Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Тема лекции 15.

«Высшие органы власти соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии»

 

1. Структура и порядок формирования парламента

 

Считается, что парламент Великобритании функционирует с XIII в., т.е. с начала созыва собрания, ограничивающего власть монарха.

Правовой основой порядка формирования и организации деятельности парламента являются Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пожизненных пэрах 1958 г., Акты о народном представительстве 1983 и 1985 гг., Акт о Палате лордов 1999 г., Акт о конституционной реформе 2005 г. и др.

В Великобритании действует вестминстерская модель парламента,[1] которая включает следующие составляющие:

1)   Палата общин (англ. The House of Commons);

2)   Палата лордов (англ. House of Lords);

3)   монарх.

«Положение парламента в конституционной системе определяется двумя доктринальными принципами – парламентского верховенства и парламентского (ответственного) правления. Реальное же функционирование парламента обусловлено сложившейся практикой двухпартийной системы. В совокупности эти два фактора обеспечивают разумное сочетание элементов демократизма и рационализма британской парламентской системы и государственного механизма в целом».[2]

Нижней палатой британского парламента является Палата общин. Зачастую именно ее называют парламентом, так как она играет важнейшую роль в функционировании парламента в целом.

Палата общин состоит из 659 депутатов (численный состав не остается неизменным; меняется в зависимости от численности населения), избираемых всеобщими, прямыми и равными выборами, по мажоритарной системе относительного большинства. Выборы назначает Премьер-министр.

Для того, что стать депутатом необходимо гражданство Британии и достичь возраста 21 год. Нельзя избираться судьям, военнослужащим, руководителям национальных корпораций, банкроты, осужденные за государственную измену, представители духовенства.

Срок полномочий палаты – 5 лет. В тоже время, следует сказать, что Палата редко «отрабатывает» весь пятилетний срок, так как на практике правительство часто распускает парламент досрочно.

Подобно связано не только с парламентарной формой правления в Великобритании, влекущей тесную связь правительства и парламента, но и тем, что британский парламент может распускаться без каких-либо ограничений. Глава правительства в любой момент может предложить монарху распустить Палату общин.

Также следует помнить, что парламентская практика Великобритании знает случаи самороспуска Палаты общин и, наоборот, продления полномочий.

Председатель палаты – спикер, который избирается на весь срок полномочий и представляет Палату во взаимоотношениях с другими органами – монархом, правительством и др. Традиционно спикер, также как и Премьер-министр, являются представителями партии парламентского большинства (однако, после избрания он выходит из состава фракции). Кроме представительских функций на председателя палаты возлагают многие организационные функции по работе Палаты общин. У спикера имеют заместители (обычно 3), которые, также как и председатель, не обладают правом голоса, чтобы не влиять на депутатов.

В структуре Палаты общин имеется множество должностных лиц.

К числу таковых, например, относится клерк палаты, назначаемый Короной. Его функции состоят в помощи спикеру по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Пристав палаты, занимается вопросами безопасности.

В структуре палаты выделяются комитеты – постоянные (специализированные, для контроля за различными направлениями деятельности Правительства, и неспециализированные, для предварительного рассмотрения законопроектов) и временные, а также комитет всей палаты.

Как известно, комитет всей палаты являет собою весь состав Палаты общин, собирающийся для обсуждения важнейших вопросов. И руководит этим заседанием не спикер, а лицо, избираемое для председательствования (обычно это один замов спикера – председатель комитета путей и средств[3]). Временные и постоянные комитеты занимаются решением традиционных вопросов.

В структуре Палаты общин выделяются и фракционные объединения – парламентские партии. Учитывая двухпартийную систему Великобритании, следует признать существование двух фракций – парламентского большинства и оппозицию.[4]

Фракции также имеют собственную сложную структуру – лидера, общее собрание, различные должностные лица. Важным лицом во фракции являются кнуты – лица, обеспечивающие партийную дисциплину. Подобная их роль проявляется в слежении за явкой парламентариев на заседания, «правильное» голосование депутатов и т.п. Примечателен факт, что кнуты консерваторов назначаются лидером, а у лейбористов кнуты избираются членами фракции.

Структура аппарата Палаты общин сложна; она насчитывает 6 управлений: управление делами Палаты общин, управление Парламентского пристава, Библиотечное управление (в его состав входят аналитические службы), Финансово-административное управление, управление официальных отчетов (стенограмм) и управление питания.

Палата Лордов – верхняя палата парламента Великобритании.

Хотя временем создания представительных органов принято считать XI-XIII вв., когда при короле создавались советы в качестве вспомогательного органа. Окончательное оформление Палаты Лордов произошло в XIV в. Но название закрепилось лишь в 1544 г.

До реформы 1999 года (Акт о Палате Лордов) входили: наследственные пэры,[5] пожизненные пэры, духовные лорды и судебные лорды.[6]

На сегодняшний день наследственные пэры исключены. В тоже время п.2 Акта о Палате лордов гласит, что в «… в любое время 90 человек могут не подпадать под действие принципа, установленного в пункте 1 (речь идет о пункте, исключающем наследственное пэрство – прим С.П.); в это число не включаются обладатель должности Обер-церемонимейстера (глава Геральдической палаты – прим. С.П.) и Лорд-гофмейстера (лорд-камергер – прим. С.П.)…».

Таким образом, на сегодняшний день в верхней палате Парламента осталось 730 человек.

В качестве требований к членам Палаты лордов, предъявляются возрастной ценз – 21 год, а также необходимость быть гражданином британского Содружества. Дополнительные требования предъявляются к  судебным лордам  (Lords of Appeal in Orginary) – необходимость посещения высших судебных органов или практика в качестве юристов.

Срок полномочий членов Палаты лордов не ограничен, за исключением случаев, когда членство связано с пребыванием в определенной должности. В тоже время членам палаты не может быть иностранец, банкрот либо лицо, осужденное за государственную измену.

Следует добавить, что Актом о конституционной реформе 2005 г. из Палаты должны быть исключены судебные лорды, которые сформируют Верховный суд Великобритании. Таким образом, судебные полномочия Палаты лордов будут изъяты в пользу Верховного суда.

Руководит палатой Лорд-канцлер, который назначается Премьер-министром. Согласно, Акта о конституционной реформе 2005 г. в скором времени ожидается заменить его спикером Палаты лордов, которого будет избирать сама палата.

Полномочия у руководителя верхней палаты гораздо уже спикера нижней палаты. Например, у Лорда-канцлера нет дисциплинарных полномочий. В тоже время он является советником Правительства по юридическим вопросам, выступает в некоторых случаях от имени Правительства на заседаниях Палаты Лордов, участвует в процедуре назначения судей и др.

