Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по информатике»

/ Математика. Информатика
Конспект, 

Оглавление

 

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И ОТРАСЛЬ ИНДУСТРИИ

Термин “информатика” возник в 60-х гг. во Франции для обозначения но­вой общественно-значимой сферы человеческой деятельности. Слово “инфор­матика”, образованное от фран­цузских “information” (информация) и “automatique” (автоматика), можно перевести как “информационная автома­тика”, “автоматизированная переработка информации”.

Информатика - это область человеческой деятельности, связанная с про­цессами преобразования информации с помощью компьютеров и  взаимодейст­вием последних со средой применения.

Информатика, зародившись в рамках кибернетики, быстро превратилась в самостоятельную отрасль научной и практической деятельности. Возникнове­ние и развитие информатики стало возможным благодаря изобретению компь­ютера - универсального технического устройства для переработки (преобразования) информации. Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой мето­дологии создания и исследования информационных систем, выявлением общих закономерностей их построения и функционирования. Одна из главных  задач этой науки - выяснение, что такое информацион­ные системы, какое место в жизни общества  и в различных отраслях его дея­тельности они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. Информатика является одной из наиболее динамично развивающихся областей человеческой деятельности. Необходимость решения проблемы хранения, переработки и своевременной доставки потребителю в форме, удобной для восприятия, всего этого огромного количества информации и привело к возникновению и интенсивному развитию информатики. Дальнейшее динамичное развитие общества на современном этапе без прогресса информатики оказывается просто невозможным!

Информация – одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий, предполагающее наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Различные частные науки определяют понятие «информация» исходя из своих потребностей. Поэтому в литературе можно встретить много различных определений этого понятия. Информацию можно хранить (преимущественно перемещать во времени) и передавать (преимущественно перемещать в пространстве). Для этого информация должна быть отображена в нечто материальное - в вещество или в поле. Отображение информации в вещественную форму используется в основном для обеспечения ее хранения (например, запись на бумагу, на магнитный диск или магнитную ленту), а отображение в полевую форму - в основном для ее передачи (например, отображение в электрические или электромагнитные колебания). Материальная среда, используемая для отображения информации, называется носителем информации.

Информацию, зафиксированную на каком-либо вещественном носителе, в информатике принято также называть данными. Таким образом, данные - это хранимая информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека. Данные - это информация, представленная в формализованном виде, позволяющем осуществить ее обработку с помощью технических средств.

В основе деятельности юриста лежит правовая информация, под которой понимают содержание данных (сообщений), использование которой предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные. К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. К неофициальным источникам правовой информации относятся приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности. Правовая документация подразделяется на  документальную и недокументальную. К документальной правовой информации относятся данные, зафиксированные любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания (данные). О праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и в пространстве и используемые в общественной практике. К недокументальной правовой информации относится та информация, которая материально не выражена (например, устные высказывания свидетеля преступления).

Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинула перед правовой наукой и практикой России целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест, пожалуй, занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации.

В результате  значительной научно-поисковой, а по некоторым направлениям и предметно-практической деятельности к настоящему времени созданы предпосылки и разработаны методики решения ряда правовых, организационно-управленческих и иных задач, реализуемых в сфере юридической деятельности на базе компьютерных технологий. Наиболее значимые результаты в этом отношении получены применительно к криминалистической деятельности (судебная экспертиза, уголовная регистрация и др. направления), а также в областях информационного обеспечения действующим законодательством, обучающих систем и автоматизированных систем управления. Разработан ряд основополагающих правовых норм в области информатизации России.

Особо следует отметить важность работ в области информационного обеспечения юридической деятельности. В настоящее время идет бурный законотворческий процесс, создается новое законодательство России, ориентированное на демократическое государственное устройство и рыночную экономику, в связи с чем создается до 1000 законодательных актов в месяц. Кроме того, создается множество дополнений к действующим законодательным актам. В этих условиях работа юриста просто немыслима без специализированных информационных систем, обеспечивающих своевременный доступ ко всему этому огромному информационному массиву.

Информатизация юридической деятельности, по-видимому, будет происходить в следующих направлениях:

§       повышение доступности правовой информации для граждан;

§       развитием обучающих систем в области права, в том числе с элементами искусственного интеллекта и элементами игры для правового воспитания детей и подростков;

§       развитием экспертных систем типа “консультант” для использования в работе юристами-практиками;

§       развитием  правовых баз данных с элементами искусственного интеллекта, способных осуществлять контекстный и ассоциативный поиск информации, отвечать на нечетко сформулированные запросы.


ТЕМА 2. СОВРЕМЕННАЯ  ИНФОРМАЦИОННАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ

Слово “технология” является составным, образованным из двух греческих слов: “technê” - искусство, мастерство, и “logos” - понятие, учение. Термином “технология” обозначают совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы - технологические процессы - при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Можно сказать, что технология - это система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в процессе производства, а технологический процесс - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, направленных на преобразование исходного материала (сырья) в конечный продукт (изделие). Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удов­летворяющей какие-либо потребности общества.

Под информационной технологией понимают совокупность методов сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и обработки информации на ос­нове применения современных средств связи и компьютеров. Информационный процесс - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий (операций), выполняющихся с момента возникновения информации до получе­ния результата. Цель информационной технологии - изменение качества информации и представление ее человеку. Информационные технологии возникли практически одновременно с возникновением производственных технологий как их необходимая составная часть и далее развивались вместе с ними. Следующим импульсом к их развитию стало возникновение и развитие экономических и государственно-правовых систем: для управления этими системами требовалась соответствующая информация, следовательно, необходимо было создать технологию сбора, обработки и представления этой информации лицам, принимающим решения.

Об информационной технологии современного этапа развития общества обычно говорят как о новой информационной технологии. Эта технология характеризуется тем, что она базируется на использовании компьютеров и современных средств передачи информации. Техническими средствами обработки информации (техническим обеспечением информационного процесса) являются аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится преобразование первичной (исходной) информации в информацию нового качества. Отметим три основных принципа новой информационной технологии:

§       интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

§       интегрированность (т.е. “стыковка”, взаимосвязь) программных продуктов;

§       гибкость изменения как данных, так и постановок задач.

Современная информационная технология реализуется в виде информационного процесса, состоящего из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Информационные технологии можно подразделить на обеспечивающие (  инструментарий) и функциональные.

Основные (базовые) обеспечивающие технологии классифицируются преимущественно по виду обрабатываемой информации:

Обрабатываемая                                             Информационная

информация                                                     технология

Данные                                                               СУБД,

                                                                            алгоритмические языки,

                                                                            табличные процессоры

                                                                            (менеджеры электронных

                                                                             таблиц)

 

Текст                                                                     Текстовые процессоры,

                                                                              гипертекстовые системы

 

Графика                                                                Графические процессоры

 

Знания                                                                  Экспертные системы

 

Объекты реального мира                                    Средства мультимедиа

 

Особое место среди базовых обеспечивающих информационных технологий занимают сетевые технологии. Взаимная интеграция базовых информационных технологий в их различных комбинациях порождает множество конкретных обеспечивающих информационных технологий. Функциональные информационные технологии направлены на решение определенных функциональных задач (например, задачи учета товарно-материальных ценностей, начисление зарплаты и т.п.). Как правило, они в той или иной степени включают в себя в качестве составных частей базовые информационные технологии.


ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

    Целью создания моделей является описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений. Существует множество типов моделей и способов их классификации.

    По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей, и описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления.

