Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

3. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий в зарубежных странах

 

Юридическая институционализация[1] политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.[2]

В ряде государств действуют законы, регулирующие практически весь круг вопросов, относящихся к политическим партиям – Австрия, Португалия, Испания. Но некоторые страны стремятся законодательно прописаться лишь отдельные аспекты деятельности партий, в первую очередь речь идет о финансировании. Такой подход характерен для таких стран как Италия, Франция, Швеция.

Создание политических партий основа на конституционном политическом праве граждан на создание политических партий. Так, ст.51 Конституции Португалии 1976 г. провозглашает, что свобода объединений включает право на создание и на членство в объединениях и политических партиях и демократическое соперничество при формировании народной воли и организации политической власти.

Как указывает А.С. Автономов, с точки зрения порядка приобретения организациями статуса партии страны можно разделить на 4 группы:

1. Государства, в которых для признания организации партией достаточно того, что она объявляет себя партией (Австралия, Новая Зеландия).

2. Страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе, но связывает приобретение организацией статуса партии с предоставлением в компетентный орган строго определенных документов (ФРГ).

3. Государство, законодательство которых предписывает обязательную регистрацию партий (Испания, Италия).

4. Страны, в которых законодательно закрепляется возможность легальной деятельности только для четко указанных одной или иногда нескольких партий (Вьетнам).[3]

В конституционном тексте может закрепляться свобода деятельности партий, прописываться их функциональное предназначение. Например, Конституция Франции 1958 г. ст.4 гласит: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии».

Допускается конституционное оформление целей деятельности партии. Так, ст.21 Основного закона ФРГ 1949 г. гласит, что партии содействуют формированию политической воли народа. А ст.6 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что: «…Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия…».

Тексты конституций могут содержать и ограничения, связанные с деятельностью политических партий.

Так, Конституция Алжира 1996 года провозглашает, что право на создание политических партий не должно сопровождаться покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальную идентичность, национальное единств. Безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также демократический и республиканский характер государства (ст.42). А ч.4 ст.11 Конституции Болгарии 1991 г. определяет, что не могут быть образованы политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, а также партии, целью которых является насильственный захват государственной власти.

Конституционное законодательство охватывает и аспекты финансирования политических партий.

В первую очередь, речь идет об источниках финансирования партий. Денежные средства партии формируются из членских взносов, средств, поступаемых от государства (например, по итогам избирательной кампании), пожертвований.

В отношении пожертвований политическим партиям устанавливаются ограничения – по размерам и субъектам. Так, запрещены пожертвования партиям от органов публичной власти, иностранцев и др.

Законодательно могут быть определены сроки и порядок финансовой отчетности политических партий. Контроль же за финансами политических партий также может возлагаться на избирательные органы, правоохранительные органы и т.д.

Организационное построение политических партий в зарубежных странах целесообразно начать с рассмотрения таких явлений как устав и программа политической партии.

Программа политической партии – это важнейший партийный документ, в котором определяются цели деятельности, способы их достижения, тактика партийной борьбы, формы и метода деятельности и др.

Устав партии – это документ, определяющий внутреннюю организацию и деятельность политической партии. Именно в уставе отражается внутреннее устройство партии. Ведь помимо рядов членов в партии присутствуют и различные руководящие и иные органы.

Традиционно в партии выделяется высший руководящий орган партии – съезд, общее собрание, конференции и т.п. Он работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно, либо в иной период (например, республиканцы и демократы  в США собираются на съезды 1 раз в четыре года).

Центральными руководящими органами (исполнительное бюро, политические комитеты и др.) действуют в межсессионный период высших руководящих органов, они воплощают в жизнь партийные планы, занимаются текущей партийной работой.

Во главе партии всегда стоит лидер (председатель, генеральный секретарь) партии. На лидера, как главное лицо партии, возлагается множество функций – от представительной до руководящей (управленческой).

Базисом деятельности любой парии является ее аппарат, который включает множество подразделений – контрольно-ревизионные органы, аналитические и исследовательские центры и др.

Низовым звеном партии являются местные партийные органы, которые строятся по территориальному принципу или территориально-производственному.

 

4. Понятие и виды партийных систем  в зарубежных странах

 

В общем виде партийная система – это политический институт, характеризующий политическую организацию общества, а также взаимоотношения между партиями, государством, другими элементами политической системы, гражданами. В тоже время встречаются дефиниции категории «партийная система» как совокупности политических партий в стране, участвующих в политической жизни.

Однако бесспорно, что партийная система есть часть политической системы, и ее регулирование осуществляется не только правовыми (конституционными) нормами, но и политическими.

Причины, вызывающие многообразие партийных систем, различны. Это и сама социальная сущность власти, и разнообразие форм и методов осуществления власти, и национальные традиции т.п.

В теории возможно выделение следующих видов партийных систем.

1.              Партийные системы, в которых легальные политические партии отсутствуют.

К числу государств, с такой партийной системой, можно отнести Иорданию, ОАЭ. Такая партийная система возникает вследствие отсутствия политических партий,  запрета на их создание. Например, в Саудовской Аравии создание политических партий запрещено законом. В Омане конституционно запрещены не только политические партии, но даже профсоюзы.

2.              Однопартийная система.

Такая партийная система характерна государствам с тоталитарным и авторитарным режимом. Ведь такая система характеризуется государственным признанием лишь одной, обычно государственной партии (многопартийность (квазипартийность) могут существовать лишь формально). В числе государств с такой партийной системой – КНР, КНДР, Куба, Лаос и др.

3.              Двухпартийная система.

Подобная система функционирует в государствах, в которых лишь две партии реально претендуют и борются за власть. Классическими двухпартийными являются партийные системы США и Великобритании.

