Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по региональной экономике»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

1.        Предмет и задачи региональной экономики и управления.

Региональная экономика – сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. Идеологом и непосредственным организатором ее признан У. Айзард. Основатель отечественной региональной экономической науки Н. Н. Некрасов. 

Н. Н. Некрасова, региональная экономика «...изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики».

Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей, т.е. исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определения путей и механизмов их решения.

Объектами исследования региональной экономики являются различные пространственно-экономические объекты (такие как экономические районы, регионы, муниципальные образования и т. п.)

Задачи региональной экономики являются: 1) рациональное размещение производительных сил; 2) эффективное региональное развитие; 3) постановка и разработка новых теоретических проблем, актуальных для практического решения современных задач управления, прогнозирования, регулирования, планирования территориальной организации страны и ее регионов.

Предмет РЭУ- экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования и развития социально-экономических систем региона.

Задача учебной дисциплины «РЭУ» состоит как в описании объектов и субъектов регионального управления, так и в выявлении пространственных закономерностей развития страны и ее регионов.

Необходимость РЭУ связана с особенностями формирования системы региональных рынков, основанными не только на изменении отношений собственности, но и на новых межтерриториальных хозяйственных связях, на рациональном размещении производительных сил по территории страны, оптимизации хозяйственных пропорций в регионах.

 

2.Теоретические основы региональной экономики.

Региональная экономика  – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Регион – это часть тер-рии РФ, обладающая общностью прир, с-э, нац-культ и иных условий» -  Указом Президента «Основные полож-я рег.пол-ки  в РФ»  в 1996 г. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое.

Школы:1)Классические теории:А Смит-Принцип абсолютного преимущества; Д. Рикардо- Принцип сравнительного преимущества; Хекшер, Олин – теории пропорциональных факторов; Парадокс Леонтьева.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.

Основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

Функции региональной экономики: Производство - производство продукции и услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров; оказание общественных; Ценообразование -  регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики; Распределение -формирование региональных каналов распределения товаров и услуг; Обмен- стимулирование реализации товаров и услуг, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и другое; Потребление -обеспечение рационального уровня потребления.

 

3.       Регион как объект хозяйствования и управления.

  В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: «регион» и «район», причем, как правило, между ними не проводят строгой границы.

 «Регион – это часть территории РФ, обладающая  общностью природных, социально-экономических,

национально-культурных и иных условий».

Регион, как система – открытая с-э система, обладающая относительной самостоятельностью, формирующаяся на основе территориально-производственного единства, взаимосвязанности и целостности составление её элементов, в границах которой происходит согласование отраслевого и территориального развития, складываются производственные отношения по созданию и распределению ВРП.

Регион, как субъект управления – территория в админ границах суб РФ, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: - комплексностью;- целостностью; - специализацией;- управляемостью.

          единство и целостность региона – это рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни;

          комплексность хозяйства - сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона(природные ресурсы, население, производство, инфраструктура);

          специализация – преимущественное развитие базовых отраслей хозяйства региона в зависимости от сложившихся исторических, природно-климатических, экономических и социальных условий;

          наличие определенного контингента населения, обладающего соответствующим уровнем образования, квалификации и традиционно сложившимися навыками производства; выход на рынок с использованием имеющихся ресурсов, таких как труд, земля и капитал;

          управляемость, т.е. наличие политико-административных органов управления.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. 3 основные стадии:1) доиндустриальное развитие; 2) индустриальное развитие;3) постиндустриальное развитие.

 В механизме управления СЭР региона органы власти выполняют две основные функции:

 - предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков и мест отдыха и т.д.); - управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

В соответствии с «Основными положениями региональной политики в РФ» под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их     реализации.

 

4.       Особенности социально-экономического развития регионов и их классификация.

«Регион – это часть территории РФ, обладающая  общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий».

Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).

В Типология регионов Российской Федерации разработана на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации».    

В Типологии все субъекты РФ (83 субъекта) объединены в группы по основанию развития, степени включенности в глобальные процессы развития – глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию.

Ключевые основания типологии регионов России явилось положение о том, что некорректно ставить одинаковые цели развития для всех субъектов Российской Федерации, также как некорректно сравнивать абсолютно любые субъекты РФ между собой по уровню и возможностям социально-экономического развития.

В связи с этим, принципиальный подход Министерства регионального развития РФ состоит в том, что для большей объективности политика долгосрочного пространственного развития должна проводиться с учетом особенностей каждого типа регионов. Исходя из этого, целесообразно проводить мониторинг социально-экономического развития регионов и формировать пространственные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Субъекты, входящие в один тип, с одной стороны имеют близкие значения показателей социально-экономического развития, а с другой стороны, общие тенденции развития.

Мин рег развития РФ от 2007г. В Типологии выделено 3 основных типа регионов, включающих по 2 подтипа. Также отдельно обозначен особый внесистемный тип.