    По способу оценки модели классифицируются на детерминистские, использующие оценку не решенных одним числом при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, т.к. исходные данные заданны вероятностными характеристиками.

    По области возможных приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системы и универсальные – для использования несколькими системами.

    Постановка задачи – это точная формулировка решение задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации. Постановка задачи – обобщенный термин, который означает определенность содержательной стороны обработки данных. Постановка задачи связана с конкретизацией основных параметров ее реализации, определением источников и структурой входной и выходной информации, востребуемой использователем.   

    К основным характеристикам функциональных задач, уточняемым в процессе ее формализованной постановки, относятся:

1)     цель и назначение задачи, ее место и связи с другими задачами;

2)     условия решения задачи с использованием средств вычислительной техники;

3)     содержание функций обработки входной информации при решении задачи;

4)     требования к периодичности решения задачи;

5)     ограничения по срокам и точности выходной информации;

6)     состав и форма представления выходной информации;

7)     источники входной информации для решения задачи;

8)     пользователь задачи.

    Выходная информация по задаче может быть представлена в виде документов (типа листинга или машинограммы).

    Входная информация по задаче определяется как данные, поступающие на вход задачи и используемые для ее решения.

    Обычно постановка задачи выполняется в едином комплексе работ по созданию структуры внутримашинной базы данных, проектированию форм и маршрутов движения документов, изменению организации управления в рамках предметной области.


ТЕМА 4. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ – ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

    Чтобы заставить компьютер решить какую-либо задачу, необходимо прежде всего разработать алгоритм решения.

    Алгоритм – это конечная последовательность однозначных предписаний, исполнение которой позволяет с помощью конечного числа шагов получить решение задачи, однозначно определяемое исходными данными.

    Термин “алгоритм” – транскрипция имени великого узбекского математика Мухаммеда аль-Хорезма. Он еще в 9 веке разработал правила выполнение четырех действий арифметики. Каждый из нас с раннего детства, не замечая того, ежедневно решает задачи, для описания которых используется тот или иной алгоритм, сформулированный в виде конечной последовательности однозначных предписаний.

    Носителями алгоритмов являются фоторецепторные справочники, инструкции по использованию бытовой аппаратуры, медицинские рекомендации и даже банки и упаковки с продуктами.

    Каждый алгоритм создается конкретным автором (человеком или группой людей) в результате обобщения прошлого опыта или технических разработок и рассчитан на конкретного исполнителя.

      При подготовке алгоритмов, исполнителем которых является компьютер, приходится учитывать, что уровень его предварительной подготовки близок к нулю, что самый умелый компьютер “глупее” шестилетней девочки.

    Процесс подготовки задания для компьютера можно разделить на общих этапа:

1)     создание укрупненного алгоритма (требования к исходным данным и результатам постановки задачи, описание точной схемы решения с указанием всех особых ситуаций;

2)     изложение укрупненного алгоритма на языке понятным машине, - иначе, составление программы задания (задачи).

    Форма представления укрупненного алгоритма разной: словесное описание, совокупность математических формул, а чаще сочетание того и другого –  блок-схема алгоритма. На такой схеме операции исполнителя представляются блоками, которые помечены произвольными номерами и соединены между собой стрелками.

    Разнообразие алгоритмов очень велико. Тем не менее можно выделить три основных вида алгоритмов: линейной структуры, разветвляющейся структуры, циклической структуры.

    Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно. Лингвистическое обеспечение – совокупность языков общения, правил их формализации, терминов, используемых в ЭИС.

    Программирование – теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ. Программирование является собирательным понятием и может рассматриваться и как наука, и как искусство, на этом основан научно-практический подход к разработке программ. Программа – результат интеллектуального труда, для которого характерно творчество, а оно как известно, не имеет четких границ.

    Существуют различные категории программ, различающихся по своему назначению, по типу:

1)     системные программы – предназначены для эксплуатации и технического обслуживания ЭВМ, управления и организации вычислительного процесса при решении любой конкретной задачи на ЭВМ. К ним относятся:

§       операционные системы

§       оболочки операционных систем

§       драйверы устройств

§       программы-утилиты

§       антивирусные программы

§       обслуживающие программы

2)     системы программирования

3)     инструментальные программы – программы, используемые как инструмент при создании документов в повседневной деятельности. К ним относятся:

§       программы для работы с текстами

§       графические редакторы

§       электронные таблицы

§       интегрированные среды

§       игры

    Системы программирования – это комплексы программ и прочих средств, предназначенные каждый для разработки и эксплуатации программ на конкретном языке программирования для конкретного вида ЭВМ.

    С каждой системой программирования связан некоторый язык программирования. Язык программирования – это инструмент для создания компьютерных программ. Из большого количества языков можно выделить три, наиболее распространенных в настоящее время:

§       изначально профессиональный язык СИ, используемый в первую очередь для разработки прикладных программ;

§       язык ПАСКАЛЬ, широко применяемый для разработки прикладных программ;

§       язык для начинающих программистов – БЕЙСИК.

    Прикладные программы предназначены для решения прикладных задач какой-либо отрасли техники, науки, медицины, с/х и т.д. К ним можно отнести обширный класс программ – программы, предназначенные для автоматизации различных проектных работ. Существуют программы проектирования строительных конструкций и сооружений, автомобилей. В настоящее время широко применяются программы обработки данных, ядром которых являются “хранилище данных”, называемое базой данных. Системой управления базами данных называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных. Подобные системы служат для поддержания базы данных в активном состоянии и обеспечивают эффективный доступ пользователя к содержащимся в ней данным в рамках предоставляемых пользователем полномочий.

      СУБД предназначена для централизованного управления базой данных. По степени универсальности различают два класса СУБД:

1)     система общего назначения;

2)     специализированные системы.

    Специализированные СУБД создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения. СУБД общего назначения -  это сложные программные комплексы, предназначенные для выполнения всей совокупности функций, связанных с созданием и эксплуатацией базы данных информационной системы.

    Экспертная система – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалиста в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. Класс “экспертной системы” объединяет несколько тысяч различных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ СИСТЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

 

 
 

 

 


Классификация по решаемой задаче:

1)     интерпретация данных

2)     диагностика

3)     мониторинг

4)     проектирование

5)     прогнозирование

6)     планирование

7)     обучение

    Языки искусственного интеллекта – это прежде всего ЛИСИ и ПРОЛОГ – наиболее распространенные языки, предназначенные для решения задач искусственного интеллекта. Универсальность этих языков меньшая, нежели традиционных языков, но ее потерю языки искусственного интеллекта компенсируют богатыми возможностями по работе с символьными и логическими данными, что крайне важно для задач искусственного интеллекта. На основе языков искусственного интеллекта создаются специализированные компьютеры, предназначенные для решения задач искусственного интеллекта. 


ТЕМА 5. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБАСТИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

    Система – множество различных объектов, обладающих свойством целостности и единства. Система автоматизирована по иерархическому признаку, состоит из многих подсистем и обладает свойствами, которых нет ни у одной из подсистем. Все объекты системы находятся между собой в определенных связях и выполняют определенные функции. Примерами систем служат автоматизированные обучающие системы (АДС), автоматизированные систем управления (АСУ), система “человек-машина”. Особенностью системы является то, что ее свойства в целом не являются простым сложением свойств объектов, образующих систему, т.е. обладают новым качеством, в частности, система “человек-ЭВМ” обладает гибридным интеллектом.