Такая система не требует наличия только лишь двух партий. Например, в той же Великобритании функционируют Консервативная, Лейбористская, Либеральная, Коммунистическая и другие партии. Однако только консерваторы и лейбористы, сменяя друг друга, находятся у власти. Таким образом, двухпартийную систему можно считать некой разновидностью многопартийной системы.

4.              «Двух-с-половиной-партийная система». Подобная партийная система функционирует в государствах, где действует два крупных политических партийных блока и ряд мелкий партий (такие партии называют – партии-шарниры), которые влияют на создание коалиции и определяют какая из крупных партий формирует правительство. Такая система долгое время функционировала в Германии.

5.              Многопартийная система. Такая система имеет место в странах, где за власть борются более двух партий.

Однако и многопартийная система имеет различные разновидности.

Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика, Япония (до 1993 г.), Индия) присутствует в странах, где реально существующая многопартийность, имеющая соответствующее правовое оформление, сталкивается с длительной поддержкой избирателей лишь одной партии. В силу длительности нахождения у руля власти такие партии обладают какими-либо дополнительными возможностями, приоритетами. Так, именно партия большинства фактически управляет государством – формирует однопартийное правительство.

Многопартийные системы без доминирующей партии (Италия) характеризуются равные по возможностям партии, одинаковым предпочтением избирателей. Такая система является олицетворением классической многопартийности. В качестве недостатка такой системы можно назвать наличие в государстве коалиционного правительства, подверженного трансформации в силу проблем, неизменно возникающих внутри коалиции.

Блоковая многопартийная система характеризуется созданием партийных блоков (Франция в 60-80 гг. ХХ в.).

Многопартийная система с фиксированным законом числом партий или ограниченно-многопартийная система предполагает легализацию политических партий в только в разрешительном порядке. Ее вряд ли можно назвать в чистом виде многопартийной, так как она создается для ликвидации или недопущения создания нежелательных для государства партий (во второй половине ХХ в. – Индонезия, Сенегал).

 

 

 

Тема ЛЕКЦИИ 7.

«Формы правления в зарубежных странах»

 

1. Понятие формы правления

 

Термин «форма правления» содержится во многих современных конституциях.

Зачастую определение категории «форма правления» ограничивается «набором» центральных органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство. Например, В.В. Маклаков пишет, что «…под формой правления пронимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти».[4]

В государственноведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства (монарха или президента); с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включается отношение между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Таким образом, под формой правления подразумевается характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними.

Применительно к конкретному государству под формой правления можно определить установленную конституцией юридическую модель организации и взаимодействия высших органов государственной власти.

Следует назвать критерии, по которым различаются формы правления:

          1. Юридический источник суверенитета.

          2. Полномочия и политическая роль представительного органа власти.

          3. Состав полномочий и политическая роль государства.

          4. Условия ответственности главы государства.

          5. Тип политико-правовой связи между государством и личностью, иными словами, гражданство или подданство оформляют отношения между государством и политически правоспособными лицами.

Классификация форм правления, осуществляется следующим образом.

По способу участия народа в принятии законов различаются:

а) формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (обычно республиканские формы правления);

б) формы правления, при которых в государстве действуют выборные представительные органы власти (республика, ограниченная монархия);

в) формы правления, при которых не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).

В зависимости от организации принципа разделения властей:

а) формы правления с «жестким» разделением властей (президентские республики);

б) формы правления с «гибким» разделением властей (парламентские республики);

в) формы правления, основанные на принципе единства власти.

Такие формы правления, при которых вся власть (законодательная, исполнительная, реже судебная) сосредотачивается в руках одного субъекта (органа), получили наименование «правления собрания» или «правления парламента». Директоральное правление (le régime directoral) характеризуется главенствующим значением центрального представительного органа, решения которого обязано полностью выполняться правительством.

По положению парламенту в механизме государства выделяются:

а) парламентские формы правления, устанавливающие верховенство парламента (парламентские республики и монархии);

б) внепарламентарные формы правления (абсолютная монархия).

Традиционная классификация форм правления выделяет – монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Встречаются и гибридные, нетипичные формы правления (выборная монархия, республики с пожизненными президентами).

Основное различие между двумя основными формами правления, существующими в зарубежных государствах – монархией и республикой – состоит в способе замещения должности главы государства и порядке формирования, а также ответственности правительства (высшего органа исполнительной власти). Некоторые исследователи добавляют к этим двум признакам еще и возможности роспуска представительного органа государства (парламента или одной из его палат). Вместе с тем в современных условиях наблюдается тенденция стирания  различий форм правления, и ниже мы подробнее остановимся на специфических формах правления.

 

2. Монархии в зарубежных странах 

 

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия, как правило, на неопределенный срок.

Исторически монархия была доминирующей формой правления. Например, до 1914 года в Европе существовало только 4 республики – Франция, Португалия, Швейцария, Сан-Марино. В настоящее время монархии существуют в Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии, Нидерландах. Однако, несмотря на архаичность монархии, она продолжает оставаться одной из ключевых форм правления, а некоторые страны вообще возвращались к ней, преобразовавшись из республики в монархию (например, Испания).

Известно множество различных видов монархий. Прежде всего, они подразделяются на абсолютные и конституционные либо ограниченные (при этом необходимо учитывать, что в абсолютных монархиях тоже может быть конституция). В свою очередь последние, включают в себя дуалистические и парламентские монархии.

Абсолютная монархия характеризуется следующими признаками.

1.    полновластие монарха во всех областях государственной жизни;

2.    отсутствие разделения властей;

3.    отсутствие представительных органов власти избираемых народом;

4.    октроированная конституция, которая носит формальный характер.

5.    наличие некоторых совещательных органов, действующих при монархе.