Значимость лорда-канцлера в политико-правовой структуре Великобритании проявляется в том, что он олицетворяет собою различные ветви государственной власти. Так, будучи главой Палаты лордов, лорд-канцлер одновременно является членом кабинета, руководителем сугубо исполнительного органа – департамента лорда-канцлера, осуществляющего в основном функции по организационному обеспечению  деятельности судов; нередко возглавляет некоторые конституционные комитеты, создаваемые по инициативе кабинета.[7]

В структуре палаты выделяются специализированные комитеты (всего таковых 7), делящиеся на подкомитеты. Также, как и в нижней палате, в Палате лордов  имеются партийные фракции и различные должностные лица (клерк палаты и т.п.).

Таким образом, можно констатировать, что британский парламент в скором времени будет серьезно реформирован.

 

2. Компетенция парламента 

 

Компетенция парламента является абсолютно неопределенной. Парламент может решать любые вопросы. Известно выражение, что «парламент может все, кроме того, чтобы превратить мужчину в женщину и наоборот».

Рассмотрим компетенцию и порядок деятельности палат парламента подробнее.

Парламентская процедура определяется в основном постоянными правилами. Можно сказать, что это есть некая конституционная практика, сложившаяся за десятилетия деятельности Палаты общин. Деятельность всего британского парламента во многом строиться на традициях.

Палата общин работает сессионно. Начинаются сессии в конце октября – начале ноября. Каждая сессия длиться 160-175 дней. Заседания в ходе сессии идут с понедельника по пятницу; лишь в исключительных случаях (например, национальной угрозы) Палата заседает в субботу.

Зал, где проводятся заседания Палаты общин, не очень большой. Парламентария располагаются на длинных скамейках: с правой стороны от спикера – члены правящей партии, с левой – оппозиция.

Всего в парламенте 427 мест, поэтому все опоздавшие, желающие попасть на дебаты, должны стоять. Все парламентарии делятся на «переднескамеечников» и «заднескамеечников». Первые – это ведущие члены фракций, вторые – рядовые парламентарии.

К полномочиям Палаты общин относится: принятие законов, контроль за исполнительной властью, принятие бюджета и др.

Деятельностью парламента охватываются различные формы парламентского контроля. К таким формам относятся:

1)                  вотум недоверия – отказ в доверии правительству, когда оно само ставит вопрос о доверии;

2)                  резолюция порицания – инициируется самим парламентом (оппозицией);

3)                  устные или письменные вопросы членам правительства;

4)                  деятельность специализированных комитетов Палаты общин;

5)                  контроль за расходованием государственных финансов (через Генерального аудитора).

Контрольная функция парламента за правительством проявляется и в деятельности уполномоченного по делам администрации. Его назначает правительство после консультаций с парламентом; отрешение его от должности возможно только решением обеих палат парламента. Предназначение омбудсмена состоит в исследовании жалоб граждан на должностных лиц, министерства и различные ведомства. Доклад уполномоченного по итогам расследования направляется депутатам. Помимо уполномоченного по делам администрации существуют и иные омбудсмены – по местному самоуправлению, здравоохранению и др.

К полномочиям Палаты лордов относится: утверждение законов, принятых Палатой общин с правом отлагательного вето, инициирование некоторых законопроектов и др.

Также Палата лордов обладает контрольными полномочиями, что проявляется в практике вопросов министрам, создании комитетом для исследования тех или иных вопросов. По итогам своей контрольной деятельности Палата лордов информирует общественность.

 

3. Особенности законодательного процесса

 

Членами законодательной инициативы являются все члены парламента, правительство и монарх.

Законопроекты могут вносится в любую палату, но на практике – чаще в нижнюю.

Парламентские акты делятся на:

1)   публичные (охватывают общегосударственные интересы) – обычно вносятся правительством;

2)   частные (носят локальный или персональный характер) – вносятся депутатами;

3)   смешанные – сочетают признаки публичных и частных биллей.

Рассмотрение законопроекта проходит три чтения:

Первое чтение: клерк палаты зачитывает название, решается вопрос о принятии к рассмотрению проекта или отклонению.

Второе чтение: обсуждаются основные положения, принимаются поправки. Также именно во втором чтении определяется – какой комитет будет работать над законопроектом. Завершается работа комитета докладом, который зачитывается на заседании парламента.

Таким образом, в отличие от законодательного процесса большинства других стран, где законопроект сначала рассматривается комитетами, а потом – на пленарном заседании, в Великобритании законопроект сначала обсуждается палатой в полном составе, и лишь потом направляется в комитет.

Третье чтение: общее голосование без поправок.

Практика британского парламента знает несколько способов ускоряющих работу парламента:

1)   установление фиксированного времени обсуждения вопроса (гильотина – усечение дебатов);

2)   предоставление права председателю выбрать для обсуждения лишь некоторые поправки (кенгуру – перепрыгивание через ряд поправок);

3)   внеочередное рассмотрение предложения о закрытии прений;

4)   предварительное установление числа заседаний на обсуждение вопроса и др.

Способы голосования применяемые в парламенте: открытое и тайное; поименное; «голосование ногами»; поднятие рук и др.

После принятия поправки одной палатой она передается на рассмотрение другой палаты.

В Палате лордов билли рассматриваются комитетом, затем обсуждаются всей палатой и после этого за него голосуют.

Верхняя палата может наложить вето на законы, принятые Палатой общин. Вето Палаты лордов преодолевается повторным принятием закона Палатой общин через год (на следующей сессии).

У финансовых законопроектов особенностью является то, что их вносят только члены Правительства. Поправки от депутатов на такие законопроекты могут вноситься лишь по согласованию с соответствующим министром, а вето Палаты лордов – не может длиться более одного месяца.

Завершается законодательный процесс подписанием закона монархом. Как правило, королевская санкция на закон – устная. Монарх обладает правом абсолютного вето на законы, но это его полномочие относиться к числу «спящих» (монарх им не пользуется с 1707 г.).

Великобритания хорошо знакома с институтом делегированного законодательства. Само делегированное законодательство именуется подчиненным или вторичным, а сами акты, принимаемые в порядке делегированного законодательства – статутными инструментами.

Контроль за делегированным законодательством осуществляется самим парламентом в различных формах. В парламенте существует специальный комитет по делегированному законодательству, проверяющий те билли, которые были внесены в Палату общин. Члены палаты участвуют также в работе объединенного комитета по проверке актов делегированного законодательства.