    Автоматизированная система – это человеко-машинная система, состоящая из комплекса технических и программных средств, технологических и организационных методов, а также коллектива специалистов, предназначается для обработки потоков информации с целью решения определенного круга задач в производственной, научной, административной, учебной и других отраслях человеческой деятельности.

    Типы автоматизированных систем:

1)     АСУТП (автоматизированная система управления технологическими процессами)

2)     АСУП (автоматизированная система управления производством)

§       Управление финансовыми потоками

§       Управление материальными потоками

§       Управление кадрами

3)     АСТПП (автоматизированная система технологическим производством предприятия)

    Справочная информационная система – электронная машина с группой терминалов. Информационная система состоит из электронной машины с ее программой, обеспечением и группы терминалов, за которыми располагаются пользователи. Терминалы, как правило, находятся непосредственно на рабочих местах и могут располагаться на любом расстоянии от машины. Задачей каждой большой или малой информационной системы является обеспечение доступа пользователя к электронной машине, предоставляющей определенный информационный сервис.

    АСУ – автоматизированная система обработки данных для решения комплекса взаимосвязанных основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью определенного предприятия, базирующаяся на использовании экономико-математических методов, современных вычислительных средств, средств передачи данных и разного рода автоматических и полуавтоматических датчиков. АСУ – человеко-машинная система, программно-аппаратная часть которой обеспечивает оперативное представление специалистам исчерпывающей информации по конкретным аспектам функционирования управляемой системы (подсистемы), а функциями человека остаются: анализ представляемой информации, принятие управленческих решений, организация мероприятий по их реализации, анализ вновь сложившейся ситуации и т.д.

    АРМ – комплекс оборудованных автоматизированных рабочих мест, предназначенных для выполнения работ в сфере производства или управления. В АРМ входят: компьютер с программным обеспечением, средства оргтехники, средства связи.

  


ТЕМА 6. СОВРЕМЕННАЯ  ТЕХНИЧЕСКАЯ  БАЗА  АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ  СИСТЕМ  И  ИНФОРМАЦИОННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

Компьютер - это универсальное электронное устройство для хранения и обработки дискретной информации. Персональный компьютер в минимальной конфигурации состоит из системного блока, устройства ввода информации - алфавитно-цифровой клавиатуры и устройства отображения информации - видеомонитора (дисплея). Системный блок в минимальной конфигурации содержит:

§       системную (“материнскую”) плату;

§       устройство долговременной памяти на несменяемых магнитных дисках (“жесткий магнитный диск”, или “винчестер”);

§       устройство долговременной памяти на сменных (“гибких”, или “флоппи”) магнитных дисках (“флоппи”-дисковод);

§       блок вторичного электропитания;

§       корпус с органами управления и индикации и встроенным  громкоговорителем.

К периферийному оборудованию компьютера относятся все устройства, не смонтированные на системной плате, подключаемые к ней с использованием слотов расширения непосредственно или через посредство соответствующих контроллеров (адаптеров). Часть периферийных устройств совершенно необходима для работы компьютера (клавиатура, видеомонитор, “винчестер”, “флоппи”-дисковод), а часть из них присутствует почти всегда (манипулятор “мышь”, принтер). Эти устройства относят к стандартным периферийным устройствам. Контроллеры этих устройств обычно смонтированы на системной плате. Остальные периферийные устройства являются дополнительными; они поставляются в комплекте со специализированными контроллерами, которые устанавливаются в слоты расширения. В качестве дополнительных устройств довольно широкое распространение получили сканеры (устройства автоматического считывания информации), стримеры (запоминающие устройства на кассетной магнитной ленте), CD-ROM (устройства чтения с оптических дисков), звуковые карты, модемы и факс-модемы, сетевые карты и др. Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных видов периферийного оборудования. Клавиатура предназначена для ввода в компьютер алфавитно-цифровой информации и управляющих воздействий. Манипулятор “Мышь” в настоящее время можно считать неотъемлемой частью любого персонального компьютера. В современных операционных средах с графическим интерфейсом пользователя и созданных под них приложениях работать без «мышки» если и не совсем невозможно, то крайне неудобно. Жесткий магнитный диск является основным устройством долговременной памяти компьютера. Жесткий диск характеризуется емкостью - максимальным объемом информации, который можно хранить на нем,  и средним временем доступа к информации. Последний показатель характеризует среднее время, необходимое для отыскания того места на диске, в которое следует записать или с которого следует прочитать требуемую информацию. В настоящее время компьютеры комплектуются жесткими дисками емкостью  1,6 Гбайт и более. Видеомонитор предназначен для визуального представления различной информации пользователю. Качество монитора определяет не только возможности компьютера по представлению информации пользователю, но и степень нагрузки на органы зрения человека-оператора. Принтер - это печатающее устройство, предназначенное для вывода информации из компьютера на бумажный носитель. Тип принтера полностью определяет качество бумажной копии (цветная или черно-белая; разрешающую способность - количество точек на единицу длины, которое может напечатать принтер), способ получения оттиска(матричный, струйный, лазерный), ширину листа бумаги (обычно форматы А3, А4), скорость печати (от2-3 листов в мин до нескольких десятков и даже сотен). Для обычных офисных применений вполне подходят матричные принтеры, сочетающие низкую требовательность к качеству бумаги и дешевизну одной копии с приемлемым ее качеством. В принтерах этого типа печать производится ударом матрицы из иголок по бумаге через красящую ленту. Тип ленты зависит от марки принтера. Матричные принтеры бывают с 9- и 24-игольчатой печатающей головкой. Последние дают почти типографское качество печати, но заметно дороже 9-игольчатых. Недостатком этих принтеров является повышенный уровень шума, сопровождающий их работу. В струйных принтерах печать производится мельчайшими капельками красителя, выбрасываемыми через небольшие сопла в печатающей головке. Принтер работает быстрее и менее шумно, чем матричный. Качество достигает 300-720 dpi (dot in pinch - точек на дюйм) и сопоставимо с качеством оригиналов лазерных принтеров. Недостаток - ограниченность ресурса печатающей головки (около 1000 листов), что приводит (в наших условиях) к более высокой стоимости отпечатанного листа  по сравнению с матричным принтером. Принтер также требует более высокого качества бумаги , чем матричный (чтобы не расплывались капельки красителя). Принтеры этого типа всегда имеют автоподачу бумаги, что позволяет загрузить в него несколько десятков листов. Лазерные принтеры обеспечивают наивысшее в условиях офиса качество печати. В принтерах этого типа используется электрографический принцип формирования изображения. Наиболее важной характеристикой лазерного принтера является его разрешающая способность. Для дешевых моделей это 300 dpi, для более дорогих - 600, 1200 dpi. Важное значение имеет объем встроенной в принтер памяти. Так, объем памяти в 2 Мбайт является достаточным для  печати страниц со сложным изображением при разрешении 300dpi; при использовании разрешения 600dpi необходимо иметь память в 6-8 Мбайт. Сканеры - это устройства для ввода графической информации в компьютер. Существуют ручные (с шириной вводимого за один проход изображения 105 и 210 мм), планшетными (формата А4) или предназначенными для ввода изображения со слайдов. Сканеры различают по максимально разрешимому количеству линий на единицу длины, по возможности ввода цветных иллюстраций,  по числу передаваемых цветов (для черно-белых сканеров - числу уровней градации серого). Обычно черно-белые сканеры позволяют вводить не менее 300 линий на дюйм при 256 градациях серого. Наиболее популярными являются офисные планшетные сканеры фирмы Hewlett Packard. CD-ROM - это устройство для чтения оптических (лазерных) дисков. Обычно это устройство имеет габариты дисковода флоппи-дисков 5,25 дюймов и устанавливается  на соответствующее место в корпусе системного блока компьютера. Емкость одного оптического диска порядка 600 Мбайт. На оптических дисках распространяется самая различная информация: системное и прикладное программное обеспечение, базы данных,  библиотеки стандартных элементов (шрифты, типовые графические элементы и т.д.), справочная информация (словари и т.д.), компьютерные игры, видеофильмы и пр. CD-ROM изготавливаются совместимыми со “звуковыми лазерными дисками” и позволяют проигрывать последние на компьютере. Считывающие устройства CD-ROM имеют скорость передачи информации, в несколько раз превышающую скорость устройств для проигрывания “звуковых” дисков (т.н. двух-, четырех-, ..., 24-, 32-скоростные CD-ROM). Кроме того, важной характеристикой дисководов CD-ROM, аналогично жестким дискам, является среднее время доступа, а также объем буферной памяти. Звуковые платы позволяют с высоким качеством воспроизводить звуковые фрагменты, включаемые в мультимедиа-приложения (чаще всего - в игровые и обучающие программы). С их помощью можно также записывать звуковые сообщения и рассылать их, например, как самостоятельные документы или в виде приложений (замечаний) к текстовым или видео документам.

