало. Иск — это требования лица право, которого нарушили адресованное ответчику и направленное в суд, касающегося восстановления нарушенного права. Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Материально-правовая сторона иска — требование истца, к ответчику, а процессуальная — требование к претору.

Число исков было ограниченным.

Классификация римских исков:

I.  По основанию защиты (по личности ответчика):

1. Вещные (actions in rem) —требование признать право истца на определенную вещь. Абсолютный характер защиты — против любого и каждого кто посягает. Вещный иск — виндикационый иск, пегаторный иск, публицианский иск.

2. Личные (actiones in personam) — требование исполнения обязательства конкретным должником. Относительный иск — может быть предъявлен к конкретному заранее определенному ответчику. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца, и только против них давался личный иск. Личный иск — чаще об обязательстве возмещения вреда, возвращение не основательно приобретенного.

II.      По основанию требования:

1. Законные — закрепленные прямо в законе. Основанные на законе (actionеs in jus);

2. Доброй совести — прямо не закрепленные в законе. В начале не считалась иском, после стал считать, и была возможность выбирать. Основанные на действие (actionеs in factum)

III.    По объему:

1. Иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав (возмещения ущерба) — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика;

2. Штрафные, направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф;

3. Смешанные, осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика.

IV.   По способам (приемы):

1. С фикцией;

2. По аналогии.

V.     По содержанию:

1. Если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск, а второй — производственный от него;

2. Встречный иск — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском;

3. Фиктивный иск — иск, формула которого содержит фикцию, т.е. указанные судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт;

4. Иски из доброй совести — если судья не мог добиться от ответчика выдачи или предъявления предмета спора, то он выносил особое решение, в котором определял размер ущерба, причиненного истцу, руководствуясь принципом «доброй совести и справедливости»;

5. Арбитражный иски — если судья не мог добиться от ответчика выдачи или предъявления предмета спора, то он выносил особое решение, в котором определял размер ущерба, причиненного истцу, руководствуясь принципом «доброй совести и справедливости»;

6. Популярные иски — мог предъявить любой гражданин;

7. Иски о притязаниях; преюдициальные иски; иски о разделе. (Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные иски.) Иски о притязаниях, или исполнительные.

8. Ответчик присуждался к реальным действиям (например, вернуть долг). Самая распространенная группа исков. Преюдициальные (или установительные) — констатируется лишь наличие права у истца. (Раб данного господина, сын данного отца и т.д.). Особенность: требование материально-правовое обращалась не ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, — когда возникло совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец. Особенность: до суда — одно право, после вынесения решения — два права собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Особые средства преторской защиты.

 

Административная природа. Выбор существует до сих пор.

Характерные черты:

1. Быстро;

2. Единолично;

3. Немедленно исполняется.

Не достаток:

1. Не решает дело по существу устраняет основу.

Чаще вспомогательные средства.

 Характерные черты преторской защиты:

1. Интердикты;

2. Реституция;

3. Преторская стимуляция

Интердикты — обязательный к исполнению приказ претора совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия. Интердикты предполагают защиту не против собственника вещи, а против третьих лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт, немедленно повиновалась ему, не оспаривала изложенных в не факторов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушению.

Виды интердиктов:

1. Односторонние и двухсторонние;

2. Восстановительные (требовали возвращение лицу какой-либо вещи) и предъявительные (требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа);

3. Для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами. Интердикты по защите недвижимости  был направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владения (чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т.д.) Интердикты по защите движимых вещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба чтобы поднести ношу, и т.п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считал основным ее обладателем, и вещь закреплялась за ним.

Реституция — возвращение сторон в первоначальное положение, способ защиты от применения норм права, например при заключении сделки лицом, не достигшим 25 лет, при пропуске срока по уважительным причинам, при ошибке в процессе. Реституция лишала силы факт, приведший юридические отношения к существующему положению, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений. При ее применении против судебного решения оно отменялось, и процесс начинался снова. Реституция применялась в порядке исключения.

В 2 ситуациях.

