Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по истории государства и права зарубежных стран»

/ История государства и права
Конспект, 

Оглавление

1.     Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран.

1. Предмет: 

·        изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

·        анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающих­ся в определенном времени и пространстве;

·        исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно- исторических закономерностей.

2. Основные методы: 

·        исторический подходит к государству и праву как к изменяю­щимся во времени, развивающимся явлениям;

·        сравнительно-исторический основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Используют приемы аналогии и эктрополяцию (распрстр. выводов получ. В ходе исследов одной части явления на другую часть);

·        системно-структурный эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов.;

·        статистический помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов, связанных с массовыми явлениями..

3.  Периодизация. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологи­ческих рамках четырех основных периодов:

·        история государственно-правовых институтов Древнего мира(IVтыс.до н.э.-Vв.н.э.);

·        история государственно-правовых институтов Средних веков(V в. – XVII - XVIII вв.);

·        история государственно-правовых институтов Нового времени(XVII – XVIII вв.- конец XIX в.);

·        история государственно-правовых институтов Новейшего времени(XX в.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.

В IV – I тысячелетии до н.э., сначала на Ближнем Востоке, а затем в Северной Индии и Китае, возникли первые государства и правовые системы. Они возникли в раннее время на Востоке по причине географических и климатических особенностей региона. Крупнейшие цивилизации древности – Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай и др.

Древневосточные цивилизации по своему характеру были рабовладельческие. Основной источник рабства – плен, поэтому очень долго рабы являлись государственной собственностью. Труд рабов использовался в семье, и рабство носило патриархальный характер.

Итогом Становления ранней государственности на Востоке стало формирование неограниченной единоличной власти в централизованном управляемом государстве. Эти государства были Древневосточного типа или, как их часто называют, Древневосточной деспотии. Культ единоличной власти –деспотизм – порождались её замкнутостью и приоритетом общества над человеком. Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольность администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.

Необходимыми условиями существования такой власти были:

1.     Господство государственной и общественной собственности на землю

2.     Абсолютное преобладание государства над обществом. 

3.      Отсутствие гражданского общества.

4.     Регулирующую роль в государстве вместо основных законов играет религия

5.     важный признак Восточного деспотизма – политика принуждения и даже террора. Его основной задачей было не только наказание преступника, но и нагнетание страха перед властью.

6.     В социальной структуре была уравнительность и крайне незначительная роль сословных различий,

7.     Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты, как правило, религиозно-производственного характера.

Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:

1.     неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти;

2.     наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;

3.     четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:

§        общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;

§        военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;

§        финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;

4.     тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.

Немало общих черт имеют правовые системы государств Древнего Востока:

1.     для древневосточного права практически на всем протяжении его развития преобладающим источником оставался обычай. Сравнительно немногочисленные законы были записью признанных государством обычаев и конкретных судебных решений.

2.     Аморфность права.

Право не вполне отделялось от религии в особое средство регулирования общественных отношений. Правовые и религиозные обязанности не различались (в Древней Индии даже не было известно слова «право», а предписания правового характера содержались в священных книгах индусов).

3.     Не дифференцированность права.

Не развитость основных правовых понятий, институтов и структуры права и самой правовой нормы. Еще уголовное право не отделялось от гражданского, уголовный процесс от гражданского процесса, не разграничивались понятия «правонарушения» и «преступления».

4.     Узкая сфера действия.

На ранних этапах развития общества многие отношения регулировались обычаями и религией тогда, как роль права в определении строя жизни была сужена.

5.     Формализм и символизм правовых действий.

Правовой акт неизбежно сопровождался множеством ритуальных действий: клятвы, жесты и т.п. Отступление от строго установленной формы (например, неточности в произнесении слов) приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался.

6.     Казуальность права – приоритет конкретного случая перед абстрактным обобщением.

Право нередко возникало из записи конкретных судебных решений, поэтому обобщающий характер правовой нормы еще не сложился. Такие нормы не могли охватить всю сферу отношений, подлежащих правовому регулированию, что приводило к значительным проблемам в праве.

7.     Консерватизм права.

Священность и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев переносились на право. Связь права с религией и обычаями, а также застойный характер экономического и общественного развития обусловили крайне замедленный темп изменений в праве.

8.     Особая жестокость наказаний, широкое применение смертной казни.

9.     В праве закреплялась социальное неравенство различных категорий лично свободного населения.