 

4. Монарх и кабинет министров соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии

 

Глава государства в Великобритании – монарх.[8] В государстве действует (Акт 1701 г.) кастильская система престолонаследия (трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери). Но монарх с согласия Парламента может изменять порядок престолонаследия.

В различных источниках институт монарха иногда обозначают термином «корона». Но между «монархом» и «короной» нельзя ставить знак равенства. «Монарх» обозначает личность главы государства, а «корона» включает помимо самого монарха, всю исполнительную власть в лице Премьер-министра и Кабинета министров.

Прерогативы монарха можно разделить на:

1)   личные (право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр, титул[9]); право на содержание по цивильному листу; право иметь королевский двор)

2)   политические – наиболее редко используемые, поэтому их называют спящими прерогативами.

Перечислим некоторые полномочия монарха Великобритании:

1)                  является составной частью парламента (однако, не может посещать его заседания без специального приглашения); открывает очередные сессии парламента;

2)                  промульгация законов (право вето формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не использовалось);

3)                  принадлежит право роспуска нижней палаты парламента.

4)                  назначает премьер-министра (фактически им становится лидер партии, победившей на парламентских выборах);

5)                  к судебным полномочиям относится: назначение высших судов; осуществление от имени монарха правосудия (но лично монарх никого не судит); объявление амнистии и помилования;

6)                  осуществляет функции главнокомандующего;

7)                  является главой Содружества (или Содружество наций (англ. The Commonwealth; или The Commonwealth of Nations); до 1946 Британское Содружество наций (англ. The British Commonwealth of Nations), в состав которого входит 53 государства, причем 17 де-юре признают монарха Великобритании главой государства;[10]

8)                  является главой англиканской церкви в Англии.[11]

Акты главы государства подлежат контрассигнации.

При монархе действует Тайный Совет, который возник в XVII в. Тайный Совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов совета (всего около 400 человек) и является совещательным органом. Собирается в полном составе только в особо торжественных случаях, а для кворума достаточно 3 членов. Его решения, принимаемые в форме прокламаций (по вопросам войны и мира, роспуска и созыва Парламента) и приказов в Совете, которые впоследствии могут воплотить в жизнь актами глава государства.

Традиционно монарх был главой исполнительной власти. Глава Правительства был нужен лишь для исполнения решений и политики монарха. Министры монарха были лишь слугами, проводившими (ministered) волю монарха.[12]

Считается, что Правительство Великобритании состоит из:

1)   премьер-министра[13] (назначает монарх из числа лидеров партии, победившей на парламентских выборах);

2)   государственных секретарей и министров короны (назначает монарх по представлению премьер-министра);

3)   министров без портфеля и носителей традиционных должностей (лорд – Хранитель печати и др.);

4)   государственные министры (заместители государственных секретарей и министров, возглавляющие департаменты);

5)   младшие министры (или парламентские секретари), обеспечивающие связь министров с Парламентом.

В состав правительства входит около 100-110 членов, которые вместе практически никогда не заседают. Поэтому в основном роль правительства выполняет кабинет.

Кабинет – узкий круг должностных лиц правительства (20-30 человек). Его решения принимаются от имени всего правительства.

Но практика деятельности правительства Великобритании знает такое явление как «внутренний кабинет».

«Внутренний кабинет» - это неформальное собрание министров, пользующихся особым доверием Премьер-министра (3-7 человек). На практике внутренний кабинет определяет вектор принятия решений Кабинетом.

Деятельность Кабинета носит закрытый характер. Так, согласно Акта о государственных документах 1967 г., запрещено знакомиться с протоколами заседаний Кабинета в течение 30 лет.

В рамках Кабинета по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов. Обычно создаются комитеты: 1) обороны и внешней политики; в) законотворчества; 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования.

Основные функции Правительства:

- определение политического курса государства, выносимого на утверждение парламента;

- контроль над деятельностью органов исполнительной власти;

- координация деятельности министерств и др.

Для обеспечения выполнения правительством своих функций создаются различного рода вспомогательные органы (комитеты, секретариаты, комиссии).

Срок полномочий премьера (и кабинета в целом) связан со сроком полномочий Палаты общин. Обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска (не дожидаясь полного истечения 5-летнего срока полномочий), чтобы получить больше голосов на выборах.

В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае, если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства (происходило дважды в 1924, и однажды в 1979).

Если говорить о системе государственного управления Великобритании в целом, то следует отметить наличие еще одного явления – «постоянное правительство». Так, обычно называют профессиональных управленцев, государственных служащих, которые не меняют своих должностей при смене правительства.

 

 

тема лекции 16.

«Высшие органы власти франции»

 

1. структура и порядок формирования парламента франции 

 

Парламент является общегосударственным законодательным и представительным органом Французской Республики. Согласно Конституции Франции 1958 года, он состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента Франции именуется Национальным собранием, а верхняя – Сенатом.

Национальное собрание состоит из пятисот семидесяти семи депутатов и формируется путём прямых выборов на основе равного и всеобщего избирательного права. Срок полномочий палаты составляет пять лет. Её состав обновляется при выборах полностью. Выборы проводятся по мажоритарной униноминальной (одномандатной) системе в два тура. Вся территория страны делится на соответствующее числу депутатов число одномандатных округов. В общее число депутатов Национального Собрания входят представители от так называемых заморских департаментов и территорий (Гваделупы, Французской Гвианы, Мартиники, Реюньона, Майотты, островов Сен-Пьер и Микелон, Новой Каледонии, Французской Полинезии и островов Уиллиса и Футуны). В первом туре выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором – мажоритарная избирательная система относительного большинства. Одновременно с кандидатурой депутата выдвигается и кандидатура его заместителя (в случае досрочного прекращения полномочий избранного члена Национального Собрания, его мандат в палате переходит к избранному заместителю; досрочные выборы по округам, таким образом, проводить нет необходимости).

Кандидатом на выборах в Национальное Собрание может быть гражданин Французской Республики, достигший возраста двадцати трёх лет, в полном объёме обладающий избирательными правами, не занимающий государственной должности, внесший избирательный залог.

В 2003 году во Франции был принят закон, существенно реформирующий верхнюю палату. Ранее верхняя палата Парламента Французской Республики – Сенат обновляла свой состав каждые три года на одну треть (аналогично Сенату Конгресса США), а срок полномочий сенатора составлял девять лет. Реформа предполагает избрание сенатора на шесть лет, с периодичностью выборов раз в три года (обновляется половина состава палаты). Требования к кандидату на должность члена Сената: гражданин Французской Республики, достигший возраста тридцати пяти лет, в полном объёме обладающий избирательными правами, не занимающий государственной должности, внесший избирательный залог.

