Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по региональной экономике»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

33.Направления и механизмы межрегиональной интеграции.

Интеграция, понимаемая как процесс нарастания тесноты связей между объектами, в данном случае регионами, часто сопровождается их сближением, появлением новых общих признаков.

Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках.

Помимо этого к современным формам межрегиональной кооперации производителей можно отнести:

 ряд предприятий-холдингов (РАО «Газпром»). Цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных доходов в бюджет страны.;

 финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятии промышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызванной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администрации регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;

 банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотрудничество для коммерческих банков может осуществляться несколькими путями. Очевидно, что самый распространенный механизм межрегионального сотрудничества в банковском секторе – это установление банками корреспондентских отношений. 

С позиций укрепления межрегионального сотрудничества, региональная политика федерального Центра прежде всего должна быть нацелена на:

-обеспечение экономического развития в регионах;

-предотвращение нерационального перемещения ресурсов, прежде всего излишней миграции населения и неоправданной концентрации капиталов;

-обеспечение реструктуризации промышленности и ее адаптации к рыночной системе;

-поощрение и поддержку подготовки и реализации межрегиональных программ;

-обеспечение гарантии большей финансовой независимости регионов от центра, укрепление доходной базы региональных бюджетов, расширение прав регионов в области налоговой и бюджетной политики.

В целом, задачи по усилению межрегиональной интеграции в стране отражены в следующих действующих документах: ФЦП «Сокращение различий регионов РФ»2002 – 2010 гг. и до 2015 г; «Требования к стратегиям субъектов РФ» от 27 февраля 2007 г. №14); Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г

 

34.Федеральные округа: уровень и перспективы развития

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года..                                                                                      

 Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления  и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.  В момент их учреждения в 2000 было создано 7 ФО. В 2010г УП Медведева был выделен СКФО из ЮФО.                                                                                                                                    

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.  

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента. Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам)

   Центральный федеральный округ Южный федеральный округ  Северо-Западный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ   Сибирский федеральный округ    Уральский федеральный округ   Приволжский федеральный округ    Северо-Кавказский федеральный округ.

 

35.Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества стали образовываться начиная с 1991 г. Характерно, что вначале инициаторами создания ряда таких ассоциаций выступили Советы народных депутатов. Однако в дальнейшем центр тяжести всех ассоциаций сместился в экономическую сферу, и они получили официальное название – межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.                                                               

В состав ассоциаций входят субъекты Федерации (национальные республики, края, области и автономные округа), расположенные на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (города и административные районы в состав ассоциаций не включаются).

Каждая из межрегиональных ассоциаций действует на территории соответствующего экономического района, за исключением межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», действие которой распространяется на два крупных экономических района: Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций «Уральский» и «Сибирское соглашение», так же как и забайкальские субъекты Федерации (Республика Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ), которые включаются в состав как Сибирской, так и Дальневосточной ассоциаций. То есть ассоциативная форма объединения субъектов Федерации проявляется здесь достаточно гибким образом, и она не копирует слепо официально признанную сетку экономического районирования России.                                                                                   

Деятельность межрегиональных ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых, экологических и иных вопросов, и с этой целью в составе ассоциаций созданы координационные советы (комитеты, комиссии) по этим направлениям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциаций входят как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, бизнесмены, директора предприятий и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная проблема стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее решения.

                            

36.Государственная региональная политики России: концепции, принципы и задачи.

Региональная политика — система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и про­порций в региональном развитии.

Принципами государственной региональной политики явля­ются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование органи­зационных форм общественного и административного управления и др.

Основная цель региональной политики в Российской Федерации – обеспечивать сбалансированное социально-экономическое развитие регионов страны, укрепляя территориальную целостность государства, способствуя росту благосостояния и качества жизни граждан России и сокращению различий между регионами по жизненному уровню.