10.  Право закрепляло патриархальные отношения в семье и неограниченную власть главы семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.               Социальная структура и правовое положение основных групп населения древнего Вавилона.

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:«Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).«Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

«Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

·   Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

·     Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Государственный строй древнего Вавилона.

Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военоначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был «Мубанда», который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шуканакум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:

1.     Административная (управление общинной землей).

2.     Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).

3.     Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).

4.     Судебная (суд общины).

Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:

·     Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:

·        сохранялось общинное самоуправление;

·        центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;

·        хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;

Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Варново-кастовый строй Древней Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым наследственным группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». ученых связывают появление варн с брахманской религией. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

  1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.
  2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.
  3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Рабы могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.
  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй Древней Индии в эпоху Маурьев.

 

В середине второго тысячелетия до.н.э на территорию Индостана вторгаются кочевые племена Ариев. Коренное население, которое называлось Дравиды, было частично покорено, а частично истреблено. В конце второго тысячелетия до.н.э возникают первые государственные образования Ариев. Это были небольшие по размерам ранние монархии, которые враждовали между собой. Образование единого древнеиндийского государства произошло в конце 4-го века до.н.э. В это время под руководством Чандрагупты возникает империя Маурьев, которые вошли в большую часть современной Индии и Афганистана. Наивысшего расцвета империя достигла в годы правления внука Чандрагупты, которого звали Ашоко. После его смерти империя распалась на отдельные княжества.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Источники права древней Месоптамии. Общая характеристика Законов царя Хаммурапи.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали: 1.    законы предшествующих правителей; 2.    обычное право; 3.    собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).

Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

Основные черты законов Хаммурапи:

·       Сохранение пережитков древних обычаев.

·       Казуистичность(анализ данного дела, случая (казуса) и выведение из него путём логической и юридической интерпретации некоторых общих принципов, дополняющих недостающие в законодательстве нормы.)

·       Примитивность правовой техники.

·       Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

·       Отсутствие деления на отрасли права.

·       Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

·       Формализм и символизм правовых норм.

·       Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

С 127 по 195 – семейному праву.

С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.     Регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО: В законах Хаммурапи выделялось два вида обязательств:

·       Вытекающие из деликта, то есть причинение вреда.

·       Вытекающие из договора.

Субъектом обязательств и сделок могли быть только полноправные хозяева.

Виды договоров:

1.     Договор купли-продажи. Договор оформлялся в письменном виде, где указывался объект купли-продажи, цена и обещание не оспаривать сделку.

2.     Договор займа. Договор порождал обязанность для должника вернуть долг в срок и уплатить проценты (до 35% годовых). Государство стимулировало ростовщительство торговцем. Так, ссуда, взятая у торговца, возвращалась в двойном размере. Несостоятельный должник попадал в долговую кабалу (по сути, в рабство)

Хаммурапи, в связи с закабалением значительной степени свободных людей, ввел следующие ограничения: долговая кабала ограничивалась тремя годами; для договора займа устанавливался предельный процент (серебро – 20%, хлеб – 33,5% годовых), Устанавливалась возможность неуплаты долгов в случае войны или стихийных бедствий, уничтоживших урожай.

3.     Договор аренды земельных участков. Арендатор земли обычно выплачивал 1/3 урожая с поля и 2/3 урожая с сада. Срок аренды – от одного года до пяти лет.

4.     Договор личного найма. Нанимались работники, имеющие силу, навыки. Устанавливалась фиксированная плата и наказание за некачественное выполнение договора. Некачественная работа каралась высокими штрафами, а не уплатившего разрывали с помощью скота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.     Регулирование брачно-семейных отношений по Законам царя Хаммурапи.

Брачно-семейным отношениям в законах Хаммурапи посвящено более 70 статей. Это было не случайно, так как семья была важнейшей общественной единицей, которая была связана через главу семьи с общиной и государством. Заключение брака оформлялось договором, как правило устным. Письменные договоры заключались тогда, когда оговаривались особые условия. Договор заключался между родителями жениха и невесты, а согласие последних не требовалось. Девочек выдавали замуж в 7-8 лет. Дочери давалось приданное, которое являлось гарантией её материального положения в случае развода или смерти мужа. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце. Дети от таких браков были свободными, но в случае смерти отца половина наследства отходила к хозяину раба.

Развод допускался в следующих случаях:

1. Если жена была бездетной. В этом случае жене возвращалось приданное.