Выборы в верхнюю палату Парламента Франции являются косвенными  и производятся от департаментов – территориальных единиц. Избирают сенаторов особые коллегии выборщиков. В эти коллегии входят депутаты представительных органов различных уровней (от депутатов Национального Собрания в соответствующей территориальной единице до депутатов коммунальных советов). Численно в указанных коллегиях преобладают, причём существенно, депутаты низовых представительных органов.

От департаментов избирается разное число сенаторов, в зависимости от численности населения в конкретной территориальной единице. На выборах в Сенат применяется как мажоритарная двухтуровая избирательная система (абсолютного и относительного большинства), так и пропорциональная. Первая применяется, если число мандатов составляет не более пяти, а вторая используется, если число мандатов больше пяти. В Сенате представлены также и граждане, проживающие вне пределов Республики (на заморских территориях).

Палаты французского Парламента имеют свои руководящие и рабочие органы. Прежде всего, каждая палата имеет своего председателя. Национальное Собрание избирает данное должностное лицо на собственный срок полномочий – пять лет, а Сенат – на срок три года (до следующих ближайших выборов в палату). В каждой палате создаётся бюро, состоящее из Председателя, вице-председателей, секретарей, квесторов. Также, функционируют конференции председателей, состоящие из председателей, их заместителей, председателей фракций (партийных групп в Парламенте), председателей постоянных комиссий. Для осуществления функций Парламента, в палатах создаются различные комиссии: постоянные (для работы над основными направлениями деятельности Парламента), временные, специальные, смешанные (создаваемые из членов обеих палат Парламента совместно, для урегулирования разногласий), комиссии по расследованию и контролю. В основном, природа комиссий идентична природе соответствующих органов в иных парламентах.

 

2. компетенция парламента франции

 

Компетенция Парламента Французской Республики сходна по своим функциям с полномочиями законодательных органов других зарубежных государств. Парламент наделён представительной, правотворческой (законодательной), бюджетной, избирательной, контрольной функциями.

Представительная функция присуща Парламенту Франции в целом. Специфика её выражения в палатах состоит в том, что Национальное собрание представляет интересы народа (французов), а Сенат – интересы территориальных единиц (коллективов).

Законотворчество, согласно Конституции Французской Республики, является прерогативой Парламента. Перечень вопросов, по которым Парламент принимает законодательные акты, установлен Конституцией. Он может изменяться и дополняться органическими законами. Кроме того, Парламент уполномочен давать разрешение Правительству издавать акты по вопросам, находящимся в сфере законодательства.

Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и свобод и основных гарантий; обязанностей, возлагаемых в связи с национальной обороной; гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения; определения преступлений, деликтов, наказаний, правил уголовного судопроизводства, амнистии, создания новых судебных установлений и статуса судей; установления тарифов, налогов, условий их взимания, порядок денежной эмиссии; порядка выборов в Парламент и органы местного самоуправления; установления категорий публичных учреждений; гарантий для гражданских государственных и военнослужащих; национализации и приватизации предприятий; организации национальной обороны, свободного управления местных коллективов, их компетенции и их доходов; образования; режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств; трудового права, профсоюзного права и права социального обеспечения.

К особой категории в Конституции Франции отнесены проекты финансовых законов (сюда же относится и закон о государственном бюджете), вследствие чего и представляется возможным выделение бюджетной функции французского Парламента. Как сказано в основном законе Республики, законы этого рода принимаются с соблюдением условий, установленных для принятия органических законов.

Избирательная функция парламента, как известно, обычно заключается в назначении, или согласовании назначения определённых должностных лиц. Что касается палат французского Парламента, то они и их председатели играют важную роль в формировании Конституционного совета, Высшего совета магистратуры, Высокой палаты правосудия. За Парламентом не закреплено полномочие утверждения (согласования) кандидатуры Премьер-министра и министров, однако, Президент вынужден учитывать мнение парламентского большинства (из-за того, что Парламент вправе вынести в отношении Правительства резолюцию порицания).

Контрольная функция Парламента Французской Республики, главным образом, реализуется в отношении Правительства. Члены обеих палат Парламента вправе обращаться к членам Правительства с запросами по вопросам государственной политики. Кроме того, Правительство несёт ответственность перед нижней палатой – Национальным Собранием. Национальное Собрание вправе, как уже было сказано, вынести в отношении Правительства резолюцию порицания. Кроме того, оно же может отказать Правительству в доверии. И то, и другое, может привести к отставке Правительства во главе с Премьер-министром. Также, особо отмечено в Конституции, что Парламент контролирует исполнение финансовых законов.

 

3. особенности законодательного процесса во франции

 

 

Законодательный процесс во Французской Республике имеет ряд особенностей. Регламентируется он, прежде всего, самой Конституцией. Значительную роль в урегулировании данной парламентской процедуры также играют регламенты палат.

Субъектами законодательной инициативы являются Премьер-министр и члены палат Парламента. Законодательная инициатива, исходящая от исполнительной власти, именуется законопроектом, а инициатива от депутатов и сенаторов называется законодательными предложениями и поправками. Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из двух палат (законы о финансах вносятся исключительно в Национальное собрание). Законодательные предложения и поправки должны строго соответствовать законодательной компетенции Парламента. В случае разногласий между Правительством и палатой по данному вопросу, своё постановление должен вынести Конституционный совет.

Законы принимаются в трёх чтениях. Предполагается, что в каждом чтении проекты последовательно рассматриваются каждой палатой. В случае возникновения разногласий может быть создана смешанная паритетная комиссия двух палат Парламента (следует отметить, что право созыва заседания указанной комиссии принадлежит Премьер-министру). В связи с отсутствием единой позиции по предмету законопроекта или законодательного предложения, Правительство может ускорить процесс принятия акта, потребовав от Национального собрания его принятия в окончательной редакции.

Особенностями рассмотрения проектов органических законов следующие: постановка на голосование только спустя пятнадцать дней после внесения в палату; поддержка проекта в Национальном собрании абсолютным большинством голосов; необходимость подтверждения Конституционным советом соответствия его Конституции Французской Республики.

Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом, однако, это не обязательно, если Президент созовёт Парламент в качестве Конгресса и передаст проект на рассмотрение ему. В данном случае требуется три пятых голосов, чтобы пересмотр состоялся.