Сетевое оборудование - это аппаратные средства, служащие для организации компьютерной сети. Сюда включаются все физические компоненты компьютерной сети, а также и методы, используемые для соединения этих компонентов. К сетевому оборудованию  относятся сетевые карты (платы интерфейса сети, сетевые адаптеры), кабель, соединительная арматура (коннекторы - специальные разъемы и терминаторы - специальные оконечные “заглушки”), магистральные усилители-формирователи, разветвители, концентраторы, маршрутизаторы, мосты и т.д. Важнейшим из перечисленных компонентов, используемым в сетях с обменом информацией в дискретной (цифровой) форме, является сетевая карта. Сетевая карта - это печатная плата с электронными компонентами, предназначенная для организации двустороннего обмена информацией персонального компьютера с сетью. Такая плата устанавливается в слот расширения компьютера и имеет по крайней мере один дополнительный разъем (коннектор) для подключения сетевого кабеля. Количество разъемов для подключения кабеля определяется архитектурой сети и способом  аппаратной реализации этой архитектуры. Производительность и эффективность работы сети в значительной мере определяются разрядностью сетевой карты (8-, 16-, 32-разрядные): чем выше разрядность, тем потенциально быстрее компьютер осуществляет обмен информацией с сетью. Для целей коммуникации компьютеров с использованием аналоговой передачи информации (т.е. в виде непрерывного сигнала) широко используют модемы (модуляторы-демодуляторы). В функции этих устройств, кроме интерфейсных, входит также преобразование информации из цифровой формы в аналоговую при передаче ее в линию связи и обратное преобразование при  приеме информации из линии связи. Модемы используются также для обмена информацией между компьютерами по телефонным выделенным или невыделенным каналам связи. Канал связи – совокупность технических средств для передачи данных в вычислительной сети.

Операционной системой (ОС) называют комплекс программ, обеспечивающих управление ресурсами компьютера и процессами, использующими эти ресурсы. Под ресурсом понимают любой логический (например, файл) или физический (например, устройство) компонент компьютера и предоставляемые им возможности. Главными ресурсами компьютера являются центральный процессор (точнее, процессорное время), оперативная память и периферийные устройства. Функция распределения ресурсов присуща не всем ОС, а лишь тем, которые допускают одновременное выполнение (Windows-95, Windows NT, OS/2) или, по крайней мере, одновременное хранение в оперативной памяти (MS-DOS) нескольких программ. Если компьютер имеет один процессор (что обычно для персональных компьютеров), то одновременное выполнение нескольких программ фактически сводится к поочередному выполнению их фрагментов. Это не имеет ничего общего с действительным параллелизмом, но в ряде случаев позволяет заметно повысить производительность компьютера за счет совмещения во времени выполнения операций различными устройствами (например, пока один вычислительный процесс ожидает, когда будут считаны с жесткого диска требующиеся ему данные, ресурс центрального  процессора может быть использован другим вычислительным процессом, находившимся до этого в состоянии готовности к выполнению). Выбор операционной системы для конкретного компьютера определяется во-первых, аппаратными возможностями этого компьютера и, во-вторых, составом задач которые предполагается решать на этом компьютере. (На самом деле  эту проблему следует решать “от задач”: определяем круг задач, подлежащих решению, затем выбираем подходящую операционную систему, и лишь после этого выбираем класс и конфигурацию компьютера.) Для IBM-совместимых компьютеров наиболее используемыми в настоящее время являются следующие ОС:

§        Ос типа DOS (MS-DOS фирмы Microsoft, совместимая с ней DR-DOS фирмы Digital Research и дальнейшее развитие последней, обеспечивающее возможность работы в одноранговых локальных вычислительных сетях, - NV-DOS фирмы Novell);

§         Windows 3.11, Windows 3.11 for Workgroups (расширение Windows 3.11 для работы в локальных одноранговых сетях) фирмы Microsoft;

§         Windows-95 и Windows NT Workstation фирмы Microsoft;

§         OS/2 v. 3.0 Warp фирмы IBM.

Для копирования документов используются средства репрографии:

§       электрография (ксерокопирование) - наиболее дешевый и популярный способ;

§       термография (самый высокопроизводительный процесс, но дорогая термочувствительная бумага, низкое качество и малый срок хранения копий);

§        фотография (самое высокое качество копий, но дорогие материалы и длительный и трудоемкий процесс);

§       электронография (процесс достаточно дорогой, но дает высокое качество копий; популярен в полиграфии при подготовке трафаретных печатных форм для ротаторов);

§       диазография (известна также как “светокопия” - получение “синек” с кальки; качество копий - среднее).

§       Для тиражирования документов используются следующие процессы (соответственно, аппараты):

§       гектографическая печать (гектографы) - изготавливают печатную форму на мелованной бумаге путем переноса на нее зеркального изображения документа с большим запасом краски; последняя, постепенно растворяясь спиртом, расходуется, переносясь на копии;

§       офсетная печать (ротапринты) - выполняется с печатной формы, изготовленной на металлической фольге или гидрофильной бумаге путем печатания на пишущей машинке или принтере, электрографическим или термографическим способом с использованием жирового красителя; в процессе печати на форму накатывается краска, прилипающая к жирным местам, которая затем через офсетный барабан переносится на бумагу для получения копии;

§       трафаретная печать (ротаторы) - процесс печати состоит в продавливании краски через отверстия трафарета на бумагу;

§       электронно-трафаретная печать (ризографы) - наиболее эффективный и перспективный метод тиражирования; при подключении к компьютеру  (что предусмотрено конструкцией)  возможно оперативное создание, редактирование и высококачественное размножение любых полиграфических материалов

Принципиальным отличием средств репрографии от средств полиграфии является то, что при копировании копия снимается непосредственно с оригинала, а при размножении - с промежуточной печатной формы, изготовленной с оригинала.


ТЕМА 7. ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

    Из нескольких автономных персональных компьютеров можно построить так называемую локальную вычислительную сеть (ЛВС). Основная цель ЛВС – совместное использование ресурсов вычислительной установки, а именно – дисковой памяти, программ, принтеров, модемов, данных. Что дает нам совместное использование ресурса?