Так, согласно конституции Омана 1996 г., действует двухпалатный совещательный орган Совет Омана, состоящий из Совета шуры (83 члена) и Государственного совета (48 членов). Совет шуры назначается султаном из числа избранных в 59 провинциях кандидатов сроком на три года с правом переизбрания на последующие сроки. Состав Государственного совета назначается султаном также на три года. Государственный совет наделен только совещательными функциями. Прерогативой Совета шуры являются рекомендации по пересмотру законов, относящихся к социальной и экономической сферам 

В настоящее время в чистом виде абсолютных монархий не существует, близкая к ним форма правления установлена в Омане, Саудовской Аравии, Катаре.[5] Хотя некоторые авторы Оман, Саудовскую Аравию признают абсолютными монархиями.[6]

Конституционная (ограниченная) монархия традиционно характеризуется наличием акта, как правило, конституции и парламента, ограничивающего полномочия монарха. Конституционная (ограниченная) монархия подразделяется на два вида – дуалистическую и парламентскую.[7]

Дуалистическая монархия является переходной формой правления от абсолютной монархии к парламентской.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками:

1. при этой форме правления существуют одновременно два политических учреждения – монарх и парламент;

2. дуализм власти, монарх ограничен в сфере законодательства;

Дуализм власти выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Наличие этого признака подвергается критике со стороны некоторых исследователей.

Вообще под дуализмом власти понимается равновесие между исполнительной и законодательной властью, когда ни одна из них не может «пересилить» другую и они обе вынуждены «сосуществовать», уравновешивая друг друга. Дуализм свойственен президентским республикам, но не так называемым «дуалистическим монархиям», в которых монарх может распустить парламент, делает вывод В.В. Маклаков.[8]

3. монарх назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним;

4. отсутствие института парламентской ответственности правительства;

5. ограниченность монархом законодательных полномочий парламента (право вето, право назначения некоторых членов парламента и др.);

6. наличие у монарха права роспуска парламента.

Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Марокко, Монако, Иордании.

Парламентская монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Люксембург).

Признаки парламентской монархии следующие:

1. ограничение власти монарха  только в области законодательства;

2. юридически за монархом сохраняется право назначения главы исполнительной власти, но фактически существует парламентский способ формирования правительства; фактически обычно состав правительства определяется парламентским большинством.

3. формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут;

4. наличие института парламентской ответственности правительства;

Первоначально в парламентских монархиях правительство несло ответственность и перед монархом, и перед парламентом. В последствии, в связи с утратой монархами своих полномочий, подобные монархии стали преобразовываться в монистические, и правительство стало нести ответственность только перед парламентом. Именно монистическая разновидность понимается в настоящее время под парламентской монархией.

5. наличие института контрасигнатуры (подписания акта главы государства курирующим министром или премьером);

В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром (главой правительства).

Парламентская монархия существует во многих развитых государствах современного мира – Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Великобритании, Японии, Норвегии, Люксембурге и др.

Объем полномочий монарха в различных странах зависит от исторической эволюции отношений монарха и парламента, от соотношения политических сил в момент принятия конституции и т.д. Многие полномочия монарха на практике реализуются правительством. Политическая и юридическая ответственность монарха отсутствует; ответственность за акты, подписанные монархом, ложится на конртрассигнирующего  министра.

Контрассигнация (от лат. contra – против и signare – подписывать; буквально «подписывать рядом») – скрепление акта главы государства подписью министра (главы правительства), означающие, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепившее его лицо.

 

3. республики в зарубежных странах

 

Республика представляет собой такую форму правления, при которой  высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительным учреждением на определенный срок.

Республиканская форма правления была известна и античному, и средневековому государству, однако наибольшее свое развитие распространение она получила в новое время. В историческом плане демократическая республика является наиболее приемлемой формой буржуазного государства, при которой полностью ликвидируются, какие бы то ни было пережитки феодальной государственности. Существуют два основных, классических вида республиканской формы правления — президентская (США) и парламентарная республика (Италия, ФРГ).

Одним из ключевых их отличий является порядок формирования и адресат политической ответственности правительства за свою деятельность. Причем, важно различать политическую ответственность (за эффективность, целесообразность, последовательность проводимой политики) и юридическую ответственность, которая наступает за правонарушения.

Президентская республика представляет собой форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти.

Признаки характерные для президентской республики:

1. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. В зарубежной теории и практике сложилось устойчивое различие между президентской и парламентской формами правления – в первых действует жесткое разделение властей, во вторых – гибкое.[9]

При жесткой организации разделения властей высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Так, исполнительной власть даже не обладает законодательной инициативой, а влияние исполнительной власти на законодательную зачастую ограничивается правом вето главы государства на принятые законы.

Большинство признаков президентской республики обусловлены именно подобной организацией разделения властей.

2. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Для рассматриваемой формы правления характерно объединение полномочий главы государства и главы кабинета министров в руках президента.

3. Внепарламентский метод замещения должности президента.

Глава исполнительной власти президентских республик получает свой мандат от народа – путем прямых выборов или косвенных, но всегда независимо от парламента. В силу этого президент независим от парламента при осуществлении своих полномочий.

4. Внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности.

В президентских республиках существует несовместимость между должностью члена правительства и статусом депутата. Президент сам формирует исполнительную власть. Соответственно министры несут персональную ответственность только лишь перед главой государства.

5. Отсутствие у президента права роспуска парламента.

Сила парламента в президентской республике выражается в возможности осуществлять законодательные полномочия без оглядки на президента – ведь последний не может распустить парламент.

Президентская республика создает весьма благоприятные юри­дические предпосылки для сосредоточения в руках президента обширных полномочий. В свою очередь, отсутствие у президента пра­ва роспуска парламента лишает правительство возможности при­менять в отношении парламента угрозу досрочных выборов, что является обычной прак­тикой в парламентарных странах.

Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе Конституции 1787 г. Система высших органов государственной власти США строится на ос­нове принципа «сдержек и противовесов», согласно которому Пре­зидент, Конгресс и Верховный суд наделяются такими полномочия­ми, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

Таким образом, президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления (форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости). Однако не следует абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм без учета их конкретного политического содержания.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность, который избирает или с участием которого избирается глава государства.

Парламентарная республика характеризуется определенными признаками:

1. Парламентская республика строится по принципу гибкого разделения властей.

2. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности главы правительства (премьер-министра).

3. Глава государства избирается парламентом или с участием парламента.

4. Правительство формируется парламентским путем из числа членов парламента (лидеров партии, располагающей парламентским большинством). Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный (формальный) характер.

5. Правительство несет ответственность перед парламентом.

Для рассматриваемой формы правления характерно, что парламент (в некоторых случаях его нижняя палата) могут отправлять в отставку правительство или иным способом контролировать исполнительную власть.

«Фундаментальным принципом парламентской формы правления является институт доверия – механизм, позволяющий проверять, имеется ли согласие между правительством и парламентом по поводу проводимой политики… Доверие – постулат парламентского режима… Юридическими формами выражения доверия являются вотум доверия (недоверия), резолюция порицания, и, в определенной степени, интерпелляция».[10]

6. Глава государства не несет политической или юридической ответственности за свои действия.

Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром (либо главой правительства), который и несет за них ответственность. Это формально объясняется как раз тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия, за исключением случаев государственной измены и иных преступлений.

7. Президент формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента, может быть осуществлено только с согласия правительства.

Парламентарная республика менее распространенная форма правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарными республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Ирландия, Исландия, Греция, Индия, Израиль, Ливан, Турция и некоторые другие.

Таким образом, в парламентской республике совершенно иные взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями. В большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: верховенство парламента сочетается с контролем правительства; ответственность правительства перед парламентом коррелируется с возможностью роспуска парламента по инициативе правительства; обширные президентские полномочиями фактически реализуются не главой государства, а правительством.

C учетом обширного распространения к числу типичных республик можно отнести и полупрезидентскую республику.

Полупрезидентская республика отличается сочетанием признаков президентской и парламентской республики. Однако такое сочетание бывает разным. Например, сильная президентская власть сочетается с политической ответственностью правительства перед парламентом, а также правом президента роспуска парламента (Франция). Наблюдаются черты таких республик и в ряде постсоциалистических государств (Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония и др.).

В числе признаков такой республики:

1. Президент, как правило, избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий в политической жизни, которыми практически не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим характерен для парламентской республики (парламентаризм или министериализм) (Австрия, Исландия, Ирландия).

2. Правительство опирается на парламентское большинство, Президент направляет политический курс, Правительство его осуществляет. В случае неэффективной реализации курса правительство несет ответственность перед Президентом и отправляется им в отставку (Финляндия, Швейцария).

Итак, каждая форма правления имеет вои достоинства и недостатки. Например, президентской республике присуща большая стабильность, парламентской напротив большая гибкость и подвижность. Наличие нетипичных форм лишь подчеркивает их многообразие и специфику.

 

4. нетипичные формы правления  в зарубежных странах

 

Помимо традиционных форм правления в зарубежных странах существуют иные, нетипичные формы как монархического, так и республиканского правления, которые содержат элементы различных моделей в разных сочетаниях.

Среди монархий это выборная монархия, где правитель избирается от территорий на определенный срок (Председатель совета Эмиров в ОАЭ, глава Малайзии, избираемый Советом правителей, в состав которого входят 13 монархических штатов), теократическая монархия (Ватикан) и монархии, построенные по принципу личной унии (страны Британского Содружества).

В числе республик можно выделить суперпрезидентскую республику, а также республику советского типа.

Ряд латиноамериканских и афроамериканских государств, взяв на вооружение классический пример президентской республики в США,  установили фактически суперпрезидентскую республику, которая отличается концентрацией  в руках президента широкого круга полномочий. Хотя некоторые ученые не принимают такой подход, выделяя монократическую республику, где центральной фигурой является единоличный лидер (президент, фюрер и т.п.).[11] Таким республикам свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических. И если в суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы, то  президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, «руководителей государства». (последняя возможность предусмотрена в КНДР).[12]

Республика советского типа отличается отсутствием принципа разделения властей, единством и полнотой власти советов, централизацией власти (КНР, КНДР, Куба, Вьетнам).

Теократическая республика предполагает принадлежность власти духовенству (Иран).

Достаточно обширное число существующих форм правления свидетельствует об отсутствии у них единого стандарта, модели. Форма правления того или иного государства по своему уникальна, индивидуальна, обусловлена правовым традициями, особенностями исторического развития, спецификой и потребностями нации. Потому конституционная характеристика конкретного государства должна строиться на основе сложившихся теоретических конструкций, но и с учетом особенностей национального, территориального, экономического и т.п. развития.

 

 

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ 8.

«Федерация  в зарубежных станах»

 

1. Понятие и виды федераций

 

Территориальное устройство публичной власти в государстве  базируется на его территориальном делении. Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью наиболее эффективного управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называют: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

Территориальное деление есть система территориальных единиц, пространственная, географическая основа территориального устройства государства. В литературе используются термины политико-территориальное устройство, территориальное устройство и государственное устройство, условно их можно отождествить, суть их едина и сводится к территориальной характеристике государства.  

Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство – важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые бы оптимально обеспечивали осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства.

Выделяют различные элементы государственного устройства. К таким элементам относят:

1)      территориальную организацию государства;

2)      формы взаимоотношений государства в целом с его составными частями;

3)      принципы, положенные в основу государственного устройства.

Таким образом, государственное устройство определяется как территориальная организация государства, включающая принципы и формы взаимоотношений государства с его составными частями.

Государственное устройство – это разделение  территории государства на определенные части посредством установления их правового статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между последними.