1. «Регионы – локомотивы роста». Регион можно считать «локомотивом» (мировые города – СПб, Москва и центры федерального значения – Краснодарский край, Московская обл., Ленинградская обл., Свердловская обл., респ. Татарстан), если он удовлетворяет следующим условиям:

· регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

·         регион имеет высокий научно-технический потенциал;

·         в регионе (городской агломерации) сформирована  стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

·         в перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

2. «Опорные регионы».  В состав входят группы сырьевых – Кемеровская обл., респ. Коми, Саха, Сахалинская обл. (сырьевые зоны РФ, экспорто-ориентированные территории) и старопромышленных  - Белгородская, Волгоградская, Вологодская обл., Приморский, Хабаровский края (характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.)) регионов.

3. Депрессивные регионы. Характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Депрессивные регионы делятся на фоновые – Алтайский, Ставропольский края, Псковская обл., и др. (характерны низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров)  и кризисные – Брянская, Ивановская, Камчатская обл., респ. Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карелия (характерны существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития, высокий уровень безработицы, слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений, высокий уровень социальных конфликтов).

4. Особые регионы (спецтерритории)Ингушетия, Чеченская респ. Для них характерны низкая пространственная мобильность, высокий уровень безработицы, экономическая стагнация,  сложная политическая ситуация.

 

5.       Методы региональных исследований.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – это всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы до всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – это графический способ изображения информации о размещении и развитии природных, демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории.

Балансовый метод

          это уравнивание количественной информации о разных аспектах развития исследуемого объекта, явления или процесса.

          Составление балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

          Примеры балансов – это балансы производства и потребления продукции, ввоза и вывоза продукции региона, баланс трудовых ресурсов, природных ресурсов и т.д.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ основаны на применении методов статистического анализа.

МЕТОД РАЙОНИРОВАНИЯ используется для анализа разнообразного  экономического пространства страны путем его   разграничения на районы. При экономическом районировании в России выделяют 11 экономических районов: Центральный,Центрально-Черноземный,Восточно-Сибирский,Дальневосточный,Северный,Северо-Кавказский,Северо-Западный,Поволжский,Уральский,Волго-Вятский,Западно-Сибирский

ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНЫЙ МЕТОД. Региональная экономика, как общественная наука, часто имеет дело с явлениями, не поддающимися точному расчету, поэтому активно используют оценочные суждения квалифицированных специалистов, опирающихся на небольшое количество данных.

Программно-целевой метод используется для решения крупных региональных проблем путем реализации следующей схемы: отбор проблемы→постановка целей→выявление ресурсов→организация выполнения→реализация и контроль.

Сравнительный анализ: установление сходства и отличия объектов познания с помощью их типизации, выделение эталонов, аналогов.

 

6.       Основы формирования и функционирования регионов РФ.

Политико-правовой базой формирования и функционирования регионов - субъектов Федерации является в первую очередь Конституция Российской Федерации 1993 г.                                                                      

Принципы федерализма, дают правовую гарантию целостности как территории государства, так и территорий ее субъек­тов. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Имен­но в этом проявляется государственный суверенитет — свойство любого государства самостоятельно и независимо от других госу­дарств решать свои внутренние и внешние задачи.                                                                                                                           

Важную роль в укреплении принципа федерализации России играет статья 5 Конституции РФ. В ней, во-первых, закреплено равноправие субъектов Федерации: «Российская Федерация состо­ит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъек­тов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федераль­ного значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство...».                                                                                                                               

Статья 66 определяет статус субъектов Федерации. Так статус республики определяется Конституций РФ и конституцией рес­публики. Статус края, области, города федерального значения, ав­тономной области и автономного округа — Конституцией РФ и Уставом указанных субъектов Федерации. При этом статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласованию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным консти­туционным законом. 

 

7.       Административно-территориальное деление РФ. Тенденции укрупнения субъектов РФ.

В России существуют одновременно несколько типов и уровней административно-территориального деления:

§          Субъекты Российской Федерации

§          Федеральные округа

§          Экономические районы

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

8 ФО, по анологии с военными округами: Центральный округ - Москва; Северо-Западный округ - Санкт-Петербург; Приволжский округ - Нижний Новгород; Северо-Кавказский (Южный округ) - Ростов-на-Дону; Сев.-Кав.округ - Пятигорск; Уральский округ - Екатеринбург; Сибирский округ - Новосибирск; Дальневосточный округ - Хабаровск.

Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа служат целям укрепления государственной власти.

В административном устройстве выделяют 3 административных единицы:

1. Высокий уровень – республики.

2. Область (край) – равные функции и полномочия.

3. Автономные – национальные округа, автономные области.