1)     Это экономит затраты на приобретение и эксплуатацию аппаратных средств

2)     Совместное использование данных позволяет создать такие системы, с которыми либо невозможно работать на автономных ПК, либо такая работа будет крайне неэффективной.

    Один из ПК объявляется главным компьютером сети. Его называют файловым сервером, файл-сервер или просто сервер (от английского слова – обслужить). Остальные компьютеры объявляются рабочими станциями и соединяются с файл-сервером с помощью сетевых плат и специальных кабелей. Рабочая станция может по-прежнему исполнять функции автономного компьютера: она сохраняет обычные операционную и файловую системы. Однако в целом работой сети управляет специальная сетевая операционная система, основная часть которой размещается на файле-сервере, но отдельные элементы имеются и на рабочих станциях. В сеть можно включить один или несколько принтеров и другие периферийные устройства. На жестком диске файл-сервере размещают основные файлы и программы информационной системы.

    Некоторые сети имеют несколько серверов, однако существуют и так называемые одно-ранговые ЛВС, в которых все компьютеры равноправны.

    Сетевая оперативная система позволяет разграничивать права доступа отдельных пользователей к ресурсам сети. Защита сети – непременное условие ее работоспособности, так как неопытный пользователь может мгновенно загубить всю информацию на сервере.

    Программа, которая предназначена для работы в сети, составляется в целом так же, как и автономный модуль. Однако, если такая программа предусматривает изменение данных системы, программист должен учесть принципиально новую ситуацию: что делать, если к одним и тем же данным обращается сразу несколько пользователей. Самый простой случай – несколько человек просто читает одни и те же данные. А если один читает строку таблицы, другой обновляет ее, а третий пытается удалить? Для решения таких конфликтов программист предусматривает тот или иной механизм блокировки доступа. Обслуживанием ЛВС занимаются специальные сотрудники – администраторы сети. До недавнего времени большинство ЛВС в России работало под управлением знаменитой сетевой ОС Net Wareâ фирмы Novell. В этой системе дисковая память каждого сервера делится на тома, а каждый том может быть представлен пользователю (клиенту) в “образе” логического диска. В некоторых сетях ситуация одновременно может быть клиентом несколько ОС. Например, если у нас установлена Windows 95, мы можем быть клиентом ОС Novell и клиентом одноранговой сети Windows 95, т.е. обращаться “по имени” к компьютерам своих коллег. В настоящее время наряду с ОС Net Ware в локальных сетях используется также ОС Microsoft Windows NT.

    Сообщество Internet является на сегодня крупнейшей и наиболее динамично развивающейся глобальной информационной системой. Internet не имеет определенной организационной структуры и представляет собой некий конгломерат самостоятельных компьютерных сетей, созданных усилиями различных правительств, научных, коммерческих и некоммерческих организаций. Объединяет же их то, что все они используют базовые протоколы обмена ТСР/IР. Поэтому фраза “подключение к Internet ” на деле означает подключение к одной из телекоммуникационных сетей, поддерживающей протоколы ТСР/IР и входящей в сообщество Internet. В самом упрощенном виде задача компьютерной сети состоит в доставке каких-то битов информации из компьютера А в компьютер В.

    Internet имеет очень простую систему адресов. Каждый входящий в Internet компьютер имеет  уникальный адрес – двоичное число длинной 32 бит. Для удобства этот адрес принято записывать в виде последовательности из четырех обычных десятичных чисел, каждое в диапазоне от 0 до 255, разделенных точками. Такой адрес называется IР – адресом компьютера. Например: мы хотим поработать с каталогом университета на Гавайях. Каждая команда, набранная на клавиатуре нашей машины во время сеанса, обрабатывается специальной программой на компьютере этой сети. Если пользоваться аналогией с почтой, то эта программа как бы запечатывает биты нашего послания в конверт, на котором написано: “Куда: 128. 171. 168. От кого: 193. 125. 47”. Далее этот конверт начинает свое скитание по Internet со скоростью света. Протокол Internet (IР)– как раз и есть свод почтовых правил, которым подчиняется каждый компьютер, ответственный за доставку и сортировку попадающих к нему сообщений.

    Internet Совсем не похож на огромную международную АТС. Это, скорее, суперсовременная почтовая система, обеспечивающая транспортировку и сортировку миллиардов электронных пакетов, несущих биты пользовательских сообщений. Основным видом сетевых услуг является электронная почта (E - mail). При регистрации в сети каждый пользователь получает там “почтовый ящик”. В действительности почтовый ящик есть просто подкаталог на диске узлового компьютера сети, и пользователь приобретает право читать файлы в данной области. Для обмена письмами используется особая система адресации. Систем адресации электронной почты очень много, но все чаще используется именно та, которая принята в Internet. Это связано не только с масштабами самой Internet, но и с тем, что многие разрозненные сети связаны между собой по почте не напрямую, а именно через Internet. В этой системе адреса записываются с помощью букв латинского алфавита и цифр, причем формат адреса всегда один и тот же.

    По электронной почте можно вести частную переписку, можно рассылать копии своего письма другим пользователям сети, отправлять факсы и телефаксы, а также работать с информационными серверами, запрашивая у них интересующую нас информацию. Электронное письмо вовсе не только текст. Электронным письмом может пересылаться и двоичный файл, и графика, и звук. Электронная почта рассчитана на прочтение конкретным пользователем.

 


ТЕМА 8. КОМПЬЮТЕР И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. МУЛЬТИМЕДИА

    Термин “мультимедиа” можно перевести на русский язык как “много сред” (много носителей). Мультимедиа – это специальная технология, позволяющая с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на Вашем компьютере обычную информацию (текст и графику) со звуком и движущимися изображениями (вплоть до показа видеофильма). В представлении пользователя технологию мультимедиа образуют:

§       Аппаратные средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение мультимедийной информации

§       Программные средства, обслуживающие доступ и воспроизведение

§       Носители информации в мультимедиа

    Согласно спецификации, разработанной Международным советом по маркетингу продуктов мультимедиа, для нормальной эксплуатации современных приложений, рекомендуется ПК со следующими характеристиками:

§       Микропроцессор не ниже 486SX с тактовой частотой от 25 МГц

§       Оперативная память не менее 4 Мб и емкость жесткого диска от 160 Мб

§       Видеосистема с разрешением не менее 640*480 и количеством воспроизведенных цветов 65536

§       Звуковая карта и акустические колонки

§       Привод (дисковод) CD-ROM

    Для воспроизведения видеозаписи (без звука) строго говоря, не требуется специальной аппаратуры; прикладные программы могут показать “кино” и на обычном компьютере.

    Иначе обстоит дело со звуком. Музыкальные звуки обладают четырьмя основными свойствами, а именно: 1) высотой; 2) громкостью; 3) длительностью; 4) тембром (или окраской). Высота звука пропорциональна частоте основного тона (гармонического колебания), а тембр определяется гармоническим спектром других частот, входящих в состав естественного звука. У любого компьютера имеется встроенный динамик, который может по командам программы генерировать чистый звук различной частоты и длительности. С помощью программных средств (BASIC, C и т.д.). Вы сами можете легко написать одноголосную мелодию. Основа современной мультимедийной аппаратуры – специальные звуковые карты вместе с акустическими системами.