Задачами региональной политики в Российской Федерации являются:

-         обеспечение равных возможностей для жителей всех частей страны в реализации своих социальных и экономических прав вне зависимости от места проживания;

-         снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни, в том числе поддержка кризисных регионов;

-         стимулирование улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности на региональном уровне;

-         диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов;

-         максимально возможное использование преимуществ территории на базе их конкурентных преимуществ;

-         совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления для осуществления целей региональной политики;

-         обеспечение свободного перемещения по территории страны людей, товаров, финансов и информации;

-         поддержка развития территорий с особыми условиями хозяйствования, включая территории, обеспечивающие обороноспособность страны и защиту ее геополитических интересов;

-         стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также создание механизма разрешения споров и конфликтов, возникающих между регионами

Региональная политика в Российской Федерации должна строиться и осуществляться исходя из следующих основных принципов:

1)       одновременная и сбалансированная реализация социально ориентированной и экономической региональной политики;

2)       нацеленность на социально-экономическое развитие, которое позволит со временем сократить размеры государственной поддержки отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3)       стимулирующий характер региональной политики, преобладание косвенных механизмов воздействия;

4)       согласование федеральных интересов с интересами конкретных территорий при одновременном соблюдении принципов верховенства общенациональных интересов над региональными;

5)       особое внимание к тем задачам, которые можно решить лишь на федеральном уровне или при кооперации нескольких субъектов Российской Федерации;

6)       право федерации осуществлять меры региональной политики как в рамках границ отдельных субъектов Российской Федерации или их объединений, так и создавая зоны воздействия, пересекающие границы субъектов Российской Федерации;

7)       сопряжённость с другими направлениями государственной политики, программами и мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации;

8)       принцип дифференцированности мер государственной политики регионального развития, выработка мер поддержки регионального развития в зависимости от географических, ресурсных и других особенностей регионов Российской Федерации;

 

 

37.Приоритетные направления и институты региональной политики государства.

Решение задачи удвоения ВВП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов — «локомотивов роста». Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного — пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного).

Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому — плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:

Одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

Обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становится одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации. В рамках повышения качества управления на субфедеральном уровне должны быть осуществлены следующие меры

 

38.Методы, инструменты и формы реализации региональной политики.

Основными инструментами реализации выступают региональные планы, программы и прогнозы. Комплексные планы и программы развития региона обязательно содержат три группы целей, реализующих важнейшие стороны жизнедеятельности любого регионального образования: социально-экономические, хозяйственные и ресурсно-экологические.

Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения:

• региональной экономической политики;

• региональной социальной политики;

• национальной политики.

Фундаментальные методы реализации региональной политики – административное, правовое и экономическое регулирование.

Методы и инструменты реализации региональной политики – это набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

Методы реализации управления:

1.Прямые – предусматривают непосредственное воздействие на происходящее в регионах процессы путем распределения средств, субсидий, дотаций, а также посредством установления пределов, норм и т.д. (как административные так и экономические).

Косвенные – подразумевают изменение мотивации, побуждений логики действий хозяйствующих субъектов (преимущественно экономические).

2.Активные и пассивные соответствуют прямым и косвенным методам.

3. Поощрительные (стимулирующие) и сдерживающие (ограничительные) – нацелены на активизацию и включают в себя стандартный набор инструментов:  бюджетная политика, инвестиционная политика, социальная политика и д.р

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место по своему комплексному воздействию занимают разработка и реализация федеральных целевых программ.

В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция).

«Политика выравнивания» – это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов.

 

39.Экономическая политика региона.

Региональная экономическая политика (РЭП) - это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности - нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития.

В рамках общей стратегии и тактики социально-экономического развития страны предусматривается обеспечить решение целого ряда региональных проблем:

- учет специфики регионов и особенностей социально-экономи­ческой ситуации в них;

- развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции;

- поддержка проблемных регионов (отстающих, депрессивных, кризисных, а также регионов особого стратегического значения);

- перенос ряда направлений реформ в основном на региональный уровень (особенно в содействии развитию малого предприниматель­ства, социальной сферы, охраны природы и использования природных ресурсов);

- ликвидация неравномерности социально-экономического разви­тия различных районов и регионов (или сокращение разрыва между ними).

Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на надна­циональном уровнях является ее либерализация, а также стимулиро­вание более полного использования научно-технического и производ­ственного потенциала самих районов и регионов.

Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление.

Эффективная реализация экономического направления требует решения следующих задач:

- Обеспечение эффективной специализации региональных экономик в едином экономическом пространстве России.

- Совершенствование механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий хозяйствующих субъектов и органов управления, разработка специальных программ проведения реформ в регионах (региональных блоков общероссийской программы).