Интеграция субъектов Федерации - это серьезная задача на современном этапе развития российской государственности. Процесс укрупнения регионов России, стартовавший несколько лет назад с образованием семи федеральных округов, в декабре 2003 г. получил продолжение в объединении или поглощении крупными субъектами мелких автономий.

 

8.       Экономическое зонирование территории РФ.

Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности предусмотрено в Градостроительном кодексе РФ (ст. 37 и др.).

Основным градообразующим фактором и причиной роста городов является развитие промышленности. Особое место в функционировании городов занимает городское хозяйство, представляющее собой совокупность организаций и предприятий различных отраслей. Эти организации и предприятия призваны создавать благоприятные условия проживания населения на территории города. Таким образом, городское хозяйство характеризуется сложностью составляющих его элементов. Причем от слаженности действий каждого из них зависит жизнедеятельность и жизнеспособность всего города.

В указанных целях при градостроительном планировании осуществляется деление территорий на следующие территориальные зоны:

·          зоны охраны памятников истории и культуры;

·          зоны особо охраняемых природных территорий;

·          санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

·          водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

·          зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения;

·          зоны залегания полезных ископаемых;

·          территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·          зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

·          зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

Основным инструментом регулирования землепользования в городах является зонирование (функциональное, административное и экономическое). Территориальные зоны представляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются (выделяются) на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления.

Экономическое зонирование следует связывать исключительно с кадастровым делением города. Районирование города связано с разбивкой на кварталы.                                                                                                                                                 

Итогом зонирования является план зонирования земель, представляющий собой графический документ, разрабатываемый в составе генплана города с пояснительной запиской. Этот документ определяет состав земель города, объединенных общими признаками перспективного функционального использования с указанием перспективы и степени эффективности их использования. В условиях рыночной экономики зонирование земель предопределяет устойчивую форму контроля за использованием территории.

 

9.       Экономическое районирование РФ. Районирование по масштабу.

Экономическое районирование – разделение территории страны на экономические районы, которое служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении.

Экономическое пространство – это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населённые пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади и инженерные сети. Каждый регион имеет своё внутренне пространство и внешние связи.

Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Низшее звено районирования - городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

При формировании экономических районов страны, как правило, учитываются следующие критерии:1) географическое расположение района;2) наличие природных ресурсов;3) состояние развития транспорта;4) наличие трудовых резервов;5) состояние инфраструктуры;6) определение специализации;7) определение основных отраслей развития районов.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Восточно-Сибирский,  Дальневосточный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский

 

10.    Территориальная организация общества.

Российское общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индивидов, групп, институтов. В России, как и в любом обществе, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; "вес" группы, ее влияние; политическая характеристика. Территориальная организация общества, пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства. Также называют и совокупность процессов или действий, влияющих на территориальную организацию общества.                                                                                                                                                                              В современной России проблемы регионального развития приобрели чрезвычайное значение. Эти проблемы тормозят реформы и искажают их содержание, влияют на экономику на всех уровнях - от федерального до муниципального, осложняют национально- и межнационально- этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но и угрожает территориальной целостности Российского государства.

 

11.    Закономерности размещения производительных сил.

Закономерности размещения производительных сил – это наиболее общие отношения между производительными силами и территориями.

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Важнейшие закономерности размещения производительных сил:

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

Комплексное развитие хозяйства экономических районов;

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Вместе с тем, ученые РЭА им. Т.В. Плеханова выделяют следующие закономерности:

- неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов;

- развитие экономических районов, обеспечивающее рациональное использование производственных фондов, природных и трудовых ресурсов в целях повышения производительности общественного труда;

- научно обоснованная специализация экономических районов на основе общественного разделения труда;

- комплексное и пропорциональное развитие хозяйства в экономических районах в сочетании с их рациональной специализацией;

- рациональная специализация межрайонных экономических связей.

Наиболее общей закономерностью развития экономических районов является неразрывная связь этого развития с территориальным размещением и уровнем производства и потребления материальных благ.

 

12.    Принципы размещения производственных сил.

Принципы размещения производительных сил – это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе).

1.        Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления;

2.        Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов. Интенсивное освоение природных ресурсов проводилось на основе действия специальной теории размещения и развития ПС – теории территориально-производственных комплексов (ТПК) на месте скопления ресурсов для решения крупных задач при участии государства;

3.        Использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда;

4.        Оздоровление экологической обстановки;

5.        Единство экономического районирования с административным делением;

6.        Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства.

 

13.    Факторы размещения производительных сил.

Факторы размещения ПС – это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта, группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных структур хозяйства экономических районов.

1.                              Отраслевые факторы размещения производительных сил:

Тип предприятий, назначаемых к строительству;

Мощность предприятий;

Состояние и перспективы развития сырьевой базы;

Контингент потенциальных потребителей будущей продукции;

Состояние действующих предприятий и возможности их развития;

Условия транспортировки сырья и готовой продукции;

Источники снабжения водой и энергетическими ресурсами;

Наличие трудовых ресурсов;

Природно-климатические факторы.