    В составе Windows 95 имеются специальные приложения:

§       Лазерный проигрыватель, позволяющий проигрывать музыкальные компакт-диски (CD-ROM)

§       Универсальный проигрыватель

    В качестве носителей информации в мультимедийных компьютерах используются компакт-диски (CD-ROM). Емкость одного компакт-диска достигает 650 Мб (т.е. сравнима со средней памятью современного жесткого диска). Информация на CD-ROM записывается однократно в промышленных условиях, а на компьютере ее можно только читать. Для чтения компакт-дисков используются специальные устройства – приводы CD-ROM или CD– дисководы. Скорость чтения данных в CD– дисководе зависит от скорости вращения диска, поэтому чаще всего используются устройства с кратной скоростью вращения. Кратность быстро растет, и сейчас уже имеются 12-скоростные и 16-скоростные CD-ROM. CD-ROM широко используются для хранения всевозможного программного обеспечения – как в виде дистрибутивов, предназначенных для установки на ПК промышленных продуктов, так и в виде широкого спектра отдельных системных и прикладных модулей. На CD-ROM поставляются информационно-справочные и информационно-поисковые системы большого объема, включая всевозможную документацию, энциклопедии. CD-ROM используются в образовательных целях, причем особенно широко – для изучения иностранных языков, медицины, географии, астрономии. Качественно новые свойства приобрели в мультимедиа всем знакомые компьютерные игры.


ТЕМА 9. КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

    Чтобы подчеркнуть единство подходов в графической технологии, а заодно и добиться унификации в терминах, условились называть любой объект обработки универсального приложения документом. Документ может быть загружен в память машины для обработки, документ может быть сохранен на диске в виде соответствующего файла.

    Текстовые файлы – наиболее простая и наглядная форма представления алфавитно-цифровой информации, позволяющая вводить, хранить, редактировать, читать на экране и печатать всевозможные текстовые документы – письма, записки, справочники, объявления, отчеты, статьи, исходные тексты программ и многое другое.

    Длина строки текстового файла обычно ограничена 254 – 255 символами. Текстовые файлы, которые содержат только символы первой половины кодовой таблицы, часто называют файлами ASCII. В текстовых файлах можно создавать также таблицы и несложные “стилизованные” рисунки. Основное достоинство текстового файла – простота и универсальность. Фактически – это мировой стандарт представления текстовой информации. Текстовый файл обычного формата можно подготовить и прочитать всюду, на любом ПК. Кроме того, этот формат имеют файлы настроек большинства современных систем (включая DOS и Windows). Текстовым процессором обычно называют мощный текстовый редактор, располагающий неограниченными возможностями по обработке текстовых документов. Вряд ли уместно именовать MS-DOS процессором, однако создатели одного из текстовых процессоров Word не обидятся, если их назвать их продукт – редактором. Можно считать, что процессор – это частный случай редактора. При выборе текстового редактора для работы мы должны учитывать многие факторы: и сложность документов, и масштаб текстов, и требования к качеству документа на бумаге.

    Наиболее известны ныне редакторы текстов можно условно разделить по “специализации” на три группы:

1)     Процессоры общего назначения (“Лексикон”, Microsoft Word и др.)

2)     Редактор научных документов ( Chiwriter, TEX и др.)    

3)     Редакторы исходных текстов программ (Multi-Edit и встроенные редакторы систем программирования BASIC и т.д.)

    Word - одна из современных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций над текстовой и графической информацией. С помощью Word можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ.

1.     Word дает возможность выполнить все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные в современной компьютерной технологии:

§       Набор и модификация неформатированной алфавитно-цифровой информации

§       Форматирование символов с применением множества шрифтовTrue Type разнообразных начертаний и размеров

§       Форматирование страниц

§       Форматирование документа в целом

§       Проверка правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов

2.     В процессоре Word реализованы возможности новейшей технологии связывания и внедрения объектов, которая позволяет включать в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации

3.     MS Word – одна из первых общедоступных программ , которая позволяет выполнить многие операции верстки, свойственные профессиональным издательским системам

4.      MS Word – это уникальная коллекция оригинальных технологических решений, которые превращают нудную и кропотливую работу по отделке текста иногда в увлекательное, а иногда даже в успокаивающее занятие

    Word использует графическую технологию и шрифты  True Type – поэтому некоторые вопросы редактирования решаются в Word принципиально иначе, чем в простых текстовых редакторах. Довольно длинный перечень достоинств и преимуществ Word по традиции должен сопровождаться списком недостатков этой программы. Но общепринятых изъянов не Word имеет. В зависимости от своих потребностей и мощности ПК, пользователь может выбрать один из нескольких вариантов установки Word: минимальный, выборочный, стандартный, полный. Довольно часто обрабатываемую информацию нам приходится представлять в виде таблиц. При этом часть ячеек таблицы содержит исходную или первичную информацию, а часть – производную. Для решения таких задач разработаны специальные пакеты программ, называемые электронными таблицами или табличными процессорами. Электронные таблицы ориентированы прежде на решение экономических задач. Программа Excel 5.0 входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц под управлением Windows. С помощью программы возможно создание:

1)     диаграмм, текстовых окон и рисованных объектов средствами внешних программ

2)     работу с несколькими окнами и с несколькими рабочими местами

3)     работу с базами данных

4)     импорт и экспорт данных и т.д.


ТЕМА 10. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

    Существуют традиционные источники правовой информации – печатные издания и услуги консультационных фирм. Но одновременно с этим все больше специалистов работают с компьютерными справочными системами. Это юристы и бухгалтеры, аудиторы и сотрудники налоговых инспекций, руководители. Так, с 1992 года число пользователей справочных систем Консультант Плюс составило более 60000 и продолжает расти. Уверенность в наличии необходимой информации – главное, что получает пользователь. Из чего это складывается?

1)     Полнота информации – действительно, компьютерные технологии позволяют работать с огромным объемом информации. Так, только система Консультант Плюс Версия Проф включает более 120 тыс. страниц, что невозможно реально использовать в традиционном печатном виде. Всего в системах Консультант Плюс содержится более 100 тыс. документов

2)     Оперативность получения информации – прямое получение документов из органов власти и использование телекоммуникаций для передачи информации с любой необходимой периодичностью вплоть до ежедневной. Поэтому часть новых документов поступает к пользователю быстрее, чем через публикации в прессе.

3)     Возможность проверить свое решение – узнать точку зрения ведущих специалистов для решения сложных проблем и проследить систему их аргументации. Это происходит благодаря уникальной по объему информации консультаций по налогообложению и обзоров судебной практике.

4)     Строгая юридическая обработка – исчерпывающая информация о каждом документе, справке или примечании, сотни тысяч ссылок между документами значительно упрощают анализ сложных правовых вопросов. Подготовка справочных сведений производится на основе четких юридических критериев: во внимание принимаются только факты, изложенные в нормативных документах.

5)     Эффективность работы – скорость и простота поиска, мгновенный переход между документами по ссылкам, возможность введения собственных подборок документов, инструментарий печати и редактирования позволяют рационально организовать работу.

    Консультант Плюс Версия Проф – система охватывает все разделы российского законодательства. Содержит все нормативные документы РФ и документы более 100 федеральных министерств и ведомств, кроме специфических и узкоотраслевых. С системой работают: юристы, финансисты, аудиторы, работники банков, бухгалтера. Особенности системы – уникальное сочетание глубокой юридической обработки с полнотой представления информации. Консультант Плюс Эксперт – включает все разделы российского законодательства. Крупнейший в России банк правовой информации состоит из двух взаимодополняющих систем: Консультант Плюс Версия Проф и Консультант Плюс Эксперт Приложение, что позволяет использовать все нюансы законодательства РФ.