- Участие в хозяйственном освоении новых регионов, в том числе с привлечением иностранного и отечественного частного капитала.

- Преодоление распада межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

- Поддержка прогрессивных структурных преобразований в старопромышленных районах.

- Содействие усилиям по преодолению кризиса в депрессивных регионах и районах с экстремальными природными условиями.

- Стабилизация финансовой и денежно-кредитной систем.

 

40.Основные направления совершенствования региональной политики в России. Зарубежный опыт реализации региональной политики.

 Становление новой региональной политики России сталкивается с рядом обострившихся проблем, которые были успешно решены в других странах. К таким проблемам нужно отнести:

появление депрессивных территорий;

потребность освоения слаборазвитых территорий;

совершенствование территориальной организации жизнедеятельности людей;

обострение экологической обстановки в отдельных регионах страны;

модернизация сельскохозяйственного производства;

формирование малого и среднего бизнеса и др.

На рубеже столетий ЕС превратился, Одним из главных направлений региональной политики является содействие развитию проблемных стран и регионов. Для этого создан межрегиональный фонд, учреждены Комиссия регионов, Собрание регионов Европы, Совет регионов и общин Европы и другие организации.

Особенностью региональной политики ЕС является её строгая последовательность с учётом меняющихся условий. После Маастрихтского соглашения (1993 г.) была разработана стратегия региональной политики, в «русле» которой осуществляются «отраслевые» (межотраслевые) и территориальные программы. Отраслевые программы носят инновационный характер и способствуют интеграции стран ЕС.

В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Региональная политика опиралась на три группы мер:

1.        финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.).

2.        непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь – транспорта и жилья.

3.        меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.

 В Германии сформировалась новая региональная стратегия – направляемая государством политика вторжения в сложившиеся механизмы собственности и управления. Учитывая большую политическую самостоятельность и широкие финансовые возможности земельных правительств и органов местного самоуправления, была принята парадигма «среднего пути». Суть его заключается сочетании обновляемой традиционной экономики с инновационным развитием. Поддержка новых фирм, действующих в передовых отраслях (электроника, высокотехнологичное машиностроение, информационные системы, сфера услуг и др.), осуществлялась земельными и местными властями методами косвенного стимулирования – в виде специальных премий, гарантий по банковским кредитам, налоговых льгот, амортизационных списаний. Государственное инвестирование шло в традиционные отрасли (угольно-металлургический комплекс) и частный инновационный капитал (переобучение рабочей силы, расширение инфраструктуры, улучшение экологической обстановки, развитие образования и НИОКР и др.).
       Для американской региональной политики характерно чёткое разведение функций рынка и государства. Для возрождения Аппалачского региона была учреждена Президентская Аппалачская Региональная Комиссия – автономное федерально-штатное агентство развития. Основные задачи возрождения региона были сформулированы следующим образом:

1.        стимулирование законченных производственных циклов в экономике, доведение передельных производств и обработки сырья до максимально возможной степени готового изделия. Другими словами, была использована конструкция энергопроизводственных циклов, разработанная советскими учёными.

2.        привлечение в регион новых отраслей, могущих (способных) извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона.

3.        развитие рекреационных ресурсов.

4.        диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного.

5.        расширение занятости и уровня доходности в горном деле и заготовках древесины на основе реконверсии отраслей (Алексеев и др., 1998

                                                        

41.Региональная структура управления.

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.
Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:
- комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

- по экономической политике;

- по социальным вопросам;

- по природным ресурсам;

- и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

42.Функции и методы регионального управления.

Функции регионального управления:

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека.

Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов.

Основная сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона.

Под методами регионального управления принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального управления используются два основных метода: методы прямого воздействия на субъекты хозяйствования и методы косвенного воздействия.

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.(Распоряжения, правила, рекомендации)

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках.( Государственный заказ, контракт)

 

43.Организация управления экономикой региона.

Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.

Организационные структуры управления:

Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий.

Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.                 

Характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.

 

44.Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона— предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности по развитию региона:

· постановка целей развития региона;

· определение пути достижения поставленных целей;

· анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

· разработка методов организации движения по избранным направлениям;

· использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;

· определение способов использования ресурсов.