Президент может передать на референдум (по предложению Правительства, или обеих палат Парламента) любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб; законопроект, разрешающий ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Президент подписывает (промульгирует) закон, принятый палатами Парламента в течение пятнадцати дней. До истечения этого срока он может направить проект в Парламент для повторного обсуждения проекта в целом, либо отдельных его статей (своеобразное отлагательное вето).

 

4. Президент и правительство франции

 

Главой государства во Французской Республике является Президент. По Конституции он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства; является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Срок полномочий Президента составляет в настоящее время пять лет (ранее семь лет). Избирается данное должностное лицо путём прямых выборов. Установлено, что Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, то должен быть проведён второй тур выборов, на котором будет использоваться мажоритарная система относительного большинства. Ограничений на число переизбраний во французской Конституции не установлено. Кандидат на должность Президента должен иметь право избираться в Парламент (таким образом, возрастной ценз, тридцать пять лет), соответствовать тем же требованиям, что и кандидаты в члены Парламента. Кроме того, для регистрации кандидатуры необходимо собрать определённое число подписей лиц, занимающих государственные должности (в определённом числе департаментов).

Президент Республики обладает широким кругом важных государственных полномочий: назначает Премьер-министра и прекращает по представлении им заявления об отставке правительства исполнение им функций; назначает по представлению Премьер-министра других членов Правительства и прекращает исполнение их функций; председательствует в Совете министров; промульгирует законы; распускает Национальное собрание; подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные в Совете министров; назначает на гражданские и военные государственные должности; является главой вооружённых сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны; принимает меры, которые диктуются ситуацией серьёзной и непосредственной угрозы Республике и так далее. Таким образом, он обладает полномочиями в сфере правотворчества, государственного управления, чрезвычайными полномочиями, полномочиями в сфере внешней политики и обороны.

В случае, когда пост Президента становится вакантным, либо при наличии препятствия к исполнению им своих обязанностей (это должен подтвердить Конституционный Совет), его полномочия временно осуществляются председателем Сената, а если и у того имеются препятствия, то, как сказано в Конституции, Правительством.

Что касается Правительства, оно определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и вооружёнными силами. Конституция устанавливает его ответственность перед Парламентом. Его деятельность руководит Премьер-министр.

Реальное положение Правительства зависит, как считается, от политической ситуации в Республике. В том случае, когда Президент и парламентское большинство (в Национальном собрании) принадлежат к одному политическому лагерю, фактически, единоличным главой Правительства, исполнительной власти является сам Президент (Премьер-министр здесь не отличается самостоятельностью). В ситуации, когда глава государства и парламентское большинство не составляют единой политической силы, Президент вынужден при назначении Правительства учитывать мнение Национального собрания (части, оппозиционной Президенту). В таком случае, роль Правительства и его главы существенно возрастают.

 

5. конституционный совет франции

 

Конституционному совету посвящён седьмой раздел Конституции Французской Республики 1958 года. Кроме того, его полномочия упоминаются и в других разделах основного закона Франции.

Конституционный совет является, по сути, несудебным органом конституционного контроля. Девять его членов назначаются (по трое) Президентом, председателем Национального собрания, председателем Сената. В него пожизненно входят бывшие Президенты Республики. Президент назначает Председателя Конституционного совета (его голос является решающим в случае разделение голосов поровну).

Основная функция данного органа – это конституционный контроль, то есть проверка ряда актов на соответствие Конституции. Обязательному контролю подлежат органические законы и регламенты палат Парламента. Обычные парламентские законы могут быть предметом рассмотрения по инициативе Президента, Премьер-министра, председателя Национального собрания, председателя Сената, шестидесяти депутатов Национального собрания, шестидесяти сенаторов. Контроль является предварительным (акты проверяются до их промульгации). В случае объявления каких-либо положений неконституционными, они не могут ни применяться, ни быть промульгированными.

Если Конституционный совет заявит, что Конституции не соответствуют положения проекта международного соглашения, то последнее не может быть ратифицировано (одобрено) до пересмотра Конституции.

Помимо конституционного контроля, Конституционный совет рассматривает дела о распределении компетенции между Правительством и палатами Парламента, следит за правильностью избрания Президента Республики, следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

В случае угрозы институтам Республики, независимости нации, целостности территории государства, выполнению международных обязательство, при необходимости принимать меры, Президент, в том числе, консультируется по поводу применения таких мер, средств, с Конституционным советом.

Решения Конституционного совета какому-либо обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов.

Порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедура, применяемая в нём (в частности, сроки обращения в Совет), определяются органическим законом.

 

 

 

Тема лекции 17.

«Федеративное устройство Германии»

 

1. Состав федерации в Германии

 

Германия является государством с федеративной формой государственного устройства, что обусловлено особенностями исторического развития данного государства.[14]

Федеративное устройство, будучи впервые закреплено в конституции Северо-Германского союза 1867 г., затем последовательно воспроизводилось конституциями Германской империи 1871 г., Веймарской республики 1919 г., Основным законом ФРГ 1949 г. Незыблемость и прочность федеративного принципа германского конституционализма нашли свое подтверждение и после 1990 г. в процессе объединения Германии.[15]

Федерация Германии является конституционной, т.к. она основана на конституции, а не на федеративном договоре. Также она является территориальной, т.к. в ее составе находятся лишь субъекты, образованные по территориальному принципу – национальные субъекты отсутствуют.

ФРГ является ассиметричной федерацией, как и все остальные существующие федерации мира, что проявляется в различных сферах (статусе земель – имеются города-земли; количестве представителей в Бундесрате – зависит от численности населения земли; и др.).

В состав немецкой федерации входят 16 субъектов называющихся землями. Это Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Макленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Рейланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия. Три из этих субъектов – Берлин, Гамбруг, Бремен – являются крупнейшими городами ФРГ.

Конституционный статус земель Германии в большей степени вытекает не из текста Основного закона, а из конституций самих земель. Однако следует запомнить, что земли не являются государствами в традиционном понимании этого явления, хотя конституции ряда субъектов (Бавария, Берлин, Гамбург) провозглашают земли государствами. Правильнее их считать государственными образованиями, которые не имеют суверенитета, права на сецессию и т.д.

Как гласит ст.28 Основного закона ФРГ, «…Конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона….».

Таким образом, названные принципы характеризуют всю федерацию Германии в целом (включая земли).

Кроме этого, немецкая федерация строиться на таких принципах как:

1.    презумпция компетенции земель;

2.    верховенство федерального законодательства над правом земель;

3.    взаимная административная и правовая помощь федерации и ее субъектов.