Содержание государственного устройства включает:

– характеристику территориальной целостности государства;

– установление принципов взаимоотношений государства и его частей;

– конкретный способ и объем разграничения компетенции между Центром и регионами;

– единство правового пространства;

– степень участия регионов в решении общегосударственных задач. [13]

Не вполне правомерно отожествлять понятия государственного устройства и формы государственного устройства. Первое является исходным для второго, которое конкретизирует первое. Иными словами, форма государственного устройства есть внешнее выражение территориальной структуры конкретного государства или группы государств.

Форма государственного устройства есть совокупность обобщенных критериев, характеризующих внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающие также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.[14]

Форма государственного устройства показывает:

      какова внутренняя структура государства;

      каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их с государством в целом и между собой;

      в какой государственной форме выражаются интересы каждого относительно обособленного территориального коллектива людей, проживающего на территории данного государства.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарное (от лат. «один») и федерация (от лат. «укреплять союзом»). Конфедерация – союз суверенных государств, строго говоря, к форме государственного устройства не относится, этот союз государств – субъект международного публичного права.

Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого рода социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована.

Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более, если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств

Существуют и иные нетипичные формы территориально-политической организации государств. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Британское содружество, СНГ и т. д.), союзное государство (России и Белоруссии), ЕС.

Термин «федерация» происходит от латинского слова "федераре", что означает "объединять”, “укреплять союзом".

К признакам федерации относятся следующие: субъектный состав; территория федерации состоит из территории ее субъектов; самостоятельность субъектов; законодательный орган федерации – двухпалатный парламент; действует федеральная конституция и законодательство, а также действуют конституции и законодательство субъектов федерации; существует одновременно система высших органов власти федерации и ее субъектов; субъекты федерации могут иметь свое гражданство.[15]

Итак, федерация есть сложное союзное государство, имеющее многоуровневую территориальную структуру и объединяющее в себе несколько государственных образований, обладающих определенной политико-правовой самостоятельностью и участвующих в решении общегосударственных задач.

Важнейшими признаками федерации являются:

– наличие относительно самостоятельных территориальных единиц (субъектов федерации);

– наличие органов государственной власти субъектов федерации, обладающих определенной самостоятельностью и собственной компетенцией;

– реальное представительство и участие субъектов в решении федеральных вопросов.

Иногда в литературе федерацию называют союзом государств (государственных образований). Однако такой подход не отражает  природы федерации и ведет к смешению с конфедерацией, представляющей собой союз суверенных государств. Вместе с тем союзное государство может рассматриваться и как самостоятельная форма государства (Союзное государство России и Белоруссии).

Поэтому федерацию необходимо отличать от союзного государства как самостоятельного вида объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает черты, характерные для единого государства (например, ЕС).[16]

Среди видов федераций выделяют:

В зависимости от юридических оснований образования федерации различают конституционные и договорные федерации. Первые возникают на основе конституции и создаются как-бы «сверху» (Бельгия, Германия). Вторые возникают как результат добровольного соглашения нескольких государств об объединении в одно государство (США).

По соотношению статусов различных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром федерации делятся на симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации, где субъекты имеют  разный правовой статус, особенности в правовом положении.

Как отмечает В.Е. Чиркин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение, ибо показывает совпадение (несовпадение), в первую очередь конституционных прав и обязанностей субъектов федеративных государств.[17]

Исходя из этнической окраски субъектов и национального критерия выделяют территориальные федерации (США, Австрия, Мексика) и национально-территориальные, где федерализм служит средством разрешения национального вопроса (Индия, Бельгия, Канада).

С учетом степени централизации выделяют интеграционные и деволюционные федерации. Первые представляют собой в основном централизованные федерации, а вторые, напротив, функционируют с преобладанием децентрализованных тенденций.

 

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации

 

В мировой практике существуют несколько основных моделей конституционно-правового разграничения предметов ведения и полномочий, складывающихся из следующих элементов: исключительной федеральной компетенции; исключительной компетенции субъектов Федерации; совместной компетенции Федерации и ее субъектов; остаточной компетенции, распределяемой конституциями различно в зависимости от степени централизованности Федерации.

Ведущим параметром, определяющим особенности конституционно-правового регулирования круга предметов ведения, является способ разграничения предметов ведения. В государственно-правовой литературе выделяются два основных способа разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов: дуализм и кооперация.

Дуалистический способ предполагает строгое разделение государственной власти «по вертикали» на два независимых друг от друга уровня управления – федеральный и региональный.

В этом случае определяются либо только предметы ведения Федерации, либо предметы федерального и регионального ведения. Считается, что государственная власть строго разделена и ни одна из сторон не вправе вмешиваться в сферу власти другой стороны.

Таким образом, при дуалистическом способе конституционного разграничения компетенции (предметов ведения) Федерации и ее субъектов можно обозначить две основных модели. При первой конституция государства ограничивается установлением исключительной компетенции федерации (США[18], Австрия, Швейцария) и передачей всех остальных полномочий субъектам федерации. Вторая модель характерна тем, что конституция государства устанавливает две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика).

Другой способ конституционного разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов – способ кооперации. Он предполагает взаимодействие, «кооперацию» различных уровней управления при решении определенного круга вопросов. Данный перечень вопросов получил название «совместной» (совпадающей, конкурирующей) компетенции.

В рамках «кооперативного» способа разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами можно выделить также два варианта. В первом случае конституция перечисляет три сферы предметов ведения: федерации, субъектов федерации и совместную (Индия). Причем Конституция Индии перечень полномочий Федерации оставляет открытым, а также предусматривает ряд оснований вмешательства федерации в компетенцию штатов. Второй заключается в том, что конституция государства определяет компетенцию федерации и так называемую сферу совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции федерации и ее субъектов (Россия, ФРГ, Австралия).