 

45.Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития униципального образования. В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.  

В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две тратегии

Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования

Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации.

 

46.Сущность региональных программ, цели и задачи их разработки.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления.

Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)                                                                                                                                Основные задачи региональных программ

·  Выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно – технического развития;
·  Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
·  Сбалансирование (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
·  Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
·  Развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
·  Охрана окружающей среды;
·  Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
·  Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
·  Духовное возрождение регионов, сохранения их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

 

47.Структура и содержание региональной программы, экономическая и социальная эффективность.

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.                     

Состав и структура:

1.        Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.

2.        Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.

3.        Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.

4.        Концепция социально-экономического развития региона.

5.        Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.

6.        Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.

7.        Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.

8.        Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.

9.        Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.

10.     Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

 

48.Территориальное планирование в системе государственного регулирования регионального развития.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том
числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения
объектов капитального строительства для государственных или муниципальных
нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Необходимость проведения государством активной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики предопределяет особую роль территориального планирования как элемента стратегического планирования деятельности всех органов и уровней публичной власти по развитию соответствующей общественной инфраструктуры и по развитию территорий. В результате территориального планирования определяется назначение территорий путем установления зон планируемого размещения объектов, необходимых для обеспечения исполнения установленных Конституцией и федеральными законами полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. То есть речь идет о пространственном развитии государственной и муниципальной производственной, социальной инфраструктуры, инфраструктуры, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства. На местном уровне также определяется функциональное назначение соответствующих территорий муниципальных образований.                                                                                                             Тем самым территориальное планирование, с одной стороны, выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий в целом. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в стране в целом, в каждом регионе, в каждом муниципалитете, так как обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов публичной власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства – развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Эти прозрачность и предсказуемость являются также важной дополнительной гарантией прежде всего имущественных, экономических прав российских граждан.

 

49.Стратегическое и индикативное планирование развития региона.

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона не должно быть разовой акцией, направленной на удовлетворение каких-либо текущих конъюнктур. Планирование должно быть постоянным и системным процессом, инициируемым и поддерживаемым, прежде всего, местными политическими и экономическими сообществами (в том числе экспертными; в том числе и из научно-образовательной сферы республики).                                                                                                                                                                       Стратегический план развития страны и региона не должен быть жесткой директивой. Он должен быть сводом согласованных и разумных требований бизнеса, других организаций и учреждений, а также населения к органам исполнительной власти и наоборот. Должна наличествовать многовекторная и многофакторная договоренность о конкретных мерах повышения эффективности совместной деятельности в тех или иных областях социально-экономической сферы региона.          

Процесс стратегического планирования должен реализовываться механизмами поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению на уровне общественного консенсуса с привлечением экспертного (в т.ч. и из научно-образовательной сферы) и общественно-политического потенциала (а этот потенциал в республике есть).                   

Индикативное планирование представляет собой процесс фор­мирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.
Индикативный план — это инструмент ориентации предпри­нимательского сектора в выборе наиболее эффективных путей развития. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. Показатели ин­дикативного плана не имеют директивного характера. Он содер­жит ограниченное число обязательных заданий и носит в значи­тельной мере нацеливающий характер.

В качестве важнейших индикаторов социально-экономи­ческого развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние фи­нансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэко­номические связи и т.д.

 

50.Свободные экономические зоны как инструмент государственного регулирования.

Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.                                                        

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

·          придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;

·          рост экспортного потенциала территории страны;

·          организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;

·          освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.                                                                                                                            

Причины создания свободных экономических зон                                                                                                                                      

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий. Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

 

51.Виды и типы свободных экономических зон.

Торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.

Промышленно-производственные СЭЗ. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов.

Научно-технологические СЭЗ, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

Сервисные СЭЗ, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

Комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя стуктура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

Международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

 

52.Роль свободных экономических зон в развитии экономики регионов РФ.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. Свободная экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе.                                                                                                                                                 

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.                                                                                                                     Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития:                                                                                                                                                                    

 · обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе; укрепление единого экономического пространства России;                                                                                                                                         

· развитие внешнеэкономических связей России;                                                                                                                · развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;                                                                             · обеспечение экономической безопасности области.                                                                              

 Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот. СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала
,передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала.