1.  В судебных решениях, которые не обжиловались и были тут же исполнены:

Три условия для реституции:

1. Сторона, просившая о реституции, должна была представить какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие справедливости судебному решению;

2. Сторона, просившая о реституции, должна была доказать нарушение судебным решением его прав;

3. Срок после, которого нельзя  просить о реституции

2. Касалось сделок.

3. Сделок и пороками. Сторона одна из них (не дееспособна, если нарушены права мог требовать о реституции.)

Преторская стимуляция  выражалась в обещание претора дать последующий иск по какому-либо делу (например, с владельца дома, грозящего по ветхости постройкам соседа); при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Понятие, значение законных сроков исковой давности

в римском праве.

 

Исковая давность появилась очень поздно. Исковая давность - это срок, для защиты нарушенного права в суде.

Исковая давность означает погашение возможности процессуальной защиты права вследствие того, что в течение известного времени такая защита не была осуществлена заинтересованным лицом.

Общий срок исковой давности установлен Юстинианом в 30 лет, для церкви и благотворительных учреждений 40 лет.

Особые правила исчисления:

1. Начинается с момента нарушения субъектных прав:

1. Если это нарушение, в котором точно можно определить дату, то исковая дата потечет  на следующий день после установленной даты;

2. Число неизвестно исковая давность начиналась течь с самого противоправного посягательства.

Начало течения исковой давности устанавливалось с момента возникновения искового притязания:

-  При праве собственности и других правах на вещи — с момента нарушения кем-либо господства над вещью;

-  При обязательствах не делать не чего-либо — когда обязательства субъект совершил действие, противоположное принятой обязанности;

-  При обязательствах что-либо сделать — когда возникла возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного.

Течение давности прерывали: предъявление иска, признание требований обязанным лицом. Перерыв исковой давности приводил к тому, что истекшее время не засчитывалось в срок исковой давности; течение давности начиналось снова.

 Течение исковой давности могло быть временно приостановлено. Приостановление исковой давности означало, что ее течение временно приостанавливается пока какой-либо причине, например, ввиду несовершеннолетия лица либо юридических препятствий для предъявления иска, например до составления описи наследственного имущества. Устранение этих оснований возобновляло течения исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности.

Об истечении срока исковой давности не может быть применен судом самостоятельно, должна сам заявитель заявите о истечение исковой давности. Если сторона не заявляет об истечение срока суд выносит решение и по этому основанию нельзя было обжаловать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Субъект права. Понятие и содержание правоспособности.

Деление лиц с позиции объема римской правоспособности.

 

Персона (лицо) — такой участник отношений, который обладал свойством правоспособности.

Правоспособность — это генетическая возможность получать в будущем прав:

1. Правоспособность акт признания кого-либо субъектов права;

2. Необходимость, предносимая для приобретения конкретного субъективного права конкретным лицам.

Римская правоспособность возникала при рождении, прекращались смертью, но в отличие от современности зависит от трех состояний.

1. Статус либертатус — состояние свободного:

1.

 


Субъекты права

 

Свободные;

2. Вольноотпущенные;

3. Раба — объект права не правоспособен.

2. Статус целитатус — статус гражданства:

Только вольноотпущенные первые двух

1. Рожденные в Риме;

2. Латинов;

3. Перегримом наименьшая правоспособность.

3. Статус фамилия — элитность положения:

Все граждане Рима делились:

1. Натофамильное — дома владыка;

2. Подвластные лица — лица чужого права.

Правоспособность декалическая изменчивая.

Три степени умаления способности:

1. Максима — наименьшая утрачивает состояния свобод и становления объектам.

2. Медия — сохраняя состояние свободы, утрачивается гражданство, при сохранении свободы Правоспособность изменяется по субъектам.

3. Минимум — изменение семейного положения

Правоспособность содержит:

1. Юсканубиз — способность заключения законного римского брака;

2. Юскомерции — способность заключение действий и отвечать за них.

Деление лиц с позиции объема римской правоспособности:

I.   