2. При расточительстве и недостойном поведении жены. В данном случае приданное не возвращалось и жену могли оставить в доме в качестве рабыни.

Муж авилум (рабовладелец) мог отдать свою жену в кабалу, если в брачном договоре она не была ограждена от такой возможности. В тоже время законы снисходительно относились к внебрачным связям мужа. Муж мог брать себе наложницу, а жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая мужа – сажалась на кол. Однако женщина не была полностью бесправна. Жена авилума могла распоряжаться приданным, заниматься ремеслом, торговлей. Жена могла уйти к другому, если муж попал в плен и не оставил средств к существованию, но если он возвращался из плена жена была обязана вернуться к нему. Если муж бросил семью и ушел из селения, а затем вернулся, то жена была не обязана возвращаться к нему.

Таким образом, развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали пальцы. Наследственные отношения строились по принципу семейной общности, то есть завещание не допускалось.

Наследование шло в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, а дочерям выделялось приданное. Если же муж покидал семью, то был обязан выдать на воспитание детей половину имущества. В этом случае просматривается один из древнейших видов алиментных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Преступление и наказание по Законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в древнем Вавилоне.

 

Специальная система уголовного права, то есть норм, устанавливающих круг наиболее опасных для государства деяний и влекущих за собой особую репрессию, – государственное наказание – в Вавилоне еще не сложилась. Уголовное право основывалось на двух принципах:

1. Наказуемо то, что нарушает установленный традициями порядок.

2. Наказуемо то, что причиняет ущерб личности.

Мера ответственности зависела от социального положения преступника и потерпевшего. По законам Хаммурапи можно выделить следующие группы преступлений:

1. Преступления против праведного поведения (лжесвидетельство, нарушение ограничений в образе жизни).

2. Преступления против семейного долга (убийство мужа, измена жены, нарушение сыновьего долга).

3. Кражи разных видов имущества.

4. Членовредительство или посягательство на личность.

5. Нарушение профессиональных обязанностей.

Система наказаний отличалась абсолютной определенностью санкций, то есть не предусматривалось никакой альтернативы. Законы Хаммурапи ужесточают наказание. Смертная казнь предусматривается в 30 случаях, в том числе квалифицированная смертная казнь (сожжение не костре, утопление и др.). Широко применялись членовредительские наказания. Эти суровые меры имели целью не только возмездие, но и устрашение потенциальных преступников. Вместе с тем сохраняются и родоплеменные воззрения на преступление и наказание. Кровная месть отменена, но её эквивалентом стал принцип талиона, но он применялся к лицам равного социального положения. При совершении преступления против нижестоящего в социальных отношениях применялась частная композиция, то есть система штрафов.

Судебный процесс. Судебный процесс носит обвинительный характер. Эта древнейшая форма судебного процесса характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который предоставляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.  Источники Древнеиндийского права. Общая характеристика Законов Ману.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период ученичества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

 

 

12.  Регулирование имущественных отношений по Законам Ману.

 

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

1.     Наследование.

2.     Находка.

3.     Покупка.

4.     Завоевание.

5.     Ростовщичество.

6.     Исполнение работы.

7.     Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

Обязательственные отношения. В законах Ману рассматриваются договоры купли-продажи, займа, личного найма, дарения, аренды, товарищества и др. Недействительным считался договор, заключенный человеком в нетрезвом состоянии, стариком и ребенком. При заключении договора купли-продажи большое значение имело деление имущества на движимое и недвижимое. Движимая собственность свободно продавалась на рынке, а при продаже недвижимости преимущественное право покупки имели родственники, соседи, кредиторы. Договор купли-продажи можно было расторгнуть в течение 10 дней со дня его заключения.

Что касается договора займа, то устанавливалась нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Долг переходил на родственников, получивших имущество умершего. Размер процента зависел от принадлежности должника к варне. Для брахманов – 24% годовых, для кшатриев – 36%, для вайшии – 48%, для шудр – 60%. Долговая кабала возникала только тогда, когда должник был равного или более низкого положения по отношению к кредитору.

При договоре найма оплата труда составляла 1/10 часть урожая, а работник, не выполнивший обязательств, подвергался штрафу.

13.  Регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману.