 

53.Общая характеристика: зоны свободной торговли; промышленно-производственной зоны; сервисной зоны, комплексной зоны, технополиса, промышленного парка, науно-технического парка.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).                                                                                                             

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.                                                                                                                                         

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)                                                                                                                                                                                                        Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.                                                         

Научно-технологический парк —  территориальная группа фирм, осуществляющая маломасштабное производство, основанное на научно-технических разработках местного технического университета или исследовательского центра.                                                                                                                                     

Технополис — свободная зона средоточия интеллекта и капитала, где осуществляется  создание и производство высоких технологий. Это, как правило, территория  с комфортными условиями проживания.  В эпоху научно-технического прогресса сформировался новый функциональный тип свободных зон, соединивший науку и производство высоких технологий.                             

Промышленная парк - площадка с централизованной современной инженерной и транспортной инфраструктурой под размещение производств.

 

54.Особенности регулирования экономической деятельности в специальных зонах. Виды льгот.

В СЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам  до 50%, установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз-вывоз товаров; упрощенный порядок при пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит, к стихийности в их образовании, превалированию местного творчества в их функционирования. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. С помощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техники и технологии.

1.Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций.                                                                                                                  

2.Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.                                                                                                                              

3.Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, льготных кредитов.                                                                    

4.Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

 

55.Социально-экономический комплекс Юга России: структура и особенности развития в рыночных условиях.

Для регионов первой группы, в которых относительно благоприятное качество жизни - регионы-лидеры в ЮФО характерен высокий общий уровень социально-экономического развития, причем значительно лидирует в группе Краснодарский край (в основном за счет больших объемов инвестиций и значительных расходов на социальную политику), на втором месте Ростовская область и на третьем – Волгоградская область. Так же в Краснодарском крае лучше демографическая ситуация (за счет большей продолжительности жизни в сравнении с другими регионами группы) и значительно лучше состояние здоровья населения. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и характеристика социальных процессов более благоприятная в Волгоградской области, а в Ростовской области оказалось выше материальное благополучие и уровень потребления, при этом показатели здоровья населения самые плохие по сравнению с регионами-лидерами.                                                                                                                                      

Вторая группа - регионы с  интегральным индексом выше среднего по Югу РоссииАстраханская область, Ставропольский край, Р.Дагестан и Кабардино-Балкария. Для регионов второй группы характерно больше разнообразия в показателях, т.е. средний уровень достигается в результате проигрыша в одних показателях, как правило, в уровне социально-экономического развития, но одновременно значительного выигрыша в других показателях. Так, например, по Кабардино-Балкарской республике видно, при очень низком уровне экономического развития удается сохранять средний уровень материального благополучия, хорошую демографическую ситуацию и демонстрировать самое хорошее состояние здоровья населения (особенно отличается КБР) даже в целом по ЮФО.                                                                                                                       

Третья группа - регионы с интегральным индексом ниже среднего по Югу России Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня,  Адыгея и Калмыкия. Для данных регионов характерны слабая экономика (отметим, что в Чечне лучше показатели, чем в остальных республиках данной группы за счет активного инвестирования восстановительной экономики) и недостаточно развитая социальная инфраструктура (при этом в Чечне пока самые плохие показатели). Однако одновременно хорошая демографическая ситуация (в Чечне наблюдается самая высокая на Юге России рождаемость и низкая смертность), а также хорошее здоровье населения в связи с благоприятной экологией (в Чечне, например, самая низкая заболеваемость онкологическими заболеваниями). В Карачаево-Черкессии и Адыгее оказался самый низкий уровень социально-экономического развития.                                                                                                                                    

В четвертой группе регионов Юга России с относительно неблагоприятным качеством жизни - регион-аутсайдер – Ингушетия  – отличается тем, что при отсталом состоянии экономики сформировалось низкая материальная обеспеченность населения (например, автомобилей в Ингушетии меньше всего) и соответственно низкий уровень потребления, также в запущенном состоянии находится социальная инфраструктура, (в Ингушетии самый высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья, дефицит больничных коек, недостаток театров, мест в дошкольных образовательных учреждениях). При этом демографические показатели высокие, в Ингушетии – самый большой индекс социально-демографической ситуации по Югу России за счет самой высокой продолжительности жизни (78,3 лет) и самого низкого коэффициента смертности, а также высокой рождаемости (второе место после Дагестана).