Территориальные факторы размещения производительных сил

Повышение экономической эффективности  хозяйства каждого региона;

Создание условий для комплексного развития его экономики;

Углубление территориальной специализации экономики;

Создание условий для формирования оптимальной отраслевой структуры регионального хозяйственного комплекса;

Обеспечение положительного сальдо «ввоза-вывоза» валового регионального продукта;

Создание условий для планового повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе.

2.                              Экономические факторы:

Пространственное положение района размещения производства;

Транспортная обеспеченность, показатели производственных и транспортных затрат;

Уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, стоимость различных инфраструктурных услуг;

Объем инвестиционных ресурсов, которыми располагает изучаемая территория;

Формы территориальной организации производительных сил;

Научно-технический прогресс, производственный и научный потенциал и др.

Социально-демографические факторы:

Численность населения и его расселение;

Половозрастная структура населения;

Изменение численности населения в ходе естественного и механического движения;

Система расселения, характерная для исследуемого района;

Численность трудовых ресурсов, их качественная структура (половозрастная структура, степень образованности, профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов).

Природно-ресурсные факторы:

Геоморфологические условия (особенности рельефа);

Геологические и инженерно-геологические характеристики территории (сейсмичность, промерзание, болотистость и т.п.);

Гидрогеологические условия (запасы подземных и поверхностных вод, их качество);

Ресурсно-сырьевая обеспеченность (наличие природных ресурсов – минеральных, земельных, водных, лесных, биологических, их оценка);

Климатические условия;

Экологические и другие факторы.

 

14.Сущность специализации и комплексного развития.

Специализация региона – преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнения определённых хозяйственных функций с учётом наиболее эффективного использования природных ресурсов в экономических условиях данного региона, в целях его рационального участия в территориальном разделении труда.

Сущность специализации заключается в производстве не только для обеспечения собственных нужд, но и на внешний рынок. Специализация вызывает необходимость удовлетворения части региональных потребностей за счёт ввоза недостающих товаров и услуг из других районов. Поэтому специализация является частью комплексного развития хозяйства.

Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона.

Комплексность развития  региональной экономики - Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации.  Предполагает достижение такого состава и содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые смогут обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.

Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона.

Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между:• отраслями специализации и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;• добывающей и обрабатывающей промышленностью;• легкой и тяжелой промышленностью;• промышленностью и сельским хозяйством;• производственной и социальной инфраструктурой;• сферой производства и сферой услуг.

К показателям комплексности регионального хозяйства относятся:1) объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе;2) удельный вес продукции межотраслевого применения;3) степень использования региональных ресурсов;4) отраслевая структура хозяйства региона.

 

15. Отраслевая структура экономики региона.

Отраслевая структура - это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенным составом и пропорциями развития отраслей и взаимосвязями. С точки зрения Традиционного подхода  две группы отраслей: отрасли материального производства, т. е. те, в которых создается конкретный материально-вещественный продукт, и отрасли непроизводственной сферы, которые производят продукт в виде услуги (социальной, духовной, бытовой, интеллектуальной и т. д.).

Производственная сфера включает.

         отрасли, создающие материальные блага, - промышленность, сельское хозяйство, строительство;

         отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, - транспорт и связь;

         отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

         отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;

         отрасли социального обслуживания - образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;

         отрасли, включающей кредитование, финансы и страхование;

         аппарата органов управления;

         обороны.

Основу единого народнохозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7% населения от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.

 

16.Методы определения отраслевой специализации региона.

Для определения отраслей специализации региона должна быть использована система теоретически обоснованных показателей, тесно взаимосвязанных с другими показателями территориального разделения труда. Так как в основе рыночной специализации региона лежит территориальное разделение общественного труда, то и определение специализированных отраслей должно быть основано на выявлении участия региона в общественном разделении труда.

Для количественного определения уровня специализации регионов используется ряд показателей.

Коэффициент локализации рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры хозяйства региона с аналогичной структурой хозяйства страны в целом. Коэффициент локализации представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в хозяйстве региона к удельному весу этой отрасли в хозяйстве страны.

Индекс уровня специализации представляет собой отношение удельного веса отрасли региона в объеме выпуска продукции отрасли страны к удельному весу хозяйства региона в хозяйстве страны.

Коэффициент уровня развития отрасли в регионе. Он  представляет собой отношение объема произведенной продукции отрасли в регионе к объему ее потребления в данном регионе.

Коэффициент душевого производства рассчитывается как отношение удельного веса данной отрасли региона в соответствующей отрасли хозяйства страны к удельному весу населения региона в населении страны.

Эффективность производства. Эффективность производства есть результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата, или, короче говоря, отношение объема производства к затратам.