Статья 28 устанавливает, что «…В землях, округах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами …». Таким образом, административное устройство ФРГ предполагает выделение округов и общин. Территория земель включает 438 округов, но основной политико-территориальной единицей самих земель является община.

Община является основные звеном организации местной власти в Германии. «….Общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Союзы общин также пользуются правом самоуправления в рамках своих полномочий и в соответствии с законом. Гарантия самоуправления включает также основы собственной финансовой ответственности; к этим основам относятся налоговые поступления, обеспечивающие экономическую достаточность общин, и установление ставок налогов…».

 

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и землями в ГЕрмании 

 

Как известно, существует несколько способов разграничения компетенции между Федерацией и субъектами (дуалистическая федерация и т.п.). Германия же характеризуется как кооперативная федерация, поскольку конституционно оформлено сотрудничество Федерации и земель, а также земель между собой.

Кооперативная федерации возникает в случае конституционного взаимодействия, «кооперации» (а, возможно, и «конкуренции») разных уровней управления при решении определенного круга вопросов. Данный перечень получил название «совместной» (совпадающей, конкурирующей) компетенции.[16]

Особенность немецкой кооперационной федерации состоит в конституционном определении компетенции Федерации и сферы совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Правотворческие полномочия в ФРГ разделены на четыре вида: исключительные (федеральные), рамочные (совместные), конкурирующие (совместные) и остаточные (собственные полномочия земель). Нормы ст.75 Основного закона ФРГ (о рамочных предписаниях федерации) стали основанием для признания неконституционными некоторых излишне детализированных законов ФРГ.[17]

Так, исключительные полномочия Федерации (ст. 73 Основного закона ФРГ 1949 г.) составляют следующие вопросы:

1)    иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;

2)    гражданство Федерации;

3)    свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача;

4)    валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;

5)    таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

6)    воздушное сообщение;

7)    железнодорожное сообщение, которое полностью или в своем большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также взимание платы за использование этих путей;

8)    служба почты и телекоммуникаций;

9)    правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и федеральных корпораций публичного права:

10)     правовая охрана промышленной собственности, авторское право и издательское право;

11)     сотрудничество Федерации и земель: а) в области уголовной полиции; b) в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли (охрана Конституции) и с) в защите территории Федерации от стремлений путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и борьба с международной преступностью;

12)     статистика для целей Федерации.

Конкурирующая компетенция Федерации и ее субъектов (ст.74 Основного закона ФРГ) включает такие области как:

1)    гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;

2)    акты гражданского состояния;

3)    право союзов и собраний;

4)    право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;

5)    законодательство об оружии и взрывчатых веществах;

6)    дела беженцев и перемещенных лиц;

7)    государственное социальное обеспечение;

8)    военный ущерб и его возмещение;

9)    обеспечение инвалидов войны, родственников погибших и попечение о бывших военнопленных;

10)     могилы павших воинов, могилы других жертв войны и жертв тирании;

11)     хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, кустарная промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);

12)     производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей; защита от опасностей, возникающих при высвобождении ядерной энергии или вследствие ионизирующего излучения, и захоронение радиоактивных материалов;

13)     трудовое право, включая положение о предприятии, охрану труда и посредничество по найму, а также социальное страхование, включая страхование от безработицы;

14)     регулирование субсидий на образование и содействие научным исследованиям;

15)     право принудительного отчуждения;

16)     передача земель, природных богатств и средств производства в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства;

17)     предотвращение злоупотреблений экономической властью;

18)     содействие производству в сельском и лесном хозяйстве; обеспечение снабжения продовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и в прибрежных водах, охрана побережья;

19)     сделки в отношении земельных участков, земельное право (без права участия в освоении земли) и сельскохозяйственная аренда, жилищное дело, населенные пункты и дома на праве личной собственности; и др.

Согласно ч.1 ст.70 Основного закона ФРГ «…земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации…». А на основании ч.1 ст.72 «…В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами…». Таким образом, как полагают некоторые исследователи (С.С.Новикова, Б.А. Страшун) сформулирована презумпция законодательной компетенции земель.

Лишь только если сама Федерация уполномочивает на то земли, они могут выйти за вышеобозначенные рамки. Так, чт.71 гласит: «В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают полномочиями на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом…».

Таким образом, в Основном законе ФРГ разграничиваются полномочия как в сфере законодательной, так и в сфере исполнительной власти, при этом устанавливая принцип приоритета компетенции земель в сфере исполнительной власти (ст. 83 Основного Закона ФРГ) . Организационно автономная и сильная исполнительная власть субъекта федерации «…создает противовес неизбежно существующим тенденциям концентрации власти на федеральном уровне…».[18]

Как мы видим, в ФРГ допустимо делегирование исключительных федеральных полномочий на региональный уровень, их передача в форме федерального закона субъектам федерации в качестве их собственного полномочия (ч.3 ст.72 Основного закона ФРГ). Но конституция исключает возможность такого (в форме федерального закона) перераспределения полномочий в «обратном направлении», то есть от земель к федерации, за исключением случаев законодательного замещения (федерального вмешательства).

Следует не забывать, что ст.31 устанавливает, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Это немаловажное положение во многом характеризует правовое регулирование в сфере совпадающей (конкурирующей) компетенции.

 «…В случае, когда было издано федеральное право, но в силу изменения относящихся к этому статей Основного закона соответствующие вопросы ушли из федеральной компетенции, оно продолжает действовать как федеральное право, но может заменяться правом земель (стю.125-а). Сомнения по этому вопросу разрешаются ФКС (Федеральным конституционным судом – прим. С.П.)…».[19]

Согласно ст.83, исполнение федеральных законов возложено на земли. Исполняя федеральные законы, земли самостоятельно регулируют создание органов власти и административную процедуру, если федеральные законы с одобрения Бундесрата не устанавливают иного. Само же Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие инструкции и осуществляет надзор за исполнением федеральных законов землями в соответствии с действующим правом.

Если земли нарушают исполнение законов, то Федеральное правительство может потребовать устранение данных нарушений. В случае несогласия спор между землей и Федерацией разрешается Бундесратом (ст.84).

Исполнение законов в целом может осуществляться Федерацией через собственную федеральную администрацию либо непосредственно подчиненные ей корпорации или учреждения публичного права.