 

56.Инфраструктура социально-экономического комплекса ЮФО и СКФО.

Для регионов первой группы, в которых относительно благоприятное качество жизни - регионы-лидеры в ЮФО характерен высокий общий уровень социально-экономического развития, причем значительно лидирует в группе Краснодарский край (в основном за счет больших объемов инвестиций и значительных расходов на социальную политику), на втором месте Ростовская область и на третьем – Волгоградская область. Так же в Краснодарском крае лучше демографическая ситуация (за счет большей продолжительности жизни в сравнении с другими регионами группы) и значительно лучше состояние здоровья населения. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры и характеристика социальных процессов более благоприятная в Волгоградской области, а в Ростовской области оказалось выше материальное благополучие и уровень потребления, при этом показатели здоровья населения самые плохие по сравнению с регионами-лидерами.                                                                                                                                         Вторая группа - регионы с  интегральным индексом выше среднего по Югу РоссииАстраханская область, Ставропольский край, Р.Дагестан и Кабардино-Балкария. Для регионов второй группы характерно больше разнообразия в показателях, т.е. средний уровень достигается в результате проигрыша в одних показателях, как правило, в уровне социально-экономического развития, но одновременно значительного выигрыша в других показателях. Так, например, по Кабардино-Балкарской республике видно, при очень низком уровне экономического развития удается сохранять средний уровень материального благополучия, хорошую демографическую ситуацию и демонстрировать самое хорошее состояние здоровья населения (особенно отличается КБР) даже в целом по ЮФО.                                                                                                                         Третья группа - регионы с интегральным индексом ниже среднего по Югу России Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня,  Адыгея и Калмыкия. Для данных регионов характерны слабая экономика (отметим, что в Чечне лучше показатели, чем в остальных республиках данной группы за счет активного инвестирования восстановительной экономики) и недостаточно развитая социальная инфраструктура (при этом в Чечне пока самые плохие показатели). Однако одновременно хорошая демографическая ситуация (в Чечне наблюдается самая высокая на Юге России рождаемость и низкая смертность), а также хорошее здоровье населения в связи с благоприятной экологией (в Чечне, например, самая низкая заболеваемость онкологическими заболеваниями). В Карачаево-Черкессии и Адыгее оказался самый низкий уровень социально-экономического развития.                                                                                                                                     В четвертой группе регионов Юга России с относительно неблагоприятным качеством жизни - регион-аутсайдер – Ингушетия  – отличается тем, что при отсталом состоянии экономики сформировалось низкая материальная обеспеченность населения (например, автомобилей в Ингушетии меньше всего) и соответственно низкий уровень потребления, также в запущенном состоянии находится социальная инфраструктура, (в Ингушетии самый высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья, дефицит больничных коек, недостаток театров, мест в дошкольных образовательных учреждениях). При этом демографические показатели высокие, в Ингушетии – самый большой индекс социально-демографической ситуации по Югу России за счет самой высокой продолжительности жизни (78,3 лет) и самого низкого коэффициента смертности, а также высокой рождаемости (второе место после Дагестана).

 

57.Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Юга России.

Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.                                                                                    

Для регионов, обладающих стратегически важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия военно-промышленного комплекса, методы государственного регулирования должны быть ориентированы, в первую очередь, на содействие и создание условий структурной перестройки экономики региона, в том числе техническое перевооружение предприятий, с целью увеличения выпуска экспортоориентированой продукции и товаров народного потребления в конверсируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, определение условий приватизации крупных предприятий; государственного содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций. Фактором, стимулирующим структурную перестройку в этих регионах, может быть создание амортизационных льгот по приоритетным отраслям, дифференцированный инвестиционный и налоговый кредит. Существенную роль может сыграть привлечение в эти районы, с помощью системы налоговых льгот, иностранных инвестиций, прежде всего в те отрасли, которые могут в короткие сроки выйти на мировой уровень и активно участвовать в техническом перевооружении всего хозяйства, в т.ч. общерегиональную инфраструктуру.                   

Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интеграции предприятий и организаций различных форм собственности

 

58.Оценка ресурсной обеспеченности южнороссийских регионов.