Коэффициент межрайонной товарности  рассчитывается как отношение объема вывозимой продукции отрасли региона к объему ее производства в регионе.

 

17.Экономическая эффективность производства.

Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. Эффективность производства есть результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата, или, короче говоря, отношение объема производства к затратам.

В экономике предприятия эффективность в самом общем виде означает результативность производственно-хозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами обществленного труда.

Уровень эффективности характеризует уровень развития производительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. На предприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Таким образом, показатель экономической эффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получает прибыль.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Показатели экономической эффективности: производительность труда, трудоемкость, капиталоотдача, капиталоемкость, материалоотдача, материалоемкость, энергоемкость, экологоэффективность. ЭП=РезультатП/ЗатратыП

 

 

 

 

18.Региональная инфраструктура.

Региональная инфраструктура – это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимого комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории

В настоящее вре-мя принято выделять инфраструктуру в самостоятельную отрасль эко-номики. При этом специфика отраслей инфраструктуры заключается в том, что они не производят материальной продукции (товаров), а глав-ным образом предоставляют услуги, необходимые для успешного функ-ционирования экономики в целом.

В зависимости от того, какие сферы деятельности и отрасли обслу-живает региональная инфраструктура, различают следующие ее виды: - производственную, которая содержит комплекс отраслей, обеспе-чивающих внешние условия производства (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство и т. п.); - социальную, включает в себя две со-ставные ее части: -- социально-бытовую инфраструктуру (торговля, общественное питание, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, социальное обеспечение и др.); --социально-духовную инфраструктуру (просвещение, культура, ис-кусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, массовая инфор-мация и т. п.).

- управленческую, аппа-рат государственного управления, система местного управления и само-управления, а также системы правовой и законотворческой деятельности и распространения информации;

- рыночную, охватывающую совокупность сфер деятельности и ин-ститутов, призванных обеспечивать условия для эффективного функ-ционирования рыночного механизма в регионе (товарно-сырьевые, ва-лютные и фондовые биржи; финансово-кредитные учреждения; консал-тинговые, информационно-аналитические и аудиторские компании и другие частные и государственные институты, включая законодательст-во, традиции и менталитет и т. п.);

- экологическую, реализующуюся в комплексе деятельности, обес-печивающем благоприятную природную среду для развития обществен-ного производства и охрану окружающей среды от негативных послед-ствий экологической деятельности человека.

Роль инфраструктуры в региональном развитии: создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами регионального хозяйства.

 

19.Понятие и виды ресурсного потенциала региона.

Ресурсный потенциал региона – это совокупность реализуемых и нереализуемых возможностей использования ресурсов территории в целях удовлетворения общественных потребностей.

Виды РПотенциала: трудовой, демографический, научный, промышленный, с/х, инфраструктурный, финансово-инвестиционный, рыночный, социально-культурный, природно-ресурсный.

Трудовой потенциал : Располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально образовательным уровнем, другими качественными характеристиками.

Инновационный потенциал региона представляет собой часть экономического потенциала, выраженная в виде научно-исследовательских, проектно конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств,ит.п.

Социальный потенци-ал региона во многом определяется развитием социального комплекса территории, включающего в себя прежде всего социальную инфра-структуру (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. п.) и демографическую обстановку в регионе.

Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью  всех видов  природных ресурсов которые в настоящее время известны  и использование которых  в обозримом будущем возможно по техническим причинам.

Интеллектуальный потенциал региона (территории) - это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию.

 

20.Социально-демографический потенциал региона: условия и факторы развития.

Социально-демографическую сферу региона, которая понимается как специфическое пространство общественной жизнедеятельности локального сообщества.

Под  социально-демографическим потенциалом понимается совокупность таких показателей, как демография, социальные отношения и процессы, социальные связи, статусные позиции жителей региона, их квалификационная и профессиональная стратифицированность, нацеленность преимущественно на традиционные, либо инновационные формы деятельности (деятельностный компонент, или активность населения), уровень доходов населения, качество и уровень жизни и т. д.

Через социально-демографические показатели  возможно характеризовать динамику развития региона: территориальную организацию, особенности воспроизводственных процессов, ресурсы региона; определять характеристику личности, мотивы и интересы жителей региона, качество жизни; исследовать функции либо дисфункции региона по отношению к жителям.

Демографическая ситуация в регионах характеризуется по трем основным параметрам: рождаемость, смертность и миграция.