1. Свободные;

2. Вольноотпущенные:

3. Пожизненная зависимость от большего дома владельца морально и материально. Женщины под опекой владельца

4. Рабы рассматривался наравне с подвластными лицами. Подвластный член семьи домовладельца. Позднее. Бесхозяйственной вещью не мог быть. Злоупотреблять правом на раба. Пекулий не субъект права получает землю, мог брать в займы, отпускаться навалю частными лицами.

II.       

1. Граждан;

2. Латины: Давние союзники. Почти, как и римлян. Легко приобретали римское гражданство;

3. Перегримы Меньше всего прав. Не могли заключать законный римский брак. Лично не могли защищаться. Сделки носили доверительный характер. Правовой вакуум. Позднее. Вынуждено было определить статус и защищать  их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Категории лиц с позиций объема дееспособности.

 

Термина дееспособности в Риме не было.  Римском праве дееспособность часто была тоже самое, что и правоспособность.

Дееспособность в римском праве — способность от своего имени и по своему разумению и предпринимать правовые действия и лично отвечать за совершение противоправного действия (деликтов).

Влияло на римскую дееспособность:

1. Возраст. Полная дееспособность наступала по достижению совершеннолетия — 25 лет, но императоры могли предоставить льготу, делавшую женщины правоспособной с 18 лет, а мужчину — с 20 лет;

2. Пол;

3. Умственные способности лица, позволяющие ему действовать с осознанием действительности;

4. Здоровье лица;

5. Способность к расточительству.

Из-за недостаточного возраста, половых, психических, моральны или физических недостатков субъекта права по установлениям римского права у таких дефектных субъектов исключалась дееспособность целиком или частично.

Ограниченные в дееспособности:

-  Подростки — от 7 лет и до 14 лет мальчики и 12 лет девочки (брачный возраст) — могли совершать сделки по приобретению без обязанностей с их стороны (дарения, ссуда, но не купля–продажа; завещание недоступно даже с опекуном);

-  Юноши — от брачного возраста до 25 лет — время, когда возможно вступать в брак. Могли совершать все сделки, но претор мог применить реституции, а затем стали давать попечителя. Для них предписывалось благожелательное попечительство, т.е. они должны были испросить у власти попечителя (куратора), без участия которого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительными. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью;

-  Расточители — не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и тому подобные, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиям вред и др.

Полностью недееспособные:

-   Дети — до 7 лет — не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно;

-  Женщины. Над ними устанавливалась опека, которая носила постоянный характер и не зависела от наступления совершеннолетия. Женщины е могли быть магистратами, опекунами (кроме матери и бабушки), поручителями, не могли осуществлять сделки без согласия мужчины;

-  Лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья (пьяны, взбешены и т.д.) но только в период искажения;

-  Безумные, если было принято решение о полной их недееспособности, — тогда попечитель полностью принимал на себя ведения дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» — тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутка, имели полную правовую силу.

Недостаток дееспособности указанных лиц возмещался установлением опеки, действующей за субъекта, который мог быть дееспособным по природе (малолетние и женщины), соответственно, установлением попечительств, действующего за субъекта, который по природе мог быть дееспособным, но не обладал этим свойством из-за личных недостатков (люди с психическими расстройствами, транжиры, люди с серьезными физическими недостатками и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Правовое положение рабов. Пекулий.

 

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика это вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

o   Пленение на войне «врага Рима», т.е. человека, принадлежавшего враждебному для римскому народа государству;

o  Обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

o  Продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

o  Само продажа ради получения части выкупной цены;

o  Осуждение смерть или каторжные работы;

o  Уклонения от военной службы;

o  Не прохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становился также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т.е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

Однако обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, не смотря на отсутствие и у них правоспособности и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия — обособленного имущества, выделенного рабу с господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму — manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Деление лиц с позиций состояния гражданства.

В Риме население делилась на три категории: римляне, латины, перегрины.

Римский гражданин  — субъект государственной жизни.

Способы приобретения римского гражданства:

·   Рождение — ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца. А ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин.

·   Освобождение римским гражданином своего раба;

·   Усыновление римским гражданином чужеземца;;

·   Предоставление римского гражданства отдельным лицам, провинциям особым актами государственной власти.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

1. Свободнорожденные — были носителями полной правоспособности;

2. Вольноотпущенники — освобожденные из рабства римским гражданином, подвергшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничения в правах.