    Консультант Плюс Российское законодательство – экономическая правовая Система. Полное представление документов, затрагивающих интересы предприятий. Высокое соотношение “объем информации/дела”.

    Консультант Плюс Региональный Выпуск – системы создаются в ходе сотрудничества Сети Консультант Плюс с местными органами власти и управления. Системы содержат документы органов власти и управления конкретного субъекта РФ, в том числе редкие и регулярно непубликуемые.

    Консультант Плюс Региональное законодательство для предприятий ведущих свою деятельность в различных субъектах РФ.

    Консультант Бухгалтер полное собрание нормативных документов по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Консультант Плюс Налоги Бухучет – предоставляет все необходимые в практической работе нормативные документы по тематике налогообложения и бухгалтерского учета. Система разработана специально для бухгалтеров. Используется на предприятиях, ведущих учет по Общему Плану Счетов бухгалтерского учета. Система содержит все документы по бухучету и налогообложению. Включает большое количество неопубликованных документов, но необходимых бухгалтеру предприятия. Высокое соотношение “объем информации/дела”.

    Справочная Система Консультант Бухгалтер – это мощное и в то же время простое и удобное средство по работе с правовой информацией. СС Консультант Бухгалтер это:

§       Возможность хранения большого объема информации

§       Минимальное время поиска документов

§       Максимальные удобства в работе с системой

§       Удобство и оперативность в получении новой информации

§       Широкая сеть региональных информационных центров (РИЦ), организованных по всей России. Эти центры избавят нас от финансовых и временных затрат на получение интересующей информации

    Чтобы найти в Информационном банке все письма Госналог службы РФ за 1995 – 1998 год. Запустим систему. На экране – с названиями баз Информационного Банка. Перейдем в базу Нормативные документы. Для этого установим курсор на названии этой базы и нажимаем клавишу Enter. На экране карточка реквизитов – основное средство поиска документов в Информационном Банке.  Она состоит из нескольких поименованных полей (реквизитов документа). Смысл многих из них понятен, например, Вид документа, Принявший орган или дата принятия. Нажимаем клавишу F9 для перехода в список документов, соответствующих такому запросу. Убедились, нажимая клавиши- стрелки, что найти Письма Госналог службы РФ за 1995 – 1998 год в таком списке непросто. Единственный путь облегчить свою работу - уточнить карточку реквизитов, т.е. заполнить какое-нибудь поле. Нажимаем клавишу ESC для возврата в Карточку реквизитов. Используя клавиши-стрелки подведем курсор к полю Вид документа и нажмем Enter. Перед нами список всевозможных документов базы Нормативные документы. Используя клавиши-стрелки, установим курсор на слове “Письмо” и нажмем INSERT. Слово “Письмо” выделим цветом. Нажимаем Enter для занесения его в карточку реквизитов. Обратим внимание на то, что как сократилось количество найденных документов. Это связано с тем, что из всевозможных нормативных актов система отобрала только ПИСЬМА. Нажимаем F9 для перехода в список документов, соответствующих такому запросу. Снова уточним карточку реквизитов, т.е. заполним еще какое-нибудь поле.

    Нажимаем ESC для возврата в карточку реквизитов. Теперь используя клавиши-стрелки, подведем курсор к полю Дата принятия и нажимаем Enter. На экране появляется окно, состоящее из нескольких элементов. Используя клавишу ТАБ, установим курсор на поле С…, набираем требуемую дату и нажимаем Enter. Поставленная задача выполнена. Возврат в карточку реквизитов – по клавише ESC. Этот пример показывает, что для поиска требуемых документов достаточно последовательно заполнить несколько полей в карточке реквизитов.


ТЕМА 11. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

    Структура баз данных автоматизированной системы учета кадров достаточно сложна. Она состоит из нескольких баз, имеющих в своем составе по несколько полей. Базы систематизируются в одну программу и в зависимости от требований можно получить необходимую информацию. Поиск информации в базах данных кадровой системы организуется по различным реквизитам: по табличному номеру, по фамилии и инициалам, по дате приема на работу, по должности и т.д. в зависимости от программы.

    Схема документооборота в автоматизированной системе (кадровой) достаточно проста: на основе изданного приказа о приеме на работу данные работника заносятся в программу. Соответственно следует назначение на определенную должность. Далее фиксируются возможные сведения о поощрении и взысканиях и, наконец, фиксируется приказ об увольнении. Механизм автоматизации подготовки кадровых документов в различных системах имеет много общего. Это автоматизированный расчет стажа, возможность получения необходимой кадровой информации по данному лицу (справка из военкомата, собеса), а так же можно получить информацию о количественном составе работающих.

    Механизм перестраиваемых шаблонов кадровых документов “Кадры и трудовые контракты” проводится по той же аналогии: данные о вновь поступившем на работу, номер приказа о приеме его на работу, и другая начальная информация заносится в таблицы. Затем на основе занесенной информации и внесенных в процессе работы дополнениях составляются новые карточки. При необходимости извлекается нужная информация. Система “Кадры и трудовые контракты” наряду с традиционными функциями кадрового учета и ведения баз данных по кадровому составу обладает возможностями автоматизированного составления кадровых документов по выверенным шаблонам в соответствии с нормами трудового законодательства. Перенастраиваемость форм документов в кадровой системе имеет очень большое значение. Это позволяет учитывать время предоставления очередного отпуска, а также общую и среднюю численность работающих, семейное положение кадров и т.д. Это позволяет получать необходимую информацию (справки военкомата, собеса). Кроме того, это дает возможность автоматизированного составления кадровых документов по выверенным шаблонам в соответствии с нормами трудового законодательства. Примером автоматизированной системы учета кадров может служить: “Кадры и трудовые контракты”, “Персонал”.


ТЕМА 12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    Примером автоматизированных систем учета финансовой деятельности предприятия могут служить такие системы как Аудит-97, широко используемы программистами предприятия.

    Основные функции и задачи компьютерной системы бухгалтерского учета заключается в следующем: учет, распределение финансовых средств, регулировка движения средств от их приобретения, хранения на складе до реализации. Системы бухгалтерского учета позволяют систематизировать данные и производить анализ хозяйственной деятельности предприятия.

    Автоматизированное рабочее время бухгалтера предполагает использование различных программ, в зависимости от счета, который обрабатывает тот или иной бухгалтер (материалы, зарплата, кредиторская и дебиторская задолжность и др.). У главного бухгалтера упор делается на систематизированное ведение главной книги.

    Сетевые методы создания и обработки финансовой информации предполагает работу по технологии распределенных ресурсов с базами данных, одновременно с которыми могут работать несколько пользователей. У каждого пользователя свой вид доступа.

    Информация о различных АРМов бухгалтеров, занимающихся обработкой различных счетов направляется на сервер главного бухгалтера. Существует программный пакет, который называется Аудит-97. В этой программе учитывается баланс, остатки материальных ценностей. Источники этих данных являются данными первичных документов.   

      


ТЕМА 13. АВТОМАТИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Компьютерные сети корпоративного характера являются привилегией банковской деятельности. Автоматизация банковской деятельности, как правило, осуществляется комплексно. Результатом являются интегрированные информационно-управляемые системы.

Интегрированная автоматизированная информационно-управленческая система – это прежде всего комплекс перечисленных задач, АРМов, информационных ресурсов, в том числе и ресурсов внешней среды и коммуникации, служащие для сбора, обработки, систематизации информации для оптимальной работы данного предприятия.