Власть и имущество семь находились в руках главы семьи. Семья была патриархальной. Глава семьи мог отдать в найм, продать и убить члена семьи. Положение женщины было приниженное. Она должна была подчиняться отцу, мужу, а после смерти мужа – сыну. Женщина не имела права на наследство. По религиозному обычаю, вдова должна была зайти на погребальный костер умершего мужа. В лучшем случае она могла стать женой брата мужа. Преимущественное право на наследство имел старший сын. В семейном праве проводился кастовый принцип, то есть запрещались браки между представителями разных варн и каст. Однако допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Дети, рожденные от таких браков, были ущемлены в правах. В законах Ману различалось 8 видов брака, который часто являлся продажей девушки. Брачный возраст для мужчины – не моложе 20 лет, а для женщины – 8 – 12 лет. Идеальный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Законы признавали нерасторжимость брака. Мужчина мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, была расточительна, тяжело больная или приверженная к пьянству.

14.  Преступления и наказания по Законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.

Преступление и наказание. В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом. Например, брахман, за убийство нес покаяние, а вора из низшей касты казнили.

В законах Ману выделяются следующие группы преступлений:

1.     Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие распоряжениям раджи, посягательства на государственную собственность).

2.     Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).

3.     Преступления против личности.

4.     Имущественные преступления.

5.     Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников, супружеская неверность).

6.     Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).

Наказания отличались жестокостью. Широко применялась смертная казнь, в том числе квалифицированная, применялись членовредительские наказания, но от них можно было откупиться. Применялись штрафы, клеймения, изгнание из варны или касты, конфискация имущества, заключение в тюрьму.

Судебный процесс. Доминирующей формой судебного процесса в Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик. Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной. Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.  Социальная структура и правовое положение населения Спарты.

 

В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.

Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.

Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:

1.     Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.

2.     Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.

К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.

Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.

Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.  Государственный строй Спарты.

Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.

В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.

Во главе государства стояли 2 царя. Двойная власть, которая называется «Диархия», возникла в результате объединения двух общин, которые сохранили своих вождей. Власть царей передавалась по наследству. Цари назывались архогеты. Они осуществляли руководство религиозным культом и военное командование. Они также были крупными земельными собственниками и получали значительную часть военной добычи.

Несмотря на существование царской власти, целью верхушки общества было не допустить образования сильной единоличной власти и обеспечить свое влияние на государственную жизнь, поэтому фактическое руководство государством принадлежало должностным лицам, которые назывались эфоры.

Власть царей носила более ритуальный и должностной характер, нежели форму наследственной монархии. Архогеты во время военных походов находились под контролем двух эфоров. Ежемесячно цари и эфоры приносили клятву верности. Эфоры клялись от имени государства, что будут охранять царскую власть, а цари – что будут править по законам. Каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и если результаты для царя были неблагоприятными, то могли лишить его власти.

Формально, высшим органом власти было народное собрание, которое называлось «Апелла». В нем участвовали спартанцы, достигшие возраста 30 лет и сохранившие свои «Клеры», то есть земельные наделы. Апелла была пережитком родового строя и не имела законодательных функций. На собрании избирались должностные лица, решалось, кому из царей идти в поход, решались вопросы о престолонаследии. Апелла не играла значительной роли в Спарте. Реальной властью обладали 2 независимых органа:

1.     «Герусия» - совет старейшин.

2.     «Коллегия эфоров»

Герусия состояла из 30 геронтонов. Из этих 30 были 2 царя и 28 представителей аристократии не моложе 60 лет.

Геронты избирались пожизненно, их деятельность не контролировалась никаким государственным органом. Герусия заседала ежедневно, решала важнейшие финансовые, внешнеполитические и военные дела, могла отменить решение народного собрания, перед ней отчитывались должностные лица. Герусия была также судебным органом. Она разбирала уголовные дела, о государственных преступлениях. Герусия также была судебной инстанцией для процессов против царей.

С конца 8 века до нашей эры эфоры занимают в государстве исключительное положение. Их власть постепенно расширяется и даже превосходит царскую. При этом, эфоры освободились от контроля со стороны герусии. Эфоров было всего 5 человек. Они избирались на народном собрании сроком на один год. Эфоры созывали народное собрание и герусию, руководили их деятельностью, контролировали деятельность должностных лиц, могли отстранить их от должности и придать суду. Частных лиц эфоры судили единолично, а должностных лиц судила герусия или народное собрание. Эфоры осуществляли строгий надзор за нравами и соблюдением дисциплины.

О своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками по истечении года, на который они избирались.