С точки зрения демографической ситуации регионы России разделяют на несколько типов:

1) регионы первого типа (высокоурбанизированные, преимущественно Центральный федеральный округ) представлены минимальной рождаемостью, в то же время пополняющие численность населения за счет высокого миграционного притока;

2) регионы второго типа (некоторые регионы Южного и Центрального федеральных округов) характеризуются интенсивным оттоком, старой возрастной структурой населения, сокращением его численности;

3) регионы третьего типа (преимущественно республики Южного федерального округа) — территории, где отмечается низкая смертность, высокий уровень рождаемости, но по причине

оттока молодежи в другие регионы, прежде всего в регионы первого типа, со временем будет наблюдаться некоторое снижение естественного прироста населения;

4) регионы четвертого типа представлены очаговым заселением и неравномерной плотностью

населения, молодой возрастной структурой, сложившейся из-за миграционного притока в прошлые десятилетия.

 

21.Экономический потенциал региона и его оценка.

Экономический потенциал- «совокупная способность экономики региона, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал региона определяется природными ресурсами региона, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным в регионе объемом национального богатства»

В состав экономического потенциала территории включают:

1) геополитический потенциал, определяемый географическим положением, общественно-политическими условиями и факторами развития;

2) природный потенциал — природные условия, окружающие человека и используемые им для обеспечения своей жизнедеятельности.

3) производственный потенциал — это материально-техническая база территории, овеществленный капитал (фонды) в производственной и непроизводственной сферах;

4) демографический потенциал (трудовой) — численность населения, его половозрастная структура. Характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство;

5) потенциал социальной сферы, определяемый возможностями функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и других;

6) духовный потенциал, определяемый историческим опытом общества, традициями, состоянием науки, культуры, образования;

7) управленческий потенциал, определяемый уровнем кадров, состоянием организационных форм, методов управления и т. п.;

8) финансовый потенциал — финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения.

Для его оценки использовались следующие показатели:

- объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на душу населения в год в сравнении со среднеобластным значением;

- годовой темп роста объема отгрузки товаров, работ и услуг по муниципальному образованию (К9);

- накопленный темп роста объема отгрузки товаров, работ и услуг по муниципальному образованию за последний пятилетний период.

 

22.Финансовые ресурсы региона.

Финансовая самостоятельность региона обеспечивается посредствам системы фи-нансовых ресурсов региона, под которыми понимаются денежные сред-ства, находящиеся в распоряжении региона, его хозяйствующих субъек-тов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспреде-ления регионального и национального валового продукта и предназна-ченные для расширенного воспроизводства на данной территории.

Финансовые ресурсы региона включают в себя:

- ресурсы местных бюджетов и целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

- средства предприятий;

- средства населения;

- кредитные ресурсы;

- средства на депозитах и др.

В доходной части этого баланса можно выделить три группы доходов:

- собственные, то есть такие, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона;

- заемные, представляющие собой долгосрочные и краткосрочные кредиты;

- трансферты, то есть средства, получаемые из других бюджетов.

Расходная часть регионального сводного финансового баланса фиксирует приоритетные направления использования финансовых ресурсов в регионе и определяет затраты на образование, культуру, здравоохранение, содержание правоохранительных и органов государственного управления и т. п. Вариация содержания расходных статей сводного финансового баланса региона – важный элемент планирования его развития.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с составлением бюджета. Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения.

 

23.Бюджетно-налоговая система региона.

В основе региональной бюджетно-налоговой системы лежит региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения с «центром» и реже с другими территориальными уровнями. По элементному составу региональные бюджетно-налоговые системы аналогичны общегосударственным, отличаясь только отношениями.

В бюджетевыделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития.

В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность. К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики , и инвестиционные отчисления , а также , доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

• средства, получаемые от продажи регионального имущества; в виде арендной либо иной платы за  имущества, находящегося в собственности региона;

 плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам,

• часть прибыли региональных унитарных предприятий,;

 доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,.

Расходы региональных бюджетов

Согласно Бюджетному кодексу, следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

• обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

• проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

 компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности , строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

 

 

 

24.Инновационно-инвестиционный потенциал региона: проблемы формирования и приоритеты развития.

.Ф.С. Тумусовым рассматривает «инвестиционный потенциал» как совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.В.Ю.

Реализация инвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими его формирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий его включения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализации через активизацию инвестиционного потенциала.

 С точки зрения структурной характеристики  инновационный   потенциал  - это «совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций».

Инновационный потенциал региона»  -  это степень  возможности (готовности) социально-экономической системы регионального хозяйства  к осуществлению инновационной деятельности,  определяемая ресурсной компонентой, формируемой  научными, интеллектуальными, кадровыми, финансовыми, технико-технологическими ресурсами и  обеспечивающей формирование ее  инвестиционного потенциала.

Для определения уровня инновационного потенциала предлагают учитывать комплекс показателей научно – технической деятельности в регионе,  а именно: число организаций, выполняющих научные разработки, численность исследователей, число промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, число созданных образцов новых машин, внутренние текущие затраты  на исследования, объем инвестиций на науку

Оценивая инвестиционно-инновационный потенциал региона и определяя пути его роста, необходимо анализировать факторы, влияющие на совокупный инвестиционно-инновационный потенциал региона.