Латины — исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума — провинции Италии).

Существует 2 категории латинов:

·   Лица, освобожденные из рабства господином-латином;

·   Лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

·   Рождение; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери.

·   Присвоение правого положения латина актом государственной власти;

·   Добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

·   Освобождение из рабства — латином или римлянином.

Правовое положение латинов  различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

Латины (жители Лациума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений. Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Перегрины — все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.

Основания возникновения правого положения перегрина:

·   Включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых не обращаемому в рабство, не сообщалось римское гражданство;

·   Рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;

·   Присуждение к высылке в период империи.

Политических прав перегрины не имели.

Латины и перегрины могли приобрести римское гражданство:

·   В силу общих постановлений (для латинов), и в силу законов (для перегринов), присваивавших римское гражданство.

·   В силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам  латинов/перегринов римское гражданство или отдельным гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Зарождение идеи юридического лица.

 

Термина юридическое лицо НЕТ!!!!

Были про образы юридических лиц. Стали задумываться о прообразе противоположному юридическому лицу.

Причина: главный риск участия в гражданском обороте физическое лицо, не предсказуемо смертностью.

Римское право не выработало четкого и ясного понятия юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только граждане. Однако это не значит, что такого понятия не было вовсе.

Уже в Законах Двенадцати таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характера.

В дальнейшем, по мере развития торгового оборота, была установлена нераздельность и обособленность имущества корпорации, поэтому выход одних ее членов и вступление новых на судьбе корпорации не отражались, то есть фактически признавалось наличие особого субъекта права.

На определенном этапе развития появились и "муниципии" - муниципальные образования, за которыми были признаны помимо всего прочего также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.

Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государ­ственное имущество (казна), от имени которого выступает магистрат.

Корпорации создавались по религиозному или профессиональному прин­ципу (например, союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. д.).

Сперва допускалась почти полная свобода создания корпораций, лишь бы их устав не противоречил законам.

С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого импе­ратора.

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица.

Все имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.

Минимальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации.

Так, помимо собственного имущества и органов управления муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

Корпорации же получили такое право лишь со II века н. э. Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации - только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фиск). Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности, исковые требования фиска имели преимущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями, существовали ограничения по ответственности самого фиска перед третьими лицами и т. д. Уже под конец существования Древнего Рима как государства появился новый, особый вид юридического лица - учреждения. Сперва данный ста­тус получили церкви, а в дальнейшем - все благотворительные союзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

 

Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домавладыка (paterfamilias).

Правовые черты римской семьи:

1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была  patria potestas (отцовская власть). Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias (отцу семейства). Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris  — «сам себе господин», «полноправный»;

2. На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая.

Родство определялось — прямым (parentes — родители и liberi — дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными (germani) и не полнородными: consanguinei и uterine (единоутробными). Римляне различали и свойства

Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. В этой семье только отце семейства является вполне правоспособным лицом. Ник то из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет.

Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с эти все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место;

3. Термин familia (семья) обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные (имущество). Власть отца семейства над женой и детьми по существу мало отличалось от его прав на раба. Существенное отличие подчиненных домовладыки от права собственности на раба проявилось лишь в момент смерти домовладыки: право собственности на раба переходило к наследнику отцу семейства, в то время как лица бывшие в подчинение домовладыки, переживали capitis deminuto, которая в данном случае означало не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Брак по римскому частному праву: условия и порядок

заключения брака, виды брака.

Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной единого правового качества; это брак заключался в специальных, призванных законами формах, это брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз — союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между пелегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовал:

·   Взаимностью: в него вступают два партнера. При чем, безусловно, равенство сторон не является обязательным условием брака;

·   Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

·   Согласием партнера;

·   Наличием полой связи между партнерами в браке;

·   Стремление патеров заключить именно брачный союз;

·   Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т.п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий стало под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

·   Matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubil;

·   Matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

·   Cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж быд подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была  persona sui iuris, то после вступление в брак cum mfnu она становится  persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

·   Sine manu maritiбрак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым наименованием основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов.)