    Основные функции и задачи банковской автоматизированной системы заключаются в следующем: учет, распределение финансовых средств и ресурсов банка, используя внешние коммуникации, связь с другими банками и банковскими подразделениями и т.д. Автоматизированные банковские системы позволяют производить обмен данных между различными компьютерами разных банков, использовать совместно различные программы.

    Банковская корпоративная компьютерная сеть – это информационные сервера, АРМы групп для работы с клиентом, внешние коммуникационные связи и т.д. При их создании и функционировании возникает масса проблем, основной из которых является безопасность и надежность из любого места на планете получить доступ к банковским данным, банковские корпоративные компьютерные сети используются и как транспорт (связующее звено) между отделами или финансами банка. Все это создает большие проблемы безопасности корпоративной сети, т.е. защищенности хранящейся в ней и передаваемых в нее и из нее данных.

    Для обеспечения безопасности данных в банковской системе используются специальные программы или программно-аппаратные комплексы – брандмауэры, т.е. в компьютер невозможно получить доступ, если не знаешь пароль. К программным методам защиты данных относится проверка информации (кто именно и какие права имеет к доступу).

    Основными структурными элементами компьютерной системы являются прежде всего сервер баз данных, напрямую связанный с коммуникацией. Кроме этого, к элементам компьютерной системы относятся АРМы, кассовые аппараты в различных банках и магазинах, банкоматы, которые выполняют операции по обсчитыванию, учету и перераспределению денежных средств. Все указанные элементы напрямую связаны с серверами базы данных, куда поступает вся информация о производственных операциях.

    Примером сетевой системы может являться система Net urare 3.12 – полномасштабная 32 – битная сетевая операционная система, поддерживающая системы клиентов DOS: MS Windows, OS/2, Macintosh.


ЕМА 14. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ

    Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

    Обобщенная структура экспертной системы представлена на схеме:

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    Пользователь – специалист предметной области для которого предназначена система

    Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: инженер-интерпретатор, аналитик. 

    Интерфейс пользователя – комплекс программ реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.

    База данных – ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записываемая на машинный носитель в форме понятной эксперту и пользователю.

    Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основе знаний, имеющихся в БЗ.

    Подсистема объяснений – программа позволяющая пользователю получить ответы на вопросы “как была получена та или иная программа”.

    Интеллектуальный редактор БЗ – программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка, представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

    Классификация по связи с реальным временем:

1)     Статистические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.

2)     Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.

3)     Динамические ЭС работают с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.

 Классификация по степени интеграции с другими программами.

    Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфических “экспертных” задач. Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующей стандартные пакеты прикладных программ и средства манипулирования знаниями.

    К инструментальным средствам построения ЭС относятся:

§       Традиционные языки программирования (Basic, Smalltalk и др.) ориентированные в основном на численные алгоритмы и слабо подходящие для работы с символьными и логическими данными

§       Языки искусственного интеллекта

§       Специальный программный инструментарий. Как правило это библиотеки и надстройки

§       “Оболочки” – под ними понимают “пустые” версии существующих экспертных систем, т.е. готовые экспертные системы без базы знаний

    Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе какой-либо практической деятельности. Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области. При обработке на ЭВМ знания трансформируются:

§       знания в памяти человека как результат мышления

§       материальные носители знаний (учебники)

§       поле знаний – условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей

§       знания, описанные на языках представления знаний

§       база знаний

Знания могут быть квалифицированы по следующим категориям:

А) поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами

Б) глубинные – абстракции, аналогии, схемы.

Кроме того знания можно разделить на процедурные и декларативные
ТЕМА 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ

    Существует очень много информационной деятельности: телевидение, радио, средства массовой информации и др. Как любая отрасль человеческой деятельности, которая поставляет свои продукты и услуги на общественный рынок, информационная деятельность, куда входит и информатика, нуждается в правовой защите.

    Основной продукт информатики – это информация, а примеров услуг, предоставляемых информатикой можно привести великое множество: монтаж видеофильмов, видеоэффектов, при создании компьютерного кино, выполнение различных бухгалтерских работ, контроль за выполнением договоров, представление огромного объема информации пользователю, перевод текстов с русского языка на иностранный и наоборот, черчение и конструирование различных предметов и механизмов с помощью компьютера.

    Перечисление информатики к отраслям индустрии имеет большой экономический смысл, т.к. экономические атрибуты продуктов информатики, выставленные на продажу (товары и услуги) обладают всеми необходимыми свойствами (цена, себестоимость и т.д.).

    Информация является товаром. На право владения или пользования информацией приобретается лицензия.

    Правовое обеспечение информатики – это наличие норм, законодательных актов, обеспечивающих защиту авторских прав, защиту каналов данных, регулирующих основные виды жизнедеятельности информатики.        

    В области информатики известны различные правовые нарушения: это нарушения авторских прав, кража программ, изготовление так называемых пиратских программ. Кроме этого, одним из распространенных правовых нарушений является незаконное проникновение в базу данных определенного пользователя, а также незаконно добытая и использованная информация.

    Основными правовыми положениями в области информатики являются “Закон о средствах массовой информации” и “Закон о защите баз данных”.

    В области информатики возникает множество проблем правового характера, так как информатика затрагивает очень широкий круг правовых вопросов. Эти вопросы возникают как на этапе создания – защита авторских прав, так и на этапе функционирования – защита информации и т.д.   

  


ТЕМА 16. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ

    Не за горами массовое использование так называемых “информационных роботов” (“Knowbot”) – новых систем поиска и обработки информации по сети, в основе которых – не только алгоритм прохода по сети и поиска нужной информации, но и элементы экспертной системы позволяющей проанализировать искомую информацию и даже подготовить конечный результат в форме, подходящей для презентации. Такие системы помогут в подготовке любых документов – от школьного реферата до серьезного аналитического обзора.

    С глобальной сетью Internet тесно связаны широко распространенные ныне понятия киберпространства и виртуальной реальности. Особенность этих понятий в том, что они не поддаются строгому определению в рамках какой-либо науки, - скорее, это художественные образы, а не научные термины.

    Киберпространство называют всю совокупность систем компьютерных коммуникаций (часть которых перечислена выше) и потоков информации разной природы, циркулирующих в мировых сетях.

    Виртуальной реальностью называют создаваемые на Вашем экране с помощью компьютерной технологии образы реальных объектов и процессов разнообразной природы – людей, музыкальных инструментов, приборов, станков. Разумеется, это не “фотографии” объектов, с которыми Вы не имеете никакого контакта, а вполне осязаемые предметы. С ними можно работать как с реальной вещью, проводить исследования и испытания.

    Система компьютерных телекоммуникаций – это не только новая компьютерная технология передачи информации на любые расстояния. Это еще и особый мир, живая информационная среда, в которой с помощью средств связи, а точнее – систем передачи данных, объединяются в единое целое источники, средства обработки и потребители информации. Это мир, в котором все люди, независимо от того, близко или далеко они находятся от центров обработки и хранения информации, имеют равные возможности доступа к ней.

    Телекоммуникации все активнее начинают вторгаться в различные сферы человеческой деятельности – в науку, производство, банковское дело, образование. Все больше людей во всем мире начинают работать с информацией, используя для этого телекоммуникации.

    Киберпространство и виртуальная реальность, которые постепенно входят в нашу жизнь, приобщают нас к информационным ресурсам всего человечества, расширяют наш кругозор и меняют сам образ жизни.  

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!