Наибольший интерес представляет собой модель конкурирующей компетенции федерации и земель в ФРГ (ст. 72, 74 Основного Закона 1949 г.). Она означает возможность законодательствовать землям в том случае, пока Федерация свои права законодательства не использует.

 

 

3. организационная самостоятельность субъектов федерации

 

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно- территориальное деление.

Субъект федерации – государственное образование в составе федерации, обладающее определенной политико-правовой самостоятельностью. Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США, Индия, Мексика), провинции (Канада, Аргентина, Пакистан), земли (Австрия, ФРГ), кантоны (Швейцария).

Государственноподобный характер субъектов федерации выражается в наличии у них, как правило, конституции, своего парламента, правительства, иногда особой судебной системы и военизированных формирований (США), зачастую собственного гражданства и символов – герба, флага, гимна (США, Австрия, Германия). Другие федерации не признают гражданства своих субъектов (Бельгия, Индия, Малайзия).

Конституции некоторых федераций содержат предписания, регулирующие основы государственной организации субъектов федерации. Например, в соответствии с 1 ст. 28 основного закона ФРГ, конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального государства правового государства в духе федерального Основного закона. Некоторые конкретные нормы, касающиеся компетенции, собственности и организации законодательной и исполнительной власти в штатах, содержаться в ст. 25-28 Конституции Бразилии.[19]

Как правило, конституции современных федераций не называют субъекты федерации суверенными.

Вопрос о наличии ограниченного суверенитета у субъектов федерации в литературе спорен. Представляется, что суверенитет един и неделим. Суверенитет субъекта федерации теоретически  возможен, если за субъектом федерации закреплено право сецессии (выхода из состава федерации). Но таких федераций практически не существует, и этот признак характерен для конфедерации.

Самостоятельность субъектов федерации проявляется в праве реализации как внутренних, так и внешних сношений. Во-первых, это проявляется в сотрудничестве между субъектами в решении вопросов их компетенции. В ряде стран существуют устойчивые формы такого сотрудничества, как, например, в США Совет правительств штатов, Национальная конференция легислатур, Национальная ассоциация губернаторов.

Однако конституцией не всегда представлена  возможность внешних отношений. Например, Конституцией США по существу наложен запрет штатам на осуществление внешних отношений. В свою очередь земли ФРГ, кантоны Швейцарии в соответствии с федеральными конституциями могут при определенных условиях заключать международные договоры и соглашения.

 

4. формы участия субъектов федерации в формировании общефедеральной воли

 

Устойчивость федерации обеспечивается и практически всегда существующими возможностями участия субъектов в федеральных делах. Такой подход позволяет оптимизировать взаимоотношения Центра и регионов, позволяет выработать компромиссные решения в системе выстраивания гармоничных федеративных отношений.

Ключевой формой такого участия является воздействие субъектов на общефедеральные дела посредством участия в принятии законов на федеральном уровне. Во-первых, такая форма реализуется посредством создания и работы верхней палаты федерального парламента, состоящей из представителей субъектов федерации. В  федерациях по-разному закреплены принципы равного (Сенат США) или неравного представительства (Бундесрат ФРГ). Во-вторых, парламенты субъектов должны активно включаться в федеральный законодательный процесс путем внесения законодательной инициативы, согласования законопроектов, участия в работе комиссий, советов законодателей и т.п. В-третьих, важно конституционно закрепить  широкий круг полномочий верхней палаты парламента, т.н. равноправный бикамерализм (США, Швейцария).

Другой формой является участие субъектов в федеральной исполнительной власти, что «поднимает» субъекты на федеральный уровень, устраняет или снижает возможные недовольства по отношению к центральной власти. Среди способов такого участия: избрание Президента, в том числе представителями земель (ФРГ), назначение членов правительства с участием верхней палаты парламента (Швейцария), создание представительств субъектов в федеральном правительстве (Канада). Также возможно образование совещательных, консультативных органов при федеральном руководителе (Федеральный канцлер ФРГ периодически проводит совещания с руководством земель).

       Еще одной формой участия субъектов в формировании общефедеральной воли является их участие в пересмотре (изменении) федеральной конституции. И, как правило, федеральная конституция предусматривает такую возможность, напрямую (США, Канада), а иногда ограничиваясь их участием в работе верхней палаты парламента (ФРГ).[20]

          К числу форм участия субъектов в решении общефедеральных дел относят автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы; участие субъектов федерации в заключении международных договоров, затрагивающих их интересы.[21]

 

5.формы контроля федерации за исполнением Конституции и федеральных законов субъектами федерации

 

Предоставляя субъектам федерации определенный набор полномочий федеральная Конституция может закреплять  комплекс гарантий и форм прямого федерального воздействия на регионы.

Закрепляя в Конституции принципы единства и целостности государства за субъектами федерации, не признается  право сецессии (выхода) и государственный суверенитет, что можно рассматривать как меры косвенного федерального контроля федерации за деятельностью субъектов.

Поддержание установленного равновесия федеративных отношений возлагается обычно на органы конституционной юстиции. Прежде всего, на них возлагается судебный конституционный контроль (проверка конституционности актов регионов, толкование федеральной Конституции). Существование судебной процедуры разрешения конфликтов между Федерацией и ее субъектами может быть отнесено к одной из форм федеративного контроля и к одной из гарантий обеспечения целостности федераций.

Другой, более жесткой формой контроля федерации за субъектами является институт федерального принуждения (вмешательства, интервенции) который может быть закреплен в  той или иной форме  в конституциях и законодательстве большинства федераций. Например, нормы о таком вмешательстве не содержит Основой закон Австрии 1920 г. В Индии такой институт называется президентским правлением.

Конституционно-правовой институт федерального вмешательства представляет собой систему правовых норм, устанавливающих основания для федерального вмешательства, порядок и органы его реализующие, временные изменения в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами.