Согласно, ст.87 К собственной федеральной администрации с собственными подчиненными ей административными органами относятся: консульско-дипломатическая служба; управление финансами Федерации и управление федеральными водными путями и судоходством. Федеральным законом могут быть учреждены органы Федеральной пограничной охраны, центральные ведомства полицейской информации и связи, уголовной полиции и ведомства по сбору материалов в целях охраны Конституции и защиты от попыток путем применения силы или подготовки ее применения создать на территории Федерации угрозу внешним интересам ФРГ. В качестве корпораций публичного права непосредственного федерального подчинения действуют учреждения социального страхования, компетенция которых распространяется за пределы территории одной земли.

Кроме того, по тем делам, где законодательная компетенция принадлежит Федерации, федеральным законом могут быть учреждены самостоятельные верховные ведомства Федерации и новые корпорации и учреждения публичного права непосредственного федерального подчинения.

Таким образом, можно говорит о наличии системы конституционно-правовых принципов установления компетенции субъектов Федерации принципа, т.к. называемого «ядра» компетенции субъекта Федерации по предметам совместного ведения. «Ядро» компетенции является аналогом понятия «Kernbereich» (дословный перевод «область ядра») в германской системе установления компетенции.[20]

 

3. Система органов власти в землях

 

Организация государственной власти субъектов федерации напрямую зависит от формы правления на уровне федерации (хотя существуют исключения). Структура и порядок формирования органов государственной власти субъектов зачастую аналогичны федеральным органам государственной власти. Поэтому с учетом действующего в государстве принципа разделения властей необходимо рассматривать систему органов государственной власти субъектов современных федераций как состоящую из законодательных, исполнительных и судебных органов.[21]

Система органов власти и управления субъектов ФРГ регулируется основными законами земель (в отличии, например, от Индии, где подобное регулирование осуществляется союзной конституцией.

Законодательные органы земель. Одним из признаков федеративной формы государственного устройства является компетенция субъектов федерации по изданию законодательных актов.[22] Традиционно законотворческие функции вверяются законодательным органам.

Законодательные органы земель Германии называются ландтагами (земельными съездами). Но могут быть и иные названия (например, в землях Бремен и Гамбург – гражданское собрание, Берлин – палата депутатов).

В целом полномочия данных органов можно сравнить с полномочиями схожего органа – Бундестага (в городах-землях они еще выполняют некоторые самоуправленческие функции): разработка и принятие региональных законов, утверждение бюджета, назначение главы исполнительной власти и др.

Порядок формирования, структура, организация деятельности также схожи с общегосударственным парламентом.

Исполнительные органы земель. Предназначение исполнительных органов на региональном уровне аналогично предназначению и на иных уровнях государственной власти – это исполнительно-распорядительная деятельность.

Традиционно к органам исполнительной власти субъектов относятся:

1)    глава субъекта (высшее должностное лицо)

2)    высшие органы исполнительной власти субъектов

3)    иные органы исполнительной власти субъектов.

Организация системы органов исполнительной власти зависит от того, к какому типу формы правления – парламентарному или президентскому – относится федерация.  

Главным органом исполнительной власти земель является – правительство земли, которое именуется кабинетом (государственным правительством, сенатом).

В Германии министр-президент (в Берлине, Бремене, Гамбурге – правящий или первый бургомистр), возглавляет правительство земли, избирается представительным органом и выполняет функции главы земли.[23]

Таким образом, в целом как правительство земли и его глава по своему статусу схожи с Федеральным правительством и Федеральным канцлером.

Судебные органы земель. В землях Германии традиционно действуют как суды общей юрисдикции, так и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции земель включают в свою систему суды низового уровня – участковые суды, суды среднего звена – земельные суды, и высшие судебные инстанции земель – высшие суды земель.

К специализированным судам земель относятся виды, аналогичные федеральной системе. Это трудовые суды, административные, социальные, финансовые. Такие суды традиционно – двухзвенные.

Также в субъектах германской федерации действуют конституционные суды. Образование конституционных судов субъектов обусловлено природой федерации, в которой субъекты выступают в качестве самостоятельных государственных образований. Подобные институты логически завершают государственность субъектов федерации, повышают авторитет субъектов как целостных государственных образований.

В большинстве субъектов современных федераций утвердился подход, согласно которому право учреждения и организации конституционной юстиции относится к исключительной компетенции субъектов федерации.

Так, В.А. Кряжков, исследуя конституционные суды земель Германии, выделяет три основные составляющие характеристики органов конституционной юстиции субъектов Федерации:

1. конституционные суды выступают как высшие конституционные органы в пределах соответствующих субъектов;

2. органы конституционного контроля, имея различные наименования (конституционный суд, конституционная судебная коллегия, государственная судебная коллегия и др.) функционируют как суды;

3. это самостоятельные и независимые суды, что обычно фиксируется в конституциях (основных законах) или законах о них. [24]

Рассмотреть организацию и функционирование конституционных судов субъектов федерации можно на примере Германии.

Правовой основой конституционной юстиции земель являются конституции земель, специальные земельные законы о конституционных судах, регламенты судов и др.

Компетенция судов земель включает в себя перечень аналогичных полномочий (и даже выходящих за рамки) Федерального конституционного суда ФРГ. К подобным полномочиям относится: вынесение решения о конституционности применяемых судами законов; толкование конституций земель и др.

Преобладающим способом формирования суда является избрание судей парламентом или выборщиками, входящими в совет старейших ландтага. Срок их полномочий колеблется от 4 до 9 лет, или судьи избираются на период полномочий ландтага (Конституция Бремена (ст.139), Конституция Гессена (ст.130)). Кандидаты в судьи должны соответствовать возрастному критерию, иметь способности к судебной работе, отличаться знаниями публичного права, быть известными в общественной жизни и пользоваться всеобщим доверием.

Вообще же необходимо сделать вывод о том, что конституционные суды субъектов федерации являются первичным звеном, обеспечивающим режим конституционности в государстве.

 

4. Формы контроля федерации за исполнением Конституции и федеральных законов землями

 

Согласно действующему законодательству Федеральное правительство осуществляет надзор за исполнением федеральных актов землями – Основного закона и федеральных законов.

Возможны различные формы такого надзора.

Например, федеральные органы государственной власти могут направлять своих представителей в органы власти земель. Причем, если субъект федерации высказывает на это возражение, то оно может быть преодолено решением Бундесрата.

Другой формой является возможность Федерального правительства выявлять недостатки в исполнении федеральных законов органами земель. В этом случае Федеральное правительство дает соответствующие указания по устранению недостатков. Если же недостатки не устраняются, то соответствующее постановление издает Бундесрат (это постановление может быть обжаловано землей в Федеральный конституционный суд).