Особую роль в жизни Спарты играла армия. Она выполняла не только функцию обороны страны, не только осуществляла территориальные захваты, но и являлась основой существования гражданского общества. Высшими военными должностями были:

1.«Полемарх» - командующий сухопутными войсками. 2.«Наварх» - командующий флотом.

Суды в Спарте не были отделены от администрации.

17.  Право Спарты.

В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля, приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.

 

 

 

18.  Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

Государство древних афин.Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот преиод выделяются 3 социальные группы:

1.     Эвбатриды - родовая знать.

2.     Геоморы – земледельцы.

3.     Темиурги – ремесленники.

Только эвбатриды могли занимать должности.

Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемаху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который называлсяареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.

В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населения и формируется новый социальный строй демос(греч. «народ»). Разорение крестьянства и всеобщая задолженность населения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. Во-первых, была произведена отмена всех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:

1.     Быстро распространялся рабский труд в экономике.

2.     Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

3.     Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.

Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.

Реформы Клисфена:

1.     Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые назывались тритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.

2.     Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.

3.     Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.

 

 

 

19.  Правовое положение населения Афин в V-IV вв. До н.Э.

Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом.

Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения.

Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.

20.  Государственный строй Афин в V-IV вв. До н.Э. Афинская демократия.

По форме государственного устройства Древние Афины в V-IV веке до нашей эры являлись рабовладельческой демократической республикой. Высшими органами власти и должностными лицами были:

1.     Народное собрание, которое называлось экклесия.

2.     Совет пятисот, который назывался булэ.

3.     Гелиэя, то есть суд присяжных.

4.     Стратеги, то есть должностные лица.

5.     Архонты.

В Афинах впервые в истории наблюдаются элементы, характерные для демократии, принципа разделения властей.

Экклесия формально являлась объединением всех граждан полиса, достигших 20 лет, независимо от имущественного ценза. Собрание собиралось не менее 40 раз в год. На нем принимались законы, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота, общественных сооружений, отношения с другими государствами. Предварительно все вопросы рассматривал совет пятисот и предлагал решения народному собранию. Совет пятисот ведал вопросами управления в промежутках между собраниями. Он формировался ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет, и в него избирались только граждане первых трех разрядов.

Функции совета пятисот.

1.     Контроль за деятельностью должностных лиц.

2.     Распоряжение государственным имуществом.

3.     Государственное строительство.

4.     Отношения с другими странами.

5.     Подготовка вопросов на народное собрание.

В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Гелиэя являлась апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. Решения принимались простным большинством голосов и были окончательными.

Характерные черты института должностных лиц.

1.     Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год.

2.     Коллегиальность.

3.     Безвозмездность, кроме стратегов.

4.     Отсутствие иерархической подчиненности.

5.     Подотчетность.

Должностные лица осуществляли исполнительную власть.

Коллегия архонтов сохранила полномочия в области религиозных и семейных дел. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешнеполитическими вопросами, могли созывать народное собрание.

Судебными полномочиями обладали высшие органы власти и высшие должностные лица. Вместе с тем, появляется система специальных судебных органов:

1.     Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях.

2.     Суд эфетов, который под председательством архонта базилевса разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков.

3.     Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела.

4.     Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела.

5.     Коллегия одинадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров.

21.  Право Древних Афин. Источники права.

В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая катификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. АрхонтДраконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отмечались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:

1.     Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.

2.     Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.

3.     Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.

Право собственности. Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.

Обязательственное право. Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.

Виды договоров.

1.     Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли.

2.     Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность.

3.     Договор личного найма.

4.     Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка.

5.     Договор поклажи (хранения).

6.     Договор товарищества.

Обязательства, возникающие из деликта (частный проступок), влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего. Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.

Брачно-семейные отношения. Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:

1.     Обычный договор жениха с отцом.

2.     Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).

Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.

Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.

Преступление и наказание. В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:

1.     Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.

2.     Преступления против личности и имущества.

При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.

Судебный процесс.Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.  Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. Древний рим.

Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:

1.     Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.

2.     Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.

3.     Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).

Реформы царя Сервия Туллия:

1.     Были созданы 21 территориальная триба(территориальный и избирательный округ Древнего Рима, имевший один голос в трибутных комициях). Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.

2.     Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):

Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.

Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.

Четвертый разряд – 20 центурий.

Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.

Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.

Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.

3.     Появляются новые виды народных собраний:

·        Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.

·        Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.

Реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовому строю Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!