Федеральное вмешательство проводится в тех случаях, когда субъект федерации не может функционировать надлежащим образом. Так, в соответствии со ст. 37 Основного закона ФРГ 1949 г. если земля не выполняет возложенные на нее законодательством обязанности, федеральное правительство с согласия Бундесрата может побудить землю к выполнению своих обязанностей.

 

 

 

Тема лекции 9.

«Понятие и виды избирательных систем»

 

1. Понятие Избирательной системы

 

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. Однако содержание понятий раскрывается по-разному.

Одни авторы под избирательной системой в широком смысле понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов, которые в своей основе регулируются конституционным правом, но, кроме того, нормами общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали и этики.

Другие к избирательной системе относят также основные принципы избирательного права: всеобщность, свободное участие в выборах, равенство, состязательность избирательного процесса, гласность при подготовке и проведении выборов и другие, на основе которых строится избирательная система.

Представляется, что под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает в себя несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельности политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов, средств массовой информации и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

В узком смысле слова избирательную систему принято рассматривать исключительно как закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

В рамках данной лекции акцент будет сделан на понимание избирательной системы в узком ее значении, будут рассмотрены основные виды избирательных систем зарубежных стран.

Основные виды избирательных систем в зарубежных странах – пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

В ряде государств действуют смешанные избирательные системы. Смешанная избирательная система представляет собой систему формирования представительных органов власти, при которой половина избираемого органа формируется по пропорциональной системе, а половина – по мажоритарной. По такой системе осуществляются выборы в Бундестаг ФРГ, Палату депутатов Национального Конгресса в Мексике и др. (например, в Италии).

 

2. МАжоритарная избирательная система. Мажоритарная система относительного и абсолютного большинства. Система единственного непередаваемого голоса. Кумулятивный вотум

 

Мажоритарная избирательная система. Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite и англ. majoritу – большинство) – это исторически первая избирательная система, в основу которой положен принцип большинства.

В силу своей простоты – если получил больше всех голосов, то победил на выборах – данная система долгое время считалась единственно правильной.

Однако с течением подход к такой формуле стал меняться, так как принцип народного суверенитета требовал учета голосов избирателей, поданных за проигравшего кандидата, а при мажоритарной системе они «сгорали».

Именно поэтому впоследствии на смену мажоритарной системе пришла пропорциональная система, о которой впервые упоминается в речи члена Комитета общественного спасения Л.А.Сен-Жюста в 1973 году при выступлении во французском Конвенте. О пропорциональной избирательной системе речь пойдет ниже.

Мажоритарная избирательная система включает в себя несколько подвидов.

Так, существует деление мажоритарной системы в зависимости от униноминальности (одномандатности) или полиноминальности (многомандатности) избирательного округа.

Помимо этого мажоритарная система может квалифицированная на системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50%+1 голос), т.е. превышающее половину всех поданных голосов избирателей (действует, например, во Франции, Австралии, Ирландии).

Основным положительным моментом при таком голосовании является то, что победитель на выборах действительно обладает большинством голосов избирателей (но необходимо констатировать данный признак только лишь при наличии нижнего порога явка избирателей, в противном случае говорить о реальном народном представительстве вряд ли возможно).

В то же время данная система обладает и рядом недостатков. Во-первых, существует достаточно высокая возможность (до 49,99%) «непредставительства», т.к. утрачивается значение голосов, поданных за других кандидатов. Во-вторых, данная система практически исключает возможность небольших политических партий и общественных объединений, участвующих в выборах, бороться за власть – им трудно рассчитывать на победу в выборах. В-третьих, эта система не всегда результативна. В некоторых случаях голоса распределяются между различными кандидатами, и для того, чтобы выборы состоялись необходимо проводить повторное голосование (второй, третий и др. тур голосования), при котором участвует меньшее количество кандидатов.

Такой способ – голосование в несколько туров – получило название баллотировки (от фр. ballotter – качать, раскачивать, колебать). С возможностью применения баллотировки избираются президенты Австрии, Бразилии, Перу, Польши, Португалии, Франции.

В некоторых странах способом перебаллотировки выступает замена повторного голосования голосованием в парламенте. А в ряде государств предусматривается, что если кандидаты во втором туре наберут одинаковое количество голосов, то победить определяется по возрасту или путем жеребьевки.

Мажоритарная система относительного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей, т.е. превышающее количество голосов избирателей, поданных за любого другого кандидата (применяется в США, Канаде, Индии и др.; более чем в 70 странах мира). При данной избирательной системе действует правило – «First-past-the-post» (первый среди других). Поэтому такую избирательную систему некоторые авторы именуют системой «первого прошедшего».

Преимуществом такой избирательной системы является ее результативность (победитель известен всегда, за исключением случаев, когда в законодательстве установлена возможность победы «кандидата против всех»).

Недостатком же такой системы снова выступает «непредставительность». Наглядно это можно показать на числовом примере. Предположим, что в выборах участвуют 5 кандидатов: кандидат №1 – набрал 30% голосов, кандидат №2 – 25%, кандидат №3 – 20%, кандидат №4 – 15%, кандидат №5 – 10. Несмотря на победу кандидата №1, большинство голосов избирателей – 70% – было подано против данного кандидата.

Такая избирательная система получается несправедливой, особенно для двухпартийных систем (например, в Великобритании).

Интересно описывает В.В. Маклаков (существующий при такой избирательной системе на выборах в Палату Общин Великобритании) закон куба, показывающий связь между результатами голосования и числом распределяемых мандатов.