Формой федерального надзора можно считать и то, что Федеральное правительство может издавать с согласия Бундесрата общие административные предписания. Если исполнение законов осуществляется Федерацией через посредство собственной федеральной администрации или непосредственно подчиненных ей корпораций либо учреждений публичного права, то Федеральное правительство издает, поскольку особо законом не предписывается, общие административные предписания. Оно регулирует, если законом не установлено иное, организацию властей.

Федеральное правительство также может регулировать на единообразных началах подготовку чиновников и служащих. Руководители властей средних инстанций должны назначаться с его согласия.

Власти земли подчиняются указаниям компетентных верховных властей Федерации. Указания должны направляться верховным властям земель, за исключением случаев, которые Федеральное правительство считает неотложными. Выполнение указания должно обеспечиваться верховными властями земли.

Федеральный надзор распространяется на законность и целесообразность исполнения. Федеральное правительство может в этих целях требовать отчетов и представления документов, направлять во все власти уполномоченных.

Говоря о контроле Федерации за землями в сфере исполнения федерального законодательства, следует не забывать, что сама Федерация путем принятия соответствующего закона (с согласия Бундесрата) может поручать субъектам исполнение федеральных законов, которые изначально должны были осуществляться самой Федерацией.

Это может быть закон в сфере управления воздушным сообщением, услуги почтовой и телекоммуникационной связи, управление шоссейными дорогами и др.



[1] Такое название произошло от здания, в котором заседает парламент, – Вестминстерский дворец (Palace of Westminster).

[2] Фомичев, А.В. Основы конституционного права Великобритании : учебное пособие / А.В. Фомичев. – СПб, 2008. – С.19

[3] Таково название первого заместителя спикера – Chairman of Ways and Means.

[4] Оппозиционность является сложившимся, устоявшимся явлением в Великобритании. Так, еще в 1937 г. была официально признана оппозиция Ее величества, а лидеру оппозиции даже установлено жалование. На сегодняшний день роль оппозиции видна из возможности формировать «теневой кабинет» и «теневое правительство», которые являются неким аналогом действующих Кабинета и Правительства, и теоретически могут прийти им на смену. «Теневой премьер-министр» официально именуется «Лидер оппозиции Правительства Ее Величества».

[5] Речь идет о лицах имеющих высшие дворянские титулы – герцог, маркиз, граф, виконт, барон.

[6] На 1 января 1999 г. Палата Лордов имела списочный состав в 1206 членов. Они включали светских лордов, в состав которых входили наследственные пэры и пэрессы – в общем числе 788 человек; пожизненные пэры (т.е. занимавшие свои должности в соответствии с Актом о пожизненных пэрах 1958 г.) – 360 человек; лорды по апелляции, назначаемые пожизненно по предложению лорд-канцлера – 11 человек (кроме того, еще 11 ушедших на покой таких же «юридических» лордов могли заседать в палате); духовные лорды (архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также 24 старших по возрасту епископа Англиканской церкви) – 26 человек. См.: Маклаков, В.В. Конституция Великобритании (вступительная статья) / В.В. Маклаков // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия : учебное пособие / сост. сб.,, пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков – М., 2007. – С.11.

[7] См.: Марченко, М.Н. Роль судов в развитии современной правовой система Великобритании / М.Н. Марченко // Государство и право. – 2007. – №9.

[8] Следует упомянуть, что Англия имеет «печальный» опыт республиканского правления. Правление О. Кромвеля с 1649 по 1660 во многом склонил Великобританию к монархической форме правления.

[9] Официальный титул Королевы Великобритании Елизаветы II звучит: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры».

[10] Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации. Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого располагается в Лондоне.

[11] Так как пресвитерианская церковь в Шотландии не подчинена государству и юридически не признается «государственной церковью», то мнение что монарх Великобритании является главой этой церкви – ошибочно. При коронации монарх обязан приносить клятву защищать безопасность шотландской церкви. На заседаниях генеральной ассамблеи, высшего органа управления Церкви Шотландии, королеву представляет лорд Верховный комиссар, имеющий, однако, чисто представительские функции.

[12] Обычно, первым Премьер-министром считается Сэр Роберт Уолпол, который возглавил кабинет в 1721 г. Его власть усилилась, потому что Георг I, не участвовал активно в английской политике, занимаясь своим родным Ганновером. Уолпол считается первым премьер-министром не только из-за своего влияния на правительство, но также потому, что ему удалось убедить или заставить министров работать совместно, а не интриговать друг против друга с целью увеличения своей личной власти. Должность Уолпола, Первый лорд казначейства стала связываться с руководством правительством и стала должностью почти всегда занимаемой премьер-министрами.

[13] Носит титул первого лорда казначейства, а также занимает должность министра гражданской обороны (с 1968 г.). С 2007 года премьер-министр – Гордон Браун (лидер Лейбористкой партии).

[14] Государства, присоединяемые Пруссией, зачастую сохраняли частичную политическую самостоятельность.

[15] См. подробнее: Кастель, Е.Р. Федерализм и становление буржуазного государства в Германии (1815-середина 1860-х гг.) / Е.Р. Кастель // Правоведение. – 1992. – №4.

[16] См.: Безруков, А.В. Совершенствование взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов : монография / А.В. Безруков. – Красноярск, 2002. – С. 44.

[17] Кеттер, М. Модернизация федеративных отношений в Федеративной Республике Германии / М.Кеттер // Сравнительное конституционное обозрение. – 2005. – №2(51).

[18] Фосскуле, А. Система исполнительной власти в Федеративной Республике Германии / А. Фосскуле // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №1(64).

[19] Новикова, С.С. Основы государственного права Федеративной Республики Германия / С.С. Новикова, Б.А. Страшун // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2006. – С.501.

[20] См.: Нечаева, Т.В. Конституционно-правовые принципы  установления компетенции субъектов Федерации (в рамках предметов совместного ведения): автореф. … дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Т.В, Нечаева. – М., 2006. – С.22 .

[21] См.: Безруков, А.В. Конституционное право России и зарубежных стран. Лекция по теме «Органы государственной власти субъектов федераций» / А.В. Безруков, С.А. Пунтус. – Красноярск, 2005. – С.8.

[22] См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А.А. Мишин.– М., 2001. – С.88.

[23] Так, согласно ч.1 ст.103 Конституции земли Гессен 1946 года, Министр-Президент представляет землю Гессен и может передать эту функцию компетентному министру или подчиненному ведомству; первое предложение ч.1 ст.109 наделяет Министра-Президента правом помилования от имени народа.

[24] См.: Кряжков, В.А. Конституционные суды земель Германии / В.А. Кряжков // Государство и право. – 1995. - №3.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!