Среди этих факторов можно выделить: эффективность проводимой региональной экономической и социальной политики; инвестиционная и инновационная привлекательность региона; степень развития ведущих институтов рыночной инфраструктуры (инвестиционной, банковской, страховой, торговой);наличие системы финансирования научных разработок и венчурных фондов; условия существующей налоговой системы, в т.ч. наличие налоговых льгот и возможность получения инвестиционных налоговых кредитов; уровень инвестиционного и инновационного риска в регионе; условия для привлечения иностранных инвестиций; развитость материальной и научно-технической базы; нормативно-законодательные условия в регионе, в т.ч. ограничения антимонопольного, патентно-лицензионного законодательства; наличие и условия системы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности; трудовой и интеллектуальный потенциал региона и наличие квалифицированных кадров; финансовый потенциал региона, прибыльность и рентабельность его предприятий, доходность бюджета территории.

 

25.Современные подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона.

Системный подход к исследованию и оценке эффективности социальной инфраструктуры региона предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой. С нашей точки зрения, наиболее целесообразный для оценки эффективности развития социальной инфраструктуры региона и принятия управленческих решений, но в недостаточной мере освещенный в научной литературе, именно по отношению к данному объекту исследования.                                                                                                                                            

Ситуационный подход к исследованию и оценке эффективности социальной инфраструктуры региона предусматривает оперативное изучение сложившейся ситуации и проведение исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования. Как правило, используется на региональных уровнях власти для оценки текущей ситуации, базируется на информации, имеющейся в конкретный момент времени.                                                                                                                                         

Диалектический подход к исследованию и оценке эффективности социальной инфраструктуры региона реализуется в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д.                                                                                                                                                          

Рефлексивный подход основан на анализе  систематизированной и доступной для обработки объективной информации о внутренней и внешней среде изучаемого объекта в требуемом объеме.                        

 Процессный подход предусматривает рассматривать выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации в виде процесса — непрерывной серии взаимосвязанных действий по достижению целей исследования.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам:

• анализ общего уровня развития региона;

• анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала;

• анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

• анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов;

• проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни;

• оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства);

• оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей;

• оценку финансового положения;

• анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

 

26.Теоретические основы проведения рейтинговой оценки ресурсного потенциала региона.

Большинство методик рейтинговой оценки инвестиционного потенциала регионов строится на экспертных опросах. Однако их повсеместное применение создаёт множество проблем, связанных с проверкой их на достоверность.                                                                                                                               Во-первых, эксперты находятся на разном расстоянии от сравниваемых объектов. Географическое пространство является фактором, который влияет на “полноту” информации. Во-вторых, в региональной статистике набор индикаторов, характеризующих специфические особенности отраслевого выпуска, издержек, цен, рентабельности, эластичности спроса всегда существенно разнообразен, что является более важным фактором для оценки конкурентных преимуществ, чем интегрированные обобщения на уровне системы национальных счетов, где эти нюансы исчезают.                                                                                                                                                     В-третьих, оценки экспертов субъективны, на них оказывают влияние политические, культурные, социальные, образовательные и другие факторы, что приводит к различиям в интерпретации одних и тех же экономических индикаторов и явлений.                                                                                                                                    

В-четвёртых, при публикации обобщенных рейтинговых систем, за кадром остаётся система статистических индикаторов, на основе которых формируются итоговые оценки, что не позволяет проверить их объективность.

 

27.Природно-ресурсный потенциал России и его распределение по регионам.

Природно-ресурсный потенциал — совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.

Природные ресурсы классифицируются:

·          по природному генезису: минеральные или ископаемые и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы;

·          по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновляемые (земельные, водные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы, и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);

·          по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в том числе рекреационные).

Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн. га.

Россия располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами. Потенциальные запасы гидроэнергии в нашей стране оцениваются в 340 млн. кВт среднегодовой мощности.

В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более 1/3 введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. По объему разведанных запасов газа Россия занимает первое место в мире, угля — второе, нефти — шестое, никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых — первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов.

Запасы топливно-энергетических ресурсов разведаны почти во всех экономических районах РФ, но основная их часть сосредоточена на востоке страны — в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Россия располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами. На Сибирь и Дальний Восток приходится свыше 80% гидроэнергетических ресурсов.

Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня — 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.

 

28.Интегральная оценка ресурсного потенциала региона.

Ресурсный потенциал региона включает совокупность всех видов ресурсов, которые дислоцированы на его территории.

Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потен-циала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдель-ных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмерения качественно раз-личных природных ресурсов и определения природно-ресурсного по-тенциала региона:

- с помощью балльной системы, когда эксперты оценивают значи-мость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма опреде-ленных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» - величин их запасов;

- на основе стоимостных (денежных) показателей, когда оценива-ются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона;

- на базе абсолютных энергетических потенциалов, или условно-натурального метода, подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему ос-нованию (например, разных энергоресурсов по калорийности 1 тонны условного топлива (т у. т.) или 1 тонны нефтяного эквивалента (т н. э.)).