Этот закон был открыт в 1910 году членом английского парламента Дж.П.Смитом (J.Parker Smith – 1854-1929), изложившим его на заседании Королевской комиссии по избирательной системе Великобритании; вторично закон был сформулирован английским ученым Д.Батлером. Закон гласит: отношение между полученными политическими партиями мандатами равно кубу отношений между набранными ими голосами. Другими словами, если отношение между числом голосов партии «» и партией «б» является как Га/Гб (Г – голос), то отношение  между местами будет Га3/Гб3.Например, на выборах в Палату Общин в 1959 году Консервативная партия набрала 49,8%, Лейбористская партия – 46,3%, остальные партии – 3,9% поданных голосов. Отношение Га/Гб – 49,8/46,3.

Возведя цифры в куб, получим: 49,83/46,33=
123505,99/99252,847=1,2443571. Отношение полученных мест консервативной и лейбористкой партиями составляло 345/277=1,2454873 (идеальное соотношение должно было составлять 344/277).

Для применения названного закона должны соблюдаться некоторые правила: применение униноминальной мажоритарной системы в один тур; существование двух больших политических партий, собирающих подавляющее большинство мест; относительно равномерное распределение по стране голосов, получаемых двумя основными партиями. В настоящее время закон куба в Великобритании начинает нарушаться из-за появления новых партий, блокирования и поляризации избирательного корпуса.[22]

Мажоритарная система квалифицированного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать квалифицированное большинство голосов избирателей, т.е. заранее установленное в законодательстве число голосов избирателей, зачастую гораздо больше половины – 2/3, 3/4 и др. (применяется, например, в Чили).

Кумулятивный вотум или кумулятивное голосование. Кумулятивный вотум (от лат. cumulatio – скопление) – избирательная система, применяемая в многомандатным избирательных округах, при которой избирателю даются несколько избирательных голосов (по количеству замещаемых мандатов), которые он может распределять между всеми кандидатами по своему усмотрению (даже отдать все голоса за одного кандидата).

Преимуществом этой системы является существующая пропорциональность между поданными голосами и распределенными мандатами. Как полагают британские исследователи Э.Лейкман и Д.Д.Ламберт, «…так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно…».[23]

Кумулятивный вотум применялся в некоторых штатах США, Шри-Ланке.

Ограниченный вотум или ограниченное голосование. Ограниченный вотум – это избирательная система, применяемая в многомандатным избирательных округах, при которой избирателю дается меньшее количество избирательных голосов, чем количество замещаемых мандатов.

Названная система была впервые предложена французским математиком М.Ж.А.Н. Кондорсе[24] в одном из выступлений в Конвенте в 1973 году, при обсуждении порядка избрания первичных собраний, которые должны были избирать выборщиков. В настоящее время названная система применяется в Испании для избрания сенаторов в округах, которые представлены четырьмя мандатами: каждому избирателю даются по три голоса.

Система единственного непередаваемого голоса или единый вотум. Система единственного непередаваемого голоса – представляет собой полупропорциональную избирательную систему, при которой избиратель в многомандатном округе голосует только лишь за одного кандидата, а не за список кандидатов. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов. Такая система действовала в Японии с 1902 года по 1993 год, в Южной Корее до 1985 года, используется в Тайване.[25]



[1] Под термином «институционализация» обычно понимается закрепление в правовых и иных нормах статуса соответствующего института.

[2] См.: Кашкин, С.Ю. Политические партии и партийные системы / С.Ю. Кашкин // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2007. – С.329-330.

[3] См.: Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. – М., 2005. – С.148-149.

[4] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.401.

[5]  Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций М.,2007. С. 104-105.

[6] См.: Автномов  А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2006. С. 249-250.

[7] В научной и учебной литературе продолжительное время идет спор о наименовании подобных форм правления. Некоторые авторы, выделяя конституционные монархии, называют их ограниченными. В зарубежной литературе преобладает мнение, что конституционные монархии подразделяются на ограниченные и парламентские. В тоже время в отечественной юриспруденции конституционные монархии делятся на дуалистические и парламенсткие.

[8] См. подробнее: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.408.

[9] См. например: Debbash, Ch. Droit constitutionnel et institutions politiques. 4-e éd / Ch. Debbash, J.-M. Pontier, J.-Cl. Ricci. – P., 2001. – P.177-183.

[10] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.337.

[11] См.: Автономов А.С. Указ.соч.  С. 256-257.

[12]  См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современных государствах // Государство и право. 1994. № 3. С. 35-37.

[13] Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма: монография - М., 2002.– С. 60-72..

[14] Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред.
С.А. Авакьян. – М., 2000. – С. 634.

[15] См.: Глигич-Золотарева, М.В. Правовые основы федерализма / М.В.Гли­гич-Золотарева. – М., 2006. – С. 21-35;  Теория федерализма. – М., 2002. – С. 45-56.

[16] См.: Авакьян, С.А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании союзного государства: конституционно-правовой анализ / С.А.Авакьян // Вестник МГУ. Серия. 11. Право. – 2001. – №1.

[17] Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. – 1994. - №8-9.

[18] Несмотря на то, что большинство авторов относят модель разграничения полномочий в США к дуалистической, следует иметь в виду, что в Конституции США выделяются так называемые «параллельные» полномочия, что свидетельствует о наличии признаков кооперационной модели, предполагающей сферу совместной компетенции Федерации и регионов. Поэтому США мы включаем в данную группу с некоторой условностью.

[19]  См.: Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. М., 2005. С. 230-231.

[20] См.: Маклаков В.В. Указ. соч. С. 833-837.

[21]  См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 194-195.

[22] См.: Маклаков, В.В. Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.518-519.

[23] Лейкман, Э. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем / Э.Лейкман, Д.Д.Ламберт. – М., 1958. – С.90.

[24] Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 – 1794) являлся не только математиком, но и активным политическим деятеле и знаменитым писателем.

[25] См. подр.: Маклаков, В.В. Избирательные системы / В.В.Маклаков // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 1-2 / отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 1995. – С.369-370.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!