Способы заключения брака cum manu:

·   Религиозный свадебный обряд;

·   Путем покупки жены;

·   Признание брака по истечении давности пребывания жены в доме в течении 1 года без каких либо претензий со стороны родственников.

Способы заключения брака sine manu:

·   Увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера.

·   Совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Заключению брака обязательно должно быть предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отделены руг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунам и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более ранее время — присутствие свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обстоятельства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием в заключение других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Условия заключения брака:

·   Достижения брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет);

·   Согласие домовладыки для жениха и невесты, если они состояли под властью домовладыки. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

·   Согласие вступающих в брак;

·   Отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5(6) степени по боковой линии) или свойства;

·   Если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

·   Право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Брачные препятствия:

·   Не достижение брачного возраста;

·   Отсутствие согласие домовладыки или вступающих в брак;

·   Наличие отношений родства или свойства;

·   Душевная болезнь;

·   Отсутствие права вступать в полноценный, призванный законом брак;

·   Если партнеры является субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства перегрины и т.п.)

·   Несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистром и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

·   Религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам  одной религиозной процедуры.

Брак, заключенный по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям.

Способы прекращения брака

·   Смерть одного из супругов;

·   Утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства. По возращении из плена брак восстанавливался;

·   Развод — заявление от отказе от брачного союза.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускал как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению от брачной жизни.

Односторонние заявление о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

·   Нарушил верность;

·   Покушался на жизнь первого супруга;

·   Допустил какое-то другое виновное действие.

Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

 

 

 

                               21  Личные и имущественные отношения между домовладыкой и подвластными

 

Все свободные домочадцы ( рожденные в законном браке и усынавленные ) пребывали во власти их домовладыки ( супруга , перешедшая во власть мужа , подчинялась как супружеской власти – так и власти домовладыки ). Объем этой власти определяется самой ее природой , гинетически связанной с ответственностью главы семейства за продолжение самого существования этого организма , и не был ограничен никаким частным правом домочадцев.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти , которое остается в силе весь классический период . Право предавать подвластных смерти связано исключительно с ролью домовладыки и пересекается публичной властью , наказывая подвластного , действует из соображений , отличных от дисциплинарных.

Домовладыка был упраомочен манципировать своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или просто сдавая в наем их рабочую силу. После каждой манципации друг , которому по предварительной договоренности манципировался подвластный возвращался во власть своего домовладыки , который совершал следующую манципацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?????????

20. Личные и имущественные отношения супругов.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супруги. Внутри римского  брака существовало неравенство супругов, которое  выражалось в том, что на жену приходились преимущественно требования обязательного характера, а мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака:

·   В браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены. Муж мог продать ее кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем дому, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.

·   Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак, то и после брака она остается лицом своего права. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуть против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни.

Независимо от формы брака жена обязалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. невыполнении этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия).

Супруги (в том числе муж) обязаны были поддерживать, нормальны отношения в семье как личного, так и сексуально свойства. Наличие половой связи между партнерами в браке было обязательным. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считалось основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).

Идеал римской жены: благочестивая и верная; стыдливая, скромная; прядущая шерсть и домоседка

Имущественные отношения супруги по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака:

·   При заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жены имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, притом, что родственники е не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы;

·   При заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имуществами жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по повод злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commeril) самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагать на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находилось две категории брачных имуществ:

·   Приданое — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его  расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступили в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждать с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданного составляла особый обрядовый акт либо оформлять особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

·   Брачные дары представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась как случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до  заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при не заключении брака и при его прекращении они не возвращались.)

 

 

 

 

??????????? 21. Отцовская власть (личные и имущественные
отношения между отцом и детьми).

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей — специфический институт римского семейного права.

Дети и не только было в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Все члены считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если состоял в браке).

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

Основания возникновения отцовской власти:

·   Рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если уж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

·   Узаконение детей, рожденных вне брака;

·   Усыновления чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

·   Право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и  обычаями, а также требовало участия семейного совета;

·   Право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

·   Право и обязанность отвечать за право нарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

·   Право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищением детей приравнивалось к краже собственности соответствующими последствиями).