Агропромышленный комплекс представляет собой систему взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Благоприятные природно-климатические условия, уникальное транзитное положение в транспортной сети страны способствовали капитализации в Ростовской области значительного потенциала в агропромышленном комплексе и превращению ее в житницу России. Более того, в ЮФО с его развитым аграрным сектором экономики, агропромышленный комплекс Ростовской области занимает ведущее место по производству отдельных видов продукции (сборы подсолнечника, производство подсолнечного масла, выращивание прудовой рыбы, производство табачной продукции и другой продукции).

Машиностроительный комплекс – это один из системообразующих элементов экономики Ростовской области. Являясь частью машиностроительного комплекса Российской Федерации, он определяет состояние производственного потенциала страны, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и иные показатели), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Металлургическое производство Ростовской области объединяет около 800 предприятия черной и цветной металлургии, специализирующихся в производстве стали, стального проката и проволоки, буровых, водопроводных и газопроводных труб, электродов для алюминиевой промышленности и другой металлургической продукции. Металлургия – это базовая отрасль экономики, обеспечивающая потребности машиностроения, строительства, топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) и других секторов в металле – основном конструкционном материале.

Химический комплекс является одним из значимых секторов экономики Ростовской области, включающий в себя два укрупненных вида экономической деятельности: «Химическое производство» и «Производство резиновых и пластмассовых изделий». Продукция химического комплекса используется практически во всех отраслях промышленности, а также для конечного потребления.

Легкая промышленность является одним из значимых секторов обрабатывающей промышленности Ростовской области. В структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) легкая промышленность Ростовской области представлена видами деятельности «Текстильное и швейное производство» и «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви». При этом основная доля около 90 процентов в объеме отгруженной продукции собственного производства легкой промышленности, по данным за период 2005–2010 годов, приходится на текстильное и швейное производство.

 

59.Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России.

Ускорение развития региона.

Создание интеграционных образований по типу технопарков, центров трансферта технологий  дают возможность объединить высшую школу, науку и производство региона, предоставив молодым и талантливым выпускникам местных ВУЗов  реализовать на практике свои идеи и разработки. На работу  в наукоемких интегрированных структурах привлекают  специалистов из других регионов,  стран ближнего и дальнего зарубежья. В результате в регионе формируется высококвалифицированный потенциал, снижается уровень миграции из региона.  Как правило, внедрение новой техники и технологий  на первоначальных этапах осуществляется на предприятиях, расположенных на территории данного региона, что положительно отражается на экономике, качестве жизни и уровне доходов населения, экологической обстановке региона.

Реализация крупных региональных инновационных проектов.

Интеграция региональных предприятий на постоянной и временной основе позволяет осуществлять крупные региональные инновационные проекты, которые неосуществимы на уровне отдельных предприятий и организаций региона.
Пополнение консолидированного регионального бюджета.

Интеграционные структуры создают в регионе дополнительные рабочие места, многие из которых являются престижными и высокооплачиваемыми. Созданная инновационная продукция, в случае успешного продвижения на рынок и при условии роста спроса на нее у потребителей, увеличит объемы добавленной стоимости, что отразится на налогооблагаемой базе интегрированной структуры, повысив сумму налоговых платежей в консолидированный региональный  бюджет.

Развитие инфраструктуры региона.

При создании интегрированных структур в виде технопарков, бизнес-инкубаторов осуществляется строительство современных промышленных  и административных зданий, дорожных магистралей, развиваются телекоммуникационные сети.

 

60.Стратегические направления развития экономики регионов Юга России.

В соответствии с целями и задачами региональной политики выделяются следующие её основные направления:

·          поддержание производства и увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынках, наращивание экспортного потенциала регионов;

·          постепенное свёртывание экономически бесперспективных производств с усилением экологического контроля;

·          формирование новых (межрегиональных) организационных структур, технологически взаимосвязанных производств в целях концентрации капитала и оживления производственной деятельности на крупных предприятиях базовых отраслей промышленности;

·          поддержка развития местного предпринимательства, особенно, малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест, увеличения предложения товаров и услуг на местном рынке;

·          создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе, прямых иностранных инвестиций, прежде всего, в сферу материального производства и региональную инфраструктуру;

·          формирование финансовых ресурсов региона, системы институциональных инвесторов, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!