Наличие первичных характеристик по основным категориям природных ресурсов и их использованию позволяет решить задачу комплексной оценки ресурсного потенциала регионов. Синтез интегральных показателей осуществлен на принципах суперпозиции нескольких карт с учетом весовых коэффициентов, отражающих лимитирующее значение ресурса для хозяйственного комплекса страны в целом (в порядке убывания - минеральные, топливные, лесные, аграрные, климатические, экологические, водные и гидроэнергетические) и численность населения, занятого в использовании и переработке разных типов ресурсов для каждого региона. По показателям интегральной интенсивности использования ресурсного потенциала лидирующую группу также возглавляет Ханты-Мансийский автономный округ. Несколько менее напряженным является использование ресурсов хозяйственными комплексами Ямало-Ненецкого округа, Красноярского края, Оренбургской и Костромской областей, Москвы и Карачаево-Черкессии. Еще ниже объемы удельного потребления природных ресурсов на душу населения в Коми, Иркутской и Тверской областях, Санкт-Петербурге.

 

29.30.Сущность, структура и основные параметры региональных рынков.

По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

- требований покупателей к качеству товаров.

Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенной территории.

 Цель системы РР: обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы.

В систему региональных рынков входят:

- потребительский рынок или рынок благ (цель: удовлетворение потребностей населения; С: производители, фирмы оказывающие услуги, население территории; Сегменты: производственный, непроизводственный, потребительский);

- рынок средств производства (цель: обеспеч поцесс производства орудиями и предметами труда; С: производители, использующие предметы труда и потребители; Сегменты: р.топливно-энергетический, с/х машин, деревообрабатывающих машин, другие р. Местного хозяйства);

- рынок труда (Цель: удовлетворение потребностей работодателей, обеспеченность экономики рабочими местами; С: государство, работодатель, безрвботные, юр.лица, кадровые агентства);

- финансовый рынок (цель: обеспечить сбалансированное движение денежных ресурсов; С: банки, биржи, кредитные организации, население, посредники-дилеры, брокеры; Сегменты: р. Капитала, кредитный и валютный);

- рынок земли и недвижимости (цель: удовлетворение потребностей населения региона в недвижимости; С: население, агентства; Сегменты: земля, жилой, нежилой-музеи, театры);

- информационный рынок (цель: обеспечение высокой эффективности предоставления информации; С: участники всех рынков, институты по сбору и обработке-рекрут.агентства, госкомстат РФ; Сегменты: р. Рекламной продукции, консалтинговых и маркетинговых услуг, оптовые и товарные);

- рынок культурных ценностей;

- рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны  друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры. 

Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

 

31.Управление региональными рынками.

Управление региональными рынками предполагает воздействие субъекта управления (полномочные органы государственной власти и региональные администрации) на объект управления для достижения целей как отдельно взятого региона, так и национального рынка в целом. Основными целями управления региональными рынками является обеспечение сбалансированности рынков, удовлетворение потребностей населения региона, обеспечение экономической эффективности развития территории.                                                                                                      

К основным объектам управления относятся:                                                                                                               

• население, выступающее в качестве конечного потребителя;                                                                                      

фирмы, предприятия, организации, частные предприниматели, производящие товары и услуги;                           

• сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства, производящие сырье для перерабатывающих предприятий и продовольственные товары, потребляемые в свежем виде (овощи, фрукты и др.);                                                                                                                                                                                       

• объекты рыночной инфраструктуры региона.                                                                                    

 Основными функциями:                                                                                                                                                             

• аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование общерегиональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков;                                                                                                                                   

• функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;                                                                                                    

• функция координации, предполагающая разработку различных нормативов, квот, законов, программ;                                                                                                                                                                              

• функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении покупательской способности потребителей региональных рынков.

 

32.Виды и формы межрегиональных связей.

МЭС – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленная разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

• отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

• производственных комплексов, отраслей, муниципальных территориальных образований (городов, районов);

• регионов

Основными формами межрегиональных связей являются: многосторонние- с участием нескольких субъектов, двусторонние- уч дух суб, кооперации.

Основными видами межрегиональных связей являются: торгово-экономические, научно-технические, социально-гуманитарные, культурные, сотрудничество  в сфере борьбы с преступностью.

Совершенствование межрегиональных экономических связей предполагает широкое использование возможностей новых организационных форм экономического сотрудничества или межрегиональной интеграции.

Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг и население.

Среди экономических, политических и культурных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны.

Межрегиональная кооперация:  предприятия –холдинги, финансово-промышленные группы; банковские и кредитные организации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!