Дети не обладало до своего освобождения из-под власти никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавалось исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

·   Смертью домовладыки;

·   Утратой домовладыки статуса свободы или римского гражданства.

·   Высвобождением, или добровольным актом домовладыки, который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушение обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказал добровольному высвобождению).

Дочери не приобретали ни личной. Ни имущественной самостоятельности: они могли ни только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, старшего родственника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Классификация вещей, правовое значение каждого вида.

 

Вещи в римском праве — не только местно ограниченные части материального, телесного внешнего мира, не имеющие в глазах права способности быть субъектом права, но и всякое имущество как имеющее материальную ценность, благо, комплекс юридических прав или требований, также обладающий признанной самостоятельной правовой целостью.

Естественно понятие имущества — все, что фактически имеет для субъекта имущественную цену, правое понятие — имущество, юридически принадлежащее лицу.

Изначально вещи можно разделить на две  вида:

1. Вещи, изъятые из оборота:

·   Вещи, которые по своей природе не могут принадлежать кому-либо одному, море, воздух, текучая вода по своей природе не могут принадлежать кому-либо, поэтому их изымают из оборота;

·   Вещи божественного права, не принадлежащие природе и изъятые из оборота те вещи просвещенны публичной власти богов: храмы, жертвенники, алтари;

·   Места захоронения — места, где были погребены останки какого-либо человека, даже раба, а также городские стены.

·   Вещи публичные — крепости, казармы, строения публичного назначения, построенные в общественных целях, но не путем предоставления их в общее пользование.

·   Вещи, которые прямо запрещены к обороту. В наших условиях таких вещей очень много: сильные яды, «черные книги».

2. Вещи в обороте: Все остальные находятся в обороте.

В свою очередь вещи обороте можно классифицировать по многим признакам.

Классификация вещей в обороте:

1. Телесные, которые можно осязать и бестелесные, которые состоят только в праве и не имеют в собственном смысле материального выражения, но подразумевают осуществление некоторых действий в отношении предметов: наследство, обязательство сервитут и т.д.

2. Движимые и недвижимые. Недвижимость — земельные участки, недра посевы, постройки или фундаментально прикрепленные к ее поверхности, считалось ее составными частями. Действовало правило «сделанное на поверхности следует за поверхностью». Поэтому отдельная собственность на дом и на землю, на которой находился этот дом, была невозможна.

3. Манципируемые — особо ценные вещи и права, требующие для передачи права собственности соблюдения сложной обрядовой процедуры — манципации: земельные участки, распряженные в Италии, построенные на них дома, предиальные сервитуты, упряжные и вьючные животные; и неманципируемые — остальные вещи для передачи права собственности, на которые достаточно было просто фактически предать — традиция;

4. Потребляемые, которые изменяли свою количественную характеристику в процессе пользования вплоть до полного уничтожения без превращения качества вещи, и непотребляемые, которые не изменяли своих основных характеристик в процессе использования;

5. Делимые, не изменяющие своей сути от деления и неделимые;

6. Родовые — те, которые не имеют индивидуальности, а имеют общий род, т.е. их мировая ценность на рынке определяется по весу, числу. Индивидуальные — те, которые в обороте имеют индивидуальность.

7. Главные (материально, физически законченные) и побочные (или придаточные) (теряют свое качество при отделении о главной вещи);

8. Сложные, которые включали в себя несколько самостоятельных элементов, которые могли быть признанными за отдельные вещи, и простые. Составные, которые не уничтожались качеств простых элементов, в них включенных.

9. Бесхозяйственный, которые на данный момент никому конкретному не принадлежит, и принадлежать не могут и вещи находящиеся в правовом обладании, — любая вещь, имеющая конкретного владельца, признаваемая таковым по римскому правому.

10.   Плоды — вещи, регулярно получаемые от  эксплуатации другой вещи: рабочая сила животных и рабов; натуральные — хлеб, фрукты и т.д.; цивильные — проценты на капитал.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!